Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Несанкционированные свалки

27.06.2020 by admin

Несанкционированные свалки похожи на стихийное бедствие. Они вырастают внезапно, образуются рядом с жилыми домами, портят пейзаж, атмосферу в квартале и настроение его жильцов.

Кажется, что бороться со стихийным скоплением мусора бесполезно, однако определённые рычаги воздействия есть у каждого человека.

Содержание

  • Что значит «несанкционированная свалка мусора»?
  • Что гласит закон?
  • Как должна выглядеть табличка «Свалка мусора запрещена»?
  • Куда обращаться при обнаружении незаконных свалок?
    • Правильное составление жалобы
  • Привлечение к ответственности нарушителей
  • Причины образования
    • Пути решения проблемы
  • Уборка (ликвидация) несанкционированных свалок собственником земельного участка
  • Ликвидация свалок региональным оператором
  • Ликвидация несанкционированных свалок органами МСУ
  • Свалки на землях сельскохозяйственного назначения

Что значит «несанкционированная свалка мусора»?

Несанкционированная свалка мусора представляет собой скопление твёрдых бытовых отходов в тех местах, где их быть не должно.

По закону и санитарным нормам, такой мусор необходимо накапливать в специальных контейнерах и вывозить на полигоны. Образование несанкционированной свалки игнорирует законодательство и нормы СанПиН.

Иногда на таких объектах можно найти не только предметы быта и обихода.

Там могут оказаться отработанные покрышки, строительный мусор, бытовая техника и даже старые автомобили (их кстати можно выгодно утилизировать по программе Трейд-Ин), которые нельзя выбрасывать в местах, не предназначенных для этой цели.

Что гласит закон?

Согласно российскому законодательству, свалка мусора в неположенных местах запрещена. Этот вопрос регулируется комплексно, в этом процессе участвует Конституция РФ, Административный кодекс, а также законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» и «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Мера ответственности за несанкционированную свалку мусора прописана в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.

  • Статья 42 Конституции РФ гласит, что каждый житель России имеет право на благоприятную окружающую среду. Это право люди могут реализовать, интересуясь тем, что происходит с природой. Если же по причине неблагоприятной экологической обстановки человеку был причинён ущерб, он вправе требовать компенсации.
  • Статья 51 Федерального закона №7-ФЗ гласит, что свалка мусора запрещена на землях, которые подлежат освоению, на землях рядом с городами и посёлками и на путях миграции животных. Сбрасывать отходы также нельзя в воду.
  • Статья 13.4 Федерального закона №89-ФЗ гласит, что накопление отходов возможно только в специально отведённых для этого местах. Местное самоуправление обязано правильно обустроить эти места, а также зафиксировать их в специальном реестре.

Помимо всего прочего, каждый житель России имеет право запросить у местных властей документ о состоянии окружающей среды. Если чиновник эту просьбу не удовлетворит, его ждёт штраф до 10 тыс. руб.

За нарушение действующего законодательства по обращению с отходами, предусмотрены все виды ответственности – имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.

Мера ответственности устанавливается на основании решения суда.

Как должна выглядеть табличка «Свалка мусора запрещена»?

Таблички о том, что свалка мусора запрещена на той или иной территории появляются в двух случаях.

  1. Их устанавливают в качестве предупреждения в местах отдыха. Это могут быть парки или общественные пляжи.
  2. Также такие таблички вешают в тех местах, где мусор уже не раз накапливался, чтобы уведомить людей о запрете.

Табличка «Свалка мусора запрещена!»

Обычно такие предупреждающие знаки красного цвета, они содержат прямой призыв или запрет. После строк о запрете, на табличку помещают информацию об ответственности.

Современные защитники природы более креативны, и используют мотивационные высказывания на своих предупреждающих знаках или плакатах. Такие знаки привлекают больше внимания, и заставляют задуматься над глобальной проблемой.

Куда обращаться при обнаружении незаконных свалок?

С несанкционированными свалками было бы гораздо проще бороться, если бы каждый человек знал, куда жаловаться. Обнаружив неприятную находку в своём районе, люди теряются и не представляют, что им делать.

Решить проблему со свалкой в неположенном месте гораздо проще, чем кажется, достаточно сформировать обращение в управляющую компанию. Обычно после его отправки, свалку убирают. Если мусор так и остался лежать на месте, можно смело обращаться в полицию или прокуратуру. Дальше уже они будут разбираться, почему управляющая компания не выполняет свои обязательства.

Если отходы накопились в том же месте снова, можно пойти дальше, и обратиться в местную администрацию или департамент окружающей среды. Эти органы обязаны реагировать на подобные обращения и выполнять требования граждан.

Правильное составление жалобы

Обнаружив несанкционированную свалку, важно действовать с холодной головой. Разумеется, скопление мусора вызывает возмущение, однако на жалобы, полные эмоций, администрация будет реагировать довольно долго.

Органы власти работают с конкретными проблемами. Поэтому, необходимо предоставить все материалы и описать ситуацию максимально подробно.

Алгоритм действий сознательного гражданина, который заметил свалку в неположенном месте, должен быть таким:

  1. Оценить приблизительные размеры свалки.
  2. Определить ориентировочное местоположение. Идеальным вариантом будет зафиксировать координаты.
  3. Сфотографировать отходы, желательно с разных ракурсов.
  4. Уточнить, кто ответственен за эту территорию. Разные участки города и сельской местности могут находиться в ведомстве разных органов власти. Управлять землями может как администрация города, так и Россельхоз, Рослесхоз и другие учреждения. Для уточнения информации можно обратиться в местную администрацию.
  5. Составить жалобу. В ней нужно подробно описать ситуацию и обязательно оставить свои контактные данные для связи. Обычно органы власти принимают жалобы на электронную почту. К письму нужно приложить фотографии и скриншоты карты с координатами свалки.
  6. Жалобу также можно подать лично, придя на приём в администрацию города. В таком случае, нужно иметь на руках фотографии в распечатанном виде.

В ответ на электронное обращение обычно приходит письмо о том, что жалоба была принята. Ей присваивается номер. О выполнении жалобы, гражданина уведомляют по электронной почте.

Пока жалоба находится на рассмотрении, можно проверять, как продвигается уборка территории. Обычно рассмотрение жалобы и принятие мер происходит в течение месяца. Если процесс идёт медленнее, правомерно будет позвонить в администрацию и уточнить, чем вызвана задержка.

Привлечение к ответственности нарушителей

Незаконная свалка мусора влечёт за собой административную ответственность, попросту говоря, штраф. Размеры штрафа прописаны в статье 8.2 КоАП РФ.

Помимо уплаты штрафа, деятельность юридических лиц может быть приостановлена на срок до трёх месяцев.

Видео материал о том, как люди борются за чистоту своего района.

Если же свалка мусора повлекла за собой порчу земли или гибель животных, то виновного ждёт более серьёзное наказание.

Согласно статье 247 УК РФ, подобные действия караются штрафами. Рассмотрим какими:

  • крупным штрафом от 120 до 300 тыс. руб.;
  • принудительными работами на срок до 5 лет;
  • лишением свободы на срок до 5 лет.

Часто, люди сталкиваются с беспорядочными соседями, которые оставляют мусор на лестничной площадке, о том, как эффективно бороться с такими людьми и какой штраф можно получить за такое деяние, читайте в познавательной статье о мусоре на лестничной площадке.

Если в почву или воду было сброшено вещество, которое повлекло отравление, массовое заболевание или даже гибель людей, виновный наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

Причины образования

Несанкционированные свалки образуются по двум банальным причинам.

  1. Места естественного скопления мусора не оснащены по требованиям санитарных норм. Например, свалки являются больным местом общественных пляжей. Контейнеры там либо не установлены вовсе, либо есть, но вывозятся нерегулярно. В итоге, люди кидают мусор в общую кучу, которая растёт в течение всего сезона и портит вид пляжа. То же самое происходит в лесах и лесопарках. Рекомендуем почитать интересную статью о том, как бороться с мусором в лесу.
  2. Некоторым людям лень донести отходы до урны или увезти с места пикника с собой. Если оставить мусор неубранным в общественном месте, он неизбежно притянет новые отходы. Люди посчитают, что свалка разрешена, и начнут оставлять в этом месте всё подряд.

Вовремя заметить несанкционированную свалку могут только сознательные жители ближайших домов или районов.

Дело в том, что скопления мусора образуются чаще в тех местах, куда не доезжают службы благоустройства территорий.

Пути решения проблемы

Решить проблему образования свалок сложно, но сами пути решения достаточно просты.

  1. Соблюдение санитарных норм. Прежде всего, важно поставить достаточное количество мусорных контейнеров там, где любят отдыхать люди. Опорожнять баки нужно своевременно, чтобы они не переполнялись. Так территория будет сохраняться в чистоте;
  2. Экопросвещение. Изменить сознание людей гораздо сложнее, чем организовать вывоз мусора. Возможно, стоит чаще напоминать населению, что сознательным человеком остаётся тот, кто увозит с пикника все отходы с собой и выбрасывает их в специально отведённых местах. Экологическое воспитание стоит сделать обязательным, поскольку многие просто не задумываются о том, какой урон они наносят природе.

Несмотря на то, что любая свалка – это неприятное явление, со стихийными скоплениями мусора можно и нужно бороться. Каждый человек может обратить внимание на проблему и попробовать её решить. Практический опыт показывает, что администрации реагируют на жалобы и заставляют владельцев территорий убирать несанкционированные свалки.

Ликвидация несанкционированных свалок — чьи полномочия и обязанности? В общем — кто должен ликвидировать несанкционированные свалки…

Несанкционированные свалки все таки в большей мере представлены отходами группы ТКО.

Как написать жалобу на организацию несанкционированной свалки читаем .

Уборка (ликвидация) несанкционированных свалок собственником земельного участка

Абсолютно все собственники земельных участков должны знать, что они несут ответственность за содержание своих земельных участков.

Это установлено:

  • статьей 210 ГК РФ согласно которой:

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

  • статьей 13 Земельного кодекса:

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

защите земель загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

Кто может привлечь к ответственности собственника земельного участка?

В рамках осуществления государственного земельного надзора за несоблюдение требований земельного законодательства — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (Росприроднадзор).

Ответственность предусмотрена за:

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

статья 71 Земельного Кодекса РФ

В рамках осуществления муниципального земельного контроля — органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Таким образом, организация сбора, накопления и вывоза ТКО на территории муниципальных образований — это прямая обязанность органов местного самоуправления, как и осуществление муниципального земельного контроля.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

часть 3 статьи 72 Земельного Кодекса РФ

Предусмотрена ответственность:

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ

Таким образом, если на вашем земельном участке будет обнаружено несанкционированное место размещение отходов, то вас (ЮЛ, ИП, ФЛ) могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ и заставить ликвидировать свалку.

В случае обнаружения несанкционированного места размещения отходов на вашем земельном участке региональным оператором — региональный оператор имеет право и возможность заставить убрать ТКО с участка собственника земельного участка. Об этом ниже.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

Ликвидация свалок региональным оператором

Ликвидация несанкционированных свалок региональным оператором заключается в:

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

пункты 16, 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

Таким образом, региональный оператор имеет право принудить собственника земельного участка ликвидировать места складирования ТКО на своих земельный участках — самостоятельно или силами рег.оператора с оплатой рег. оператору понесенных им расходов.

Дело в том, что у региональных операторов нет особого желания связываться с собственниками земельных участков….

Ликвидация несанкционированных свалок органами МСУ

Если установлен собственник отходов, то несанкционированную свалку должен убирать он.

Что делать если собственника отходов невозможно установить?

В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено:

собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

По вопросу: ликвидация несанкционированных свалок есть судебное решение: Апелляционное определение Омского областного суда от 13.03.2019 по делу N 33-1402/2019.

В силу положений п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.В силу ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Указанное означает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области.

Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий.Отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области регулируются Законом Омской области от 27.12.2006 N 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области».К полномочиям исполнительного органа государственной власти Омской области, уполномоченного в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса (Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области) в сфере обращения с отходами относятся утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (статья 6).Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (Постановления Конституционного Суда от 14.05.2009 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 13.10.2015 N 26-П).

Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) рассматривается в качестве проявления негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16).

В силу ст. 51 указанного Федерального закона такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Положениями ст. ст. 3, 5 — 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.

В рассматриваемом случае обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов возложена решением суда на Администрацию муниципального района и на орган государственной власти субъекта РФ в лице соответствующего министерства, как на надлежащих ответчиков.

Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории Кормиловского муниципального района земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.

Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком, является орган местного самоуправления муниципального района (ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

На основании изложенного, поскольку представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях Кормиловского муниципального района Омской области, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области, при этом осуществление мероприятий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов фактически является совместной обязанностью органа исполнительной власти Омской области и органа местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и на Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области обязанности устранить загрязнение земельного участка, расположенного в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером N <…>, расположенного по адресу: <…>, от твердых бытовых отходов площадью <…> Га, объемом <…> куб. м.

В данной связи доводы апелляционной жалобы о том, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных расходов отнесена к полномочиям субъектов РФ, возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированных свалок необоснованно, отклоняются как противоречащие приведенным выше нормам права и обстоятельствам дела.

Свалки на землях сельскохозяйственного назначения

Государственный земельный надзор за соблюдением требований о порче земли в результате нарушений правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (Россельхознадзор).

Ликвидация несанкционированных свалок — для нашей страны довольно сложный вопрос. Если действовать методично и упорно, то свалку убрать можно. Куда обращаться — в зависимости от категории земель…

Также вместе со статьей — Ликвидация несанкционированных свалок, вы можете прочитать:

    • Правила обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Норматив ТКО
    • Приказ по ТКО. Образец для использования
    • Площадки накопления ТКО
    • Договор с региональным оператором. Штраф или договор?
    • Тариф на ТКО
    • Уборка территории многоквартирного дома
    • Разъяснения по ТКО
    • Норматив ТКО
    • Уличный смет относится к ТКО?
    • Не заключать договор с региональным оператором — возможно?
    • Что относится к ТКО?
    • Периодичность вывоза ТКО
    • Крупногабаритные отходы

Обязанности органов местной власти в сфере обращения с отходами

Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в пункте 18 части 1 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, местные власти создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Прокуроры по результатам проверок часто возлагают на органы местного самоуправления обязанности, которые муниципалитеты не должны выполнять без дополнительного финансирования. В этой статье мы расскажем, какими аргументами органу местного самоуправления защититься от неправомерных требований.

Ликвидация несанкционированных свалок

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

Документ ГОСТ 30772-2001 введен постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст

В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Под такими свалками понимают территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся (п. 7.8 ГОСТ 30772-2001). Если такое лицо не установлено, собственником отходов будут органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Суды часто возлагают обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на органы местного самоуправления.

ПРИМЕР 1. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города. Он потребовал возложить на чиновников обязанность устранить несанкционированную свалку.

Судьи удовлетворили требование прокурора. Они сослались на пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ. В нем сказано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 24.10.2017 по делу № 33а-4283/2017).

Стихийные свалки на территории муниципалитета должны ликвидировать органы местного самоуправления. Исключение – свалки на землях лесного фонда

Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета. Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти. Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П. Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды.

ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось. Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления. Тогда прокурор подал иск в суд.

Суд первой инстанции отказал в иске, но апелляция отменила решение. Вышестоящий суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК органы местного самоуправления должны принимать меры по предотвращению вредного воздействия только на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений законодательством не предусмотрено (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2018 по делу № 33-1781/2018).

Постановка на учет и содержание бесхозяйных скотомогильников

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относится к полномочиям органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В то же время участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14–16 Закона № 131-ФЗ). Их полномочия в этой сфере закреплены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В частности, органы местного самоуправления обязаны финансировать мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Поэтому проверяющие структуры требуют, чтобы местные власти ставили на учет бесхозяйные объекты, способные нанести вред окружающей среде. К таким объектам относятся скотомогильники, где часто хоронят животных, которые пали от болезней, способных передаваться человеку.

На заметку: Глубина биотермической ямы должна быть не менее 10 м. Территорию скотомогильника нужно огораживать глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами

Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных. Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

ПРИМЕР 3. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он потребовал признать незаконным бездействие органов местной власти и возложить на них обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

Суд удовлетворил требования прокурора. Закон № 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому они должны проводить организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий и эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям (решение Большереченского районного суда Омской области от 23.07.2010 по делу № 2-338/2010).

Муниципалитет не должен содержать скотомогильники, если ему не передали полномочия и финансирование

В законах нет однозначного ответа на вопрос, кто конкретно должен осуществлять эксплуатацию скотомогильников. В собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Это установлено подпунктом «ц» статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…». Наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не предполагает обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность.

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность. На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

На заметку: Полномочия и финансирование должны быть переданы местным властям в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ

ПРИМЕР 4. В ходе прокурорской проверки был выявлен несанкционированный скотомогильник. Прокурор обратился в суд и потребовал обязать администрацию сельского поселения надлежаще оборудовать и содержать скотомогильник.

Верховный суд встал на сторону администрации сельского поселения (определение от 10.06.2009 № 16-Впр09-6). Судьи указали, что скотомогильник в число объектов муниципальной собственности не входит, на балансе органа местного управления не состоит, денежные средства на его содержание не выделены.

В 2010 году Верховный суд подтвердил свою позицию в другом решении. Он указал, что Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Региональные органы власти не передавали государственные полномочия по оборудованию скотомогильника и денежные средства администрации сельского поселения (определение Верховного суда от 14.04.2010 № 32-В10-5).

Сегодня нижестоящие суды поддерживают муниципалитеты, хотя проверяющие по-прежнему предъявляют органам местного самоуправления требования о содержании скотомогильников.

ПРИМЕР 5. Прокурор потребовал, чтобы орган местного самоуправления поставил скотомогильник на учет в качестве бесхозяйного и содержал его. Судьи признали скотомогильник бесхозяйным, но не возложили на администрацию обязанность по его содержанию. Этот объект не передавали в собственность или ведение администрации, он не состоит на балансе органа местного самоуправления. Государственные полномочия по оборудованию скотомогильников и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ, местной администрации не передавались (решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 12.12.2016 по делу № 2-1515/2016).

В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству. Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти. Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012).

ВЫВОДЫ:

Муниципалитет должен следить за утилизацией отходов на территории муниципального образования. Прокурор может потребовать, чтобы вы исполняли эту обязанность, и судьи его поддержат. Однако из общих правил есть исключения.

1. Если несанкционированную свалку обнаружили на территории земельных участков лесного фонда, не принадлежащих муниципалитету, он не должен ликвидировать ее без дополнительного финансирования.

2. Даже если скотомогильник находится на территории муниципального образования, это еще не означает, что муниципалитет должен его содержать. Это обязанность субъекта РФ, если регион не передал данные полномочия муниципалитету в порядке, установленном статьей 19 Закона № 131-ФЗ. Факт признания такого объекта бесхозяйным не порождает у муниципалитета обязанности принять его в муниципальную собственность.

На заметку:

Изъятие полномочий не избавляет от ответственности

Если суд обязал вас ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции ОМСУ полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО не освободит вас от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать. Например, суд обязал администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки. Муниципалитет указал, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО теперь переданы субъекту РФ. Суд отметил, что изъятие из компетенции ОМСУ вопросов организации утилизации отходов – не основание прекратить исполнительное производство. Такое изъятие не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить решение суда (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 по делу № 33-7122/2017).

Росприроднадзор внес ясность в терминологию, которая используется его территориальными органами при описании мест несанкционированного размещения отходов. Ранее природоохранное законодательство не разграничивало такие понятия как «навал мусора» и «свалка», хотя они активно использовались, что могло привести к неточностям и путанице.

Своим письмом от 9 июня 2014 года (N ВК-03-03-36/8833)Росприроднадзор рекомендует понимать под определениями:

— навал мусора — несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком не более 6 месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— свалка — несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком более 6 месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кроме того в письме напоминается, что свалки твердых бытовых и промышленных отходов являются несанкционированными объектами размещения отходов, соответственно, размещение на них отходов должно считаться безлимитным размещением, что для собственников отходов создает обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду с пятикратным повышающим коэффициентом. Таким образом, территориальными органами Росприроднадзора не могут устанавливаться лимиты на размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на свалках твердых бытовых и промышленных отходов. В свою очередь, отражение хозяйствующим субъектом в Отчетности факта передачи отходов на размещение на свалки твердых бытовых и промышленных отходов образует состав административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ.

Post navigation

Previous Post:

Вид образовательной программы

Next Post:

Инфляция формула

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes