Перевозки скоропортящихся грузов
За последние годы в Российской Федерации произошел ряд изменений в сфере перевозки скоропортящихся продуктов, результатом которого стало значительное повышения уровня контроля за процессом со стороны государства. Бизнес-сообщество вынуждено привыкать к новым законодательным и нормативным реалиям. Попытаемся четко определить требования, которые необходимо соблюдать для перевозки скоропортящихся продуктов.
В Российской федерации надзором за перевозкой скоропортящихся продуктов занимаются несколько органов власти: Минтранс (в лице Росавтотранса, Росавтодорнадзора), МВД (ГИБДД МВД РФ), Правительство РФ (Роспотребнадзор) и др. Конечно же у каждого ведомства имеется своя собственная законодательная основа деятельности, опирающаяся на широкую нормативную базу, которая содержит не только Соглашение СПС.
Содержание
- СПС (ATP)
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
- СанПиН 2.3.2.1324-03 Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
- Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011. О безопасности пищевой продукции»
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 807 «О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 г. N 211
- Приказ Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 229
- Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 г. N 210
- Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 г. N 209
- Перевозка скоропорта
- Правила перевозки скоропортящихся продуктов
- Виды перевозок скоропортящихся продуктов
- Сопроводительные документы для перевозки скоропорта по РФ
- Перечень скоропортящихся грузов: виды и классификация
- Особенности транспортировки и маркировки
- Способы транспортировки железнодорожным транспортом
- Способы транспортировки автомобильным транспортом
- Особенности использования воздушного транспорта
- Особенности использования морского транспорта
- Основные требования к перевозке скоропортящихся грузов автотранспортом:
- Организация перевозок скоропортящихся грузов
- Доставка скоропортящихся грузов: сопроводительные документы
- Тара и маркировка
- Погрузка скоропортящихся грузов
- Обязанности сторон
- Перевозчик обязан:
- Документы для перевозки скоропортящихся грузов
- Автомобили для перевозки скоропортящихся грузов
- Упаковка скоропортящихся грузов
СПС (ATP)
Основным документом, регламентирующим данный вид деятельности является «Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС)» (совершено в Женеве 1 сентября 1970 года), которое вступило в силу 21 ноября 1976 года. СПС является Соглашением между государствами, однако за применение данного Соглашение отвечает каждая договаривающаяся страна в отдельности, проверки на дорогах производятся надзорными органами той страны, где осуществляется перевозка в соответствии с внутригосударственным законодательством. Само соглашение не подразумевает под собой никаких санкций, являясь, по сути, сборником технических требований.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Данный закон говорит об обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обеспечивать безопасность для здоровья человека пищевых продуктов, кроме всего прочего, при их транспортировке; а также осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при транспортировке продукции; (Статья 11).
Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их транспортировки должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее — санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами). Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (Статья 15).
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе транспортировки и продукции осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (статья 32).
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Глава 6 КоАП РФ, Статья 326 УК РФ). Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (Глава 59 ГК РФ).
СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов
В данном документе нас интересует конкретный раздел:
11. Гигиенические требования к транспортировке пищевых продуктов
11.1. Для транспортировки пищевых продуктов используются специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства. Не допускается транспортировка продовольственных пищевых продуктов совместно с непродовольственными товарами. Для транспортировки определенного вида пищевых продуктов (молочные, колбасные, кремовые кондитерские изделия, хлеб, мясо, рыба, полуфабрикаты) должен быть выделен специализированный транспорт с маркировкой в соответствии с перевозимыми продуктами.
11.2. Транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны иметь санитарный паспорт, выданный в установленном порядке, быть чистыми, в исправном состоянии. Внутренняя поверхность кузова машины должна иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке и дезинфекции.
11.3. Шофер-экспедитор (экспедитор), шофер-грузчик должны иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца, работать в спецодежде, строго соблюдать правила личной гигиены, обеспечивать сохранность, качество, безопасность и правила транспортировки (разгрузки) пищевых продуктов.
11.4. Условия транспортировки (температура, влажность) должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации на каждый вид пищевых продуктов, а также правилам перевозок скоропортящихся грузов разным видом транспорта. Транспортировка скоропортящихся пищевых продуктов осуществляется специализированным охлаждаемым или изотермическим транспортом.
11.6. Хлеб и хлебобулочные изделия должны перевозиться в лотках, в специальных закрытых автомашинах или фургонах, оборудованных полками. Не допускается перевозить хлеб навалом.
11.7. Кремовые кондитерские изделия должны быть уложены в контейнеры или лотки с крышками, торты должны поставляться в стандартной таре изготовителя. Транспортировка кремовых кондитерских изделий на открытых листах или лотках не допускается.
11.8. Живую рыбу перевозят в автомобилях-цистернах с термоизоляцией, имеющих устройство для охлаждения воды, а также оборудование для насыщения воды воздухом. Температура воды в цистерне должна быть не выше 10 град. С.
11.9. При транспортировке пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила их последовательной укладки, исключающие контакт сырой и готовой продукции, загрязнения продуктов при погрузке и выгрузке.
11.10. Транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья, ежедневно подвергаются мойке с применением моющих средств и ежемесячно дезинфицируются средствами, разрешенными органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Данный закон определяет основные принципы технического регулирования, в том числе принцип «применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг» благодаря которому в последующем в технических регламентах вводятся обязательные требования к перевозке продукции.
СанПиН 2.3.2.1324-03 Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов.
Для нас интересен только один раздел документа:
3.4. Требования к транспортировке пищевых продуктов
3.4.1. Условия транспортировки должны соответствовать установленным требованиям на каждый вид пищевых продуктов, а также правилам перевозок скоропортящихся грузов, действующих на соответствующем виде транспорта.
3.4.2. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специально оборудованными транспортными средствами, на которые в установленном порядке выдается санитарный паспорт.
3.4.3. Скоропортящиеся продукты перевозятся охлаждаемым или изотермическим транспортом, обеспечивающим необходимые температурные режимы транспортировки.
3.4.4. Не допускается перевозить готовые пищевые продукты вместе с сырьем и полуфабрикатами. При транспортировке пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства.
3.4.5. Не допускается перевозить пищевые продукты случайными транспортными средствами, а также совместно с непродовольственными товарами.
3.4.6. Пищевые продукты, поступающие на склады или предприятия торговли и общественного питания, должны сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность (удостоверение о качестве, санитарно-эпидемиологическое заключение, при необходимости ветеринарное свидетельство).
3.4.7. Требования к прохождению медицинского осмотра и личной гигиене персонала, обслуживающего транспортировку пищевых продуктов и содержание транспортных средств, должны соответствовать санитарным правилам, предъявляемым к организациям торговли и общественного питания, изготовлению и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
В контексте темы статьи о перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, приведем п. 4. Главы I «Правил перевозки…»:
Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС), и настоящими Правилами.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011. О безопасности пищевой продукции»
Статья 10. Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее перевозки (транспортирования) таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
2. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
3. Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.
Статья 17. Требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции
1. Перевозка (транспортирование) пищевой продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными изготовителями такой продукции, а в случае их отсутствия — в соответствии с условиями хранения пищевой продукции, установленными изготовителем такой продукции.
2. При использовании транспортных средств и (или) контейнеров для перевозки (транспортирования) одновременно различной пищевой продукции либо пищевой продукции и иных грузов, необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств пищевой продукции.
3. Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту пищевой продукции от загрязнения, проникновения животных, в том числе грызунов и насекомых, проведение очистки, мойки, дезинфекции.
4. Грузовые отделения транспортных средств, контейнеры и емкости, используемые для перевозки (транспортирования) пищевой продукции, должны обеспечивать возможность поддержания условий перевозки (транспортирования) и (или) хранения пищевой продукции.
5. Внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов.
6. Грузовые отделения транспортных средств и контейнеры должны подвергаться регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции. Вода, используемая для мойки внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств и контейнеров, должна соответствовать требованиям к питьевой воде, установленным законодательством государства — члена Таможенного союза.
7. При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
8. Не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции.
9. Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
10. Работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза.
11. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, не допускаются к работам, связанным с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции.
12. При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
13. В случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.
Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 807 «О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации»
Постановление уполномочивает Министерство транспорта Российской Федерации: назначать испытательные станции к выполнению работ по контролю соответствия нормам, установленным указанным Соглашением СПС; назначать экспертов для проверки эффективности термического оборудования каждого находящегося в эксплуатации транспортного средства — ледника, транспортного средства — рефрижератора или отапливаемого транспортного средства в случаях, установленных указанным Соглашением; выдавать свидетельства о соответствии нормам, установленным указанным Соглашением для изотермических транспортных средств, транспортных средств — ледников, транспортных средств — рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств;
Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 г. N 211
Вводит Порядок выдачи свидетельства о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в Женеве 1 сентября 1970 г., для изотермических транспортных средств, транспортных средств ледников, транспортных средств-рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств.
Приказ Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 229
Вводит в действие «Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок»
Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 г. N 210
Вводит «Порядок назначения экспертов для проверки эффективности термического оборудования каждого находящегося в эксплуатации транспортного средства-ледника, транспортного средства-рефрижератора или отапливаемого транспортного средства в случаях, установленных Соглашением СПС
Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 г. N 209
Вводит Порядок назначения или уполномочивания испытательных станций к выполнению работ по контролю соответствия нормам, установленным Соглашением СПС, для изотермических транспортных средств, транспортных средств -ледников, транспортных средств -рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств
Транспортировка скоропортящихся товаров очень сложный и ответственный процесс. Ведь если выбрать организацию, предоставляющую услуги по перевозке продуктов, без надлежащего внимания, то это может привести к серьёзным последствиям, вплоть до хищения груза, что принесёт убытки.
Как правильно выбрать фирмы по транспортировке скоропортящихся продуктов и при этом не прогадать? Какие сопровождающие документы обязан предоставить грузоотправитель? Все это вы можете прочитать в этой статье.
Перевозка скоропорта
Скоропортящиеся продукты — промпродукты, требующие особых условий хранения, транспортировки и реализации в чётко указанные сроки.
Скоропортящиеся продукты делятся на несколько групп:
Правила перевозки скоропортящихся продуктов
Организация перевозки скоропорта на любом виде транспорта подразумевает ряд условий, обязательных к выполнению.
- Компании, занимающиеся перевозкой продуктов такого типа должны установить соответствующую температуру в помещении, где они транспортируются.
- Свежие продукты или овощи можно перевозить летом, осенью и весной при температуре не ниже 0 градусов по Цельсию, но не более шести часов. А зелень можно перевозить в неспециализированном транспорте не более 3 часов.
- Транспортные средства, перевозящие скоропортящиеся продукты должны соблюдать все санитарные требования.
- Транспортные компании должны предоставлять транспорт с охлаждением (летом) и с подогревом (зимой) для перевозки грузов.
- Грузы со скоропортящимися товарами предоставляются в соответствии со всеми требованиями для транспортировки: упаковка, выполненная по всем стандартам, исправная тара.
- Фрукты и овощи перевозятся исключительно в затаренном виде. В ящиках, которые соответствуют всем требованиям ГОСТа, перевозятся только плоды и некоторые овощи.
- Продукты обязаны быть уложены таким образом, чтобы они прилегали плотно, но на уровне, при котором они не должны биться и тереться о потолок.
Перевозка продуктов из разных групп в одном транспортном помещении запрещена.
К грузоотправителю предъявляется ряд требований.
- При перевозке мясных продуктов или животного сырья грузоотправитель обязан предоставить полис ветеринарно-санитарного надзора.
- Если растения отправляются из места, где был объявлен карантин, то товароотправитель обязан предоставить разрешение на отправку отдельной партии и карантинные документы.
- Организация, осуществляющая перевозку, имеет право на выборочную проверку скоропортящихся продуктов, их тары, упаковки т.д.
- Отправитель груза обязан предоставить накладную, в которой указана реальная температура груза перед тем, как его погрузили. Состояние упаковки также указывается в этом документе.
- Отправитель груза в накладной, в разделе с данными о грузе, должен указать максимальную продолжительность перевозки скоропортящихся продуктов.
- Разрешается перевозка различных типов скоропортящихся продуктов, входящих в одинаковую группу, если для них назначен один и тот же режим температуры. Запрещена перевозка продуктов, имеющих разную группу.
- Нельзя транспортировать охлаждённые скоропортящиеся продукты совместно с уже остывшими.
- Замороженные грузы должны укладываться плотно для полного пользования пространством. В случае перевозки свежих или охлаждённых продуктов, запакованных в тару, их размещение не должно препятствовать движению воздуха между ящиками или другой тарой. Дистанция между потолком и верхней клади товара не должна составлять меньше 25-40 сантиметров.
- Отправитель груза отвечает за укладку продуктов в грузовом помещении транспортного средства.
- Помещение, в котором перевозятся скоропортящиеся продукты, должно быть опломбировано.
- Срок доставки устанавливает организация, занимающаяся транспортировкой.
- После доставки, получатель обязан предоставить условия для очистки кузова от остатков продуктов.
Факторы, влияющие на качество груза в процессе хранения и транспортировки
Факторы внешней среды — безусловно, это основной и самый важный момент. Во время перемещения груза, он может изменяться как в массе, так и в количестве. На это влияют внешние условия: физические взаимодействия, дефекты в таре или кузове. Также огромное воздействие на продукты оказывает температура, наличие пыли, газа в воздухе, микробы и свет.
Чтобы выполнить свои обязательства перед партнёром в полном объёме и не понести убытков при перевозке, необходимо учитывать внешние факторы и тщательно проверять фирму, которой вы доверяете транспортировку.
Длительность перевозки — это второстепенный фактор, оказывающий влияние на определённые виды скоропортящихся продуктов. Однако, при использовании правильного помещения, исправной тары/упаковки, можно легко избежать порчи товара.
Изотермический подвижной состав
Изотермические подвижные составы — грузовые транспортные помещения для перевозки скоропорта. Существует два вида изотермических подвижных составов:
- универсальный, предназначенный для перевозки массовых скоропортящихся продуктов, а именно, молочных и мясных продуктов, овощей, фруктов и т.д.
- специализированный, в нём перевозятся живая рыба, винные материалы и виноградные вина и др.
Также подвижной состав различают по методу нагнетания необходимого температурного режима:
- ледники — помещения с ёмкостями для льда;
- рефрижераторы — охлаждение обеспечивается паром, вырабатываемым холодильной компрессорной установкой;
- термосы — теплоизоляция происходит без охладительных систем.
Последние нужны для транспортировки скоропортящихся продуктов в пределах небольших расстояний (например, в городе).
Виды перевозок скоропортящихся продуктов
Существует несколько видов перевозок скоропорта, у каждой свои особенности и нюансы, которые следует учитывать. Итак, типы: железнодорожные, автомобильные, водные, воздушные и смешанные перевозки. Разберём каждый вид более подробно.
- Железнодорожный транспорт. Перевозка скоропортящихся продуктов железнодорожным транспортом предпочтительна для транспортировки: мясных, рыбных, овощных продуктов, которые разрешено перевозить ГРПС и термосопригодных продуктов (различных напитков, консервов).
Подвижные составы условно могут быть разделены на составы, имеющие холодильные установки. Здесь в распоряжении имеются секции рефрижераторов, которых может быть до 21 вагона. Составы с нагревательными установками и универсальные составы — такой транспорт имеет в своём распоряжении как холодильные, так и нагревательные установки. - Водный транспорт. Такие перевозки в основном используют для транспортировки большого объёма продуктов.
- Автомобильный транспорт. Перевозка скоропорта автомобильным транспортом чаще всего используется для транспортировки от места производства до мест потребления/продажи. В редких случаях возможна транспортировка продуктов (овощи или фрукты) на далёкие расстояния.
Автомобильный транспорт второй по популярности на данный момент вид, который используется для перевозки данных продуктов.
При заключении договора перевозки продуктов автотранспортом и железной дорогой оформляется товарно-транспортная накладная (ТТН) от лица грузоотправителя. Информация о том, сколько должно быть бланков товарно-транспортной накладной , о форме CMR . ТТН CMR необходима для организации международных автоперевозок продуктов. - Воздушный транспорт. Такой вид транспорта преимущественно используют для того, чтобы перевозить скоропортящиеся продукты на самые дальние расстояния. При воздушной перевозке нет необходимости в охлаждении продуктов, так как в грузовом отсеке устанавливается температура, подходящая для хранения скоропортящихся товаров.
Авиатранспорт перевозит практически все виды продуктов: рыбу, мясо, фрукты, овощи, ягоду, медицинские препараты и т.д. - Смешанные перевозки. Специфичность таких видов перевозок заключается в том, что используется одновременно несколько транспортных средств. Чаще всего используется следующие комбинации: автомобильные — железнодорожные, морские — железнодорожные.
Особенностью смешанных перевозок является то, что контракт заключается не с какой-то конкретной организацией, которая предоставляет услуги по транспортировки, а с посредником, который отвечает за товар на всех этапах его пути. Как правило, при смешанных перевозках используются специализированные контейнеры. Виды и типы контейнеров, а так же их габариты указаны в нашей предыдущей статье.
Весной и летом очень эффективно использовать именно водный тип транспорта, так как другие способы могут быть сильно загружены. Это поможет ускорить процесс доставки товара в необходимое место.
Сопроводительные документы для перевозки скоропорта по РФ
Для большинства видов перевозок существует единый пакет документов.
- Транспортная накладная.Главный документ, необходимый для перевозки. Оформляется отправителем груза. Здесь указываются основные данные об автомобиле, водителе, грузе и т.д.;
- Путевой лист. Оформляется перевозчиком;
- Договор с перевозчиком. Он должен быть заверен одной из двух сторон.
Это основные документы, а второстепенные:
- Свидетельство о качестве. Зависит от вида товара;
- Фактура. Необязательное удостоверение, однако, делается для того, чтобы избежать проблем с ГИБДД.
Документы, которые должен иметь с собой водитель:
- права;
- удостоверение, которое подтверждает права на владения авто;
- трудовой договор (копия);
- страховой полис;
- санитарный паспорт.
Что делать в случае пропажи товара
Главной обязанностью перевозчика является сохранность груза (статья 796 гражданского кодекса Российской Федерации). К не сохранности грузов относят: кражу, нехватку, утрату и повреждения товара.
Доказать кражу можно при выявлении:
- следов повреждений или порчи пломб;
- выведенных из строя стен, крыши, пола грузового помещения и т.д.;
- вскрытия упаковки/тары товара;
- присутствия других знаков кражи груза, которые будут установлены следствием.
Перед тем как подать иск, нужно будет установить следующие моменты:
- стоимость краденного/потерянного груза;
- разницу между начальной ценой и после повреждения;
- возможность восстановления груза и его общей ценности на момент утраты.
Для того чтобы доказать факт хищения, необходимо обратиться в соответствующие инстанции, то есть: в прокуратору, суд и другие вышестоящие инстанции.
На качество скоропортящихся продуктов влияют внешние факторы.
К сожалению, хищение происходит при всех видах транспортировок. Злоумышленники способны украсть груз практически отовсюду. Нередко ими становятся работники, участвующие в доставке, погрузке/выгрузке товара. Чтобы избежать подобных рисков, нужно крайне внимательно выбирать фирму-перевозчика. На что обратить внимание?
- Цена. Не стоит доверять организациям, предлагающим свои услуги по нереально низким ценам.
- История компании. Очень важный момент. Проследите за действиями фирмы и по возможности свяжитесь с её бывшими клиентами.
- Отзывы. Популярный, но ненадёжный показатель, так как отзывы в сети можно легко купить.
- Сотрудники. Они должны быть квалифицированными в вопросах грузоперевозок, если при разговоре с ними вас что-то насторожило, то не стоит доверять этой компании;
- Страховка и меры по безопасности груза. Если компания выполняет эти условия, то можно быть уверенным, что фирма надёжна.
Соблюдение вышеперечисленных правил не даёт гарантию того, что груз будет в безопасности, однако это уменьшает шансы его потери или хищения.
Из всего вышесказанного напрашивается следующий вывод. Перевозка скоропорта — дело не простое, но выполнимое. Скоропортящийся груз ввозится в страну и поступает в разные торговые предприятия ежедневно, главное знать особенности транспортировки данного вида товара, предусмотреть возможные риски и постараться их минимизировать.
- Перечень скоропортящихся грузов (виды и классификация)
- Особенности транспортировки и маркировки
- Способы транспортировки железнодорожным транспортом
- Способы транспортировки автомобильным транспортом
- Особенности использования воздушного транспорта
- Особенности использования морского транспорта
Документация:
- Правила перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом
- Правила перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом
Скоропортящиеся грузы — это группа продуктов или режимные грузы, которые при перевозке, а также хранении требуют точного соблюдения температурного режима, определенной влажности, выполнении санитарно-гигиенических требований и предельного срока доставки. Чтобы продукты во время транспортировки сохраняли качества, логисты разрабатывают перевозку так, чтобы обеспечить непрерывную холодильную цепь. Транспорт, входящий в цепь, либо оборудован специальным оборудованием, либо сконструирован так, чтобы сохранять товары.
Перечень скоропортящихся грузов: виды и классификация
Согласно принятым нормам классификация скоропортящихся грузов учитывает их происхождение, степень обработки и режим транспортировки. Каждой группе присвоен определенный код.
По происхождению скоропортящиеся товары могут относиться:
- к продуктам животного происхождения: мясо, рыба, яйца, икра и молоко;
- к продуктам растительного происхождения: грибы, овощи, ягоды и фрукты;
- к продуктам переработки: жиры, колбасные изделия, сыры, замороженные плоды;
- а также к живым растениям, представленным цветами, саженцами и другим посадочным материалом.
В зависимости от степени температурной обработки скоропортящиеся товары и продукты бывают:
- замороженными (температура доставки -6 °C и ниже);
- охлажденными (перевозимые при температуре -5…-1 °C);
- охлаждаемые (транспортировка выполняется при температуре 0…+15 °C).
Еще один тип продукции — вентилируемые товары. Во время доставки они не требуют создания определенного температурно-влажностного режима, но нуждаются в интенсивной вентиляции кузова.
Классы скоропортящихся грузов
- рефрижераторные;
- нерефрижераторные;
Каждый класс имеет свою специфику транспортировки, которая определяется наименованием товара, его характеристиками и условиями окружающей среды. К примеру, мясо может быть как охлажденным, так и замороженным. А в зимний период охлаждаемые грузы нуждаются в повышении температуры воздуха в кузове, в результате чего становятся обогреваемыми.
Особенности транспортировки и маркировки
Грузоотправитель перед тем, как выбрать способ отправки скоропортящегося груза, учитывает четыре обязательных условия для обеспечения сохранности качества и внешнего вида:
- время года;
- климатические условия;
- срок доставки;
- срок транспортабельности.
Во время транспортировки нужно учитывать особенности перевозки скоропортящихся грузов:
- в пути должен поддерживаться постоянный температурный режим;
- перевозчик обязан использовать специализированный транспорт;
- грузы маркируются специальными знаками.
Нарушение предельных сроков и температурного режима являются причинами порчи продуктов и невозможности их дальнейшей реализации. При подготовке товара к отгрузке грузоотправитель обращается в уполномоченные органы для оформления сертификата качества. Скоропортящиеся грузы имеют свои предельные сроки хранения и перевозки. Предельный срок хранения – это допустимое время хранения продуктов до момента их реализации. Предельные сроки перевозки – время, в течение которого нужно доставить товар. При транспортировке продуктов должны быть соблюдены требования к упаковке и маркировке. На каждую упаковку могут быть нанесены следующие знаки:
- знак «Скоропортящийся груз» – обозначает, что при доставке соблюдается температурный режим;
- «Беречь от влаги» – если на перевозимые скоропортящиеся продукты попадет влага, то они теряют потребительские качества;
- знак «Беречь от солнца» – обозначает запрет на попадание прямого солнечного света;
- «Герметичная упаковка» – этот знак запрещает вскрывать упаковку;
- знак «Тропическая упаковка» – знак-обозначение отрицательного влияния тропического климата;
- знак «Вверх» указывает правильное расположение упаковки при погрузке, разгрузке;
- также на упаковку наносится знак «Ограничение температуры» – с указанием максимально допустимых низких и высоких температур.
Правильное оформление маркировки и нанесение знаков поможет избежать споров, в случае нарушения перевозчиком правил транспортировки. Законодательством был установлен особый порядок таможенного оформления скоропортящихся грузов, что позволяет выпускать транспорт из таможенной зоны в максимально сжатые сроки.
Скорость оформления зависит не от уполномоченного лица таможенного органа, а от декларанта: полного перечня оформленных документов на перевозку и сертификатов качества.
Способы транспортировки железнодорожным транспортом
При перевозке скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом необходимо соблюдать Правила хранения и Правила перевозок скоропортящихся грузов в местах общего пользования, которые были установлены в июне 2003 г. Эти правила устанавливают права и обязанности сторон и сколько времени продукты сохраняют свои качественные характеристики в течение передвижения или хранения до передачи их получателю. Перевозка железнодорожным транспортом имеет свои преимущества:
- единовременно можно перевезти широкую номенклатуру товаров в больших объемах;
- небольшая себестоимость;
- постоянный контроль за состоянием транспорта;
- высокая надежность доставки.
Вагоны способны поддерживать различные температурные режимы в зависимости от классов товаров:
- Рефрижераторные вагоны имеют цельнометаллический кузов с теплоизоляционным слоем, предотвращающий изменение температуры в вагоне под влиянием внешних факторов.
- Вагоны-термосы не оснащены холодильными установками, а поддерживают температурный режим благодаря теплоизоляции. Имеют ограничения по срокам транспортировки и дальности передвижения.
- Вагоны-цистерны используются для жидких, порошкообразных и затвердевающих пищевых продуктов.
- Цистерны-термосы используются для транспортировки молока.
- Изотермические вагоны-цистерны подходят для вина и виноматериалов.
- Универсальные контейнеры подходят для доставки широкой номенклатуры товаров и продукции, бывают среднетоннажными (загрузка 5 т) и крупнотоннажными (10 т и более).
- Рефрижераторные контейнеры требуют подключение к электропитанию.
Отправитель обязан предоставить сертификат качества, который устанавливает предельные сроки транспортабельности.
Способы транспортировки автомобильным транспортом
Транспортировка и перевозка скоропортящихся грузов регулируется Общими правилами перевозок грузов автотранспортом, а в международных перевозках – Соглашением СПС о международных перевозках пищевых продуктов. Скоропортящиеся грузы перевозятся в автотранспортных средствах, которые могут использоваться только для перевозок продуктов и соответствуют санитарным требованиям.
Кузов изотермических автотранспортных средств изготовлен из теплоизолирующего материала, которым покрывают пол, стены, двери и потолок. Существует три класса автотранспортных средств для перевозки продуктов:
- Ледники – в таких транспортных средствах внутренний температурный режим поддерживается при помощи естественного или сухого льда, либо при помощи сжиженного газа.
- Рефрижераторы – так же как и ледники, способны поддерживать температурный режим, но используются специальные холодильные системы: компрессорные агрегаты или абсорбционные установки.
- Отапливаемые автотранспортные средства: в таком транспорте температура повышается и сохраняется в течение 12 часов благодаря отопительной системе.
При автомобильной доставке в накладных грузоотправитель указывает не только время загрузки и срок доставки, но и температурный режим, который должен соблюдаться.
Использование автомобильного транспорта очень популярно среди грузоотправителей из-за его мобильности. Второй причиной выбора такого вида транспортировки является его неприхотливость в эксплуатации.
При автомобильной перевозке на расстояние до 1000 км, автотранспорт значительно выигрывает железнодорожный. Более того, большая часть автопарка оснащена системами спутникового контроля, что позволяет контролировать передвижение.
Особенности использования воздушного транспорта
Скоропортящиеся продукты отправляются воздушным транспортом при необходимости переместить партию товара из одного места в другое в самые короткие сроки. Недостатком авиаперевозки является ее высокая стоимость. В связи с тем, что воздушный транспорт двигается по прямым международным маршрутам, грузу обеспечивается безопасность высокого уровня. Сохранность скоропортящегося груза во время авиаперевозки обеспечивается при помощи специального охлаждающего оборудования – контейнеров-рефрижераторов, которые поддерживают заданный температурный режим во время воздушной транспортировки.
При передаче товара к доставке отправитель предоставляет удостоверение или сертификат, подтверждающий качество. В сертификате, кроме наименования и перечня, указываются предельные сроки транспортировки. В случае, когда перевозчик не способен доставить отправление в указанные сроки, он имеет право отказаться от авиаперевозки. Когда возникает риск порчи или утраты, он незамедлительно уведомляет отправителя для принятия необходимых мер. Скоропортящийся груз транспортируется с сопровождающим лицом, которое несет полную ответственность за сохранность, и находится на борту, на основании приобретенного авиабилета или по договору чартера. Он же обязан соблюдать Правила перевозок. В случае отказа отправителя предоставить сопровождение на время авиаперевозки, грузовые места должны быть опломбированы. Отправление, превышающее 2 т, принимается к доставке воздушным транспортом только с сопровождающим.
Перевозка скоропортящихся грузов воздушным транспортом является выполненной в момент передачи грузополучателю. По окончании авиаперевозки перевозчик обязан в течение 3 часов уведомить о доставке. Уведомление отправляется факсимильной связью или передается устно по контактным телефонам. До момента принятия он обеспечивает сохранность в процессе хранения в течение установленных предельных сроков, предусмотренных договором авиаперевозки или правилами.
К перевозке воздушным транспортом скоропортящийся груз принимается перед остальными отправлениями. Перегрузка товара во время авиаперевозки запрещается. В экстренных случаях может быть разрешена только одна перегрузка.
Особенности использования морского транспорта
Скоропортящиеся грузы во время отправки посредством морского транспорта перевозятся либо в рефрижераторных контейнерах, либо на рефрижераторных судах. Рефрижераторные контейнеры выполнены из нержавеющей пищевой стали. Они заправляются экологичным фреоном и поддерживают постоянную температуру при помощи интегрированного холодильного оборудования. Рефконтейнеры обладают высокой степенью герметизации и низким уровнем энергопотребления. Современные модели оснащены системами самодиагностики и дружелюбным интерфейсом.
Рефрижераторное судно оснащено специализированной холодильной системой. Рефрижераторные суда разделяют на пять видов:
- низкотемпературные для доставки охлажденных грузов;
- высокотемпературные для транспортировки замороженных продуктов;
- универсальные;
- фруктовозы – суда с усиленной вентиляцией;
- рыбопромысловые рефрижераторные суда выполняют функции добычи, замораживания и транспортировки.
Трюмы термоизолированы и оборудованы системой вентиляции. Морские грузоперевозки характеризуются большими объемами, низкой себестоимостью, небольшими рисками, возможность организации недорогих межконтинентальных перевозок. Недостатками же являются – низкая скорость и зависимость от навигационных условий.
Для организации перевозки товаров с ограниченным временем хранения можно использовать любой вид транспорта: воздушный или морской, железнодорожный или автомобильный. Допускается и смешанная перевозка, когда это оправдано.
Перевозка скоропортящихся грузов автотранспортом
Одним из направлений логистики является транспортировка товаров, относящихся к скоропортящимся. Основная задача при их доставке — создать условия, при которых отсутствуют пагубные физико-химические и бактериологические воздействия. Для этого необходимо обеспечить защиту от влажности наружного воздуха, низких или высоких температур и соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Размещение и перевозка скоропортящихся грузов с привлечением автомобильного транспорта осуществляется согласно положениям, которые регламентируются:
- Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для их доставки.
- Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (раздел 13).
Кроме того, при организации доставки учитывают требования СанПиН и других документов.
Основные требования к перевозке скоропортящихся грузов автотранспортом:
В процессе хранения и во время доставки качество скоропортящихся грузов может ухудшиться. Его снижению способствуют такие факторы, как:
- степень подготовки товаров к транспортировке и хранению, тара и упаковка;
- длительность перевозки и способы размещения продуктов;
- санитарное состояние кузова, температура, влажность и циркуляция воздуха.
Принятые правила перевозок скоропортящихся грузов автотранспортом определяют нормы транспортировки в зависимости от класса и характеристик товаров. Они допускают совместную доставку продуктов, которые относятся к одной группе (согласно приложению №3) и совпадают параметрами температурного режима. Грузы, входящие в разные группы, транспортируют раздельно. Нельзя также перевозить в одном автомобиле с другими товарами:
- овощи и фрукты с ярко выраженным запахом;
- охлажденную, мороженую, соленую и копчено-вяленую рыбу;
- колбасы и копчености;
- сыры;
- икру;
- дрожжи хлебопекарные;
- маргарин.
Кроме того, запрещается транспортировка скоропортящихся грузов, которые относятся к замороженным, совместно с охлажденными продуктами.
Особенности перевозки скоропортящихся грузов
Чаще всего автомобильный транспорт используют для доставки товаров в населенные пункты, расстояние до которых можно преодолеть за период от 1 дня до 6 суток. При этом установленный температурный режим определяется дальностью перевозок, номенклатурой груза и погодными условиями. К примеру, весной, летом и осенью время доставки свежих фруктов и овощей составляет не более 6 часов при температуре от 0 °C и выше.
Если перевозка слив и персиков осуществляется в течение 3 суток, то температура воздуха внутри кузова транспортного средства должна быть в пределах 0…+7 °C. При увеличении времени температура, позволяющая сохранить товарный вид и потребительские свойства фруктов, будет составлять 0…+5 °C и 0..+3 °C соответственно.
Узнать сроки доставки скоропортящихся грузов нужных наименований можно из приложения №1 к разделу 13 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом или используя специальный справочник. Время и условия хранения продуктов регламентируются положениями СанПиН 2.3.2.1324-03.
Организация перевозок скоропортящихся грузов
Для транспортировки скоропортящихся грузов к месту назначения используют теплоизолированные фургоны объемом от 10 м3 до 92 м3 и грузоподъемностью от 1,5 до 25 т. В зависимости от способа поддержания нужной температуры внутри кузова различают:
- Изотермические полуприцепы. Они предназначены для доставки продуктов и других товаров на незначительные расстояния. Сохранность грузов обеспечивается за счет изготовления стенок фургона из теплоизолирующих материалов. В результате теплообмен между наружной и внутренней поверхностями кузова ограничивается, и в течение определенного времени поддерживается нужный температурный режим.
- Рефрижераторы. Они оснащены морозильной установкой, благодаря которой можно изменять температуру внутри кузова от -25 °C до + 20 °C, и сохранять ее, независимо от погодных условий и внешних воздействий. Используя рефрижераторы, проще выполнять требования к перевозке скоропортящихся грузов. Пример такого полуприцепа представлен на видео.
В зависимости от технических параметров рефрижераторы разделяют на следующие классы:
A — машины, оснащенные холодильным агрегатом, который поддерживает температуру в интервале от 0 до +12 °C;
B — транспортные средства с холодильными установками, позволяющими обеспечивать температуру от -10 до +12 °C;
C — грузовые автомобили с оборудованием, с помощью которого можно установить температуру внутри кузова в пределах -20… +12 °C.
Транспортные средства, предназначенные для доставки товаров, должны соответствовать их виду и обеспечивать сохранность их качества и количества. Конкретные требования регламентируются санитарно-гигиеническими нормами, установленными Госсанэпиднадзором РФ. К примеру, кузов автомобилей, используемых для доставки пищевых продуктов, должен иметь покрытие, поддающееся очистке, и быть простым в уходе.
После перевозки скоропортящихся товаров, подвижной состав подвергают санитарной обработке, которую проводят согласно утвержденной инструкции. Частота проведения очистных мероприятий — примерно один раз в десять дней или по мере загрязнения кузова.
Если необходима доставка товаров с разным температурным режимом, то целесообразна установка изолирующей разделительной перегородки внутри кузова. Она позволяет создать нужные условия в каждой зоне.
Пример размещения продуктов с разным температурным режимом хранения и транспортировки
Поддержание определенного температурного режима выполняется с помощью контроллера, который автоматически регулирует все процессы.
Доставка скоропортящихся грузов: сопроводительные документы
Основными документами во время транспортировки различных грузов являются товарно-транспортная накладная и путевой лист. Если выполняется перевозка скоропорта, то необходимо также наличие:
- сертификатов или удостоверения качества;
- санитарный паспорт ТС;
- лист, где отражены данные контрольных проверок температуры воздуха и кузова ТС;
- карантинный сертификат;
- ветеринарное свидетельство.
Последние два документа, также как и сертификат качества, водитель получает перед погрузкой.
Предельные сроки перевозки скоропортящихся грузов должны быть отражены в товарно-транспортной накладной. Если такие данные отсутствуют, то перевозчик вправе отказаться от выполнения взятых обязательств по доставке товаров.
Тара и маркировка
Важную роль в обеспечении сохранности скоропортящихся грузов играют защитные свойства упаковки. Наряду с соблюдением влажностного, температурного вентиляционного режимов перевозки и хранения тара предотвращает порчу товаров и препятствует потере их количества и потребительских характеристик. Она должна быть прочной, чистой и сухой, не иметь посторонних запахов и не выделять вредные вещества в процессе эксплуатации.
Основные виды тары, с помощью которой осуществляется погрузка скоропортящихся грузов, представлены:
- флягами и бочками из пластика, металла или древесины;
- мешками из полиэтилена, крафт-бумаги или ткани;
- деревянными и фанерными барабанами;
- картонными коробками;
- ящиками из дерева, пластика или картона.
Если предусмотрено многократное использование упаковки, то ее после каждого употребления подвергают санитарно-гигиенической обработке.
Один из вариантов тары для транспортировки скоропортящихся грузов
Типы тары и материалы, которые использовались для ее изготовления, должны соответствовать требованиям, установленным техническими условиями и принятыми стандартами. Для упрощения обработки грузов во время хранения и доставки на упаковку наносят знак, определяющий свойства скоропортящихся товаров и способы их транспортировки. Маркировка выполняется согласно ГОСТ 14192-96.
Пример маркировки скоропортящихся грузов, для которых необходим температурный режим
Погрузка скоропортящихся грузов
Главное требование по размещению скоропортящихся грузов в рефрижераторах и изотермических фургонах — сохранение качества и количества доставляемых товаров за счет создания нужного режима перевозки. При этом необходимо эффективно использовать транспортные средства, максимально заполняя объем кузова в соответствии с грузоподъемностью автомобиля.
Погрузку скоропортящихся товаров целесообразно выполнять с привлечением различных средств механизации, что позволит сократить время простоя. Ответственность за правильность расположения грузов несет грузоотправитель, а перевозчик имеет право выборочно проверить сохранность тары и ее качество.
Однако в некоторых случаях возможна ручная загрузка, если она способствует более эффективному заполнению кузова для последующей доставки. Оформление товарно-транспортной накладной предусматривает предъявление грузоотправителем сертификата качества, в котором указаны упаковка и режим доставки.
Нюансы размещения определяют вид и характеристики скоропортящихся грузов, согласно которым:
- копчености и колбасные изделия перевозят в ящиках;
- свежие овощи и фрукты не должны быть влажными, грязными или иметь какие-либо повреждения;
- замороженную или охлажденную птицу при перевозке помещают в ящики;
- для транспортировки виноградных вин используют как бочки, так и бутылки, собранные в ящик;
- туши свиней перевозят на крючьях целиком, а крупнорогатого скота — в виде четвертин или полутуш.
Замороженные грузы следует располагать плотно, чтобы эффективнее использовать объем кузова. При укладке охлажденных и свежих скоропортящихся продуктов в ящиках необходимо обеспечить циркуляцию воздуха внутри фургона. Для этого оставляют зазор между верхним рядом тары и потолком, величина которого не должна быть меньше 30-35 см. Размещение замороженной рыбы зависит от ее упаковки. Если в качестве тары используют ящики, то располагают плотно. Рыбу, помещенную в картонную упаковку, складывают без поддонов, обвязывая специальными лентами или стропами, и оставляя промежутки для вил погрузчика.
Виноград перед погрузкой
Более полно технология загрузки, режимы перевозки и другие необходимые данные представлены в специальных справочниках.
После загрузки автомобильный транспорт, выполняющий доставку скоропортящихся товаров, должен быть опломбирован.
Соблюдая условия перевозки скоропортящихся грузов, можно обеспечить сохранность количества и потребительских свойств доставляемых продуктов.
В этой статье описано, как правильно перевозить скоропортящиеся грузы.
Скоропортящиеся грузы – это специальные грузы, при перевозке которых нужно соблюдать определенный температурный режим, влажность и выполнять санитарно-гигиенические требования.
Скоропортящиеся грузы могут быть растительного (овощи, ягоды, фрукты, грибы) и животного происхождения (мясо животных, птиц, рыба, молоко, яйца, икра и др.). Также к скоропортящимся грузам относят продукты переработки (колбасные изделия, молочные продукты, жиры) и живые растения (саженцы, цветы).
Каждый груз требует определенный температурный режим. Если он не будет соблюден, то может измениться качество продуктов. Это следует учитывать при длительных (междугородных и международных) перевозках.
Скоропортящиеся грузы делятся на:
- Замороженные – при их перевозке нужно соблюдать температуру -6С и ниже;
- Охлажденные – перевозятся при температуре -5….- 1С;
- Охлаждаемые – перевозятся при температуре 0….15С;
- Вентилируемые – конкретный температурно-влажностный режим не нужен, но необходима интенсивная вентиляция кузова.
Обязанности сторон
Грузоотправитель обязан:
- предъявлять скоропортящиеся грузы упакованные в тару;
- предъявлять груз, который обеспечивает всем стандартам качества;
- проверять пригодность автотранспорта к перевозке скоропортящихся грузов;
- правильно размещать скоропортящийся груз в кузове транспортного средства;
- прилагать к транспортным документам требуемые разрешения, карантинные и ветеринарные сертификаты;
- указать в ТТН максимальную продолжительность доставки скоропортящихся грузов;
- проверять правильность загрузки и пломбировки автомобиля.
Перевозчик обязан:
- подать подвижной состав, который подходит под транспортировку конкретного груза, обеспечивает должную температуру и влажность и отвечает всем санитарным требованиям;
- выборочно проверить качество загружаемого груза;
- доставить груз в максимально сжатые сроки.
Документы для перевозки скоропортящихся грузов
Кроме ТТН и путевого листа, у водителя, транспортирующего скоропортящиеся грузы, должны быть еще такие документы:
- санитарный паспорт подвижного состава;
- медицинская книжка;
- лист контрольных проверок влажности в кузове и температуры груза;
- сертификат качества продукции;
- ветеринарное свидетельство;ф
- карантинный сертификат.
Автомобили для перевозки скоропортящихся грузов
Скоропортящиеся грузы по санитарным нормам должны транспортироваться в закрытом кузове при строгом соблюдении температурного и влажностного режима, что позволяет сохранить качество перевозимого груза неизменным. Грузовой отсек должен регулярно санитарно обрабатываться и быть чистым.
Как правило, скоропортящиеся грузы доставляют в изотермических фургонах и рефрижераторах.
Кузов изотермического фургона состоит из термоизолирующих стенок, которые ограничивают теплообмен между наружной и внутренней поверхностью кузова. Это позволяет сохранить в кузове определенную температуру.
Существуют изотермы-ледники, в которых с помощью специального источника холода (естественный или сухой лед, сжиженные газы, эвтектические плиты) можно понизить температуру в кузове и поддерживать ее на заданном уровне.
Рефрижератор — это тот же изотермический фургон, только имеющий индивидуальную холодильную установку, которая позволяет понизить температуру в кузове до -20°С и сохранять ее на таком уровне на протяжении всего пути следования.
Жидкие скоропортящиеся продукты (молоко, пиво, квас, вино) транспортируются в цистернах, которые при необходимости оборудуют термоизолирующими стенками.
Внутренние стенки кузова транспортного средства, в том числе потолок, пол и двери, должны быть изготовлены из материалов, которые не поддаются коррозии. Также эти материалы должны быть невосприимчивыми к внешним воздействиям, легко мыться, чиститься и поддаваться дезинфекции. Дезинфекция кузова осуществляется обычно раз в две недели.
На каждый автомобиль, предназначенный для перевозки продуктов, должен выдаваться санитарный паспорт.
Упаковка скоропортящихся грузов
Важное значения для обеспечения сохранности скоропортящихся грузов имеет тара и упаковка. Как правило, скоропортящиеся пищевые продукты перевозятся в таре. Она должна быть прочной, исправной, сухой и чистой, без постороннего запаха.
Скоропортящиеся продуктов транспортируются деревянных, картонных и пластмассовых ящиках; картонных коробках; бочках и флягах; мешках.
Многие скоропортящиеся продукты до укладки в тару предварительно упаковывают в пакеты, помещают в металлические или стеклянные банки, разливают в бутылки.
Перевозчик может проверить качество скоропортящихся грузов, состояние их тары. Вскрытие груза и последующая его упаковка после проверки производится грузоотправителем.