Национально культурная автономия
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О национально-культурной автономии Принят Государственной Думой 22 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093; Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432; Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 30 ноября 2005 г. N 146-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 49, ст. 5124; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 11-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 779; Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 14-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 782; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6146) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие национально-культурной автономии Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее — национально-культурная автономия) — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432; Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6146). Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация (часть вторая введена Федеральным законом от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432). Статья 2. Принципы национально-культурной автономии Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности. Статья 3. Правовое регулирование национально-культурной автономии Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. (Статья 3 в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432) Статья 4. Права национально-культурной автономии Национально-культурная автономия имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6146); обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477); участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей. ГЛАВА II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ Статья 5. Организационные основы национально-культурной автономии Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432). Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432). Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432). Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432). Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующую республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации. Статья 6. Порядок образования, государственной регистрации, реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами. Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию. Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии. Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории. Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711). (Статья 6 в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432) Статья 7. Консультативные советы по делам национально- культурных автономий (наименование статьи в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711) Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, при котором создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий, действующий на общественных началах (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2005 г. N 146-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 49, ст. 5124). Консультативный совет по делам национально-культурных автономий (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711): осуществляет согласование деятельности национально-культурных автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними; представляет и защищает в органах государственной власти Российской Федерации культурные и социальные интересы этнических общностей, находящихся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432); участвует в подготовке программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607); осуществляет консультирование Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по национальным проблемам граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4432). Консультативный совет по делам национально-культурных автономий состоит из делегированных на определенный срок представителей каждой федеральной национально-культурной автономии (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711). (Часть четвертая утратила силу на основании Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711) При органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований. ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА Статья 8. Государственная защита национальных (родных) языков Российская Федерация обеспечивает социальную, экономическую и правовую защиту национальных (родных) языков на территории Российской Федерации. Право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом. Статья 9. Обеспечение права на сохранение и развитие национального (родного) языка Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации: обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков; оказывают организационную и иную поддержку национально-культурным автономиям в разработке и реализации государственных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут содействовать национально-культурным автономиям в (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607): издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках; обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между
1. Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация. Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
1.1 Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.
1.1.1 Местная национально-культурная автономия создается гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности. Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации (не менее 3 физических лиц), относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.
1.1.2 Региональная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности создается не менее, чем тремя местными национально-культурными автономиями граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.
1.1.3 Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.
1.2 Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии. Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 №455. Местные и региональные национально-культурные автономии подлежат государственной регистрации в соответствующем территориальном органе Минюста России. Федеральные национально-культурные автономии подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Минюста России.
1.2.1 В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьей 122 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации местной (региональной) национально-культурной автономии должны быть представлены следующие документы: — заявление о создании, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; устав; выписка из протокола учредительного общего собрания (конференции, съезда), содержащая сведения о создании национально-культурной автономии, об утверждении её устава и о формировании руководящих органов и контрольно- ревизионного органа; сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению); документ об уплате государственной пошлины; сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа национально-культурной автономии, по которому осуществляется связь с общественным объединением (указываются в соответствующей графе заявления); документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории. В соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае, если представление документов для государственной регистрации создания некоммерческой организации осуществляется непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность, то свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении не требуется. В случае, если при государственной регистрации некоммерческих организаций заявителем является его представитель, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, то необходимые документы представляются с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально. При использовании в наименовании общественного объединения личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование. При предоставлении государственной услуги не допускается: — истребование от заявителя документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; — истребование от заявителя документов, находящихся в распоряжении Минюста России и его территориальных органов, а также в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций. Все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке, если иное не предусмотрено федеральным законом. Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащий решение о создании национально- культурной автономии, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно- ревизионных органов), должен содержать: дату, время и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; сведения об учредителях — участниках учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных); сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; существо принятых решений и результаты голосования по ним; — сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов; — фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
2. Национально-культурная автономия имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально- культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сферах образования и культуры. 3. Национально-культурная автономия обязана: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Национально-культурная автономия также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Национально-культурные общества – это общественные объединения граждан, созданные в целях развития культуры, языка, традиций, обычаев и народных промыслов различных национальностей. Национальные региональные общества также называют национальными культурными центрами; появление их обусловлено проведением национальной культурной политики. Создание и деятельность таких обществ является, прежде всего, является проявлением многонациональности народа России и идеологического многообразия (преамбула, статья 13 Конституции РФ).
