Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Монополизация рынка

06.09.2020 by admin

Монополизация — это определённая ситуация на рынке, когда один крупный производитель продукции, или несколько, имеют большее преимущество относительно других, что может привести к некому диктату и монополизации цен на рынке.

На сегодняшний день, существуют следующие причины монополизации рынка.

  • 1. Первая причина, это так называемая естественная монополизация. Если производство какого-либо объема продукции определённой компании обходится несколько дешевле, нежели его производство несколькими (двумя или более) компаниями, то это называют естественной монополией. Суть этой причины монополизации рынка заключается в экономии от масштаба. То есть, чем большее количество продукции произведено, тем будет меньше её стоимость.
  • 2. Может быть так, что существует некая компания, которая держит под контролем какие-то уникальные ресурсы в виде сырья или знаний, технологий. Как пример, можно привести алмазную монополию «Де Бирс», которая контролирует ресурсы. Или компания «Ксерокс» с уникальной технологией, в ряде случаев защищённой патентами.
  • 3. Есть ещё одна причина — государственное ограничение. Суть такой причины монополизации рынка, заключается в том, что государство в определённых случаях оставляет за собой право на монополизацию. К примеру, в некоторых странах, лишь государственные монополии имеют право распространять табак.

Отметим, что монополии существуют абсолютно по всему миру, поэтому Россия здесь не исключение. И монополизация рынка в России такой же обычный процесс для нашего времени, как и везде. Если ранее допускалось абсолютное монополизирование одной компании на рынке России, когда она получала 65% рынка в своё распоряжение, то сейчас этот порог составляет 50%. Но, в отдельных случаях, процент может быть и завышен. Если доминирование на рынке какой-либо компании превышает 35%, то она сразу же попадает под контроль федеральной антимонопольной службы (ФАС). Этот орган исполнительной власти как раз и призван контролировать соблюдение законодательства о конкуренции на рынке. Монополизация рынка в России была несколько приостановлена благодаря экономическим реформам.

Степень монополизации рынка обратно пропорциональна интенсивности конкуренции.

Для оценки монополизации могут быть использованы

  • 1) СR4 — четырехдольный показатель концентрации, который характеризует общую долю четырех фирм с максимальным объемом товаров на анализируемом рынке и СR10 — десятидольный показатель концентрации, который характеризует общую долю десяти фирм с максимальным объемом товаров на анализируемом рынке;
  • 2) индекс рыночной концентрации Герфиндаля;
  • 3) IНН — индекс Херфиндаля-Хиршмана, оценивающий равномерность распределения рыночных долей фирм-операторов анализируемого рынка

Рассмотрим методы оценки степени монополизации более детально.

1. Для оценки монополизации наиболее часто используется доля фиксированного числа предприятий (CR) (концентрированная доля предприятий).

В соответствии с принятой практикой расчета используется четырехдольный показатель концентрации — CR4 (Concentration Ratio), который представляет собой общую долю четырех первых предприятий рынка, реализующих максимальные объемы продукции в общем объеме реализации продукции на рассматриваемом рынке. Например, в России 4 лидера имеют примерно 80-90% рынка.

CR4 = (OP1 + OP2 + OP3 + OP4): OP

где ОР1,2,3,4 — объем реализации продукции организациями 1, 2, 3 и 4, млн руб.;

ОР — общий объем продукции заданного ассортимента, млн руб .

Существенным недостатком показателя концентрации следует считать «нечувствительность» к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Например, CR4 будет одинаковым и равным 0,8 в двух различных рыночных ситуациях: а) одна организация контролирует 77% рынка, а остальные 23 организации — по 1%; б) 5 равномощных организаций владеют 20%-ными долями рынка . Считается, что если CR4 > 0.75, то рынок монополизирован.

Также для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка:

  • а) высококонцентрированные олигополии, где CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%;
  • б) умеренно концентрированные олигополии при 50%
  • в) низкоконцентрированные олигополии при 35%
  • г) неконцентрированный рынок при CR-4
  • 2. Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью .

Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов.

  • 1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта. Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.
  • 2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка :

H=p12 + p22 + …….+ p12 +….+ pn2

где Н — показатель концентрации; p1 ,p2,…….,pi …. pn — процентная доля фирм на рынке.

Пример. Оценим степень монополизаций рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.

Индекс рыночной концентрации составит: в первом случае

Н= 802+ 6,672 +6,672 + 6,672 = 6533;

во втором случае Н= 252i 4 == 2500.

В первом случае степень монополизации рынка выше.

3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для охвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены, могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и соответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.

Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.

Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.

Например, для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и «добыть» относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей. Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например, путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение на рынке.

Законодательные барьеры для вхождения в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд .

3. Для оценки распределения рыночных долей используется известный подход, рассчитываемый с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов — индекс Херфиндаля-Хиршман. .

Индекс Херфиндаля — Хиршмана (ИХХ) принимает значения от 0 до 1. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация на рынке и слабее сила конкуренции.

,

где Хi — доля i-ой фирмы на рынке, в %;

n — общее число фирм на рынке.

Для верхнего уровня монополизации, когда на рынке работает один товаропроизводитель, ИХХ составляет 10000. Критерием допустимой монополизации рынка, например, в США принят ИХХ = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями.

В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» монополизированным признается рынок с долей на нем одного хозяйствующего субъекта или связанной экономическими и/или организационными отношениями группы хозяйствующих субъектов 65% и более. В интервале между 35% и 65% использование доминирующего положения должно доказать Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике (МАП РФ). Доля менее 35% как признак монополизации рынка не рассматривается.

Цель работы заключается в изучении монополистической конкуренции — рыночной ситуации, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: оценить методы конкуренции; определить уровни монополизации современной экономики; описать работу антимонопольного регулирования в России; разработать пути повышения конкурентоспособности российских субъектов. Объектом исследования в данной работе выступаетмонополизация современной экономики России. Предметом исследования является монополистическая конкуренция, как самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Основные характеристики монополистической конкуренции: относительно большое число некрупных фирм; эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары. В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость.

Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем.

Анализ уровня монополизации современной экономики России

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации. Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков.

В России с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия получили реальную экономическую самостоятельность, остро встала проблема демонополизации экономики. Предприятия, освободившись от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, поучив полное право определять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действовать как классические рыночные монополии.

Основной из всех проблем советской экономики был маленький рынок сбыта ее продукции и небольшие объемы производства. Основным целевым рынком был СССР или, в лучшем случае, Советский Союз плюс Восточная Европа. Продажи на таком небольшом рынке не позволяли иметь конкурентоспособные масштабы производства. В то же время на внутреннем уровне советско-российская экономика оказалась высоко монополизированной. Но даже несмотря на это российские предприятия из-за своей малозначительности оказались неспособными добиться настоящей эффективности в условиях либерализации цен и начавшейся вслед за ней разрушительной инфляции.

Экономика России претерпевает существенные изменения. В ходе приватизации очевидно уже разрушены старые технологические комплексы, этому способствовали процессы разрушения общего экономического пространства сначала между Союзом и странами Восточной Европы, потом между республиками бывшего СССР. Но если в начале приватизации многие экономисты считали, что предприятия сами, под влиянием рыночных механизмов, начнут искать пути к новым формам объединений, создавать новые хозяйственные комплексы, то они ошибались. Необходимо участие государства, которое должно координировать деятельность предприятий, указывать им общие ориентиры.

Государственный монополизм в России, складывался под влиянием следующих факторов: наличие административно командной системы управления: директивное управление и централизованные доходы; устойчивый и массовый дефицит, монополия возникая из дефицита может сама его воспроизводить, так как не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса; концентрация и специализация производства. Здесь можно выделить и распространившуюся в свое время систему натурального распределения, которая разрушает рынок и обеспечивает всевластие монополий.

В силу своего значения для экономики внимание привлекают три главные монополии — «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.

Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов

С момента создания и в процессе функционирования каждая промышленная и коммерческая компания поставлена перед проблемой обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из ряда преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.

Среди российских компаний международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске уникального современного технологического оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций. В борьбе на мировых товарных рынках российские компании могут использовать лишь ценовые факторы. Но в современной борьбе за мировые рынки необходимо реализовать преимущества научно-технической революции и международного разделения труда, которые на деле доступны лишь крупным транснациональным компаниям. Официально ни одна российская компания не сырьевых отраслей не входит в списки ТНК.

Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они ведут производственную деятельность за рубежом) отнести к разряду транснациональных. К транснациональным компаниям относятся компании топливно-энергетического комплекса такие как: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», и др.

Наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке — это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, поэтому следует выделить основные факторы, по которым предприятия должны строить свою конкурентоспособность: необходимо проектировать предприятия на основе ГПС; организационная структура должна строиться на основе целей предприятия; специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов; в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга; среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный и эффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности.

Ресурсные факторы: постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших; следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное и дешевое сырьё; стимулировать проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия; стимулировать проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства.

Технические факторы: проводить работу по увеличению количества изобретений и патентов, включая патентованные технологии; увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст; следить за качеством изготовления товаров, применяя современные методы контроля.

Управленческие факторы: повышать статус квалифицированных менеджеров; разрабатывать и реализовать мероприятия по совершенствованию процессов; соблюдать высокую дисциплину организации поставок сырья, материалов, комплектующих изделий, укреплять дисциплину поставок при удорожании производственных площадей; проводить внутреннюю и внешнюю сертификацию продукции и систем, т. е. систему управления качеством, которая должна соответствовать международным стандартам.

Рыночные факторы: необходимо изучать параметры рынков и проводить мониторинг рыночной инфраструктуры; обеспечить доступ к рынку новых технологий; принимать меры по стабилизации всех конкурентных преимуществ; обеспечить высокую патентоспособность товаров, чтобы быть более конкурентоспособным; повышать уровень квалификации маркетологов и работников сбыта; повышать эффективность системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания.

Фактор эффективности функционирования организации: повышение научного уровня управления; прослеживание интенсивности капитала по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала; финансовая устойчивость функционирования организации; повышение эффективности использования всех ресурсов.

Выводы и предложения

Если предприятие будет выполнять все требования, из предложенного перечня, или хотя бы большую часть, то его вполне можно будет считать конкурентоспособным. И чем больше оно будет иметь конкурентных преимуществ, тем выше его эффективность и перспективность.

Переход от плановой экономики к рыночной осуществляется непоследовательно, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий в частные руки, и получилось ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но редко это оказывается действенно. Государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Литература:

1. Вечканова, Г. Р. Микроэкономика: 8-е изд. / Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов — СПб.: Питер, 2010. — 208 с.

2. Липсиц, И. В. Раскрывая тайны экономики / И. В. Липсиц, Л. Л. Любимов. — М.: «Вита-Пресс», 2005.

3. Экономический обзор. Развитие российской экономики в 2010 г. // ЭКО. — 2011. — № 2.

· Картель — соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах

· Синдикат — объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность

· Трест — полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности

· Концерн — объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости

· Консорциум — объединение монополий

· Конгломерат — гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления

Конкуренция- состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае — между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов. 1

На рынке складываются различные соотношения конкуренции и монополии:

Рынок чистой (совершенной) конкуренции, когда на рынке существует много производителей однотипной продукции, например, производителей овощей, которые не могут диктовать другим производителям условия сбыта, цену товара. В этом случае достоинства и недостатки рыночной конкуренции проявляются наиболее полно.

Рынок монополистической конкуренции, когда на рынке существует много производителей, каждый из которых предлагает свой, отличный от других товар, например, продукт питания, предмет мебели или одежды, для удовлетворения одной и той же потребности, при этом каждый производитель обладает авторскими правами и имеет некоторую возможность влиять на цену своего товара. Каждый производитель имеет свой товарный знак, и никто не вправе пользоваться этим знаком без разрешения владельца. Нарушители этого закона обязаны возместить убытки владельцу этого знака.

Олигопольный рынок, где существует небольшое число крупных фирм, производящих одинаковые товары. В этих условиях фирмы могут оказывать значительное влияние на цену товара. Например, на автомобильном рынке США существует только трое производителей — «Форд», «Дженерал Моторс» и «Крайслер». Не случайно, что сегодня все эти производители оказались в тяжёлом финансовом положении, фактически на грани банкротства, т. к. делали ставку на производство больших престижных внедорожников, которые потребляют слишком много горючего. В начале 2008 г. цены на бензин выросли почти в 2 раза, что сделало облегчённые маленькие европейские, японские и корейские автомобили более конкурентоспособными на американском рынке, т. к. эти автомобили потребляют меньше горючего и стоят дешевле американских.

Рынок монополии, где существует только один главный производитель, где конкуренция отсутствует, производитель может назначить любую цену и покупатель будет вынужден покупать товар по этой цене, т. к. другого производителя просто не существует, поэтому для покупателя здесь складываются самые худшие условия. Производитель здесь может продавать товары по завышенным ценам и плохого качества. Такие экономические условия существовали в СССР до либерализации цен в 1992 г. В развитых странах тоже существовали подобные проблемы с монополистами в конце 19 — начале 20 в. 2

Товар- продукт труда, изготовленный для обмена путём купли-продажи на рынке.

Свойства товара:

· стоимость — сумма затрат на производство товара (абстрактный человеческий труд);

· потребительная стоимость — полезность товара.

При товарном производстве продукт частного производителя является продуктом общественного труда. Но затраты общественного труда не могут быть выражены в рабочем времени. Эти затраты выражаются через стоимость посредством обмена. Затраты труда принимают особую форму — форму стоимости. В этих условиях производители товаров вынуждены обменивать продукты своего труда в соответствии с их стоимостью. Эта объективная необходимость товарного производства выражена в законе стоимости.

Закон стоимости- это объективный экономический закон, согласно которому обмен товаров совершается в зависимости от количества воплощённого в них абстрактного общественно-необходимого труда. Это экономический закон товарного производства, закон эквивалентного обмена

Рыночный механизм:

· механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка;

· механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции;

· механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка (изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли).

Элементы рыночного механизма:

· субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т. д.);

· объекты (различные виды рынка товаров);

· экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

· наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

· механизм ценообразования.

Взаимодействие спроса и предложения определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать. Цены являются важнейшим инструментом рынка, так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара.

Спрос:

· желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени;

· платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса- это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Виды спроса:

· индивидуальный спрос,

· рыночный спрос,

· спрос на факторы производства (спрос производства),

· потребительский спрос.

Факторы, влияющие на спрос:реклама, мода и вкусы, ожидания потребителей, изменения предпочтений окружающей среды, доступность товаров, величина доходов, полезность вещи, установленные цены на взаимозаменяемые товары, количество населения.

Предложение- это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем (величина) предложения- количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Неценовые факторы предложения:

· цены на ресурсы;

· налоги и дотации;

· цены на другие товары;

· технология производства;

· число продавцов на рынке;

· ожидания изменения цен.

На рынке формируются две цены: цена спроса(максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар) и цена предложения(минимальная цена, по которой производитель готов продать товар).

Закон спроса:чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить.

Закон предложения:при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает, и наоборот.

Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной.

3.7 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Бизнес- экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.

Предпринимательство -инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательством, а ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

· субъекты предпринимательства- частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы), государство;

· объекты предпринимательства- любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Субъекты предпринимательства:

Юридическое лицо- организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей.

Признаки юридического лица:

· независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;

· наличие имущества;

· право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

· право осуществлять от своего имени экономические операции;

· самостоятельная имущественная ответственность;

· право выступать от своего имени в суде.

Виды юридических лиц:

· коммерческие — имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (предприятия связи и транспорта, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации бытового обслуживания);

· некоммерческие — не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, институты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды).

Отдельными видами деятельности (банковской, страховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии.

Физическое лицо- человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применяются те правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.

Виды предпринимательства:

· производственное предпринимательство — осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;

· коммерческое предпринимательство — состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;

· финансовое предпринимательство — является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги;

· посредническое предпринимательство — проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;

· страховое предпринимательство — особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.

Формы предпринимательства

По признаку объектов предпринимательства:

· Малый бизнес (до 50 человек):

Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.

Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка.

· Средний бизнес (до 500 человек) — он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.

· Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) — отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию.

По типу фирм:

· Индивидуальное, или частное предпринимательство — бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.

· Товарищество, или партнерство — бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела.

· Кооператив — похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.

· Корпорация — совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акции, а сама корпорация — акционерным обществом (АО).

Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

· свобода предпринимательской деятельности;

· инициативная и самостоятельная деятельность;

· получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;

· юридическое равенство различных форм собственности;

· законность в предпринимательской деятельности;

· свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

· государственное регулирование:

· прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);

· косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).

Функции предпринимательства:

· ресурсная — соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;

· организационная — использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;

· творческая — использование новаторства в деятельности.

3.8. Деньги

Деньги– особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Как видим, деньги – это тоже товар. Почему? Мы их покупаем и продаем. Однако они являются особым товаром. Что в них особенного?

В древнейшие времена, когда торговля только зарождалась, денег еще не было, люди обменивали то, что имели в избытке на продукты, в которых нуждались. Это не всегда было удобно. Нельзя обменять корову на две курицы, обмен неравноценен, то есть неэквивалентен. Товаром, помогающим совершить эквивалентный обмен, стало золото, обладающее необходимыми для этого качествами: однородность, делимость, портативность, износостойкость, узнаваемость, стабильность. Как мы знаем, деньги вплоть до начала 20 века ходили в виде золотых и серебряных монет. Чуть позднее золото и серебро поменяли на бумажные денежные знаки.

Какие еще функции выполняют деньги? Российские экономисты выделяют пять функций.

Функции денег

1. мера стоимости

2. средство обращения (обмен денег на товар или товара на деньги осуществляется без временного и пространственного разрыва)

3. средство накоплении

4. средство платежа (совместное движение денег и товара рассогласовано во времени и пространстве, расчет происходит до или после получения товара или услуги)

5. мировые деньги.

Итак, первая функция, мера стоимости, определяет стоимость товара.

Вторая, средство обращения, осуществляется в самом процессе покупки или продажи товара, когда, мы непосредственно в данный момент обмениваем свои деньги на нужный нам товар, например, покупаем хлеб.

Третья функция, средство накопления, очень проста. Мы просто копим деньги для покупки товара или услуги в будущем.

Четвертая функция, средство платежа, имеет в виду плату не непосредственно в момент оказания услуги, а после, через некоторое время. Например, мы сначала пользуемся коммунальными услугами, а потом платим на них.

Пятая — мировые деньги — связана с расчетом за товары и услуги на мировом рынке.

Надо сказать, что зарубежные экономисты признают только первые три функции денег.

Ликвидность – способность товара с той или иной степенью быстроты обмениваться на деньги, то есть продаваться. Абсолютно неликвидным является просроченный или бракованный товар, поскольку такой товар покупать не будут.
Абсолютной ликвидностью обладают сами деньги.

Количества денег в стране должно быть примерно столько, сколько произведено товаров и услуг. Превышение определенного количества приводит к обесцениванию денег, то есть к необеспеченности денег товарами и услугами.

Контроль за количеством денег в обращении осуществляет Центральный банк. Это называется денежно-кредитной политикой государства.

3.9 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА

Под заработной платойв современной экономической науке понимается цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса, заработная платапредставляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Общий уровень заработной платы для конкретного рынка труда определяется пересечением кривых спроса и предложения труда.

Заработная плата представляет собой доход фактора «труд». Ее экономическое назначение состоит в обеспечении нормального воспроизводства работника. Человек продает свой труд для получения дохода, который создает ему нормальные условия жизнедеятельности. Роль и назначение заработной платы сводится не только к необходимости обеспечивать достойный уровень доходов и уровень жизни, но и к выполнению следующих функций:

· воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи;

· стимулирующая функция сводится к: обеспечению трудовой отдачи наемного работника; созданию определенного стереотипа поведения работника в процессе производства; реализации физических и духовных способностей в процессе трудовой деятельности;

· статусная функция обеспечивает: соответствие статуса работника размеру заработной платы; соответствие работника трудовому статусу;

· регулирующая функция заключается в: регулировании доходности фактора труд; регулировании пропорций на рынке труда;

· учетно-производственная функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через зарплату) в формировании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу;

· социальная функция способствует реализации принципа социальной справедливости.

Все функции заработной платы взаимосвязаны и проявляются в единстве. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функция заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна из функций в определенной степени может быть противоположна другой или исключать другую, понижать эффект ее действия.

Факторы, определяющие величину заработной платы:

· минимальная граница заработной платы;

· уровень квалификации, знаний и опыта работника;

· конкуренция или монополия на рынке труда.

Различают номинальнуюи реальнуюзаработную плату.

Номинальная заработная плата- это сумма денежных средств, полученных работником за отработанный час, день, неделю, месяц.

Реальная заработная плата- это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату, т. е. покупательная способность номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

Заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности. Причинами различий в оплате труда отдельных работников, т. е. ее дифференциации по отраслям и профессиям, являются:

· уровень квалификации, знаний и опыта работника: чем более высокий уровень образования требуется для выполнения сложной работы, чем выше квалификация работника и его опыт, тем более высокую заработную плату он получает;

· спрос и предложение на рынке труда — снижение спроса в условиях экономического кризиса обусловливает и снижение уровня заработной платы;

· конкуренция или монополия на рынке труда: монополия со стороны фирмы, нанимающей труд, — монопсония (с греч. — один покупатель) ведет к снижению заработной платы, монополист-профсоюз преследует цель повышения заработной платы своих членов.

3.10 НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Доходы отдельного человека и общества формируются из нескольких источников: заработной платы, банковских процентов от внесенного вклада, дивидендов на имеющиеся акции, денежные средства, выигранные в лотерею и т.д. Размеры доходов, их надежность и стабильность влияют на поведение человека в условиях рыночной экономики. В любом государстве люди делятся на богатых и бедных. Причиной имущественного неравенства являются прежде всего различия в социальном положении различных групп населения. Как определяется бедность? В этих целях фиксируется прожиточный минимум, согласно которому устанавливается минимум средств, с помощью которых возможно поддержание жизнедеятельности человека. Границей бедности признается стоимость минимально необходимых ежемесячных расходов на потребление, позволяющих поддерживать здоровье человека и его жизнедеятельность.

Черта бедности- это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.

На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Поэтому с каждым годом все большее значение в социальной политике имеет «адресная помощь» государства наиболее нуждающимся людям — социально незащищенным слоям населения. 1

Перераспределение доходов

Проблема бедности в той или иной степени касается всех стран. Но если различие в доходах становится очень большим или растет слишком быстро, возникает реальная угроза для стабильности общества. Бедные могут выйти на улицы протестовать, могут начать вооруженную борьбу. Обострение проблемы бедности может сказаться на росте преступности в стране и т.д.

Правительства большинства стран, озабоченные поддержанием социального мира и политической стабильности, осуществляют меры по смягчению различий в доходах населения и обеспечению своим гражданам достойного уровня жизни.

Идея перераспределить доходы путем изъятия их части у богатых и передачи бедным не раз возникала и в древности, и в Средневековье.

В наше время в развитых странах мира создан государственный механизм регулирования неравенства доходов. Он заключается, во-первых, во взимании налогов с производителей (фирм) и с личных доходов граждан. Во-вторых, происходит передача части полученных доходов государства беднейшим группам населения. Для этого создаются различные социальные фонды (например, пенсионный фонд) и разрабатываются программы социальной поддержки населения.

Государство за счет своих средств стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих. 2

Борьба с бедностью в России осуществляется по следующим направлениям:

· обеспечение равных возможностей в получении образования и доступа к профессиям независимо от национальности, пола и возраста людей;

· создание специальных центров переподготовки, финансируемых из средств государственного бюджета;

· квотирование рабочих мест для инвалидов;

· льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.);

· ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветеранам труда и т.д.;

· компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;

· льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных мало­обеспеченных категорий населения;

· выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам вузов из малообеспеченных семей и т.д.

3.11 НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ГРАЖДАНАМИ

Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Налогообложению подлежат:

· прибыль;

· доходы;

· стоимость определенных товаров;

· стоимость, добавленная обработкой;

· имущество;

· передача собственности (дарение, продажа, наследование);

· операции с ценными бумагами;

· отдельные виды деятельности.

Налогоплательщики:

· физические лица — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

· юридические лица — хозяйствующие субъекты.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги- обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц. 1

· подоходный налог с населения

· налог на прибыль с фирм;

· на имущество;

· на недвижимость;

· на дарение;

· на наследство;

· на финансовые операции. 2

Содержание

  • Понятия и причины монополизации рынка
  • Контроль монополий
  • Монополия в основном направлении современной экономической теории
  • Монополизм и его последствия
  • Промышленные финансовые группы
  • Монополизм холдингов

Понятия и причины монополизации рынка

Монополия — (от один и греч. Poleo — продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополизация рынка — это ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке.

Монополии — крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос и получать монопольно высокую прибыль, что и является основной причиной монополизации рынка.

Современная теория выделяет три типа монополий :

  • 1) монополия отдельного предприятия;
  • 2) монополия как соглашение;
  • 3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами. Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм, он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях. Монополия, основывающаяся на дифференциации продукта, создает рынок монополистической конкуренции. В зависимости от возникновения различают монополию :

  • * естественную;
  • * административную;
  • * экономическую.

Расскажем о них более подробно.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйствующий субъект и между ними не существует конкуренции. Примером может служить экономика бывшего Советского Союза. Она принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия министерств и ведомств.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Особый вид монополий — международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая — транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандардойл оф Нью-Джерси”, имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле” размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.

Вторая разновидность — собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов — международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер”, германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт”.

Так же различают пять основных форм монополистических объединений. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты .

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт. То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Следующей формой монополистических объединений является многоотраслевой концерн.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Но монополистические объединения не могут образовываться на «ровном месте», для этого нужны причины, поэтому экономическая теория выделяет три причины существования монополий :

Первая причина: если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь — экономия от масштаба, чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая причина: одна — единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Например, алмазная монополия «De Beers» опиралась на контроль сырья.

Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; «Газпром» монополия на поставку газа в Европу. В ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, — это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе, отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.

Добавлено в закладки: 0

Что такое монополизм? Описание и определение понятия

Монополизм – это преобладание одного или нескольких продавцов или производителей на рынке услуг и товаров, которые объединяются для завоевания рынка потребителей, подавления конкурентов и установления контроля над образованием цен или действиями субъектов экономики, которые направлены на подчинение рынка и установление контроля над ценами.

Есть несколько типов монополий: конгломерат, естественная монополия, олигополия, монопсония и синдикат.

Контроль монополий

В каждой стране создают разные органы для контроля монополий. Их цель — это поддержание на рынке конкуренции, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости прочих компаний от монополий. Для контроля монополий создают законодательство, в котором указывают правило их функционирования на рынке. В сравнении с прочими типами естественные монополии контролировать сложнее всего. Тогда появляется вопрос об экономической обоснованности их деятельности, законодательное установление доходности или цен. Еще применяется контроль отношений собственности — выясняют конкретные бенефицианты и лица, которые принимают решения о деятельности монополии.

Первый шаг — это выявление типов деятельности, которым свойственна естественная монополия. Следующий шаг — это проверка обоснованности цен и затрат. После проверки обоснованности цен и затрат и их утверждения государством последующие изменения, которые провоцируют монополии будут наблюдаться лишь после проверки антимонопольными органами. Для того, чтобы более эффективно регулировать естественные монополии, государство национализирует их. В данной ситуации наблюдается проблема закрытости информации в работе монополий.

Монополия в основном направлении современной экономической теории

Согласно мнению Харбергера Арнольда, присутствие на рынке монополии приводит к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL).

Согласно мнению Лейбенстайна Харви, у монополии отсутствуют стимулы поддерживать эффективное производство (X-эффективность).

Цены Рамсея — это линейные цены, уменьшающие чистые потери общества при условии, что суммарная выручка предприятия равняется общим затратам. В данной ситуации цены будут больше, чем рыночные, однако потери общества от монополии будут наименьшие.

По мнению Познера Ричарда, монополии создают добавочные затраты на поддержание и завоевание монопольного положения.

Монополизм и его последствия

Монополизм, казалось бы, противостоит рынку, так как ограничивает конкуренцию, тормозитнаучно-технический прогресс, удерживает высокие цены, сокращая при этом объем выпускаемой продукции. В индустриально-развитых странах отношение к монополиям, однако, двоякое. Приводятся аргументы и «за», и «против» существования монополий омике

Антимонопольное законодательство. То, насколько монополия реализует свои позитивные или негативные тенденции, во многом зависит от эффективности государственного антимонопольного регулирования и роли общественного воздействия. Мировой опыт выработал две основные системы антимонопольного регулирования: американскую и европейскую.

Американскими антимонопольными (антитрестовскими) законами выделены четыре объекта контроля: антиконкурентные слияния фирм, монополизация рынка, ценовая дискриминация, сговор о ценах и другие нарушения торговой практики.

В антитрестовском законодательстве «монополией» является компания, которая захватила рынок при помощи ограничительной практики (захват каналов сбыта, источников сырья, разного рода соглашения меж двумя или несколькими компаниями о ценах, разделе рынков сбыта, вытеснение имеющихся с рынка и препятствие проникновению новых конкурентов и т.д.), но не компания, которая добилась значительной рыночной доли ввиду более высокой эффективности.

Антимонопольное законодательство в Японии и Западной Европе развито слабее и характеризуется более либеральным отношением к монополистической деятельности. В некоторых ситуациях (к примеру, в Японии – в отношении к отдельным депрессивным отраслям) государство разрешает или предписывает даже картельные соглашения для улучшения экономической ситуации. Есть и прочие отличия антимонопольных мероприятий в США и в прочих развитых странах. К примеру, когда в Соединенных Штатах возбуждение антитрестовских дел — самый важный элемент ограничения монополий, то в Японии данная практика является редкостью.

В Японии и Западной Европе есть мнение (довольно справедливое), что строгое выполнение антимонопольных законов в американском стиле может вызвать падение эффективности их экономик в сравнении с экономикой США. Впрочем, даже американские экономисты считают, что абсолютизация свободы конкуренции вызывает ослабление международной конкурентоспособности американской промышленности. Потому в 1980-е годы началась либерализация антитрестовского законодательства: считают, что одной целью антимонопольной политики должно быть эффективное функционирование рынка, несмотря на нарушение способов «справедливой» конкуренции.

К законам европейского вида примыкает закон » О конкуренции и ограничении монополистической практики на товарных рынках», принятый в России 22 апреля 1991 г. первый антимонопольный акт в стране. Хотя он и отображает специфику переходного периода (так, некоторые его статьи направляются против монополизма органов власти и управления в области экономики), но недостаточно. Опыт показал, что в законе не предусматривается контроль большинства проявлений монополизма торговцев и производителей, доставшегося от командной экономики.

Включение предприятия в Государственный реестр предприятий-монополистов обозначает признание его монополистом и усматривает государственный контроль за объемами производства, ценами и качеством продукции. Но применение в качестве критерия только показателя доли предприятия на рынке не дает возможности определить правильно список монополистов, так как размер предприятия, его доля на рынке не являются еще свидетельством монополизма. Главное заключено в ограничительной практике, монополизм — это проблема не только количественная, но и качественная.

Промышленные финансовые группы

Современная экономика развитых стран – это олигополизированная экономика. Каркас современной экономики во всех развитых странах Востока и Запада являются большие финансово-промышленные группировки (ФПГ) и корпорации-олигополии, именно они играют роль главных субъектов современного хозяйства рыночного типа. Грань меж этими двумя понятиями достаточно относительна. Большие фирмы-корпорации включают в себя сотни предприятий, которые выпускают самую различную продукцию и функционирующих часто довольно независимо друг от друга. ФПГ — это самоорганизующиеся объединения под одним контролем нескольких крупных финансовых и промышленных компаний, которые осуществляют хозяйственную согласованную деятельность. Поэтому вырисовывают иерархическую структуру современного «большого бизнеса»: предприятие — большие компании – финансово-промышленные группы.

Смешанную экономику называют порой упрощенно сочетанием государственного регулирования и рыночной саморегуляции. В действительности надфирменный и внутрифирменный олигополистический контроль рынков исполняет не меньше, а, может быть, больше важных функций, нежели экономическая политика правительств развитых стран.

Цели деятельности — это:

  • увеличение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, проникновение на глобальный рынок, увеличение экспортного потенциала;
  • организация НИОКР в больших масштабах, их ускоренное внедрение в производство;
  • кооперирование объединенных единым контролем предприятий, упрочение хозяйственных связей, упорядочение материально-технического снабжения большого производства, маневрирование денежным обобществленным капиталом для увеличения эффективности его применеания.

Итогом реализации данных целей должны быть увеличение объема продаж и увеличение прибыли производителей. Изучение работы самых интегрированных и эффективных ФПГ – японских «дзайбацу» – указывает, что ориентация на увеличение объема реализации играет заметно большую роль для них, нежели погоня за временной прибылью. Видимо, деятельность ФПГ (и «большого бизнеса» вообще) связана неизбежно с ослаблением чисто прибыльных мотивов предпринимательства, большим вниманием к нуждам скорее потребителей собственных товаров, нежели акционеров. Организация ФПГ в то же время дает возможность стабилизировать доходность компаний-участниц и защитить их надежно от разорения.

Контроль – это властные отношения, которые дают возможность определять главные итоги управленческой деятельности. Отношения контроля в ФПГ могут проводиться с помощью одной из трех форм: контроль со стороны совещания президентов компаний, контроль из банка, контроль из холдинга,.

Монополизм холдингов

Холдинг — это финансовый фонд, который владеет большими долями акционерного капитала прочих фирм группы, достаточный для контроля над ними. Материнская (головная) компания-холдинг может проводить исключительно функции координирующего центра, не занимаясь своей производственной деятельностью. В деятельности холдинга главное место занимают финансовые операции: перераспределение финансовых средств в ФПГ, учредительско-эмиссионная деятельность, контроль взаимных платежей и так далее

Когда холдинговые формы контроля преобладают в Западной Европе, то в США центры контроля за работой ФПГ — это зачастую банки, которые проводят крупномасштабное целевое кредитование членов группы. Лидеры группы могут при этом занимать главные посты в совете директоров главного банка.

По японскому законодательству (равно, как и по современному российскому) финансово-кредитные институты могут владеть не больше, чем 10 процентами акций какой-нибудь компании. Поэтому специфика Японии — это система взаимного (перекрестного) владения акциями ФПГ. В 1980-е годы средняя доля перекрестного владения акциями в трех самых крупных ФПГ Японии (Сумитомо, Мицубиси, Мицуи) было приблизительно 30 %, что обеспечивает довольно высокую степень их сплоченности.

Центральный орган координации деятельности данных групп — это совещания президентов фирмы, которые секретно проводятся. При этом банки играют роль финансовых центров, но не центров контроля, так как они сами контролируются прочими фирмами группы.

С одной стороны ФПГ стимулируют улучшение национальной экономики и увеличение ее конкурентоспособности, с другой – их деятельность основывается на «приглушении» конкурентной борьбы и потому в принципе может обернуться торможением экономического роста.

Эта двойственность ФПГ обусловливает и двойственность позиции правительств в отношении них. Когда экономика страны страдает уменьшенной конкурентоспособностью, правительство оказывает большому отечественному бизнесу протекцию. Когда экономическое развитие устойчиво и стабильно, то правительство переключает внимание на антимонопольные мероприятия, малый бизнес и так далее. Таким образом, рыночное современное хозяйство потребует поддержания определенного динамичного равновесия между малым и большим бизнесом, что и является одной из самых важных задач экономической государственной политики.

Post navigation

Previous Post:

Отчет об изменении капитала

Next Post:

Претензия в магазин

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes