Моя профессиональная деятельность
Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.
Профессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:(см. схему)
Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.
Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.
Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели.
Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.
Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).
Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).
Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда и люди выполняли различную работу. Каждый умел делать всё «понемногу», а в результате «как следует» не умел делать ничего. Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.
В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.
Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.
Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.
Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.
Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.
Непрофессиональная — это деятельность дилетанта (возможно на высоком уровне), работа не по профессии. Не профессиональная деятельность отличается отсутствием осознанности связей, последствий, системного подхода, умения систематизировать, анализировать, презентовать и оценивать деятельность в сравнении с профессионалом.
Сферами деятельности принято называть совокупности видов трудовой деятельности, работ и предоставляемых услуг, связанных с выполнением определенных задач и процессов, направленных на достижение конкретного результата. В рамках учреждения/организации под этим термином подразумевают работы и услуги определенного вида, по уставу относящиеся к тому или иному направлению деятельности.
>>> Сколько я могу зарабатывать?
Просто сделай прогноз куда пойдет курс выбранного актива: Вверх или Вниз. Тренировка на бесплатном демо-счете. При правильном прогнозе прибыль до 90% от ставки. И все это у лучшего брокера Binarium. Не откладывай на завтра то, что можно заработать сегодня!
В современном обществе каждый человек выбирает среди огромного количества сфер деятельности. Медицина, политика, искусство – список можно продолжать и продолжать. Главное только не прогадать с выбором, ведь удачное решение влечет за собой процветание, комфортный рабочий процесс и материальный достаток, а неудачное приводит к проблемам с карьерой, заработной платой и неудовлетворенности жизнью. Касается это не только конкретных людей и личных финансов, но и целых компаний/организаций, ищущих свою нишу на рынке товаров и услуг. Читайте статью до конца и увидите сферы деятельности список для скачивания.
Содержание
- Какие бывают сферы деятельности
- Советы по выбору сферы деятельности
- Видео: профессии будущего
- Подведем итоги. Какие бывают сферы деятельности и как выбрать подходящую для себя
- Отсутствие единой классификации
- Виды профессиональной деятельности по Татищеву и Струмилину
- Современная классификация профессий
- Классификация по признаку трудовых целей и орудий труда
- Классификация по признаку условий деятельности
- Виды познавательной деятельности
- Классификация духовной деятельности
- Виды хозяйственной деятельности общества
- Классификация информационной деятельности
- Виды психической деятельности
Какие бывают сферы деятельности
Список сфер деятельности, как уже упоминалось ранее, вполне может растянуться на целую страницу, так что перечислим только наиболее влияющие на общество и актуальные в нынешних реалиях сферы. К примеру, политика – государственные структуры, правовые организации, общественные движения (гражданский активизм). У политиков есть задатки/способности к управлению людьми, манипуляциям, стремление реализоваться через обретенную власть. Политика также примечательна тем, что в нее приходят из других сфер деятельности, преимущественно связанных с публичностью и влиянием на общественное мнение.
Следующей по значимости является сфера бизнеса (предпринимательство). Она настолько обширна, что ее можно смело классифицировать еще на несколько направлений:
- Производство. Нетрудно догадаться по названию, что задача производственников заключается в создании и дальнейшей реализации тех или иных товаров. Мягкие игрушки, ракетные двигатели, стеклопакеты, продукты питание – в общем, все что угодно;
- Коммерческий бизнес. Преимущественно сосредоточен на предоставлении разного рода услуг на платной основе. К примеру, мойка окон и ремонтные работы, создание и продвижение сайтов в интернете, фитнес-клубы и тренажерные залы. Все бизнес-идеи можно найти ;
- Бизнес в сфере финансов. Любой бизнес имеет дело с деньгами, но в случае с финансовой сферой они являются еще и продуктом производства. К таким бизнесам относятся разного рода биржи, финансовые компании, банки, инвестиционные фонды и пр.;
- Посредничество и страхование. Посредники сводят вместе и помогают организовать сотрудничество между производителем/исполнителем и потребителями. Страховщики занимаются защитой финансовых интересов своих клиентов.
Людям из бизнес-сферы свойственны конкретные дела или поступки, совершаемые в стремлении получить ощутимую материальную отдачу. Предприниматели – это люди действия, ставящие перед собой конкретные цели и составляющие детальные планы по их достижению. Конечно, тем или иным видом бизнеса может попытаться заняться любой, но чтобы стать богатым и успешным, придется культивировать у себя такие качества, как целеустремленность, расчетливость и умение контролировать риски.
Еще одна сфера деятельности, которая у всех на слуху – сфера образования. Сюда относятся воспитатели, преподаватели, создатели информационных продуктов образовательного характера. Учителя (по сути, люди, ответственные за формирование человеческой личности) сами должны быть здоровыми в психическом и физическом плане людьми, заинтересованными в обучении и наставлении своих подопечных. К сожалению, текущая ситуация с финансовым обеспечением образовательной сферы в России и странах СНГ оставляет желать лучшего, поэтому учителя вынуждены использовать свои навыки в частном репетиторстве, бизнесе без вложений или других направлениях.
Очень многие профессии связаны со сферой искусства и творчества. Без режиссеров, художников, артистов, писателей и композиторов, конечно, вполне можно обойтись, но жить тогда будет гораздо скучнее. Именно поэтому выдающиеся творческие люди получают всеобщее признание и солидное материальное вознаграждение за свои труды. С другой стороны, в сфере искусства крайне сложно пробиться людям, которым не свойственно эмоциональное восприятие окружающего мира и умение его выражать в своих работах. Так что не стоит подвергать себя излишнему риску, не подготовив предварительно пути для отступления в виде хорошо оплачиваемой и востребованной профессии.
Вспоминая такие профессии, нельзя не отметить другую востребованную сферу деятельности – медицину. В ее центре находятся различные медицинские организации, конкретные общественные институты, часть образовательной системы и пр. Частично туда относится военное ремесло и спорт, так как эти области пересекаются с оздоровительными практиками. Людям из медицинской сферы свойственна энергичность, забота о собственном здоровье (что не удивительно, если учесть процесс подготовки специалистов и информацию, которую они в процессе получают).
Советы по выбору сферы деятельности
Раскрытие у себя способностей и интересов к какой-либо сфере деятельности – довольно непростая задача, игнорирование которой чревато негативными последствиями. Люди, решившие по тем или иным причинам пропустить «профориентацию”, рискуют или увязнуть в бесконечных поисках идеальной для себя работы, или попадают в категорию неудачников, вынужденных каждый день заниматься нелюбимым занятием ради получения материальных благ, оплаты жилья, еды и других базовых потребностей. Исключение из этого правила — работа в интернете на дому.
Поэтому, если вы не хотите стать одним из не живущих, а просто существующих от зарплаты до зарплаты людей, самое время заняться выявлением своих индивидуальных особенностей и талантов, чтобы потом применить их на практике. Вряд ли среди заслуженных хирургов, предпринимателей, политиков или других успешных людей найдется много тех, кто просто пошел на поводу у родителей во время выбора специальности или подал документы в первый попавшийся ВУЗ, куда его допустили после сдачи государственных экзаменов.
Не пропусти: самая надежная и стабильная игра для заработка денег — Golden Mines. Купи гномов-добытчиков для добычи золотой руды. Руду отправь на склад, переработай, продай и получи за нее настоящие деньги на свой электронный кошелек!
Преимущества игры: высокая доходность, быстрая окупаемость, значительный резервный фонд, стабильность выплат на протяжении 7 лет, круглосуточная поддержка. Зачем откладывать на завтра то, что можно заработать уже сегодня?
Совет №1. Сконцентрируйтесь на своих увлечениях
Следует определиться с тем, чем вам по душе заниматься. И чем раньше, тем лучше (идеально уже начать задумываться о своем предназначении со школьной скамьи и неспешно двигаться в этом направлении, например заняться заработком во время каникул). Возможно, в начале вас будут отвлекать своими советами родители, знакомые или просто посторонние люди, о чьих успехах трубят все новостные издания, но от всей этой не слишком полезной информации лучше на время дистанцироваться, подумав о себе и своих интересах. Только вы можете объективно оценить свои силы, соотнести их с поставленными целями. Задачи перед собой следует ставить реалистичные, а уже по мере выполнения поднимать планку.
К примеру, вам нравится ухаживать за животными, играть с ними, смотреть передачи на канале Animal Planet и все в таком духе. Так почему бы не попробовать себя в качестве продавца в зоомагазине, борца за экологию и права животных, дрессировщика, ветеринара или обладателя другой профессии, так или иначе пересекающейся с «братьями нашими меньшими”. Понятное дело, одно только желание еще не сделает вас подходящей кандидатурой – придется осваивать тонкости профессии и вырабатывать у себя полезные навыки. Иначе ничего не выйдет.
Совет №2. Получите как можно больше информации о выбранной сфере деятельности
Многие люди ошибочно полагают, что профессия и сфера деятельности – это два определения одного и того же понятия. Вот только это не так. В рамках одной сферы могут существовать десятки или даже сотни профессий, что позволяет хорошо разбирающемуся в ней человеку получить доступ к широкому спектру подходящих для него работ и занятий. Возьмем, например, среднестатистического инженера. Помимо работы на производстве по своей непосредственной профессии, он может заняться преподаванием в учебных заведениях, оказывать услуги консультанта, выпускать собственные информационные продукты и пр. Учителя русского языка и литературы нередко занимаются репетиторством или подрабатывают копирайтингом.
Если вы изучаете сферу деятельности в целом, реализоваться в карьере будет гораздо проще. Главное тут не ограничивать себя одним конкретным занятием. Сейчас, благодаря наличию практически в каждом доме доступа к высокоскоростному интернет-подключению, обучаться просто как никогда. К услугам пользователей сети предоставляется огромное количество бесплатных курсов, видеоруководств, тренингов и других форм подачи информации, причем она нередко бывает куда более актуальной, чем устаревшие программы образования в государственных учебных заведениях.
Совет №3. Общайтесь с людьми, которые освоились в интересующей вас сфере деятельности
Тем людям, которые не желают до конца жизни разгружать вагоны, мести улицы или таскать кирпичи на стройке, а зарабатывать деньги в интернете не хотят, очень важно вникнуть в интересующую их сферу до того, как они потратят месяцы или даже годы своей жизни на обучение и в результате захотят перепрофилироваться. В этом им поможет инсайдерская информация от людей, которые уже вращаются в данной сфере и имеют полное представление о ее преимуществах и недостатках. При удачном стечении обстоятельств, хорошего знакомого можно даже уговорить разрешить вам попрактиковаться или помочь с трудоустройством (в современных реалиях это сильно облегчает задачу).
Просто сделай прогноз куда пойдет курс выбранного актива: Вверх или Вниз. Тренировка на бесплатном демо-счете. При правильном прогнозе прибыль до 90% от ставки. И все это у лучшего брокера Binarium. Не откладывай на завтра то, что можно заработать сегодня!
И если все прошло удачно, занятие вам понравилось и способности нашли свое применение, уже можно начать развиваться в рамках выбранной профессии. Здесь на помощь придут обучающие и образовательные программы, новые знакомства с людьми из данной сферы (как через интернет – блоги, социальные сети, сообщества по интересам, так и во время живого общения). Также не стоит недооценивать важность профильного образования, без которого продвижение по карьерной лестнице для многих недоступно. Сотни тысяч людей даже в возрасте 30-40 и больше лет поступают на заочную форму обучения, чтобы обеспечить себе карьерный рост.
Совет №4. Будьте реалистом
Да, самым первым советом в этом списке была рекомендация сконцентрироваться на своих увлечениях или хобби на которых можно заработать, но иногда следует все же спускаться с небес на землю и трезво оценивать реальное положение вещей. Далеко не всегда увлечение может эффективно монетизироваться в конкретных условиях. В некоторых сферах деятельности сложно продвинуться хотя бы потому, что рынок забит множеством предложений или спрос на товары/услуги по вашему направлению близок к нулевому.
Следует заглядывать в будущее и оценивать риски, дабы в итоге не остаться с абсолютно никому не нужными навыками и умениями и нулевой результативностью. Особенно это касается людей, рассчитывающих развернуться в сфере бизнеса – там без четко продуманного бизнес-плана просто не обойтись.
Внимание: очень надежная игра Golden Birds:
- Покупайте птиц, они станут нести Вам яйца;
- Яйца будут копиться на вашем складе;
- Собирайте их и продавайте за серебро;
- Обменивайте серебро на настоящие деньги;
Да и в наемном труде ситуация не намного лучше. Сейчас из-за тотальной автоматизации и рационализации на производстве и в других сферах человеческой жизни очень многим людям не удается реализовать себя в карьерном плане. Некоторые профессии вообще рискуют исчезнуть в ближайшие десятилетия, несмотря на все усилия государства не допустить безработицы. Рынок – это саморегулируемая среда, за положением дел в которой обязательно нужно следить при выборе сферы деятельности.
Видео: профессии будущего
Подведем итоги. Какие бывают сферы деятельности и как выбрать подходящую для себя
Итак, основными сферами в настоящий момент являются: политика, бизнес, образование и наука, производство, искусство, здоровье (медицина). Именно на них сконцентрирована большая часть людей, хотя некоторые субъекты относят себя к сфере синтеза – людям, чьи профессиональные интересы находятся на пересечении разных направлений.
В любом случае, куда бы вы ни решили направиться и с какими трудностями ни столкнулись, не отставайте от трендов, например заработка в интернете. Будьте гибким и умеющим подстраиваться под любую обстановку специалистом, рационально оценивайте свои возможности и ситуацию на рынке. Именно в таких людях работодатели, партнеры по бизнесу и клиенты заинтересованы больше всего.
Труд – это один из основных видов деятельности человека. Практически все стараются получить образование, чтобы в будущем стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, как показала практика, это не так легко, как кажется. Ведь после обучения необходимо найти работу. Где же её взять, если работодатели берут только профессионалов?
Отсутствие единой классификации
Считается, что для теории труда требуется психологическая классификация. Также она необходима и для практических исследований. Многие анализы и исследования могли бы осуществляться намного быстрее в том случае, если бы уже существовала определенная типология профессий. Но на сегодняшний день нет единого подхода к классификации человеческой деятельности.
Главный недостаток многих из них заключался в том, что они исходили из преобладания определенного психического процесса в конкретном виде деятельности. Кроме того, были предложены классификации по таким критериям, как внимание и интеллектуальная деятельность, но это всего лишь односторонний подход.
Предпринимались попытки создать классификацию областей и видов профессиональной деятельности по видам машиностроения, промышленности, металлургии и сельскому хозяйству. Но такое подразделение не может быть психологическим, так как в каждой отрасли существует довольно большое разнообразие типов труда, которые кардинально отличаются друг от друга.
Виды профессиональной деятельности по Татищеву и Струмилину
В восемнадцатом веке известный историк и государственный деятель Татищев занимался изучением этого вопроса. Им была предложена своя классификация основных видов профессиональной деятельности:
- Нужные науки в виде образования, здравоохранения, экономики и права.
- Полезные науки, такие как физика, сельское хозяйство, математика и биология.
- Щегольские, или, по-другому, увеселяющие науки, например искусство и литература.
- Тщетные науки в виде алхимии и астрологии.
- Вредительские науки, к которым Татищев приравнял колдовство.
Весьма интересный подход был предложен в двадцатых годах прошлого века крупным советским экономистом Струмилиным, который положил в основу классификации уровень самостоятельности человека в труде. В свое время подход считался довольно прогрессивным, но на сегодняшний день многое устарело.
Итак, Струмилин разделил все профессии на нижеприведенный перечень видов профессиональной деятельности, состоящий из пяти типов труда:
- Первый тип — это автоматический строго регламентированный труд. К нему были отнесены конвейерные работы, характеризуемые исполнением однотипных операций в течение всего рабочего дня.
- Второй тип – это полуавтоматический труд. К работникам этого типа были отнесены телефонисты и машинисты, в рамках труда которых действия не всегда строго регламентированы.
- Третий тип представляет собой шаблонно-исполнительный труд. Эта категория, пожалуй, наиболее уязвимая во всей классификации Струмилина, в которую он включил почти все типы машинно-ручного труда. Таким образом, сюда относились машиностроители, швеи и так далее.
Следующие два типа, относятся не к рабочим профессиям. Один из них называется «самостоятельный труд». К данной категории относится работа конструкторов и инженеров. Последний тип профессий — это категория свободного творческого труда, в которой имеются в виду работники различных видов искусства.
В целом считается, что в данной классификации присутствует рациональное звено, особенно если рассматривать два первых раздела. Но, разумеется, для современного этапа истории эта классификация сильно устарела.
Современная классификация профессий
В настоящее время активно используется классификация профессий по Климову, которая обладает большим значением в решении вопросов, связанных с профориентацией молодежи. Этот метод построен на основе многофакторного принципа. Согласно этой классификации выделяются следующие виды профессиональной деятельности:
- «Человек – Природа».
- «Человек – Человек».
- «Человек – Техника».
- «Человек – Знаковые системы».
- «Человек – Художественный образ».
Рассмотрим подробнее каждую из этих категорий.
К профессиям категории «Человек – Природа» относят семеноводство, животноводство, а также таких специалистов, как зоотехники, агрономы, кинологи, лаборанты химико-бактериологического анализа и прочие виды. Цели профессиональной деятельности этой категории связаны с растительными и животными организмами.
Сюда относятся профессии, которые связаны с сельским хозяйством, а кроме того, с пищевой промышленностью, научными исследованиями и медициной. Некоторый интерес к природе, но не основной должны преследовать психологи и менеджеры по туризму, а также сотрудники из сферы гостиничного бизнеса.
Представленное разделение вовсе не означает, что труд человека направляется исключительно на упомянутые выше профессии. Растениеводы, к примеру, работая в коллективе, пользуются разнообразной техникой и помимо всего прочего занимаются вопросами экономического анализа труда. Но при этом главным предметом внимания и забот растениеводов выступают культуры и среда их существования.
В рамках выбора деятельности этого типа важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к площадке для отдыха либо он воспринимает ее в роли мастерской, в которой намерен отдавать все силы на производство.
Особенность биологических объектов трудовой деятельности заключается в том, что они трудны и изменчивы, а кроме того, нестандартны по своим законам. Растения, животные, а также микроорганизмы живут и растут, болеют и погибают. Тому, кто относится к этому виду профессиональной деятельности, необходимо не просто много знать об организмах, а уметь предвидеть вероятные изменения в них, которые подчас способны оказаться необратимыми. От человека также требуется инициатива наряду с самостоятельностью в решении тех или иных трудовых задач, он должен проявлять заботливость и дальновидность.
В категории «Человек — Техника» главным и ведущим предметом труда выступают технические объекты в виде машин, механизмов, материалов и видов энергии. Специальности, которые приравниваются к данной группе, следующие: проходчики, столяры, техники-металлурги, инженеры-механики и другие виды. Сфера профессиональной деятельности категории «Человек – Техника» включает и электромонтажников, радиомехаников, строителей, сборщиков компьютеров, специалистов по телекоммуникациям и так далее. Среди рассматриваемых профессий существует следующее разделение:
- Специальности по добыче и обработке грунтов, а также горных пород.
- Профессии по обработке и применению неметаллических промышленных материалов наряду с изделиями и полуфабрикатами.
- Специальности по производству и обработке металлов, монтажу машин и приборов, а также механической сборке.
- Профессии, связанные с ремонтом и наладкой технологических машин, а также установок и транспортных средств.
- Специальности по ремонту и монтажу зданий, сооружений и всевозможных конструкций.
- Профессии, связанные со сборкой, а также монтажом электрооборудования, приборов и аппаратов.
- Специальности по наладке, ремонту и обслуживанию электрооборудования, аппаратов и приборов.
- Профессии, связанные с использованием подъемных и транспортных средств, а также с управлением ими.
- Специальности, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства.
В рамках обработки, преобразования, перемещения либо анализа технических объектов от сотрудника требуется точность действий. Учитывая то, что технические объекты почти всегда создаются непосредственно человеком, в этой отрасли существуют особенно широкие возможности для различных выдумок, новаторства и творчества. Помимо творческого подхода к делу в сфере техники от того, кто относит себя к данному виду профессиональной деятельности, требуется высокий уровень исполнительской дисциплины.
В случае категории «Человек — Человек» главным и ведущим предметом труда выступают люди. Сюда относятся виды профессиональной педагогической деятельности, а также врачи, психологи, парикмахеры, экскурсоводы, менеджеры, руководители художественных коллективов и так далее. Среди этой группы выделяют следующие профессии:
- Специальности, которые связаны с человеческим обучением, а также организацией детских коллективов.
- Профессии, направленные на управление производством и руководство людьми, а также всевозможными коллективами.
- Специальности, которые связаны с торговым и бытовым обслуживанием.
- Профессии, направленные на информационное обслуживание.
- Специальности, которые предполагают информационно-художественное обслуживание людей и руководство коллективами.
- Профессии, которые связаны с медицинскими услугами.
Для успешной трудовой деятельности по профессиям представленной категории необходимо научиться не только устанавливать, но также поддерживать связь с людьми, понимая их и разбираясь в особенностях каждого индивида, а кроме того, овладеть знаниями в сфере производства, искусства либо науки. Приведем небольшой перечень качеств, которыми обладают люди, имеющие отношение к классификации «Человек — Человек»:
- Стабильное позитивное настроение в рамках работы с людьми.
- Большая потребность в общении.
- Умение понимать намерения, а также помыслы и настроения остальных людей.
- Умение мгновенно разбираться в чьих-либо взаимоотношениях.
- Способность понимать и находить общий язык с самыми разными индивидами.
Ведущий предмет труда классификации «Человек — Знаковые системы» – это условные знаки наряду с цифрами, кодами, естественными или искусственными языками. Профессии в данном случае следующие: переводчики, чертежники, инженеры, топографы, секретари-машинистки, программисты и другие.
Среди профессий этого вида профессиональной информационной деятельности человека выделяют следующие группы:
- Специальности, которые связаны с оформлением документации, делопроизводством, а также анализом текстов либо их частичным или полным преобразованием и перекодированием.
- Специальности, предметом труда которых выступают числа, а также и количественные соотношения.
- Специальности, которые связаны с обработкой сведений в форме системы условных знаков наряду со схематическими изображениями объектов.
Этот вид профессиональной информационной деятельности человека с использованием сухих обозначений характерен для людей, которые, отвлекаясь от свойств окружающего мира, могут сосредоточиться на информации, которую несут в себе различные знаки. При обработке сведений в виде условных знаков формируются задачи контроля наряду с проверкой, учетом, обработкой данных, а также созданием новых систем.
Ведущим предметом труда относящих себя к виду профессиональной деятельности «Человек — Художественный образ» является художественный образ, а также способы его построения. К работникам этой классификации относятся артисты, художники, музыканты, дизайнеры, резчики по камню, литературные работники. Профессии группы «Человек — Художественный образ» следующие:
- Специальности, которые связаны с изобразительной деятельностью.
- Профессии, направленные на музыкальную деятельность.
- Специалисты, работающие в сфере литературно-художественной деятельности.
- Профессии актерско-сценической направленности.
Одной из особенностей деятельности «Человек — Художественный образ» служит большая доля трудовых затрат, которая остается скрытой от сторонних наблюдателей. Кроме того, зачастую необходимо прилагать специальные усилия, чтобы добиться эффекта легкости, а также непринужденности финального результата.
Классификация по признаку трудовых целей и орудий труда
В рамках каждого типа профессий из вышеприведённой современной классификации выделяют три группы по признаку целей труда:
- Гностические виды профессиональной информационной деятельности, т. е. профессии, к которым относят дегустаторов, контролеров, социологов, корректоров, искусствоведов и так далее.
- Преобразующие профессии в лице мастеров-животноводов, токарей, учителей, бухгалтеров, цветоводов-декораторов и тому подобное.
- Изыскательские профессии, к которым относят летчиков-наблюдателей, инженеров-конструкторов, воспитателей, программистов, и также тех, кто предпочитает виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств.
Каждый из предыдущих классов профессиональной деятельности разделяют на четыре типа по виду профессиональной информационной деятельности человека с использованием основных инструментов труда:
- Специальности ручного труда, к которым относят контролеров слесарных работ, лаборантов химического анализа, ветеринаров, слесарей и так далее.
- Профессии, имеющие отношение к машинно-ручному труду, например токари, водители автомобилей, машинисты экскаваторов и тому подобное.
- Профессии, которые связаны с использованием автоматизированных систем. К ним относятся операторы станков с программным управлением, авиадиспетчеры и так далее.
- Специальности, которые связаны с преобладанием функциональных средств деятельности, например актеры, акробаты и тому подобное.
Классификация по признаку условий деятельности
В каждой из четырех вышеприведенных групп профессий выделяют следующие категории деятельности по признаку условий труда:
- Деятельность в условиях нормального микроклимата, например тех, кто относится к видам экономической профессиональной деятельности.
- Трудовая деятельность на открытом воздухе. В данном случае речь идет об агрономах, монтажниках, инспекторах полиции и так далее.
- Работа в нестандартных условиях, например водолазы, высотники, шахтеры, пожарные и тому подобное.
- Труд в условиях чрезмерной ответственности: воспитатели детских садов, учителя, следователи и так далее.
Виды познавательной деятельности
Учение наряду с познавательной деятельностью относят к духовным сферам общества. Выделяют четыре вида профессиональной деятельности с использованием информационных ресурсов, черпаемых из духовной жизни:
- Обыденная деятельность. Эта категория подразумевает обмен опытом и образами, которые люди несут в себе и делятся с окружающими.
- Научная деятельность. Данная группа предполагает изучение и использование различных законов, а также закономерностей. Главной целью научной деятельности является создание идеальной системы материального мира.
- Художественная деятельность базируется на попытках творцов и художников анализировать окружающую действительность и находить в ней как оттенки прекрасного, так и чего-то абсолютно безобразного.
- Религиозная деятельность. Предметом вида профессиональной деятельности человека данной категории служит сам человек. Сюда же относят нормы морали, а также нравственные стороны поступков, из которых состоит вся жизнь человека, поэтому большую роль в их формировании играет именно духовная деятельность.
Классификация духовной деятельности
К духовной жизни человека относится религиозная, научная, а также творческая деятельность. Имея представление о научной и религиозной деятельности, следует подробнее рассмотреть творческое направление жизни человека. Сюда относят художественные либо музыкальные направления, а также литературу и архитектуру, режиссуру и актерское мастерство. Творческие задатки присущи каждому человеку, правда, для того, чтобы их раскрыть, требуется долго и упорно трудиться.
Виды хозяйственной деятельности общества
Хозяйственная деятельность в последнее время оспаривается защитниками природы, так как она базируется на природных запасах, которые в ближайшем будущем могут исчерпать себя. К видам профессиональной деятельности с использованием технических средств хозяйственной деятельности человека относят добычу полезных ископаемых в виде нефти, металлов, камней и всего, что может принести выгоду, но, к сожалению, наносит ущерб не только природе, но и планете.
Классификация информационной деятельности
Важной частью взаимодействия человека с миром выступает информация. К типам данной деятельности относят получение, применение и хранение информации, а также ее распространение. Информационная деятельность часто становится угрозой жизни, так как всегда находятся люди, которые не желают, чтобы третьи лица узнали и разгласили какие-либо сведения. Помимо этого данный вид деятельности способен иметь провокационный характер и служит средством манипуляции общественным сознанием.
Виды психической деятельности
Психическая деятельность оказывает влияние на состояние личности, а также и на продуктивность ее жизни. Наиболее простым типом психической деятельности служит обычный рефлекс. Это привычки и навыки, которые установились посредством постоянного повторения. Они практически незаметны в сравнении со столь сложным типом психической деятельности, как творчество. Данная категория отличается разнообразием, а также неповторимостью, несет в себе оригинальность и уникальность.
Таким образом, приведенные категории признаков частично совпадают с масштабным списком профессий. Предложенная классификация основных видов профессиональной деятельности дает возможность обозначить обзорную схему общей карты мира профессиональной деятельности и составить приблизительную формулу определенного типа труда. Подобная классификация не подходит для того, чтобы разложить все профессии по полочкам, это представляется невозможным и ненужным. Надо осознавать, что большинство профессий определяется большим количеством разнотипных признаков. Но в рамках любого сложного множества полезно находить некоторые хотя бы приблизительные различия.
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений его жизни. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.
Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», но все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Выбор профессии двустороннее явление – 1) кто выбирает (субъект выбора), 2) что выбирает (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным количеством характеристик, этим и объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
Выбор профессии (профессиональное самоопределение) – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения:
1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).
2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.
3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.
4. Самореализация в труде (частичная или полная) – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Далее в данном параграфе мы рассмотрим этапы профессионального самоопределения.
Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения – первый этап – с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения.
Второй этап – подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями.
Третий этап – подростковый и большая часть юношеского возраста – предварительный выбор профессии, когда разные виды профессиональной деятельности «сортируются» и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей подростка или юноши.
Четвертый этап – практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента:
1) определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки;
2) выбор специальности.
Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения охватывает (пронизывает) весь жизненный путь человека. Однако, пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот момент связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности.
В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс.
Существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы.
Объясняется это сложностью процесса профессионального самоопределения и двустронностью самой ситуации выбора профессии:
1. Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, Алишев, Широков). Этот взгляд недооценивает активное начало личности выбирающего профессию.
2. Следующая точка зрения: основная детерминанта правильного выбора профессии – профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход более продуктивен, т.к. утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.
3. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности (Костенко, Оссовский, Михайлов). Т.Е. выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой – определяется прежде всего социальными характеристиками профессии.
4. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности. Процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте – на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем.
В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например, в личной жизни (Кузнецова, Головаха). Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения приводит к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора.
Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся главными. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.
Традиционно общая схема описания профессий подразумевает 4 аспекта:
1. Социально-экономический – краткая история профессии, ее роль в системе экономики, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате.
2. Производственно-технический – данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда.
3. Санитарно-гигиенический – информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях.
4. Психофизиологический – требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.
Б.Г. Ананьев говорит о сложности такого образования как субъект деятельности. Исходными его характеристиками он называет сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Высшей интегрирующей субъективных свойств является творчество, наиболее обобщенными потенциалами – способности и талант.
К основным субъективным факторам выбора профессии обычно относят следующие:
— интересы (познавательный, профессиональный);
— склонности;
— способности;
— темперамент;
— характер;
— мотивы выбора профессиональной деятельности;
— жизненные ценности;
— прошлый опыт;
— представления о будущем;
Ряд авторов дополняют этот ряд: общая активность, самооценка, уверенность в достижении успеха, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции.
Объективные факторы выбора профессии:
1) уровень подготовки (школьная успеваемость);
2) сосотяние здоровья;
3) информированность о мире профессий;
4) социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей.
Более подробно о некоторых факторах:
— Интересы. Всеми признанный фактор выбора профессии. Интересы считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других.
— Самооценка. Неадекватность самооценки часто связана со школьной успеваемостью. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной завышенной и заниженной самооценки, что влечет за собой неадекватный выбор профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, т.к. обусловливает расхождение способностей и склонностей.
Ряд исследований доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение самостоятельно работать без систематического контроля, помощи, стимуляции; оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач.
Школьники с такими качествами характеризуются: осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, обоснованностью выбора, осознанием последствий выбора. Они менее подвержены влиянию случайных факторов.
Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних.
Можно сказать, что осознанная психическая саморегуляция, как фактор выбора, представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Она обусловливает: способность адекватно оценивать свои качества; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.
Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что только 30% учащихся 9 классов и 50% учащихся 11 классов в состоянии самостоятельно выбрать профессию.
По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы. Связано это с индивидуальными характеристиками.
Группы таковы:
1) определившиеся;
2) колеблющиеся;
3) неустойчивые;
4) пассивные.
Контрольные вопросы
1. Укажите основные причины возникновения профориентации.
2. Дайте краткую характеристику основных направлений профориентационной работы в зарубежной и отечественной истории психологии.
3. Перечислите факторы выбора профессии. Укажите наиболее важные с вашей точки зрения.
Виды деятельности. Профессиональная деятельность
Презентацию подготовила:
И.А.Шевчик
Преподаватель технологии и ИЗО
МОБУ СОШ № 1
пгт Лучегорск
Деятельность как способ существования людей
1 .» Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта «.
2. Деятельность — форма человеческой активности, направленная на преобразование окружающей среды и самого человека
Д
О
Д
О
Субъект и объект
Объект — то, на что направлена деятельность ( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность ( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.)
Творческая деятельность
ТВОРЧЕСТВО
ИНТУИЦИЯ
(бесссознательное)
ВООБРАЖЕНИЕ
ФАНТАЗИЯ
Отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных сочетаниях, связях
Критерии для классификации
Виды деятельности
Отношение человека к окружающему миру
Практическая
Духовная
Исторический процесс
Прогрессивная – Регрессивная
Созидательная — Разрушительная
Социальные нормы
Законная – Незаконная
Моральная — Аморальная
Социальные формы объединения людей
Коллективная
Массовая
Индивидуальная
Способы осуществления
Однообразная, монотонная, шаблонная
Инновационная, изобретательская, творческая
Сферы общественной жизни
Экономическая, политическая, социальная, духовная
Этапы становления и развития личности человека
Игра – учение – труд — общение
Игра
Форма деятельности в условных ситуациях
Двуплановость игры
Направленность не на результат, а на сам процесс
НО !
Осуществляется реальное действие
Условный характер многих моментов
учение
Процесс приобретения знаний, умений, навыков
1. Приобретение знаний происходит стихийно и целенаправленно
2. Восприятие материала, осмысление, применение на практике- процесса учения
3. Результат : образование-система знаний, умений, навыков; развитие личности
Труд
- Любая сознательная деятельность человека является трудом
- Труд – это вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата
Сизифов труд
Бочка Данаид
Профессиональная деятельность – деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства
Цель – предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.
Структура деятельности
М→Д=Ц+С+∑д=Р
То, что представляется в сознании (образ) и ожидается в результате Д
Действия
Мотив
это итог, продукт деятельности
это предметы труда, орудия труда, технологии, приёмы, способы действий…
Специализация труда – форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.
Умственный труд – это труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.
Отраслевая специализация – это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального (наука, образование, торговля, медицина и др.) производства.
Предметная специализация – это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции Автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др).
Подетальная специализация – производство отдельных частей и деталей готового продукта ( например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).
Стадийная (технологическая) специализация – выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).
Функциональная специализация – специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве ( инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.
Профессиональная специализация – дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).
Квалификационная специализация – создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).
Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:
- зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;
- межхозяйская – создание отдельных хозяйств (животноводческих, пчеловодческих и т.п.);
- внутрихозяйственная – среди бригад, отделений, ферм, звеньев;
- внутриотраслевая – разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.
Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.
Отрасль – исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера профессиональной деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями
Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.
Предпринимательство – это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.
Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т.е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.
Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности – это качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность.
Готовность включает в себя следующие аспекты:
- Физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
- Нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
- Психологический (соответствие особенности и свойств психики – внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. – характеру труда);
- Практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).
Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике ( ЕТКС ). Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах.
В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:
- аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
- энергетическую (затрата энергии мышц и психической энергии);
- технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
- транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).
Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда. Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразуя их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства (машины, оборудование, инструменты), а также земля – всеобщее средство труда, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т. Д.
Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства
Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:
Оснастка – совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для определенной части технологического процесса ( например крепление, подача заготовок и т.п.
Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения ( линейка, микрометр и т.п.).
Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом.
Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.
К функциональным возможностям человека относятся возможности:
Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства .
Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов.
Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга.
Товар – продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость)
Для хранения продуктов труда (товара) создаются специальные места, помещения, склады.
Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.
К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.
В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.
Раскрыть содержание основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности по таблице
Удачи !