Будучи одним из видов общественных объединений, национальные региональные общества по своей организационно-правовой форме относятся к общественным организациям, что определяет требования к созданию, его учредителям и членству в них (ст.18,19,20 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях»). Кроме того вопросы, касающиеся национальных региональных обществ, частично регулируют Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Однако правового акта, который бы регулировал процесс создание, упразднение и основы деятельности национальных региональных обществ, до настоящего времени не принято.
Членами и участниками национального регионального общества могут быть физические лица: граждане, которые достигли 18-летнего возраста, а также юридические лица. Иностранные граждане, а также лица без гражданства, которые законно находятся на территории Российской Федерации, также могут являться и членами, и учредителями национальных и региональных обществ . Ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» также устанавливает возрастные ограничения для членов и участников молодежных общественных объединений (с 14 лет) и для членов и участников детских общественных объединений (с 8 лет).
Инициаторами создания национальных региональных центров и обществ являются лица, которые принадлежат к определенному народу и заинтересованы в развитии, популяризации обычаев, традиций и языка. Согласно ст.6 Закона от 9 октября 1992 г № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» в России признается равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей. Поэтому на территории одного субъекта Российской Федерации могут существовать несколько национальных региональных обществ, так как каждое из них должно удовлетворять специфические интересы каждой национальности и национальной группы, а также прививать в общении межнационального характера уважение и толерантность. Так, на территории Краснодарского края с 1992 года по инициативе восьми национально-культурных общественных объединений был создан Краснодарский краевой Центр национальных культур. На данный момент Центр объединяет 32 общественные национально-культурные организации. Центр национальных культур послужил примером для открытия подобных центров в ряде городов Краснодарского края и России . Важно отметить, что деятельность национального регионального общества не должна ограничиваться территорией субъекта России, на которой оно функционирует, поэтому еще одним направлением национальных региональных центров и обществ является поддержание и установление связей между национально-государственными образованиями Российской Федерации, а также национальными обществами, которые находятся за рубежом. Деятельность национальных региональных обществ не должна наносить ущерб правам и законным интересам тех национальных групп, которые проживают на территории, где действует национальное региональное общество . Региональная специфика национальных обществ во многом зависит от следующих факторов:
– уровень развития социальной инфраструктуры региона;
– степень контроля региональных органов власти;
– насколько гражданские ценности прослеживаются в уставных документах национальных общественных организаций, их структуре, функциях и текущей деятельности . Зачастую, национальное региональное общество отвечает политике региона. Так, в Краснодарском крае действует региональное движение «За веру, Кубань и Отечество». Создание регионального движения было ответной реакцией политической элиты региона на оскорбление святыни в Храме Христа Спасителя панковской группой в 2012 году. В столице Краснодарского края 31 марта 2012г. прошѐл митинг «Против оскорбления святыни России», после которого была принята резолюция о создании регионального общественного движения «За веру, Кубань и Отечество», цель которого – возрождение духовных и нравственных ценностей . К основным задачам регионального движения относятся:
– укрепление межрегиональных и межконфессиональных связей;
– защита национальных интересов как региона, так и России в целом;
– сохранение и передача последующим поколениям традиций, обычаев и культурного наследия;
– повышение духовно-нравственного воспитания молодежи Кубани.
Наряду с региональными организациями национального характера на территории Краснодарского края действует ряд региональных организаций, например, Краснодарская региональная просветительская общественная организация «Общество «Знание»», которая была организована в 1948 году . Данная региональная организация выступает в роли центра, который объединяет «интеллектуалов Кубани». Основная деятельность региональной организации связана с просвещением и популяризацией в обществе науки и культуры, кроме того Общество «Знание» принимает участие в благотворительности, расширении международных связей и укреплении мира и дружбы между народами. Важно отметить тот факт, что члены этой общественной организации регулярно принимают участие в разъяснении законодательства Краснодарского края, а также проводят научно-просветительские лекции для граждан разных возрастов и социальных категорий по различным темам и направлениям. В рамках своей основной деятельности члены региональной организации уже на протяжении 20-ти лет ежегодно проводят международные и всероссийские научно-практические конференции «Адлерские чтения». В рамках данного мероприятия традиционно рассматриваются и обсуждаются от исторических и философских до юридических проблем. Новеллой «Адлерских чтений» стали вопросы развития и взаимодействия личности, общества и государства, а также проблемы национальной безопасности России в ХХ – ХХІ вв. .
Основными целями и задачами национальных региональных обществ являются возрождение, сохранение и развитие самобытной культуры, традиций и обычаев этносов, проживающих на данной территории, их национальных языков. В отдельных случаях национальные региональные общества принимают участие в формировании органов местного самоуправления , могут инициировать такие формы прямого волеизъявления, как опрос и референдум . Самые широкие возможности для участия в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления предоставляются с развитием форм электронной демократии . Задачи обществ решаются путем организации и проведения мероприятий, связанных с изучением этнической культуры. Большое внимание уделяется формированию библиотечных фондов национальных сообществ, в которых сосредотачиваются книги по этнической истории, культуре, учебная, музыкальная литература. На базе объединений организуется изучение родного языка, обычаев, традиций. Кроме этого активисты занимаются популяризацией фольклора, письменности, организуют воскресные школы и творческие кружки для детей и подростков, проводят работу по выявлению одаренных детей для направления их для обучения в средние и высшие учебные заведения, взаимодействуют с национальными организациями других регионов Российской Федерации, участвуют в работе по развитию межнациональных и международных связей. Так, например, активными организациями являются Кемеровская областная общественная организация «Общество немцев «Видергебурт» («Wiedergeburt»)» и ее отделения в городах Кузбасса; Кемеровская региональная общественная организация «Центр Славянской культуры «Лад» — «Кузбасское единство»»; общественная организация «Центр немецкой культуры» г. Новокузнецка; общественное объединение «Кемеровская региональная общественная организация «Центр татарской культуры «Дуслык»». В Хакасии действуют польское национальное объединение «Полония», Саянский казачий отдел и др. В Сочи открыты национальные культурные центры: греческий «Эноси», осетинский «Алания», армянский «Севан», грузинский «Иверия», Общество кубанских казаков, национально-культурное общественное объединение причерноморских шапсугов «Адыге Хасе» и ряд других организаций .
Зачастую национальные региональные общества могут носить религиозный окрас, например, если такая национальная региональная организация представляет интересы группы лиц, которые исповедуют определенную религию (например, ислам) как представители своего народа. Религия, после перестройки в России, стала активным участником в политическом процессе. И это не смотря на то, что ст. 14 Конституции РФ закрепляет положение о том, что Российская Федерация – светское государство. По данным опроса ВЦИОМ «Православие в России: прошлое и настоящее» 2013 года 44% процента опрошенных считают, что государственной религией России является православие . Тем не менее, людей, исповедующих ислам на территории России, становится все больше и больше. По разным данным, ислам исповедуют от 15% до 18% населения РФ, т.е. около 20 млн. чел. в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Марийской республике, Северном Кавказе . В Российской Федерации исторически сложились два центра – регионы, которые являются точкой распространения ислама – Урало-Поволжский и Северокавказский. Глава Совета муфтиев России выдвигает свою точку зрения – он делит мусульман по месту их проживания на три группы: Сибирь и Дальний Восток, Центральный район и Северный Кавказ .
В 1996 году состоялась встреча глав духовных управлений мусульман, по итогам которой был образован Совет муфтиев России. На данный момент Совет муфтиев России является центральной религиозной организацией мусульман, которые проживают на территории Российской Федерации. Совет муфтиев России подкреплен большой поддержкой глав мусульманских субъектов РФ. Мусульманское духовенство взаимодействует более чем с 1500 мусульманскими религиозными объединениями РФ .
Правила создания, членство и деятельность религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее по тексту – Закон о свободе совести). Закон о свободе совести носит понятие компромиссного документа, так как именно он регулирует нормы и правила отношений между государством и церковью. Руководство Совета муфтиев России вместе с Администрацией Президента РФ, Комитетом Правительства Москвы по связям с религиозными организациями приложили немало усилий в ходе подготовки и принятия данного закона, проводились семинары, в которых принимали участие руководители мусульманских общин. Таким образом, в ходе законопроектной о свободе совести Совет муфтиев России объединил в своей деятельности интересы мусульманских духовных организаций и объединений.
В контексте национально-культурных обществ особое звучание приобретает то, что право на объединение не может быть реализовано гражданами, если цели или деятельность общественного объединения направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, иные проявления экстремизма и национальной нетерпимости. Так, решением Верховного Суда РФ от 17.11.2014 признаны экстремистскими украинские организации «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры», «Братство», их деятельность на территории Российской Федерации запрещена. Будучи опубликованными для всеобщего сведения, такие судебные решения приобретают также воспитательный и профилактический характер .
Очевидно, что возможности участия общественных объединений и иных некоммерческих организаций в общественно-политической жизни регионов далеко не исчерпаны. В региональные национальные объединения входят десятки, иногда сотни людей определенной или различных национальностей. Это позволяет им выразить свои интересы, реагировать на задачи, которые ставит общество перед своими гражданами, добиваться решения своих проблем. Своей деятельностью национальные объединения в регионе вносят значительный вклад в процесс формирования гражданского общества. Уровень участия этих объединений во многом соответствует уровню развития гражданского общества в субъектах Российской Федерации в целом и характеризуется как период становления.
Список литературы
3. За веру, Кубань и Отечество// URL:http://svet-mayakov.ru/2012/06/27/za-veru-kuban-i- otechestvo.
4. Зигерт Й. Гражданское общество в России // Отечественные записки. 2005. № 6. С. 28-43.
6. Курячая М.М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 39-46.
7. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное муниципальное право. 2011. № 12. С. 37-41.
8. Курячая М.М. Проблемы реализации права граждан на референдум // Право и политика. 2005. № 9. С. 11- 23.
9. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41-44.
10. Курячая М.М. Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 52-54.
11. Курячая М.М., Воробьева Е.И Национальные региональные общества как средства выражения интересов граждан в субъектах Российской Федерации // О некоторых вопросах и проблемах современной юриспруденции: Сб. науч. тр. по итогам международной научно-практической конференции. Челябинск, 2015. С. 9-12.
12. Курячая М.М., Воробьева Е.И. Основы конституционно-правового статуса общественных организаций в России // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции. Воронеж, 2014. С. 32-34.
15. Устинкин С.В., Вагапов Р.Н. Исламские организации в политических процессах современной России // Власть. 2010. № 11. С. 78-80.
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В соответствии с Федеральным законом от 22 мая 1996 г. «О национально-культурной автономии» Н.-к.а. имеет право: получать государственную поддержку, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь доступ к национальным культурным ценностям; возрождать и развивать народные художественные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения культуры; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных учреждений и др. Право на Н.-к.а. не является правом на национально-территориальное самоуправление (ст. 4). Н.-к.а. могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными и федеральными. Местные Н.-к.а. учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений; региональные — на конференциях (съездах) делегатами местных Н.-к.а.; федеральные — на съездах делегаций региональных Н.-к.а. В соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях Н.-к.а. образуют органы внутреннего управления. Регистрация Н.-к.а. осуществляется органами юстиции, после чего они включаются в реестр национально-культурных автономий, который является открытым для всеобщего ознакомления. Для оказания содействия Н.-к.а. при Правительстве РФ, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления создаются консультативные советы по делам Н.-к.а., являющиеся совещательными органами и действующие на общественных началах. В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения, на сохранение и развитие национальной культуры Н.-к.а. вправе образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном языке: создавать негосударственные образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном языке; создавать негосударственные учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы, а также создавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных языках и др. Для осуществления уставных целей и деятельности Н.-к.а. органы государственной власти и местного самоуправления могут передавать в собственность или аренду государственное или муниципальное имущество. Для поддержки Н.-к.а. в федеральном бюджете, а также в бюджетах субъектов РФ предусматриваются специальные ассигнования. В этих же целях создаются специальные федеральные, региональные фонды национально-культурного развития; Н.-к.а. предоставляются льготы по налогам, сборам и кредитам.
(В.Ч.)
Российская Федерация — одно из крупнейших в мире многонациональных государств. В настоящее время в ней проживает более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.
Настоящее и будущее нашей страны, ее развитие как демократического, правового государства, обеспечение национальной безопасности и сохранение территориальной целостности возможны только в условиях межнационального, межконфессионального мира и согласия.
Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации.
Основной целью создания национально-культурной автономии является самостоятельное принятие решений по вопросам сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения, организационно-правовой формой которой является общественная организация.
В зависимости от территориальной сферы деятельности национально-культурные автономии подразделяется на местные, региональные и федеральные.
Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.
Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.
Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.
Порядок государственной регистрации национально-культурных автономий, перечень и сроки подачи документов, представляемых для государственной регистрации установлены статьей 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и статьей 6 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурных автономиях». Перечень включает в себя:
— заявление, подписанное уполномоченным лицом;
— устав национально-культурной автономии;
— выписка из протокола учредительной конференции (съезда) – для региональных и федеральных национально-культурных автономий или учредительного общего собрания (схода) – для местных национально-культурных автономий, содержащая сведения о создании национально-культурной автономии, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;
— сведения об учредителях;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа национально-культурной автономии, по которому будет осуществляться связь с автономией.
Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.
Национально-культурная автономия считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Необходимые документы представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган в течение трех месяцев со дня проведения учредительной конференции (съезда) или общего собрания (схода). Решения о государственной регистрации местных и региональных национально-культурных автономий принимаются территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации по месту нахождения национально-культурной автономии, решения о государственной регистрации федеральных национально-культурных автономий принимаются Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав национально-культурной автономии должен содержать следующие сведения:
1) название, цели национально-культурной автономии, ее организационно-правовую форму;
2) структуру национально-культурной автономии (для федеральных и региональных), руководящие и контрольно-ревизионный органы национально-культурной автономии, территорию, в пределах которой данная автономия осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в национально-культурной автономии, права и обязанности членов данной автономии;
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов национально-культурной автономии, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав национально-культурной автономии;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества национально-культурной автономии, права национально-культурной автономии и ее структурных подразделений (для федеральных и региональных) по управлению имуществом;
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии. Устав национально-культурной автономии может содержать описание символики данной автономии.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности национально-культурной автономии, не противоречащие законам.
Государственная регистрация изменений, вносимых в уставы национально-культурных автономий, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация национально-культурных автономий.
За государственную регистрацию национально-культурной автономии, изменений вносимых в устав и ликвидацию взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Ведение реестра национально-культурных автономий осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления и находится на официальной сайте Министерства юстиции Российской Федерации.
В настоящее время в Реестре национально-культурных автономий Министерства юстиции Российской Федерации значатся 934 национально-культурные автономии.
Управлением Министерства юстиции Российской федерации по Республике Северная Осетия – Алания зарегистрировано 3 национально-культурные автономии, из которых: 1 — региональная национально-культурная автономия и 2 местные национально-культурные автономии.
Специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций
М.Ю. Багаева