Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Обязательного социального страхования

01.08.2020 by admin

Заработай на курсе валют:
А вот пример заработка от ВебМастерМаксим.ру это самый топовый финансовый блоггер и крутой трейдер миллионер! Вступай на его Секретный форекс Форум и учись

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование — это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование — это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Содержание

  • ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
      • Страховые риски
    • ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
      • ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
      • Участники
      • Фонды социального страхования
      • Права и обязанности застрахованного лица
  • Что входит в понятие
  • Основные принципы
  • Профессиональное обязательное страхование и его характеристика
  • Общее и его характеристика
  • Видео: Вестник социального страхования, часть 4.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
— государственное;
— коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
— смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
— временная нетрудоспособность;
— необходимость получения медицинской помощи;
— трудовое увечье и профессиональное заболевание:
— инвалидность;
— материнство;
— признание безработным;
— наступление старости;
— потеря кормильца;
— смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи «больничного» в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
— устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
— обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
— паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
— автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
— обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи — работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика — с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
— страховых взносов работодателей;
— взносов работников;
— субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
— единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
— страховое пособие по беременности и родам;
— страховое пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
— оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
— страховое пособие по временной нетрудоспособности;
— страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
— обязательных страховых взносов работодателей;
— взыскиваемых штрафов и пени;
— капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
— иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
— обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
— обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
— выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования», застрахованное лицо имеет право:
— своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
— вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
— участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
— получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
— получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
— обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
— защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
— уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
— своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
— пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
— получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
— обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
— представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

На случай возникновения различных ситуаций, связанных с временной или постоянной потерей трудоспособности, государство предусмотрело такой механизм, как обязательное социальное страхование. Он представляет собой систему социальной защиты населения.

Что входит в понятие

Обязательное социальное страхование является очень широким понятием, охватывающим множество сфер жизни человека. По своей сути данное понятие обозначает гарантированную финансовую помощь от государства при возникновении временной или постоянной нетрудоспособности.

Также гарантируется социальная защита находящимся на иждивении родственникам работающих граждан при потере трудоспособности последних.

Страхование предусматривает социальную защиту граждан при потере трудоспособности в следующих случаях:

  • наступление нетрудоспособного возраста;
  • получение инвалидности;
  • рождение ребенка;
  • смерть кормильца;
  • болезнь.

Само социальное страхование включает в себя множество различных понятий, знание которых необходимо для понимания принципа работы данного государственного механизма. Все эти понятия используются в действующем законодательстве для формулирования и разъяснения всех важных моментов, касающихся страхования.

Страховой взнос — денежная сумма, перечисляемая работодателем в пользу страхового фонда. Именно эти средства формируют бюджет, из которого осуществляются выплаты.

Средства страхования — денежные суммы либо имущество, за счет них осуществляется поддержка нетрудоспособных граждан.

Страховой стаж — суммарное количество времени, в течение которого работодатель осуществляет выплаты взносов (ФЗ №10-Ф3).

Обеспечение в контексте действующего законодательства — исполнение страховщиком или страхователем (в зависимости от конкретного случая) своих обязанностей по поддержке работников, потерявших свою трудоспособность.Появление такой необходимости называется «страховой случай».

Страховой риск — это какое-либо событие, наступление которого является основанием для выполнения социальных обязательств перед работником (ред. от ФЗ от 24.07.09).

Тариф страхового взноса – это величина ставки, обуславливающая величину денежных выплат в пользу страхователя.

Различные моменты, касающиеся рассматриваемого типа социального страхования, регламентируется законом, принятым 16.07.99 г, №165-Ф3 под названием «Об основах обязательного страхования».

В оригинальный текст документа были внесены различного рода изменения, последний раз данный закон редактировался 01.12.2014 г.

Закон распространяет свое действие только на граждан, которые обеспечены официальной работой. Так как за них работодатель выплачивает страховые взносы.

Именно из них формируется бюджет, из которого впоследствии при необходимости выделяются деньги на поддержку неработоспособных граждан. Лица, на которых распространяется действие данного закона, оговорены в Федеральном законе № 10-Ф3 и № 213-Ф3.

Основные принципы

Различные виды обязательного страхования в РФ подчиняются одним и тем же принципам. Существует несколько основных разновидностей данного способа поддержки нетрудоспособного населения. Но все они, независимо от вида, регулируются действующим законодательством.

Самый важный документ, на основании которого строится система функционирования данной сферы поддержки граждан государством — Федеральный закон №165-Ф3.

Существуют принципы, являющиеся основой нормального функционирования страховой системы:

  • стабильность обосновывается сопоставимостью взносов и социальных выплат;
  • соблюдение законности гарантируется государством;
  • страхование такого типа доступно для всех, реализация прав при возникновении страхового случая гарантируется законом;
  • вся система страхования регулируется действующим законодательством и постановлениями правительства РФ;
  • равноправие всех участников данной системы, гарантируется выполнение всех прав и обязанностей;
  • страховые выплаты осуществляются в обязательном порядке;
  • страховщик несет ответственность за расходование полученных взносов;
  • финансовая структура социального страхования является полностью автономной, не подверженной влиянию извне.

Также закон №165-Ф3 определяет следующие моменты:

  • устанавливает порядок регулирования исполнения обязанностей и соблюдения прав всех участников страховой системы;
  • регламентирует права и обязанности как страховщика, так и страхователя;
  • основания для осуществления социальной поддержки;
  • основные правовые аспекты.

Кто может получить статус застрахованного лица? Читайте статью: субъекты обязательного социального страхования

Какой процент отчислений производится в фонд социального страхования,

Профессиональное обязательное страхование и его характеристика

Многие профессии связаны с большим риском, именно поэтому существует отдельная сфера социального страхования – профессиональная.

Федеральный закон от 24.07.1998 №125-Ф3 обязывает работодателя выполнять свои обязанности по выплате страховых взносов. Данный закон также определяет случаи, которые считаются страховыми.

Субъектами страхования в данном случае являются:

  • страхователь – юридическое или физическое лицо, имеющее право на наем работников;
  • страховщик – какой-либо страховой фонд.

Обязательное социальное страхование такого рода предусматривает:

  1. Социальную защиту и гарантию выполнения обязательств страхователя перед нанятыми работниками в случае возникновения страхового случая.
  2. Различного рода меры по уменьшению травматизма на рабочем месте.
  3. Полное возмещение вреда, полученного в процессе трудовой деятельности.

Финансовые средства, необходимые для осуществления страхования, выискиваются за счет:

  • страховых взносов, выплачиваемых работодателем в пользу фонда;
  • различного рода штрафов, пени;
  • капитализации средств, ранее вылеченных страхователями и впоследствии ликвидировавшимися;
  • различных других финансовых поступлений, полученных в результате законной коммерческой деятельности.

Федеральный закон №228-Ф3 обязывает страхователей осуществлять страховые взносы согласно тарифам, устанавливаемым действующим законодательством.

Размер взносов в фонд профессионального социального страхования рассчитывается на основании Федерального закона №173-Ф3.

Существует целых 32 класса различных рисков, связанных с профессиональной деятельностью. И в зависимости от класса риска формируется величина взноса. Чем риск выше, тем, соответственно, страховой взнос больше.

Общее и его характеристика

Условия социального страхования (размеры, порядок и условия выплат), касающиеся реабилитации (социальной и профессиональной), устанавливаются действующим законодательством. А именно постановлением Правительства РФ №286 (от 14.05.06 г).

Размер пособия при временной нетрудоспособности лица устанавливается в размере 100% от его среднего месячного дохода.

Выплачивается за все время нахождения на больничном (до самого выздоровления). Также учитывается индексирование страховых выплат в соответствии с постановлениями правительства Российской Федерации.

Общее социальное страхование подразумевает выплаты пенсии по достижении старости, получении инвалидности.

Также предусматривается государственная социальная поддержка беременным женщинам. Им осуществляются ежемесячные выплаты по уходу за ребенком, а также выплачивается пособие во время беременности и после родов (закон №213-Ф3 в редакции от 24.07.09).

Социальное страхование на сегодняшний день финансируется комплексно, за счет:

  • ЕСН – единого социального налога (гл.№24 НК РФ);
  • взносы в пенсионные фонды;
  • взносов местных органов власти – на медицинское обслуживание неработающего населения.

Средства, необходимые к уплате в страховые фонды и государственный бюджет, рассчитывают на основе законов и постановлений, выпущенных правительством РФ.Основополагающим документом является ФЗ №165-Ф3 (в редакции от 01.12.2014 г.).

Социальное страхование на сегодняшний день – финансовая система, поддерживающая всех граждан (даже не работающих) в случае возникновения нетрудоспособности по какой-либо причине.

Поддержка такого рода позволяет снизить социальную напряженность среди всех слоев населения, а также благотворно влияет на демографическую обстановку на территории страны.

О страховании работников, узнайте из статьи: обязательное социальное страхование работников.

Про взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, .

Какие функции выполняет фонд социального страхования РФ, .

Видео: Вестник социального страхования, часть 4.

Предыдущая статья: Добровольное медицинское страхование для детей Следующая статья: Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве

В начале 90-х гг. XX в. в России началось формирование системы обязательного социального страхования, обусловленной переходом страны к рыночной модели экономических отношений. В рамках данной системы страхования были образованы специализированные фонды (социальные страховые фонды). К таковым относятся: ПФР; ФСС России; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; ФФОМС. За счет средств данных фондов осуществляется материальное обеспечение по обязательному социальному страхованию (социально-страховое обеспечение) застрахованных лиц, а в отдельных случаях и членов их семей.

По российскому законодательству названные социальные страховые фонды, как и ассигнования (денежные средства) из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, экономически и организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения.

Обязательное социальное страхование как система юридически оформлено Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» (Закон о социальном страховании), который стал актом кодификацированного значения (или рамочным законом).

В Законе о социальном страховании впервые было:

  • ? сформулировано понятие обязательного социального страхования;
  • ? закреплены принципы осуществления данного страхования;
  • ? определены социальные страховые риски и социальные страховые случаи, при наступлении которых осуществляется социальностраховое обеспечение застрахованных лиц;
  • ? создан правовой механизм формирования финансовых средств;
  • ? подчеркнута автономность бюджетов социально-страховых фондов (они не входят в состав государственного бюджета);
  • ? предусмотрены гарантии устойчивости финансового положения социально-страховых фондов;
  • ? определены виды социально-страхового обеспечения и т.д.

Сбор страховых взносов, контроль за их поступлением от плательщиков данных взносов (страхователи) осуществляли сами социально-страховые фонды. Это позволяло обеспечивать наибольший объем их поступлений в бюджеты фондов.

Размер тарифов страховых взносов, как и бюджеты социальностраховых фондов, а также исполнение их бюджетов утверждались федеральными законами ежегодно.

Однако первоначально установленное обязательное социальное страхование, отвечающее традиционным системам такого страхования, в последующем претерпевало коренные изменения. Они затронули и ее финансовую основу. Так, с 1 января 2001 г. была введена в действие глава 24 ч. 2 Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Единый социальный налог». В соответствии с нормами НК РФ вместо страховых взносов введен единый социальный налог (ЕСН). Существовавшие страховые взносы были консолидированы в этом налоге. Согласно первой редакции ст. 234 ч. 2 НК РФ, ЕСН предназначен «для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь». Введение ЕСН мотивировалось необходимостью снижения налогового бремени страхователей, повышением собираемости денежных средств на нужды обязательного социального страхования, упрощением процедуры перечисления страховых платежей и др. Однако на практике этого не произошло. Такие меры привели в последующем к образованию дефицита средств социальных страховых фондов.

Объединение страховых взносов в ЕСН нарушило методологическую базу обязательного социального страхования, так как налоговое администрирование не позволяет в полной мере реализовать важнейший социально-страховой принцип — эквивалентность страховых взносов и социально-страховых выплат (как и многих видов социально-страхового обеспечения). Высокий и относительно надежный уровень социально-страхового обеспечения может быть достигнут только в данном виде страхования — в нем наиболее полно учитываются интересы и прямое участие основных субъектов обязательного социального страхования (застрахованных лиц и страхователей). Всеобъемлющий учет таких интересов отсутствует в деятельности налоговых органов.

ЕСН обезличил страховые платежи и лишил их целевого предназначения, что в конечном счете трансформировало финансовые механизмы обязательного социального страхования в систему государственного социального обеспечения (или государственной социальной помощи). В итоге дальнейшее развитие обязательного социального страхования как особой формы организации социального обеспечения может быть блокировано. При таком исходе вероятен возврат к типу социального обеспечения, при котором все занятое население превращается в своеобразных социальных иждивенцев, а государство — в единственного «попечителя» и «благодетеля».

С правовых позиций целевой характер страховых взносов как средств обязательного социального страхования в большей степени является сферой публичного права, обязательного по характеру и строго контролируемого государством. Это связано с возмездным характером страховых взносов, который основывается на принципе соблюдения обязательной эквивалентности прав застрахованных. Стоимость социальных страховых прав застрахованных лиц обеспечивается финансовыми обязательствами социально-страховых фондов. Ведь в случае наступления социального страхового события конкретному застрахованному лицу законодательно гарантированы соответствующие социально-страховые выплаты и услуги надлежащего уровня, объема и качества.

Многообразие конкретных обстоятельств, приводящих к наступлению социального страхового риска, вызывает необходимость дифференцированного и специализированного подхода к социально-страховым видам и формам защиты застрахованных лиц. Иными словами, введение ЕСН по существу означает аккумулирование средств, предназначенных на обязательное социальное страхование, в государственном бюджете. А это не исключает возможности возвращения старого порядка, при котором решающее значение для определения размера социальных выплат имеют не социально-страховые права граждан и не произведенные ими или за них социальные страховые отчисления в фонды, а наличие или отсутствие денежных средств у государства (в государственном бюджете) на текущий период.

С введением ЕСН были уменьшены и размеры отчислений в социальные страховые фонды. Например, для ПФР вначале была установлена ставка тарифа страховых взносов с фонда оплаты по труду 35,6%, с 1 января 2002 г. — 28%, а с 1 января 2005 г. — 20%. Введение в 2001 г. регрессивной шкалы налогообложения снизило реальную ставку отчислений во все бюджеты социально-страховых фондов. В силу этого и целевой характер, и гарантированность социально-страховых выплат застрахованным лицам и членам их семей при наступлении социальных страховых случаев по существу оказываются под сомнением.

В настоящее время сбалансированность бюджетов социальностраховых фондов в основном достигается путем сокращения расходных обязательств, уменьшения и прекращения финансирования конкретных видов страхового обеспечения застрахованных лиц (и членов их семей). Так, за счет средств ФСС России прекращено санаторно- курортное лечение работающих граждан, введены ограничения на суммы выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (в виде предельного максимального размера).

Введение ЕСН в систему обязательного социального страхования (взамен страховых взносов) можно было бы оправдать только его временным характером, относительно коротким временем — пока не будет стабилизирована общая социально-экономическая и политическая обстановка в стране. Длительное использование ЕСН как финансового инструмента, с помощью которого функционирует экономическая основа рассматриваемого страхования, в перспективе ведет к отрицательным последствиям. В частности, данный налог может нивелировать (и изменить) саму сущность обязательного социального страхования, сведя его к государственному социальному обеспечению, что подорвет принципы данного вида страхования.

В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования Закон о социальном страховании определяет принцип автономности финансовой системы. Поэтому бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и не подлежат изъятию.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных страховых фондов являются: страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пени; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству.

С учетом этих положений Закона о социальном страхования и не оправдавшего себя на практике ЕСН были приняты и с 1 января 2010 г. вступили в силу федеральные законы от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Закон 2009 г. о страховых взносах) и от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Этими федеральными законами вместо ЕСН вводятся страховые взносы и вносятся соответствующие изменения в законодательство. Порядок их уплаты во многом схож с существующим порядком уплаты ЕСН (в целом остается тем же объект обложения страховыми взносами, сохраняется в принципе тот же перечень выплат, освобожденных от обложения).

С 2011 года устанавливаются следующие тарифы страховых взносов на каждый вид обязательного социального страхования: 26% — в ПФР (на обязательное пенсионное страхование); 2,9% — в ФСС России (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); 2,1% — в ФФОМС и 3% — в территориальные фонды ОМС (на обязательное медицинское страхование). В 2012—2013 гг. тарифы страховых взносов составляют: 22% — в ПФР; 2,9% — в ФСС России и 5,1% — в ФФОМС.

Таким образом, с 2011 г. общий тариф страховых взносов составил 34%. Для отдельных категорий (организации — резиденты технико-внедренческих зон и др.) на 2010—2014 гг. установлены пониженные тарифы.

Облагаемая база страховых взносов в отношении каждого физического лица теперь ограничена определенной суммой (512 000 руб.— с 2012 г.) нарастающим итогом с начала года (с ежегодной индексацией в соответствии с ростом средней заработной платы), и с превышающей ее суммы взносы не взимаются1.

Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов теперь возложен на ПФР на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и на ФФС России — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В законе 2009 г. о страховых взносах указаны: объект обложения страховыми взносами; круг плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и их учет; суммы заработка (доходов), не подлежащие обложению страховыми взносами и т.д. Так, объектом обложения страховыми взносами для отдельных категорий плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями и пр.

К числу плательщиков страховых взносов отнесены страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, например:

  • 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);
  • 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов. Так, в зависимости от категории плательщиков, занимающихся определенными видами хозяйственно-экономической деятельности, установлены различные тарифы страховых взносов и на конкретный период времени (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Тарифы страховых взносов (%)

для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог

ПФР

ФСС России

ФОМС

ФФОМС

ТФОМС

10,3

0,0

0,0

0,0

Таблица 2.2

Тарифы страховых взносов (%)

для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных

ПФР

ФСС России

ФОМС

ФФОМС

ТФОМС

14,0

0,0

0,0

0,0

Таким образом, финансовые отношения, связанные с формированием денежных средств обязательного социального страхования, регулируются нормами финансового права. Что касается ответственности страхователей, то регулирование таких вопросов осуществляется нормами административного права (Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 30 декабря 2001 г. с поел, измен, и доп.).

Деятельность каждого социального страхового фонда имеет свои особенности и поэтому рассматривается отдельно.

Таблица 2.3

Тарифы страховых взносов на 2012—2014 гг. (%)

для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурноспортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов

Наименование

2012 г.

2013-2014 гг.

ПФР

16,0

21,0

ФСС России

1,9

2,4

ФФОМС

2,3

3,7

  • С 2001 г. деятельность Государственного фонда занятости населения РФ прекращена.
  • Эти изменения не затронули обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • С 1 января 2010 г. глава 24 НК РФ о едином социальном налоге утратила силу.
  • База для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей: с 1 января2011 г. — 463 000 руб.; с 1 января 2012 г. — 512 000 руб.

ЛЕКЦИЯ № 10

Обязательное социальное страхование

1. Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

1) правовое положение субъектов обязательного социального страхования;

2) основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;

3) ответственность субъектов обязательного социального страхования;

4) устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования. Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

2. Страховое обеспечение в сфере обязательного социального страхования

Закон «Об основах обязательного социального страхования» определил также виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, такие как:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает, что конкретные виды обязательного социального страхования (для работающих и неработающих граждан) должны определять федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Такие законы и подзаконные акты должны устанавливать:

1) конкретные виды обязательного социального страхования;

2) круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

3) условия назначения и размеры страхового обеспечения;

4) ответственность субъектов обязательного социального страхования;

5) другие условия такого страхования.

Примером конкретного вида обязательного социального страхования является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный Закон устанавливает в РФ правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом случаях. Закон предусматривает:

1) обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

2) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

3) обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Составной частью государственного социального страхования является обязательное медицинское страхование. Закон, устанавливающий этот вид обязательного социального страхования, – Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Государство управляет системой обязательного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования, которые являются федеральной государственной собственностью. Государство осуществляет контроль в системе обязательного социального страхования.

Государством создана финансовая система обязательного социального страхования, частью которой является созданный бюджетный фонд, формируемый из определенных источников.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

1) страховые взносы, которые перечисляются страхователями-работодателями;

2) дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

3) штрафные санкции и пени;

4) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

5) доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

6) иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования утверждаются федеральными законами на каждый очередной финансовый год. Примером служит Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год».

Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством РФ в установленным федеральным законом порядке.

Особенностью бюджетов фондов обязательного социального страхования является то, что они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Не допускается нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования. Установлена ответственность должностных лиц, допустивших нецелевое расходование указанных денежных в соответствии с законодательством РФ.

За каждый конкретный финансовый год Правительством РФ вносятся на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования, которые затем утверждаются федеральными законами. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка РФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в данной финансовой системе денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает порядок рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования.

Страховщик в течение 10 рабочих дней со дня получения обязан рассмотреть письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования.

О принятом решении страховщик обязан сообщить заявителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством РФ.

Post navigation

Previous Post:

Производственная функция кобба

Next Post:

015 счет забалансовый

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes