Нормативно правовые акты РФ
Законодательные и правовые акты РФ
К законодательным и правовым актам в сфере информации и документации относятся:
• законы РФ;
• указы и распоряжения Президента;
• постановления и распоряжения Правительства;
• правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и других) – как общественного, так и ведомственного характера;
• правовые акты органов правительственной и исполнительной власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства;
• правовые акты нормативного и инструктивного характера.
Эти документы имеют высший приоритет и общефедеральную значимость. Рассмотрим примеры таких документов.
• Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
• Федеральный закон от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
• Федеральный закон от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
• Федеральный закон от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
• Федеральный закон от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне».
• Федеральный закон от 10 января 2002 года №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
• Распоряжение Правительства РФ от 5 января 2005 года №5-р «Об утверждении перечня организаций, подведомственных Росархиву, Роскультуре и Роспечати».
• Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года №290 «О Федеральном архивном агентстве».
• Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 года №177 «Вопросы Федерального архивного агентства».
• Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
• Письмо Росархива от 2 марта 2006 года №2/407-К «Об «Информационно-справочной системе архивной отрасли (ИССАО)”».
• Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 8 ноября 2005 года №536 «О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти».
• Письмо Росархива от 11 марта 2005 года №2/476-А «О модернизации «Информационно-справочной системы архивной отрасли (ИССАО)” в 2004 году и планах развития на 2005 год».
• Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
• Приказ Минфина России от 22 декабря 2003 года № 117н «О трудовых книжках».
• Письмо Росархива от 24 ноября 2003 года № 2/2047-А «О модернизации Информационно-справочной системы архивной отрасли».
• Постановление Минтруда России от 10 октября 2003 года №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».
• Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 года №03-33/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ».
• Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках».
• Письмо Росархива от 7 апреля 2003 года №6/464-к «О присвоении тематическому комплекту «Информационно-справочная система архивной отрасли (ИССАО)” статуса «официальной базы данных Федеральной архивной службы России”».
• Постановление Минтруда России от 26 марта 2002 года №23 «Об утверждении норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.
Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.
Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.
Рисунок 1. Структура нормативного правового акта
Содержание
Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов
Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.
Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:
- типовое название документа;
- ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
- название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
- число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
- законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).
Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.
Пример 1
К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.
Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.
История законодательства выделяет множество форм создания заголовков. К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).
Замечание 1
В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.
Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.
Пример 2
В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле». А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».
Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.
Главные правила, по которым заголовок нпа должен:
- быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
- быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
- содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
- быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
- быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.
Наименование и введение нормативно-правовых актов
Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.
Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.
Замечание 2
В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.
Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.
Пример 3
Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.
Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.
В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.
Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.
Замечание 3
Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.
В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.
Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.
Основные принципы
В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».
Замечание 4
Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.
Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:
- область законодательного влияния и предмет управления;
- цели и область законного правоприменения;
- принципы или базисные пункты;
- законы РФ в регулируемых задачах;
- компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
- деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.
Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание
Рубрикация нормативно-правовых актов
Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.
Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.
Пример 4
К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.
Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).
Замечание 5
Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.
В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Рубрики различных документов не содержат названий «глава» или «раздел», а включают в себя заголовки и римскую нумерацию. В данном случае примером рубрикации нормативного акта выступает Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Крупные по размеру содержимого нпа имеют в структурном составе разделы, которые распадаются на главы (например, Семейный кодекс РФ, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и иное).
Как было упомянуто ранее, бывает трехуровневая и многоуровневая рубрикация. К примеру, УК РФ в своей структуре имеет тройную рубрикацию: общая и особенная части, разделы, главы. Отдельные его разделы могут содержать единственную главу, имеющую название раздела.
Замечание 6
ГК РФ обладает многоступенчатым строением. В его состав входят части, разделы, подразделы, главы, параграфы, имеющие только числовую нумерацию без названий. Параграфы могут распадаться на заголовки, также имеющие свою числовую нумерацию, за исключением совсем коротких заголовков.
Для организации и единообразия рубрикации нормативно-правовых актов, некоторые выступают за введение ступенчатой структуры подразделений, представленной на рисунке 2.
Ступени рубрикации применяются в документе последовательно друг за другом. Наименование «раздел» не используется, когда отсутствуют главы; а в случае отсутствия глав и включающих их в себя разделов, не употребляют наименование «часть». Заголовки частей, разделов и глав формируются соответственно правилам формирования заголовков нпа.
Каждая ступень должна иметь числовую нумерацию, различающуюся между собой (к примеру, часть может нумероваться римскими цифрами, раздел — арабскими, набранными жирным курсивом, глава — арабскими, набранными полужирным курсивом).
Рисунок 2. Пример рубрикации нормативного акта
Статья как структурная единица закона
Статья выступает в качестве главного элемента структуры любого закона, а прочие нормативные акты содержат в своем составе пункты и подпункты. Российское законодательство не содержит в правовых документах материал в виде сплошного текста.
Замечание 7
Статейные заголовки в законодательстве упрощают работу с документами и облегчают процесс поиска требующихся положений, их восприятие и соизмерение между собой.
В процессе составления и написания закона требования к заголовкам статей организуют более тщательный подход к работе у трудящихся над законом лиц. Им приходится вносить в статью единично отдельно стоящие вопросы и следить за их точным и логичным следованием.
В качестве упущения законосоставляющей техники можно рассматривать отсутствие заголовков в статьях различных законодательных документов. Любая статья должна являться внутренне целостной и нести завершенную суть и смысл.
Замечание 8
Неоправданное слияние нескольких статей в одну осложняет процесс ее восприятия и использования в практической деятельности.
Единичная статья может включать в себя одно положение, либо несколько в связи с тем, что эти положения близки и связаны между собой, восполняют и продолжают друг друга по смысловой цепочке.
Составителям законов не стоит отражать в статьях нормативных документов определенные политические мировоззрения и обращения, высказывать собственные взгляды, убеждения по поводу утверждения некоторых законодательных положений, обсуждать проблемные ситуации, давать ошибочные модели из опыта правоприменения и пояснять источники их возникновения.
В статьях, включающих в себя несколько законодательных положений, каждое из них выделяется абзацем и употребляется автономно. В правовой практике нередко приходится ссылаться на абзацы статей. В таких случаях предусмотрено формальное подразделение конкретных абзацев, являющихся независимыми нормами, на части и присвоение им арабского исчисления.
Замечание 9
Нумерация текстового материала обычно сквозная, а арабское исчисление используется чаще римского. Статьи каждого раздела, как и главы, нельзя нумеровать обособленно. Каждую рубрику (главы, разделы, части) предпочтительно нумеровать разными знаками (к примеру, арабские и римские цифры, буквы).
Потребность организации и единой систематизации вида законодательных документов может способствовать в дальнейшем применению общей десятичной нумерации для всех рубрик правовых актов, затрагивающих каждую ступень его строения. Данная система даст возможность пронумеровать любую статью и ее абзацы числовой последовательностью, которая присвоит цифровой номер каждому ее разделу, главе и параграфу (например, 4.2, 1.6.7 и прочее).
Примечание является структурной единицей статьи или пункта и облегчает употребление нпа в юридической практике. Однако, нецелесообразно создавать в документах большое количество примечаний.
Пример 5
К примеру, УК РФ содержит больше двадцати примечаний, а отдельные его статьи включают в себя ни по одному примечанию, в частности 20 статья содержит три примечания.
Заключительные и переходные положения
Переходные и заключительные положения (определенная статья или раздел) фиксируются в окончании правового документа и содержат следующее:
- период обретения правовым актом и его рубриками силы законного действия;
- силу обратного действия законодательного акта и его определенных рубрик, в том случае, когда это регламентировано законом;
- порядок остановки делопроизводства по определенным делам, их закрытие или пересмотр соответствующими государственными формированиями в связи с вновь принятыми положениями изданного законодательного документа;
- постановления о занесении поправок и исправлений в существующие нпа соответственно вновь принятым законодательным нормам; установление ничтожности актов, потерявших силу своего законного действия, в связи с положениями нового узаконенного документа;
- сохранение или расформирование и разжалование государственных подразделений, не предусмотренных вновь изданным нормативным документом;
- издание и установление дополнительных законодательных норм, необходимых для осуществления условий, которые дадут возможность применять положения нового законодательного документа;
- установление предписаний соответствующим государственным формированиям изменить положения принятых ими актов согласно новому закону.
При издании крупных законодательных актов кодификационного свойства может образоваться значительное количество переходных и заключительных положений. В таких ситуациях выпускают специальные законы (постановления) о введении в законную силу данного правового документа или специальный закон о принятии необходимых поправок в ранее существующем законодательстве.
Замечание 10
В процессе издания новых законодательных документов в них должны содержаться определенные поправки и дополнения к уже существующим нормам, а правовые постановления, потерявшие частично или в полном объеме силу своего законного действия, формально возводиться в статус ничтожных.
Каждая внесенная поправка и дополнение строго формальны. Должны точно конкретизироваться: рубрики нпа, в которые данные поправки и дополнения вносятся; каждое законодательное постановление, к которому они применимы; а также нормативные постановления и их части, формально лишенные силы законного действия. В заключительных и переходных положениях не должно присутствовать фраз вида: «впредь до приведения законодательства в соответствие с новым актом действующие нормативные положения применяются в части, не противоречащей ему»; «после введения в действие настоящего Устава нормативные правовые акты края должны быть приведены в соответствие с ним»; «все акты, изданные ранее и противоречащие настоящему закону, считаются утратившими силу».
Замечание 11
Рациональнее внедрять формальные поправки и дополнения в уже существующие акты, а постановления, не совпадающие с вновь принятым законодательным документом, формально признавать лишенными законной силы действия с точным перечнем наименований этих постановлений.
В окончании нормативного законопроекта приводятся в четкой последовательности действующие нпа и их части, которые надлежат лишению силы законного действия соответственно установлению новых норм недавно изданного закона. Изменения, вносимые в действующие акты, следует оформлять в виде новой редакции обрабатываемых статей.
Замечание 12
Со временем в нормативных актах может скопиться значительное количество поправок и дополнений, противоречащих друг другу и не взаимосвязанных. Обычно в таких случаях правовые постановления переиздаются в новой редакции.
Свободным элементом структуры правового документа является приложение, в котором чаще всего отражается графология (таблицы, схемы, формулы), относящаяся к законодательным положениям и упрощающая их восприятие. Приложения размещаются после заключительных положений. В случаях, когда материал нпа имеет конкретные ссылки на употребление определенного приложения, оно формально принимается частью данного нпа. Употребление приложений приветствуется законодательной практикой.
Формирование структуры нпа является трудным процессом, для правильного выполнения которого необходимы хорошие знания правовой техники составления текстового материала законодательных документов и практические навыки, появляющиеся с опытом работы.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться
Все нормативно-правовые акты существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Рассмотрим классификацию нормативно-правовых актов, которую представляет Комаров С.А. (2.С. 145).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
- — Нормативные акты государственных органов;
- — Нормативно-правовые акты общественных объединений;
- — Совместные акты государственных и негосударственных организаций;
- — Нормативно-правовые акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действий нормативно-правовые акты делятся на:
- — Федеральные;
- — Акты субъектов Федерации;
- — Акты органов местного самоуправления;
- — Локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
- — на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
- — на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
- — на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
Закон — это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Законы принимаются только законодательными органами государственной власти или народом в порядке референдума.
Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.
Законы содержат нормы исходного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
Законы принимаются в особом процессуальном порядке.
В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и обыкновенные.
Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
Законы Российской Федерации принимаются в виде:
- — законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ;
- — федеральных конституционных законов;
- — федеральных законов (в том числе кодексов).
Конституция Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется, следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.
Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента Российской Федерации заключается в подписании закона в течение четырнадцати дней и обнародовании.
Подзаконные нормативно-правовые акты — это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных, интересов.
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
- 1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами.
- 2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления.
- 3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством.
- 4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.
Подзаконными нормативными актами являются: Матузова Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. — Москва: Юристъ, 2002. Гл. 12.
Акты Президента Российской Федерации принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Акты Правительства Российской Федерации принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации.
Акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента, но и постановлений Правительства Российской Федерации. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Особенность их в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента, постановлениями Правительства, поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов.
Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов.
Ими являются законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее — постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.
Нормативные акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т.п. К числу этих актов относятся акты представительных населенных пунктов, акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации. Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.
Локальные нормативные акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.). Матузова Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. — Москва: Юристъ, 2002. Гл. 12.
Нормативные договоры также являются источниками российского права. К их числу относятся, прежде всего, федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами: республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами. К числу нормативных договоров следует отнести также коллективные договоры, заключаемые между администрацией предприятий и трудовым коллективом, которые по сфере действия являются локальными.
В соответствий с указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.
В заключении можно отметить, что регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности. Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Нормативно-правовые акты — это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.
Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.
Признаки нормативно-правовых актов:
1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.
2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.
3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)
4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.
5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)
Виды нормативно-правовых актов:
По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:
-нормативные акты государственных органов
-нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)
— нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)
— нормативные акты принятые на референдуме
В зависимости от сферы действия делятся на : общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.
В зависимости от срока действия норм. акты делят на : акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.
Нормативные акты следует отличать от актов применения права (приговора, решения). Их отличия в следующем:
1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат.
2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правопримен.
3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов.
4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.
5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнеием, действуют постоянно до своей отмены.