Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Педагог дополнительного образования профстандарт

31.08.2020 by admin

Профессиональный стандарт
Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (далее – профстандарт).

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;

Создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;

Обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Новые компетенции педагога дополнительного образования:

Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими отклонения в поведении;

Работа с одарёнными детьми;

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

Владение ИКТ – компетенциями.

Профстандарт педагога призван:

определять необходимую квалификацию педагога;

обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профессионального стандарта педагога

1.Обобщенные трудовые функции — это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

1.1.Трудовая функция — это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

1.1.1.Трудовые действия – это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

1.1.2.Необходимые умения ( что должен уметь).

1.1.3.Необходимые знания ( что должен знать).

Обобщенная трудовая функция:

1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Обобщенная трудовая функция:

2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования.

2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

Обобщенная трудовая функция:

3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий.

3.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.

3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.

Трудовая функция:

Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

Трудовая функция:

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Планирование подготовки досуговых мероприятий

Организация подготовки досуговых мероприятий

Проведение досуговых мероприятий

Трудовая функция:

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную обще развивающую программу, при решении задач обучения и воспитания.

Трудовая функция:

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Трудовая функция:

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Анализируя трудовую деятельность педагога дополнительного образования согласно профстандарту можно прийти к выводу:

трудовая деятельность педагога заключаются в организации деятельности учащихся по усвоению дополнительной общеразвивающей программы, ее программно-методическом обеспечении и осуществлении педагогического контроля и оценки образовательных результатов.

Обозначенное содержание трудовых функции (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания) на первый взгляд не отличается от традиционно сложившихся должностных обязанностей педагога дополнительного образования, однако если принять во внимание элементы, которые составляют каждую трудовую функцию, то мы увидим обратное. Новым по отношению к традиционному функционалу педагога дополнительного образования выступает:

  • электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий (если это целесообразно);

  • проведение мероприятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;

  • развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста;

  • анализ и интерпретация результатов педагогического наблюдения; контроль и диагностика с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся;

  • анализ и корректировка собственной оценочной деятельности.

Осуществление указанных элементов трудовых функций потребует от педагога знания характеристик и возможностей применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности);

средств (способов) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Также профстандарт педагога дополнительного образования предполагает, что педагог должен владеть методами подбора из существующих и (или) оценочных средств, позволяющих оценивать индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности или создавать такие оценочные средства самостоятельно.

Если выделить главное из зафиксированных профстандартом функций трудовой деятельности педагога дополнительного образования, то их можно свести к трем направлениям профессионального развития:

  • реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ с учетом принципов инклюзивного образования;

  • организация и проведение оценки и диагностики образовательных достижений учащихся, а также содействие мониторингам их личностного развития;

  • использование дополнительных общеразвивающих программ в целях развития познавательной сферы учащихся, формирования у них престижа интеллектуального труда и освоения опыта практической деятельности.

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования применяется для выработки критериев, по которым происходит оценка кандидатов на позицию и действующих специалистов, что полезно при переаттестации сотрудников.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта педагога дополнительного образования .doc

Содержание

  • Правовая база действия профстандартов
  • Нюансы профстандарта педагога дополнительного образования
  • Применение профстандартов на практике
  • Комментарии к должности
    • Библиографическое описание:

Правовая база действия профстандартов

В 2015-м году был утвержден Федеральный закон №122-ФЗ, внесший изменения в Трудовой кодекс и образовательное законодательство. На его основе были приняты следующие акты:

  • В Трудовом кодексе появилась статья 195.3, обязывавшая работодателей применять профстандарты для профессий, квалификационные параметры которых утверждены законодательно. Также в статье 57 ТК указывается на их необходимость в случаях, если профессия имеет законодательно установленные льготы, компенсации или ограничения.
  • Было утверждено Постановление Правительства №584, где закреплялся обязательный характер профстандартов для находящихся в собственности государства организаций (бюджетная форма или более 50% компании контролируется государством).
  • Аспекты практического действия профстандартов были разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

На основании данных актов можно сказать, что профстандарты необходимы, если:

  • организация-работодатель находится в собственности государства;
  • для профессии специально прописаны в трудовом законодательстве параметры квалификации, льготы, ограничения.

В других ситуациях, согласно ч 2. статьи 195.3 ТК, они применяются работодателями для определения обязанностей подчиненных на добровольной основе. Их применение дает следующие плюсы:

  • Упорядочивание кадровой документации, что способствует, в том числе, профилактике столкновений с представителями трудовой инспекции и другими контролерами.
  • Закрепление корректных, с точки зрения законодательства, параметров, по которым будет происходить оценка работников.
  • Предъявление требований к работникам по поводу повышения их квалификации и перераспределения нагрузки.

Внимание! Сейчас сохраняют силу традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС. Работодатель сам принимает решение использовать их или сосредоточиться на профстандартах.

Нюансы профстандарта педагога дополнительного образования

В 2018-м году Минтруд утвердил профстандарт 01.003 для педагога дополнительного образования детей и взрослых. Он включает четыре части, охватывающие основные аспекты должностной деятельности.

В первом разделе указаны цель деятельности, её группа и вид по кодам ОКВЭД и ОКЗ.

Следующий раздел отведен под общую характеристику трудовых функций, разделенных на два вида: обобщенные, лежащие в основе должности, и их составляющие – простые функции. В разделе упомянуты три обобщенные функции и 11 их составляющих.

Так, обобщенная функция «Преподавание дополнительных общеобразовательных программ» состоит из пяти составляющих: контроль и оценка усвоения учебных программ, разработка соответствующего программно-методического обеспечения и пр.

Для функций, как обобщенных, так и простых, даны уровни сложности и коды.

Третий раздел включает полное описание функций и их составляющих.

По обобщенным функциям имеются данные:

  • возможные наименования специалистов, готовых к их выполнению;
  • требования к их опыту и обучению;
  • особые условия для допуска к выполнению функции;
  • дополнительные сведения.

Так, для функции преподавания дополнительных программ дана следующая информация:

  • пять наименований специалистов;
  • наличие у них высшего либо среднего профильного образования;
  • не меньше двух лет опыта работы по специальности;
  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью и успешное прохождение медобследований;
  • возможное прохождение инструктажей по различным аспектам безопасности – при работе с несовершеннолетними;
  • коды для специалистов по различным классификаторам ОКЗ, ЕКС и пр.

Для простых функций даны следующие сведения:

  • трудовые действия;
  • необходимые для них практические навыки;
  • нужные знания;
  • дополнительные характеристики.

Например, для функции оценки освоения учащимися учебных программ имеется следующая информация:

  • четыре действия – анализ достигнутых результатов, их интерпретация и пр.;
  • восемь умений в практической области – анализ и корректировка собственной деятельности по оценке результативности учащихся и т.д.;
  • семь видов знаний – профильного законодательства, особенностей оценок результатов, достигнутых учащимися и пр.

В заключительной части даны сведения по организациям, разработавшим данный документ.

Внимание! Для описания дополнительных параметров, не упомянутых в документе, используются должностная инструкция и разделы трудового договора. Речь идет про льготы, правила взаимодействия с коллегами и пр.

Применение профстандартов на практике

Внедрение стандартов для должностей включает ряд определенных этапов:

  • Утверждение регламента, где указаны основные параметры внедрения: сроки, процессы, ответственные за это руководители.
  • Исследование особенностей деятельности действующих сотрудников: нагрузки, обязанностей, квалификации.
  • Поиск профстандартов, подходящих по профилю их деятельности, и внесение соответствующих изменений в кадровую документацию.
  • Выработка критериев по оценке уровня работников и претендентов на трудоустройство.
  • Внедрение мероприятий по повышению уровня сотрудников, а также по выполнению ими профильных функций.
  • Проведение востребованных преобразований в организационной сфере: перераспределение обязанностей, введение новых позиций, переименование старых.

Итоговыми результатами для работодателя станет совершенствование системы кадрового делопроизводства, процессов трудоустройства и внутренних перемещений сотрудников, а также возможность корректно отправлять подчиненных на переобучение.

Внимание! Может возникнуть ситуация, когда подчиненный не подходит под новые требования, но отказывается повышать свой уровень. Тогда можно попытаться задействовать статью 72.1 ТК, переведя его на менее ответственную позицию, поскольку действующий Трудовой кодекс не предусматривает возможность увольнения за несоответствие требованиям профстандарта.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Старший вожатый

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего педагога дополнительного образования — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Педагог дополнительного образования (включая старшего)» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция педагога дополнительного образования, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Библиографическое описание:



Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования — нормативный акт, который регламентирует деятельность работников системы образования. В соответствии с документацией определяется квалификационный уровень каждого работника. В профессиональном стандарте указаны трудовые функции работника. Перечислены возможные должности и профессии. Приведены требования к образованию и опыту работы. Описаны необходимые знания и умения. Для педагога дополнительного образования конкретизированы действия. Зафиксированы условия для допуска к работе.

В чём отличие профессионального стандарта от квалификационных требований, применяемых ранее к педагогическим работникам?

В квалификационном справочнике мы видим должность. В стандарте мы говорим о виде профессиональной деятельности и трудовой функции. В справочнике общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации. В стандарте последовательное описание профессиональной деятельности через разделение от общего к частному

Профессиональный стандарт — многофункциональный документ, раскрывающий цель и содержание с позиций: сферы труда, объединений работодателей, профессиональных сообществ через: обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации, требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника.

Профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, обеспечивающую достижение поставленных в рамках производственного процесса целей и задач и не описывает требования к человеку (работнику) и должностные обязанности.

Учитывая вышесказанное, можно говорить, что задачи управления — обеспечить выполнение всех обобщенных трудовых функций и трудовых функций управляемого процесса, в т. ч. подобрать и распределить кадры; скомпоновать должностные обязанности отдельного работника из трудовых функций и трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте; организовать коллектив в целом выполнять «полный набор» трудовых функций.

Каждое учреждение дополнительного образования детей во время осуществления своей деятельности должно учитывать профессиональный стандарт — акт, регламентирующий требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования. Сравнив показатели потенциального сотрудника с этим документом, работодатель легко определяет, соответствует ли компетентность соискателя существующим требованиям. Своевременно выявляет педагогов дополнительного образования, которым необходимо пройти повышение квалификации.

Зачем необходимо внедрение профессионального стандарта?

Модернизация системы образования в России кардинально поменяла «портрет» современного педагога дополнительного образования. Непрерывно меняющаяся действительность обуславливает потребность в специалистах, не только хорошо знающих свое дело, но и ориентированных на предприимчивость и творчество, обладающих развитым профессиональным самосознанием, а также организационно-управленческими навыками.

Педагог дополнительного образования — это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Профессионал, знающий все о своем предмете. Творец, постоянно пребывающий в поиске.

Современные дети сильно отличаются от ровесников, которые занимались в учреждениях дополнительного образования 10–15 лет назад. Педагог дополнительного образования вынужден адаптироваться к требованиям времени и интересам обучающихся и применять в работе нестандартные методы. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Только в этом случае деятельность педагогов дополнительного образования интересна и детям, и самим работникам. В наши дни педагогам дополнительного образования приходится сталкиваться с сильными эмоциональными нагрузками. Профессиональный стандарт — документация, которая защищает работников учреждений дополнительного образования и предотвращает эмоциональное выгорание педагогов дополнительного образования.

После окончательного внедрения профессионального стандарта в системе дополнительного образования будут работать профессионалы: эрудированные педагоги дополнительного образования, которые смогут нести ответственность за результат и качество труда. Педагог дополнительного образования сможет работать с разными детьми и будет эффективно взаимодействовать с коллегами и другими специалистами. При этом каждый сотрудник будет владеть полным объемом информации о документации, следуя положениям которой он сможет скорректировать свою работу так, чтобы она полностью удовлетворяла положениям действующего федерального государственного образовательного стандарта.

Как внедрить профессиональный стандарт вучреждение дополнительного образования?

Цель внедрения документации — адаптация педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования к современным условиям работы, а также совершенствование профессионализма работников.

Чтобы внедрение новых стандартов прошло безболезненно, необходимо заинтересовать педагогов дополнительного образования. Придется создать комфортные условия для обсуждения профессионального стандарта и обмена опытом.

Стоит отметить, что общего плана или алгоритма, согласно которому учреждению дополнительного образования необходимо перейти на новый профессиональный стандарт, не существует. Руководству учреждений дополнительного образования приходится принимать решения самостоятельно. Исходя из возможностей педагогического состава и потребностей обучающихся, учреждение дополнительного образования принимает определенные меры. Приходится проводить корректировки таким образом, чтобы квалификация и личностные качества педагогов дополнительного образования соответствовали утвержденной документации.

Рекомендуется создать специальную комиссию, в обязанности которой включить проверку документации, составление плана действий для корректировок и доработок.

Комиссии придется выполнить следующие действия:

 сравнить на соответствие должности учреждения дополнительного образования с указанными в документации;

 изучить заключенные трудовые договоры, сравнить их с профессиональным стандартом, выявить различия и в сжатые сроки устранить их;

 изучить личные дела сотрудников и сопоставить их должности с прописанными в профессиональном стандарте;

 оформить отчет и ознакомить с ним руководство учреждения дополнительного образования.

Опытным руководителям удается эффективная кадровая политика. Заботясь о сотрудниках, они поэтапно и бесконфликтно внедряют профессиональный стандарт в работу учреждения дополнительного образования. Как правило, во время этих действий выясняется, что у некоторых педагогических работников полученное образование или опыт работы не соответствует требованиям, указанным в документации. Каждая такая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.

Если педагог дополнительного образования был принят на работу в соответствии с трудовым законодательством, качественно исполнял свои трудовые обязанности, то увольнять его не придется. Достаточно будет выявить отличия от профессионального стандарта и избавиться от них. К счастью, сегодня любой желающий может получить высшее образование и пройти обучение на курсах повышения квалификации.

В результате слаженной работы комиссии и сотрудников в документацию вносятся необходимые изменения. Педагоги дополнительного образования обучаются на курсах повышения квалификации. После того как внедрение завершено, мастерство всех педагогических работников соответствует существующим требованиям профессионального стандарта.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, этому надо постоянно обучаться, постоянно самосовершенствоваться.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, профессиональный стандарт, педагог, профессиональная деятельность, требование, действие, документация, курс повышения квалификации, обязанность, опыт работы.

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: от утверждения к внедрению

«Внедрение профессионального стандарта педагога — новый шаг к качеству образования»

Слайд №1 (заглавие)

Современная модель образования определяет наиболее актуальные требования к педагогу: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, умение учиться наряду с умением учить. Утвержденные профессиональные стандарты педагогических работников общего и дополнительного образования призваны дать новый импульс развитию и педагога, и руководителя, и системы образования.

Профессиональные стандарты – это новое явление в российском трудовом праве. В настоящее время в стране разработано более тысячи профессиональных стандартов в различных областях экономики и социальной сферы. Система образования стала одной из первых, где разработаны и утверждены профессиональные стандарты, предъявляющие требования к содержанию профессиональной деятельности и квалификации специалистов в сфере образования.

Стандартизация педагогической деятельности даёт чёткое определение роли и места педагогического работника, обозначает его ресурсы и возможности для профессионального развития.

Слайд №2

Приказом Минтруда России №613н от 8 сентября 2015 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.

Согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Слайд №3

В российском законодательстве, а тем более в сфере образования, профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Отмечено, что сфера образования одной из первых внедряет данную новацию. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса сталкивается с новыми вызовами общества. Разработчики стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Помимо привычных и понятных предметных результатов, педагогу нужно освоить самому и научить учащихся совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:

• Работа с одаренными детьми;

• Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

• Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

• Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. И здесь одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать.

Слайд №4

В соответствии с Письмом Центрального Совета Общественного профсоюза образования от 10.03.2017 № 122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов» рассмотрен ряд наиболее важных моментов, рекомендованных для использования в практической работе.

Какими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации следует руководствоваться при применении профессиональных стандартов?

Основополагающими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:

— статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации;

— статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

— часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;

— постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

Слайд №5

В процессе внедрения профстандарта педагога апробируются:

  • персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;

  • должностные обязанности педагогических работников с использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий;

  • новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта;

  • модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта.

Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.

Слайд №6

  • В содержание профессионального стандарта включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и тд.), характеристика трудовых функций, в нем определяются основные требования к квалификации педагога, отражена структура профессиональной деятельности педагога, требования к личностным качествам педагога

Но стоит учесть, что профстандарт

  • Может дополнятся региональными требованиями

  • Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения

  • Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы

К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы,

Слайд №7

  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

  • Требования к опыту практической работы не предъявляются

Слайд №8

Не допускаются к работе лица

  • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью

  • Имеющие или имевшие судимость

  • Признанные недееспособными

  • Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые действия, умения и знания.

Слайд №9

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, что он не умеет.

Слайд №10

На первом этапе подготовки задача администрации образовательной организации – довести основные положения стандарта до каждого педагога. Технологии здесь известны:

  • Самостоятельное ознакомление с профстандартами под роспись, ибо это нормативный документ, обязательный к исполнению.

  • Рассмотрение содержания профстандарта на методических объединениях, педчасах.

  • Обсуждение путей реализации профстандарта на педсоветах, круглых столах и др.площадках.

  • Информирование органов самоуправления, родительской общественности о переходе педагогов на профстандарты.

Во-вторых, введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. А именно: устава, должностных инструкций учителей и воспитателей, Трудовых договоров, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, Положения о стимулирующих выплатах, портфолио воспитателя и др. Все эти локальные акты ОО должны быть подготовлены и утверждены до 01.01.2017 года.

В третьих. Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи педагога. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. В образовательных организациях можно поступить следующим образом:

  • Самоанализ уровня подготовки педагога. Педагог анализирует, каким требованиям профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.

  • Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение возможности решениях их на уровне образовательной организации: мастер-классы, стажировки, взаимопосещение уроков, мероприятий, передача опыта и т.д.

  • Анализ подготовки педагога курирующим администратором. На основе анализа посещенных занятий, мероприятий, результатов мониторинга анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.

  • Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога – составление т.н. индивидуальной образовательно-методической траектории педагога: что, когда, где, за чей счет.

Если проблемы несоответствия профстандартам есть у многих педагогов, то можно воспользоваться командными и групповыми формами работы, когда специалисты методических служб приглашаются непосредственно в образовательную организацию для работы с педагогами по заданной теме (направлению), в т.ч. и на платной основе.

Слайд №11

Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить, например, посредством внутреннего и внешнего аудита.

В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых занятий, результатов мониторинга учащихся, результаты аттестации.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами обучающиеся и их родители.

Слайд №12

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?

Во – первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в-третьих, профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

Слайд №13

Спасибо за внимание!

Post navigation

Previous Post:

Растут ли трюфеля в России?

Next Post:

Сертификат автосервиса

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes