Налоговая политика
Содержание
- Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
- Налоговая политика России
- Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе
- Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы
- Налоговая политика государства на 2018-2020 годы
- Основные направления налоговой политики на 2018 год
- Итоги
- Что такое налоги и налоговая политика?
- Основные механизмы осуществления налоговой политики
- Классификация налогов
- Налоги с физических и юридических лиц
- Кривая Лаффера
- Принципы налогообложения
- Функции налогов
- Направления совершенствования налоговой системы РФ
Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.
Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», а также ее «цели», «методы» и «формы».
Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.
Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.
Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют цели, представленные на рисунке.
Следует заметить, что фискальные цели всегда были превалирующими — основными. Другие цели, хотя и крайне значимы для государства, имеют все же второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция считается основной в налогообложении, все остальные функции вторичны. Указанные второстепенные цели являются основными в соответствующей политике государства — социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика только один из методов их реализации, причем косвенных.
Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких- либо целей происходит в ущерб другим. Причем основные (фискальные) цели не всегда бывают приоритетными. Так, например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным.
Увеличение налоговых платежей экологической направленности позволяет реализовать экологические и фискальные цели, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая концепцию налоговой политики.
Концепция (доктрина) налоговой политики — это принципиальное решение относительно архитектуры построения или реформирования налоговой системы страны.
Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. Такая стратегия разрабатывается на длительную перспективу и, по сути, является воплощением концепции налоговой политики. Для повышения обоснованности и реализуемости эта стратегия должна быть согласована и увязана с соответствующей бюджетной, экономической, социальной, экологической и международной стратегиями страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.
Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. В связи с этим тактика налоговой политики должна быть органично увязана со стратегией и являться, по сути, механизмом реализации выбранной концепции и соответствующей стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, в том числе профильными министерствами и федеральными агентствами, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.
В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму этой политики. В мировой практике сложились три основные модели налоговой политики.
Политика максимальных налогов характеризуется практикой установления максимального числа налогов и повышением их ставок, сокращением числа льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Эта политика используется, как правило, в двух случаях. Во-первых, она популярна в период экономических кризисов или военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем госзакупок и инвестиций в определенные сектора экономики военного назначения, уменьшая социальные расходы.
Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные цели второстепенны. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х гг. Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное (некризисное) время. Так бывает, например, в развитых Скандинавских странах, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике приоритетными выступают уже фискальные и социальные цели.
Политика экономического развития характеризуется практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей, сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и применяется, как правило, в период экономического спада, дабы предотвратить наступление экономического кризиса. Подобная модель налоговой политики эффективно использовалась в США в 1980-х гг. администрацией Р. Рейгана и потому получила название «рейганомики». Приоритетными в данной политике выступают экономические цели.
Политика разумных налогов является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми формами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.
Чаще всего данные модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо из них является превалирующей.
В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политики или их совокупность.
Из арсенала современной мировой практики можно выделить следующие методы:
- регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;
- регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
- регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;
- регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии;
- регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы;
- регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.
Поставленная цель может достигаться альтернативным или параллельным применением определенных методов с приданием им соответствующей направленности в сторону повышения или уменьшения соотношения, состава и т.д. Например, одна из социальных целей — сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения — может решаться либо отказом от «плоской шкалы» и увеличением прогрессии ставок подоходного налога, либо увеличением числа налоговых льгот, вычетов, различных изъятий, ориентированных для населения с низкими доходами, и т.д. Для того чтобы сделать правильный выбор в пользу того или иного метода, необходимо сначала оценить эффективность применения каждого метода и далее на основе сравнительного анализа аргументировано сделать этот выбор.
Для оценки эффективности налоговой политики в целом или отдельного ее метода более пригоден подход через оценку результатов и их соответствие поставленным целям. Критерием оценки эффективности в данном случае является приближение достигаемого результата к заявленной цели. Сравнительная оценка эффективности альтернативных методов на этапе их выбора усложняется необходимостью квалифицированного прогнозирования и моделирования этих результатов. Вместе с тем объективная оценка полученных результатов по факту реализации какого-либо метода налоговой политики не менее сложна. Проблемы здесь следующие.
Во-первых, искомый результат может быть получен в результате применения не только определенного метода налоговой политики, но и сопряженного применения методов других политик. Действительно, когда ставится какая-либо социально-экономическая цель, то практически всегда для ее достижения задействуется кроме налоговых мер дополнительный арсенал методов соответствующей направленности. При этом вычленить в получаемом результате исключительно эффект применения мер налогового характера практически невозможно. Объективность существенно повышается только при оценке соответствия результатов заявленным фискальным целям, так как в других политиках фискальные цели не присутствуют, то сопряжением различных эффектов можно пренебречь. Таким образом, двойственный характер целей налоговой политики обусловливает также различную объективность оценки ее эффективности.
Во-вторых, при оценке степени достижения полученных результатов заявленным целям должны анализироваться не только действенность самих методов, но и правильность целей. Если поставлена ошибочная цель, противоречащая общему характеру проводимой налоговой политики и комплексу уже реализуемых мер, то это может привести к негативным результатам, несмотря на высокую эффективность используемого отдельно взятого метода. Например, неоднократно ставилась цель борьбы с налоговыми льготами и применялся метод уменьшения масштаба их применения, но результат при этом оставался отрицательным — количество льгот не уменьшается. Соответственно винить нужно не метод, а цель, которая должна быть заявлена иначе: как реализация принципа равенства налогообложения и придание льготам стимулирующего характера. Тогда и методы были бы выбраны другие, и результат был бы иной.
Следует заметить, что процедура оценки эффективности заявляемых целей, выбираемых форм и методов до сих пор не стала обязательным элементом налоговой политики. Причина проста: в реформировании российской налоговой системы сохраняется ориентация на сам процесс как самодостаточный элемент налоговой политики, а не на результат. Преобладают разрозненные качественные оценки, а не объединенные в систему качественные и количественные критерии, подлежащие непрерывному мониторингу.
Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлено на рисунке.
К сожалению, данное понятие также законодательно не регламентировано. По нашему мнению, налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.
Для налогового механизма нашей страны характерны следующие основные функции:
- функция управления — организация деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны; эта функция одна из наиважнейших: того, насколько эффективно она реализуется, во многом зависит эффективность реализации остальных функций, которые зачастую даже рассматриваются как подфункции управления, и функционирования налогового механизма в целом;
- функция планирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации своих усилий для увеличения этих поступлений;
- функция регулирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций;
- функция контролирования — организация деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, в организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства;
- функция принуждения — организация деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков;
- функция информирования — организация деятельности налоговых и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и иной, необходимой им для своевременного и полного исполнения своих обязанностей;
- функция консультирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения.
Если исходить из определения представленных выше функций, то видно, что субъектный состав налогового механизма достаточно широк. К субъектам налогового механизма следует относить не только налоговые органы, но и финансовые, правоохранительные, таможенные органы, а также самих налогоплательщиков, всех тех, кто законодательно наделен правами и обязанностями в сфере налогов и налогообложения.
Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).
Налоговая политика России
Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:
- Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
- Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.
Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.
ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.
Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе
До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.
Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.
Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.
Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.
Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:
- Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
- Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
- Совершенствуется система налогового администрирования.
- Критерии проверок стали доступными.
- Появились налоговые каникулы.
Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.
Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы
Документ, содержащий основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 13.10.2016. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Раздел «Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ.
С целью стимулирования малого и среднего бизнеса предполагается, что:
- Физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и при этом оказывают некоторые виды услуг другим физическим лицам, освободить от уплаты НДФЛ и страховых взносов до 31.12.2018 при условии, что они добровольно подадут уведомление об осуществлении ими такой деятельности. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
- ИП на ПСН и ЕНВД предоставят возможность уменьшения налога на сумму приобретения онлайн-кассы в размере 18 000 руб. за 1 аппарат. Эта мера реализована с принятием закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2018.
- ИП на патенте предоставят возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками на ЕНВД и УСН).
- Несвоевременная уплата патента будет исключена из оснований для прекращения ПСН. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
Физических лиц предполагалось освободить от налогообложения купонного дохода по облигациям (с 01.01.2018 доходы от облигаций, эмитированных российскими организациями в рублях с 01.01.2017, облагаются НДФЛ по аналогии с банковскими вкладами, закон «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.04.2017 № 58-ФЗ). То есть с 01.01.2018 в налоговую базу попадает не вся сумма купонного дохода, а разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:
- Выявить неналоговые платежи, имеющие налоговую природу, и включить их в Налоговый кодекс.
- Совершенствовать трансфертное ценообразование, исключив из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, которые находятся и осуществляют деятельность на территории одного субъекта РФ.
- По налогу на прибыль — сбалансировать бюджет субъектов РФ в части перераспределения ставок налога на прибыль, предоставление льготы для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры, переноса на будущее убытка в сумме, не превышающей 50% от налоговой базы текущего периода.
- По НДС — совершенствовать порядок налогообложения.
- По акцизам — увеличить акцизы на вина, табачную продукцию. Внести изменения в ст. 193 НК РФ, позволяющие предупредить манипулирование запасами готовой продукции и снижение бюджетных расходов, когда в преддверии повышения ставок акциза налогоплательщики на конец года накапливают запасы подакцизной (табачной) продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года.
- По НДПИ — уточнить понятийный аппарат НК РФ в части определения термина «участок недр», рассмотреть механизмы увеличения доходов бюджета, не предполагающие увеличение налоговой нагрузки на добычу нефти, увеличить ставки НДПИ при добыче природного газа для организаций — собственников Единой системы газоснабжения и аффилированных с ними лиц.
- По имущественным налогам — включить в базу по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, объекты капитального строительства, поставленные на кадастровый учет, но права собственности на которые не зарегистрированы.
- Совершенствовать налоговое администрирование в части увеличения размера пени для юридических лиц; внесения в НК изменений, не предполагающих увязку уплаты налога (сбора, страхового взноса) и характеристик лица, которые осуществляют их уплату; урегулирования порядка уплаты госпошлины в МФЦ без взимания комиссии; предоставления возможности заблаговременного переноса срока уплаты налога, уменьшение штрафа для физических лиц в случае уплаты недоимки и пени до вступления в силу решения о привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
- Оптимизировать действующие налоговые льготы путем их поэтапной отмены.
Часть из этих мер в настоящее время уже реализована, часть только готовится к реализации.
Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».
Налоговая политика государства на 2018-2020 годы
Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.
См. также «Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды».
В проекте этого документа декларируется:
- неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
- завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;
См. материалы:
«Изменения в администрировании сборов: Минэкономразвития заступилось за бизнес»;
«Правительство решит вопрос по неналоговым платежам».
- сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
- полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
- интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
- создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
- постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
- интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
- запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
- автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
- предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
- включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
- расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
- установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
- уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
- признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
- пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
- ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
- уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
- закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
О планах Минфина РФ по налогообложению ИП и самозанятых лиц смотрите в материале «Нас ждет новый налоговый режим?».
- предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
- снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
- уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
- уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
- предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
- продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
- изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
- совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
- сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
- установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.
Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.
См. материал «С 2019 года появится новый налог».
Основные направления налоговой политики на 2018 год
Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:
- Совершенствования налогового администрирования.
- Создания кодекса неналоговых платежей.
- Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
- Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.
Итоги
Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.
Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, национального богатства России и благосостоянию ее граждан.
Взвешенная налоговая политика должна проводится с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков.
Стратегические направления налоговой политики определяются: Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ. Тактические задачи налоговой политики решаются совместно с МИнФином, Мин по налогам и сборам, государственным таможенным комитетом.
Конкретные меры для этого произведенные:
Курс на снижение налогового бремени. НДС 20-18-16%. Налог на прибыль 35-24%. Замена НДС на налог с продаж. Это даст возможность улучшить инвестиционный климат, отказ от целевой хозяйственной деятельности, развитие инвестиционной деятельности, стимулирование строительства новых производств по переработке ресурсов. Снижена ставка ЕСН до 26%, для легализации заработной платы. Повышение уровня налогового администрирования, внедрение новых информационных технологий (сайт налоговой инспекции). Сохранить стабильность налоговой системы. Изменения, вносимые в законодательство. должны быть направлены на повышение ясности в законодательстве. Более рационально организовывать работу налоговых инспекций, свести к минимуму затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета. Должно быть принято упрощение налоговой отчетности малого бизнеса.
Оптимизация налогообложения, снизить налоговое бремя.
Налоговая политика компании – составная часть финансовой политики – обоснованный выбор системы уплаты налогов обеспечивающий достижение цели компании.
Основные направления налоговой политики компании:
— выбор схемы налогового учета;
— выбор способов оптимизации налогов;
— налоговое планирование.
Налоговый учет (с 01.01.02 г. вступила в действие глава 25 НК «налог на прибыль организаций» — обязанность компаний вести налоговый учет законодательно установлено, закреплено в ст.313) – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК.
Критерий Как это трактуется в налоговом учете
1. обязательность ведения учетаОбязательно в соответствии с НК РФ гл. 25, ст. 313
2. цели ведения учета Составление налоговой отчетности, формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей о правильности, полноте и своевременности исчисления и уплаты налогов.
3. пользователи информации Налоговые органы и другие внешние пользователи, внутренние управляющие
4. методы ведения учета Счета, двойная запись, инвентаризация и другие на усмотрение организаций и налоговых органов.
5. периодичность составленияУстанавливается НК РФ: квартал, полугодие, 9 месяцев, год и чаще по некоторым налогам.
6. методика расчета финансовых результатовПрибыль рассчитывается в соответствии со ст. 315 НК РФ – как разница между выручкой от реализации продукции, ценных бумаг и др. и суммой расходов, обязательно и внереализационные расходы, разделение прибыли: от каких видов деятельности и источников она получена, учитываются отдельно внереализационные доходы и расходы.
7. момент признания доходов.Метод начисления, т.е. по отгрузке (ст. 271 НК).. Кассовый метод разрешается только тем организациям, у которых сумма выручки от реализации за предыдущие 4 квартала не превысила в среднем 1 млн. руб. за каждый квартал.
8. момент признания расходовПорядок признания расходов при методе начисления устанавливается ст. 272 НК. При кассовом методе – только оплаченные расходы в соответствии с доходами (ст. 273 НК).
9. состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).- расходы, связанные с производством и реализацией продукции ст. 253 НК: связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров;
— на содержание, ремонт, эксплуатацию, техническое обслуживание ОС и иного имущества, на освоение природных ресурсов;
— на НИОКР;
— на обязательное и добровольное страхование;
— прочие расходы.
Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.
Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора.
При перемещении дохода в пользу государства происходит смена собственника. Ресурсы изымаются на безвозмездной основе. Такая неэквивалентная форма отношений между государством, с одной стороны, и частными предприятиями и отдельными гражданами, с другой – свидетельствует о безусловной форме денежных отношений, в которых стороны не являются равными партнерами. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.
Налогообложению подлежат: прибыль; доходы; стоимость определенных товаров; стоимость, добавленная обработкой; имущество; передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.
Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.
Налогоплательщиками являются: физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, и юридические лица – хозяйствующие субъекты.
Можно выделить три системы налогообложения:
1. Пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работников.
2. Регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход.
3. Прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции).
Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт).
При формировании налоговой системы необходимо учитывать принципы налогообложения – правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы.
В современной России налоговая система как необходимое условие формирования цивилизованных рыночных экономических отношений формируется с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.
Направления совершенствования налоговой системы в России
– Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий.
– Уменьшение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соответственно, сокращения доли, приходящейся на бизнес.
– Сокращение налоговых льгот.
– Расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.
Образец задания
B4. Найдите в приведенном ниже списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обязательность уплаты
2) безвозмездность
3) пропорциональность доходу
4) возвратный характер
5) законодательное установление
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: 125.
Тема 13. Налоговая политика 2.8 (55%) 8 votes
Что такое налоги и налоговая политика?
Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.
Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое обязано платить этот налог в законодательном порядке.
Объект налога – предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению.
Источник налога – это доход налогоплательщика (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог.
Налоговая ставка – величина налога, приходящаяся на единицу обложения (единица измерения объёма налогообложения – рубль, гектар и т.д.).
Система налогообложения — совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования.
Основные механизмы осуществления налоговой политики
Основные механизмы осуществления налоговой политики:
1) размеры и ставки налогов;
2) система льгот и санкций;
3) налоговые кредиты и скидки.
Классификация налогов
Классификация налогов:
I. По виду объектов налогообложения и способам взимания:
1) прямые — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц(подоходный налог, налог на прибыль хозяйственных организаций, налог на наследование или дарение, земельный налог, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций, финансовые операции и т. п.);
2) косвенные — устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщиков (НДС = налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы, налоги с продаж).
Таможня – (от тюрк. танга, тамга – знак собственности, подтверждающий денежный налог с торговли) – государственная служба, следящая за ввозом и вывозом товаров через границу и взимающая таможенные пошлины и сборы, другие налоги.
Таможенная пошлина – налог, взимаемый государственными органами по ставкам таможенного тарифа с провозимых через государственную границу товаров.
Таможенный тариф – перечень товаров, с которых взимаются пошлины, с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара.
Акциз (фр. accise, от лат. accidere обрезать) – косвенный налог на продажу определённого вида товаров массового потребления; акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты; чаще всего акцизным сбором налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили, нефтепродукты; плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором.
При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учётом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Т.о. производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога.
II. По уровням взимания налогов:
1) федеральные (НДС, акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог, налог на покупку валюты);
2) региональные (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и пр.);
3) местные (земельный налог. курортный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилого фонда и др.).
III. В зависимости от характера ставок:
1) пропорциональный налог — налог ставка, которого для всех одинакова (например, ставка подоходного налога в РФ – 13%);
2) прогрессивный налог — ставка налога тем больше, чем выше уровень дохода (например, некоторые ставки таможенных пошлин);
3) регрессивный налог — ставка налога тем ниже, чем выше уровень дохода (например, ставки государственной пошлины за подачу искового заявления в суд уменьшаются с увеличением цены иска).
Налоги с физических и юридических лиц
Налоги, уплачиваемые предприятиями
1) Налог на добавленную стоимость(НДС) – взимаемый с предприятий косвенный налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в идее разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырьё, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Впервые введён в 60-х гг. XX в. В России этот налог введён в 1992 г. и является ключевым в налоговой системе. За счёт поступлений этого налога формируется более трети доходной части федерального бюджета. В России в 2004 г. ставка налога установлена на уровне 18%. (Франция – 18,6%, Англия – 15%, Германия – 14%).
2) Налог на прибыль — существующий во всех странах с рыночной экономикой прямой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по определённым ставкам на основании налоговых деклараций этих лиц. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов, осуществляемых из прибыли, и скидок (расходов на расширение производства, выплат процентов по задолженности, расходов на научные исследования, благотворительные мероприятия). В большинстве случаев налог на прибыль составляет 35% от валовой прибыли, т.е. разницы между всеми доходами и всеми расходами фирмы. Доходы от казино и игорного бизнеса облагаются по ставке 90%.;
3) Акцизы;
4) Налог на имущество предприятий;
5) Налог на доходы физических лиц;
6) Единый социальный налог;
7) Налог на добычу полезных ископаемых;
8) Водный налог;
9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) Государственная пошлина;
11) Транспортный налог;
12) Земельный налог;
13) Налог на имущество физических лиц;
14) Налог на внешнюю торговлю.
Прибыль, полученная от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, не подлежит налогообложению.
Предпринимателю также приходится производить платежи в различные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.).
- Налоги, уплачиваемые гражданами
1) основной налог НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – удерживается из заработной платы и перечисляется работодателем (государственная пошлина);
2) налог на имущество физических лиц (налог на строения, помещения, сооружения, транспортные средства);
3) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
4) земельный налог;
5) транспортный налог;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью – «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образует налоговое законодательство.
Кривая Лаффера
Как связана величина ставки налогов с поступлением средств в государственный бюджет?
Кривая Лаффера – кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объёма государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране.
Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума. Американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведёт к росту доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую границу, поступления начнут уменьшаться. С ростом налогов часть предпринимателей разорится, часть уйдёт в «теневую экономику», стимулы к труду угаснут. Лаффер доказал, что один и тот же доход в госбюджет может быть достигнут и при достаточно высокой и при низкой налоговых ставках. Хорошую налоговую систему формирует широкая налоговая база и низкие налоговые ставки.
Налоговая база – база налогообложения; сумма, с которой взимается налог; налогооблагаемый доход и стоимость облагаемого налогом имущества.
Принципы налогообложения
Принципы налогообложения — правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы.
Принципы налогообложения:
Наименование принципа | Его сущность | |
---|---|---|
1. Справедливость | Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода | |
2. Определённость и точность налогов | Размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны | |
3. Удобство взимания для налогоплательщиков | Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения | |
4. Экономичность (эффективность) | разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений | |
5. Обязательность | неизбежность осуществления платежа |
Функции налогов
Налоги — основной финансовый инструмент регулирования экономики.
Функции налогов:
1) фискальная (финансирование государственных расходов, пополнение бюджета);
2) экономическая (поднимая или снижая налоги, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического развития);
3) распределительная = социальная (через налоги перераспределяются доходы населения и поддерживаются неимущие слои населения);
4) социально-воспитательная (сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов);
5) конкретно-учётная (учёт доходов граждан, предприятий и организаций).
Направления совершенствования налоговой системы РФ
Направления совершенствования налоговой системы в России: 1) уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий; 2) сокращение налоговых льгот; 3) перекрытие каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики; 4) переход к прогрессивной системе налогообложения; 5) увеличение рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях.
- Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе