Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Общение вербальное

03.08.2020 by admin

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6

Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
— жестика;
— мимика;
— пантомимика.

Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
• Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:
— Деловой — когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
— Социальный — взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
— Интимный — взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
— Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах — скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием — многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение — сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
— Интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
— Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт.
— Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
— Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика — это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, ЧТО в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

2. Существует 4 основных образа мышления или типа взаимодействии: выиграл-проиграл, проиграл-выиграл, проиграл-проиграл и выиграл-выиграл.

Выиграл-проиграл

К такому взаимодействию людей приучают с самого детства, когда устраивают детям «крысиные бега”, в которых действует единственное правило «Если я выиграл, то ты проиграл”. Таким образом мышления обладает большинство руководителей в любой сфере деятельности и используется ими при взаимодействии со своими подчиненными по принципу «я начальник – ты дурак”. Но такое взаимодействие имеет существенный недостаток – человек старается достичь своей цели за счет нанесения вреда другому человеку. Это приводит к тому, что проигравший перестанет взаимодействовать или может попытаться навредить в ответ. Такой образ мышления можно применять в условиях истинной конкуренции или низкого уровня доверия, когда нужно получить краткосрочный результат.

Проиграл-выиграл

Люди с таким образом мышления обычно очень неуверенны в себе и позволяют другим людям пользоваться собой для достижения их целей. Или это люди, которые любят становиться жертвами ради получения статуса «хорошего, полезного, всегда приходящего на помощь, популярного” человека. Такие люди готовы угождать и идти «на поводу” у других людей ради сохранения хороших отношений с людьми, которые ими «пользуются”. Этим образом мышления обладают альтруисты, действующих по принципу «живи для других”. Такой тип взаимодействия еще хуже типа «выиграл-проиграл”, т.к. при проигрышах все равно возникают плохие чувства, которые эти люди «хоронят” в себе. Постепенно эти чувства накапливаются и могу привести к психологическим заболеваниям или «взрыву” эмоций, который прекратит взаимодействие.

Проиграл-проиграл

Такой тип возникает когда начинают взаимодействовать люди с образом мышления «выиграл-проиграл”. Т.к. такие люди упрямы и эгоистичны, то они не смогут договориться и проиграют оба. Такие взаимодействия самые краткосрочные, неэффективные и бесполезные.

Выиграл-выиграл

Люди с таким образом мышления стараются найти взаимную выгоду при любых взаимодействиях. Такие люди выступают на «арене жизни” на одной стороне, как партнеры, а не как соперники. Они привержены принципу «всего хватит всем” и не стараются «отбирать, завоевывать, красть”. В таких отношениях успех одного достигается не за счет другого, а за счет совместных усилий для достижения успеха обоих. Поэтому это наиболее долгосрочный, эффективный и успешный тип взаимодействия.

Билет № 15

1. Обратная связь – намеренное сообщение другому человеку о тех действиях, которые ведут к достижению цели.

Функции ОС:
* Поддержка и поощрение действий, ведущих к успеху и дающих нужный результат.
* Изменение неэффективного поведения
* Мотивация
* Обучение, извлечению опыта из прошлых ошибок и неудач.
Цель ОС– чтобы человек в следующий раз в схожей ситуации действовал так же успешно или избегал допущенных ранее ошибок.

В течение жизни мы много раз получаем ОС. Иногда ее дают прямо, иногда косвенно. Иногда эта ОС помогает нам лучше узнать о себе что-то новое. Но иногда обратная связь оставляет негативные чувства и не помогает нам лучше работать или учиться.

Как давать Обратную Связь?
Адресно
(Очень важно, при даче ОС, обращаться по имени, говорить «ты/вы», а не «он/она», зрительный контакт)
Конкретно
(Особый акцент сделать на том, что зачастую ОС дается «мне все понравилось». Все – это ничего!
Лучший результат даст конкретика – «мне понравилось, то как ты сказал тогда-то, то как ты в такой-то момент себя сдержал, как ты улыбнулся после вот этого вопроса, твой вот такой жест и т.д.»)
Коротко и точно
(Краткость сестра таланта, совершенно все запомнить очень сложно, да и эффективность детального анализа всей встречи невсегда высока, человек все равно обратит внимание и запомнит только несколько пунктов, поэтому лучше сфокусироваться на одном-двух этапах/направлениях, которые помогут в будущем, а так же на тех, которые нуждаются в развитии)
Записи
(Обязательно делайте записи для дачи ОС, во-первых, не все запоминается, во-вторых – это повысит уважение к вам со стороны человека, которому вы даете ОС, что вы внимательно слушали и серьезно отнеслись к процессу. В – третьих, иногда человек не осознает, что именно и как он говорит, цитаты помогут разобрать какие-то моменты, плюс покажут, что вы не голословны).

Как принимать Обратную Связь?
• Искать объективность
• Не извиняться
• Не оправдываться
• Не спорить
• Не обижаться
• Делать записи
Самое важное при приеме обратной связи вспомнить все свои навыки эффективного коммуникатора.
Ведь цель ОС, не отругать вас, не унизить и не ткнуть в ошибки, а помочь. Потому и принимать обратную связь надо, как помощь, абстрагируясь от эмоций, внимательно выслушать и не просто сделать записки.

Структура Обратной связи похожа на позитивный сэндвич. В чем же его позитивность? А вспомните мультфильм про Матроскина. Так вот, структура ОС очень похожа на максимально правильный бутерброд, как его не положи, все равно колбасой на язык.
• Положительные пункты (что понравилось) +
• Пункты к улучшению (что добавить, чего не хватает) –
• Пункты к раздумью (куда двигаться, над чем работать, на чем строить успех) +/-

Успешной Обратной Связи.

2.МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ. Мотивом поведения называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом(побуждения), делает его активность целенаправленной. Это то, что на самом деле лежит в основе поведения, направляет, поддерживает и регулирует деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребности.

В отличии от мотива и мотивации существует еще мотивировка, т.е. объяснение поведения самим человеком и окружающими его людьми. Совпадение мотива и мотивировки происходит при четком осознании человеком подлинных мотивов своего или чужого поведения. Не совпадение — когда человек скрывает или не осознает этого. Как правило, мы задумываемся над поступком после его совершения, а это говорит о неосознанности совершаемого. Но необходимость объяснить и оправдать свой поступок себе и другим возникает почти всегда. Объяснение поведения, которое дает человек и которое кажется ему правильным, почти всегда неверно.

Установлено, что люди, готовые брать на себя ответственность за происходящее, чаще всего предлагают мотивировки внутреннего характера. Эти люди активно стремятся к достижению успеха в жизни.

Люди, не берущие на себя ответственность, предпочитают мотивировки внешнего свойства. Эти люди в основном озабочены тем, что бы избежать неудач.

В действительности не может быть только внутренних или только внешних мотивов, так как любое поведение регулируется как изнутри, так и извне. Но доминирующим может быть или первое, или второе.

Всякое поведение является полимотивированным.

Рассмотрим традиционную группировку мотивов поведения.

Биологические и социальные.

врожденные (генетическое) и приобретенные.

сознательные и бессознательные.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

это стремление привести в соответствие поведение и свои убеждения, взгляды.

это стремление соответствовать ожиданиям окружающих.

это стремление оказать соответствующее воздействие на окружающих.

это желание сделать что-то определенное.

это желание быть как все, не выделяться. Или наоборот.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Мотивация достижения успеха. Это совокупность факторов влияющих на стремление к успеху. Это люди с нормальной и завышенной самооценкой. Один из факторов — потребность в достижении успеха. Это воспитуемо.

Мотивация избежания неудач. Основной фактор — потребность избежать неудач. Обычно люди с заниженной и нормальной самооценкой.

Мотив власти. Стремление к власти и контролю над людьми, происходящими событиями. Что лежит в основе?

Мотивация агрессивного поведения — биологическая и социальная. В мозгу существует цент агрессивности, отвечающий за уровень агрессивности.

Альтруизм. Это альтернатива агрессивности.

Беспомощность. Одна причина — обстоятельства, другая — индивидуальные особенности.

Преобладание мотива избежания неудач над мотивом достижения успеха.

Низкая самооценка и пониженный уровень притязаний.

Повышенная тревожность и неуверенность в себе.

Отсутствие сильного желания выйти из ситуации.

Частые неудачи в прошлом.

Билет № 16

1. Слушать и слышать. Психологические процессы, которые обозначаются этими глаголами, существенно отличаются друг от друга. Так как слово и понятие «слышание» пока, к сожалению, отсутствуют в русском языке, принято говорить об эффективном и неэффективном слушании. Слушание эффективно в тех случаях, и когда оно обеспечивает правильное понимание слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что слышат именно его, не подменяя проблему другой, более удобной для собеседника, не считая его переживания смешными, незначительными. Слушание эффективно и когда оно обеспечивает продвижение партнеров по общению в понимании обсуждаемой проблемы, приводит к ее решению или правильной постановке, способствует установлению доверительных отношений.

Ситуации человеческого общения разнообразны и многолики. Часто мы ищем в партнере внимательного слушателя. Но что мы ждем от него? В иных случаях поддержки и участия, в других — активной помощи в решении назревшей или назревающей проблемы. И слушатели нам бывают нужны очень разные. В одних жизненных ситуациях — молчаливые и сочувствующие; в других — деятельные, много знающие. Выделяют различные виды эффективного слушания. Например, рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное слушание — или внимательное молчание — применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим, а также в ситуации когда цель говорящего — «излияние души», эмоциональная разрядка. Внимательное молчание — это слушание с активным использованием невербальных средств: кивков, мимических реакций, контакта глаз и поз внимательного интереса. Используются также и речевые приемы типа повторения последних слов говорящего («Зеркало»), междометий («Угу-поддакивание»).

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: открытые и закрытые вопросы по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по беседе.

Обучение навыкам эффективного слушания — обязательный момент тренингов общения, эффективной коммуникации. В практической деятельности психологи предпочитают пользоваться термином «активное слушание». Это хорошее название, так как оно подчеркивает одну из основных особенностей эффективного слушания. Настоящее активное слушание — это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Это определенная работа, которую нужно делать ответственно, а многим — еще и профессионально. Подробнее о способах обучения этому искусству можно прочесть во 2-й части книги «Психотехнические этюды».

Анализируя процесс слушания в коммуникативном обмене, мы заговорили об эффективности. Очень по-разному можно подходить к оценке эффективности общения. Коммуникатор считает его успешным, если донес до собеседника свой изначальный замысел. Реципиент, несомненно, тоже стремится к этому, но ему важно, чтобы в процессе общения воздействие, оказываемое на него, не привнесло в его внутренний мир нежелательных изменений. В целом эффект диалогической коммуникации измеряется в единицах взаимопонимания, некоторых общих смыслах. Из сказанного выше понятно, что успешность диалога возрастает, если собеседники целенаправленно и осмысленно дают друг другу обратную связь, стараются не провоцировать возникновения барьеров у себя и других, активно слушают друг друга и задействуют в общении все богатство средств передачи информации.

Но бывает и другая коммуникация, когда замысел автора сообщения — повлиять на слушателя, внести конкретные коррективы в его представления и образ действий. То есть речь идет о запланированном целенаправленном воздействии. Эффект коммуникации в данном случае равен силе этого воздействия. Обратимся к анализу таких специфических видов коммуникативных процессов и факторам их эффективности.

⇐ Предыдущая123456

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
— жестика;
— мимика;
— пантомимика.

Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
— Интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
— Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт.
— Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
— Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Упражнение «Открытка»

Цель: знакомство с участниками, создание непринужденной психологической атмосферы, развитие фантазии.

Инструкция: Участники выбирают по 1 открытке. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Педагоги по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе «На открытке…. как и я……»

Упражнение «Анкета»

Цель: актуализация собственного настроения и педагогов в целом

Инструкция: Каждому педагогу задается вопрос «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»

Упражнение «Я отличаюсь от тебя?»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, развитие навыков межличностного общения.

Инструкция: Предложить педагогам разделиться на пары. И в течении 2 минут вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 2 минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

А сейчас разобьемся на пары и покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Инструкция: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх. Приложение 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят.

Коммуникация – это общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области, служащее средством передачи информации и в целом являющееся необходимым «атрибутом» в жизни каждого человека.

Наилучшим средством коммуникации, т. е. передачи информации, является человеческая речь.

Термин «речь» имеет не одно, а три значения. Первое – речь как процесс говорения; второе – речь как продукт говорения, т. е. текст (не важно, письменный или устный); и третье – речь как ораторский жанр.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа лексический и синтаксический.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и говорение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации),а слушание и говорение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная(функция обмена информацией);конструктивная(формулирование мыслей); апеллятивная(воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными(этикетными)формулами);метаязыковая(функция толкования).

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь.

Говорение как вид речевой деятельности

Говорение, как, впрочем, и любой другой вид речевой деятельности имеет свою собственную, важную нишу в нашей жизни. Самое интересное, что все виды речевой деятельности неразрывно связаны друг с другом, поэтому если вы желаете убедить в чем-то оппонента, то нужно уметь не только говорить, но и выслушать, чтобы понять противоположную точку зрения и продумать те контр-факты, которые смогут его привлечь на вашу сторону.

Слушание как вид речевой деятельности

Раз уж затронули умение слушать, то тогда самое время разобраться со слушанием, как отдельным видом речевой деятельности. Будучи родителями, многие замечали, что их дети часто слушают, но не слышат. То есть, они не воспринимают ту информацию, которую вы хотите донести. Ребенок чаще занят тем, что волнует его, а не тем, о чем говорите вы. Слушание и говорение появились гораздо раньше, чем такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо. Однако по важности, эти два последних основных вида речевой деятельности в наше время уравнялись с двумя первыми.

Содержание

  • Невербальная коммуникация, виды
    • Мимика — это сокращения многих лицевых мышц. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждое выражение — это сокращения многих лицевых мышц.
  • Вербальное общение: функции языка
  • Речевая деятельность: формы языка
  • Невербальное общение
    • Виды невербальных средств
    • Жесты и позы
    • Мимика
    • Пантомимика
  • Характеристики голоса

Невербальная коммуникация, виды

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания.

Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал. Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:

Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером. Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации. Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависит от проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.

Дамские жесты заигрывания

Когда девушке понравился юноша– ее поведение меняется и в нем все чаще начинают проскальзывать жесты заигрывания. Нужны они, прежде всего, чтоб привлечь внимание противоположного пола, а если это удалось – заинтересовать мужчину в себе. Самые первые жесты заигрывания, которые «идут в бой» — это жесты прихорашивания. Сюда относится: поправление прически, сбивание несуществующих пылинок с одежды, поправление всяких пуговиц, запонок и подобные жесты.

Жесты-паразиты.
Иногда какой-то жест повторяется очень часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Эдакий «жест-паразит». Потирание носа, затылка. Подбородка, сосание волос… когда слишком часто поправляют очки… верчение какого-то предмета в руках… Если вы замечаете подобные жесты за собой – то давайте им отпор! Зачем перегружать свое выступление бессмысленными, не несущими информации движениями?
Опытный оратор умеет, как дирижер, управлять слушателями. Ничего не говоря, только через жесты, мимику, позу подавать аудитории сигналы «да» и «нет», сигналы «одобрения» и «неодобрения», вызывать нужные ему эмоции в зале…

Основные коммуникационные жесты и их происхождение Коммуникативные жесты интернациональны – для всего мира они одинаковы. Если человек сердится – у него сердитый взгляд. Когда человек счастлив – он улыбается или его лицо «светится». Кивок «да» почти во всем мире считается согласием, одобрением. Может также являться универсальным, изобретенным в детстве, жест покачивания головой для обозначения отрицания или несогласия. Вволю насосавшись молока, ребенок делает движение головой в стороны от материнской груди. Когда родители кормят ребенка, а он уже наелся, ребенок крутит головой из стороны в сторону. Этим он быстро приучается пользоваться этим жестом для выражения несогласия или отрицания.

Жест пожимания плечами очень универсальный и означает непонимания, незнания сути вопроса. Развернутые ладони, поднятые брови и поднятые плечи – вот компоненты, из которых состоит этот жест.

Жест «переплетенные пальцы”, особенно полураскрытыми ладонями к себе. Общепринятоетолкование всей группы «переплетенных” жестов – скрытая вражда, внутренне отрицательное отношение к собеседнику, разочарование и тому подобное

Жест «скрещенные на груди руки” (так называемая поза Наполеона) принято трактовать как барьер, попытку отгородиться от окружающих. Это тоже не совсем верно.

«Жест волейболиста” – поднятые перед грудью или лицом обе руки, развернутыеладонями к собеседнику, относится вроде бы к группе «жестов доброй воли” – в частности, по общепринятому толкованию раскрытые ладони, направленные ксобеседнику, означают всяческое миролюбие. Понятно, что это сложилось исторически – люди таким образом демонстрировали, что в руках нет оружия…

В то время, как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другого народа он может обозначать или ничего или, того хуже, иметь прямо противоположное значение.

«О’Кей» или «кружок» из пальцев
Значение «ОК» хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, но в некоторых странах этот жест имеет другое значение и происхождение. Например, во Франции он означает «ноль» или «ничего», в Японии он значит «деньги.

Поднятый вверх большой палец
В Америке, Англии, Австралии и новой Зеландии поднятый вверх большой палец Обычно он используется при голосовании на дороге, в попытках поймать попутную машину.
В некоторых странах, например в Греции, этот жест означает «заткнись», поэтому можно представить себе положение американца, пытающегося поймать подобным жестом машину в греческом городе
Жест с поднятием большого пальца в сочетании с другими жестами используется как символ власти и превосходства, а также в ситуациях, когда кто-нибудь Вас хочет «раздавить пальцем».

Греческие жесты и мимика

Греки знамениты как чемпионы жестов и мимики в Средиземном Море. Их руки, туловища и лица редко остаются невыразительными, поэтому иногда, по жестам и мимике, можно понять суть беседы даже находясь на расстоянии 50-и метров. Причем некоторые жесты имеют в Греции совсем непривычное для нас значение.

«Нет»

У греков, вместо нашего покачивания головой вправо и влево, существует совсем иной жест чтоб сказать «нет». Легкое запрокидывание головы с прикрытыми глазами и щелчком языка (слышится что-то вроде «цы») означает «нет». Порой это движение настолько быстрое, что не понятно, ответил ли человек или нет.

«Да»

Медленное покачивание головой сверху вниз, слегка прикрывая глаза.

«Иди сюда»

Покачивание рукой раскрытой ладонью вниз, как бы царапая воздух. Для негреков такой жест означает «до свидания» или «отойди на несколько шагов». Поэтому, чем дальше Вы отдаляетесь, тем более эмоциальным и быстрым становится жест.

«Я хочу что-то сказать»

Лёгкое касание или постукивание нижней губы указательным пальцем. Этот жест тут же может быть воспринят некоторыми иностранцами как «тише» или для русских «дай поцелуй». Обычно этот жест сопровождается жестом «иди сюда», и, всё вместе это означет «иди сюда, я хочу кое-что сказать «.

«Что Вы хотите / имеете в виду?»

С вопросительным выражением глаз грек покачивает головой вправо и влево несколько раз. Этот жест обычно означает, что он или не понял то, что Вы спросили, и просит, чтобы Вы повторили это, или спрашивает Вас, что Вы хотите.

«Большое спасибо, мой друг»

Если грек хочет Вас поблагодарить, то он кладёт правую руку на сердце и кивает головой

Японский язык базируется на иероглифах, основа для которых была позаимствована в своё время в Китае.

Знакомство
Как правило сопровождается стандартными поклонами стоя. На лице при этом играет стандартно-вежливая улыбка. Улыбаться во всю ширь и высь не требуется.
Махание рукой
1. Жест широко используется при приветствиях и прощаниях, причём машут японцы не как мы, а из стороны в сторону.
2. Выставленной перед грудью рукой делают два-три коротких маха в сторону адресата, ладонь при этом повернута к нему же ребром. Жест означает отрицание и отказ, а в общении, в частности, с иностранцами, может означать непонимание.
Приглашение
Общий вежливый жест, выглядит следующим образом: рукой делают приглашающее движение, ладонь при этом смотрит вверх. Обычно сопровождается лёгким поклоном

Требование уйти
В этом случае делают два-три маха кистью от себя, рука при этом вытянута в сторону того, кому адресован этот жест. Для усиления значения жест может выполняться обеими руками сразу.
Скрещивание перед лицом/грудью рук/пальцев в виде буквы Х
Жест является обиходным и обозначает отрицание или запрет
Наклон головы к плечу
Обиходный женский жест, чаще всего молодёжный, выражает несогласие, но несогласие робкое и неуверенное.
Указание на что-либо пальцем
Как и у нас, показывать на кого-либо в Японии пальцем – неприлично, но вот на неодушевлённые предметы – вполне можно.
Указание на себя
Указательный палец приставляется к носу, что может означать: «Вы меня зовёте/Ко мне обращаетесь?»

А сейчас с помощью жестов и мимики давайте попробуем изобразить состояние или просьбу человека.

· Человек замёрз

· Просьба попить

· Разговор по телефону

· Человек думает

· Человек встаёт с постели

· Человек стоит на дороге и ловит машину

Мимика — это сокращения многих лицевых мышц. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждое выражение — это сокращения многих лицевых мышц.

ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение, глаза блестят, раскрыты или прищурены, ноздри расширены губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назадлицо часто краснеет.

ПРЕЗРЕНИЕ: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, рот закрыт, уголки губ опущены, глаза тусклые и сужены.

СТРАДАНИЕ: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ несколько опущены, лицо застывшее.

СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.

УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу, глаза широко раскрыты, а приоткрытый рот имеет округленную форму.

РАДОСТЬ: губы искривлены, и их уголки оттянуты назад, рот закрыт, вокруг глаз мелкие морщинки, сами глаза блестят, прищурены или раскрыты, на лбу горизонтальные линии.

Задание: Всмотритесь в рисунки и по нескольким деталям выражений лиц попробуйте определить эмоциональное состояние человека.

А сейчас, ребята, давайте дорисуем кружочки, которые я вам раздала так, чтобы 1 рожица была весёлой, а 2 грустной т. е. с помощью мимики выразим весёлое и грустное настроение человека.

В заключении Кл. часа мне хочется пожелать вам, чтобы ваши личики были чаще весёлыми, чем грустными.

Общение – сложнейший процесс взаимодействия между людьми, направленный на достижение взаимопонимания, получения определенного опыта. Каждый день человек вращается в социуме, вступает в контакты с коллегами, одноклассниками, домочадцами, друзьями. Для того чтобы достичь своей цели в общении, человек использует вербальные и невербальные средства.

Рассмотрим эти две группы по отдельности.

Полезная реклама. Рекомендуем обратить внимание на страховку от коронавируса COVID-19. Стоимость полиса от 1690 рублей, есть тарифы для всей семьи. Совместно с Zetta Страхование.

Вербальное общение: функции языка

Вербальное общение – использование слов для передачи информации. Главным инструментом является речь.

В коммуникации есть разные цели: сделать сообщение, выяснить ответ, высказать критику, свое мнение, стимулировать к действию, прийти к согласию и т.п. В зависимости от них строится речь – устная или письменная. Реализуется система языка.

Язык – набор символов и средств их взаимодействия, что выступают инструментом выражения чувств и мыслей. Язык обладает функциями:

  • Этнической – язык у различных народов свой, что является их отличительным признаком.
  • Конструктивной – складывает мысли в предложения, звуковую форму. Когда она выражена вербально, то приобретает ясность и отчетливость. Говорящий может оценить ее со стороны – то, какой эффект она производит.
  • Познавательной – выражает деятельность сознания. Большую часть знаний об окружающей действительности человек получает при помощи общения, языка.
  • Эмоциональной – окрашивает мысли при помощи интонации, тембра, особенностей дикции. Функция языка работает в моменты, когда говорящий стремится передать определенную эмоцию.
  • Коммуникативной – язык как главное средство общения. Обеспечивается полноценный обмен информацией между людьми.
  • Контактоустанавливающей – знакомство и поддержание контактов между субъектами. Порой общение не несет в себе конкретной цели, не содержит полезных сведений, но играет важную роль для дальнейших взаимоотношений, служит основой для возникновения доверия.
  • Аккумулятивной – через язык человек накапливает и хранит полученные знания. Субъект получает информацию, хочет запомнить ее на будущее. Эффективным способом будет сделать запись, вести дневник, однако не всегда под рукой подходящий бумажный носитель. Передача из уст в уста – тоже хороший метод усваивания информации. Хотя книга, где все структурировано и подчинено определенной цели, смыслу, конечно, наиболее ценный источник важных данных.

Речевая деятельность: формы языка

Речевая деятельность – ситуация, при которой общение между людьми происходит за счет вербальных компонентов, языка. Выделяют разные виды:

  • Письмо – фиксирование содержания речи на бумажном или электронном носителе.
  • Говорение – применение языка для передачи сообщения.
  • Чтение – зрительное восприятие информации, запечатленной на бумаге или компьютере.
  • Слушание – аудио-восприятие информации из речи.

Исходя из речевой формы, общение бывает устным и письменным. А если рассматривать его в зависимости от числа участников, можно поделить на массовое, межличностное.

Различают также литературные и нелитературные формы языка, которые у каждой национальности свои, они определяют социальный и культурный статус нации. Литературный язык – образцовый, структурированный, с устойчивыми грамматическими нормами. Он представлен также в двух формах: устной и письменной. Первая – речь, что звучит, вторую можно прочесть. При этом устная появилась раньше, являлась изначальной, что стали использовать люди. Нелитературная речь – диалекты отдельных народностей, территориальные особенности устного языка.

Но наибольшее значение в психологии общения имеет невербальное общение. Человек неосознанно использует различные знаки: жестами, мимикой, интонацией, позой, расположением в пространстве и т.д. Перейдем же к рассмотрению данной обширной группы.

Невербальное общение

Невербальное общение – «язык тела». Он не задействует речь, а пользуется иными средствами, что позволяет выполнять важные функции:

  1. Акцентирование на важном. Не упоминая лишних слов, человек может воспользоваться жестом или займет определенную позу, что укажет на значимость момента.
  2. Противоречивость. Говорящий произносит одни слова, а думает совершенно противоположным образом. Например, клоун на сцене неулыбчив и несчастен в жизни. Малейшие мимикрические движения на его лице помогут понять это. Как и разоблачить ложь, если человек стремится скрыть ее за неискренней улыбкой.
  3. Дополнение к сказанному. Порой каждый из нас сопровождает восторженные слова жестом или движением, свидетельствующем о сильной эмоциональности данной ситуации.
  4. Вместо слов. Субъект использует понятные всем жесты, экономя время. Например, пожатие плечами или указание направления не требуют дополнительных разъяснений.
  5. Повторяют и усиливают эффект от речи. Устный призыв иногда довольно эмоционален, а невербальные средства призваны подчеркнуть твердость вашего высказывания. Кивок или мотание головы при соответствующем ответе «Да» или «Нет» показывают уверенность и неуступчивость.

Виды невербальных средств

Большую группу составляет кинестетика – внешние проявления чувств, эмоций человека в ходе общения. Это:

  • Мимика
  • Позы
  • Жесты
  • Пантомимика

Жесты и позы

Оценка собеседниками друг друга происходит еще задолго до начала самого разговора. Поза, походка, взгляд могут заранее выдать человека неуверенного или, напротив, самоуверенного, с претензиями на власть. Жесты обычно подчеркивают смысл речи, придают ей эмоциональный оттенок, расставляют акценты, однако их переизбыток тоже может испортить впечатление, особенно в деловой встрече. Кроме того, у разных национальностей одни и те же жесты означают совершенно противоположные явления.

Интенсивные жесты определяют эмоциональное состояние человека. Если его движения резки, их много, то субъект перевозбужден, взволнован, излишне заинтересован в том, чтобы донести свою информацию до оппонента. Что может стать как его плюсом, так и существенным минусом в зависимости от обстоятельств.

Поза играет не меньшую роль. Если субъект скрестил руки на груди, то он настроен скептически и не очень вам доверяет. Возможно, закрыт, не хочет общения в принципе. Если же собеседник повернулся к вам корпусом, не стал скрещивать рук и ног, то, наоборот, открыт и готов выслушать. В психологии для эффективного общения рекомендуется зеркально отражать позу оппонента, чтобы добиться от него расслабленности и доверия.

Мимика

Лицо человека – главный источник информации о его внутреннем состоянии. Хмурый лоб или улыбка – те факторы, что определяют дальнейшее общение с субъектом. Глаза и вовсе отражают человеческую сущность. Выделяют семь видов основных эмоций, для каждого из которых есть свои характерные признаки: для гнева, радости, страха, печали, тоски, удивления, отвращения. Их несложно запомнить, выявить и затем наблюдать в людях для лучшего понимания настроения других.

Пантомимика

Сюда можно отнести походку. Закрытый человек или расстроенный чаще всего ссутулится, опускает голову, не смотрит в глаза, а предпочитает глядеть себе под ноги. Разгневанные люди шагают резкими движениями, торопливыми, но тяжелыми. Уверенный и веселый человек обладает пружинистой походкой, либо широким шагом. Она меняется в зависимости от самочувствия.

Существует раздел невербальных средств, учитывающий дистанцию между говорящими – проксемика. Она определяет комфортное расстояние между собеседниками. Есть несколько зон общения:

  • Интимная – 15-45 см. Туда человек подпускает лишь самых близких себе людей. Вторжение в нее незнакомых личностей может восприниматься как угроза, требующая немедленной защиты.
  • Личная – 45-120 см. Допустима для хороших знакомых, коллег.
  • Социальная и публичная – характерна для деловых переговоров, крупных мероприятий и выступлений на них с трибуны.

Такесика – раздел общения, посвященный роли прикосновений. Если неправильно их применить, не учтя разницу в социальном статусе, возрасте, поле, то можно попасть в неловкую ситуацию, даже стать причиной конфликта. Рукопожатие – наиболее безобидный вариант касания. Особенно свойственно мужчинам, которые через него проверяют силу своего оппонента. Выбирают, так сказать, кто из них наиболее властный. Иногда неуверенность, либо брезгливость, либо уступчивость легко выдается, когда человек пожимает только кончики пальцев.

Характеристики голоса

Интонация, громкость, тембр, ритм голоса могут служить примером сочетания двух типов общения. Одно и то же предложение зазвучит абсолютно по-разному, если чередовать перечисленные методы. От этого зависит и смысл, и оказываемый эффект на слушателя. В речи также могут присутствовать паузы, смех, вздох, которые окрашивают ее дополнительными красками.

Подведем итоги. Важно понять, что человек гораздо больше неосознанно передает своему оппоненту невербальными средствами, более 70% информации. Принимающий субъект же должен правильно интерпретировать во избежание недопониманий и ссор. Воспринимающий тоже больше оценивает посылаемые говорящим сигналы, эмоционально воспринимает их, но трактует все же не всегда верно.

Кроме того, человек говорит вербально всего 80% из того, что изначально задумывал передавать. Оппонент внимательно слушает, различая всего 60%, а затем забывая еще около десяти процентов информации. Потому очень важно учитывать невербальные знаки, чтобы помнить хотя бы предназначение, смысл послания адресата, который вам так хотели донести.

Post navigation

Previous Post:

Квартальная премия

Next Post:

Организация находится в процессе ликвидации

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes