Объекты и субъекты авторских прав
Содержание
Объекты авторского права — понятие
Современное российское законодательство определяет объекты авторского права как произведения науки, литературы и искусства. Их открытый перечень содержится в п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ.
В свою очередь, произведение, в соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ, это результат интеллектуальной (творческой) деятельности.
Выделяют как минимум 2 признака, которыми в обязательном порядке должны обладать объекты авторского права:
Творческий характер
В соответствии со ст. 1257 ГК РФ одним из основных признаков произведения является творческий характер труда автора (постановление Суда по интеллектуальным правам от 21.09.2015 по делу № А10-343/2014). При этом априори предполагается, что результаты интеллектуальной деятельности созданы в процессе творчества: отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности не свидетельствует о том, что такой результат создан не творческим трудом и, соответственно, не относится к объектам авторского права (Обзор судебной практики, утвержденный президиумом Верховного суда РФ 23.09.2015).
Полный текст обзора можно прочитать в системе КонсультантПлюс, если оформить бесплатный доступ .
Объективная форма
Результаты творческой деятельности могут стать объектами авторского права, если они представлены в какой-либо объективной форме, так как авторское право не может охранять мысли и/или идеи автора — им необходимо придать форму, доступную для восприятия окружающими. Произведение может быть выражено в письменной или устной форме, в виде изображения, в объемной форме, в формате звуко- или видеозаписи (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).
Субъекты авторского права
Понятие субъекта авторского права можно рассматривать в широком и узком значении этого термина. В широком значении это понятие охватывает всю сферу авторского права, как она понимается в 70-й главе ГК РФ. В данном контексте субъектами являются создатели и (или) авторы произведений, их наследники/правопреемники и другие лица, являющиеся владельцами авторских прав по закону или договору: издательства, телекомпании, продюсерские центры и т. д. (ст. 1293, 1295, 1296, 1298).
В узком значении субъектом авторского права является исключительно автор. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ автором произведения является гражданин, в результате творческого труда которого оно создано (постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.12.2014 по делу № А46-15552/2013).
Следует отметить, что понятие «автор» не тождественно понятию «субъект авторских прав». Автором может быть только физическое лицо, которому принадлежат личные неимущественные права на произведение, в том числе право авторства, право на имя и т. п. А вот субъектом авторских прав — правообладателями, владеющими исключительным правом на произведение (т. е. комплексом имущественных прав на него), — может быть любое лицо, в том числе юридическое.
Виды объектов авторского права
В качестве объектов авторского права, в соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ, подлежат охране произведения, созданные в таких творческих сферах, как литература, музыка, хореография, живопись, скульптура, графика, дизайн, архитектура, фотография, видеосъемка и пр. Особым объектом охраны авторским правом являются программы для ЭВМ (ст. 1261 ГК РФ).
Авторским правам на фото в Интернете мы посвятили отдельный подробный материал — .
Открытость перечня охраняемых авторских произведений обусловлена возможностью появления новых видов объектов авторского права в связи с развитием и совершенствованием существующих технологий. К настоящему моменту уже сформирована масштабная судебная практика в отношении появляющихся объектов (произведений). К примеру, в постановлении от 01.07.2015 № С01-468/2015 по делу № А76-2656/2014 Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу, что сайты в сети Интернет являются самостоятельными объектами авторского права.
Помимо этого, авторское право распространяется в том числе на отдельные части произведений (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Например, в определении Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 5-КГ15-58 в качестве таких элементов указываются «название произведения» и «персонаж произведения».
П. 5 ст. 1259 ГК РФ содержит особое указание на то, что авторские права не могут распространяться на некоторые элементы: идеи, факты, принципы, методы и т.п. Например, Суд по интеллектуальным правам в постановлении от 08.05.2015 № С01-320/2015 по делу № А40-84902/2014 отказал в удовлетворении иска в отношении защиты исключительных авторских прав на формат программы «Точь-в-точь», указав, что использование идеи или концепции нарушением авторского права не является.
***
Таким образом, под объектами авторского права понимаются разнообразные произведения науки, литературы и искусства, созданные в процессе творческого труда. Правовая охрана предоставляется любым произведениям, выраженным в объективной форме, и не зависит от их качества, достоинства и иных субъективных характеристик. Перечень возможных разновидностей объектов авторского права является открытым и позволяет включать в него вновь появляющиеся в связи с развитием новых технологий виды произведений. Спорные и оценочные вопросы находят свое разрешение в судебной практике.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Надлежащее соблюдение всех предусмотренных действующим законодательством процедур размещения государственного заказа вызывает на практике немало вопросов. Основной из них — какие нарушения являются достаточным основанием для признания данной процедуры недействительной. Автор на примере конкретного арбитражного спора анализирует не только право антимонопольного органа на заявление соответствующего иска, но и правомочия суда в отношении оценки работы конкурсной комиссии.
В настоящей статье представлен аналитический комментарий одного из арбитражных споров о признании недействительным размещения государственного заказа. Этот спор иллюстрирует распространенную в настоящее время практику рассмотрения подобных дел, которая по ряду причин заслуживает критической оценки.
Федеральное государственное учреждение «Сурский гидроузел» провело конкурс на размещение заказа: необходимо было спрямить русло реки Камешкирка. По результатам оценки предложений участников конкурса его победителем признано ОАО «Пензаводмелиорация», с которым был заключен государственный контракт.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее — антимонопольный орган) обратилось в арбитражный суд с иском о признании проведенного конкурса недействительным, а также о применении последствий недействительности государственного контракта(*1). Исковые требования обосновывались тем, что при проведении конкурса были допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»(*2) (далее — Закон о размещении заказов).
Решением арбитражного суда Пензенской области (дело N А49-3221/06-81/27) исковые требования были удовлетворены, проведенный конкурс, а также заключенный по его результатам государственный контракт признаны недействительными. Как указал суд, во-первых, в ходе прослушивания аудиозаписи процедуры вскрытия конвертов с заявками участников оказалось, что цена выполнения контракта, предложенная ОАО «Пензаводмелиорация», объявлена не была; в соответствующем протоколе цены, предложенные участниками конкурса, также не были отражены. Во-вторых, при подведении итогов конкурса был нарушен его основополагающий принцип — определение победителя по наилучшему предложению (их совокупности). Такое предложение (наличие опыта, квалифицированных кадров, трудовых ресурсов, машин и механизмов) поступило от ООО «Городищевавтодорсервис», однако его конкурсная заявка была оценена необъективно — оно получило равное количество баллов с ОАО «Пензаводмелиорация»(*3).
В апелляционной инстанции законность данного решения не проверялась.
В кассационной жалобе ОАО «Пензаводмелиорация» ссылалось на неправильное
применение судом ст. 449 ГК РФ и ст. 26 Закона о размещении заказов, а также на превышение антимонопольным органом своих полномочий, поскольку в силу ст. 17 Закона о размещении заказов антимонопольный орган вправе обращаться в суд лишь с иском о признании размещения заказа недействительным.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции являются необоснованными, и указал, что в полномочия арбитражного суда не входит оценка соответствия заявок участников конкурса требованиям конкурсной документации, поскольку такое решение относится к компетенции конкурсной комиссии. Выводы суда не могут оспаривать решение конкурсной комиссии по существу представленных участниками заявок(*4).
В связи с данным постановлением кассационного суда возникают различные вопросы, три из которых мы попытаемся проанализировать.
1. Обладает ли антимонопольный орган правом на обращение в суд с иском о признании недействительным государственного контракта или в его полномочия входит лишь признание недействительным размещения государственного заказа?
Ни в одной норме Закона о размещении заказов не предусмотрено право заинтересованного лица или уполномоченного органа обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным государственного контракта, заключенного по итогам конкурса. Законодательство, допуская возможность признания размещения заказа недействительным, не упоминает о правовых последствиях такого судебного решения, в частности, о недействительности государственного контракта. Однако отсутствие этой детальной регламентации в Законе о размещения заказов не означает, что признанная судом недействительность размещения государственного заказа не влияет на правовую судьбу государственного контракта.
Все правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования(*5). Хотя удовлетворение государственных нужд путем размещения заказов и предполагает определенный элемент публичности, но государственный заказчик не наделен в отношении других участников правоотношений, возникающих в связи с размещением государственного заказа, властно-распорядительными функциями. Любые торги (конкурсы, аукционы) устраиваются для заключения гражданско-правовых договоров. Конкурс, проводимый для размещения государственного заказа, ставит целью заключение государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Государственный контракт является договором, заключаемым для удовлетворения государственных нужд в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ (ст. 5, п. 1, 2 ст. 9 Закона о размещении заказов).
Поэтому, несмотря на то что правовое регулирование конкурсов при размещении государственного заказа имеет определенные особенности, к этой сфере применимы положения ГК РФ о порядке проведения торгов, в частности, норма п. 2 ст. 449, устанавливающая, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Правовая природа торгов позволяет дифференцировать основания недействительности договора, заключенного по их итогам, на общие и специальные. Специальным основанием недействительности такого договора следует считать признание торгов недействительными. Поэтому действительность договора, заключенного по результатам торгов, напрямую зависит не только от его соответствия требованиям законов и иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ), но и от действительности самих торгов. Договор, заключенный по итогам недействительных торгов, квалифицируется как ничтожная сделка, так как его недействительность прямо установлена в п. 2 ст. 449 ГК РФ.
В рассматриваемом случае действительность государственного контракта не могла определяться арбитражным судом в отрыве от оценки действительности конкурса, предшествовавшего его заключению.
В связи со сказанным исковые требования антимонопольного органа о признании недействительным государственного контракта обоснованно были заявлены вместе с требованием о признании недействительным размещения государственного заказа. Недействительность договора, заключенного по результатам торгов, является необходимым следствием признания этих торгов недействительными. Поэтому, предъявляя соответствующие исковые требования, антимонопольный орган не вышел за пределы своей компетенции(*6).
2. Могут ли нарушения правил вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе впоследствии изменить условия исполнения государственного контракта, т. е. повлиять на результат проведения конкурса?
В современной судебно-арбитражной практике выработан подход, согласно которому не любое формальное нарушение установленных правил организации либо проведения торгов может служить основанием для признания их недействительными. Допущенное нарушение должно иметь существенный характер. Но «существенное нарушение» — понятие оценочное, его определение находится в компетенции суда. Только суд может определить, насколько значимыми были выявленные нарушения, можно ли оставить результаты торгов в силе или необходимо признать их недействительными. В каждом конкретном случае любое отступление от установленной процедуры оценивается с точки зрения наличия причинной связи между таким невыполнением правил и нарушением прав и законных интересов истца (заявителя). Суд вправе не отменять результаты торгов, если, несмотря на наличие оснований для оспаривания, серьезных нарушений прав и интересов истца (заявителя) не выявлено(*7).
Торги могут быть признаны недействительными только при установлении судом факта существенного нарушения правил их проведения. По аналогии с практикой рассмотрения приватизационных споров можно сказать, что существенными следует считать такие нарушения, которые привели к неправильному определению победителя торгов(*8). М.И. Брагинским обоснованно был сделан общий вывод о том, что торги признаются недействительными во всех случаях, когда допущены нарушения, которые могли повлиять на определение результатов торгов(*9). Иными словами, допущенные нарушения должны находиться в причинно-следственной связи с ущемлением законных прав заинтересованного лица, а устранение таких ошибок приведет к пересмотру итогов состоявшегося конкурса.
Основания для признания размещения заказа недействительным по иску заинтересованного лица или уполномоченного органа включены в законодательство двумя способами. Во-первых, они содержатся в общих нормах (например, п. 5 ст. 10 Закона о размещении заказов, согласно которому размещение заказа может быть признано судом недействительным в случае нарушений любых положений Закона о размещении заказов). Во-вторых, предусмотрены точные указания на основания конкретных исков (например, нарушение порядка предоставления конкурсной документации; проведение переговоров между заказчиком, конкурсной комиссией, специализированной организацией и участником размещения заказа). Ряд подобных оснований перечисляется в ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»(*10).
Процедура вскрытия конвертов с заявками участников подробно регламентируется в ст. 26 Закона о размещении заказов. В частности, конкурсная комиссия обязана публично объявлять при вскрытии каждого конверта все условия исполнения государственного контракта, содержащиеся в заявке и являющиеся предметом оценки. Кроме того, обязательным является ведение аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Системный анализ многих норм Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что основным критерием для определения лучших условий исполнения государственного заказа является цена контракта. Другие критерии имеют сопутствующее значение. Так, наличие в заявке предложения о цене контракта, превышающей его начальную (максимальную) цену, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе (подп. 4 п. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов)(*11). Это не означает, что победитель конкурса определяется исключительно по предложенной им цене государственного контракта. Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации (п. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов). Допустим, при наличии нескольких заявок с ценой предложения ниже начальной эти заявки должны оцениваться конкурсной комиссией по всем критериям, и в такой ситуации цена конкурсного предложения приоритетной уже не является(*12).
В комментируемом споре цена государственного контракта, предложенная ОАО «Пензаводмелиорация», не только не была публично названа конкурсной комиссией (что подтверждалось аудиозаписью вскрытия конвертов), но и не получила документального отражения в протоколе вскрытия конвертов. Можно предположить, не вдаваясь в оценку иных критериев конкурсного отбора, что цена, указанная в заявке, не соответствовала цене, объявленной в извещении о размещении заказа. Впоследствии же, после объявления результатов конкурса, в текст государственного контракта была включена приемлемая для заказчика цена.
Следовательно, допущенные нарушения процедуры вскрытия конвертов существенным образом повлияли на результаты конкурса, поскольку признать участника конкурса победителем можно лишь по итогам сравнительной оценки его предложения с заявками других участников на основании всех заранее объявленных критериев.
Нарушение процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не рассматривается в Законе о размещении заказов в качестве самостоятельного основания для признания недействительным размещения заказа. Однако сказанное не лишает заинтересованное лицо или уполномоченный орган права на предъявление иска. В данном случае иск может основываться на норме п. 5 ст. 10 Закона о размещении заказов, предусматривающей, что основанием для признания размещения заказа недействительным признается любое нарушение положений данного закона.
3. Вправе ли суд дать свою оценку результатам работы конкурсной комиссии?
Позиция суда кассационной инстанции, полагающего невозможным для суда давать оценку решению конкурсной комиссии, преобладает в современной судебно-
арбитражной практике. В постановлениях по многим делам, касающимся оспаривания результатов торгов, устроенных для размещения государственного заказа, суды ограничивались лишь установлением фактов нарушения правил проведения конкурса, оставляя без внимания порядок самой оценки и определения лучших предложенных условий(*13).
Согласно такому подходу, определение преимуществ у того или иного участника относится к исключительной компетенции конкурсной комиссии и не входит в предмет судебного обсуждения. Очевидно, что данная позиция предполагает необоснованное самоустранение суда от выяснения конкретных фактов процедурных нарушений при проведении торгов. Именно так произошло в случае с комментируемым спором.
Основной смысл конкурса состоит в определении победителя исходя из заранее объявленных критериев. Поэтому сопоставление заявок на участие в конкурсе должны осуществляться конкурсной комиссией для выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с условиями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (п. 2 ст. 28 Закона о размещении заказов). Только на основе сравнительного анализа конкурсных предложений участников может быть определен победитель, заявке которого присваивается первый номер. Если конкурсная комиссия принимает решение, отклоняясь от установленных критериев конкурсного отбора, не учитывая при оценке конкурсных предложений какие-либо существенные сведения, это должно расцениваться как нарушение правил проведения торгов.
Рассматривая исковое требование о признании размещения государственного заказа недействительным, суд, на мой взгляд, обязан изучить ход оценки комиссией конкурсных предложений, поскольку соблюдение правил такой оценки является необходимым условием правильного проведения торгов. Неслучайно нормы главы 8 Закона о размещении заказов предусматривают возможность обжалования, в том числе в судебном порядке, действий (бездействия) конкурсной комиссии. Иной подход означал бы, что участники конкурса не могут воспользоваться правом на судебную защиту в случае прямого нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) конкурсной комиссии.
Более того, нарушение порядка определения победителя торгов является самостоятельным основанием для признания недействительными и торгов, и сделок, заключенных по итогам торгов, по иску антимонопольного органа (подп. 3 п. 1, п. 4 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции»)(*14).
Поэтому представляется, что постановление суда кассационной инстанции в анализируемом деле вынесено без надлежащего анализа положений Закона о размещении заказов, а с доводами, положенными в основу решения Арбитражного суда Пензенской области, следует согласиться.
В современной арбитражной практике все же есть решения, содержащие негативную оценку работы конкурсных комиссий. Так, удовлетворяя иск о признании конкурса на размещение государственного заказа недействительным, суд установил, что в протоколе заседания конкурсной комиссии не отражено сравнение конкурсных предложений участников по установленным критериям(*15). В другом случае арбитражный суд пришел к выводу о том, что использование разных подходов к оценке заявок участников конкурса дает антимонопольному органу право требовать повторного рассмотрения заявок(*16). Ряд подобных решений не связан с размещением государственного заказа, а касается дел об оспаривании результатов лесных конкурсов(*17).
В определенных случаях арбитражный суд просто обязан дать оценку результатам работы конкурсной комиссии. Хорошей иллюстрацией этого утверждения служит громкий спор о признании недействительными итогов конкурса, который должен был выявить наиболее подходящего девелопера-инвестора для реализации проекта строительства многофункциональных зданий на месте снесенной московской гостиницы «Россия». Отменяя судебные акты трех инстанций, ВАС РФ указал, что позиция судов, согласно которой арбитражный суд не может рассматривать вопрос о том, правильно ли определен победитель конкурса, не соответствует закону и нарушает единообразие судебной практики(*18).
*1) С 2006 г. ФАС РФ является органом, уполномоченным осуществлять контроль в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.
*2) СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3015; 2006. N 1. Ст. 18; N 31. Ст. 3441; 2007. N 17. Ст. 1929; N 31. Ст. 4015.
*3) По мнению М.И. Брагинского, именно балльная система обеспечивает объективную оценку предложений участников (Брагинский М.И. Конкурс. М., 2005. С. 32). В действующей редакции п. 2 ст. 28 Закона о размещении заказов применяется аналогичная система оценки, согласно которой совокупная значимость конкурсных критериев длжная составлять 100%.
*4) Постановление ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2006 г. N А49-321/06-81/27.
*5) Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 г. N 151-О // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2002. N 2.
*6) В полномочия антимонопольного органа входит право не только на судебное обжалование результатов состоявшихся торгов, но и на принятие мер так называемого внесудебного контроля, например, на выдачу предписания об отмене решения конкурсной комиссии и проведения повторной оценки конкурсных заявок. Однако в комментируемом деле государственный контракт был уже заключен, поэтому единственно возможной мерой реагирования со стороны уполномоченного органа могли быть только соответствующие исковые требования.
*7) Часто заказчик или специализированная организация допускает такое отступление от процедуры торгов, как уменбшение продолжительности приема заявок на участие в торгах, в связи с тем что сообщение об их проведенииипубликуется менее, чем за 30 дней. Это обстоятельство обоснованно расценивается судами как несущественное нарушение правил проведения торгов (см., напр., постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 г. N Ф04-435/2007 (31436-А27-13)).
*8) См.: постановление Пленума ВАС РФ от 2 декабря 1993 г. N 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий». П. 17 // Вестн. ВАС РФ. 1994. N 2.
*9) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. М., 2000. С. 228.
*10) СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.
*11) Поэтому торги при размещении государственного и муниципального заказа относятся к такой разновидности торгов, как редукционы, поскольку начальная (стартовая) цена контракта одновременно является его предельной (максимальной) ценой.
*12) Постановление ФАС Уральского округа от 2 апреля 2007 г. N Ф09-2359/07-С5 по делу N А74-18471/2006-59-1030 // СПС «Гарант».
*13) Постановление ФАС Восточно-Сибисркого округа от 15 января 2007 г. по делу N А33-9249/06-Ф02-6744/06-С2 // СПС «Гарант».
*14) В действующей редакции ст. 17 Закона о размещении заказов (см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-Ф3 «О внесении изменении в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4015) полномочия антимонопольного органа в части проверки результатов оценки заявок на участие в конкурсе по ряду притериев (но не по цене государственного контракта) ограничены. Однако антимонопольный орган по-прежнему уполномочен выдавать предписания об аннулировании результатов торгов, обращаться в арбитражный суд с иском о признании размещения заказов недействительным.
*15) Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 августа 2006 г. N Ф08-4035/2006 по делу N А63-3245/2006-С7. Однако оспариваемый конкурс проводился до вступления в силу Закона о размещении заказов // СПС «Гарант».
*16) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 6 марта 2007 г. N Ф03-А04/07-1/329 по делу N А04-5645/06-1/513 // СПС «Гарант».
*17) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 января 2007 г. N Ф03-А16/06-1/5441 по делу N А16-651/2006-3 // СПС «Гарант».
*18) Постановление Президиума ВАС РФ от 26 октября 2006 г. N 16916/05 по делу N А40-8725/05-79-70 // Вестн. ВАС РФ. 2006. N 12.
Журнал «Законодательство» N 4/2008, О.А. Беляева, кандидат юрид. наук, ведущий научный сотрудник ИЗиСП
- Полина Горбунова
- •
- 21 февраля, 17:38
Под эгидой министерства культуры Алтайского края проходит конкурс логотипов. Читаю положение и в очередной раз натыкаюсь на этот пункт. Цитирую: «Участник, отправляя работу на Конкурс, подтверждает свое согласие на безвозмездное отчуждение исключительного права на данную работу в пользу организатора в полном объеме (размещение на телевидении, в Интернете, в печатных изданиях, на информационных стендах, на сувенирной продукции)». Вопрос вот в чем: законно ли отчуждение исключительных прав у участников конкурса? Без нормального договора это Положение филькина грамота, или это публичная оферта и ее соблюдение так же обязательно, как и соблюдение официального договора? Может кто-то сталкивался и знает?
В цитате речь идет не об авторских, а об исключительных правах. Что подразумевает что Вы отдаете все права на КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ своей работы. Авторские неотчуждаемы ( или за отдельные и немалые деньги )
Вы правы, я просто неправильно сформулировала, искправила после ваших слов. Авторские — я думала совсем не отчуждаемы. Ну как бы безвозмездное отчуждение исключительного права на работы присланные всеми участниками на конкурс — тоже не очень заманчиво. То есть отправляешь работу на конкурс, и с этого момента, независимо от того, кто победит и кому заплатят — права на коммерческое использование отдаешь, да еще и исключительные. просто мне интересно в принципе, участие в конкурсе может быть подобным договором, или участники могут не бояться последствий — потому что положение о конкурсе договором о передаче прав являться не может.
А что правда победителям заплатят)Или как обычно всем участником грамоты, а победителям дипломы покрасивше и крепкие рукопожатия местных чиновников «от культуры»,которые на конкурсных работах собираются потом маленько денюжек срубить))
Вроде написано, что заплатят 🙂 Ну как- заключат договор на разработку сувенирки а там и заплатят указанную сумму 100 000, но объем работы за эту сумму не указан.
с чего вы решили что 100 000?И почему вам? Это условия если победите?Именно такая сумма?
Почему мне? Это скорее к вам вопрос, я такого точно не писала 🙂 Это сумма победителю
«Авторские неотчуждаемы.» Хм. А что это значит?
Я лет 12 назад заключил с издательством «Белый город» несколько договоров, в которых оно под формулировкой передачи издательству «права на произведение на срок охраны авторских прав», оказывается имели в виду, что покупают у меня оригиналы иллюстраций и полные права на них в вечное пользование, а мне остаются только фотографии с них.
Авторское право, это вроде только лишь право на авторство, что именно Вы есть автор произведения, это право неотчуждаемо, а передача права на коммерческое использование как раз может быть на срок охраны прав, то есть еще на 70л после кончины автора. Вот есть держатели стоковых портфелей, заказывают у сторонних иллюстраторов картинки. По договору они не могут отчуждать авторское право, поэтому прописывают, что типа оно за автором, но он передаёт все права на коммерческое использование и не возражает, что его имя не будет указано, тем самым «выполняют» требования стоков о картинках, которые не должны нарушать авторских прав 3х лиц.
Только сейчас сообразил. Выходит, что за одну и ту же полосную иллюстрацию, выполненную в материале на бумаге, издательство, забирая себе ещё и оригинал, платит художнику в два раза меньше, чем если бы эта иллюстрация была в цифре? Или другими словами — они за ту же цену имеют и изображение и саму иллюстрацию, которую можно было бы продать отдельно.
В цифре или в материале при отчуждении всех прав в полном объёме на коммерческое использование автор не сохраняет за собой возможности продавать копии работ даже если они остались на руках. Может, наверное, художник продать оригинал работы коллекционеру, ценителю и т.п. в виде предмета искусства (тут конечно художнику хоть какая-то выгода дополнительная), но никак не для тиражирования. Если издательству достаются оригиналы выполненные именно в материале, то у него конечно больше манёвров и спокойствие, что никому больше не достанется). Я не знаю точно, но есть предположение, что с наступлением цифровой эпохи этот пункт стал не так весом, ведь и оригинал в материале сейчас можно отсканить заранее на хорошей технике, отредактировать , распечатать и в таком виде штучно продать, например. Я работаю только в цифре. Но почему-то в моих договорах тоже значится пункт, что я передаю в редакцию «оригиналы». Ну вот какие-такие оригиналы в цифре.
Понятие, объекты и субъекты авторского права
Авторское право в объективном смысле — совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
Авторское право в субъективном смысле — это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства при условии, что они:
- являются результатом творческой деятельности;
- существуют в какой-либо объективной форме.
Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства. В литературе указывается, что показателем творческого характера служит новизна либо оригинальность произведения. Об оригинальности как признаке творческого характера свидетельствует и арбитражная практика. Если произведение содержит как оригинальные, так и неоригинальные элементы, то на последние исключительные права автора не распространяются.
Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его назначение и достоинства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В связи с этим можно говорить о том, что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты. Однако произведению будет предоставляться правовая охрана лишь при условии, если оно отвечает второму критерию — выраженности в какой-либо объективной форме.
ГК РФ (п. 3 ст. 1259) предусматривает примерный перечень объективных форм произведения:
Данный перечень не является исчерпывающим, может дополняться с учетом развития науки и искусства.
Как правило, объективная форма произведения выражается с помощью материальных носителей (бумага, дискета, видеокассета, холст и др.). В связи с этим следует отметить, что на материальный носитель может существовать и в большинстве случаев существует вещное право — право собственности, не зависящее от авторских прав на произведение, выраженное в этом носителе.
Авторские права на произведение возникают независимо от того, было оно обнародовано или нет (п. 3 ст. 1259). Под обнародованием понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения являются его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п.
В законе (п. 1 ст. 1259) дается лишь примерный перечень объектов авторского права, в том числе: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические карты и др., планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и другим наукам.
Также к объектам авторского права относятся производные и составные произведения.
Производными являются самостоятельные произведения, органически связанные с другими произведениями и служащие их внешней формой (обзоры, переводы, аннотации, рефераты, резюме, обработки, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства).
Составными произведениями являются произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов (сборники, антологии, базы данных).
Объектами авторского права не являются: официальные документы (законы, судебные решения, иные судебные и административные документы и их официальные переводы); государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (п. 6 ст. 1259).
Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты (п. 5 ст. 1259). Данное положение имеет очень большое значение, поскольку в соответствии с ним объектом правовой охраны выступают элементы не содержания, а формы произведения. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относятся: язык, художественные образы, последовательность изложения, а к элементам содержания — тема, сюжет, идейные достоинства и т. п. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выступает.
Соответственно автор произведения не приобретает исключительных прав на использование темы, сюжета и т. п. Другие лица могут, используя тот же сюжет, тему, создать собственное независимое произведение. Такое произведение не будет носить производный характер.
Охрана авторским правом творческих произведений зависит не только от их творческого характера и объективной формы, но и от места их нахождения, обнародования и гражданства их создателей.
В соответствии со ст. 1256 ГК РФ авторское право распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства их авторов и их правопреемников. На обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами — гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств авторское право на такие произведения признается в соответствии с международными договорами РФ. СССР (и Россия как его правопреемник) является участником ряда двусторонних соглашений по взаимной охране права интеллектуальной собственности либо только авторского права (в частности, с Австрией, Арменией, Венгрией, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и Китаем). Такими соглашениями для авторов — граждан договаривающегося государства устанавливается национальный правовой режим.
Произведение также считается обнародованным путем опубликования в РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.
Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства (авторы, в том числе соавторы, составители сборников), их правопреемники (наследники, лица, приобретшие исключительные нрава по авторскому договору) или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве авторов могут выступать только физические лица, в качестве иных субъектов авторского права и физические, и юридические лица.
Авторское право возникает у создателя произведения в силу факта его создания и не требует регистрации или иного специального оформления (п. 4 ст. 1259). Вместе с тем автор или иной владелец авторских прав имеет возможность в целях обеспечения в дальнейшем доказательств добровольно зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественной организации, а в некоторых случаях в государственной организации. Наиболее часто регистрация осуществляется в Российском авторском обществе.
Обладатель авторских прав, имеющий исключительные права на использование произведения, в соответствии со ст. 1271 Г К РФ вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права (так называемый «копирайт»), помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности © Copyright; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (например, (©) Коллектив авторов, 2008).
Проставление знака «копирайт» не влечет каких-либо правовых последствий (таких, как обладание правами или признание прав за лицом, чей «копирайт» указан в книге). Знак охраны призван лишь оповещать возможных пользователей об обладателе исключительных прав на произведение, о том, когда произведение было впервые опубликовано.
Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 1258 ГК РФ). Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.
Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Автору сборника и других составных произведений (составителю) в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составитсль- ство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.
Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.
Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.
Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий в соответствии с п. 7 ст. 1260 принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.
Переводчикам и авторам других производных произведений в соответствии с п. 1 ст. 1260 принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.
Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.
Авторами аудиовизуального произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).
Заключение договора на создание аудиовизуального произведения может повлечь за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Переход таких прав устанавливается в порядке ст. 1240 ГК РФ, закрепляющей специфику использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения (и. 1 ст. 1295 ГК РФ). Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).
Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.
Содержание авторских прав
Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства) — п. 1 ст. 1265 ГК РФ; право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя) — п. 2 ст. 1265; право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) — ст. 1268 ГК РФ; право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений (право на неприкосновенность произведения) — ст. 1266 ГК РФ.
Автор в соответствии со ст. 1269 ГК РФ имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений, программ для ЭВМ, произведений, вошедших в сложный объект, данные правила не применяются.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
- воспроизводить произведение, т. е. изготавливать экземпляры произведения (право на воспроизведение);
- распространять экземпляры произведения путем продажи или иного отчуждения (право на распространение);
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- импортировать оригинал и экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт);
- осуществлять прокат оригинала или экземпляров произведения (право на прокат);
- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
- переводить произведение, переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на перевод или иную переработку);
- право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного и садово-паркового проекта (право на практическую реализацию);
- право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (право на доведение до всеобщего сведения).
Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре (ст. 1294 ГК РФ).
Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
Автор произведения изобразительного искусства также вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (так называемое право доступа) — ст. 1292 ГК РФ. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.
В соответствии со ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный сап он, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.
Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.
В перечне исключительных прав автора не названо право автора на получение вознаграждения за использование его произведения. Однако данное право в ряде случаев также предусмотрено законом (ст. 1243, 1295 ГК РФ).
Ограничения авторских прав
Закон с учетом принципа сочетания частных интересов автора и общественных интересов устанавливает возможность определенного ограничения исключительных авторских прав.
Прежде всего следует отметить, что в соответствии со ст. 1273 ГК РФ допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение в личных целях правомерно обнародованного произведения. Данное правило не применяется к воспроизведению произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведению баз данных или существенных частей из них; воспроизведению программ для ЭВМ; репродуцированию книг (полностью) и нотных текстов; видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведению аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
ГК РФ предусмотрен и ряд других случаев использования произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения (ст. 1274-1280). В частности, допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
- цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
- использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
- воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
- воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
- воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
- воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-то- чечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.
Существуют и иные ограничения, в том числе предусматривающие выплату авторского вознаграждения.
Срок действия авторского права
В соответствии со ст. 1281 ГК РФ исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общее правило о сроке действия авторского права.
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лег после смерти последнего автора, пережившего других соавторов, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.
Авторское право на произведение, впервые обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.
В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок действия прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на четыре года.
Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории РФ никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.
Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.).
Исключительное авторское право переходит по наследству.