Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Первое собрание кредиторов

26.08.2020 by admin

Собрания кредиторов проводятся в рамках процедуры банкротства юридического лица-должника, если такая процедура осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Все собрания имеют свою нумерацию и проводятся с целью определения дальнейшей судьбы юридического лица-должника.

Содержание

  • Первое собрание кредиторов и сроки его созыва
  • Уведомление участников
  • Участники первого собрания кредиторов при банкротстве юридического лица
  • Решения, принимаемые на первом собрании кредиторов
  • Протокол собрания и приложения к протоколу
  • Процедура созыва
  • Участие в мероприятии
  • Права участников собрания кредиторов
  • Уведомление
  • Выбор места для собрания заимодателей
  • Проведение собрания кредиторов
  • План мероприятия
  • Срок проведения
  • Права собрания кредитор
  • Первое собрание кредиторов
  • Какие вопросы решаются на съезде заимодателей?
  • Повестка дня
  • Как устроено голосование?
  • Повторное собрание кредиторов
  • Требование о внеочередном заседании
  • Кто и зачем может отложить собрание кредиторов?
  • Как оспорить принятые решения?
  • Доверенность на участие в собрании кредиторов
  • Обязательно ли участвовать?
  • Понятие и отличительные черты собрания
  • Участники собрания кредиторов с правом и без права голоса
  • Как учитываются голоса
  • Исключительная компетенция собрания
  • В каких случаях правомерно собрание кредиторов
  • Функции реестродержателя, согласно п. 6 ст. 12 127-ФЗ
  • Протокол собрания
  • Иное

Первое собрание кредиторов и сроки его созыва

Первое собрание кредиторов в рамках объявленной процедуры о признании юрлица несостоятельным, то есть банкротом, проводится в стадии наблюдения за организацией-должником. Однако для того, чтобы такое собрание могло быть рассмотрено в качестве легитимного, все участвующие в нем кредиторы должны заявить свои требования. Требования объявляются суду в рамках специально назначенного заседания в течение тридцати дней с даты начала банкротной процедуры. Суд рассматривает предоставленные данные о существующих требованиях кредиторов, определяет, какие требования будут включены с присвоением их обладателю статуса конкурсного, залогового или иного кредитора, включенного в одну из очередей.

Арбитражный управляющий после формирования реестра кредиторов осуществляет созыв первого собрания. На такое действие ему дается срок до двадцати одного дня после формирования реестра требований кредиторов.

В противном случае можно вести речь о том, что арбитражный управляющий не исполнил должным образом возложенные на него обязанности. В этом случае в качестве инициатора созыва первого собрания должен выступать один из тех кредиторов, который имеет право голоса в ходе осуществления всех проводимых собраний. Как правило, это один из конкурсных кредиторов, заявивший свои требования в составляемый реестр при условии соблюдения установленных сроков.

В том случае, если вся процедура банкротства «завязана» на необходимости погашения существующих долгов перед работниками юридического лица-должника, созыв собрания кредиторов не потребуется – все решения будут приняты судом в ходе специального банкротного производства.

Уведомление участников

Для того чтобы собрание носило правомочный характер, арбитражный управляющий обязан уведомить всех участников такого собрания путем направления специальных писем. Осуществить такое направление можно двумя путями – посредством использования почтовой связи и иными доступными способами. Главным нюансом второго варианта является необходимость получения подтверждения о факте рассылки уведомлений, чтобы использовать такие подтверждения в суде в случае возникновения вопросов у участников, то есть использование различных сервисов сообщений в этом случае является некорректным, так как доказать отправку сообщения бывает очень сложно, а также возникает вопрос спорности официального обращения в ходе такого вида рассылки.

В том случае, если речь идет о направлении письма посредством доступных почтовых вариантов связи (например, с помощью услуг ФГУП «Почта России» или иных доступных почтовых операторов), письмо должно быть направлено заинтересованному кредитору в срок не менее четырнадцати дней до даты проведения первого собрания. Если распространение уведомлений о проведении первого собрания происходит по второму варианту, то есть иными средствами связи, то минимальный период времени, который должен пройти между отправкой таких сообщений и датой проведения собрания, составляет не менее пяти дней.

В уведомлении, которое направляется арбитражным управляющим всем без исключения участникам первого собрания кредиторов, должны содержаться следующие сведения:

  • информация о том юридическом лице-должнике, в отношении которого проводится процедура признания финансово несостоятельным;
  • обозначение даты проводимого собрания, а также места, где оно состоится;
  • повестка собрания, а также тот план, которого следует придерживаться при участии в нем;
  • информация о применяемом порядке регистрации участников проводимого собрания;
  • данные о тех правилах, которые установлены относительно изучения и формирования представления о содержании представленных документов, рассматриваемых на собрании.

Также в уведомлении может быть предоставлена информация о том, каким образом участник собрания может получить копию протокола (в случае необходимости) при условии уважительной причины пропуска собрания.

Кроме уведомления о проведении первого собрания кредиторов, арбитражный управляющий должен разослать всем участникам такого собрания материалы, с которым участники должны ознакомиться до даты проведения собрания. Срок, который должен пройти с даты рассылки документов до даты начала собрания, не может быть менее пяти дней.

Первое собрание кредиторов может быть признано несостоявшимся не только в случае несоблюдения сроков его созыва, но также и в том случае, если его участники не проголосовали по ключевым вопросам, вынесенным на его повестку. В этом случае все решения будут приняты арбитражным судом на специально назначенном заседании.

Участники первого собрания кредиторов при банкротстве юридического лица

Все участники собраний кредиторов при проведении процедуры банкротства юридического лица делятся на две большие группы:

  • голосующие кредиторы. Эта группа кредиторов не только обладает правом голосования по ключевым вопросам, поднимаемым в рамках существующей повестки собрания, но также и правом направления инициативы о созыве первого собрания в установленные законом сроки;
  • неголосующие кредиторы. Данные виды кредиторов могут только принимать участие в проводимых собраниях для сообщения своей позиции по определенным вопросам без включения такой позиции в существующий протокол голосования, а также для общего ознакомления с ходом банкротного дела.

К числу голосующих кредиторов относятся те лица, которые имеют свои финансовые претензии к юридическому лицу-должнику и заявили их путем включения в реестр. Однако не все те кредиторы, которые заявили свои требования и включили их в реестр, могут рассчитывать на предоставление им права голоса. К основной массе голосующих кредиторов относятся:

  • физические лица, в отношении которых у организации-должника имеются невыполненные финансовые обязательства. Однако такие лица не должны относиться к категории сотрудников организации либо к учредителям или владельцам активов. Как правило, это лица, с которыми были заключены договоры гражданско-правового характера с указанием на выплату фиксированной суммы вознаграждения. Невыполненные обязательства в этом случае возникают по причине прекращения платежей по таким договорам;
  • юридические лица, перед которыми должник также имеет невыполненные финансовые обязательства, факт возникновения которых подтвержден документально. Однако такие юридические лица не должны выступать в качестве владельцев уставного капитала должника либо играть роль учредителя;
  • государственные органы и фонды, перед которыми у юридического лица, находящегося в рамках процедуры банкротства, возникли задолженности по исполнению обязательств. В этом случае для получения права голоса на собраниях кредиторов представители государственных органов, действующие по доверенности от лица таких органов, должны заявить в суде свои требования и, доказав обоснованность их возникновения, добиться включения в реестр требований.

Если говорить о перечне неголосующих кредиторов, которые, однако, имеют право принимать участие в проводимых собраниях кредиторов, то к ним относятся:

  • сотрудники организации, входящие в штат на основании заключенных трудовых договоров;
  • лица, взаимодействующие с организацией-должником на основании договора гражданско-правового характера, в результате чего они оказались сотрудниками, не включенными в штат организации;
  • лица, выступающие в качестве учредителей организации-должника (вне зависимости от того, идет ли речь о физическом или юридическом лице, выступающим в качестве инициатора создания организации, проходящей в настоящее время процедуру признания финансово несостоятельной);
  • собственники тех активов, которыми располагает юридическое лицо, находящееся в состоянии процедуры банкротства, вне зависимости от того, когда возникло право собственности на такие активы – до введения судом такой процедуры или после принятия этого решения;
  • саморегулирующиеся организации в виде представляющих их интересы членов (например, представители той саморегулирующейся организации арбитражных управляющих, к которой относится назначенный для ведения конкретного дела управляющий);
  • сотрудники, представляющие интересы существующих надзорных ведомств и органов, осуществляющих контроль за соблюдением действующего законодательства в различных его отраслях и сферах.

В том случае, если последних двух видов участников собрания кредиторов в первом собрании не было (при условии надлежащего их уведомления), признать собрание неправомочным нельзя, так как эти участники правом голоса не обладают и не могут повлиять на принятые решения.

Решения, принимаемые на первом собрании кредиторов

Круг вопросов, решаемых на первом собрании кредиторов, ограничен, так как это собрание носит характер ознакомительного с ситуацией, которая сложилась в финансовом плане у юридического лица-должника. К числу тех вопросов, которые должны быть рассмотрены на этом собрании, относятся следующие:

  • этап банкротной процедуры, который следует ввести дальше за этапом наблюдения;
  • определение графика мероприятий, направленных на оздоровление юридического лица, а также согласование такого графика в том варианте, который не будет противоречить действующему законодательству и позволит максимальным образом удовлетворить интересы всех участников процедуры;
  • определение перечня кредиторов, которые должны войти в состав комитета кредиторов и представлять их интересы в рамках всех проводимых мероприятий, в том числе в судебных заседаниях;
  • определение требований, предъявляемых к арбитражному управляющему, кроме обозначенных в действующем законодательстве, и рассматриваемых в качестве дополнительных требований;
  • определение того лица, которое рассматривается в качестве управляющего на том или ином этапе банкротной процедуры;
  • возможности заключения мирового соглашения с организацией-должником, а также условия такого соглашения.

Для того чтобы проводимое собрание было признано легитимным, в голосовании должны принять не менее тридцати процентов всех голосующих участников собрания.

В том случае, если количество проголосовавших членов собрания было менее тридцати процентов от существующего числа голосующих кредиторов, проведенное собрание признается несостоявшимся. В этом случае решение по вопросам, вынесенным на повестку, должен принять суд.

Однако в том случае, если в суде комитет кредиторов докажет, что количество проголосовавших менее указанной нормы по уважительным причинам (не смогли принять участие по причине несвоевременного получения уведомления, направленного с соблюдением сроков), суд может принять решение о возможности повторного проведения такого собрания. Если и повторное собрание не состоялось, суд будет самостоятельно принимать решение по всем вынесенным на повестку собрания вопросам без предоставления права созыва еще одного собрания.

Число повторных собраний кредиторов при этом не ограничено, а к числу голосующих уже не предъявляется таких серьезных требований.

Протокол собрания и приложения к протоколу

По итогам проведенного собрания должен быть составлен протокол. Он отражает все принятые решения на основании той повестки, которая была составлена для него. В качестве приложений к такому протоколу потребуется приобщить:

  • бюллетени с данными о том, как голосовали все участники собрания по имеющимся вопросам;
  • документы, в том числе именные доверенности, подтверждающие предоставленные права и сформированные обязанности для всех участников собрания;
  • документы, подтверждающие фактическое осуществление оповещения всех участников собрания;
  • сформированный еще до созыва реестр требований, заявленных кредиторами;
  • пакет документов, направленных для ознакомления участникам собрания до момента начала собрания в рамках установленных законом сроков.

Процедура созыва

Созыв собрания кредиторов происходит в строго определенном порядке, при несоблюдении которого само первое собрание может быть признано нелегитимным. Весь порядок действий выглядит следующим образом:

  • заявление кредиторами имеющихся у них требований об удовлетворении существующих задолженностей суду с предоставлением всех необходимых документов, подтверждающих правомерность такого заявления;
  • формирование реестра требований в соответствии с вынесенным решением арбитражного суда на основании рассмотренных заявлений от кредиторов;
  • составление арбитражным управляющим перечня участников собрания на основании существующего реестра, а также на основании данных о тех лицах, которые имеют право участвовать в собрании без участия в проводимых голосованиях;
  • оповещение всех участников первого собрания посредством доступных способов связи при условии, что возможно будет получить подтверждение своевременного направления сведений всем участникам (подтверждение должно быть оформлено в документальном виде для приобщения к протоколу собрания, о котором говорилось выше);
  • извещение представителей уполномоченных и надзорных органов, которые имеют право присутствовать на проводимом собрании, с целью сообщения им сведений о дате и месте проведения первого собрания, а также о его повестке;
  • подготовка документов, необходимых для проведения первого собрания кредиторов, например, бюллетеней для голосования членов собрания;
  • направление всем участвующим в первом собрании лицам документов и сведений, являющихся обязательными для ознакомления до проведения собрания.

Обязанность по всей подготовительной работе и итоговом созыве собрания кредиторов полностью возлагается на арбитражного управляющего, назначенного по решению суда для ведения банкротной процедуры.

При необходимости арбитражный управляющий может привлечь помощников уже на этапе подготовки и созыва первого собрания кредиторов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Собрание кредиторов – это довольно специфическое событие. Оно применяется только при процедуре банкротства. По своей форме оно напоминает съезд акционеров, но имеет совершенно другие правила. Каждый из присутствующих кредиторов представляет на этом собрании свои интересы, желая взыскать весь долг или его часть из имущества обанкротившегося должника. Для контроля за заседанием назначается арбитражный управляющий. Собрание кредиторов регламентируется ФЗ №127 «О банкротстве». В этом законе прописаны все правила и особенности процедуры. С ним следует ознакомиться каждому потенциальному участнику дела о финансовой несостоятельности если он получил уведомление или просто столкнулся с банкротством своего должника.

Участие в мероприятии

В собрании кредиторов участвуют заимодатели, а еще – соответствующие уполномоченные органы, если их требования включены в общий реестр требований на момент заседания. Если участники представляют свои личные требования, то уполномоченные органы выдвигают претензии по обязательным платежам государственного и муниципального уровня.

Кроме того, в собрании кредиторов могут участвовать следующие лица:

  • представитель сотрудников обанкротившегося должника;
  • представитель участников или учредителей банкрота;
  • представитель владельца имущества этого заемщика;
  • представитель организации, утвердившей арбитражного управляющего;
  • представитель надзорного органа.

Информация Все эти представители могут не только присутствовать на собрании, но и выступать на нем по пунктам повестки дня. Единственное, чего они не могут делать – это голосовать. Право голоса имеют только кредиторы.

Права участников собрания кредиторов

Главное право, которое есть у участников собрания кредиторов – это право заявлять в арбитражный суд о признании банкротства должника.

Еще у заимодателей есть право голоса. Количество голосов любого из них рассчитывается в пропорции с его требованиями. Грубо говоря, чем больше долг банкрота перед заимодателем, тем большее число голосов имеет этот кредитор. На определение числа голосов влияет только основной долг, а штрафы, пени и неустойки никакой роли не играют. Право голоса на собрании кредиторов есть и у уполномоченных органов, имеющих претензии по финансовым обязательствам потенциального банкрота.

Информация У представителей банкрота, а также у представителей надзорных и саморегулируемых органов, права голоса нет. Но у них, как и у заимодателей, есть право выступать в рамках повестки дня.

Уведомление

Каждый, у кого есть право присутствовать на собрании кредиторов, получает заблаговременное официальное уведомление от арбитражного управляющего. В данном приглашении обозначаются место и сроки заседания, его основные моменты и примерный регламент.

Уведомление может быть передано участнику 2 способами:

  • по почте – не позднее, чем за 2 недели до даты проведения;
  • лично в руки – не позднее, чем за 5 дней до даты проведения собрания кредиторов.

Важно Если потенциальных участников процедуры – более 500 человек, то уведомления не рассылаются каждому лично, а публикуются в печатном варианте.

Если какой-то из участников собрания кредиторов не получил уведомление в установленный срок, то он может потребовать отмены или пересмотра решений, принятых в его отсутствие. Для этого он должен доказать не причастность к тому, что он не получил оповещение. Чем выше процент претензий этого заимодателя, тем больше шансов у него добиться успеха.

Выбор места для собрания заимодателей

Собрание кредиторов должно быть проведено на месте, где находится банкрот или его управляющие органы. Если собраться в этом месте по какой-либо причине не получится, то место проведения назначает арбитражный управленец. Тогда выбор места для проведения уже не ограничен практически ничем. Есть всего одно условие: выбранное место не должно мешать участию в собрании кого-либо из потенциальных членов.

На практике место проведения собрания кредиторов заседания часто становится предметом споров и конфликтов. После процедуры нередко находятся заимодатели, которые не смогли поучаствовать в нем. Они доказывают, что это произошло по причине неправильного выбора места. Поэтому управляющий процедурой банкротства заинтересован провести заседание на месте нахождения должника и тем самым избежать конфликтных ситуаций.

Проведение собрания кредиторов

Собрание кредиторов проводится согласно Постановлению №56. Это постановление описывает всю процессуальную сторону процедуры. Перед посещением собрания каждому участнику стоит ознакомиться с этим постановлением, чтобы знать, чего следует ожидать от процесса. К примеру, устанавливается четкое время собрания кредиторов – только в будние дни, от 8 до 20 часов.

В процессе заседания заимодателей рассматриваются несколько важных пунктов:

  • алгоритм и общие принципы процедуры банкротства;
  • варианты финансового оздоровления должника или признания его финансовой состоятельности;
  • возможность реструктуризации долга;
  • стратегия внешнего управления банкротством;
  • возможность мирового соглашения;
  • целесообразность и размер гонорара для управляющего;
  • решение о старте конкурсного производства по процедуре банкротства.

План мероприятия

Всё происходящее на собрании кредиторов фиксируется в протоколе. Этот протокол включает в себя следующие данные:

  • информация о банкроте (ФИО или название юридического лица, адреса проживания и регистрации, банковские реквизиты и другие данные, имеющие важность);
  • указание арбитражного суда, который ведет данное дело;
  • информация о самом мероприятии (место и сроки, повестка дня, причины собрания и т. п.);
  • перечень участников мероприятия и общая численность голосов;
  • информация о выступлениях участников;
  • информация о ходатайствах на рассмотрение дополнительных вопросов;
  • процедура голосования и каждое из принятых решений.

Информация Один из образцов протокола по завершении собрания заимодателей передается в суд. Если заседание прошло без участия управляющего, то отдельный образец нужно направить и ему. К протоколу должны прилагаться копии всех использованных документов. В их числе – бюллетени и реестр претензий участников.

Срок проведения

Первое собрание кредиторов должно состояться не менее, чем за срок 10 дней до конца наблюдательного процесса за должником. Последующие заседания проводятся раз в 3 месяца (если на первом собрании не была установлена какая-то другая периодичность).

Участники заседания заимодателей могут направить управляющему требование о внеочередном собрании. Когда управленец получает это требование, он должен организовать съезд в течение 3 недель со срока получения. Если он этого не сделал, то заимодатели могут собраться самостоятельно, без присутствия управляющего процедурой банкротства.

Права собрания кредитор

В то время, как у каждого кредитора есть право выступления на мероприятии и право голоса, у всего собрания есть право распоряжения «судьбой» должника. Съезд заимодателей вправе решить, должен ли этот самый должник быть признан банкротом. Кредитующие лица могут вернуть ему платежеспособность, заключить мировой договор или привести в действие любой другой исход.

Также у собрания кредиторов есть право избрать управляющего процедурой финансовой несостоятельности и назначить ему гонорар. К дополнительным правам можно отнести внесение изменений в предложенную повестку дня и оспаривание принятых решений.

Первое собрание кредиторов

Перед тем, как собрать кредиторов, временный управляющий знакомится с претензиями каждого заимодателя, изучает общее положение дел, рассматривает финансовое положение обанкротившегося должника. Если для съезда кредитующих лиц действительно есть основания, то арбитражный управленец назначает его дату и время.

Первый съезд отличается от повторных тем, что на нем выбирается постоянный арбитражный управляющий. Часто кредиторы утверждают решение о назначении на данную должность временного управляющего, но иногда принимается совершенно другая кандидатура.

Чтобы поучаствовать в первом собрании кредиторов, заимодатель должен заранее направить свои претензии в арбитражный суд. Ему следует соблюдать порядок подачи претензий, описанный в 1 пункте 71 статьи ФЗ №127.

Информация Участниками первого съезда могут стать представители банкрота и надзорных органов. Но если никого из них на мероприятии нет, то это не является поводом для признания собрания кредиторов несостоявшимся. Отсутствие представителей должника не служит поводом для отмены утвержденных решений, поскольку у них всё равно нет права голоса.

Какие вопросы решаются на съезде заимодателей?

Вопросы, которые обсуждаются на первом собрании кредиторов:

  1. Выбор постоянного арбитражного управляющего. Кандидата на должность утверждают участники большинством своих голосов.
  2. Выбор плана дальнейших действий. План действий тоже определяется голосованием. Как правило, главное направление действий выбирается из 4 категорий: конкурсное производство по долговым взысканиям, мировое соглашение, управленческие вопросы или возвращение должнику платежеспособного статуса.
  3. Выбор комитета кредиторов. Комитет нужен обязательно, если число займодателей на собрании превышает 50. Если же их меньше, то участники вправе сделать вывод, что такой комитет им не нужен.
  4. Другие вопросы, если кто-либо из участников заседания предварительно подал ходатайство об их рассмотрении.

Информация На последующих съездах займодателей решаются вопросы в соответствии с планом работы, утвержденным на первом собрании. Участники мероприятия по-прежнему могут ходатайствовать о рассмотрении дополнительных вопросов. Если суд решит удовлетворить их ходатайство, то предложенные вопросы будут заранее внесены в повестку дня следующего съезда.

Повестка дня

Повестку собрания кредиторов арбитражный управляющий намечает заблаговременно. В начале заседания участники могут утвердить ее или внести в нее изменения посредством голосования. Как и в остальных случаях, количество голосов каждого из участников соответствует сумме его требований.

К сведению На повестке дня обязательно должны присутствовать основные вопросы, касающиеся банкротства должника. Если кто-то из участников хочет внести в повестку собрания кредиторов дополнительные вопросы, то он должен сделать это заблаговременно путем подачи ходатайства в арбитражный суд.

Как устроено голосование?

У каждого кредитора в собрании заимодателей – свое количество голосов. Чем больший процент составляют требования присутствующего применимо к общей сумме требований, тем большее число голосов он имеет. Голоса расчитываются пропорционально. Проще говоря, наибольшее количество голосов есть у того кредитора, которому больше всего задолжали.

Важно Закон о банкротстве предусматривает одно важное условие. Платежи за неустойку, пени, разнообразные штрафы и другие «бонусы» в расчет числа голосов не входят. Учитывается только основная сумма долга и процентная ставка, если она есть. Иногда, хотя и редко, бывает так, что претензии одного из заимодателей составляют более 50% от общей суммы. В этом случае он один составляет большинство голосов.

Повторное собрание кредиторов

На первом собрании кредиторов принимается решение о том, как часто будут проводиться повторные заседания. Даже если процесс банкротства очевиден, и все важные решения были приняты на первом мероприятии – хотя бы одно повторное заседание всё равно потребуется, чтобы проконтролировать выполнение решений. Управляющий обычно предлагает периодичность заседаний раз в 3 месяца, но участники могут проголосовать за иную периодичность.

Требование о внеочередном заседании

Иногда появляется необходимость провести съезд вне очереди. Тогда комитет кредиторов направляет арбитражному управляющему соответствующее требование. Закон о банкротстве предусматривает такую возможность, а также обязывает участников указать в этом требовании предложенную ими повестку дня. Арбитражный управляющий вправе не согласиться с этой повесткой дня или внести в нее изменения, но принять требование он обязан.

Кто и зачем может отложить собрание кредиторов?

Отложить собрание кредиторов может только арбитражный суд, который ведет дело обанкротившегося должника. Отложение обычно происходит, если в суде находятся нерассмотренные требования заимодателей. Чем более существенны эти требования, тем выше шанс того, что они будут удовлетворены, и мероприятие будет отложено.

К сведению Срок отложения определяет арбитражный суд. Участники не могут порекомендовать срок отложения. Суд устанавливает его в зависимости от того, сколько времени потребуется для изучения нерассмотренных претензий.

Как оспорить принятые решения?

Собрание кредиторов – это весьма конфликтная процедура. Поэтому его результаты зачастую оспариваются кем-то из членов. Закон о банкротстве в 15 статье называет 4 причины, по которым можно оспорить результаты мероприятия:

  • если решение съезда нарушает законные права кого-то из членов или какого-то третьего лица;
  • если заимодатели превысили свою компетенцию в отношении банкрота;
  • если суммарные требования присутствующих не достигли 50% от требований всех заимодателей (тех, которые были на собрании кредиторов, и тех, которые не явились);
  • если кредитор, имеющий требования более 10% от общей суммы требований, не получил уведомление о мероприятии и доказал, что в этом нет его вины.

Оспорить принятые решения на собрании кредиторов могут заимодатели, которые недовольны их результатами, а также представители обанкротившегося должника. Оспаривая результаты голосования, нужно опираться не только на Закон о банкротстве, но и на арбитражную практику.

Доверенность на участие в собрании кредиторов

Кредитующее лицо может направить для участия в мероприятии свое доверенное лицо. Для этого он должен написать письменную доверенность, которая станет для представителя пропуском на съезд. Этот документ имеет установленную форму, образец которой лучше всего взять в арбитражном суде, ведущем дело о банкротстве должника. В таком случае документ всегда будет актуальным и действительным.

Обязательно ли участвовать?

Решение о том, участвовать ли в собрании кредиторов, каждый заимодатель принимает самостоятельно. Закон дает кредитующим лицам и уполномоченным органам право участия, но ни к чему их не обязывает. Если заимодатель понимает, что его требования очень незначительны по сравнению с претензиями других членов и вряд ли будут удовлетворены, то он может отказаться от участия и просто не тратить свое время.

К сведению Представители должника-банкрота тоже могут отказаться от участия. Для них есть смысл это сделать, если в ситуации с банкротством всё понятно, и защищать интересы должника уже нецелесообразно. Никто из потенциальных членов собрания не обязан присутствовать на нем, если он сам этого не хочет.

Кредиторы наряду с самим должником и управляющим являются ключевыми участниками процедуры банкротства. Собрание кредиторов выступает исполнительным органом, который действует в ходе процесса признания финансовой несостоятельности. Целью его создания является защита и представление интересов лиц, перед которыми у должника имеется задолженность по обязательствам. Статья 12 127-ФЗ регулирует вопросы состава собрания, его компетенцию и порядок его созыва.

По ст. 12 ФЗ «О банкротстве» регулируется вопрос проведения собраний кредиторов. Данная статья регламентирует общие правила, которые регулируют организацию и деятельность кредиторского собрания вне зависимости от текущей процедуры банкротства, введенной в отношении юрлица.

Статья структурно состоит из 7 частей. В ней затрагиваются следующие важные вопросы проведения собраний:

  • определения;
  • перечень участников с правами голоса и без них;
  • исключительная сфера полномочий, которые не допускается передать другим лицам;
  • правила учета голосов участников собрания;
  • условия для признания собрания правомочным;
  • правила и сроки подготовки протокола по его итогам;
  • возможный функционал и полномочия реестродержателя;
  • требования к хранению документов.

С полным текстом указанной статьи можно ознакомиться .

Понятие и отличительные черты собрания

В ч. 1 ст. 12 127-ФЗ приведено определение понятия собрания кредиторов.

Под ним понимается специальный орган, который представляет интересы кредиторов, созданный в случае инициации процедуры признания несостоятельности должника. В ходе процедуры признания финансовой несостоятельности юридическому лицу запрещено совершать действия, которые направлены на удовлетворение требований, в самостоятельном порядке в обход установленного процесса и очередности. В результате таких действий интересам отдельных кредиторов может быть причинен ущерб. От лица кредиторов все действия в отношении должника должны совершаться собранием или избранным комитетом компаний, перед которыми у потенциального банкрота возникли долговые обязательства.

По общим правилам первое кредиторское собрание созывает временный управляющий в период наблюдения в срок до 10 дней до заседания арбитражного суда. Исключениями являются ситуации, когда к должнику не может применяться процедура наблюдения. Это, например, банкротство кредитных учреждений (по ст. 182 127-ФЗ), банкротство юрлиц в стадии ликвидации или в отношении отсутствующих должников (с учетом положений ст. 225, 228 127-ФЗ).

В остальных главах Закона о банкротстве, которые регулируют отдельные этапы признания компании финансово несостоятельной, содержатся специальные нормы относительно порядка и условий деятельности собрания кредиторов. Они могут применяться в частном порядке при проведении соответствующих процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, конкурсное производство, внешнее управление или мировое соглашение.

Участники собрания кредиторов с правом и без права голоса

На всех этапах процедуры банкротства участниками кредиторского собрания с правом голоса выступают конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Кредиторы из привилегированных групп, которые не входят в число конкурсных, не выступают участниками такого собрания с правом голоса, но вправе выступать по повестке дня. Речь идет о кредиторах, требования которых были подтверждены и обеспечены залогом.

Привилегированные конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества, обладают правом голоса на собраниях:

  • в ходе процедуры наблюдения;
  • в ходе финансового оздоровления и внешнего управления, но только при отказе от реализации предмета залога;
  • по выбору управляющего или СРО;
  • по обращению в арбитражный суд с ходатайством об отстранении управляющего;
  • о прекращении конкурсного производства;
  • при реструктуризации задолженности должника-физлица;
  • при реализации имущества физлица.

В предыдущей версии Закона о банкротстве уполномоченные органы могли стать участниками кредиторского собрания только при первом таком собрании, которое проводилось в период наблюдения.

Теперь, согласно Закону о банкротстве по п. 1 ст. 12, уполномоченные органы с требованиями в области обязательных платежей являются полноправными участниками собрания с правом голоса.

Представитель работников должников и учредителей должника и собственника имущества также является участником кредиторского собрания и может выступать по повестке дня, но без права голоса.

Участник собрания кредиторов без права голоса — это также и арбитражный управляющий. Причем это не зависит от того, на каком этапе банкротства находится должник: это касается временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего. Арбитражный управляющий лишен права голоса, так как он должен находить баланс между интересами должника и кредиторов.

На управляющего возложен целый ряд важных полномочий в деле о банкротстве:

  1. Созыв собрания (в частности, уведомление кредиторов о дате и месте его проведения).
  2. Подготовка материалов и обеспечение права на ознакомление с ними участников.
  3. Реализация решений собрания кредиторов и представление их на утверждение в арбитражный суд.

Ранее в судебно-арбитражной практике часто возникали проблемы, которые связаны с участием в деле о банкротстве единственного кредитора или уполномоченной инстанции. Теперь аналогичные проблемы решаются с учетом законодательно установленного права такого кредитора на единоличное разрешение вопросов, относящихся к компетенции собрания.

Как учитываются голоса

Число голосов, которыми обладают конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы, определено законом пропорционально включенным в реестр требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам (требования, которые не были включены в реестр, не учитываются). В данном случае учитывается общая сумма задолженности по гражданско-правовым договорам (требованиям, сформированным конкурсными кредиторами).

Количество голосов конкурсных кредиторов, налоговых органов и уполномоченных органов определяется пропорционально требованиям с учетом суммы задолженности по требованиям кредиторов и уполномоченных органов как в части денежных требований, так и обязательных платежей.

Не учитываются при определении числа голосов по п. 3 ст. 12 127-ФЗ штрафы и пени, проценты за просрочку, неисполнение обязанностей по уплате платежей.

Исключительная компетенция собрания

В п. 2 ст. 12 приведены права собрания, которые можно считать исключительными. В указанном пункте представлен перечень вопросов, по которым могут принимать решения только кредиторы должника на собрании, и они не являются исчерпывающими вопросами для его созыва.

Сфера исключительной компетенции исполнительного органа включает:

  1. Введение в отношении должника одной из процедуры банкротства: введение внешнего управления, финансовое оздоровление либо изменение сроков их проведения (с подобным ходатайством он обращается в суд).
  2. Утверждение плана внешнего управления или финансового оздоровления вместе с графиком погашения задолженности.
  3. Дополнительные требования к кандидатурам управляющего в деле о банкротстве.
  4. Выбор управляющего или СРО, из которых судом будет выбран управляющий.
  5. Определение дополнительного размера вознаграждения в пользу управляющего, увеличение фиксированной суммы его вознаграждения (оно состоит из фиксированной части и переменной, которая зависит от размера погашенных требований кредиторов).
  6. Выбор реестродержателя (он должен входить в аккредитованную управляющим СРО).
  7. Подписание мирового соглашения с должником.
  8. Обращение в арбитраж с ходатайством о признании должника банкротом и открытие конкурсного производства.
  9. Образование комитета кредиторов и определение его количественного состава, выбор его участников, досрочное прекращение полномочий, определение его полномочий.
  10. Избрание представителя собрания.

