Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Модель в менеджменте

31.05.2020 by admin

Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.

Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, — комплексный контроль качества (концепция «делать с первого раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путём включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего.

Основные недостатки этой модели следующие:

  • · Уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворённости рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации труда.
  • · Потеря эффективности иерархической организации в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.
  • · Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос «быстро».
  • · Большое количество уровней управления (до 11-12 в американской автомобильной промышленности, по сравнению с 5-6 в японской), и как следствие — рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек.

Однако, несмотря на присущие ей недостатки американская школа менеджмента на сегодняшний момент получила наибольшее распространение и признание.

На её принципах построили свою работу такие крупные компании как General Motors, General Electric, Emerson, Caterpillar и многие другие. Фактически это универсальная модель управления. Как писал Питер Друкер — известный представитель американской школы менеджмента — «менеджмент — это специфическая и определяющая структура всех и каждой организации».

Положительные особенности американской системы менеджмента:

  • · Значительное теоретическое обоснование процессов управления.
  • · Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника.
  • · Чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров.
  • · Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция «делать с первого раза».
  • · Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) — концепция «точно вовремя».
  • · Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.
  • · Перспектива карьерного роста в компании.
  • · Поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили). Ответственность начальников за действия подчинённых .

Выделяют три основные модели менеджмента: японская, американская и западноевропейская.

Американская модель:

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

Для американского менеджмента очень характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

Основные характеристики : индивидуальных характер принятия решений; индивидуальная ответственность; ориентация управления на отдельную личность; формальные отношения с подчиненными; карьера обуславливается личными результатами; оплата труда по личным достижениям; наем на работу на короткий период

Американская модель менеджмента — идеальная модель для карьеристов. Она обеспечивает быстрое развитие и продвижение работника в рамках компании. Вместе с тем работник может развиваться специализированно, т.е. выстраивать горизонтальную карьеру. Для этого проводятся разнообразные курсы повышения квалификации при университетах и колледжах.

Японская модель:

Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха — умение работать с людьми.

В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

Основные характеристики: управленческие решения принимаются коллективно; коллективная ответственность; коллективный контроль; личные неформальные отношения с подчиненными; продвижение по службе по старшинству и стажу работы; подготовка руководителей универсального типа; оплата труда по показателям работы группы; пожизненный наем, переход в другую фирму считается неэтичным поступком; оплата труда с учетом выслуги лет и вклада в рационализацию и качество процесса; система непрерывного обучения преимущественно на производстве,без отрыва от него.

Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все — одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров — установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха.

Практика показывает, что работники, длительное время работающие вместе, создают атмосферу самомотивации и самостимулирования. Управление при этом носит в основном рекомендательный характер — в этих условиях не следует слишком четко определять круг обязанностей каждого, потому что каждый готов делать то, что необходимо

На фирмах Японии применяется целая система нематериального (морального) стимулирования хороших работников: продвижения по службе; выдача премий, ценных подарков; выдача авторских свидетельств; проведение специальных заседаний на которых отмечается высококачественная деятельность сотрудника; предоставления льгот на покупку акций предприятия; оплачиваемые поездки на предприятия заказчика (в том числе и в другие страны); организация загородной поездки для работников с семьями за счет фирмы; организация совместных обедов работников с руководством фирмы; специально отведённые места для парковки машин и т.п.

Заподноевропейская модель :

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.

Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование :предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50-60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

Особенности американской модели менеджмента

Американская модель менеджмента характеризуется тем, что сама наука менеджмент впервые сформировалась и оформилась именно в США. Американская модель менеджмента используется корпорациями Соединенных Штатов, Великобритании, Австралии, Канады, Новой Зеландии и др.

Американский менеджмент как методологическая основа управления изначально применял основные положения классической школы. В современном мире, вместе с приверженностью классической школе, американские компании в своей деятельности широко используют теорию школы человеческий отношений, ситуационный подход и стратегическое управление.

Американская модель менеджмента характеризуется тем, что современный деловой мир Америки вступил в новую фазу формирования управления, которая основана на системе информационного обеспечения и переработке информации. В соответствии с мнением американских социологов, можно говорить о главных составляющих экономического развития в качестве менеджмента и капитала.

Формирование американской модели

Большое влияние на формирование американской модели менеджмента оказали особенности заселения континента, культурные и религиозные традиции. На время активного заселения контингент было необходимо быть активным, деятельным, в надежде лишь на собственные силы. С течением лет основным мотивом деятельности американцев становится обогащение.

Основные качества американцев, на базе которых выстраивается американская модель менеджмента, включают в себя уверенность, общительность, честолюбие, оптимизм и острое чувство индивидуализма. Американцы считают, что без данных качеств нельзя пробиться в деловой мир и невозможно сделать успешную карьеру.

США отличаются от многих государств характерным для них юридическим образом мышления, вторжением юристов в различные сферы бизнеса. В Америке предприниматели очень часто не доверяют своим коллегам, при этом на работе поощряется конкуренция и действует схема, по которой должен победить сильнейший.

Принципы управления в модели

Основная задача управления американской модели менеджмента является не просто работа с людьми, а работа с личностями. Американский менеджер являет собой образ индивидуалиста, для которого борьба за прибыльность компании представляет собой не процесс служения собственному делу и обществу, а больше средство достижения личного успеха, достижения богатства и продвижение.

Американская модель менеджмента включает в себя основные принципы управления, среди которых можно назвать:

  1. четкую формализованную структуру управления и контроля;
  2. осуществление индивидуального процесса принятия решений;
  3. личный контроль руководства;
  4. стили руководства, которые основаны на индивидууме;
  5. широкое распространение делегирования власти;
  6. целевые формальные отношения с подчиненными;
  7. точные оценки и продвижение, которые основаны на индивидуальных достижениях и результате;
  8. осуществление найма в соответствии с деловыми качествами;
  9. тесная взаимосвязь размера заработной платы и индивидуальных результатов (производительности);

В отличие от многих стран, в первую очередь от Японии, американское предприятие не проявляет заботы о своих работниках. Американская модель менеджмента характеризуется отсутствием большой зависимости сотрудников от компании, любой из них может приниматься на предприятие на короткие сроки, может наказываться или увольняться за допускаемые ошибки, просчеты или принимаемые неверные решения.

Кадровая политика американских предприятий в большинстве случаев выстраивается на одинаковых принципах по определенным направлениям. Среди общих критериев подбора кадров можно назвать: уровень образования, практический опыт работы, психологическую совместимость и способность работы в коллективе.

Руководящие сотрудники американских фирм назначаются, при этом обеспечение квалифицированными работниками (наладчиками, инструментальщиками, ремонтным персоналом) вызывает особенную сложность. Также в США существует нехватка квалифицированных младших управленческих кадров (мастера и начальники участков).

ПРИМЕР 1

Задание Определите черту американской модели менеджмента?

1. Принцип коллективизма в основе работы,

2. Отсутствие большой зависимости сотрудников от компании,

3. Большое значение принципа коллективизма и присутствие патернализма.

4. Недоверие со стороны менеджеров верхнего звена подчиненным и неумение стимулировать деятельность работников.

Ответ 2

ПРИМЕР 2

Задание Что оказало большое влияние на формирование американской модели менеджмента?

1) Культурные традиции,

2) Религиозные традиции,

3) Особенности заселения континента,

4) Все ответы верны.

Ответ 4

Категория «модель менеджмента» является одной из ключевых в науке и практике управления. Это обусловлено тем, что любой руководитель стоит перед самыми сложными вопросами: как управлять вверенным объектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно решать стоящие перед ним задачи.

Ф.Тейлор утверждал, что модель управления — это не изобретение, а эволюция. Модель управления вынашивается и формируется годами, десятилетиями, и даже веками. Она должна быть не «чужеродной», а только «родной», органичной и соответствующей культуре, традициям и духу народа страны, в которой данная модель прививается.

Под «моделью менеджмента» следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде.

Национальная модель менеджмента (НММ)– это совокупность управленческих отношений на типичном предприятии страны

В соответствии со сложившейся практикой модель, которая руководителю или управленческой команде, представляется идеальной или наиболее подходящей может быть:

  • уже готовой, так как мировой и отечественный опыт практического менеджмента дал немалое количество моделей, которые в свое время и при определенных условиях дали положительный результат;

  • сконструированной моделью по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления;

  • базовой моделью управления, которая в максимальной мере отвечает предъявляемым требованиям, при этом исключаются из неё нежелательные элементы, разрабатываются и встраиваются в нее новые элементы, отвечающие специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования;

  • принципиально новой моделью, опирающейся на совершенно новую парадигму, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать доминантными в будущем.

Особый интерес представляет классификация моделей менеджмента по территориальному признаку. В соответствии с этим критерием самыми известными и сложившимися моделями менеджмента являются американская, японская и западноевропейская модели. Они имеют весомые различия, в которых учитываются особенности конкретной страны, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития и ментальность их жителей.

Сравнительный менеджмент — это дисциплина, в которой рассматриваются, сравниваются или сопоставляются различные национальные модели менеджмента

Интерес исследователей к национальным моделям менеджмента, а стало быть, и к их сопоставлениям, может объясняться разными причинами. В одних случаях, он определяется процессами транснационализации экономической деятельности, а в других — достижениями экономики конкретной страны или проводимыми там реформами. В 1950–1960-е гг. возникла концепция универсального менеджмента. Американский менеджмент стал восприниматься как эталон, ибо именно американская экономика в эти годы демонстрировала существенно лучшие результаты, чем любая другая (европейская или японская). Аналогичным образом экономические и технические достижения Японии 1960–1980-х гг. закономерно увязывались с японской моделью менеджмента, и это, в свою очередь, объясняет значительное количество посвященных этой модели публикаций в США и Западной Европе. Исследователей интересовал перенос в экономику западных стран японских организационных форм, их внутрифирменных и межфирменных организационных структур, а также институциональных механизмов.

Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:

  1. планирование (включая разработку миссии, целей и прогнозирование);

  2. организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов);

  3. связывающие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений)

  4. обеспечение эффективности деятельности организации (включая, управление трудовыми ресурсами, функционированием операционных производственных систем)

В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и долгосрочному планированию.

Интеграционные процессы в Европейском союзе обусловили интерес к европейской модели менеджмента. Предметом широкой дискуссии стала парадигма евроменеджмента и соотношение конвергентных и дивергентных факторов в процессе европеизации стилей менеджмента в европейских организационных культурах.

Понятие «европейская модель менеджмента» стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза. В понятие европейской модели включают совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы. Но каждое европейское государство имеет свои исторические, культурные и экономические пути развития. В соответствии с этими процессами развивались и закреплялись национальные черты менеджмента этих стран. В этой связи европейская модель представлена, как совокупность национальных моделей. Например, долгое время швейцарская модель менеджмента, несмотря на значительные экономические успехи страны, управленческой наукой отдельно не рассматривалась. Зарубежные ученые считали, что специфического швейцарского менеджмента как такового не существует, а стили и методы управления швейцарских предприятий представляют собой адаптацию соответствующих немецкой, французской и итальянской моделей менеджмента.

Европейский менеджмент отличается от американского менеджмента в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.

В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстро реагировать на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособится.

Одно из существенных отличий европейского менеджмента от американского менеджмента состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может, касается и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

В европейской (в частности, немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде:

  1. определение цели;

  2. получение информации;

  3. планирование;

  4. принятие решений;

  5. реализация;

  6. контроль.

В европейской школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объёмов информации, принятию обоснованных решений.

Динамичное развитие экономики КНР в конце 20 – начале21 века в последнюю очередь объясняется особенностями китайского менеджмента. В настоящее время можно говорить о наличии модели » двойного предпринимательства» (переходного к рыночному), что накладывает отпечаток на методы и способы в практике управления. И, тем не менее, за всеми модными нововведениями современного Китая, принятыми от Запада, остаются в силе многовековые традиции в управлении.

В своем становлении японская практика управления в конце 19 – вначале 20 века испытывала влияние со стороны Запада, вплоть до копирования западных образцов в области организации производства, так и управления им. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего — ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента

Вместе с тем копирование западных образцов не было единственным направлением развития практики управления, ибо все же большинство японских компаний ориентировалось на иные отношения управления персоналом, проводя политику патернализма и делая акцент на роль компании как своего рода семьи

Находясь под оккупационным режимом США в послевоенный период, японцы старались применить наиболее рациональные идеи западного, прежде всего американского менеджмента. В Японию были присланы из США наиболее известные специалисты по управлению

В целом возобладали две интерпретации японской модели менеджмента .Во первых, эта модель является японской в смысле специфического японского стиля, который не существует где- либо еще в мире. Во- вторых о японской модели можно говорить применительно к методам, когда сходные понятия существуют и в других странах, но с другими функциями. При этом оказывалось, что характеристики японского менеджмента известны и в других странах. но становились уникальными только в специфической культурно – институциональной среде Японии .Все сводилось к трем «священным» чертам системы управления: пожизненный найм, система продвижения по старшинству, пофирменные (встроенные в структуру управления) профсоюзы

В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Чем отличается японские методы управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий — повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Очевидна разница в акцентах.

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

  1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма — явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

  2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпорационных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпорационные ценности на всех уровнях.

  3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку , чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

  4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота — получение точных данных о качестве.

  5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справиться с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

Польза японского опыта для российского менеджмента заключается, прежде всего, в связи с мягкой интеграцией лучшего, что было выработано в культуре бизнеса в Европе и США.

В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:

  1. планирование

  2. организация работы

  3. оперативное руководство

  4. мотивация

  5. координация

  6. контроль

В японской школе менеджмента основа эффективности деятельности организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы персонала.

Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.

В настоящее время рыночные преобразования в России интерес западных исследователей к российской модели менеджмента.

Существует три различных варианта развития российской модели менеджмента. Первый вариант – копирование западной модели менеджмента. Этот вариант не учитывает особенности российского менталитета. Для него необходимо перевести западные учебники и монографии, и ничего в них не меняя, использовать на практике. Вероятность его реализации высока в силу своей простоты и привычки «слепого» копирования западного опыта. Жизнь показывает, что без большой подготовительной работы к западным реформам, их нерационально использовать на территории России в силу их бесперспективности.

Другой вариант – создание собственной российской модели менеджмента. В этом случае менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управление, отражающие российский менталитет. Говоря о национальном менталитете, следует заметить, что российский менталитет отличается полярностью суждений, приспособляемостью, маневренностью, гибкостью. Создание адекватной модели российского менеджмента потребует длительный период его становления. Кроме того, следует учитывать региональные различия (площадь страны, ее территориальная и экономическая дифференциация регионов).

Третий вариант – адаптация западной модели менеджмента. Он предполагает не «слепое» копирование, а учет особенностей западной теории в современных российских условиях. При этом возникает проблема выбора той модели менеджмента, которая является более адаптированной к российской действительности. Ведь системы управления Японии, США, отдельных стран Западной Европы имеют весомые различия. Каждая из них учитывает специфические особенности конкретной страны, условия функционирования экономики, уровень экономического развития, ментальность их жителей

Исследования национальных моделей менеджмента помимо сугубо академического интереса могут иметь и практический смысл, поскольку позволяют выявить передовой опыт в развитии управленческих технологий, обнаружить в результате сопоставления сильные (и слабые) стороны как «своей», так и «чужой» модели. В том, что последнее возможно, убеждает негативный опыт российских реформ 1990-х гг., когда под вполне благовидным предлогом использования для России в качестве модели развития опыта ряда стран были проигнорированы результаты исследований в области сравнительного менеджмента. нынешние руководители российских предприятий в основном изучали англо- американский опыт управления и теперь используют его в работе. Еще менее результативно переносить корпоративную культуру в коллективы российских предприятий

Таблица 1. Характеристика основных моделей менеджмента

Показатель

США

Западная Европа

Япония

Принятие решений

Индивидуальное

Индивидуально-корпоративное

Коллективное (единогласное)

Форма ответственности руководителя

Индивидуальная

Индивидуально-общественная

Коллективная (групповая)

Система управления

Строго формализована

Формализованная с широким дополнением неформальных отношений

Нестандартно гибкая, неформальная

Продолжение таблицы 1.

Форма контроля

Четко формализованная структура на основе индивидуального контроля

Формализованная структура контроля с широким дополнением неформального общественного контроля

Неформальная организация – основа контроля с использованием коллективного контроля

Делегирование

Распространено

Ограниченно распространено

В редких случаях

Специализация руководителя

Узкая

Расширенная

Универсальная

Основные качества руководителя

Профессионализм Инициатива

Профессионализм, умения поддерживать связи с общественностью

Умение координировать и контролировать

Служебный рост, период найма

Личные результаты, кратковременный найм на работу

Личные результаты, умение налаживать связи, среднесрочный найм

Замедленный, долгосрочный найм

Отношения с подчиненными

Сугубо формальные

Формально-неформальные

Семейные

Участие подчиненных в управлении

С целью научить

В рамках корпоративных отношений

Основа управления компанией

Конкуренция

Сильная

Сильная, но в рамках общественных ограничителей

Практически нет

Отношение к работе

Главное – реализация задания шефа

Выполнение задания с учетом общественных обязанностей

Главное – выполнение обязанностей

Заработная плата

В зависимости от результатов труда

Результат труда, стаж, общественные функции

Стаж

Национальные особенности моделей менеджмента важны сегодня по следующим мотивам:

  • Многие организации активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями. В процессе такого взаимодействия могут возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии с традициями, принятыми в их культуре.

  • Опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи с формированием мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных стран.

  • Менеджер может найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями.

Таблица 2. Основные понятия для сравнительного анализа американского и японского менеджмента и позиционирование России.

Выражения, обычно используемые в менеджменте

Значение и образы в США

Соотнесение себя с этими образами в России ( от 0до 100%)

Значение и образы в Японии

(100 %)

Компания

спортивная команда

48, 1

семья

Цель бизнеса

выиграть

42,9

выжить

Работники

игроки команды

43,1

члены семьи

Человеческие отношения

функциональные

51,3

эмоциональные

Конкуренция

не на жизнь, а на смерть

45, 2

сотрудничество

Мотивация к получению прибыли

любыми средствами

50, 2

средство к достижению цели

Чувство идентификации

гордость за работу

41, 9

престиж компании

Мотивация к труду

личный доход

46, 2

атмосфера в компании

Производство

производительность

52,6

обучение и старание

Персонал

работоспособность

47,8

поддержка

Продвижение по службе

по способностям

17,4

в соответствии с выслугой

Оплата труда

по труду и результатам

18, 1

награда за терпение и жертвы.

Вопросы и задания для самопроверки.

    1. Дайте определение » модели менеджмента и их классификацию

    2. Определите основные параметры моделей менеджмента в разных странах

Три основные модели (системы) менеджмента:

· Американская модель.· Японская модель. · Маркетинговая модель.

Американская модель (система).

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как «закрытая система». При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течении длительного времени. Основной стратегией является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Японская модель (система). В последнее время стремительно повышается конкурентоспособность японской экономики. Несомненно, положительную роль в этом оказал японский менеджмент. Система японского менеджмента оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская система. Максимальная ориентация на технологические и технические нововведения. В первую очередь начали процветать те корпорации, которые применение передовой техники и психологических методов, разработанных в Европе и Америке. Японский менеджмент основан на учете социальных, культур-ных, исторических и национальных особенностей своей страны.

Выделяют ряд отличительных элементов японского менеджмента:

· Система пожизненного найма и продвижение по служебной лестнице в зависимости от выслуги лет;

· Организация групповой работы;

· Оплата труда с учетом выслуги лет и вклада в рациона-лизацию и качество процесса;

· Система непрерывного обучения преимущественно на произ-водстве.

Маркетинговая модель (новая философия управления). Суть маркетинговой модели – новой «философии» управления определяется следующими моментами:

-ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);

-фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;

-фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Новая философия управления основана на системном, ситуа-ционном подходе. Фирма – «открытая система». Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, соци-ально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуацион-ный подход к управлению означает, что все внутреннее по-строение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабли-ваются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предпола-гает дополнение планирования потенциала фирмы планиро-ванием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам. Новая концепция управления тре-бует новых установок персоналу, новой управленческой куль-туры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, организации на освоение новых возможностей и т.п.).

Post navigation

Previous Post:

Почему появились бумажные деньги?

Next Post:

Удостоверение доверенностей

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes