Овоз
Материал актуален на 04.08.2014
Содержание
- Что такое оценка воздействия на окружающую среду и когда она проводится?
- На чем базируется проведение ОВОС – 7 главных принципов
- Как разработать проект ОВОС — 7 основных этапов
- Этап 1. Выбор экспертной компании
- Этап 2. Разработка проекта технического задания
- Этап 3. Анализ состояния окружающей среды в районе воздействия объекта
- Этап 4. Сбор и анализ информации для оценки воздействия объектов на окружающую среду
- Этап 5. Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве объектов
- Этап 6. Предложение экспертом мероприятий, направленных на минимизацию воздействия
- Этап 7. Предоставление заказчику проекта ОВОС
- Кем проводится ОВОС – обзор ТОП-3 оценочных компаний
- Как ускорить процесс оценки воздействия на окружающую среду – 3 простых совета
- Что такое ОВОС?
- Экологическая экспертиза и ОВОС
- Кто является участниками ОВОС?
- Что определяется при составлении ОВОС?
- Какие принципы действуют при построении ОВОС
- Что еще включают в ОВОС?
- Этапы осуществления
- Нарушения правил ОВОС
- Особенности ОВОС на Украине
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
- Цель, основные принципы и задачи ОВОС
-Участники и исполнители ОВОС
- Процедура ОВОС
-Информирование и участие общественности в процессе ОВОС
- Результаты ОВОС
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. ОВОС представляет собой документ, комплексно описывающий все виды воздействия предприятия, хозяйствующего субъекта на окружающую среду.
ОВОС имеет важное значение, так как проводится при разработке всех альтернативных вариантов проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность. ОВОС не только определяет возможные негативные воздействия, но и разрабатывают комплекс мер по их минимизации.
При разработке ОВОС возникает много вопросов, так как устранить негативные последствия порою проще, чем спрогнозировать их прямое и косвенное воздействие.
Справка раскроет для вас важные аспекты процедуры ОВОС: принципы и задачи, роли участников, исполнителей и общественности, этапы оценки, результаты ОВОС и их дальнейшее развитие.
Оценка воздействия — задача трудоемкая и сложная, а предлагаемая информация поможет значительно облегчить процесс и существенно сэкономить время.
Цель, основные принципы и задачи ОВОС
Основные задачи ОВОС должны решаться в соответствии с требованиями документов, обеспечивающих соблюдение природоохранного законодательства:
- Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Водного кодекса РФ;
- Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
- Земельного кодекса РФ;
- Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ (далее Положение), утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372;
- Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов от 01.01.1992 г.
|
Внимание! Письмами Главгосэкспертизы России от 14.01.2010 г. № 6-1/15 и Минрегиона России от 12.02.2010 г. № 5192-ИП/08 рекомендовано использовать вышеназванное Положение. Руководство по проведению ОВОС, 1992 г. в том числе когда при проведении ГЭЭ не предусмотрено. |
Цель проведения ОВОС — предотвращение или смягчение воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических, экологических и других последствий.
В результате разработки проекта ОВОС будет подготовлена информация о масштабах и характере воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной деятельности, оценке экологических и иных последствий воздействия, их значимости, а также возможности их уменьшения.
Основные принципы ОВОС (разд.II Положения) :
- Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
- Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы. Материалы ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.
- Принцип предупреждения . Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
- Принцип вариантности . Оценка альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности.
- Принцип ответственности . Заказчика (инициатора) деятельности ответственен за последствия реализации проектных решений. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также «нулевого варианта» (отказ от деятельности).
- Принцип гласности . Участие общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду.
- Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы . Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов.
- Принцип достоверности и полноты информации , представляемой на экологическую экспертизу. Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации.
- Принцип мониторинга воздействия реализации проекта на окружающую среду. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основной для проведения мониторинга, послепроектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
- Принцип учета трансграничного воздействия . В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляются с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
Основные задачи ОВОС:
- Выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду территории реализации проекта намечаемой деятельности.
- Прогноз и оценка возможных изменений окружающей среды, которые могут произойти вследствие оказанных негативных воздействий в результате осуществления намечаемой деятельности.
- Предсказание и упорядочение по значимости экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий.
- Учет в подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.
Участники и исполнители ОВОС
В процедуре проведения ОВОС участвуют представители разных позиций, которые выполняют определенные функции в зависимости от своего статуса. Выделяют участников и исполнителей.
К участникам относятся инициаторы намечаемой деятельности и орган власти, а также общественность.
Инициаторы намечаемой деятельности — юридические или физические лица, заявившие о своем намерении вести хозяйственную деятельность, а также осуществляющие инвестиции в подготовку и реализацию этой деятельности.
Орган власти — орган исполнительной, законодательной или представительной власти. Выдавая инициатору разрешение на осуществление хозяйственной деятельности, органы власти берут на себя ответственность за то, что намечаемая инициатором деятельность не повлечет за собой неприемлемых для общества последствий. В связи с этим органы власти выполняют следующие функции:
- принимают решение о согласии (или отказе) на подготовку заказчиком предложений по обоснованию намечаемой деятельности;
- определяют границы затрагиваемого района, на территориях которого должны быть проведены исследования в связи с возможным воздействием будущего объекта на окружающую среду;
- устанавливают пункты и время проведения общественных слушаний, способы информирования общественности и местного населения о намечаемой деятельности;
- информируют население о принятом решении;
— принимают решение о выдаче лицензии на комплексное природопользование.
Общественность — часть общества, активно участвующая в жизни этого общества и выражающая мнение этой части общества. Это могут быть местные жители, живущие близ участка строительства, горожане и т.д. В обязательном порядке должны проводиться общественные слушания ОВОС с их участием.
К исполнителям относятся заказчик и разработчик решений по проекту.
Заказчик — по поручению инициатора обеспечивает всю необходимую подготовку к реализации намечаемой деятельности.
Основные функции заказчика:
- подготовка документов в рамках ОВОС и своевременное представление пакета для согласования в соответствующие органы власти;
- организация проведения необходимых изысканий и исследований;
- утверждение проекта хозяйственной или иной деятельности;
- организация внутреннего контроля за выполнением мер и мероприятий, которые обеспечивают соблюдение экологических требований и условий при реализации хозяйственного проекта;
- осуществление мер по выявлению и учету мнения населения затрагиваемого района по поводу изменений окружающей среды, возникающих в результате реализации хозяйственного проекта (осуществления хозяйственной деятельности).
Разработчик решений по объекту — сторонняя проектная либо научно-исследовательская организация, которая осуществляет разработку решений по объекту, а также подготавливает обосновывающую документацию на реализацию намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
Функции разработчика решений по объекту:
- подготовка заявительных и других документов в рамках ОВОС, которые представляются на рассмотрение в органы власти;
- разработка принципиальных решений по объекту, определение общих характеристик и предполагаемых воздействий на окружающую среду, формирование и анализ разумных альтернатив и вариантов достижения целей инициатора;
- анализ собранной исходной информации о предлагаемом месте размещения будущего объекта, оценка общего накапливаемого воздействия намечаемой деятельности с учетом действующих и планируемых к созданию хозяйственных и иных объектов в затрагиваемом районе;
- коррекция инженерных, технических и других решений по объекту для обеспечения гарантии соблюдения согласованных экологических условий и предотвращения выявленных в процессе ОВОС экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий;
- подготовка предложения по организации мониторинга изменений окружающей среды при осуществлении хозяйственного проекта (разд.I Положения).
Ответственность участников проведения ОВОС
В процессе проведения ОВОС участники несут ответственность.
Заказчик несет ответственность за:
- комплектность исходной документации;
- достоверность и полноту исходных данных;
- учет и представление результатов ОВОС в составе предпроектной и проектной документации в государственные органы контроля;
- экологические и связанные с ними последствия реализации проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).
Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной документации несет ответственность перед заказчиком за достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС на основании исходных данных.
Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.
Государственные органы контроля несут ответственность перед государственными органами власти и управления за своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и проектной документации, содержащей результаты проведения ОВОС.
Процедура ОВОС
Процесс разработки проекта ОВОС состоит из нескольких этапов, для проведения которых необходим определенный набор документов. По окончании процесса должен быть представлен документ, в основе которого лежат результаты прошедшей операции.
1 этап. Уведомление о намерениях
Заказчик проекта направляет в государственные органы власти и управления уведомление, в котором описывает намечаемую хозяйственную деятельность, её цели и условия реализации, варианты осуществления деятельности и т. д. На этом же этапе уведомляется общественность и составляется техническое задание для проведения проекта ОВОС.
Уведомление представляется с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления (п.3.1 Положения).
|
Внимание! |
Таким образом, в ходе первого этапа заказчик:
- подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
— информирует общественность в соответствии с пп.4.2, 4.3 и 4.4 Положения;
— проводит предварительную оценку по основным положениям п.3.2.2 Положения и документирует ее результаты;
— проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.
В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:
- о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
- о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;
- о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.
На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание ОВОС (далее — ТЗ), которое содержит:
- наименование и адрес заказчика (исполнителя);
- сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
- основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультаций с общественностью;
- основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;
- предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.
ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
2 этап. Исследования и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС
Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее:
- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
- оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
- разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов) (п.3.2 Положения).
|
Внимание! |
3 этап. Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.
Окончательный вариант материалов по ОВОС готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса ОВОС на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
Если в связи с поступившими замечаниями и предложениями необходимо внести изменения, то проводится корректировка проекта.
В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация:
- об учете поступивших замечаний и предложений;
- протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).
Окончательный вариант материалов по ОВОС утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).
|
Дополнительная информация Более подробную информацию вы найдете в справке «Экологическая экспертиза». |
Участие общественности в ОВОС может осуществляться:
— на этапе представления первоначальной информации;
— на этапе проведения ОВОС и подготовки обосновывающей документации.
Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит вышеперечисленные этапы ОВОС на всех стадиях подготовки документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемой на государственную экологическую экспертизу (п.3.3 Положения).
|
Внимание! Процесс проведения ОВОС для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов РФ, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Министерства природных ресурсов и экологии разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение ОВОС для этих видов деятельности и согласовывают эти нормативные документы МПР России (п.3.3.3 Положения). |
|
Дополнительная информация |
Информирование и участие общественности в процессе ОВОС
Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения ОВОС, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
В соответствии с п.п.4.1 Положения информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.
Информирование общественности и других участников ОВОС на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком .
Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о (п.п.4.3 Положения):
- названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
- наименовании и адресе заказчика или его представителя;
- примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
- органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
- предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений;
- сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;
- иной информации.
Дополнительное информирование участников процесса ОВОС
Может осуществляться путем распространения информации, указанной в п.п.3.1.1 Положения:
- по радио;
- на телевидении;
- в периодической печати;
- через Интернет;
- иными способами, обеспечивающими распространение информации.
Согласно п.п.4.5 Положения, заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с п.п.3.1.1 Положения. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.
Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке ОВОС заинтересованной общественности и других участников процесса ОВОС с момента его утверждения и до окончания процесса ОВОС.
На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.
При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо:
- руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- учитывать фактор неопределенности;
- степень заинтересованности общественности.
Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в п.п.3.1.1 Положения, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально (п.п.4.9 Положения).
Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируется основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен).
Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.
Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п.п.4.10 Положения, представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее, чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности (п.п.4.11 Положения).
Если возникает общественный резонанс и волнения по поводу намечаемой хозяйственной деятельности, необходимо рассмотреть возможность разработки проектной документации на более ранних стадиях, чтобы в дальнейшем избежать осложнений.
Результаты ОВОС
Результатом проведения ОВОС является информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий.
Результаты ОВОС предоставляются при прохождении госэкспертизы, в соответствии с требованиями п.25 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
На основании проекта ОВОС выдаются санитарно-эпидемиологические заключения в соответствии с:
- Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»;
- Приказом Роспотребнадзора от 12.08.2010 г. № 309 «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224».
Результаты ОВОС отражаются в составе проектной документации, в разделе «Мероприятия по охране окружающей среды», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02,2008 г. № 87.
Что включает в себя положение об оценке воздействия на окружающую среду? Как происходит разработка проекта ОВОС? Как ускорить оценку воздействия объекта на окружающую среду?
Приветствую читателей сайта «ХитёрБобёр»! С вами Максим Алексеев. В этой статье я хочу рассказать об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Тема будет интересна всем, кому не безразлично экологическое состояние нашей планеты и собственное здоровье.
Современный бизнес безусловно должен быть ответственным, ведь от того, каким образом фабрики, химические комбинаты и прочие предприятия воздействуют на окружающую среду сейчас, зависит наша жизнь и жизнь наших детей в ближайшем будущем.
Итак, начнём!
Что такое оценка воздействия на окружающую среду и когда она проводится?
Проблемы экологии обсуждаются на самом высоком международном уровне. Регулярно появляются научные публикации о необходимости принятия неотложных мер в области охраны окружающей среды. Тем не менее, ситуация продолжает ухудшаться.
На эту тему появилось даже расхожее выражение о том, что в своё время Христос мог ходить по воде и это было чем-то необычным, а сегодня, если не остановить загрязнение водоемов, то такое «чудо» сможет совершить каждый.
Это высказывание не лишено определенной доли иронии, но факт остается фактом – положение с каждым годом только ухудшается. Для того, чтобы изменить ситуацию, реализуются долгосрочные природоохранные программы.
Оценке всех видов производственной деятельности отводится важнейшее место в комплексе мер, предпринимаемых в области экологии.
Детально рассмотрим основные понятия и положения по рассматриваемой теме.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – комплекс последовательных мероприятий по выявлению негативных факторов, которые может оказывать планируемая деятельность на экологическую ситуацию в регионе.
Объекты, на которых проводится ОВОС:
- включенные в перечень подвергаемых обязательной поэтапной проверке;
- объекты, проверка которых инициирована отдельными гражданами или общественными организациями (объединениями);
- находящиеся на особо охраняемой природной территории.
Проведение ОВОС включает в себя целый ряд мероприятий. Предусмотрен также определённый порядок информирования общественности об их результатах.
Основные принципы Положения об ОВОС:
- принцип предполагаемой экологической угрозы — каждый исследуемый объект рассматривается как потенциально опасный, пока оценка не установит его безопасность;
- принцип полноты представляемой информации и ее достоверности — лицо, ответственное за эксплуатацию объекта и проведение планируемой деятельности обязано предоставить всем участникам процесса всю имеющуюся у него информацию;
- принцип гласности — отдельные заинтересованные граждане или общественные природоохранные объединения имеют полное право контролировать все этапы проведения оценки.
Положение как федеральный документ содержит общие тезисы, описание сфер применения, обязанности участников, порядок общественных слушаний, ответственность за правонарушения проверяемых субъектов.
Подробнее об экологической экспертизе – в обзорной статье нашего сайта.
На чем базируется проведение ОВОС – 7 главных принципов
Надежды экологов на то, что спад темпов производства, который отмечался в стране в последние годы, положительным образом скажется на экологии страны, не оправдались.
Некоторые руководители объектов хозяйствования, пытаясь минимизировать издержки, экономят как раз на сокращении финансирования природоохранных программ. Все это привело к тому, что ситуация не улучшилась, а по некоторым показателям даже ухудшилась.
Пример
По данным, обнародованным природоохранными организациями, на 2016 год в России только 12% всех водоемов считаются «условно-чистыми». Около 10% населения страны используют для приготовления пищи воду, не пригодную для употребления.
Более 40% населения страдают болезнями дыхательных путей, из которых не менее 5% — онкологическими заболеваниями.
Отношение к ОВОС как в нашей стране, так и во всем мире, далеко не однозначное. Большинство воспринимает эту процедуру как благо, которое стоит на пути решения проблем в области охраны окружающей среды.
Однако, есть и те, кто убежден, что ОВОС не что иное, как бюрократическая волокита, тормозящая любые прогрессивные начинания.
Чтобы разобраться и с этим вопросом, рассмотрим основные принципы ОВОС.
Принцип 1. Демократичность
Любому гражданину или общественной организации (объединению) гарантированно право на открытое участие в оценке на всех этапах ее проведения.
Своевременное информирование граждан обо всех изменениях экологической обстановки — основная задача органов власти всех уровней.
Принцип 2. Прозрачность
Все участники процесса проведения экспертизы имеют полный доступ ко всей информации на всех этапах мероприятия.
Кроме того, рядовые граждане и общественные организации должны иметь прямой доступ к результатам оценки и выводам компетентных органов.
Принцип 3. Определенность
Факторы, оказывающие существенное влияние на производственную деятельность в ходе проведения ее оценки, рассматриваются в общей взаимосвязи.
Выводы экспертной комиссии должны быть определёнными и однозначными.
Принцип 4. Надежность
Каждый исследуемый объект рассматривается как потенциально опасный, пока не будет доказано иное.
Оценка проводится поэтапно, исключительно на основе положений действующего законодательства. Любые отклонения недопустимы.
Принцип 5. Рентабельность
Стоимость проведения работ должна соответствовать сложности оцениваемого объекта. Любая необоснованная широкомасштабная и долгосрочная оценка за счет средств инициатора недопустима и противоречит действующему законодательству.
Как показывает практика, затраты на оценку воздействия на окружающую среду крайне редко превышает 1-3% от общей стоимости проектных работ.
Принцип 6. Гибкость
В ходе проведения ОВОС в обязательном порядке должны быть рассмотрены все возможные варианты дальнейшего направления развития деятельности, в том числе и альтернативные.
Если в ходе оценки принято решение о том, что деятельность или объект представляет потенциальную опасность для окружающей среды, то владельцу должна быть предоставлена возможность подкорректировать свою деятельность так, чтобы она не противоречила нормам законодательства о защите окружающей среды.
Принцип 7. Практическая применимость
При принятии окончательного решения выводы, полученные в ходе оценки, должны быть полностью учтены. Ответственные лица, в свою очередь, обязаны руководствоваться требованиями и рекомендациями ОВОС на всем протяжении осуществления своей деятельности.
Дадим краткое определение основных участников процесса ОВОС.
Заказчик – лицо, планирующее заниматься определенной деятельностью и отвечающее за подготовку сопутствующей документации для предъявления на экологическую экспертизу.
Исполнитель – эксперт, которому передано право проведения процедуры оценки.
Прежде чем перейти непосредственно к этапам разработки проекта, рассмотрим основные функции участников оценки ОВОС.
Участники ОВОС и их основные функции:
№ |
Участник |
Основные функции |
Заказчик | Готовит и в последующем утверждает проектную документацию, анализирует общественное мнение, контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства | |
2 | Исполнитель | Проводит оценку, координирует действия в рамках всех участников процесса, оформляет документы, выработанные в процессе оценки |
3 | Общественность | Изучив проект, высказывает собственное мнение о возможном воздействии на экологию, организует общественные слушания, знакомится с окончательным решением |
4 | Органы власти | Рассматривают предлагаемые заказчиком предложения с последующим принятием по ним решения, определяют границы района проведения оценки, организуют информационную работу с населением, выдают лицензии |
Как разработать проект ОВОС — 7 основных этапов
Если все возможные последствия деятельности объекта учтены и вероятность возникновения угроз для окружающей среды минимальна, можно переходить к поэтапной разработке проекта ОВОС.
Рассмотрим основные этапы.
Этап 1. Выбор экспертной компании
Выбирая экспертную компанию, не пожалейте времени на сбор максимально возможной информации обо всех заинтересовавших кандидатах.
Особое внимание обратите на продолжительность и опыт работы компании на рынке этого вида услуг. Изучите, какие конкретно работы ранее проводила организация, почитайте отзывы о ней.
Этап 2. Разработка проекта технического задания
Техническое задание (ТЗ) разрабатывается для определения порядка проведения оценки, ее состава и содержания.
Как правило, ТЗ включает в себя основание и сроки проведения оценки, ее цели, задачи, порядок привлечения общественности, применяемые методы, состав и содержание.
Этап 3. Анализ состояния окружающей среды в районе воздействия объекта
На этом этапе выявляются характерные для выбранного района природные условия, его особенности и прогнозируется, каким образом будет меняться окружающая среда после начала деятельности.
В ходе анализа учитываются следующие факторы:
- климатические — влияние климата района на планируемую деятельность или объект;
- почвенные — состав и состояние почвы;
- геологические — состав и структура пород, вероятность сейсмической активности;
- гидрологические — состав поверхностных и подземных вод;
- биологические — состояние животного и растительного мира.
Этап 4. Сбор и анализ информации для оценки воздействия объектов на окружающую среду
На этом этапе проводится всесторонний анализ вероятного влияния деятельности объекта на окружающую среду. Оценивается воздействие на воздух, воду, почву, растительность и животных.
Особое внимание уделяется прогнозированию угроз, которые могут возникнуть при нештатных и аварийных ситуациях.
Этап 5. Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве объектов
На данном этапе вырабатывается компромиссное решение, которое позволит построить объект одновременно с минимально возможными экономическими издержками и при этом без нарушения природоохранного законодательства.
Этап 6. Предложение экспертом мероприятий, направленных на минимизацию воздействия
На основании собранной информации клиенту предоставляется предложения по минимизации воздействия на окружающую среду.
Такие предложения включают:
- меры по совершенствованию уже разработанных программ работы объекта;
- новые мероприятия, их содержание, стоимость и ожидаемый результат;
- меры по возмещению компенсаций сторонам, которым будет нанесен ущерб в ходе осуществления деятельности.
Этап 7. Предоставление заказчику проекта ОВОС
Экспертная оценка должна содержать полный отчет о состоянии окружающей среды и ее изменении после начала деятельности. Представляемые данные выражаются в конкретных количественных оценках и содержат подробные комментарии.
Как видно из приведенного выше обзора, разработка проекта ОВОС требует знания положений природоохранного законодательства на профессиональном уровне. Если вы не обладаете такими знаниями, лучшее решение — помощь профессионалов.
Представляем вашему вниманию юридический портал Правовед.ру. На страницах сайта можно найти ответ на любой интересующий вопрос. В интересах клиентов в режиме реального времени работает боле 700 юристов со всей страны. Всего с сайтом сотрудничают более 16 000 специалистов.
Каждый клиент может задать вопрос юристу, который живет и работает именно в его регионе. Таким образом, полученный ответ будет не только компетентным, но и адаптирован к местным реалиям. Портал работает круглосуточно без перерывов и выходных. Правовед.ру – надежный консультант, который всегда рядом.
Кем проводится ОВОС – обзор ТОП-3 оценочных компаний
Проведем обзор наиболее авторитетных экспертных компаний, специализирующихся на экологических экспертизах и оценочных мероприятиях.
1) Протос Экспертиза
Протос Экспертиза входит в группу российских компаний «Протос», основанную в 2003 году. За относительно короткий срок работы на рынке компания сумела завоевать лидирующие позиции на рынке оценочных и консалтинговых услуг и сформировать мнение о себе, как об уважаемом и авторитетном эксперте.
Главные принципы компании – компетентность, креативность, ответственность и комплексный подход к каждому клиенту. Специалисты компании имеют опыт проведения работ во всех отраслях промышленности. Список услуг организации постоянно расширяется — «Протос» оказывает услуги не только в сфере промышленной безопасности, но и в области экологического страхования, обучения персонала предприятий.
2) EcoStandard group
Компания работает в своем сегменте рынка с 1997 года. Первой из отечественных компаний получила аккредитацию в международном сообществе U.S. Green Building. Открыты представительства не только в регионах России, но и за рубежом.
EcoStandard group специализируется на оказании услуг по разработки проектной документации, исследованиях и внедрении передовых технологий в области экологии, консультирует клиентов по проблемным вопросам охраны труда.
При необходимости специалисты компании разработают перечень необходимых мероприятий по охране окружающей среды, установят размеры санитарно-защитной зоны. Наличие в штате высококвалифицированных специалистов гарантирует грамотное выполнение работ любого уровня сложности.
3) Эколюкс
Группа компаний «Эколюкс» основана в 2004 году. Основное направление деятельности – оказание услуг в области охраны окружающей среды и оптимизации экологических платежей. За 12 лет работы на рынке услугами компании воспользовалось более 6000 клиентов.
Основные преимущества компании – наличие разрешения на проведение любых типов работ и собственной лаборатории. Специалисты «Эколюкс» готовы предложить своим клиентам услуги по разработке полного пакета разрешительных экологических документов и их быстрое согласование с контролирующими органами.
Читайте подробный материал о независимой оценке.
Как ускорить процесс оценки воздействия на окружающую среду – 3 простых совета
Оценка воздействия на окружающую среду – процесс кропотливый, требующий вдумчивого подхода и поэтапной реализации. Естественно, на проведение всех необходимых операций требуется время. Ускорение процесса, как правило, приводит к ошибкам и необъективным выводам.
Однако, возникают ситуации, когда в интересах бизнеса требуется провести оценку в кротчайшие сроки. Как же решить эту проблему быстро и получить отличный результат? Выход есть. Приведем несколько полезных советов.
Совет 1. Подготовить все документы заранее
Если подготовить и передать экспертной компании весь пакет документов заблаговременно, то это позволит специалистам сразу приступить к работе.
Такая мера позволит существенно сократить сроки оценки.
Совет 2. Заказать экспресс-оценку
Выбирайте экспертную компанию, специалисты которой оказывают подобную услугу. При этом соберите информацию о компании.
Организация должна хорошо зарекомендовать себя на рынке экспертных услуг. В противном случае вас может ждать разочарование. Довольно часто быстро делает свою работу только дилетант.
Совет 3. Пользуйтесь специальными услугами компании
Многие компании в нашей стране оказывают специальные услуги по оценке воздействия на окружающую среду. Такая услуга позволит провести все операции быстро и получить компетентную оценку.
Однако обойдутся такие услуги несравненно дороже, так как специалистам компании придется отложить все свои другие проекты и работать исключительно в ваших интересах.
Оценить экологическую ситуация можно не только на предприятии, но и в собственном жилище. Если вас интересует эта тема, читайте подробную статью на нашем сайте, посвящённую оценке дома.
Рекомендуем просмотреть короткий ролик по теме статьи.
Итак, друзья, теперь вы в курсе, что представляет собой оценка воздействия на окружающую среду. Мы разобрались во всех механизмах и тонкостях этого мероприятия. Надеемся, предоставленный материал позволит вам выбрать надежного эксперта и избежать трудностей в экологическом обеспечении вашего бизнеса.
Коллектив журнала «ХитёрБобёр» желает своим читателям здоровья и благополучия! Ждём от вас оценок статьи и комментариев по теме публикации. До новых встреч!
Автор статьи: Александр Бережнов
Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)
Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».
Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.
Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.
Необходимость оценки воздействия новых проектов на окружающую среду связана с широкой распространенностью экологических проблем и их влиянием на качество жизни населения. Ужесточение норм и правил в сфере экологии способствует уменьшению негативного воздействия на окружающую среду как новых, так и уже существующих хозяйственных объектов. В результате рост ВВП достигается с меньшими экологическими потерями, что в современном мире очень важно. Проведение ОВОС позволяет оценить потенциальный экологический ущерб от планируемой деятельности и разработать меры для минимизации данного ущерба.
Что такое ОВОС?
ОВОС – это оценка воздействия на окружающую среду – международный термин, который характеризует комплекс действий, направленных на определение характера, интенсивности влияния на окружающую среду и возможных экологических последствий от предполагаемой хозяйственной деятельности. В России проведение таких мероприятий регламентируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» и предусмотрено для всех типов планируемой деятельности. Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) требует от специалиста широкого спектра знаний как в области экологии, так и в смежных с ней областях (техника, экономика, социология и т. д.). Только всестороннее исследование будет удовлетворять целям.
Материалы ОВОС способствуют правильной оценке ситуации и принятию взвешенных и адекватных решений о способах осуществления предполагаемой деятельности. Они показывают характер и уровень возможных воздействий, величину экологических рисков и экологических последствий и дают основу для разработки мер по минимизации вредных воздействий.
Экологическая экспертиза и ОВОС
ОВОС – одна из форм экологической экспертизы. Хотя некоторые отличия у них все же есть. ОВОС намечаемой деятельности отличается от государственной экологической экспертизы некоторыми нюансами. Экологическая экспертиза действует на стадии принятия и обоснования какого-либо решения, затрагивающего окружающую среду. Она дает экологическое обоснование принимаемому решению. Главная цель экологической экспертизы – это соответствие основным экологическим требованиям, прописанным в законодательстве. ОВОС же предполагает именно исследование и комплексную оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Таким образом, экологическая экспертиза более формальна, а потому ее не всегда бывает достаточно.
Кто является участниками ОВОС?
Основными участниками процедуры ОВОС являются заказчик и исполнитель. Иногда к ее проведению подключают еще и общественность.
- Заказчик представляет собой физическое или юридическое лицо, которое осуществляет подготовку документации по планируемой деятельности, исходя из существующих требований по данному роду деятельности. Предоставляет юридическое право на проведение ОВОС исполнителю.
- Исполнитель также является физическим или юридическим лицом, основная задача которого – проведение процедуры по оценке воздействия предполагаемой деятельности на окружающую среду. Он несет ответственность за точность результатов, полноту оценки и достоверность получаемой информации. Результаты должны соответствовать принятым стандартам и нормативам.
При выполнении ОВОС исполнитель проводит исследования на предмет влияния предполагаемой деятельности на окружающую среду, рассматривает альтернативные варианты проекта. Результатом этой деятельности является предварительный вариант оценки ОВОС, который после этого рассматривает общественность.
После проведения общественных слушаний и ознакомления с замечаниями граждан исполнитель подготавливает итоговый вариант ОВОС. Полученные материалы затем используются при общей экологической оценке проекта. Общественность также может участвовать в процессе, предоставляя дополнительную информацию и участвуя в слушаниях.
Что определяется при составлении ОВОС?
В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:
- Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
- Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
- Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
- Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.
При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:
- Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
- Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
- Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
- Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
- Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
- Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.
Какие принципы действуют при построении ОВОС
Финансовое бремя по оплате всех процедур анализа лежит на заказчике. При выполнении процедуры ОВОС обычно руководствуются следующими основополагающими принципами:
- Использование результатов ОВОС в качестве основы для принимаемых решений на начальных этапах проектирования будущей деятельности, а также доступность информации по проекту для заинтересованных групп лиц.
- Комплексное рассмотрение взаимосвязанных между собой экономических, технических, социальных и природоохранных предложений по проекту.
- Рассмотрение возможных альтернатив и вариантов проектных решений.
- Заказчик (лицо, планирующее хозяйственную деятельность) несет ответственность за возможные последствия от планируемой деятельности (проекта).
Что еще включают в ОВОС?
В процессе работы над ОВОС попутно выполняются и другие компоненты исследовательского процесса:
- Дают оценку альтернативным вариантам реализации хозяйственного проекта.
- Оценивают продолжительность и величину возможного воздействия будущей деятельности.
- Выясняют объем ресурсного потенциала исследуемой территории и существующего состояния окружающей среды.
- Проводят мониторинг влияния реализованного проекта на состояние окружающей среды.
- Разрабатывают мероприятия и меры по уменьшению воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды.
- Проводят общественные слушания. Протоколы этих слушаний также включают в тело результатов ОВОС.
- Подготавливают доклад по результатам ОВОС.
Этапы осуществления
Проведение экспертизы ОВОС регламентировано международными нормами и правилами. В том числе это касается последовательности выполнения операций. Такая последовательность включает в себя 4 пункта:
- Скрининг. На этой стадии определяется степень необходимости в проведении ОВОС и уровень детализации исследований.
- Скоппинг. На данной стадии определяются источники информации, а также наиболее важные направления, в соответствии с которыми будет вестись исследование.
- Анализ вариантов реализации проекта. В ходе него из нескольких вариантов проекта выбирается наиболее подходящий, дающий наименьшую нагрузку на окружающую среду.
- Оценка воздействия на ОС. На этом этапе определяют влияние проекта на экологическую обстановку, биологию и социальную сферу. В том числе используют прогнозы.
При оценке воздействия производится анализ различных показателей: удельной мощности (масса загрязнителей на 1 кв. м), силы воздействия (приток загрязнителей в ед. времени), распределение притока загрязнителей по времени (постоянное, одноразовое, дискретное), продолжительность воздействия, география загрязнения (контуры территории, площадь охвата, глубина).
Для регулирования величины воздействия негативных факторов проводят мероприятия, требующиеся для уменьшения, устранения или компенсации негативных последствий от реализации проектных решений. Определение приоритетов заключается в выборе более значимых компонентов воздействия реализованного проекта на окружающую среду, характеризующихся более сильным воздействием. Это могут быть особо опасные загрязнители, большая площадь охвата, большие объемы загрязнителей либо воздействие на охраняемые природные территории.
В конце процедуры приступают к составлению отчета о проделанной работе. После чего следует принятие или отказ от проекта или принятие его альтернативного варианта, а также определение условий, при которых он должен реализовываться. После проведения ОВОС предполагается последующий контроль над соблюдением выработанных предписаний, а также над уровнем воздействия проекта на состояние окружающей среды и принятие мер для уменьшения вредных воздействий.
Нарушения правил ОВОС
По закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» заказчик и подрядчик экологической экспертизы несут определенную ответственность. Заказчик обязан организовать проведение ОВОС, предоставить результаты в уполномоченные органы. Он также должен осуществлять финансирование ОВОС, организовывать общественные слушания и связываться с представителями власти. Исполнитель обязан соблюдать установленную процедуру проведения ОВОС, а также несет ответственность за достоверность содержащейся в нем информации.
При строительстве сооружений должны соблюдаться установленные законодательством требования и нормативы, которые должны присутствовать как на этапе проектирования, так и в процессе строительства и последующей эксплуатации сооружения. При нарушении существующих требований предусмотрена административная и уголовная ответственность.
При отсутствии выполнения норм и правил проектирования, эксплуатации объектов, предоставлении недостоверных данных предусмотрены штрафы, которые различны для должностных, физических и юридических лиц. При нарушении закона об экологической экспертизе, повлекшем тяжелые экологические последствия, предусмотрена уголовная ответственность.
При несоблюдении экологических требований на этапе проектирования, строительства и эксплуатации объектов предусмотрены штрафы в размере:
- 1-2 тысячи рублей для физлиц;
- 2-5 тысяч рублей для должностных лиц;
- 20-100 тысяч рублей для юридических лиц.
Особенности ОВОС на Украине
На Украине были установлены собственные правила проведения ОВОС. Для этого были внесены соответствующие изменения в законодательство. Там ее трактуют как оценку воздействия предполагаемой деятельности на окружение, а сокращенно обозначают как ОВД. Приоритетными направлениями для проведения являются такие аспекты, как рациональное использование природных ресурсов, экологическая безопасность, сведение к минимуму негативного воздействия на окружение в процессе реализации хозяйственного проекта. Итогом такой процедуры является составление заключения об оценке воздействия на окружение.
Основным отличием проведения ОВОС является отказ от государственной экологической экспертизы в пользу заключения об оценке воздействия на окружение. При отсутствии данного заключения бизнесмен не имеет права проводить хозяйственную деятельность на объекте.
Таким образом, ОВОС – это анализ воздействия на экологию предполагаемой хозяйственной деятельности. Это принятая во многих странах форма экологической экспертизы. Объектами ОВОС являются проектируемый объект и окружающая его среда. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой деятельности сейчас закреплена в российском законодательстве. Она является обязательной на этапе проектирования объекта. Отсутствие у бизнесмена заключения ОВОС, особенно в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями, может нести за собой уголовную ответственность. Нарушение или несоблюдение требований ОВОС и государственной экологической экспертизы может повлечь за собой выплату штрафов. Размер выплат минимален у физических лиц и максимален у юридических.
Во многих случаях после проведения процедуры ОВОС необходимо осуществлять экологический мониторинг при строительстве и эксплуатации объекта. Также в заключении ОВОС могут быть предложены альтернативные проекты с меньшей экологической нагрузкой на окружающую среду. К проведению оценки воздействия на ОС может быть привлечена и общественность. Для этого проводятся встречи с местными жителями и общественные слушания. ОВОС проводят в качестве обязательной процедуры и на Украине, где имеется своя специфика оценки воздействия.
ОВОС это «процедура учета» экологических требований (или обоснование информационная мера) при подготовке оптимального решения в ходе проектирования. ВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека.
Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза направлены на предупреждение экологически вредных последствий.
В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок проведения ОВОС, является Положение об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, которое было утверждено приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372.
ОВОС представляет собой процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
ОВОС проводится для всех видов намечаемой хозяйственной и иной деятельности на самой ранней ее стадии – при подготовке технической и иной документации, обосновывающей развитие такой деятельности. Эта документация и является объектами ОВОС. Примерный перечень видов документации дается в ст.ст. 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе».
Функции ОВОС: природоохранная, превентивная, прогностическая и правоохранительная.
Главные цели ОВОСа в контексте природообустройства следующие:
· оценить направление и глубину изменений в окружающей среде при осуществлении проекта;
· оценить возможные изменения в природных и антропогенных экосистемах;
· определить пути минимизации негативного влияния на окружающую среду и биоту;
· предложить альтернативы с различными экологическими последствиями;
· предотвратить ухудшение среды обитания, реализуя возможные альтернативные решения и принимая меры по уменьшению негативного влияния;
· ознакомить людей, принимающих решения, с возможными последствиями осуществления намечаемого проекта;
· огласить общественности причины согласия на реализацию проекта и возможные экологические последствия;
· способствовать сотрудничеству между заинтересованными сторонами;
· стимулировать дальнейшее участие общественности в процессе принятия решений, связанных с хозяйственной деятельностью.
ОВОС всегда проводится на начальной стадии разработки проекта (это обязательная процедура для проектов, перечисленных в национальном законодательстве по ОВОС). Процедура ОВОС координируется компетентным органом (например, Министерством природных ресурсов, Комиссией по ОВОС, уполномоченным департаментом местного правительства и т.д.).
Детальность оценки воздействий на разных стадиях принятия решений неодинакова. Несколько отличаются и цели. Так, при проведении оценки при выборе площадки строительства, разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов строительства целями являются:
1. всестороннее рассмотрение всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием;
2. поиска оптимальных проектных решений, способствующих:
(а) недопущению деградации окружающей среды;
(б) обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития;
(в) улучшению условий жизни людей;
(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.
Как было показано выше, хозяйственная деятельность влияет практически на все сферы Земли, поэтому оценка воздействий осуществляется в отношении следующих объектов: флора, фауна, почва, воздух, вода, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими.
Функциями ОВОС являются:
1. выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:
(а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности;
(б) изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий;
(в) последствий для общества и экосистеме, к которым приведут изменения в окружающей среде;
2. выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них;
3. формализация, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования;
Таким образом, ОВОС является инструментом принятия решений. Результаты ОВОС должны представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей развития и их последствий для общества и экосистемы с взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы.
Действующее положение предусматривает проведение экологической экспертизы при реализации, например, строительных проектов. Любой застройке в природоохранных зонах, строительству предприятий или объектов инфраструктуры предшествуют публичные слушания. Экологи называют эту процедуру инструментом общественного контроля. Свое мнение могут высказать и эксперты, и местные жители.
Но есть у существующей процедуры и недостатки. Прежде всего, механизм громоздкий, вследствие чего зачастую неоправданно затягивается реализация проектов. Кроме того, бывали случаи превращения публичных обсуждений в инструмент конкурентной борьбы, когда общественным мнением сознательно манипулировали.
Вопрос об упрощении процедуры назрел. Решить его планируется в рамках «регуляторной гильотины», инициированной правительством страны. Она предусматривает замену устаревших норм современными механизмами контроля.
Удивительно, но многие правила действуют еще со времен СССР. Тогда они были прогрессивными, но теперь морально устарели. Чем проще и прозрачнее станет процедура, тем лучше будет и жителям, и бизнесу, и государству. Выиграют все.
С этим связана идея разработки нового нормативного правового акта. В Минприроды отметили, что он будет подготовлен до 1 января 2021 года. До тех пор будут действовать нормы приказа Госкомэкологии №372 от 16 мая 2000 года.
«Работа должна вестись с привлечением экспертного и научного сообщества и быть выполнена в срок, — заявил Дмитрий Кобылкин, обращаясь к подчиненным. — Это не просто показатель эффективности работы на вверенном вам направлении, но и стабильность реализации экономических проектов».
В министерстве считают, что новые механизмы позволят оптимизировать процедуру оценки ОВОС и снять излишние регуляторные барьеры. Однако некоторые природоохранные организации опасаются, что действующее положение об ОВОС отменят, а взамен ничего не предложат.
Насторожило их то, что реформа проводится в рамках «регуляторной гильотины», название которой намекает на радикальное отторжение старого. Но ведь и промышленники опасаются, что взамен «появится непонятно что», а не определенность может привести к значительным дополнительным расходам.
Первый замглавы Минприроды Денис Храмов заверил, что «интересы граждан и общественных организаций будут обеспечены при любом варианте развития событий». Гарантией является упомянутый выше приказ Госкомэкологии.
Он регулирует процедуру проведения ОВОС и общественных обсуждений, в том числе устанавливает требования к материалам, представляемым в составе документации на государственную экологическую экспертизу. То есть общественные обсуждения и экологическая экспертиза в прошлое не уйдут.
Да это и невозможно. Если «старые» нормы ОВОС отменят, а новые не примут, то Россия прекратит переход на стандарты наилучших доступных технологий (НДТ). Тогда станет невозможным регулирование по категориям объектов негативного воздействия, а это приведет к исключению российских предприятий из международного правового поля. В этом не заинтересованы ни бизнесмены, ни государство.
По мнению члена общественного совета при Минприроды РФ и рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» Елены Есиной, положение об ОВОС «относится к документам, которые необходимо актуализировать с учетом тех изменений природоохранного законодательства, которые есть на сегодняшний день».
Несомненно, следует усовершенствовать законодательство об экологической экспертизе, что уже и делается — в рамках исполнения поручения президента России был подготовлен проект внесения изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды». Сейчас законопроект дорабатывается с учетом заключения Государственно-правового управления президента РФ.
Из пояснительной записки к нему следует, что документ «носит комплексный характер и направлен на усиление роли ОВОС и экологической экспертизы в принятии решений о реализации планируемой деятельности». К тому же у экологических организаций есть еще год, чтобы высказать свои предложения по оптимизации процедуры ОВОС. Минприроды учтет их при подготовке итоговой версии нового нормативного акта.
Тем временем, в Госдуме подготовили ко второму чтению законопроект, которым сжигание мусора предлагается приравнять к его переработке. И снова возникли опасения: а не окажутся ли нормы из этого закона в документах, которые придут на смену действующим стандартам ОВОС?
Вероятно, идею лоббируют владельцы «мусоросжигающих» заводов, которые хотят развивать свой бизнес и получать значительную часть так называемого «экологического сбора». Тут мнения Минприроды и экологов полностью совпали. И те, и другие выступают против такого подхода. Сжигание мусора — это не «переработка» его в энергию, а увеличение загрязнения окружающей среды. В мусоре самыми теплоемкими являются пластик и бумага. Бросать в печь выгоднее именно их, что ставит крест на идее раздельного сбора отходов.
Возникает конфликт интересов. Переработчики заинтересованы в том, чтобы извлечь из отходов как можно больше вторсырья и тем самым уменьшить объем мусора, который надо сжечь. А утилизаторам, наоборот, нужна масса мусора, ведь чем больше они его сожгут, тем больше заработают.
В законопроекте необходимо уточнение, что если все же часть отходов будет сжигаться, то какие именно «мусорные фракции» нужно предавать огню, а какие — перерабатывать. После этого более понятными станут и новые стандарты ОВОС.