Парламентские монархии
Путь к парламентской монархии
Республика в Англии
Движение диггеров
Войныс Ирландией и Шотландией
Установление протектората Кромвеля
Реставрация Стюартов
Славная революция
Свержение монархии, суд над королем и его убийство, становление английской республики – эти события изменили историю Англии. Однако долго ли смог удержаться новый политический строй?
В ходе урока вы узнаете о протекторате Кромвеля, о том, как произошло возвращение правителей династии Стюартов на английский трон и об установлении в Англии парламентской монархии.
Республика в Англии
В 1649 году в Англии была свергнута монархия и установлен новый тип государственного устройства – Республика. Законодательная власть перешла к парламенту, который после революции состоял только из одной Палаты общин. Исполнительную власть осуществлял Государственный совет во главе с Оливером Кромвелем.
Во время революции простой народ последовал за индепендэнтами, так как они обещали улучшение положения крестьян, работников мануфактур. Однако жизнь этих слоев населения в республике мало изменилась. Вызванное военными действиями приостановление торговли и производства сказалось на экономике Англии. Многие оставались без работы. Постоянный сбор средств на поддержание армии разорял крестьян. Несмотря на обещания земли не перешли во владения йоменов. Участки были перераспределены между джентри и буржуазией, а крестьяне так и остались в положении арендаторов.
Таким образом, в Английской республике были созданы условия только для богатых. Простые люди оставались в том же положении, что и были при монархии.
В Англии назревал очередной конфликт, который был вызван возмущением действиями нового парламента. Мнение народа выразили левеллеры, недавние союзники Кромвеля. Основной силой республики оставалась армия, поэтому первым делом левеллеров было приказано изгнать из воинских рядов под угрозой повешения. Затем были арестованы руководители движения во главе с Лильбёрном. В мае 1649 года в разных частях Англии в армии произошли восстания левеллеров, которые требовали уравнения в правах всех жителей Англии. Однако в скором времени парламентским войскам удалось погасить все очаги восстания. Действия левеллеров были разобщены, их ряды состояли в основном из воинов и ремесленников. Им не удалось заручиться поддержкой большинства населения Англии – крестьян.
Движение диггеров
По-настоящему напугало парламент и владельцев земель движение ди́ггеров. Они впервые появились весной 1649 года. В отличие от левеллеров требования диггеров были направлены на конкретное улучшение положения крестьян. Главой движения был ДжерардУинсте́нли. Он представил программу, в которой были следующие пункты:
· создание общества, в котором не будет классов и сословий;
· отмена частной собственности, денег;
· стирание границы между богатыми и бедными;
· превращение всех копигольдов (участков, которыми пользовались на договорных условиях) во фригольды (свободные владения).
Действовали диггеры исключительно мирным путем. Они приходили на незанятые земли и начинали их вскапывать и засевать. Отсюда и пошло их название: с английского «диггер» переводится как «копатель».
Они приглашали всех желающих присоединиться к движению. Основной задачей диггеров стало перераспределение земли. Это вызвало настоящую панику среди сторонников республики. К 1652 году объединившиеся лэндлорды, ремесленники и буржуазия смогли подавить крестьянское восстание. А Оливер Кромвель об этих событиях сказал: «Уж если государство обречено на страдания, лучше для него страдать от руки богатых, нежели бедных».
Войны с Ирландией и Шотландией
Невероятную жестокость проявил Кромвель во время военных походов в Ирландию и Шотландию. С 1649 по 1652 годы длилась война в Ирландии.
Вообще, вторжение на остров было представлено как ответ на восстание ирландских католиков в 1641 году. Кромвель объявил «войну на истребление». Он приказал истреблять гарнизоны, защищавшие города. На момент вторжения английской армии в Ирландии проживало полтора миллиона человек, к 1652 году осталось менее 800 тысяч. После войны с Ирландией армия Кромвеля, бывшая когда-то революционной, стала армией завоевателей. Отобранные у ирландцев земли были переданы офицерам, представителям крупной буржуазии. Таким образом, Кромвель возвращался к той форме землевладения, с которой всего несколько лет назад боролся.
В 1650–1651 годах шла война с Шотландией, которая была недовольна действиями республики и перешла на сторону монархии.
Вспомните: между государствами была заключена уния, и у них был один правитель. Но шотландцы провозгласили Карла II, сына казненного правителя, новым королем. Кромвель не мог этого допустить и повел свои войска в Шотландию. Практически за год ему удалось разбить армию противника.
Установление протектората Кромвеля
В это время в самой Англии нарастало недовольство политикой парламента. Он все больше делал для самых обеспеченных слоев населения и все меньше поддерживал крестьян и ремесленников. Чтобы поддержать буржуазию,в 1651 году был издан «Навигационный акт». Он разрешал ввоз в Англию товаров только на английских кораблях или кораблях той страны, где были произведены товары. Это наносило большой ущерб Голландии, которая чаще всего была посредником в торговле между европейскими государствами. Большинство товаров, поступавших в Англию, перевозилось на голландских кораблях. Согласно акту, Голландия лишалась английского рынка. Началась череда войн между государствами, которые отразились на положении простого народа.
Чтобы избежать восстания,Оливер Кромвель решил разогнать ненавистный народу парламент.
16 декабря 1653 года Государственный совет принял новую Конституцию – «Орудие управления». Согласно ее положениям:
· основная роль в управлении страной возлагалась на лорда-проте́ктора, которым стал Оливер Кромвель, сам придумавший себе эту должность;
· законодательная власть принадлежала лорду-протектору и парламенту;
· исполнительная власть была в руках лорда-протектора и Государственного совета;
· участвовать в выборах парламента могли только представители крупной буржуазии и джентри;
· лишились избирательного права все католики и те, кто участвовал в войне против парламента.
В скором времени у Кромвеля возникли разногласия с парламентом, который не устраивала практически неограниченная власть протектора. В 1655 году парламент был распущен.
Таким образом, в стране установилась диктатура, действовавшая в интересах буржуазии. Основной опорой этой диктатуры стала армия, бывшая средством устрашения недовольных.
Кромвель ввел в Англии высокие налоги, которые были необходимы для содержания армии.
Вся страна была разделена на 11 военных округов, во главе которых поставлены генерал-майоры.
По всей Англии был введен запрет на азартные игры и массовые представления. Государство становилось все более пуританским.
Лорд-протектор вел активную внешнюю политику, заключал торговые договоры. Благодаря его действиям Англия получила торговое преобладание над другими европейскими странами. Только поэтому буржуазия мирилась с политикой Кромвеля.
В 1656 году снова собирается парламент. Среди его участников все больше становится сторонников монархии. Они даже предлагали Кромвелю стать королем. Он отказался, но сделал титул протектора наследственным. Весной 1658 года и этот парламент был распущен. А в сентябре умер Оливер Кромвель. Власть перешла к его сыну Ричарду, однако он не пользовался авторитетом. Вскорости его сместили с должности, и в Англии возник вопрос о новом правителе.
Реставрация Стюартов
В это время в Шотландии генерал Монк начал переговоры с Карлом II, сыном казненного короля, который находился в Голландии.
В 1659 году войско Монка вошло в Лондон. 25 апреля 1660 был созван новый парламент, в состав которого вошли сторонники монархии – кавалеры и пресвитериане. А в мае 1660 года Карл II прибыл в Лондон. Начался период реставрации Стюартов.
Буржуазия была согласна с возвращением короля, так как опасалась народных восстаний. К тому же Карл II занимал английский трон на условиях договора. Он обещал:
· простить и не преследовать участников революции;
· провозгласить свободу вероисповедания;
· сохранить собственность, полученную во время революции.
К тому же король не обладал собственными средствами и землями и полностью зависел от парламента.
Однако, как только Карл II убедился, что большинство в парламенте занимают его сторонники, он приступил к переменам. Была восстановлена англиканская церковь. Начались преследования тех, кто участвовал в суде над Карлом I. Тела Кромвеля и его сторонников были вырыты и подвергнуты казни. Бывшим владельцам была возвращена часть конфискованных земель. Началось усиление огораживания, что еще больше ухудшило положение крестьян.
В парламенте снова начали нарастать противоречия. Король несколько раз распускал его и собирал снова. В результате парламент разделился на две партии. То́ри выступили за нерушимость королевских прав и сохранение традиций. Большинство среди них составляли крупные лендлорды и духовенство англиканской церкви. Ви́ги хотели экономических и политических реформ. Это были джентри, купцы и банкиры.
В парламенте 1679 года большинство составляли виги. Чтобы обезопасить себя от незаконных арестов, они приняли документ, получивший название «Хабеа́с корпус акт». По нему приказ об аресте должен был быть выдан только судьей, каждый мог обжаловать справедливость своего ареста и быть освобожденным под залог. Правда, этот закон не касался простых граждан, он был принят в интересах буржуазии. Также этим документом были ограничены попытки проявления королем своеволия относительно парламента.
В 1685 году Карл II умер и королем стал его брат Яков II.
Он придерживался католической веры и хотел вернуть ее на английские земли. В 1687 году была принята «Декларация веротерпимости», которая отменяла гонения на католиков и протестантов. На самом же деле, это был первый шаг на пути восстановления католической церкви. Это небыло выгодно буржуазии, которая могла потерять часть своих земельных владений. К тому же, католицизм уже давно не существовал на английских землях и не мог быть принят народом.
Славная революция
Впервые виги и тори объединились, и было принято решение пригласить занять трон Вильгельма Оранского, правнука руководителя восстания в Нидерландах, который был женат на дочери Якова II. В 1688 году он прибыл в Лондон. Яков II бежал во Францию, где получил защиту короля Людовика XIV.
Вильгельма Оранского с радостью приветствовала буржуазия. Он обещал защищать порядок, собственность и, самое главное, протестантизм. Его сторону приняли родственники короля и министры. В январе 1689 года короновался новый правитель Вильгельм III.
Эти события получили название «Славная революция», потому что смена правителя прошла мирно в отличие от прошлой «Кровавой революции».
В 1689 году парламент принял «Билль о правах», в котором четко разграничивались права короля и парламента. Король больше не имел права:
· останавливать действие или исполнение законов;
· устанавливать налоги;
· в мирное время формировать и содержать армию.
· Были окончательно ликвидированы «Верховная комиссия» и «Звёздная палата».
· Королевский престол запрещалось занимать католикам.
Таким образом, Англия стала парламентской монархией– это такая форма правления, при которой власть короля ограничена высшими законами государства и действиями парламента.
Итогами перечисленных событий стали:
· . утверждение в Англии Конституционной парламентской монархии;
· власть в государстве сосредоточилась в руках буржуазии;
· внутренняя и внешняя политика проводилась в интересах буржуазии, что способствовало капиталистическому развитию государства.
Содержание
- Что такое республика. Суть республиканской формы правления
- Президентская республика. Признаки и примеры
- Парламентская республика. Признаки и примеры
- Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры
- Что такое теократическая республика
- Какая республика в России? Форма правления в РФ
- Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ
- 15 республик СССР: республики, входившие в состав Советского Союза
- Отрывок, характеризующий Парламентарная монархия
- Дуалистическая монархия
- Примеры стран с дуалистической монархией
- Примеры дуалистической монархии в современном мире
Что такое республика. Суть республиканской формы правления
Республика — это форма правления, при которой верховная власть в стране является выборной, а не наследственной.
Глава государства избирается либо прямым голосованием, либо косвенно — парламентом или коллегией выборщиков. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу — парламенту. И парламент, и глава государства избираются на определенный, ограниченный срок.
Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.
Противоположность республике — монархия, то есть форма правления, при которой верховная власть является пожизненной, передается по наследству и не избирается.
Читайте подробнее: Форма правления — республика и монархия. Страны и примеры
Слово «республика» происходит от латинского res рubliса — общественное дело. Изначально республика была синонимом любого государства, но с XVII века так стали называть страны без королевской власти.
Большинство современных государств — республики. Но республика — это не синоним демократии. Республикой может называть себя страна с авторитарным или тоталитарным режимом, где царит диктатура. В то же время в странах с ограниченной монархией может существовать демократический режим.
Читайте подробнее: Что такое политический режим
Марианна — аллегорическое изображение французской республики. Скульптура работы Леопольда Мориса на площади Республики в Париже. Фото: Wikimedia / Coyau
Президентская республика. Признаки и примеры
Президентская республика — это государство, где президент обладает широкими полномочиями.
Население избирает президента напрямую или косвенно — через коллегию выборщиков. Президент является главой государства. Он координирует отношения между законодательной, исполнительной и судебной властью.
Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.
Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.
Признаки президентской республики:
-
Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).
-
Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.
-
Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.
-
Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.
Парламентская республика. Признаки и примеры
Парламентская республика — это государство, где власть сосредоточена в выборном законодательном собрании.
Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.
В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).
Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.
Признаки парламентской республики:
-
Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.
-
Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.
-
Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.
-
Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.
-
Парламент обладает финансовой властью — разрабатывает и принимает государственный бюджет.
Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры
Смешанная республика — это государство, где и парламент, и президент обладают широкими полномочиями. В таких странах сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за правительством.
Главная отличительная черта полупрезидентской республики — двойная ответственность правительства (и перед президентом, и перед парламентом).
Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.
Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.
Признаки смешанной республики:
-
Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.
-
Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.
-
Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.
Что такое теократическая республика
Теократическая республика — это религиозное государство, где в руках правящей верхушки сосредоточены и государственная, и духовная власть. Пример такого государства — Исламская Республика Иран, где де-факто главой государства является не президент, а аятолла, то есть высший по рангу религиозный деятель.
Какая республика в России? Форма правления в РФ
Форма правления в Российской Федерации — республика. Эта форма правления закреплена в Конституции РФ:
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Конституция РФ. Статья 1
Полномочия президента России чрезвычайно широки, избирается он всенародным голосованием. Президент — официальный глава государства, гарант Конституции и прав граждан, верховный главнокомандующий, представитель страны в международной политике.
Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.
Все это позволяет считать Россию президентской республикой.
В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для смешанной республики. Например, парламент имеет право отстранить президента от должности (импичмент), он одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, а правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.
Президент России Владимир Путин с Королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. Фото: пресс-служба президента РФ
Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ
Республиками исторически называется ряд субъектов Российской Федерации. При этом все субъекты РФ (области, края, республики) равноправны. В Конституции РФ республики названы «государствами», однако это не означает, что у них есть суверенитет.
Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.
В составе России насчитывается 22 республики:
-
Республика Адыгея
-
Республика Алтай
-
Республика Башкортостан
-
Республика Бурятия
-
Республика Дагестан
-
Республика Ингушетия
-
Кабардино-Балкарская Республика
-
Республика Калмыкия
-
Карачаево-Черкесская Республика
-
Республика Карелия
-
Республика Коми
-
Республика Марий Эл
-
Республика Мордовия
-
Республика Саха (Якутия)
-
Республика Северная Осетия — Алания
-
Республика Татарстан
-
Республика Тыва
-
Удмуртская Республика
-
Республика Хакасия
-
Чеченская республика
-
Чувашская республика
-
Республика Крым
15 республик СССР: республики, входившие в состав Советского Союза
В состав СССР, Союза Советских Социалистических Республик, в разное время входили от 4 до 16 национальных республик. На момент распада Союза их было 15 штук.
В момент образования СССР 30 декабря 1922 года в его состав вошли Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская республики. К 1929 году республик стало 7, к 1936 году — 11.
Максимальным число советских республик стало к августу 1940 года — их стало 16. Это произошло, когда накануне Второй мировой войны в состав страны были включены Молдавская, Литовская, Латвийская и Эстонская ССР, а по результатам Советско-финской войны 1939-40 гг. образована Карело-Финская СССР.
Фонтан «Дружба Народов» на ВДНХ в Москве. Каждая из 16 статуй изображает одну из республик СССР. Фото: Wikimedia / Lanta t
С июля 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую автономную республику в составе РСФСР. Союзных республик стало 15, и это число сохранялось до конца советской эпохи.
Распад СССР шел в ходе «парада суверенитетов» 1989-1991 годов. Россия провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года. В декабре 1991 года были подписаны Беловежские соглашения: лидеры России, Украины и Белоруссии официально упразднили СССР, он перестал существовать.
- Автократия
- Анархия
- Аристократия
- Бюрократия
- Геронтократия
- Демархия
- Деспотизм
- Джамахирия
- Диархия
- Идеократия
- Изократия
- Клептократия
- Коммуна
- Корпоратократия
- Критархия
- Марионеточное государство
- Матриархат
- Меритократия
- Милитократия
- Ноократия
- Однопартийная система
- Олигархия
- Охлократия
- Плутократия
- Талассократия
- Теллурократия
- Теократия
- Технократия
- Тимократия
- Тирания
- Тоталитаризм
- Хунта
- Этнократия
Портал:Политика · править
<imagemap>: неверное или отсутствующее изображение |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут), либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Благодаря этому парламентарная монархия может сочетаться с парламентской демократией. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром.
Другой разновидностью конституционной монархии является дуалистическая монархия, где, в отличие от парламентарной монархии, монарх имеет обширные властные полномочия и фактически является главой исполнительной власти. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Андорра, Гренада, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис и другие страны.
Отрывок, характеризующий Парламентарная монархия
Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней.
На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи.
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече.
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату.
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает.
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже.
Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками.
Княжна Марья поняла все.
Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила:
– Но как его рана? Вообще в каком он положении?
– Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа.
Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами.
– Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья.
Дуалистическая монархия
Определение 1
Дуалистическая монархия – это конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена конституционными актами и Конституцией, при этом монарх фактически и формально сохраняет свои властные полномочия.
Дуалистическую монархию также называют исполнительной монархией. При этом виде монархии власть монарха в сфере законодательства ограничивает парламент. Монарх обладает правом абсолютного вето относительно принимаемых законов, неограниченным правом роспуска парламента. Монарх формирует правительство, поэтому полнота политической власти принадлежит монарху.
Замечание 1
Характерной особенностью исполнительной монархии является формально-юридическое разделение между монархом и парламентом государственной власти. При этом в руках монарха находится исполнительная власть, а в руках парламента – законодательная.
Парламент избирается подданными (или их определенной частью). Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое лично им правительство или самостоятельно. Монарху принадлежит судебная власть, которая может быть в определенной степени независимой.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Дуалистическая монархия с примерами стран 460 руб.
- Реферат Дуалистическая монархия с примерами стран 260 руб.
- Контрольная работа Дуалистическая монархия с примерами стран 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Дуалистическая монархия является первоначальной формой конституционной (ограниченной) монархии. Разделение властей при дуалистической монархии урезанное. Монарх вправе издавать чрезвычайные указы, которые имеют силу закона. Распуская парламент, монарх фактически заменяет исполнительную монархию абсолютной. Так, после роспуска парламента Иордании в 1974 году, следующие парламентские выборы прошли только в 1989 году.
Правительство несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В свою очередь, парламент может оказывать воздействие на правительство, используя право устанавливать бюджет государства. Это мощный способ управления, однако использовать его можно не чаще, чем раз в год. В то же время, депутаты стремятся не вступать с правительством вступая в конфликт и через него – с монархом, так как постоянно находятся под угрозой роспуска парламента.
Для дуалистической монархии характерен авторитарный политический режим. Государственный режим представляет собой ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия – это определенный компромисс между властвующей верхушкой общества, представленной феодалами и остальной частью населения, в котором преобладание остается за монархом и его окружением.
Примеры стран с дуалистической монархией
В истории дуалистическая монархия встречается нечасто. К наиболее ярким примерам можно отнести следующие страны и периоды их существования:
- Российская империя – 1905-1917 гг.;
- Австро-Венгрия – 1867-1918 гг.;
- Германия – 1871-1918 гг.;
- Япония – 1890-1947 гг.
Российская империя (1905-1917 гг.). В начале XX века наблюдаются процессы реформирования всей системы власти Российской империи. Появляется новое звено политической системы – Государственная Дума (первое в России представительное учреждение). Российское законодательство 1905-1906 гг. имело противоречивый характер, что касалось, главным образом, Основных государственных законов 1906 года, которые многие авторы называют Конституцией того времени. Конституционные преобразования еще не были завершены окончательно. Государственный Совет и Государственная Дума являлись первым российским парламентом.
Основные государственные законы установили некоторые конституционные ограничения абсолютной власти российского императора. В тоже время, оставшаяся совокупность его прав в областях исполнительной и законодательной властей оставалась довольно обширной. Императору принадлежали право абсолютного вето и учредительная власть. Монарх, благодаря отсутствию разграниченности сферы регулирования закона и указа мог единолично осуществлять регулирование важнейших общественных отношений. Практически полностью сохранилась неограниченная власть императора в сфере государственного управления. Монарх одновременно выступал законодательным органом, участником законодательного процесса, главой правительства и государства, верховным судьей.
Положение Государственной Думы, ее функции указывают на то, что в начале XX века объем полномочий народного представительства был намного уже, чем у законодательных органов западноевропейских стран. Государственная Дума была значительно ограничена в праве законодательной инициативы, в контрольной и бюджетной сферах.
Австро-Венгрия (1867-1918 г.). Представляла собой многонациональное государство и двуединую монархию в Центральной Европе. Было третьем по величине государством Европы того времени. Австро-Венгрия выступала реальной унией Австрии и Венгрии. Цислейтанский закон 1867 года определял компетенции унии: оборона, внешнеполитические дела и др. Правительство империи составляли союзные министерства, руководившие общими вопросами. Император возглавлял правительство. Для осуществления законодательства по общим вопросам было создано общеимперское представительство, в которое венгерский сейм и рейхсрат делегировали своих представителей на пропорциональной основе. Делегации Австрии и Венгрии заседали и принимали решения отдельно, но каждая из них могла потребовать общего заседания. Австрией управлял император из династии Габсбургов. Он же являлся королем Венгрии и Богемии. Исполнительную власть монарх осуществлял через министров, которые контрассигновали его акты. Законодательную власть император осуществлял посредством рейхсрата.
Германия (1871-1918 гг.). Эпоха Второго рейха. Во главе государства находился король Пруссии. Ему принадлежала законодательная и исполнительная власть (издавал распоряжения, обнародовал законы, отвечал за безопасность, назначал и увольнял чиновников исполнительной власти, назначал рейхсканцлера). Главой исполнительной власти в стране являлся канцлер, который нес ответственность перед депутатами рейхстага. Фактически, канцлер был единственным в стране министром. Все остальные министерские должности были у государственных секретарей. Двухпалатный парламент включал Бундесрат, или Союзный Совет – Верхняя палата и Рейхстаг – Нижняя палата. Состав Бундесрат формировался исходя из назначений местных правительств, а Рейхстаг избирался народом.
Японская империя (1890-1947 гг.). Своим образцом для создания Конституции 1890 г. Япония взяла Конституцию Пруссии. В соответствии с Конституцией император обладал практически неограниченной исполнительной, законодательной и судебной властью. Однако император никогда не принимал никаких важных решений без советников. Их власть распространялась довольно широко. В состав советников также входили: совет маршалов и адмиралов; министерство императорского двора; генро – особый совет из представителей крупных феодальных родов. Тайный совет рассматривал наиболее важные государственные дела, к нему обращались члены правительства при рассмотрении тех или иных дел, он одобрял императорские указы и т.д. Министерство императорского двора в состав кабинета министров не входило, ему не подчинялось.
Примеры дуалистической монархии в современном мире
Дуалистическая монархия в той или иной степени нашла отражение и в современном мире. Список стран, в которых существует исполнительная монархия сегодня невелик:
- Эмират Кувейт. Главой государства является эмир. Он назначает главу правительства, может распустить парламент, подписывает законопроекты и, при необходимости, отправляет их на доработку в Меджлис. Эмир пользуется юридической неприкосновенностью. Он назначает кронпринца, кандидатура которого также должна быть одобрена членами правящей семьи, утверждена Национальной ассамблеей. Премьер-министр назначается из членов правящей семьи. Он назначает посты в правительстве. Основными министерствами руководят члены правящей семьи. Законодательная власть принадлежит Национальной Ассамблее и эмиру.
- Княжество Лихтенштейн. Управление государством осуществляет князь. Он визирует принимаемые парламентом – ландтагом законодательные акты, обладает правом помилования и назначает государственных служащих. Князь имеет право налагать вето на решения референдумов, законопроекты, назначать и снимать членов правительства, распускать все правительство, назначать судей. Правительство – исполнительный орган, включает правительственного начальника и правительственных советников.
- Княжество Монако. Глава государства – князь, обладающий практически неограниченной властью. Глава правительства – Государственный министр и Государственный совет представляют исполнительную власть. Законодательную власть делят между собой князь и парламент в виде Национального Совета. Совет вносит поправки к правительственным проектам, ратифицирует международные договоры. Князь возглавляет судебную власть.
- Королевство Иордания. Власть сосредоточена у короля и его совета министров. Король подписывает законы, может наложить вето, которое можно отменить 2/3 голосов палат Национальной Ассамблеи. Король назначает судей, утверждает изменения в Конституции, назначает Премьер-министра.
- Королевство Марокко. Власть сосредоточена у короля и его совета министров. Король подписывает законы, может наложить вето, которое можно отменить 2/3 голосов палат Национальной Ассамблеи. Король назначает судей, утверждает изменения в Конституции, назначает Премьер-министра.
- Королевство Эсватини. Король обладает всей полнотой исполнительной власти, может назначать Премьер-министра и своих представителей в палатах парламента. Парламент — высший законодательный орган в стране, однако по настоящему законодательной властью не обладает, выполняя консультативные функции.
- Анархия
- Аристократия
- Бюрократия
- Геронтократия
- Демархия
- Деспотизм
- Джамахирия
- Диархия
- Идеократия
- Изократия
- Клептократия
- Коммуна
- Коммунизм
- Корпоратократия
- Критархия
- Критократия
- Марионеточное государство
- Матриархат
- Меритократия
- Милитократия
- Ноократия
- Однопартийная система
- Олигархия
- Охлократия
- Плутократия
- Социализм
- Талассократия
- Теллурократия
- Теократия
- Технократия
- Тимократия
- Тирания
- Тоталитаризм
- Хунта
- Этнократия
Портал:Политика · править
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут), либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Благодаря этому парламентарная монархия может сочетаться с парламентской демократией. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром.
Другой разновидностью конституционной монархии является дуалистическая монархия, где, в отличие от парламентской монархии, монарх имеет обширные властные полномочия и фактически является главой исполнительной власти.
Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Андорра, Гренада, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис и другие страны.
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно?:
|