Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Муниципальные отношения

16.09.2020 by admin

Под муниципальными правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права, возникающие в системе местного самоуправления и закрепляющие взаимные права и обязанности их участников.

Своеобразие муниципальных правоотношений, прежде всего, проявляется в перечне их субъектов (участников).

Индивидуальными субъектами муниципальных правоотношений в различных комбинациях могут выступать:

а) общие субъекты:

· граждане;

· иностранцы;

· лица без гражданства;

б) специальные субъекты:

· избиратели;

· депутаты представительных органов местного самоуправления;

· должностные лица органов местного самоуправления;

· должностные лица муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие.

В муниципальных правоотношениях в качестве политико-территориальных субъектов могут выступать:

· муниципальные образования (исключительно своеобразный субъект, в других отраслях его нет);

· субъекты Федерации;

· сама Российская Федерация.

В группу коллективных субъектов входят:

· органы местного самоуправления;

· государственные органы;

· органы территориального общественного самоуправления;

· другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.

В группе социальных общностей:

· население муниципальных образований (местные сообщества жителей);

· население (народы) субъектов Федерации;

· многонациональный народ России.

Есть также своеобразная группа субъектов муниципальных правоотношений, участвует в правоотношениях в связи с делегированными от самоуправляющихся субъектов полномочиями — это союзы и ассоциации муниципальных образований.

Комментируя этот перечень, необходимо отметить, что в новом Законе о местном самоуправлении от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусматривается возможность участия в осуществлении местного самоуправления иностранных граждан. Предусматривается это и смежным законодательством. В частности, в соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Россия в данном случае использует опыт ряда европейских государств, которые предоставляют иностранным гражданам активное и пассивное избирательное право участвовать в управлении делами местного сообщества на основе принципа взаимности

Объекты правоотношений — то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений относятся:

· территория муниципальных образований;

· муниципальное имущество;

· муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

В литературе можно встретить различные классификации муниципальных правоотношений:

1.По формам осуществления власти:

· отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения, путём непосредственного выражения воли населения;

· отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления;

· отношения, которые возникают в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

2.По областям общественной жизни:

· отношения, возникающие в области местного хозяйства;

· в области социально-культурного развития;

· в административно-политической жизнедеятельности муниципальных образований.

3.По месту местного самоуправления в системе российского федерализма:

· отношения, которые возникаю в связи с самостоятельной деятельностью населения или органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

· отношения, которые возникают в связи с деятельностью органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий, делегированных субъектами РФ;

· отношения, возникающие в связи деятельностью органов местного самоуправления по реализации полномочий, делегированных федеральными государственными органами РФ.

Муниципально-правовые отношения — это общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления. Вместе с тем они имеют ряд особенностей. Эти особенности обусловлены прежде всего природой местного самоуправления, сочетающей в себе в органической взаимосвязи общественные отношения, возникающие как в области осуществления муниципальной публичной власти, так и в области административно-властной и управленческой деятельности, а также в области общественного самоуправления.Муниципально-правовые отношения — это такие общественные отношения, в которых стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Муниципальное право воздействует на общественные отношения посредством правовых приемов — предписания (что нужно делать), дозволения (что можно делать), запрета (чего нельзя делать).Субъекты правовых отношений в области осуществления местного самоуправления можно условно подразделить на три вида:1)К первому виду относится особый субъект — муниципальное образование. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.2)Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, наделенные законодательством правом представлять интересы территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, принимать от имени их населения решения в пределах закрепленных за ними полномочий.3)К третьему виду можно отнести субъекты муниципально-правовых отношений, которые в той или иной форме участвуют в осуществлении местного самоуправления, взаимодействуют с субъектами, управомоченными и правообязанными законодательством принимать в пределах их полномочий обязательные для исполнения решения по предметам ведения муниципальных образований.К этой группе субъектов муниципально-правовых отношений на современном этапе следует отнести: жителей и граждан муниципальных образований; государственные органы; муниципальных служащих; органы территориального общественного самоуправления; органы социального самоуправления; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации; ассоциации и союзы муниципальных образований.

44.Субъекты муниципальных правоотношений.Субъектами муниципально-правовых отношений являются:муниципальные образования;население муниципальных образований;собрание (сход) граждан;органы местного самоуправления;граждане;депутаты представительных органов местного самоуправления.Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на два вида.К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование.Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.Субъектами муниципально-правовых отношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных Законом случаях решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.Закон ничего не говорит о возможности участвовать в осуществлении местного самоуправления иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования. Однако иностранные граждане, лица без гражданства в соответствии со ст. б2 Конституции РФ пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации. Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации допускает возможность участия иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных выборах, местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

45.Функции местного самоуправления, и их содержание.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность. Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия. Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления. С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции: 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления; 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; 4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) охрана общественного порядка; 6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся: 1) наличие выборных органов местного самоуправления; 2) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; 3) материально-финансовая база для решения вопросов местного значения. Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности. В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

46.Система местного самоуправления в Российской Федерации.Согласно Конституции Российской Федерации (ст.130) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума,выборов, других форм прямого волеизъявления,через выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации —это система организации и деятельности граждан, представляющая совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления,а также выборных и других органов местного самоуправления,посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения. 1.Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия,включающая различные формы непосредственного волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление. Эта роль определяется прежде всего тем, что посредством ряда форм непосредственной демократии,таких, как выборы,собрания населения,и других, обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления.Имея это в виду,можно сказать,что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются,дополняя друг друга. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем,что некоторые ее формы (например,местные референдумы,собрания (сходы)граждан и др.)сами входят в систему местного самоуправления,составляя ее неотъемлемую часть. Итак,формами прямого волеизъявления,посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление,являются референдум,выборы, собрания(сходы) и др. Местный референдум— народное голосование по наиболее важным вопросам местного самоуправления.Решения, принятые референдумом,являются окончательными,в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для исполнения на соответствующей территории.Таким образом,референдум является способом непосредственного решения населением различных вопросов местного самоуправления. На референдум выносится вопрос, требующий ответа «да»или «нет». Референдум может либо предшествовать разработке какого-либо вопроса, проекта решения, либо быть завершающей стадией детальной разработки вопроса или проекта решения.Иначе говоря,на основе принципиального решения граждан может быть разработано и принято какое-либо решение. Вместе с тем на референдум могут выноситься проекты решений.В настоящее время в Российской Федерации нет закона о местном референдуме.Сегодня на федеральном уровне устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме(ст. 32 Конституции Российской Федерации);признание референдума в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления(ст. 130) Конституции Российской Федерации), а также право главы местного самоуправления выносить на местный референдум проект положения(устава) о местном самоуправлении(Указ Президента Российской Федерации от22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»). Вместе с тем законы или положения о местном референдуме приняты рядом субъектов Российской Федерации. Так,Закон Чувашской Республики от 19 января 1994 г. «О местном референдуме в Чувашской Республике»закрепляет право принимать решение о проведении референдума за представительным органом местного самоуправления,который принимает его как по собственной инициативе,так и по требованию граждан. Согласно этому закону на местный референдум могут выноситься такие вопросы,как застройка данного населенного пункта, создание крупных предприятий,определение приоритетов в развитии территории,и другие важные вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления. Наиболее массовой формой прямого народного волеизъявления являются всеобщие прямые выборы.Их значение определяется прежде всего тем, что посредством выборов образуются представительные органы власти,через которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуправление,а также получают свои полномочия главы местной администрации— другая важная форма осуществления населением местного самоуправления. Однако только этим значение выборов не ограничивается.В ходе избирательных кампаний граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления,критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов,создает необходимые предпосылки для их удовлетворения. Надо сказать, что курс на развитие местного самоуправления в Российской Федерации может быть успешным,если при выборах в представительные органы местного самоуправления будет каждый раз формироваться достойный депутатский корпус. Именно от этого в значительной степени зависят эффективность работы представительных органов местного самоуправления,выполнение ими функций местного самоуправления,укрепления их авторитета среди населения. Вместе с тем успешность этого курса в немалой степени зависит и от качественного состава тех,кто возглавляет местную администрацию,так как этот состав также определяется населением на выборах. Согласно Основным положениям о выборах в органы местного самоуправления выборы в органы местного самоуправления— собрания представителей(думы, муниципальные комитеты и т.д.) осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего,равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.Основные положения предусматривают возможность сочетать мажоритарную систему по одномандатным избирательным округам на основе единой для данного органа местного самоуправления нормы представительства с пропорциональной системой выборов в органы местного самоуправления. Согласно Основным положениям право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации,постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему18-летнего возраста.Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными,и граждане,содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Муниципально-правовые отношения — это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в про­цессе организации и деятельности местного самоуправления в город­ских, сельских поселениях и на других территориях с учетом историче­ских и иных местных традиций.

Можно выделить следующие ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ отношений, со­ставляющих предмет муниципально-правового регулирования.

Во-первых, данные отношения имеют локально-территориальный ха­рактер. Они возникают в основном на местном (муниципальном) тер­риториальном уровне в процессе осуществления местного самоуправле­ния населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством с учетом исторических и иных местных традиций.

Во-вторых, отношения, составляющие предмет муниципально-право­вого регулирования, имеют комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сфе­рах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социаль­но-культурной, охраны общественного порядка и др.

В-третьих, обязательным субъектом муниципально-правовых отно­шений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т. е. путем референдума, других форм прямого воле­изъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или долж­ностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

Муниципально-правовые отношения С УЧЕТОМ ИХ СОДЕРЖАНИЯ мож­но подразделить на отношения:

  • (I) возникающие в связи с организацией местного самоуправления (образование, преобразование муниципальных образова­ний, установлением и изменением их границ и т.д.);
  • (II) возникающие в процессе решения вопросов местного значения непосредственно населением и (или) органами местного само­управления (управление муниципальным имуществом, средст­вами местных бюджетов, установлением местных налогов и сборов, решение вопросов образования, культуры, здраво­охранения, жилищно-коммунального хозяйства, торгового, бытового и иного обслуживания населения, а также строительства, землепользо­вания, транспорта, охраны общественного порядка и т.д.);
  • (III) связанные с реализацией органами местного само­управления отдельных государственных полномочий

Муниципально-правовые отношения можно классифицировать В ЗА­ВИСИМОСТИ ОТ ИХ СУБЪЕКТОВ на три группы. Это отношения, в которых:

  • 1) одной из сторон выступает муниципальное образование;
  • 2) одним из субъектов выступает население муниципального обра­зования;
  • 3) одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления.

Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения) – это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Субъектов муниципальных правоотношений, т.е. тех, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты; коллективные субъекты; политико-территориальные образования; социальные общности.

В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. В числе общих субъектов – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. В числе специальных субъектов – избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.

В группе коллективных субъектов – органы местного самоуправления, государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные (не муниципальные) объединения как коммерческие, так и некоммерческие.

В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты РФ, сама Российская Федерация.

В группе социальных общностей – население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов РФ, многонациональный народ Российской Федерации.

Объекты правоотношений – то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. В числе объектов муниципальных отношений – территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты, поведение муниципальных служащих и др.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают в себя, к примеру, право жителей на образование муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право, имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется процессуальными нормами.

Система муниципального права

Система муниципального права – его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. Прежде всего в системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права. Нормы гражданского, земельного, административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально . При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права.

Нормы муниципального права (собственно муниципальные нормы и нормы иных отраслей, нацеленные на регулирование отношений местного самоуправления) разделяются на общую и особенную часть. Общая часть – совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли (общемуниципальные обобщения). Особенная часть – совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.

Общую часть муниципального права составляют конституционные нормы, нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Те нормы, что закрепляют назначение местного самоуправления, его цели, принципы, гарантии, общеотраслевые понятия (муниципальное образование, органы местного самоуправления и др.), коллизионные правила, организационные, территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления, входя в общую часть муниципального права, составляют ядро отдельных институтов особенной части муниципального права.

Особенная часть содержит институты, включающие материальные и процессуальные нормы, регулирующие от дельные стороны местного самоуправления, закрепляющие статус и порядок деятельности отдельных субъектов муниципального права. В число институтов особенной части муниципального права входят:

  • 1) институт муниципально-территориального устройства, включающий субинституты муниципально-территориального деления и муниципально-территориального процесса;
  • 2) институт статуса и порядка деятельности глав муниципальных образований, представительных, исполнительных, контрольных органов, муниципальных избирательных комиссий, их должностных лиц, депутатов;
  • 3) институт муниципальной службы;
  • 4) институт системы и статуса муниципальных правовых актов, порядка их принятия;
  • 5) институт условий и порядка формирования органов местного самоуправления не на основе норм избирательного законодательства (институт двухстепенных выборов представительных органов муниципальных районов);
  • 6) институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти, включающий субинституты муниципальных выборов, местных референдумов, сходов, голосований по вопросам местного значения;
  • 7) институт участия граждан в осуществлении функций местного самоуправления органами местного самоуправления, включающий субинституты статуса и порядка деятельности территориального общественного самоуправления, его органов, собраний, конференций жителей, публичных слушаний, опросов жителей, правотворческих инициатив граждан;
  • 8) институт межмуниципального сотрудничества;
  • 9) институт муниципальных наград и почетных званий;
  • 10) институт муниципальной символики;
  • 11) институт муниципальной собственности и порядка управления объектами муниципальной собственности;
  • 12) институт муниципальных финансов.

Нормы, закрепляющие полномочия, публичные права органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в отдельных областях местной жизни, регулирующие вопросы ответственности названных субъектов, входят в состав института статуса и порядка деятельности органов местного самоуправления.

Существуют и иные взгляды на систему муниципального права . Так, С. Д. Князев и E. Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов РФ . E. С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, а к особенной части – нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.п.

А. Н. Костюков, выделяя в муниципальном праве общую и особенную части, в структуру общей части включает ряд основных институтов: общей характеристики муниципального права как отрасли права; территориальной организации местного самоуправления; организации аппарата муниципальной власти; муниципальных правовых актов; непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления; межмуниципального сотрудничества; юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; гарантий местного самоуправления. В число институтов особенной части А. Н. Костюков включает институты: общей характеристики компетенции органов местного самоуправления; полномочий органов местного самоуправления в бюджетной и финансово-кредитной сфере; полномочий органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью; полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений; полномочий органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством; полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере; полномочий органов местного само управления в сфере обеспечения законности и правопорядка .

Не все авторы полагают возможным выделять в муниципальном праве его общую и особенную части. Таков, например, подход О. Е. Кутафина и В. И. Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм, закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2) территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью .

Post navigation

Previous Post:

Принцип работы ломбардов

Next Post:

Принудительные работы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes