Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Норматив образования отходов устанавливает

17.08.2020 by admin

С 1 января 2019 года в России начали действовать новые правила сбора, транспортировки, утилизации отходов. Они затронули не только физлиц, но и предприятия, организации, заводы. Были введены нормативы образования мусора и лимиты его размещение.

Содержание

  • Что такое нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
  • Законодательное регулирование
  • Способы расчета нормативов образования отходов
  • Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы
  • Причины отказа в утверждении нормативов и лимитов на отходы
  • Порядок переоформления
  • Ответственность за отсутствие ПНООЛР и/или превышение нормативов и лимитов
  • Что такое образование отходов?
  • Разработка проекта ПНООЛР
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
  • Инвентаризация источников образования отходов
  • На основании чего делаются лимиты
  • План выдачи лимитов на размещение отходов
    • Терминология
    • Перечень необходимых исходных данных
    • Где согласовывается
    • Ответственность за отсутствие

Что такое нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

Прежде, чем переходить к разбору особенностей нормирования, необходимо разобрать два ключевых понятия:

  1. Норматив образования отходов – это максимально разрешенный в количественном выражении размер остатков материалов, сырья, оставляемых после производства или изготовления различных товаров.
  2. Лимит на размещение отходов – это норма мусора, материалов одного вида, допускающихся к размещению в конкретный период времени внутри специальных полигонов.

Нормы и лимиты устанавливаются отдельно для каждого региона с учетом состояния экологии в данной местности. Они также зависят от вида мусора, полигонов, способов размещения.

Согласно статье 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, норматив образования отходов устанавливается для субъектов первой, второй, третьей категории опасности:

  • первая категория – если организации в значительной степени воздействуют на экологию;
  • вторая категория – если организации умеренно воздействуют на экологию
  • третья категория – если организации оказывают незначительное воздействие.

Организации, в зависимости от категории, составляют отчетную документацию. Для первых двух категорий – это полная, подробная, отчетность, развернутая декларация. Для третьей – отчет о воздействии по отношению к окружающей среде.

Законодательное регулирование

Нормирование в области обращения с мусором закреплено статьей 11 и 18 Федерального закона №89-ФЗ.

В первой говорится о том, что после получения организацией или ИП лимитов, руководитель должен регулярно отчитываться согласно установленной форме, продлевая данный лимит. Собственник предприятия также обязан своевременно оповещать о смене технологии производства для перерасчета.

Кроме того, упоминается о необходимости разработки нормативных проектов по сбору, размещению, хранению остатков производства, а также мероприятий по их минимизации (внедрение малоотходных технологий, инновационных разработок, оборудования).

Статья 18 разъясняет обязанности предприятий, деятельность которых связана с образованием мусора. Они должны составлять проекты утилизации, рассчитывать лимиты согласно нормам. Документация должна своевременно передаваться на проверку и контроль.

Проверки внутри предприятий ведутся природоохранными органами, работниками Росприроднадзора.

Способы расчета нормативов образования отходов

Расчет нормативов ведётся пятью основными способами:

  1. Вычисления по материально-сырьевой базе. По картам на технологические процессы оценивается расход материалов, количество образующихся остатков.
  2. По удельным отраслевым нормам. Ведется по справочникам и методическим пособиям, в которых указываются усредненные показатели для каждой отрасли промышленности.
  3. Аналитический. Ведётся по документации. Используется, если организация готова предоставить все необходимые бумаги, чертежи, проекты.
  4. Экспериментальный. Основывается на проведении лабораторных экспериментов в промышленных условиях.
  5. Статический или по фактическим объемам. Основывается на конкретных цифрах, полученных по результатам контрольных замеров.

Способ выбирается инженером-экологом в зависимости от особенностей производства, а порядок расчета и передачи готового отчета органам исполнительной власти регламентируется законодательными актами и нормативной документацией.

Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Готовый пакет ПНООЛР должен включать:

  • общие сведения о предприятии;
  • информацию о роде деятельности;
  • описание, класс опасности образующихся остатков;
  • схему движения мусора;
  • мероприятия по обращению с отходами.

Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).

Причины отказа в утверждении нормативов и лимитов на отходы

Согласно приказу № 50 Министерства охраны природных ресурсов причинами отказа могут послужить следующие факты:

  1. Подача в составе ПНООЛР некорректных сведений о составе, классе опасности. К данному пункту относятся все акты, документы, выполненные не по установленным нормам.
  2. Наличие сведений, не относящихся к единой федеральной классификации (ФККО).
  3. Подача ложных, не подтвержденных региональной документацией, сведений.
  4. Попытка скрыть какие-либо данные.

Руководитель обязан разместить только проверенную заранее информацию о накоплении отходов. Для этого необходимо дать экологу, делающему отчет, всю необходимую документации, установить беспрепятственный доступ в помещения. Иначе придется пройти длительную процедуру переоформления.

Порядок переоформления

Если по результатам проверки заявитель получает отказ, то он имеет право переоформить заявку. Для этого необходимо лично явиться в офис Государственных услуг или отправить почтой следующие документы:

  • заявление на переоформление;
  • документацию, подтверждающую установку лимитов на размещение;
  • справку, подтверждающую неизменность технологических процессов, расход сырья, количество получаемых отходов, защитные, прочие мероприятия по их снижению;
  • сведения об организации;
  • квитанцию, подтверждающую оплату государственной собственности.

Рассмотрение заявки идет до 14 рабочих дней, по истечении которых заявитель получает новое решение.

Ответственность за отсутствие ПНООЛР и/или превышение нормативов и лимитов

За превышение нормативов в соответствии с КоАП РФ, статьей 8.2, устанавливаются штрафные санкции:

  • 20-40 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 40-60 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей;
  • 200-300 тысяч рублей для юридических лиц.

Как избежать превышения? Грамотно составить документацию. Все отходы должны быть разделены на множество отдельных категорий. Тогда норматив по каждой категории будет вычисляться отдельно. Стоит прописать порядок хранения бумаги, пластика, металла, дерева, картона, различных бытовых остатков.

Лимиты на отходы призваны не только улучшить экологическую обстановку, но и позволить производствам сэкономить, получить вторичное сырье для технологических процессов.

Работа предприятий тесно связана с образованием отходов. В соответствии с правовыми нормами, крупные предприятия обязаны оформлять ПНООЛР. Это отчетный документ, в котором определяют объем получаемого мусора, который отправляется на полигон. Отсутствие ПНООЛР либо неправильное оформление такого документа – грубое нарушение, за которое руководству грозит административное наказание.

Что такое образование отходов?

Правила обращения с мусором разной степени опасности рассматриваются в ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления». Нормы, прописанные в этом законе, направлены на предотвращение вредного воздействия на окружающую среду, снижение объемов загрязнений окружающей среды, увеличение доли сырья для вторичной переработки.

Под формированием ТБО понимают получение остаточного сырья во время технологических процессов производства. Сырьевые остатки – неиспользованные материалы, сырье, применяющееся в главном либо второстепенных производственных циклах.

Отходами называются материалы и вещества, утратившие изначальные качества и свойства. На больших предприятиях существуют энергетические выбросы – остаточные продукты конкретных видов энергетических ресурсов.

Остаточное сырье – естественное побочное явление, возникающее при работе с материалам, зданиями, техническим оборудованием. Для утилизации требуется грамотная отчетность об образовании мусора, так как определяет степень опасности остатков и способ обращения с ними. Мусор устраняют путем захоронения, переработки, утилизации, ликвидации опасных элементов.

Разработка проекта ПНООЛР

Необходимость отчета об образовании отходов регламентируется несколькими правовыми актами. В отчетной документации отражается лимит на размещение отходов, который определяется путем инвентаризации источников. Процедуры реализуются в строгом соответствии с установленным порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, расшифровка ПНООЛР следующая: проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение. Приказом Минприроды РФ №34446 (от 24 октября 2014), проект подлежит разработке на каждом предприятии крупного бизнеса. Главным нормативным документом выступает и ФЗ № 89. В соответствии с этим законом, предприниматели обязаны разрабатывать ПНООЛР для снижения объема образующегося мусора.

ПНООЛР содержит:

  • Общие сведения о предприятии
  • Информация о проводимых на предприятии работах
  • Среднегодовые нормативы формирования остаточного сырья (расчеты и обоснования)
  • Сведения о местах, на которых размещают ТБО
  • Информация об применяемых методах хранения, уничтожения и средствах переработки остатков

Проект дополняется приложениями, схемами и вспомогательными документами по усмотрению руководства. Оформление документации рекомендуют начинать за 6-8 месяцев до даты предполагаемой проверки. Это снижает риск штрафов за несвоевременную подготовку ПНООЛР.

Схема разработки пноолр на 5 лет

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Расчет норматива образования осуществляется для определения того, сколько мусора получится за отдельный период времени в процессе работы предприятия. Производят расчет норматива среднедневного или месячного. В остальных случаях определяется годовой норматив образования отходов. Показатель рассчитывают с учетом материально-сырьевой базы, объемов ТБО с одной единицы товара.

Главный документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – приказ Минприроды №50 (от 25.02.2010). В нем устанавливаются требования к подготовке и предоставлению материалов и документов для утверждения предельного допустимого объема ТБО конкретного вида.

Проект разрабатывается для остаточного сырья незначительного класса опасности. Обращение с радиоактивными, биологическими, фармакохимическими веществами не регулируется представленным нормативным актом.

Инвентаризация источников образования отходов

Представленная операция предусматривает ряд процедур, которые направлены на оценку количества образующихся отходов. Поставленная цель реализуется путем выявления каждого источника остаточного сырья и составления соответствующей отчетности.

Предусмотрен следующий порядок инвентаризации источников образования отходов:

  • Изучение структуры организации
  • Выявление отходообразующих видов деятельности
  • Определение материалов, веществ, изделий, которые, из-за технологических процессов, утрачивают свойства и превращаются в мусор
  • Идентификация остаточного сырья на основе действующей системы классификации
  • Оформление инвентаризационной ведомости

В соответствии с правилами эксплуатации предприятий, которые описываются в ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», инвентаризация отходов проводится систематически – 1 раз в 3 года. В установленных законом случаях (изменение технологического процесса, сырья, оборудования) возможно перенесение сроков.

По результатам инвентаризации определяют годовой норматив. Он рассчитывается для каждого вида ТБО вне зависимости от класса опасности.

Методика расчета объемов образования отходов зависит от специфики конкретного предприятия. Рекомендуют рассчитать 2 норматива: среднегодовой, и на 1 единицу готового товара либо услуги.

Способы расчета нормативов образования отходов:

  • По материально-сырьевому балансу
  • По удельному показателю образования отходов (с применением отраслевых справочников и сборников удельных значений)
  • Пор расчетно-аналитическому методу на основе конструкторско-технологической документации
  • По фактическим объемам формирования остаточного сырья
  • На основе опытных измерений, которые проводятся в производственных условиях

Способ расчета подбирается индивидуально для каждого предприятия, учитывая технологические процессы, характер применяемого сырья. Обычно применяется методика расчета по материально-сырьевому балансу, так как этим способом определяют нормативы в случае, если на производстве одновременно задействуют несколько видов сырья.

После расчета оформляется заявление об утверждении рассчитанных в ПНООЛР нормативов. Если документ оформлен правильно, руководство должно оплатить государственную пошлину. Затем предприятие получит сертификат об утверждении нормативов. Проверка занимает до 30 рабочих дней с момента подачи заявления и ПНООЛР.Штраф за отсутствие проекта – от 190 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

Оформление ПНООЛР обязательно для каждого предприятия. Отчетный документ составляется на 5 лет и необходим для уменьшения объемов мусора, образующегося в результате производственных и хозяйственных процессов. В проекте отражаются лимиты на образование, размещение остаточного сырья, которые утверждаются Росприроднадзором. За отсутствие проектной документации руководству грозит административная ответственность в виде крупного штрафа.

Читайте далее:

  1. Основание
  2. План выдачи лимитов
  3. Исходные данные
  4. Согласование
  5. Ответственность

На основании чего делаются лимиты

Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).

Закон № 89-ФЗ

Статья 11

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ

План выдачи лимитов на размещение отходов

  1. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждается на 5 лет.
  2. На основании утверждённого ПНООЛР выдаётся «лимит на размещение отходов», устанавливающий нормативы образования, складирования, размещения (утилизации).
  3. Один раз в год «лимит на размещение отходов» необходимо продлевать в органах Росприроднадзора, на основании «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах», а также комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.
  4. Форма данного отчёта определяется приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

Терминология

Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

Перечень необходимых исходных данных

  1. Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
  2. Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
  3. Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
  4. Основной вид деятельности организации.
  5. ИНН
  6. КПП
  7. ОГРН
  8. ОКПО
  9. ОКВЭД
  10. ОКАТО
  11. Телефон, факс, адрес электронной почты.
  12. Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  13. Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
  14. Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
  15. Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
  16. Копии отчетов по расчету платы за отчетный период

Где согласовывается

Департамент Росприроднадзора по Субъекту РФ

Ответственность за отсутствие

При отсутствии подтверждения за текущий год деятельность организации в области обращения отходов, согласно действующему законодательству ограничивается или прекращается. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается как сверхлимитная.

Post navigation

Previous Post:

Сбербанк деловая среда

Next Post:

Что такое колонии?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes