Перекресток с односторонним движением
Многие начинающие водители, отправляясь в самостоятельное «плавание», серьезной проблемой для себя считают разворот на перекрестке с односторонним движением. Тем более если этот перекресток совсем незнаком и на нем еще ни разу не приходилось разворачиваться. Да и опыта пока маловато. Действительно, разворот на перекрестке с односторонним движением имеет множество нюансов, в которых и попытаемся разобраться.
Содержание
- Действия водителя перед началом выполнения разворота
- Подача сигнала рукой
- Способы разворота на перекрестке
- Что такое разделительная полоса и для чего она нужна
- Штрафные санкции
- Нюансы выполнения разворота
- Особенности выполнения разворота в зависимости от «статуса» перекрестка
- Разворот на перекрестке с односторонним движением слева направо
- Разворот на перекрестке с односторонним движением справа налево
- Разворот на перекрестке при наличии перехода для пешеходов
- Осуществление пересечения проезжих частей в двух местах
- Другая полезная информация
- В заключение
- По какой траектории Вы можете продолжить движение?
- Какие знаки обязывают водителя грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой до 3,5 т повернуть направо?
- Какие знаки разрешают выполнить разворот?
- Какие знаки разрешают разворот?
- Какие знаки разрешают выполнить поворот налево?
- В каких направлениях Вам разрешено движение?
- По какой траектории Правила разрешают Вам произвести поворот налево?
- По какой траектории Вы можете выполнить разворот?
- В каком из направлений Вам разрешено движение?
- Выбор правильной траектории разворота на перекрестке
- Пропуск встречного транспорта при развороте
- Разворот на перекрестке с разделительной полосой
- Организационные методы обеспечения безопасности разворота на перекрестке
Действия водителя перед началом выполнения разворота
Согласно ПДД (от 23 октября 1993 года, отредактированного 26 октября 2017 года), при выполнении такого маневра, как разворот (или поворот) на перекрестке, водитель обязан:
- Перестроиться на проезжей части в крайний левый ряд, который в полной мере соответствует выбранному направлению.
Исключение! Таковым не является поворот при въезде на перекресток с движением по кругу.
- Поставить в известность всех участников дорожного движения (УДД) о своем намерении путем подачи сигналов. Для этого используйте поворотники соответствующего направления (а можно и рукой). Причем имейте в виду, что включение сигнала ни в коей мере не наделяет водителя какими-либо преимуществами и не освобождает его от принятия всевозможных мер предосторожности.
Важно! Начинайте подачу сигнала заблаговременно (до начала выполнения маневрирования) и прекращайте его сразу же, как только маневр совершен. Помните! Сигнал должен быть подан так четко, чтобы он не мог никого ввести в заблуждение по поводу ваших намерений.
- Убедиться, что маневр не служит помехой для других УДД и не создает опасную ситуацию.
Если вы будете строго следовать этим и другим правилам разворота на перекрестке с односторонним движением, то это убережет вас и, возможно, кого-то еще.
Подача сигнала рукой
Чаще всего такими сигналами пользуются мотоциклисты, но и автолюбителям никто не возбраняет (конечно, если у них есть такая возможность). Подавать можно обеими руками (естественно, не одновременно, а поочередно). Если вы желаете совершить левый поворот, то вытягиваете левую руку в сторону или правую, согнутую под прямым углом в локтевом суставе. Если возникла необходимость сделать правый разворот, то все наоборот: либо правую руку вытягиваете в сторону, либо левую, согнутую под прямым углом в локтевом суставе.
Важно! Подачу сигнала начинайте заблаговременно и завершайте его прямо перед моментом начала выполнения маневра.
Способы разворота на перекрестке
Осуществлять (согласно ПДД) разворот на перекрестке с односторонним движением можно при условии, что нет никаких знаков, запрещающих этот маневр. Причем траекторию поворота определяет только водитель, руководствуясь исключительно безопасностью. Существует всего два способа:
- По малому радиусу. Выполняют в том случае, если ширина проезжей части не отличается большими размерами. Совершать его надо на перекрестке сразу после пешеходного перехода (при условии, что он есть в наличии).
Важно! Совершать маневр можно только после того, как пропущен встречный транспортный поток.
- По большому радиусу. Выполняют при наличии довольно широкой дороги, то есть когда водителю «есть где разгуляться». Такой маневр чаще всего выполняют в том случае, если поворот невозможен по малому радиусу (в результате которого у вас есть все шансы оказаться на встречной полосе). То есть в силу разных причин (узкая дорога, ремонтные на ней работы) нет никакой возможности совершить поворот в конце разделительной сплошной линии. Водителю приходится проезжать немного вперед и заходить на дугу. В результате всех манипуляций получается встроить транспортное средство в ряд.
Порой эти два способа разворота называют не чем иным, как ближней траекторией и дальней. Независимо от приемов правила для обоих одинаковы:
- начинаем движение строго из ближнего ряда;
- ни в коем случае не допускаем пересечения разметок на дороге (например, зебры или разделительной линии) или края дорожного полотна;
- обращаем внимание на знаки и характерные особенности перекрестка, на котором планируем произвести определенные действия.
Важно! Никто не запрещает вам осуществлять разворот по большому радиусу там, где может быть выполнен маневр по малому. Если это придаст вам больше уверенности — почему нет?
Что такое разделительная полоса и для чего она нужна
Разделительная полоса — это выделенный элемент (чаще всего приподнятый) дорожного полотна, который не может быть использован для какого-либо передвижения (ни транспортом, ни пешеходами). Иногда эта часть дороги засажена зелеными насаждениями, либо по ней организовано трамвайное движение.
Наличие подобной полосы предполагает наличие двух проезжих частей. Отсутствие же ее свидетельствует о том, что дорога представляет собой одно целое. Да, на ней могут быть разметки, но тем не менее она продолжает быть единой проезжей частью. Можно ли совершить разворот на перекрестке с односторонним движением и разделительной полосой? А почему бы и нет — что или кто вам может помешать?! Главное, чтобы до начала перекрестка эта разделительная линия прервалась. Осуществляйте маневр в соответствии с ПДД (не забывая о знаках особых предписаний: 5.71 и 5.7.2) и наслаждайтесь жизнью.
Штрафные санкции
Двигаясь по направлению к перекрестку, не забывайте, что перед ним должен быть закреплен знак (например, 5.7.1 или 5.7.2), информирующий вас о дорожном режиме на данном участке. Если водитель нарушает требование знака, то за этим следуют штрафные санкции.
На заметку! За нарушение вышеописанных знаков можно лишиться прав сроком до 6 месяцев. Если знаков нет — нет и нарушений и штрафных санкций. Какие могут быть претензии? Все честно.
Нюансы выполнения разворота
Самым главным в таком маневре, как разворот на перекрестке с односторонним движением, является необходимость выполнить его в пределах границ проезжих частей пересекающихся дорог. Рассмотрим два варианта:
- Водитель выбирает дальнюю траекторию и при этом совсем не вписывается в границы. Что происходит? В этом случае он неминуемо пересекает сплошную линию, разграничивающую встречные потоки. Да, движения «лоб в лоб» нет. Но авто двигается перпендикулярно сплошной линии. Штрафные санкции — 1500 рублей.
- Выбор сделан в пользу ближней траектории. Но опять такая же история — вы не вписываетесь в границы перекрестка. Штраф — 5000 рублей или возможность распрощаться с правами на непродолжительный срок — всего-то на 6 месяцев (здоровее будете: ведь прогулки пешком — это очень полезно), так как в результате маневра происходит выезд прямо на «встречку».
Помните! При повторении нарушения избежать лишения прав на 12 месяцев вряд ли удастся.
Особенности выполнения разворота в зависимости от «статуса» перекрестка
Перекресток перекрестку рознь. Они могут быть регулируемыми и нерегулируемыми:
- Нерегулируемый Т-образный перекресток. К нюансам можно отнести то, что в этом случае категорически запрещено осуществлять движение назад, а также совершать такой маневр, как разворот, за несколько этапов. Выполняя все эти манипуляции, следует руководствоваться предписаниями знаков из ПДД. В случае их отсутствия, не грех вспомнить, что надо делать в случае помехи справа, а также кто по какой дороге следует и у кого приоритет в движении. И конечно же, не забывайте об указателях поворота.
На заметку! Если, двигаясь по второстепенной дороге по направлению к нерегулируемому перекрестку, вы замечаете, что на главной слишком интенсивное движение, то стоит отказаться от разворота и найти другой выход из положения.
- Регулируемый перекресток. Некоторые думают, что в этом случае можно расслабиться: за вас «будет думать» светофор. Но не стоит этого делать. Лучше заблаговременно выбрать крайнее левое положение; затем, когда светофор даст зеленый свет, постараться как можно ближе продвинуться к середине перекрестка; внимательно следить за тем, что «вытворяют» ваши соседи-автолюбители слева и сзади от вас; пропустить встречный транспортный поток; убедиться, что никому не создаете помеху, и совершить разворот. Не забудьте удостовериться в том, что перед перекрестком отсутствуют какие-либо знаки, запрещающие подобные маневры.
Внимание! Будьте бдительны: знак, информирующий о том, что поворот налево запрещен, не означает, что и разворот тоже недопустим.
Разворот на перекрестке с односторонним движением слева направо
Вы двигаетесь по дороге. На пути вашего следования перекресток, перед которым закреплен знак 5.7.1, информирующий вас о том, что вы выезжаете на дорогу с ОД и что транспортные средства двигаются в направлении слева направо. Помимо этого, вам разрешают поворот направо. Далее все зависит от того, в какой полосе вы стоите:
- Если в левой, то вы можете проследовать перекресток только прямо.
- Если в правой, то можете совершить либо разворот (на перекрестке с односторонним движением) справа, либо пересечь его (если знак «Направление движения по полосам» позволяет это).
Разворот на перекрестке с односторонним движением справа налево
Другая ситуация. Вы двигаетесь по проезжей части с разметкой. Стремительно приближаетесь к пересечению дорог. Вы намереваетесь совершить разворот (на перекрестке с односторонним движением). На выезде закреплен знак 5.7.2. Он напоминает водителя о том, что он выезжает на дорогу с ОД и о том, что транспортный поток двигается справа налево. Помимо этого, знак еще дает некую информацию. А именно, что у вас есть полное право на поворот налево. Поэтому, чтобы разворот на перекрестке с односторонним движением слева был грамотно совершен, вам надо занять левую полосу и благополучно его завершить.
Справка! При нахождении в правой полосе вам придется проследовать перекресток прямо, так как знака, позволяющего совершать поворот направо, нет.
Разворот на перекрестке при наличии перехода для пешеходов
Условие — перекресток находится за пешеходным переходом. Ваши действия? Все очень просто: разворот запрещен исключительно на пешеходном переходе, границы которого определены разметкой. Если она отсутствует (есть только знак), то это ничего не значит. Пешеходный переход он и «в Африке переход» (даже и без границ). Вы обязаны пропустить пешеходов и совершить свой маневр просто за переходом, так как в принципе разворот на перекрестке с односторонним движением ПДД разрешает. Надо просто немного подождать и продвинуться вперед. Тогда никакой штраф вам не страшен.
Осуществление пересечения проезжих частей в двух местах
Вопрос непростой. Правильность разворота на перекрестке с односторонним движением с двумя пересечениями зависит от наличия (или отсутствия) предписывающих знаков и от того, насколько организованно обустроен проезд на каждом отдельном участке дороги.
Главное! Выполняя разворот, будьте бдительны: не окажитесь на «встречке».
Если на перекрестке присутствуют пути и по ним двигаются трамваи, помните, что сплошная линия разметки, отделяющая их от проезжей части, является не чем иным, как разделительной полосой.
Другая полезная информация
- Запрещено заезжать на тротуар, так как этот маневр ведет к аварийной ситуации. К тому же налицо потеря управлением транспортным средством. Это не есть хорошо.
- На перекрестках не разрешается осуществлять движение назад.
Исключение! Включать заднюю передачу можно только в случае въезда во двор дома или уширения дороги местного характера.
В заключение
Надеемся, что хоть какой-то свет пролит на сложный вопрос о том, как произвести разворот на пересечении дорог, в том числе разворот на перекрестке с односторонним движением с разделительной полосой. Как в этом случае избежать ситуации, когда вы оказываетесь на встречной полосе? Лучший способ — выбрать траекторию разворота с большим радиусом и произвести этот маневр за центром перекрестка. Тогда все должно получиться как надо.
По какой траектории Вы можете продолжить движение?
![]() |
По любой. | |
![]() |
Только по А. | |
![]() |
Только по А или В. |
На данном перекрестке установлен знак «Выезд на дорогу с односторонним движением» , который не запрещает движение прямо и направо. При повороте Вы должны двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Следовательно, движение на перекрестке можно продолжить только по траекториям А и В.
Какие знаки обязывают водителя грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой до 3,5 т повернуть направо?
![]() |
Только А. | |
![]() |
Только Б. | |
А и Б. | ||
Б и В. |
Ответ
Правильный ответ — Только Б.
Какие знаки разрешают выполнить разворот?
Только А. | ||
Б и В. | ||
Все. |
Знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» (А) запрещает только поворот, но не разворот. Знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» (Б) и знак 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств» (В) также не запрещают разворот на перекрестках таких дорог.
Какие знаки разрешают разворот?
А и В. | ||
Только А. | ||
Все. |
Правильный ответ — Все.
Какие знаки разрешают выполнить поворот налево?
А и Б. | ||
Б и В. | ||
Только Б. |
Правильный ответ — Б и В.
В каких направлениях Вам разрешено движение?
Только прямо. | ||
Только направо. | ||
Прямо или направо. |
В данной ситуации регулировщик не изменяет существующую на перекрестке организацию движения. Сигнал регулировщика и дорожный знак «Выезд на дорогу с одностороннем движением» разрешают проехать перекресток только прямо или направо.
Только прямо. | ||
Только прямо и направо. | ||
Только прямо, налево и в обратном направлении. | ||
В любом. |
В данной ситуации регулировщик не изменяет существующую на перекрестке организацию движения. Находясь на правой полосе, вы можете проехать через перекресток только прямо, так как знак «Выезд на дорогу с односторонним движением» запрещает поворот направо. Для левого поворота или разворота необходимо было занять левую полосу.
По какой траектории Правила разрешают Вам произвести поворот налево?
Только по А. | ||
Только по Б. | ||
По любой. |
Знак «Выезд на дорогу с односторонним движением» информирует о том, что на пересекаемой проезжей части движение осуществляется не только по правой, но и по левой полосе. Следовательно, вы можете поворачивать налево по любой из двух траекторий.
По какой траектории Вы можете выполнить разворот?
Только по А. | ||
Только по Б. | ||
По любой. |
В данном случае разворот запрещен только непосредственно на пешеходном переходе (траектория Б), границы которого при отсутствии разметки определяются знаками «Пешеходный переход» . На перекрестке (траектория А) разворот осуществить можно, поскольку знак «Выезд на дорогу с односторонним движением» не запрещает разворот.
В каком из направлений Вам разрешено движение?
Только Б. | ||
Только А и Б. | ||
Только Б и В. | ||
Во всех из указанных. |
На этом перекрестке вы можете двигаться в любом из показанных направлений. Знак «Выезд на дорогу с односторонним движением» информирует о направлении движения на пересекаемой дороге: справа налево, исключая, таким образом, поворот направо.
Юридическая консультация > Административное право > ДТП, ГИБДД, ПДД > Разворот на перекрестке с односторонним движением: основные характеристики и ограничения
Маневр разворота, в том числе и на перекрестках с односторонним движением, относят к относительно сложным ситуациям на дороге, особенно в городских условиях. Как правильно выполнить такой маневр, какие меры должны быть предприняты для его безопасного начала и завершения, а также — какие могут быть наказания за нарушения ПДД, и будет рассказано в этой статье.
Выбор правильной траектории разворота на перекрестке
Ближняя траектория обеспечивает более безопасный разворот на перекрестке. Она наиболее удобна и безопасна, поскольку создает минимум проблем остальным участникам движения, находящимся на перекрестке.
Однако выполнение разворота по ближней траектории не всегда находит понимание у сотрудников ГИБДД, утверждающих, что в момент выполнения разворота автомобиль какое-то время движется навстречу потоку транспортных средств.
Подобное утверждение тем более спорно, что при совершении обгона транспортное средство также движется по встречной полосе, однако никому не приходит в голову считать подобный маневр нарушением. Правила определяют невозможность движения во встречном направлении исключительно в запрещенных местах. В данной ситуации запрет на совершение такого разворота не оговорен ни одним из пунктов действующих ПДД.
В качестве подтверждения вышесказанного приведем один из информационных плакатов, размещенных в отделении ГИБДД и наглядно иллюстрирующий разворот налево на перекрестке, идентичном рассмотренному выше.
Подпись под рисунком понятна и категорична: нарушение отсутствует. Причем утверждение верно для обеих траекторий разворота. Однако обратим внимание на один ключевой момент. Такой маневр допустимо совершать только при развороте на перекрестке с одним пересечением проезжих частей.
В каких случаях рекомендован разворот по дальней траектории? Если расстояние от авто до края дорожного полотна менее 10 метров, то при совершении разворота по малому радиусу возникает риск наезда на бордюрный камень, как показано на рисунке.
Этот маневр чреват не только возможной поломкой узлов ходовой части и рулевого управления автомобиля, но и потерей его управления. Серьезность проблемы заключается в том, что исправление данной ситуации без движения задним ходом невозможно, но по требованиям ПДД разворот на перекрестке задним ходом запрещен.
Увеличение радиуса разворота при помощи выезда вправо не решает проблему, так как с крайнего правого положения разворот разрешен только вне перекрестков.
Единственно правильная траектория разворота на перекрестке в данном случае – дальняя, как показано на рисунке.
Но ошибочным будет предположение о том, что разворот по большому радиусу – средство от возникновения проблем. Так неожиданным препятствием может стать близко размещенный к пересечению пешеходный переход. На рисунке видно, что синий автомобиль наехал на «зебру», а разворот на пешеходном переходе считается грубым нарушением ПДД.
Или сплошная осевая линия разметки, пересечение которой не менее строго наказуемо.
Пропуск встречного транспорта при развороте
Следующий нюанс, требующий уточнения, это место остановки на перекрестке для пропуска транспортного средства, двигающегося навстречу. При движении по главной дороге или при разрешающем сигнале светофора это не имеет решающего значения, ввиду наличия приоритета. Синий автомобиль может развернуться на перекрестке как по ближней, так и по дальней траектории, пропустив встречный транспорт.
Иная картина наблюдается при выполнении разворота с второстепенной дороги. Необходимость пропуска машин со всех направлений существенно усложняет данный маневр, особенно для водителей – новичков, им лучше найти другое место, чтобы развернуться. Если выполнение разворота неизбежно, оптимальным решением будет остановка у края пересекаемой дороги, как показано на рисунке, затем пропускаем все автомобили и разворачиваемся.
Выполняя разворот по большому радиусу (зеленый авто), будьте готовы к возникновению конфликтных ситуаций с водителями транспортных средств, выполняющих разворот по ближней траектории (синий авто).
Избежать столкновения поможет постоянный контроль за движущимся сзади транспортом со стороны водителя зеленого автомобиля, а водитель синей машины должен дождаться поворота зеленой машины и только потом разворачиваться сам.
Разворот на перекрестке с разделительной полосой
Разделительная полоса, не доходящая до пересечения проезжих частей, не представляет собой значимого препятствия для осуществления разворота по малому радиусу.
Наличие разделительной полосы, доходящей до края проезжей части свидетельствует о том, что перекресток имеет пересечение двух проезжих частей. Поэтому разворот на таком пересечении возможен исключительно по дальней траектории.
Осуществление маневра по ближней траектории может привести к столкновению и лишению водительского удостоверения.
Соответствует ли строгость наказания опасности правонарушения?
Нарушение, вменяемое сотрудником ГИБДД, состоит в выезде на встречное направление, что является нарушением п.8.6 ПДД.
Ошибка многих водителей в том, что они рассматривают данный пункт правил в контексте выполнения поворота, считая выполняемый ими разворот совершенно другим маневром. Однако разворот на данном перекрестке не что иное, как три совершенные последовательно действия:
1. Поворот налево
2. Движение прямо
3. Еще один поворот налево
Таким образом, санкции со стороны инспектора следуют за совершение поворота налево с выездом на встречное направление, совершенное на первом этапе разворота по ближней траектории.
В случае, когда имеет место относительно широкая разделительная полоса, то разделение противоположно направленных транспортных потоков осуществляется при помощи дорожной разметки: сплошной или двойной сплошной линии.
В этом случае требования п. 9.1.1 категорически запрещают нахождение транспортных средств на полосе встречного движения.
Соответственно и на этом типе перекрестков выполнение разворота выполняется только по дальней траектории движения.
За подтверждением правильности представленных решений в описанных выше ситуациях вновь обратимся к информационным стендам отделений ГИБДД. На плакате показано, что разворот по малому радиусу на перекрестке с двумя пересечениями проезжей части расценивается как выезд на полосу встречного движения и карается лишением водительских прав.
Во избежание проблем при выполнении разворота на перекрестке со светофором, используя малый радиус, рассмотрим ситуацию подробно. Запрещающий сигнал светофора для водителей, движущихся по пересекаемой дороге, не дает права выполнения разворота по ближнему радиусу. Поскольку перекресток дороги с разделительной полосой, как уже было определено ранее, это два пересечения проезжей части, следовательно, правильной траекторией разворота на перекрестке такого типа является исключительно траектория большого радиуса.
Однако при высоком уровне организации дорожного движения поворот по ближней траектории становится возможным. Например, при наличии вот такой разметки разворот на регулируемом перекрестке нарушением ПДД не является.
Зато на перекрестке, на проезжую часть которого нанесена такая разметка, единственно правильный разворот – разворот по дальней траектории.
Очевидно, что при развороте на разделительной полосе, водителю необходимы: знание соответствующих положений ПДД и способность их уверенной практической реализации.
Организационные методы обеспечения безопасности разворота на перекрестке
Разворот на перекрестке объективно отнесен к категории опасных маневров. Данный фактор обусловил проведение организационных мероприятий с целью выноса разворота за пределы пересечения проезжих частей. Места для разворота перед перекрестком – оптимальный вариант решения проблемы.
Еще одним решением, обеспечивающим безопасность участников движения при совершении разворота стали участки со специальной разметкой, расположенные между перекрестками.
В общем, представленная информация – это минимум, необходимый водителю для выполнения безаварийного разворота на всех существующих типах перекрестков.