Прочие вопросы, решаемые на собраниях, содержатся в статьях, которые действуют применительно к отдельным процедурам банкротства и определены в соответствующих главах 127-ФЗ. Например:

  • в период финансового оздоровления собрание вправе принять решение об освобождении от исполнения обязанностей управляющего (хотя оно само не решает этот вопрос, но наделено полномочиями передачи соответствующего ходатайства в арбитраж по п. 5 ст. 83);
  • в период внешнего управления – решение о передаче согласия управляющему на совершение сделки и сделки с заинтересованностью определенного лица по п. 1 ст. 101 и решение по результатам представленной управляющим отчетности;
  • при конкурсном производстве – о порядке оплаты услуг оценщиков, привлеченных управляющим по п. 1 ст. 130, об утверждении разработанного управляющим порядка формирования конкурсной массы по ст. 139;
  • собрание также заслушивает отчет управляющего о расходовании денежных средств должника по п. 3 ст. 133 127-ФЗ.

Вместе с тем нужно понимать, что перечисленный в п. 2 ст. 12 перечень вопросов не вправе решать никто, кроме собрания. Их нельзя передать в пользу комитета кредиторов или на усмотрение определенных лиц или органов.

В каких случаях правомерно собрание кредиторов

Ранее действующее законодательств о банкротстве признавало собрание состоявшимся при соблюдении единственного условия – уведомить всех кредиторов о времени и месте его проведения.

Закон о банкротстве в нынешней своей версии в п. 4 ст. 12 127-ФЗ приводит четкие правила о кворуме собрания, при котором оно признается правомочным. Так, на нем должны присутствовать конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, которые обладают более 50% голосов от общей численности кредиторов и уполномоченных органов из реестра требований.

В случае проведения повторного собрания кредиторов его правомочность может быть обусловлена присутствием конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые обладают не менее 30% голосов при условии, что конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были уведомлены о собрании должным образом.

В ситуации, если инициатива о проведении собрания исходила от комитета, отдельных конкурсных кредиторов или уполномоченных инстанций, управляющий обязан созвать его не позднее, чем через 3 недели после поступления подобного требования по п. 3 ст. 14 127-ФЗ. При этом, согласно п. 5 ст. 12, предусмотрены правовые последствия от невыполнения своей обязанности управляющим: заинтересованные лица могут провести собрание самостоятельно, не дожидаясь управляющего.

Функции реестродержателя, согласно п. 6 ст. 12 127-ФЗ

Часть технических функций может быть возложена управляющим и иными участниками дела о банкротстве на профессионального реестродержателя, который уполномочен за ведение реестра требований.

Возможный функционал реестродержателя, который ведет реестр требований кредиторов, в процессе проведения собрания может осуществлять такие полномочия:

  1. Проверять полномочия участников.
  2. Регистрировать их.
  3. Обеспечивать предусмотренный законом порядок голосования.
  4. Подсчитывать голоса.
  5. Подготавливать протокол по итогам голосования.

Протокол собрания

Порядок подготовки и оформления протокола собрания кредиторов, его представления в арбитражный суд прописаны в п. 7 ст. 12 127-ФЗ. Также здесь содержатся требования к срокам хранения документов по уже проведенным сборам и результатам голосования.

Протокол кредиторского собрания составляется в 2-х экземплярах, один из которых направляется в арбитраж. Сделать это управляющий обязан в течение 5 дней после проведения кредиторского собрания.

В исключительных ситуациях, когда за проведение собрания отвечает не арбитражный управляющий, а иные участники дела о признании финансовой несостоятельности, протокол следует составить в трех экземплярах. Один – для управляющего, второй – для арбитражного суда, а третий остается на хранении у организатора (кредитора или уполномоченного органа).

К подготовленному протоколу следует приложить определенный комплект документов, перечень которых содержится в п. 7 ст. 12 127-ФЗ. Он включает в свой состав:

  1. Реестр требований кредиторов (составленный на дату сбора кредиторов).
  2. Бюллетени для голосования, которые использовались в процессе вынесения решений по повестке дня (речь идет о заполненных участниками бюллетенях).
  3. Документы, которые подтверждают полномочия и правовой статус участников.
  4. Материалы, которые были представлены участникам для ознакомления или утверждения.
  5. Документы, которые свидетельствуют о надлежащем уведомлении кредиторов и уполномоченных органов о месте и времени сбора.
  6. Прочих документов, которые участники посчитают важными.

Оригиналы документов подлежат хранению управляющим или реестродержателем до завершения процедуры банкротства. Они в любой момент могут быть запрошены судом и предоставляются ответственным за хранение лицом по требованию.

Стоит отметить, что нормами законодательства могут быть предусмотрены иные более продолжительные сроки для хранения сведений при возникновении спорных ситуаций.

Иное

Статья 12 останавливается и на требованиях к размещению информации о банкротстве. Сообщение, которое содержит сведения о результатах сбора участников дела о признании компании несостоятельной, передается управляющим в ЕФРСБ. На это ему отводится 5 рабочих дней.

Если управляющий получил данные о проведенном собрании из присланного ему протокола (когда оно было проведено по п. 5 ст. 12 127-ФЗ), то у него есть 3 дня на размещение в открытом доступе данной информации.

В обязанности управляющего входит обеспечение доступа к копиям протокола и приложенным к нему документам:

  • участникам процедуры банкротства;
  • представителям работников должника;
  • представителям учредителя банкротившегося юрлица;
  • представителям собственника имущества должника в статусе унитарного предприятия.

Таким образом, в п. 1 ст. 12 127-ФЗ освещается вопрос проведения кредиторских собраний. Оно выступает органом, который защищает права и законные интересы кредиторов банкрота.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Собрания (комитет) кредиторов являются одними из ключевых фигур в рамках любого дела о банкротстве. Решения, принимаемые ими, имеют важное значение, которые непосредственно влияют на весь ход процедуры. Однако, правое регулирование деятельности собраний и комитетов кредиторов, существующее на сегодняшний день, оставляет на практике множество неразрешённых вопросов, с которыми ежедневно сталкиваются арбитражные управляющие и кредиторы. В данной статье мы попытаемся дать ответы не некоторые сложные и неоднозначные вопросы, касающиеся организации, проведения и работы собраний (комитетов) кредиторов, ответа на которые Закон о банкротстве не содержит.

  1. Может ли собрание кредиторов отменить принятое ранее им решение?

На практике возникает ситуация, при которой собрание кредитор сперва принимает одной решение, но в дальнейшем его реализация становится не выгодной тем, кто голосовал за него голосовал. Возможно ли в этом случае отменить или изменить решение, принятое ранее? Ответ на этот вопрос был дан в одном из недавних Определений Верховного суда РФ. Суд указал, что «Закон о банкротстве не содержит запрета на изменение гражданско-правовым сообществом, объединяющим кредиторов, позиции относительно тех или иных вопросов повестки дня собраний кредиторов. Собрание кредиторов вправе отменить ранее принятое решение, тем самым отозвав свое решение, и разрешить какой-либо вопрос иначе». Важно, однако, чтобы такая отмена не была злоупотреблением правом со стороны кредиторов.

Судебная практика: Определение от 26 апреля 2018 года N 305-ЭС-17-17321(2) по делу N А40-48876/2015.

  1. Правомерно ли объявление перерыва при проведении собрания кредиторов или комитета кредиторов?

Очень часто по воле арбитражного управляющего или кого-то из членов собрания (комитета) кредиторов объявляется т.н. «перерыв» или «отложение». Как правило, он нужен в том случае, если члены собрания не успели подготовить позицию по повестке дня или имеются какие-либо иные препятствия в проведении. Данное действие не предусмотрено Законом о банкротстве, в связи с чем его правомерность вызывает вопросы. Вместе с тем, большинство судом признают перерыв или отложение собрания допустимым. Так, например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2017 г. по делу № А26-5331/2015 указывается:

«Довод подателя жалобы о том, что Законом о банкротстве запрещено объявление перерывов в собрании кредиторов должника, не основан на нормах права, противоречит общему принципу гражданского права, согласно которому разрешено всё, что не запрещено.»

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 N 01АП-8182/2016 по делу N А79-5318/2016: «При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителей жалоб о том, что объявление перерыва в собрании кредиторов не предусмотрено, как несостоятельные. В частности, в законодательстве о банкротстве запрет на объявление перерыва при проведении собрания кредиторов не установлен, при этом арбитражный управляющий в силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, что и было сделано в рассматриваемом случае.»

Дополнительно: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 N 09АП-66196/2017 по делу N А40-109713/14: Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по делу N А19-2274/2009, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по делу N А50-8894/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу N А76-16229/2012.

Важно при этом отметить, чтобы перерыв в собрании не был длительным, поскольку в противном случае суд может посчитать, что было назначено новое собрание кредиторов (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 по делу N А12-8206/2009).

Вопрос о правомерности объявления перерыва в собрании кредиторов влечет за собой еще вопросы, связанные с надлежащим оформлением такого действия арбитражного управляющего. В частности:

1) Необходимо ли делать публикацию в ЕФРСБ об отложении (перерыве) в собрании кредиторов?

Судебная практика не дает однозначный ответ на данный вопрос.

Судебные акты, в которых суд признал обязательность публикации: Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2015 N Ф06-16906/2013, Ф06-23797/2015 по делу N А65-28388/2013

Судебные акты, в которых суд посчитал публикацию необязательной: Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 05.07.2016 по делу N А11-6021/2012 (Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.10.2016 N Ф01-3753/2016 данное Постановление оставлено без изменения.

2) Необходимо ли после перерыва в собрании кредиторов фиксировать явку лиц, присутствующих после перерыва?

Ответ: да, необходимо.

Судебная практика: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2017 N 09АП-59495/2017 по делу N А40-56477/14:

«При этом, действующее законодательство о банкротстве не запрещает арбитражному управляющему при объявлении перерыва провести вновь регистрацию участников собрания кредиторов после перерыва, а наоборот обязывает совершить его указанные действия, т.к. после перерыва состав представителей кредиторов может меняться и журнал регистрации участников собрания кредиторов фиксирует факт указанных изменений. В случае отсутствия фиксации участников собрания кредиторов, путем не заполнения журнала регистрации участников собрания кредиторов, будут нарушены права кредиторов должника, кроме того не будет определен кворум для принятия решений собранием кредиторов.»

  1. Необходимо ли публиковать сообщение о проведении заседания комитета кредиторов за 14 дней, как при проведении собрания кредиторов?

Во многих делах о банкротстве, где количество кредиторов превышает десяток, создается отдельный орган – комитет кредиторов, в компетенцию которого входит все то, что не отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов. Закон о банкротстве не содержит специального порядка созыва комитета кредиторов, в связи с чем возникает вопрос о том, обязательны ли правила о публикации сообщения о комитете кредиторов за 14 дней до его проведения.

В судебной практике однозначного ответа на данный вопрос найти не удалось. Суды по-разному оценивают данную обязанность. Одни суды полагают наличие такой публикации обязательной для арбитражного управляющего:

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2017 N Ф02-4944/2017 по делу N А33-29890/2016:

«На 20.06.2016, 25.07.2016, 15.08.2016, 02.09.2016 Лебедевым П.В. к проведению назначены заседания комитета кредиторов.

Следовательно, арбитражный управляющий обязан был включить сообщения о проведении заседания кредиторов в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собраний кредиторов, а именно, 06.06.2016, 11.07.2016, 01.08.2016, 19.08.2016 соответственно».

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.06.2017 по делу N А33-29890/2016:

«Таким образом, с учетом дат проведения заседаний комитета кредиторов и названных положений Закона о банкротстве, арбитражный управляющий обязан был включить сообщения о проведении заседания кредиторов в ЕФРСБ не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собраний кредиторов, а именно, 06.06.2016, 11.07.2016, 01.08.2016, 19.08.2016 соответственно. Вместе с тем, публикация сведений о проведении заседания комитетов кредиторов осуществлена с нарушением требований законодательства о банкротстве. Публикации о проведении заседания комитетов кредиторов датированы 14.06.2016 (за 6 дней до заседания комитета кредиторов), 15.07.2016 (за 10 дней до заседания комитета кредиторов), 03.08.2016 (за 11 дней до заседания комитета кредиторов), 22.08.2016 (за 10 дней до заседания комитета кредиторов)».

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2018 N Ф05-8357/2016 по делу N А40-176180/2015:

«Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили правовую природу спорных правоотношений, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства, установив факт того, что арбитражный управляющий обязан был включить сообщения о проведении заседания комитета кредиторов в ЕФРСБ не менее чем за 14 дней до даты проведения, однако, публикация сведений о проведении заседания комитетов кредиторов отсутствует, что является нарушением требований законодательства о банкротстве, суды обоснованно пришли к выводу об признании обоснованной жалобы ООО «НРК АКТИВ» на действия (бездействия) конкурсного управляющего должника Мелкумяна Т.Г., являющегося членом Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих ЦФО».»

Другие, наоборот, считают, что обязанность публикации сообщения за 14 дней отсутствует:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 по делу N А33-13971/2017:

«Суд, отказывая в удовлетворении требований прокуратуры муниципального образования о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, разъяснил, что пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве установлена обязанность арбитражного управляющего в определенный срок включить в ЕФРСБ сообщение о проведении собрания кредиторов, а не комитета кредиторов. О распространении данного правила на собрания комитета кредиторов, а соответственно, о возложении на арбитражного управляющего обязанности по публикации сообщений о проведении собраний комитета кредиторов в Законе о банкротстве не указано».

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 N 15АП-12753/2016 по делу N А32-13701/2016:

«На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии обязанности по размещению информации о проведении заседании комитета кредиторов в ЕФРСБ, действия (бездействие) арбитражного управляющего Гончарова Н.И, не образуют состав вмененного административного правонарушения.

Апелляционной коллегией отклоняется довод заявителя о том, что поскольку комитету кредиторов переданы полномочия собрания кредиторов, то применяется порядок, аналогичный уведомлению о созыве собрания кредиторов, предусмотренный Законом о банкротстве, как не состоятельный.»

Примечание от автора. Данный вопрос был поднят в связи с тем, что в утвержденном Регламенте проведения комитета кредиторов было установлено следующее правило:

«о дате, месте, времени и повестке комитета кредиторов член комитета уведомляет конкурсного управляющего не позднее, чем за 8 (восемь) календарных дней до даты проведения комитета кредиторов путем направления соответствующего уведомления по электронной почте конкурсному управляющем».

В связи с этим возник вопрос о правомерности данного пункта Регламента, поскольку он блокирует возможность исполнить арбитражным управляющим обязанность по публикации сообщения в ЕФРСБ за 14 дней до заседания комитета кредиторов.

  1. Каков порядок уведомления членов комитета кредиторов о проведении заседания комитета кредиторов?

Суды исходят из того, что поскольку Законом не предусмотрен специальный порядок созыва комитета кредиторов, применяется общий порядок уведомления, если иное не предусмотрено Регламентом комитета.

Судебная практика: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 N 09АП-70639/2017 по делу N А40-176180/15 (Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2018 N Ф05-8357/2016 данное постановление оставлено без изменения)

«В жалобе заявитель указывает, что 26.10.2016 г. утвержден регламент работы комитета кредиторов ООО «Эл-Фуд», согласно п. 3.4 которого, уведомление о проведении заседания комитета направляется членам комитета способом, обеспечивающим получение ими уведомления не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней до даты проведения заседания.

П. 5.4 Регламента предусмотрены адреса электронной почты для обмена документами между членами комитета и конкурсным управляющим. Во исполнение своих обязанностей конкурсным управляющим обеспечено направление в установленные регламентом сроки уведомлений о проведении собраний комитета кредиторов.

Таким образом, поскольку регламентом работы комитета кредиторов ООО «Эл-Фуд» предусмотрен иной способ уведомления о проведении собрания комитета, кроме предусмотренного п. 4 ст. 13 Закона о банкротстве, конкурсным управляющим ООО «Эл-Фуд» соблюдены все требования, возложенные на него Законом о банкротстве.»

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по делу N А14-1388/2009

«Поскольку для уведомления о заседании оспариваемого комитета кредиторов подлежал применению порядок, аналогичный уведомлению о созыве собрания кредиторов, то для уведомления о заседании 09.01.2014 г. лица, инициирующие заседание (члены комитета кредиторов Колесникова А.И. и Демина О.Н.), обязаны были использовать порядок извещения, предусмотренный статьей 13 Закона о банкротстве».

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 по делу N А48-884/2010:

«Таким образом, для уведомления о заседании 21.09.2011 лицо, инициирующее заседание, обязано было использовать порядок извещения, предусмотренный статьей 13 Закона о банкротстве. Порядок уведомления членов комитета кредиторов мог быть определен регламентом проведения заседаний комитета кредиторов. В отсутствие такого регламента уведомление членов комитета кредиторов должно производиться в таком же порядке, что и уведомление кредиторов о проведении собрания кредиторов».

  1. Имеют ли право кредиторы, представители которых не вошли в состав комитета кредиторов, требовать об конкурсного управляющего информации о ходе конкурсного производства?

На практике встречаются случаи, когда арбитражные управляющие отказываются предоставлять какую-либо информацию о ходе процедуры тем кредиторам, которые не вошли в его состав. Данное обстоятельство становится поводом к обращению с жалобой в суд на действия (бездействие) управляющего. Суды при этом исходят из того, что избрание комитета кредиторов не лишает иных кредиторов права по осуществлению контроля за деятельностью конкурсного управляющего, а также на получение информации о ходе процедуры банкротства.

Судебная практика: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 N 10АП-13419/2015 по делу N А41-13401/12:

«Само по себе избрание комитета кредиторов и предоставление ему собранием кредиторов соответствующих полномочий не влечет за собой в любом случае лишения иных кредиторов и уполномоченных органов, не вошедших в его состав, прав по осуществлению контроля за деятельностью конкурсного управляющего, а также на получение информации о ходе процедуры банкротства».;

Еще: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 N 10АП-13419/2015 по делу N А41-13401/12.

  1. Имеет ли право собрание (комитет) кредиторов обязывать управляющего совершать определенные действия или предоставить документы?

В целях контроля за действиями арбитражного управляющего кредиторы или побуждением его к определенным действиям, будь то оспаривание сделки или обращение в суд с заявлением о привлечении руководства должника к субсидиарной ответственности, кредиторы могут созвать собрание или комитет на повестку которого ставится соответствующий вопрос. Или же кто-то из кредиторов отправляет управляющему запрос с требование предоставить сведения или документы, относящиеся к процедуре банкротства должника.

В связи с этим возникает вопрос о правомерности таки действий. Иными словами, может собрание (комитет) кредиторов своим решением обязать арбитражного управляющего обратиться в суд с каким-либо заявлением или предоставить ему документы, касающиеся деятельности должника?

Судебная практика исходит из неправомерности таких решений. Суды исходят из того, что Законом о банкротстве не предусмотрено обязанности арбитражного управляющего по представлению собранию кредиторов или комитету кредиторов конкретных документов, поскольку информированность кредиторов о положении должника достигается через представление арбитражным управляющим отчетов о своей деятельности. Более того, что собрание (комитет) кредиторов не обладает компетенцией обязывать арбитражного управляющего осуществить конкретное действие, поскольку их компетенция прямо предусмотрена Законом.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 N 13АП-25517/2017 по делу N А56-33705/2015/осп.реш.2

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 N 13АП-2483/2018 по делу N А56-33705/2015/осп.реш.6

«Как правомерно указал суд первой инстанции, из совокупности изложенных норм права не следует, что арбитражный управляющий обязан представлять материалы, представляемые для ознакомления накануне комитета кредиторов должника, его председателю. Более того, Законом не предусмотрено обязанности арбитражного управляющего по представлению собранию кредиторов или комитету кредиторов конкретных документов, поскольку информированность кредиторов о положении должника достигается через представление арбитражным управляющим отчетов о своей деятельности.

Наличие не признанных незаконными решений собраний кредиторов должника об обязании конкурсного управляющего должником представить конкретные документы не изменяет установленного Законом о банкротстве порядка представления документов для ознакомления, при том, что, как установлено судом и не опровергнуто подателем жалобы, Компанией не конкретизировано, какие документы во исполнение решений собрания кредиторов должника были или не были представлены конкурсным управляющим должником. В любом случае принимая решения по конкретным вопросам повестки дня, собрание кредиторов (комитет кредиторов) должно соотносить данные вопросы с установленной Законом о банкротстве компетенцией. Кроме того, избранный комитетом кредиторов способ защиты права — принятие решений об обязании конкурсного управляющего должником исполнить ранее принятые решения собраний кредиторов должника — не соответствует положениям статьи 60 Закона о банкротстве.»

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 N 13АП-6058/2018 по делу N А56-33705/2015/СОБР.8

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 N 13АП-12830/2018 по делу N А56-33705/2015/СОБР.9

«Арбитражный управляющий в целом и конкурсный управляющий в частности, как ключевая фигура в деле о банкротстве конкретного должника, является самостоятельным субъектом, его отношения с кредиторами должника не строятся на отношениях подчинения. Осуществляя те или иные действия (воздерживаясь от них), арбитражный управляющий обязан исходить из принципов добросовестности и разумности этих действий (бездействия) (статья 20.3 Закона о банкротстве).

Отдельный конкурсный кредитор или их группа осуществляют контроль над деятельностью утвержденного в конкретном деле о банкротстве арбитражного управляющего через свое участие в собраниях (комитетах) кредиторов, посредством обжалования тех или иных действий (бездействия) арбитражного управляющего в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, а также — вынесение разногласий на разрешение арбитражным судом.

Тем не менее, данный контроль не является абсолютным в силу того, что, как указано ранее, отношения арбитражного управляющего и кредиторов должника не строятся на началах подчинения.

Собрание (комитет) кредиторов не обладает компетенцией обязывать арбитражного управляющего осуществить конкретное действие. Действия, требующие согласования с собранием кредиторов должника, прямо оговорены в Законе о банкротстве.

Решение собрания кредиторов должника об обязании конкурсного управляющего должником оспорить решения налогового органа о взыскании текущего обязательного платежа принято за пределами компетенции собрания и, кроме того, избранный кредиторами способ защиты своих прав не является надлежащим, поскольку Законом о банкротстве в таком случае предусмотрен иной способ защиты. В частности, при бездействии арбитражного управляющего, не соответствующего требованиям Закона о банкротстве и (или) нарушающего права и законные интересы заинтересованного лица, указанного в статье 60 Закона, последнее вправе его оспорить с обязанием арбитражного управляющего устранить данное бездействие. Кроме того, в любом случае как при избранном в данном случае способе защиты права, так и при предусмотренном Законом о банкротстве — мотивы защиты права не должны носить декларативный характер. В рассматриваемом случае, как следует из материалов спора, кредиторы не привели мотивированного обоснования со ссылками на конкретные обстоятельства необходимости оспаривания решения налогового органа.»

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 N 09АП-30044/2018 по делу N А40-245007/16

«Собрание (комитет) кредиторов не обладает компетенцией обязывать арбитражного управляющего осуществить конкретное действие. Действия, требующие согласования с собранием кредиторов должника, прямо оговорены в Законе о банкротстве.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве (статьи 129, 139, 140) конкурсный управляющий в силу его профессиональной компетенции, самостоятельно определяет стратегию конкурсного производства в отношении должника, согласовывая только часть своих действий с собранием кредиторов (статьи 130, 139 — 141 Закона о банкротстве).»

  1. В каком случае бюллетень для голосования может быть признан недействительным?

При проведении собраний (комитетов) кредиторов возникают ситуации, когда кредиторы намеренно портят выданный им бюллетень, вписывают туда варианты решений, не соответствующие повестке дня или же вовсе не возвращают его по окончанию голосования. Как в этой ситуации действовать арбитражному управляющему? Имеет ли он право не учитывать голоса кредитора в этом случае?

Исходя из Приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 235 «Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов», бюллетень для голосования может быть признан недействительным только в следующих случаях: если в бюллетени знак поставлен более чем в одном квадрате, либо не поставлен ни в одном из них, а также бюллетень, подписанный лицом, не зарегистрированным в журнале регистрации, либо неподписанный бюллетень.

Из этого следует, что бюллетень для голосования может быть признан недействительным в случаях, когда нельзя установить факт голосования лицом, имеющим на это право либо невозможно достоверно установить волеизъявление проголосовавшего конкурсного кредитора (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2018 N 15АП-14398/2018 по делу N А32-42808/2013).

Так, например, бюллетень будет признан недействительным, если вместо отметки в соответствующей графе «ЗА» или «ПРОТИВ» кредитор напишет что-либо иное (Постановление 15ААС от 23 сентября 2018 г. N 15АП-14398/2018):

«В материалы дела конкурсный управляющий представила копии бюллетеней N 1 и N 2 для голосования участников собрания кредиторов должника, в которых Банк вместо знака в квадрате с выбранным вариантом голосования, в графе «ЗА» поставил отметку «В редакции, предложенной Банком ВТБ (ПАО)».

Данная отметка не может считаться выражением воли голосующего, так как несет самостоятельную смысловую нагрузку. Таким образом, представителем кредитора были допущены исправления и дописки, в связи этим, арбитражным управляющим законно признаны недействительными бюллетени Банка ВТБ (ПАО) по второму и третьему вопросу повестки дня собрания кредиторов 10-16.01.2018.»

Бюллетень также будет признан недействительным, если кредитор перечеркнет его (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 по делу N А19-23565/2009) или вовсе поставит знака в квадрате с выбранным вариантом голосования (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 06АП-2298/2014 по делу N А73-12978/2011)

В другом деле был признан недействительным бюллетень, не возвращенный конкурсному управляющему по итогу голосования (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2017 N 11АП-15692/2017 по делу N А55-6934/2016):

«Как указывалось выше и подтверждается материалами дела, при голосовании Смоленинов С.А., равно как и заявитель по обособленному спору — ООО «МСТ», присутствуя на собрании кредиторов уклонились от голосования, их бюллетени, розданные для голосования признаны недействительными, так как не были возвращены конкурсному управляющему для подсчета голосов»

Дата: 18.12.2018

О кворуме на первом собрании кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА»

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствуют кредиторы, обладающие более чем 50 % голосов от общего числа голосов кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, для целей определения участников собрания кредиторов.

По данным реестра требований кредиторов Банка, сформированного для целей определения участников первого собрания кредиторов Банка (далее – Собрание) (по состоянию на 13 декабря 2018 г.), общая сумма требований кредиторов, имеющих право принять участие в Собрании, составляет более 21 млрд руб.

В соответствии с п. 3 ст. 189.82 Закона о банкротстве (в редакции от 12 ноября 2018 г.) требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» не учитываются при определении количества голосов на Собрании.

Структура реестра требований кредиторов, сформированного для целей определения участников Собрания, такова, что кредитор, обладающий решающим голосом (более 50%), отсутствует.

Таким образом, Собрание будет признано правомочным на принятие решений по вопросам повестки дня в случае, если общая сумма требований зарегистрированных участников Собрания, составит не менее 10,5 млрд руб.

Для чего созывается первое собрание кредиторов?

Целью проведения первого собрания кредиторов является рассмотрение отчета о деятельности конкурсного управляющего с информацией о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе, а также образование комитета кредиторов.

Какие документы необходимы для регистрации в качестве участника собрания кредиторов?

Для регистрации в качестве участника собрания кредиторов необходимы следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность кредитора/представителя кредитора (паспорт);

2) доверенность на представителя кредитора (если действует представитель) и копия такой доверенности;

3) документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (в случае его участия в собрании) и копии таких документов.

Какая доверенность нужна для участия представителя кредитора в собрании кредиторов?

В доверенности для участия представителя кредитора в собрании кредиторов должны быть указаны полномочия на участие в собрании кредиторов и голосование по вопросам повестки дня собрания.

Примерные формы доверенностей для юридических и физических лиц размещены на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Ликвидация банков», подраздел «Бланки документов» (https://www.asv.org.ru/liquidation/docs/).

Нотариальное заверение не требуется.

Кто может принять участие в первом собрании кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА» с правом голоса?

В собрании с правом голоса участвуют кредиторы, заявившие свои требования в срок до 6 ноября 2018 г. (включительно), и включенные в реестр требований кредиторов
ПАО БАНК «ЮГРА».

Является ли Агентство участником первого собрания кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА»?

Требования Агентства, перешедшие к нему в результате выплаты страхового возмещения, не учитываются при определении количества голосов участников первого собрания кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА». При этом Агентство является участником первого собрания кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА» по требованиям, предъявленным к
ПАО БАНК «ЮГРА» в связи с задолженностью по оплате страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов (около 7% от общего числа голосов).

Кто может принять участие в собрании кредиторов без права голоса?

Принять участие в собрании кредиторов без права голоса имеют право представитель работников и представитель акционеров.

Какие вопросы будут рассмотрены на первом собрании кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА»?

В повестку дня первого собрания кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА» включены следующие вопросы:

1) образование комитета кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА» и определение его количественного состава;

2) рассмотрение отчета о деятельности конкурсного управляющего с информацией о финансовом состоянии ПАО БАНК «ЮГРА» и его имуществе;

3) определение компетенции комитета кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА»;

4) избрание членов комитета кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА» (по предложению кредиторов);

5) определение срока представления конкурсным управляющим собранию (комитету) кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА» отчетов о своей деятельности;

6) утверждение сметы текущих расходов (затрат) на проведение мероприятий конкурсного производства ПАО БАНК «ЮГРА» на период после проведения первого собрания кредиторов;

7) избрание представителя собрания для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве ПАО БАНК «ЮГРА» от имени собрания кредиторов.

Вопросы, предусмотренные п.п. 5, 6 и 7 повестки дня, предлагаются для рассмотрения собранием в случае, если комитет кредиторов не будет образован.

При этом согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» в случае если количество кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов для целей определения участников собрания, превышает
50, собранием должно быть принято решение об образовании комитета кредиторов.

Чем обусловлен порядок рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня первого собрания кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА»?

Последовательность рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня первого собрания кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА», обусловлена необходимостью сокращения количества технических перерывов при проведении собрания, необходимых для подсчёта голосов после голосования кредиторов по вопросам повестки дня.

Рассмотрение отчета о деятельности конкурсного управляющего осуществляется после голосования по вопросу об образовании комитета кредиторов и определении его количественного состава в связи с тем, что подсчёт голосов, требующий значительных временных затрат, осуществляемый во время рассмотрения отчета, не требует объявления перерыва в собрании, тем самым сокращая время его проведения.

Каким образом осуществляется голосование по вопросам повестки дня собрания кредиторов и каким количеством голосов обладает каждый участник с правом голоса?

Голосование по вопросам повестки дня собрания кредиторов осуществляется на основании бюллетеней, выданных участникам собрания при регистрации.

Каждый участник собрания кредиторов обладает числом голосов, равным сумме (в копейках) его требований по денежным обязательствам, включенных в реестр требований кредиторов для целей определения участником первого собрания кредиторов. Неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательств, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, для целей определения числа голосов на собраниях кредиторов не учитываются.

Как принимаются решения по вопросам о комитете кредиторов, включенным в повестку дня собрания кредиторов?

Порядок принятия решений собранием кредиторов определен ст. 15 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому решения по вопросам об образовании комитета кредиторов, наделении его полномочиями, а также об избрании членов комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов для целей определения участников собрания.

Как происходит избрание персонального состава комитета кредиторов?

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» избрание персонального состава комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием. При избрании комитета кредиторов каждый кредитор обладает числом голосов, равным размеру его требования в рублях (копейках), умноженному на число членов комитета кредиторов. Каждый кредитор вправе отдать принадлежащие ему голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов. Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

На какой срок и для чего избирается комитет кредиторов?

Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению кредиторов на весь период конкурсного производства либо до принятия собранием кредиторов решения о досрочном прекращении его полномочий.

Комитет кредиторов представляет законные интересы всех кредиторов, осуществляет контроль за действиями конкурсного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.

Какие полномочия имеет комитет кредиторов?

По решению собрания кредиторов комитет кредиторов может быть наделен полным объемом полномочий на принятие решений по всем вопросах, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания кредиторов, а именно полномочий об образовании комитета кредиторов и определении его компетенции, об определении количественного состава комитета, об избрании членов комитета кредиторов и досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов.

Где можно получить дополнительную информацию о порядке проведения первого собрания кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА»?

Дополнительную информацию о порядке проведения первого собрания кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА» можно получить по телефону «горячей линии» Агентства: 8 800 200-08-05 или по телефонам 8 (495) 725-31-15 доб. 22-10 – Бурмистрова Дарья, 8 (495) 725-31-15 доб. 22-57 – Кузина Екатерина.

Возврат к списку

Post navigation

Previous Post:

Насыпная плотность щебня 5 10

Next Post:

Простой производства

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes