Освоение человеком воздушного пространства
— Итак, свойства воздуха использовал человек, чтобы освоить воздушное пространство. Но надо знать и другие законы физики, химии: преодолеть земное тяготение, сопротивление воздуха, знание состава материалов(тяжелые, легкие, какой плотности). Но человек все время наблюдал за окружающей природой. И пытался разными способами подняться в небо.
Цель проекта:
выяснить об освоении воздушного пространства человеком и как развивалось воздухоплавание.
Задачи исследования:
познакомить учащихся с историей воздухоплавания, узнать о подвигах наших летчиков –земляков в годы Великой Отечественной войны, актуальность использования самолетов и вертолетов в современной жизни
Длительность проекта 3 недели
Этапы образовательного проекта:
1этап — подготовительный, вхождение в проект,
2 этап — исследовательский,
3 этап – публичное выступление, конечный продукт проекта.
Формы организации деятельности учащихся:
1. Проведение устного журнала об истории развития авиастроения.
2. Исследовательская работа в группах.
3.Инсценирование фрагментов произведений.
4. Создание викторин, книжек-малышек, борт-журнала
5. Встречи с летчиками, обсуждения, диспуты
6. Создание презентаций.
7. Посещение музея летчиков в городе Энгельсе, аллеи М.М.Расковой.
8. Создание электронной энциклопедии по краеведению
-Вы распределились по группам: 1)историки, 2)социологи, 3)летчики-испытатели, 4)дизайнеры-конструкторы, 5)аналитики
План работы исследовательских групп:
1.Изучить источники исследований.
2.Найти факты, доказывающие или опровергающие предположение (гипотезу).
3.Проанализировать полученную информацию и сформулировать выводы.
Творческая работа в группах
1)Историки, 2)социологи, 3)летчики-испытатели, 4)аналитики, 5)дизайнеры-конструкторы
-Дадим слово I группе историков
Задания для группы историков
1.Какие бывают летательные аппараты? Когда взмыл в воздух первый летательный аппарат?
2.Что известно про воздушный шар Монгольфье?
3. Что такое аэростат и дирижабль?
4. Чем отличается дельтоплан от аэроплана?
5. Узнать о достижениях выдающихся летчиков?
Устный журнал «Как человек учился летать»
Задания для группы социологов
1.Провести соц.опрос родителей, родственников, знакомых, друзей.
2.Какие бывают летательные аппараты?
3. Летали ли на самолетах или вертолетах и на каких?
4. Какие, Вы, знаете виды или категории самолетов ?
5. Посчитать количество положительных и отрицательных ответов
6.Провести сравнения и сделать выводы.
Выступление II группы социологов
Задание для IIIгруппы летчики-вертолетчики:
1.Как человек использует летательные аппараты?
2.Какая техника есть в военной авиации?
3.Чем пассажирские самолеты отличаются от боевой авиации?
4.В честь каких конструкторов начальными буквами названы некоторые виды самолетов?
5. Каких летчиков-земляков, вы знаете, которые сыграли важную роль в Победе наших войск во время Великой Отечественной войны?
Выступление IIIгруппы летчики-вертолетчики
Задание для IVгруппы дизайнеры-конструкторы
1.Какие виды спорта связаны с полетами в небо?
2.Проведите опыт, с каким грузом парашют будет опускаться плавно?
3. Кто создал первые летательные аппараты?
4.Знаете ли, Вы, имена конструкторов самолетов, ракет и какие они создали модели самолетов?
5.Отличается ли дизайн внутренний и внешний современного самолета от прошлого и какой будет самолет будущего?
Задание для IVгруппы дизайнеры-конструкторы
Задания для Vгруппы аналитики
1.Проанализировать ответы.
2.Провести сравнительные характеристики, чем современные лайнеры отличаются от пассажирских самолетов прошлого.
2.Сравнить два вида современных самолета, сделать выводы по вместимости, мощности, дальности полета.
3.Сделать выводы.
Выступление Vгруппы аналитики
Рефлексия
-Какой будет самолет будущего?
-Нужен ли будет пилот?
Подведение итогов
-А в современной жизни, с практической точки зрения, нужны ли нам самолеты, вертолеты? Надо ли нам изучать окружающий мир, если в скором времени нас заменят везде машины, роботы?
15.06.2019 8985
Переход к содержанию
Переход к предыдущему разделу
Переход к следующему разделу
1.1 Структура и классификация воздушного пространства
Широкое применение БАС неизбежно актуализирует проблему организации
воздушного движения и аэронавигационного обслуживания полетов БВС в не-
сегрегированном воздушном пространстве совместно с пилотируемыми воздуш-
ными судами. В интересах рационального использования, создания благоприятных
условий для планирования, координации, обеспечения и выполнения полетов
авиации всех ведомств, а также оперативного обслуживания воздушного движения,
воздушное пространство государств делится на отдельные объемы, совокупность
которых образует его структуру.
В основу построения структуры воздушного пространства положены критерии
требуемой пропускной способности системы ОрВД, экономичности и регулярности
воздушного движения при обязательном обеспечении уровня безопасности полетов.
При построении воздушного пространства ИКАО рекомендует учитывать следу-
ющие основные факторы, приведенные в Приложение 11 к Конвенции о междуна-
родной гражданской авиации. «Обслуживание воздушного движения» :
вид предоставляемого обслуживания воздушного движения (диспетчер-
ское, полетно-информационное, служба аварийного оповещения);
правила выполнения полетов;
интенсивность и вид воздушного движения (регулярное или эпизодиче-
ское);
технические характеристики ВС;
тактико-технические характеристики радиотехнических средств навига-
ции и ОрВД;
возможности диспетчера по обслуживанию воздушного движения.
Исходя из этих критериев, воздушное пространство, в котором обеспечивается
международное обслуживание воздушного движения, может быть классифициро-
вано и обозначено как воздушное пространство классов А, В, С, D, E, F, G. Требова-
ния, предъявляемые к полетам воздушных судов в различных классах воздушного
пространства, представлены в таблице 1.1 и на рисунке 1.1 и определяются норма-
тивными документами ИКАО .
Таблица 1.1 – Международная классификация воздушного пространства в соответствии с рекомендациями ИКАО
Таким образом, воздушное пространство классов А, В, С, D и Е является
контролируемым воздушным пространством, а воздушное пространство классов F и
G является неконтролируемым воздушным пространством (рисунок 1.2). При этом
классификация ИКАО имеет рекомендательный характер, а государства сами опре-
деляют структуру национального воздушного пространства.
Требования, предъявляемые к полетам воздушных судов в пределах воздушного
пространства каждого класса
Рисунок 1.1 – Требования ИКАО, предъявляемые к полетам воздушных судов в пре-
делах воздушного пространства каждого класса
Рисунок 1.2 — Классы воздушного пространства, относящиеся к контролируемому и
неконтролируемому воздушному пространству
Наиболее полно рекомендации ИКАО в отношении структурирования воздуш-
ного пространства реализованы в структуре ВП США (рисунок 1.3) . На рисунке
по вертикальной оси приведена высота в футах и в номерах эшелонов.
Рисунок 1.3 — Структура воздушного пространства США
В соответствии со Сводом федеральных правил 14 CFR «Аэронавтика и кос-
мос» в случаях, если ВС не находится в классах A, B, C, D, ограниченных или за-
претных зонах, оно находится в классе E или классе G.
Класс А. Воздушное пространство класса А покрывает всю страну и имеет
нижнюю границу 18 000 фт. MSL (относительно среднего уровня моря). В данном
классе ВП диспетчерская служба ОВД имеет довольно хорошее представление о
воздушной обстановке посредством использования обязательного контроля за воздушным движением. Пространство класса А начинается на высоте 18 000 фт. MSL и простирается до высоты 60 000 фут. MSL.
Класс B. Воздушное пространство класса В окружает национальные аэропорты и обычно распространяется до высоты в 10 000 фут. MSL, а в некоторых случаях и выше. Воздушное пространство класса В может простираться горизонтально с радиусом до 15 миль от вышки аэропорта. Более точно оно определяется конкретно исходя из условий интенсивности воздушного движения, географических или иных условий конкретного аэропорта. Незаконное проникновение в пространство класса В является очень серьезным нарушением, которое подвергает риску жизни многих людей, летающих на больших пассажирских самолетах. Если проникновение в пространства классов D или Е влекут за собой только серьезное предупреждение, то проникновение в класс В или С влечет за собой строгое наказание.
Класс С. Разделение по высотам показывает верхнюю и нижнюю границу, также, как и в пространстве класса В. Также, как и в пространстве класса В полеты без
согласований с органами УВД возможны над и под выступами пространства С. Для
полетов авиации общего назначения внутри этого пространства требуется получение разрешение от органа УВД, которое может быть получено по телефону (некоторые органы УВД могут принимать заявку по радио).
Класс D. К классу D, обычно, относится ВП не больших городских аэропортов
с диспетчерской вышкой. Обычно верхняя граница класса D находится на высоте 2
500 фут. AGL над аэропортом, но эта высота может быть другой. Некоторые границы пространства D могут иметь, например, вытянутую форму, это связано с особенностями прохождения трасс взлета или посадки аэропорта.
Класс Е. Класс Е – это огромное контролируемое воздушное пространство,
которое не определено как классы А, В, С, D, G. Оно заполняет промежуток между
остальными классами. В нём можно летать в пределах, не ограниченных другими
пространствами. Класс Е всегда имеет одно из четырёх значений нижней границы:
поверхность, 700 AGL (высота относительно поверхности земли), 1 200 AGL, 14 500
MSL. Большая часть пространства Е имеет ограничение высоты 1 200 AGL. Ограничение высоты 700 AGL обозначается на картах широкой фиолетовой линией с размытой границей. Размытая граница находится с той стороны, где вводится нижняя граница пространства 700 AGL.
Класс G. Этот класс расположен под остальными пространствами и начинается от поверхности земли. Он покрывает всю поверхность земли, повторяя рельеф. В
удаленных областях он имеет высоту 14500 MSL. Верхняя граница класса G – это
обычно нижняя граница пространства E.
Класс G полностью неконтролируемый и наиболее подходит для полетов авиации общего назначения и БВС. Класс G заканчивается там, где он пересекается
классами B, C, D, E.
В странах Евросоюза классификация воздушного пространства устанавливается национальными авиационными властями. Например, в Великобритании установлены классы контролируемого воздушного пространства A, С, D, E и класс неконтролируемого воздушного пространства G. В Германии установлены классы
контролируемого воздушного пространства С, D, E и класс неконтролируемого воздушного пространства G. В Испании установлены все классы воздушного пространства от А до G в соответствии с классификацией ИКАО. Классы от А до Е относятся к контролируемому воздушному пространству, классы F и G к неконтроли-
руемому.
Рассмотрим структуру воздушного пространства (ВП) Российской Федерации.
Структура ВП Российской Федерации отличается от международной классификации
и классификации стран, рассмотренных выше. Согласно ст. 10 Федеральных правил
использования воздушного пространства (ФП ИВП) , утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (в редакции от 13.06.2018) все воздушное пространство РФ делится на три класса: А, С и G (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4– Принципиальная схема структуры классов воздушного пространства
Российской Федерации
Класс А. Класс А устанавливается от эшелона 8100 м и выше, в том числе на
воздушных трассах, спрямленных воздушных трассах, маршрутах зональной на-
вигации. Требования, предъявляемые к полетам воздушных судов в воздушном про-
странстве класса А:
— разрешаются только полеты по правилам полетов по приборам (ППП);
— все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эше-
лонируются;
— все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения;
— отсутствуют ограничения по видимости, расстоянию до облаков, скорости
полета;
— обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД
Класс С. Класс С устанавливается от эшелона 8100 м и ниже, в том числе на
воздушных трассах, спрямленных воздушных трасс, маршрутах зональной навига-
ции, коридорах входа (выхода) на воздушные трассы в районах аэродромах (аэроуз-
лов), коридорах подхода, зонах взлета и посадки.
Требования, предъявляемые к полетам воздушных судов воздушном про-
странстве класса С:
— разрешаются полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуаль-
ных полетов;
— все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживание;
— воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам,
эшелонируются относительно всех других воздушных судов, выполняющих полеты
по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов;
— воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов,
эшелонируются только относительно воздушных судов, выполняющих полеты по
правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении
других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов;
— все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения;
— ограничение по скорости полетов при выполнении полетов воздушных судов
по правилам полетов по приборам не применяется;
— полеты воздушных судов по правилам визуальных полетов разрешаются со
скоростью не более 450 км/ч на эшелонах ниже 3000;
— обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД.
Класс G. Класс G устанавливается в воздушном пространстве, где не устанавливаются классы воздушного пространства А и С.
К полетам воздушных судов в воздушном пространстве класса G предъявляется следующие требования:
— разрешаются полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов;
— эшелонирование воздушных судов не производится;
— все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием;
— при выполнении полетов воздушных судов наличие диспетчерского разрешения не требуется;
— полеты воздушных судов разрешаются со скоростью не более 450 км/ч на
эшелонах ниже 3000 м;
— при выполнении полетов воздушных судов по правилам полетов по приборам
наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД обязательно;
— при выполнении полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов
наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОрВД не требуется.
Границы классов A, C и G устанавливаются Министерством транспорта Рос-
сийской Федерации.
Таким образом, при полетах на различных высотах действуют определенные
правила и ограничения летной эксплуатации БВС. Анализ приведенных в разделе
данных показывает необходимость учета структуры воздушного пространства и раз-
работки технологий безопасного совместного применения пилотируемых и беспи-
лотных ВС.
— пространство, простирающееся вверх над поверхностью Земли. В воздушном праве различают государственное (национальное) В. п. и В. п. над открытым морем. Государственное В. п. расположено над сухопутной и водной территориями государства, включая его территориальные воды. Оно входит в состав государственной территории и находится под полным и исключительным суверенитетом данного государства. Принцип суверенитета государства над В. п. получил юридическое закрепление в Парижской конвенции 1919 о воздушных передвижениях и в Чикагской конвенции 1944. В. п. над открытым морем расположено над морями и океанами за пределами территориальных вод государств и открыто для полётов летательных аппаратов всех стран. Принцип свободы полетов над открытым морем предполагает, что каждое государство должно разумно учитывать заинтересованность других государств в свободе полётов, соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права.
Для организации полётов, обслуживания воздушного движения, а также обеспечения других видов деятельности, связанной с использованием В. п. (пуски ракет, стрельбы и др.), в нём определяются следующие структурные элементы: районы полётной информации (например, районы, где имеется управление воздушным движением), районы аэродромов, воздушные трассы, коридоры входа и выхода летательных аппаратов, зоны ожидания и т. д. Над объектами, имеющими важное государственное значение, устанавливаются запретные зоны, зоны ограничения полётов. В интересах организации полётов и обслуживания воздушного движения В. п. делится, кроме того, на верхнее и нижнее, граница между которыми обычно проходит на уровне 6000 м. Районы и зоны, в которых обеспечивается диспетчерское обслуживание воздушного движения, в документах Международной организации гражданской авиации признаются контролируемым В. п. В неконтролируемом В. п. организуются только полётно-информационное обслуживание и аварийное оповещение.
Автор : Морозова Виктория
ученица 3 «А» класса
МБОУ «Средняя школа № 66»
г. Иваново
2017
Какие бывают летательные аппараты
Человек много столетий пытался взлететь в небо и летать как птица. Люди на
протяжении столетий пытались сделать аппарат, который бы поднял их в небо.
Они добились своего!
Теперь рассмотрим историю создания летательных аппаратов.
Все летательные аппараты делятся на две группы, которые легче
воздуха и те, которые тяжелее воздуха.
К первой относятся: воздушные шары, дирижабли.
Ко второй, которые тяжелее воздуха, относятся самолёты, вертолёты,
ракеты, дельтапланы и парапланы.
Первая группа
Братья Жак — Этьенн и Жозеф — Мишель Монгольфье являются изобретателями
первых воздушных шаров.
21 ноября 1783 года воздушный шар, наполненный горячим воздухом,
поднимается в небо. Он состоял из большого куска хлопкового полотна, в
который поступал воздух. Своему изобретению братья дают свое имя монгольфьер, и их ждал большой успех!
В наше время воздушные шары выглядят более современно.
В 1852 году с Парижского ипподрома взлетает первый управляемый
воздушный шар длиной 44 метра и оборудованный паровым двигателем. На его
борту – французский инженер Анри Жиффар, отныне он может управлять
направлением движения своей машины. Такие воздушные шары получили
название – дирижабли.
Современные дирижабли, используется в европейских странах в туристических
целях, и для перевозки людей. Так же их используют для перевозки грузов.
Вторая группа.
Первые вертолеты
После удачного запуска воздушного шара продолжаются поиски других
летательных аппаратов.
Первый удачный полёт был осуществлён французом Клеманом Адером в 1890
году. Его самолёт, оснащенный паровым двигателем, пролетел только 50
метров! Затем братья Райт в 1903 г. осуществили первый управляемый полёт.
Он продлился всего одну минуту! Через год продолжительность полётов
достигает 7 минут.
В 1909 году французский инженер Луи Блерио пересекает пролив Ла Манш
на борту своего самолёта.
Модель вертолёта, которую мы привыкли видеть сегодня, была создана
русским конструктором Игорем Сикорским в 1939 году. Пропеллер без
остановок вращается во время полёта, и именно это вращение обеспечивает
парящее положение вертолёта в воздухе.
Современные вертолеты
Дельтаплан – летательный аппарат тяжелее воздуха. Первые дельтапланы
были испытаны немецким авиатором Отто Лилиенталем, который погиб во
время испытаний.
Современные дельтапланы.
Параплан – безмоторный пилотируемый летательный аппарат с неподвижным
крылом. Скорость полёта – 20-70 километров в час.
Первые ракеты
Развитие ракетной техники за сорок лет совершило большой скачок от самых
простых до современных.