Налоговая преференция
Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.
Содержание
Общая информация
Чтобы успешно развивалась экономика страны, необходимо обеспечить формирование эффективной и адекватной системы налогообложения. Для этого нужно позаботиться о множестве различных составляющих. И налоговые преференции – это неотъемлемая часть подобной системы. Что они собой представляют?
Налоговые преференции – это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции – это одно и то же. На самом деле это не так. В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.
Для чего необходимы преференции?
Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность. К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях. Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.
В чем суть преференции?
Их необходимо рассматривать в качестве возможностей для налогоплательщика уменьшить свою налоговую базу или же сумму денег, которые платятся государству. К примеру, в ряде случаев на экспортные операции начисляется налог в 0% на добавленную стоимость. Для полного понимания не лишним будет ознакомиться со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Там имеется любопытное утверждение о том, что 0% — это обязательная практика. Налогоплательщик не имеет право выбирать, использует он этот инструмент или нет. 0% будет без исключения. Эта ситуация и рассматривается как преференция. Можно дополнительно привести слова А.С. Баландина. Он сформулировал, что налоговые преференции – это предоставление преимуществ от государства отдельным категориям налогоплательщиков, что выражается в виде уменьшения сумм платежей, которые носят обязательный характер. Причем это предполагает определённые поступки со стороны юридических и физических лиц. В рассмотренном выше примере это захват иностранных рынков.
В чем суть налоговой льготы?
Итак, мы рассмотрели такой инструмент стимулирования, как преференции, что это такое, где их используют. Теперь давайте поговорим о второй теме статьи. Их можно рассмотреть с двух позиций:
- Как инструмент политики государства.
- Как элемент налогообложения.
Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства. Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию. Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе. Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В. о том, что налоговые льготы – это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.
Законодательство для преференций
Полностью приводить всю нормативную документацию не имеет смысла. Но дать краткое пояснение и указать, где оптимизация налоговых льгот и иных преференций оговорена на законодательном уровне, будет не лишним. Кто заинтересуется, сможет ознакомиться с первичными документами, принятыми Государственной Думой. Внимание будет уделено налогам на добавочную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.
В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций. Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые. В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ. В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно – пп. 36 п. 1 статьи 251 НК РФ. Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.
Законодательство для налоговых льгот
Поэтому в рамках статьи и рассматривается две темы, которые тесно переплетены. Ведь для многих налоговые преференции для малого бизнеса и льготы — это одно и то же. Что, как мы сейчас рассмотрим, не совсем так. Рассмотрение будет вестись по тем же категориям, что и раньше.
Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления. Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением. В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.
Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.
Коммерческие налоговые льготы
Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:
- Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
- Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.
Особенности преференций
Рассмотренные ранее примеры нельзя воспринимать как полноценное описание предмета статьи. Давайте рассмотрим инвестиционные налоговые преференции. По сути, это льгота, которая предоставляет освобождение от уплаты подоходного налога. Но как возможно такое совмещение? Дело в том, что, несмотря на статус «налоговые преференции», примеры из жизни говорят о том, что для их получения необходимо собрать папочку бумажек. Благо, в этом направлении идёт постепенное смещение. Так, к примеру, до первого января 2009 года, чтобы получить послабление, необходимо было заключить контракт с Комитетом по инвестициям. Также сейчас широко распространёнными являются целевые преференции. Они вводятся для поддержания определённого направления (например, рассмотренные выше спортивные организации).
Кому не положены преференции?
Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:
- Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
- Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
- Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.
Тема довольно интересная и явно выходит за рамки статьи. Можно ещё было бы рассказать и про функциональные преференции, которые предоставляются тем, кто выполняет определённую работу и задачи. Не лишним будет упомянуть и освобождение от плановых проверок, которое действует с 2016 по 2018 год. Ведь это пускай и не прямая, а всего косвенная преференция, но она позволяет минимизировать бюрократию со стороны государства.
Тарифная льгота (тарифная преференция) – это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики государства льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу в виде:
– освобождения от оплаты пошлины,
– снижения ставки пошлины,
– возврата ранее уплаченной пошлины,
– установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Эту группу льгот можно классифицировать в зависимости от оснований предоставления. В качестве таких оснований могут выступать
– страна происхождения товаров,
– цель ввоза товара,
– категории перемещаемых через таможенную границу товаров,
– стоимость ввозимого товара,
– вид таможенного режима или специальной таможенной процедуры.
При этом льготы по уплате таможенной пошлины, предоставляемые в зависимости от страны происхождения товара, называют тарифными преференциями. Льготы, предоставляемые по иным основаниям, объединяют в одну группу – тарифные льготы.
Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров. Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин. В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г.
Создание единой системы преференций не внесло существенных изменений. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.
В рамках применения единой системы преференций Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. №18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130 утверждены:
— Перечень развивающихся стран (103 государства) — снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
— Перечень наименее развитых стран (49 государств) — применение нулевой ставки ввозной пошлины;
— Перечень преференциальных товаров из 49 товарных групп.
Тарифные льготы представляют собой освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара). Законодательная основа их предоставления: Протокол от 12.12.2008 г. «О предоставлении тарифных льгот», Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании». В соответствии со ст. 5 Соглашения при ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы:
а) в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины;
б) снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством;
2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств – участников Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного союза.
Таблица
Тарифные льготы в соответствии с таможенными процедурами
Таможенная процедура | Тарифная льгота |
Международный таможенный транзит | Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов |
Переработка на таможенной территории | Полное условное освобождение от уплаты таможенной пошлины и налогов |
Переработка для внутреннего потребления | Полное условное освобождение от уплаты таможенной пошлины |
Переработка вне таможенной территории | Полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенной пошлины и налогов для продуктов переработки; полное условное освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины для перерабатываемых товаров |
Временный ввоз | Полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов |
Таможенный склад | Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов |
Реэкспорт | Освобождение от уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин и налогов, их возврат |
Уничтожение | Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, за исключением отходов, образовавшихся в результате уничтожения |
Отказ в пользу государства | Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов |
Временный вывоз | Полное условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин |
Беспошлинная торговля | Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов |
Перемещение припасов | Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов |
Иные специальные таможенные режимы | Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов |
Временный ввоз (временный вывоз) транспортных средств | Полное освобождение от таможенных пошлин и налогов |
Доклад
Налоговые преференции (льготы).
- Отличие понятий налоговая преференция и налоговая льгота.
- Функции налоговых льгот.
- Виды и классификация налоговых льгот.
- Литература
Отличие понятий налоговая преференция и налоговая льгота.
В соответствии со ст. 56 Налогового Кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются «предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». В пункте 1 ст. 17 Налогового Кодекса РФ перечислены обязательные элементы любого налога: объект налогообложения; налоговые база, период, ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. При этом налоговым законодательством могут быть предусмотрены льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК РФ). Таким образом, льготы являются необязательным, факультативным элементом, законодатель может ввести и/или отменить их в любой момент даже внутри налогового периода; налогоплательщик же вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Определенную путаницу в механизм льготного налогообложения вносит то, что нередко как в практических, так и в научных изданиях в качестве синонима понятия «налоговые льготы» используется понятие «налоговые преференции». Цель предоставления льгот и преференций одна — снизить итоговую налоговую нагрузку налогоплательщика, но вот механизм их действия — разный.
Преференция (от лат. praeferentis — предпочтение) — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям организаций и физических лиц для поддержки определенных видов деятельности. Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение. Налоговая преференция — это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств различными способами: снижением налоговых ставок, исключением объектов налогообложения, изменением сроков уплаты налогов (сборов), введением понижающих коэффициентов при расчете налогов (сборов), которые налогоплательщик – обязан, безусловно, исполнять. Они реализуются в процессе прямого расчета налоговых обязательств. Преференции могут носить экономический характер (например, когда они направлены на развитие инновационных отраслей экономики, при этом реализуется стимулирующая функция налогов) или социальный характер (когда они отвечают этическим принципам налогообложения, в частности направлены на поддержку низкодоходных слоев населения или каких-либо некоммерческих видов деятельности). Преференции отличает сравнительная устойчивость.
В отличие от налоговых преференций * налоговые льготы — это преимущества в возможности неуплаты всей или части суммы налога, предоставляемые на небольшой отрезок времени и имеющие сравнительно неустойчивый характер. В основном льготы реализуются опосредованно, через вычет из основной суммы налога. Введением налоговых льгот реализуется или экспериментальный подход к госрегулированию экономики, когда трудно осуществимы иные формы государственной поддержки, или прогнозный подход, когда результат предоставления льготы трудно поддается оценке. Следует подчеркнуть, что не применять или приостанавливать узаконенные преференции налогоплательщик не вправе, он просто обязан их применять. За неприменение и неправильное применение преференций предусмотрены штрафы, а вот неприменение льгот не штрафуется. Да и сам механизм применения льгот иной: налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие правомерность применения льготы, в процессе налогового контроля. При отказе от применения льготы налогоплательщик, как правило, не обязан информировать налоговые органы об этом (хотя иногда такая обязанность предусматривается).
Еще одно существенное отличие: если у налогоплательщика возникли вопросы по применению налоговой преференции, то уполномоченный орган обязан дать разъяснение по письменному заявлению налогоплательщика.
Особенность налоговых льгот проявляется в несимметричности отношений «налогоплательщик — налоговые органы».
Согласно п. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ), но у налоговых органов нет обязанности разъяснять применение льгот, хотя другие права налогоплательщиков зеркально отражены в обязанностях налоговых органов, как того требует ст. 22 «Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)» НК РФ.
Налоговые льготы тесно связаны с понятием «добросовестный налогоплательщик»: налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов (получающие необоснованную налоговую выгоду), могут быть лишены права применения льгот, так как они и так получают экономическое преимущество, нарушая налоговое законодательство.
Функции налоговых льгот.
Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).
Налоговые льготы — неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.
Налоговые льготы — предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других.
С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.
Недостатки существующих льгот сосредоточены не в самой категории «льготы», а в том, что отсутствует научный подход к их предоставлению.
Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога.
Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.
Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию, и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.
Виды и классификация налоговых льгот.
Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:
— налоговые освобождения,
— налоговые скидки,
— налоговые кредиты.
В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:
1) личные и для юридических лиц;
2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;
3) безусловные и условные налоговые льготы;
4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.
В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.
Налоговая амнистия — это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения.
Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.
Налоговые каникулы — это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот — это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 — 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.ст.66 и 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
К специальным налоговым режимам относятся:
— упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства,
— система налогообложения в свободных экономических зонах,
— система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях,
— система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.