О дополнительном профессиональном образовании
Определение 1
Дополнительное образование – это отдельная сфера системы образования, осуществляемого вне рамок основных образовательных программ.
Содержание
Виды учреждений дополнительного образования детей
В настоящее время, в соответствии с ФЗ «Об образовании», выделяют следующие модификации учреждений дополнительного образования детей, отличающиеся специфическими особенностями на количественном и качественном уровне:
- Городские
- Окружные
- Долговременные
- Временные
- Профильные
- Многопрофильные
- Дворец
- Дом творчества
- Детский лагерь
- Школа искусств
- Студия
- Детский парк
Задачами деятельности данных учреждений дополнительного образования являются:
- Осуществление работы по реализации образовательных программ дополнительного образования по определенному виду деятельности или одновременно по нескольким
- Осуществление работы на основании различных видов образовательных программ
- Оказание необходимых услуг в сфере удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей
- Обеспечение необходимого уровня образовательного процесса, в соответствии с запросами общества и государства
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Виды деятельности в дополнительном образовании детей 430 руб.
- Реферат Виды деятельности в дополнительном образовании детей 280 руб.
- Контрольная работа Виды деятельности в дополнительном образовании детей 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1
Каждое образовательное учреждение дополнительного образования создается с учетом конкретных потребностей детей и взрослых. Это и определяет уникальность и индивидуальность каждого учреждения, его отличие по содержанию и структуре.
Программы дополнительного образования детей
Все виды дополнительного образования организуются так же, как и основные виды образования в соответствии с конкретной образовательной программой. Однако необходимо отметить, что данные программы имеют свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей, их творческим потенциалом и интересами.
В соответствии с Законом «Об образовании», программы дополнительного образования детей имеют различные направленности:
- Программы профессионального образования, выходящие за рамки основных образовательных программ
- Авторские программы дополнительного образования, имеющие соответствующую лицензию на использование
- Программы дополнительного образования индивидуальной направленности.
Дополнительное образование, в зависимости от поставленной образовательной цели и реализуемой программы может быть следующих направленностей:
Общее дополнительное образование – направлено на полноценное и всестороннее развитие личности учащихся, повышение их интеллектуального и культурного уровня.
Профессиональное направление дополнительного образования – направлено на осуществление непрерывную профессиональную переподготовку и повышение квалификации студентов (ПТУ, специализированные классы общеобразовательной школы и т.д.), которые уже получили определенное профессиональное образование, с целью развития их творческих и деловых способностей.
Виды дополнительного образования детей
В настоящее время, выделяют несколько видов дополнительного образования детей, в зависимости от осуществляемой ими деятельности в рамках дополнительного образовательного учреждения.
Наиболее часто встречающимися являются виды дополнительного образования, направленные на дополнительное изучение определенных учебных дисциплин, например, дополнительное изучение иностранного языка.
Деятельность, организуемая в рамках дополнительного образования детей, направлена на становление их личности, будущее профессиональное самоопределение. То есть дополнительное образования способствует разностороннему развитию детей.
В настоящее время виды дополнительного образования детей находятся в периоде становления, они постоянно совершенствуются, с целью максимальной направленности на индивидуальные творческие способности детей.
Современные виды дополнительного образования состоят из трех областей:
- Сеть территориальных факультетов дополнительного образования
- Сеть профессиональных учреждений дополнительного образования
- Ряд авторских программ, разработанных отдельными педагогами
В зависимости от вида деятельности, выделяют следующие творческие объединения дополнительного образования:
- Кружок – наиболее распространенная форма дополнительного образования, представляет собой добровольное объединение детей в зависимости от их творческих интересов и способностей. Основной вид деятельности кружка – активное творчество.
- Студия – объединенный творческий коллектив, имеющий общие задачи и ценности, основанный на совместной творческой деятельности, основной формой являются коллективные занятия по усвоению определенных умений и навыков.
- Ансамбль – объединение детей в группу исполнителей отдельных художественных произведений, с которыми они совместно выступают как единый творческий исполнительский художественный коллектив. Ансамбль предоставляет возможность групповой и индивидуальной формы обучения.
- Театр – творческое объединение детей, организуемое с целью реализации различных форм, видов и методов развития творческого потенциала его участников, с целью максимальной актуализации.
- Оркестр – объединение детей, имеющих различные творческие таланты, выраженные в игре на разных музыкальных инструментах. Оркестр представляет собой совместное выступление всех его участников, с целью исполнения разнообразных музыкальных произведений.
- Класс – в системе дополнительного образования детей, представляет собой группу учащихся, чаще всего одного возраста, которые занимаются совместно разными видами творческой деятельности под руководством педагога и в рамках соответствующей образовательной программы.
- Школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.
Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует прояснить, что конкретно отличает его от основного. Если процесс фундаментального опорного обучения направлен на приобретение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. ДО в меньшей степени формализовано, его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.
В формате дополнительного образования ребенок самостоятельно выбирает наиболее интересный для него вид занятий. Педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.
Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, преподаватель оказывает на детскую аудиторию серьезное субъективное влияние. Это требует от наставника полного профессионального и морального соответствия возложенной на него миссии.
Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование
Образовательный процесс должен:
- иметь ярко выраженный развивающий характер и основываться на выявлении природных способностей и интересов ребенка;
- включать разнообразные формы и типы;
- опираться на существующие сертифицированные программы образования;
- использовать развивающие методики в работе с детьми;
- принимать во внимание потребности общества;
- учитывать региональные и национальные традиции.
Для преподавателя, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогической психологии.
Какие существуют формы занятий
Уроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.
К классическим видам относятся:
- лекции — изложение преподавателем предметной информации;
- семинары и коллоквиумы — заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
- дискуссии — постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
- конференции — совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
- экскурсии, научные экспедиции — поездки с ознакомительными и информационными задачами;
- туристические походы — выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
- обучающие игры — моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:
- презентацию — публичное представление определенной темы или предмета;
- защиту проекта — обоснование проделанной работы;
- круглый стол — неформальное обсуждение выбранной тематики;
- мозговую атаку — коллективное решение нестандартных задач;
- ролевые игры — предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий — все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.
Какие существуют типы занятий
В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:
- комбинированные — изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний;
- подача нового материала;
- повторение и усвоение пройденного — контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
- закрепление знаний, умений и навыков — постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
- применение полученных знаний и навыков — прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.
Преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.
План-конспект занятия
Составление плана-конспекта занятия — обязательное требование. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:
- цели и задачи занятия;
- методы и приемы работы с детьми;
- задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы;
- структура занятия;
- список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы;
- ожидаемые трудности и способы их преодоления;
- проверка эффективности занятия и анализ его результатов.
Важной чертой современного образования является перераспределение нагрузки между так называемым «основным» и «дополнительным» образованием. Все это оказывается принципиально важным с точки зрения развития когнитивных способностей. Термин «дополнительное образование» может быть отнесен к числу новых. Прежде педагогические явления, относящиеся к данной проблематике, обозначались в специальной литературе иначе: «внеклассная», «внеурочная», «внешкольная работа». Но, несмотря на относительную новизну этого термина, можно с высокой долей уверенности утверждать, что он устарел, еще не успев как следует утвердиться в профессиональном тезаурусе. Виной тому высокая скорость перемен в сфере отечественного образования, наблюдавшаяся на протяжении 1990-х гг. и усиливающаяся в последнее время.
Очевидно, что в последние годы «система дополнительного образования» из «довеска» к основному обучению, каким реально являлась ее предшественница – «система внеклассной и внешкольной работы», превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности». Важно понимать, что эти перемены связаны не только с осложнением экономической ситуации. Главные из них не зависят от субъективных желаний влиятельных представителей социальной элиты и даже от объема финансовых потоков, направляемых в сферу образования. Происходящее следует рассматривать как глубинный, объективно развивающийся процесс.
Достаточно непредвзято взглянуть на развитие системы школьного образования на протяжении XX в., чтобы заметить ряд объективных, явно выраженных тенденций в его развитии. Если мы рассмотрим объем образования личности как некое целостное явление, формирующееся под влиянием разных факторов, то вынуждены будем отметить, что доля так называемой «основной школы» в этом общем объеме достигла максимума в первой половине – середине XX в. и начиная с этого времени также объективно и неуклонно снижается. Происходило и происходит это до последнего времени в основном за счет появления и развития новых мощных образовательных факторов. Среди них в первую очередь можно назвать «информационное обогащение среды» (развитие телевидения, глобальных компьютерных сетей и др.).
В последние годы становится все более очевидно, что школьное или вузовское образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не обеспечивает и не может обеспечить учащегося гарантией того, что уровень полученного им образования, по традиции называемого «основным», достаточен для дальнейшего обучения и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Иначе говоря, обществом все яснее осознается мысль о том, что так называемый «основной учебный процесс» является необходимым, но далеко недостаточным условием дальнейшего успешного образования и реализации личности.
Это и заставляет усиленно искать дополнительные возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы «дополнительного образования». Арсенал этот существенно расширился в последнее время, в него с полным правом могут быть включены и запретные ранее услуги репетиторов, и деятельность государственных и негосударственных дополнительных образовательных учреждений. В этих условиях особую значимость приобретают педагогические усилия родителей по собственному обучению своего ребенка и по выстраиванию «индивидуальной траектории развития», о которой так много говорят в последнее время специалисты. Основная школа гарантирует теперь лишь некий «стандартный минимум», который оказывается крайне недостаточным в реальной жизни.
Все это дополнительно усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях. Следует отметить, что основное образование никогда эту задачу не решало так, как это следовало бы делать. Уже сейчас человек, рассчитывающий па некий «усредненный образовательный уровень», может ограничиться «основным образованием», если же он хочет стать высоким профессионалом, то ему уже с детских лет стоит задуматься о том, какое «дополнительное» образование ему необходимо.
Скрытое содержание образования
Скрытым содержанием образования именуется объем информации, а также умений и навыков, которые самостоятельно приобретаются учащимися в школе, помимо желания и воли педагогов. Внимание специалистов на это явление первым обратил американский педагог Ф. Джексон, высказавший гипотезу о том, что дети в школе самостоятельно осваивают множество правил, привычек и норм, которые не планировались официальным содержанием образования, а потому они, будучи вполне реальным результатом образования, остаются не подконтрольными учителю. В отечественной литературе данное понятие было описано в работе И. Д. Фрумина «Тайны школы». Еще в работах Ж. Пиаже отмечалось, что неправильные с точки зрения взрослых поступки и действия ребенка имеют свою логику, в его понимании и понимании сверстников. Посторонние с точки зрения педагогов занятия на уроках имеют свой смысл и ведут к «надпредметным» и «непредметным» образовательным результатам. Такое не планируемое усвоение может иметь негативный характер, например, виртуозные умения подсказывать, списывать и т.п. «Скрытое содержание образования» формирует также и позитивный опыт, связанный со становлением их социального интеллекта, что помогает учиться вопреки часто возникающим неблагоприятным ситуациям.
- См.: Фрумин И.Д. Тайны школы. Красноярск, 1999.