Народное предприятие
В 1998 году в России вступил в силу Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», призванный содействовать развитию производственной демократии, преодолению нарастающего отчуждения непосредственных производителей от результатов труда и средств производства, других противоречий между трудом и капиталом.
Среди важнейших положений закона: в собственности работников народного предприятия в целом и одного работника-акционера в частности, соответственно, должны быть акции номинальной стоимостью более 75 и менее 5 процентов величины уставного капитала. Среднесписочная численность работающих 51–5000 человек. Решения общего собрания принимаются по принципу «один акционер — один голос». Размер оплаты труда генерального директора не может превышать десятикратный средний размер оплаты труда работника за отчётный финансовый год. И т.д.
Являясь одновременно непосредственным производителем и акционером — совладельцем трудовой, а не спекулятивной собственности, работник народного предприятия не только получает право участвовать в управлении и принятии решений, но и несёт солидарную ответственность за производственные результаты. Такой баланс прав и обязанностей — одно из главных преимуществ подобных компаний в конкурентной борьбе. Это подтверждает опыт более чем 70 стран мира, действующие законодательства которых закрепляют наделение работников собственностью в компаниях, созданных на принципах соединения труда и капитала.
Важная особенность: развивая принципы «демократии участия», не проигрывая по эффективности акционерным обществам других организационно-правовых форм, народные предприятия содействуют формированию и укреплению коллективных ценностей социума, сохраняют государственный интерес, развивая личность – преодолевают индивидуализм и жажду наживы любой ценой, атомизирующие и разъедающие российское общество.
В мире
Первопроходцами в демократизации производственных отношений являются США, экономику которых у нас принято считать наиболее либеральной и наименее социальной. С 1974 по 1994 гг. американский конгресс принял 25 законодательных актов, стимулирующих процесс превращения рабочих в собственников акционерного капитала на основе плана развития акционерной собственности работников ESOP.
Сегодня в американских компаниях, принадлежащих работникам (совместно владеющим контрольным пакетом акций), трудится порядка 14 млн человек. К концу ХХ века в 500 крупнейших корпорациях доля акций работников составляла в среднем 27%, а в таких, как «Макдоннелл-Дуглас», «Маккормик», «Проктер энд Гэмбл», — около 33%. Ещё в конце 80-х годов прошлого века президент компании «Дюпон» Джон Крол говорил о продаже сотрудникам акций компании на льготных условиях: «Хочу, чтобы все, кто работает в компании, являлись её инвесторами… чтобы их личное благосостояние напрямую зависело от успехов компании». Символичны слова бывшего Президента США Рональда Рейгана о том, что миллионы американских рабочих, являющихся собственниками своих компаний, — лучший ответ Карлу Марксу.
В Европе демократизация экономических отношений также является важной составляющей вложений в человеческий капитал, одним из решающих условий повышения эффективности производства. Под эгидой Евросоюза образована Европейская федерация работников-собственников, объединяющая ассоциации и союзы более 50 стран континента. Членам Евросоюза рекомендовано развивать программы участия работников в управлении производством и распределении результатов. В Германии и Франции приняты законы о правовом регулировании акционерных обществ, использующих принцип совместных решений. Подобные законы действуют в Великобритании, Дании, Испании, Италии, Швеции, Израиле и др.
В коммунистическом Китае, где Закон «О коллективных предприятиях в городе и коллективных предприятиях на селе» действует с 1992 года, доля коллективного сектора в валовой продукции превысила 40% уже в 1995 году. Характерно знаменитое выражение автора китайских реформ Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она хорошо ловила мышей».
В 2009 году Нобелевскую премию по экономике присудили Элинор Остром за работы в области управления общей собственностью, не принадлежащей частнику или государству. Своими многолетними научными исследованиями и анализом существующих практик в различных странах мира она доказала, что самоуправляемые сообщества (группы людей, в том числе трудовые коллективы) могут эффективно управлять общественным ресурсом (коллективной собственностью), не прибегая к традиционно противоположным схемам приватизации или национализации. В условиях мирового экономического кризиса подобные выводы трудно переоценить. К сожалению, в России решение Нобелевского комитета – без преувеличения, историческое и дальновидное – не привлекло должного внимания ни официальных лиц, ни общественности.
Таким образом, продуманно последовательная демократизация производственных отношений, развитие собственности работников – одно из важных направлений социально-экономической политики во многих странах мира, общественно востребованный путь к социальной справедливости.
В России
По официальным данным Росстата в 2005 году в России официально было зарегистрировано порядка 140 закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий), функционирующих в сфере промышленности и сельского хозяйства. Среди них – ЗАОр «НП Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат», ЗАОр «НП Туринский целлюлозно-бумажный комбинат» и ЗАОр «НП Сухоложскасбоцемент» (Свердловская область), ЗАОр «НП Архангельский хлеб», ЗАОр «НП Завод Искож» (г. Йошкар-Ола), ЗАОр «НП Конфил» (г. Волгоград), ЗАОр «НП Красная звезда» (Удмуртская Республика), ЗАОр «НП Жуковмежрайгаз» (Калужская область), ЗАОр «НП Надежда» (Свердловская область), ЗАОр «НП Поволжский фанерно-мебельный комбинат» (Республика Татарстан), ЗАОр «НП Челябинское рудоуправление» и другие. Предприятия относятся к таким отраслям экономики, как целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая и топливная промышленность, машиностроение, деревообработка, строительство.
Почти все они были образованы вскоре после принятия названного выше федерального закона. Затем процесс застопорился из-за противодействия чиновников и бизнесменов, терявших возможность рулить и выводить капиталы. Ведь с рабочими, осознавшими свои права и ответственно относящимися к обязанностям, спорить трудно. В российских СМИ практически отсутствует информация о деятельности народных предприятий, большинство из которых чувствует себя в рыночных условиях уверенно, укрепляя успешной работой и социально-ответственным поведением экономическую стабильность своих регионов и страны в целом, завоёвывая заслуженное признание и поддержку.
Некоторые итоги
На рис. 1 и в табл. 1–5 (приложение) представлены результаты производственной деятельности ряда российских народных предприятий за годы, прошедшие после их образования (см. примечание).
Годовой валовой объём производства на крупных предприятиях (1000—2000 работающих) достигает 1,5—3 млрд руб., с числом занятых до 500 человек — порядка 100—500 млн руб.
За прошедшие 10—12 лет объёмы производства увеличились в три — восемь раз. Это достойный ответ на всем известный призыв удвоить ВВП. В разы выросли также производительность труда и зарплата. Степень износа оборудования не превышает 40—50% (как исключение — до 60%). На половине предприятий 40—70% оборудования не старше пяти лет. Доходы не проедаются, а целенаправленно инвестируются. До 50% прибыли (десятки и сотни миллионов рублей) по решению трудовых коллективов ежегодно направляется на обновление основных фондов и технологическую модернизацию, составляя, как правило, 100% инвестиций.
Производственно-финансовые показатели (объёмы производства и реализации товарной продукции, среднемесячная зарплата, рентабельность) — на уровне или выше средних по отрасли. 75—100% продукции поставляется на внутренний рынок, 5—25% — экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье.
Активно развивается социальная инфраструктура (на балансе предприятий — жильё, детские сады и ясли, поликлиники, пансионаты и дома отдыха, ЖКХ). На социально-культурные нужды ежегодно направляется не менее 30% прибыли. Обязательный выкуп акций у работников, уходящих на пенсию, гарантирует им солидную прибавку в десятки и сотни тысяч рублей (чем не вариант накопительной пенсии работника, прямо заинтересованного в росте стоимости акций, — не спекулятивной, а через капитализацию прибыли и реальную модернизацию производства?).
На начальном этапе развития на динамику объёмов производства существенное влияние оказывали износ основных фондов, недостаток инвестиций, невысокая конкурентоспособность производимой продукции, изменения в структуре спроса. Особое внимание было уделено модернизации производства (техническому перевооружению и внедрению передовых технологий). Появление нового оборудования, ввод новых технологий позволили значительно увеличить объёмы выпуска товарной продукции, что привело к росту прибыли (табл. 1-3).
Важно отметить, что именно средства акционеров (акции и нераспределённая прибыль) являются главным источником финансирования народных предприятий. Соответствующие решения принимаются членами трудовых коллективов, являющихся реальными совладельцами предприятий. В среднем в структуре источников капитала внутренние резервы покрывают около 60% всех финансовых потребностей предприятий, в то время как внешние источники – долгосрочный и краткосрочный кредит – около 30%. При этом на отдельных предприятиях, в частности Набережночелнинском КБК, инвестирование в развитие производства полностью осуществляется за счёт собственных средств (табл. 1). Подобная политика в немалой степени способствует росту чистых активов (собственного капитала), сокращению убытков и достижению финансовых показателей, характеризующих рентабельный и растущий бизнес (табл. 1 и 4).
Собственность работников, владеющих контрольным пакетом акций, позволяет преодолеть противоречие между капитализируемой частью дохода и заработной платой. Наращивая стоимость основного капитала, способствуя развитию своего предприятия, работники тем самым увеличивают стоимость принадлежащего каждому из них пакета акций.
Таким образом, в данной форме собственности заложена возможность осознанного регулирования самими работниками соотношения между индивидуальным доходом и накоплением с учётом, прежде всего, производственной целесообразности, поскольку и заработная плата, и накапливаемый капитал выступают как источники личного богатства работников.
Кризис 2008-2009
Экономическое положение ЗАОр в период кризиса руководители большинства предприятий оценивали как хорошее или вполне удовлетворительное. Его отрицательное влияние сведено к минимуму. В среднем выручка сохранилась на докризисном уровне, на отдельных предприятиях увеличилась до 20% или снизилась не более чем на 3%. Лишь на одном предприятии, традиционно ориентированном на переживающее спад автомобилестроение, она снизилась на 20—30%. Оптимизацией издержек потери частично компенсированы. В 2009 году модернизацию производства осуществляли на большинстве предприятий, в 2010 г. её развернули все опрошенные предприятия.
Персонал сохранён (на отдельных предприятиях временные сокращения не превысили 10%). В кризисный период средняя зарплата, как правила, не снижалась, а на ряде предприятий возросла (табл.1 и 5). Лишь на одном из обследованных предприятий зарплата временно снизилась до 6% вследствие глубокого спада производства в отечественном автомобилестроении, на который традиционно ориентирована его основная продукция. Полностью (а по просьбе местных властей — досрочно, в виде авансовых платежей) выплачивались налоги. Морально-психологический климат не ухудшился.
Когда работать интересно
За истекшие годы на российских предприятиях с собственностью работников сложился и действует определённый механизм формирования накоплений на индивидуальных счетах работников-акционеров. Он может осуществляться по следующим направлениям: в результате отчислений части зарабатываемой прибыли в фонд накопления и ежегодного распределения денежных средств на индивидуальные счета работников в виде дивидендов. Понятно, что чем большее число лет работник проработает на предприятии, тем выше его уровень накоплений. Анализ анкет руководителей уральской группы народных предприятий свидетельствует, что средняя сумма средств, выделяемых ежегодно предприятиями на выплату доли работников, уходящих на пенсию составляет 2-7 млн руб. При этом в зависимости от стажа работы средняя сумма денежных средств, накопленная работниками, уходящими на пенсию, может составлять 20-300 тыс. руб., что является весомой составляющей бюджета пенсионера.
Подобная особенность народных предприятий представляется уникальной: у работника, уходящего на заслуженный отдых, предприятие выкупает принадлежащий ему пакет акций (так велит закон). Выкупная стоимость акций (количество которых ежегодно увеличивалось в зависимости от уровня зарплаты и стажа работы) пропорциональна стоимости чистых активов предприятия. Эта выкупная сумма и есть своеобразная накопительная негосударственная пенсия. Люди преклонного возраста могут поправить здоровье, помочь детям и внукам или просто жить достойно.
Ещё одно конкурентное преимущество адекватно современным тенденциям инновационной восприимчивости, полного участия рабочих не только в модернизации, но и в управлении на разных уровнях. На уровне предприятия – включение представителей работников в Совет директоров и Наблюдательный Совет, назначение «рабочих директоров». На уровне цеха – работа в производственных комиссиях, Советах бригад, Советах трудового коллектива. На уровне рабочего места значительное внимание уделяется работе по развитию системы рационализаторства, оптимизации рабочего места и технологических операций и т.д.
Анкеты предприятий показывают на стабильность поступления рационализаторских предложений, защищённых патентами и авторскими свидетельствами. Чаще всего рационализаторские предложения, поданные работниками, касаются вопросов энергосбережения, экономии сырья и материалов, разработки и внедрения новых видов продукции, механизации ручного труда и др.
Развитию форм участия работников в управлении, формированию партнёрских отношений способствует также система обучения и подготовки работников всех уровней — рабочих, инженерно-технического персонала, управленческого персонала.
Проблемы
За рубежом правовое обеспечение различных форм «демократии участия» сопровождается не единичными законодательными актами, а последовательными, систематическими новациями, в том числе введением льготных налоговых режимов, подталкивающих к необходимым действиям собственников, работников и финансовые организации.
В России деятельность акционерных обществ работников регулируется единственным федеральным законом. За истекшие годы правоприменительная практика позволила выявить ряд недостатков данного закона, в частности:
1. В соответствии со статьёй 2, пунктом 1 «народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, путём преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается».
Данная формулировка, по сути, становится непреодолимой законодательной преградой для массового создания народных предприятий, т.к., во-первых, разрешает преобразование исключительно коммерческих организаций и, во-вторых, накладывает ограничение на исходное количество акций, принадлежащих работникам.
Рекомендация: убрать из формулировки «за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала».
Подобная законодательная новация имела бы принципиальное значение для развития собственности работников как одного из важнейших экономических условий обеспечения социальной справедливости, преодоления отчуждения непосредственных производителей от средств производства и результатов труда, справедливого распределения произведённого продукта и национального богатства.
2. ФСФР выпустила Приказ от 09.11.2010 № 10-65/ПЗ-Н, № 10-66/ПЗ-Н в части определения расчётной цены по акциям для исчисления налога на прибыль и НДФЛ. Приказ противоречит соответствующим нормам Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников «народных предприятий» № 115-ФЗ от 19.07.1998 г. Ежегодное наделение работников народного предприятия акциями в соответствии с результатами их трудовой деятельности по итогам прошедшего года становится невыгодным, подрывая один из важнейших стимулов к заинтересованному труду. Однако до настоящего времени необходимые корректировки в ведомственный документ, противоречащий федеральному закону, не внесены.
3. Проект новой редакции Гражданского кодекса предусматривает, что если число акционеров более 500, то формой собственности является публичное (т.е. открытое) АО. Следовательно, значительная часть народных предприятий, где трудящихся больше этого количества, прекратит своё существование именно как акционерные общества работников, не менее 75% акций которых принадлежит трудовому коллективу и не обращается на организованном рынке ценных бумаг.
4. Утверждённая Президентом РФ Дмитрием Медведевым Концепция совершенствования Гражданского кодекса предполагает изменение организационно-правовой формы АО через упразднение их деления на открытые и закрытые и преобразование в публичные и непубличные. В таком случае прекратит своё действие и закон о народных предприятиях.
Из официальных ответов Государственно-правового управления Президента РФ, Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Минэкономразвития России следует, что в будущих федеральных законах об акционерных обществах и о хозяйственных обществах будут учтены правоприменительная практика и опыт народных предприятий. В частности, в будущем законе о хозяйственных обществах будет предусмотрена отдельная глава, посвящённая хозяйственным обществам работников (народным предприятиям) с сохранением подтверждённых практикой положений действующего закона и внесением необходимых дополнений и уточнений. Однако действия ряда официальных органов и высказывания некоторых официальных лиц ставят подобные заверения под сомнение. Тем более, что на протяжении минувшего десятилетия регулярно терпели неудачу все попытки внести продиктованные законодательной и хозяйственно-экономической практикой об акционерных обществах работников изменения в действующий закон (от отдельных изменений и дополнений до проекта новой редакции федерального закона в целом).
И т.д.
Для сведения. Парламент страны с октября 1998 г. по ноябрь 2009 г. принял более 2700 федеральных законов, порядка 80% из них вносят изменения и дополнения в действующие законы. А малоизвестный российскому обществу закон о народных предприятиях игнорируют и изолируют, словно стремятся задушить в объятиях. Для сравнения: как показано выше, за два десятилетия в США принято порядка 25 законодательных актов, стимулирующих формирование акционерной собственности работников.
Заключение
Таким образом, официальные отчёты российских народных предприятий – закрытых акционерных обществ работников – убедительно свидетельствуют об их экономической устойчивости, социальной ответственности, высокой конкурентоспособности, заинтересованности в производительном труде, стабильности и уверенности в трудовых коллективах, активной модернизации производства.
Финансовая прозрачность, достойная заработная плата и пенсия, забота о работниках и их семьях, внедрение накопительных пенсий через выкуп акций, активное сотрудничество таких предприятий с местными органами власти подтверждают свойственную таким предприятиям гармонизацию коммерческой выгоды и социальной ответственности. Всё это, безусловно, свидетельствует в пользу распространения собственности работников как организационно-правовой формы в российской экономике в более широких масштабах и массового создания народных предприятий.
В 19-м веке Карл Маркс писал: …»рабочий свободен лишь тогда, когда он является владельцем своих средств производства…» И далее: «… индивидуальную форму владения экономическое развитие …с каждым днём будет преодолевать всё более… остаётся лишь форма коллективного владения…»
Акционерные общества работников России – одни из немногих, успешно реализованных в отечественном предпринимательстве образцов синтеза современной научной мысли и передовой практики, учёта национально-исторических традиций, отказа от слепого копирования не всегда убедительного зарубежного опыта. Пример народных предприятий акционерных обществ работников в значительной мере соответствует актуальной формуле: экономика должна быть справедливой, эффективно и надёжно соединяя мир людей труда и мир созданных ими благ.
Справка. В связи с тем, что работа Российского союза народных предприятий приостановлена, деятельность народных предприятий России координирует Союз народных предприятий Урала. Сегодня в его рядах ЗАОр «Туринский целлюлозно-бумажный завод» и ЗАОр «Знамя» (Свердловская область), ЗАОр «Надежда» Слободотуринского района, ЗАОр «Челябинское рудоуправление», ЗАОр «Энергия» (с. Усениново Туринского района), ЗАОр «Городищенское» (с. Городище Туринского района), ЗАОр «НП Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат» (Набережные Челны, Татарстан) и др.
Основные цели СНПУ – координация деятельности входящих в состав Союза акционерных обществ работников, предоставление и защита общих интересов, обмен опытом, вовлечение общественности в обсуждение проблем экономического и социального развития страны.
Председателем Правления Союза с ноября 2004 г. являлся генеральный директор ЗАОр «Туринский ЦБЗ» А. Коновалов. С июня 2010 г. Председателем Правления Союза избран генеральный директор ЗАО «НП Знамя» Г. Задирака.
Штаб-квартира организации располагается по адресу: г. Сухой Лог, Свердловской области, ул. Победы 14. Сайт http://www.npural.narod.ru. E-mail:k2@slac.ru, тел. 83437345553.
За шесть лет существования СНПУ удалось создать устойчивое, организованное сообщество. Среди важнейших направлений работы Союза – организация и проведение профессионального обсуждения проблем социально-экономического характера, модернизации и повышения производительности труда, формирования конкурентоспособного современного производства, развития новой культуры собственности и т.д. Два раза в год проводятся выездные семинары-совещания с участием учёных и специалистов Москвы, Екатеринбурга, других регионов России.
Примечание. В работе использованы материалы из публикаций д.э.н., профессора Т.В. Зиминой: 1. «Собственность работников: двенадцать лет развития» – Материалы научно-практического семинара РСНП и Союза акционерных обществ работников (народных предприятий) Урала «Акционерные общества работников: теория, законодательная практика, перспективы» (11-12 ноября 2010 г.), Екатеринбург, 2010. 2. «К вопросу об эффективности народных предприятий». – Экономист (в печати).
Приложение
Рис. 1
Табл. 2. Динамика объёма производства (% к предыдущему году)
Табл. 3. Динамика прибыли от реализации (% к предыдущему году)
Табл. 4. Динамика чистых активов (% к предыдущему году)
Табл. 5. Динамика средней зарплаты (% к предыдущему году)
Данное явление уже распространено в нашей стране, регулируется специальным законодательным актом. Но, тем не менее, о народном предприятии многие судят весьма обще. Поэтому давайте вместе разберемся, что это такое, в чем особенность данного объединения, чем оно отлично от других.
Содержание
Что это?
Представим характеристику народных предприятий (НП), данную словарями:
- Так называется предприятие, которое находится в коллективном владении своих работников. Собственность при этом не разделяется на доли или паи, а полностью принадлежит всему коллективу. Управление ведется привлеченными менеджерами, а также советом управляющих.
- Закрытое акционерное общество, где число ценных бумаг у конкретного пайщика зависит от объема вкладываемого им труда.
- Характерное для России АО работников, которое основано по порядку, предписываемому ФЗ №115. Создание — преобразование коммерческой организации, кроме муниципального и государственного унитарного предприятия, а также акционерных обществ, в которых работники владеют менее чем 49 % от уставного капитала.
- Предприятие, находящееся в коллективной собственности своих работников, чья прибыль и имущество не могут быть разделены на паи или доли.
От АО к НП
Самая распространенная для российской и мировой практики форма существования хозяйствующих объектов — это АО. Но сегодня уже многим достаточно ясно представляются недостатки таким обществ. Самый существенный — корпоративный конфликт между общностями крупных и мелких акционеров. В результате таких споров легко можно сменить собственника на более «удобного» человека. Никто также не отменяет поглощение одного АО другим в результате подобных козней.
Все вышесказанное характерно и для публичных, и для закрытых АО. На их фоне выделяется другой тип предприятия, свободный от изложенных недостатков, — народный. Хоть законодательством РФ такая форма введена еще в 1998 году, долгое время она не была в широкой известности. Оно и логично — в народном предприятии директорской «верхушке» трудно стать фактическим собственником всего объекта.
Но народные предприятия в России и других странах становятся в наши дни все более и более популярными. В мире уже 10 % служащих и рабочих трудятся на объектах подобного типа. Самые высокие показатели в США — 15 %. И, надо сказать, процесс не думает останавливаться, ведь любому здравомыслящему человеку ясно, что образование НП приведет к демократизации собственности, смягчению неравенства в обществе, социальной стабильности.
Таким образом, будущее – это соединение капитала и труда, переход рабочего класса к уровню жизни среднего с уже приемлемыми условиями жизни.
Суть НП
Так в чем заключены особенности народных предприятий? Приведем несколько знаковых моментов:
- Именно здесь у работников есть право безвозмездно получить акции своей компании путем распределения ценных бумаг между всеми членами общества.
- В НП возможен защищенный законодательством полный контроль рабочих над финансовыми потоками своего предприятия.
- Прибыль после вычета налогов остается в распоряжении НП. Далее она направляется на экономическое стимулирование работников, развитие производства.
- В отличие от ПАО, ЗАО, народное предприятие — это ежегодное вознаграждение каждого из работников объемом акций, который пропорционален размеру его з/п. Такой факт стимулирует большую производительность труда и снижает текучесть кадров. Ведь человеку гораздо выгоднее продуктивно и долго работать, чтобы при увольнении получить неплохую сумму от отчуждения акций.
- Таким образом, приватизация проходит периодически, поэтому акционером на следующий год может стать и вновь принятый работник.
- Устанавливается ограничение на максимальное владение акциями одним участником. Также нормируется и наибольшая зарплата гендиректора.
- Сторонние акционеры не могут получить большую долю акций — на все их число распределяется только 5 % от всего уставного капитала.
Ключевые преимущества НП
Несомненными плюсами народного предприятия являются следующие факторы:
- Контрольный пакет акций объекта всегда остается в руках у работников, что не ставит перед ними препятствий вкладывать средства в развитие собственного предприятия.
- Одна из немногих форм, которая не дает возможности поглощения одной организацией другой.
- Предполагает «прозрачность» отчетных документов, что делает НП довольно привлекательным для инвесторов.
- Мощные стимуляторы развития корпоративной культуры, современного корпоративного управления.
Характеристика НП
Приведем ряд пунктов, которые помогут наиболее полно охарактеризовать народное предприятие:
- Обязательное условие — 75 % уставного капитала всегда принадлежит работникам НП.
- Абсолютно все сотрудники каждый год совершенно безвозмездно наделяются ценными бумагами предприятия согласно сумме своей годовой зарплаты.
- Обязанность трудящегося при увольнении — продать принадлежащие ему акции обратно НП. Последнее обязано их выкупить по актуальной на тот день рыночной стоимости. На это отводится до 30 % чистых активов данного предприятия.
- Вновь принятых работников пропорционально размеру их з/п НП также обязано наделить акциями — не ранее чем через 3 месяца и не позже чем через 2 года после трудоустройства.
- Акции НП не могут приобрести следующие лица: гендиректор, его помощники и заместители, члены ревизионного совета и наблюдательной комиссии.
- Число акционеров — не более 5 тысяч. Среднесписочное число работников — не менее 51 человека.
- Решения на общем собрании принимаются по закону «один голос = один акционер».
- Число акционеров-работников не может быть больше 10 % от списочной численности.
- Ведется эмиссия только обыкновенных акций.
- З/п гендиректора ограничивается коэффициентом от средней оплаты труда рядового работника за год.
- У одного трудящегося не может быть число акций, превышающее 5 % от уставного капитала.
- Во время работы можно продать только 20 % своих акций другим сотрудникам или самому НП.
Что может обратиться в НП?
Согласно действующему законодательству, народным предприятием может стать любая коммерческая форма кроме ФГУП и МУП.
Для ПАО при этом одно условие — работники должны владеть не менее чем 49 % всех акций. Для закрытых АО такое условие не выдвигается.
Создание народного предприятия
Преобразование в НП ведется по следующему алгоритму:
- Принятие решения об обращении в народное предприятие на общем собрании акционеров большинством голосов.
- Выражение согласия (путем проставления подписей на протоколе) на преобразование ¾ работников от всей списочной численности.
- Подписание договора на создание НП теми акционерами, кто владеет 75 % ценных бумаг.
- Принятие устава НП большинством голосов.
- Регистрация документа о выпуске акций в РО ФКЦБ РФ.
- Внеочередное собрание акционеров по избранию органов правления.
Сегодня необходимые документы по обращению в НП возможно получить в РСНП (Российском союзе народных предприятий). Переходим к последнему пункту.
Законодательное регулирование
Такие объединения регулирует ФЗ №115, принятый в 1998 году (последняя правка была проведена в 2002-м), — «Об особенностях правового положения народных предприятий (акционерных обществ работников)».
Законодательный акт довольно распространен и подробен — состоит из 16 статей:
- Отношения, которые регулируются данным ФЗ.
- О порядке основания народного предприятия (НП).
- Устав, договор о создании НП.
- Уставной капитал.
- Наделение работников акциями предприятия.
- Ряд ограничений на владение и отчуждение ценных бумаг НП.
- Выкупная цена акций, порядок выплаты дивидендов.
- Продажа акции НП, находящихся на его балансе.
- Количество работников и акционеров НП.
- Об общем акционерном собрании.
- Внеочередное общее собрание акционеров.
- Наблюдательный совет НП.
- Гендиректор народного предприятия.
- Контрольная (ревизионная) комиссия НП.
- Порядок осуществления контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью НП.
- О вступлении в силу настоящего ФЗ.
Народное предприятие сегодня — одна из самых прогрессивных форм хозяйствования. С уверенностью можно считать, что именно за ней — будущее.
Устанавливается, что народное предприятие может быть создано путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается. Решение о преобразовании коммерческой организации в народное предприятие принимается участниками этой организации, при этом обязательно должно быть получено согласие ее работников. Все это оформляется договором, заключаемым участниками и работниками, собирающимися стать акционерами народного предприятия. Среднесписочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека. Закон устанавливает обязательные требования к договору и уставу народного предприятия. Народное предприятие имеет право выпускать только обыкновенные акции. Номинальная стоимость одной акции не может быть более 20% минимального размера оплаты труда. Работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала. Один акционер народного предприятия, являющийся его работником, не может владеть количеством акций, номинальная стоимость которых превышает 5% уставного капитала народного предприятия. Акционеры народного предприятия — физические лица, не являющиеся его работниками, и юридические лица имеют право в любое время продать по договорной цене принадлежащие им акции в первую очередь акционерам народного предприятия, а в случае их отказа самому народному предприятию или его работникам, не являющимся его акционерами. Продажа акций народного предприятия, находящихся на его балансе, генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии не допускается. Дивиденды по акциям народного предприятия выплачиваются не чаще чем один раз в год. Число работников, которые не являются акционерами народного предприятия не должно превышать 10% численности работников народного предприятия. Закон устанавливает полномочия общего собрания акционеров, внеочередного общего собрания акционеров, наблюдательного совета народного предприятия, генерального директора народного предприятия, ревизионной комиссии народного предприятия. Закон вступает в силу с 1 октября 1998 года.
На нас ползло чудовищное зло,
И мира быть меж нами не могло,
Любые компромиссы исключались!
Правому сектору терять нечего! Они действуют решительно и дерзко, инстинктивно понимая, что нужно уничтожать лидеров народного сопротивления, беспощадно подавлять «буйных несогласных». А народ — не организован, труслив, не имеет четких целей и программы действия.
Наверное, не все еще понимают, что имеют дело с фашистами-бандеровцами и капиталистами, которых интересуют корыстные интересы, а не ваши призывы к совести и конституции, плевать они хотели на вашу совесть и вашу конституцию, со всеми ее законами. О каком диалоге с ними —http://evil.nr2.crimea.ua/ukronazi2/korman_bigfile.html — вы говорите?
Что делать? В первую очередь необходимо создать:
Городской народный совет.
Народное управление общественной безопасности.
Народное управление хозяйством и обеспечением.
Народное управление информации и связи.
Народное управление медицинской помощи.
Районные советы.
Домсоветы и рабочие советы.
1. В начале собирайте домсоветы и рабочие советы, знакомьтесь и обменивайтесь контактами, связывайтесь с друзьями и соседями, организуйте районные собрания.
2. На районном собрании вам необходимо создать Районный Совет, куда войдут:
— Командир Народной Дружины, который должен начать организацию народной дружины в районе, это должна быть боеготовая дружина народного сопротивления. Командир Районной Народной Дружины будет подчинен Народному управлению Общественной Безопасности и Комиссару Народной Самообороны, координируя с ними действия;
— Информатор, который должен отвечать за связь с Народным Управлением Связи и Информационного Противодействия, докладывая им местные сводки, также он должен поддерживать связь в информационном интернет-пространстве;
— Заведующий Хозяйством, который должен будет отвечать за снабжение продовольствием, медикаментами и т.д, нужно будет организовать склады и учет;
-Председатель Народного Совета, который должен поддерживать связь с домсоветами и Рабочими советами, с одной стороны, и с городским советом — с другой стороны;
— Врач, который будет работать в Народной Дружине и оказывать первую помощь.
3. Организуя Городское Собрание, нужно будет создать Городской Совет и Городские Управления, назначить Народных Комиссаров, отвечающих за каждое направление деятельности.
4. Четвертым шагом должна стать организация сверху и создание районных советов по всему городу, там, где люди еще не организовались и не объединились – вы должны им помочь.
5. Вы должны поставить перед каждым Народным Управлением определенные задачи. Управление Общественной Безопасности должно организовать Армию Народного Сопротивления, Патрули и Охрану, охранять нужно будет склады и другие важные позиции, а также защищать Лидеров Народного Сопротивления.
Управление Информационного Противодействия должно доносить информацию до местных, поднимая их на сопротивление фашистской нечисти, т.е сюда входит агитация местного населения. С другой стороны оно должно наладить связь на всех уровнях между советами и внутри управлений, а также с другими городами, в том числе в интернет-пространстве и т.д.
6. Организовав стержень Народного Сопротивления, начинайте организовывать митинги и акции.
Цели этих митингов и акций должны быть следующие:
— Помощь организации народного сопротивления.
— Публичный протест против преступной хунты и донесение своего мнения до мировой общественности.
— Захват и переподчинение преступных органов власти, т.е все органы полиции и военные ведомства должны быть подчинены Городскому Народному Управлению Общественной Безопасности, все городские СМИ и средства связи (автовокзалы, Ж/д вокзалы, аэропорты), должны быть переподчинены Народному Управлению Информации и Связи, со всеми городскими больницами должна быть налажена координация, которую будет осуществлять Народное Управление Медицины и Здравоохранения.
— Вся олигархическая собственность должна перейти во владение Народного Управления Хозяйством, вся собственность банков и предприятий, поддерживающих фашистский переворот, должна быть изъята в народную собственность. Органы преступной администрации хунты должны быть распущены, и все их полномочия должны перейти в Городской Народный Совет, который должен организовать выборы Народных Депутатов и наладить отношения с Россией и другими городами Народного Сопротивления, а также с Народными Городскими Советами в городах, находящихся в фашистской оккупации.