По правам ребенка в РФ
Несовершеннолетние россияне имеют больше прав, нежели совершеннолетние. Обеспечивать защиту прав и интересов детей могут не только родители, представители, но и уполномоченный по правам ребенка.
Расскажем, когда и в каких случаях следует обращаться к омбудсмену, каким способом можно подать жалобу, а также определим, где находятся Институты уполномоченного в Москве и Санкт-Петербурге.
Содержание
- Особые права ребенка в России
- Функции и права института уполномоченного по правам ребенка в России
- Чем занимается детский омбудсмен в городах и регионах РФ – основная деятельность
- Чем может помочь детский омбудсмен именно вам – основания для жалоб и обращений к уполномоченному по правам ребенка в России
- 6 способов написать жалобу или обращение детскому омбудсмену в России
- Приемные Уполномоченного по правам ребенка в Москве и Санкт-Петербурге – адреса, контактная информация
- Права ребенка в РФ: общие и особенные
- Особые права несовершеннолетних детей в России
- Защита прав ребенка в России
- Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
- Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ
- Какими правами наделяется ребенок?
- Особые права малолетних граждан в РФ
- Как назначается уполномоченный по правам ребенка?
- Задачи и полномочия омбудсмена
Особые права ребенка в России
Дети, являющиеся гражданами РФ, имеют общие, базовые права, которые предусмотрены Конституцией РФ и Декларацией прав человека, и дополнительные. Ряд всех прав подлежит защите — независимо от того, к какому виду они отнесены.
Права несовершеннолетних в России защищаются и отстаиваются. Обычно нарушения, связанные с дополнительными, особыми правами и интересами детей, рассматривает уполномоченный по правам ребенка.
Должность детского омбудсмена была закреплена на законодательном уровне Указом Президента под названием «Об уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка», от 1 сентября 2009 года.
Перечислим, какие особые права имеют несовершеннолетние граждане:
- Право на семью. Ребенок имеет право проживать в своей семье, получать воспитание от родителей до того момента, пока его интересы не будут нарушены.
- Право на общение. Зачастую дети лишаются общения со своими родителями или другими родственниками в связи с распадом семьи. Это не правильно. Дети должны общаться с родителями, независимо от того, находятся они в браке или нет. Кроме того, никто не должен отменять общения с другими родственниками.
- Право на защиту. Ребенка можно защищать даже от его родителей, которые, например, угрожают его жизни и здоровью.
- Право на мнение. Когда ребенку исполняется 10 лет, он может сам высказывать свое мнение. Также его мнение должно быть учтено и до этого возраста. Несовершеннолетний должен быть выслушан при решении любого вопроса.
- Право на полные инициалы. У ребенка обязательно должна быть фамилия, имя и отчество.
Чем грозит постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних – меры воздействия на родителей детей и административное наказание от КДН
А к основным правам детей можно отнести: право на получение образования, право на лечение, право на защиту от неравенства и др.
Уполномоченный по правам ребенка встает на защиту законных интересов и прав детей.
Обычно он опирается на законы и правовые акты, действующие не только на российском, но и международном уровне.
Такими могут являться:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
- Конституция РФ.
- Семейный Кодекс РФ.
Также рассматриваются другие федеральные законы и законы, действующие в определенном регионе нашей страны.
Функции и права института уполномоченного по правам ребенка в России
Для того чтобы понять, какую деятельность осуществляет Институт уполномоченного по правам ребенка в России, следует знать его функции и права.
Перечислим, какие функции должен выполнять уполномоченный по детским правам:
- Контролировать соблюдение правовых актов и законов (неважно международных или российских), касающихся детей.
- Содействовать восстановлению нарушенных прав.
- Контролировать деятельность местных органов власти, которые должны устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и интересов детей. Он может давать рекомендации по исполнению тех или иных требований.
- Обобщать и анализировать имеющуюся практику. В решение данной задачи могут привлекаться специалисты или учреждения.
- Оказывать помощь родителям, чьи дети находятся в трудной ситуации. Например, регулировать взаимоотношения.
- Обеспечить взаимодействие инстанций, которые могут быть задействованы в решении проблемы с ребенком.
- Просвещать детей и их родителей об их правах и обязанностях, а также защите этих прав.
- Обеспечить охрану и защиту ребенка всеми возможными способами от любого рода насилия. Например, от жестокого обращения, либо отсутствия должного ухода.
Основания и процедура отчисления ребенка из школы — за что могут реально исключить, и как защитить права?
Можно сделать вывод, что уполномоченный по правам ребенка должен обеспечить несовершеннолетнему гражданину полную защиту, а также проследить за тем, чтобы он гармонично развивался, жил и воспитывался в семье без ущемления его достоинства, интересов и прав.
Права Института уполномоченного расширены.
Представитель Института или сам Уполномоченный имеет право:
- Рассматривать обращения и жалобы, которые поступают в Институт.
- Принимать жалобы на органы власти или организации.
- Оказывать бесплатную юридическую помощь детям и их родителям, законным представителям.
- Осуществлять защиту прав в судебной инстанции.
- Проводить проверку по фактам нарушений.
- Сообщать в правоохранительные органы о совершенных деяниях.
- Рекомендовать власти или организациям, как устранить нарушения.
- Проводить беседы и переговоры, которые будут способствовать разрешению проблемы.
- Доносить до органов власти свои рекомендации по поводу улучшения деятельности, касающейся защиты детских прав и интересов. Это могут быть советы по утверждению какого-либо проекта.
- Освещать, собирать, изучать и анализировать информацию, связанную с вопросом создания защиты прав детей.
- По собственной инициативе заниматься решением вопроса, в случае возникновения грубого нарушения прав детей.
- Не разглашать информацию без согласия обратившегося лица.
- Запрашивать различные данные и посещать организации, которые могут помочь доказать факт нарушения и разрешить конфликт.
Особенности лишения родительских прав в России — за что могут лишить родителей прав на ребенка?
Уполномоченный не может заменить другие органы и инстанции. Он может, наоборот, обратиться в суд, чтобы привлечь к ответственности за бездействие или действие тот или иной орган.
Например, опеку, правоохранительные органы, школьную организацию, местную администрацию и т.п.
Чем занимается детский омбудсмен в городах и регионах РФ – основная деятельность
Аналогичные должности омбудсмена по правам ребенка есть в каждом регионе России.
Функции, права и обязанности у уполномоченных — такие же, как и на федеральном уровне. Деятельность и работа проводится такая же, только осуществляется она отдельно в определенном регионе.
В приоритете для регионов стоят задачи по решению конфликтов, связанных с правовой защитой детей:
- Сирот.
- Оставшихся без попечения родителей.
- Которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность омбудсмена основывается на принципах независимости, справедливости, инициативности, гласности, открытости, гуманности.
Чем может помочь детский омбудсмен именно вам – основания для жалоб и обращений к уполномоченному по правам ребенка в России
Обратиться к омбудсмену может любой гражданин или же организация, которым стало известно о совершенном нарушении закона и прав детей. Это — главное основание для обращения.
Перечислим, в каких еще случаях можно обратиться в Институт уполномоченного:
- Если были нарушены права несовершеннолетнего со стороны власти — например, из-за бездействия или действия должностного лица, служащего в федеральном, региональном, муниципальном органе власти. Примеров может быть много, но самым распространенным является пример, связанный с игнорированием просьб детей-сирот по выделению жилья.
- Если требуется оспорить решение суда. Может обратиться представитель, адвокат или родитель ребенка, даже если решение вступило в силу.
- Если необходимо обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
- Если требуется оспорить постановление судебной инстанции, которое уже было обжаловано.
К омбудсмену могут обращаться не только родители детей, но и матери-одиночки, многодетные семьи, инвалид и другие льготные категории граждан, которым требуется оказать помощь, и права которых были нарушены.
Напомним, что жалоба должна быть официальной. Не все обращения смогут рассмотреть.
Например, жалобу вернут обязательно, если она была написана:
- С оформительскими недостатками.
- Анонимно.
- С недостоверными адресными и контактными данными заявителя.
- В рекламных целях, например, для пиара компании.
- С нецензурной лексикой, угрозами.
- В рукописном варианте и ее невозможно прочитать.
Если у вас возник конфликт, можете обратиться вначале к юристу. Он разъяснит ваши права, подскажет, как правильно написать жалобу омбудсмену.
6 способов написать жалобу или обращение детскому омбудсмену в России
Подать жалобу детскому омбудсмену можно такими способами:
- Письмом по почте. Оформлять лучше заказное письмо, тогда вы получите уведомление и подтверждение, что письмо дошло до Института уполномоченного.
- Электронным письмом. На официальном сайте уполномоченного имеется возможность подать обращение или жалобу через простую анкетную форму. Для подачи необходимо ввести свои личные, адресные и контактные данные, а также текст вашего обращения.
- Отправить жалобу по факсу.
- Придя на прием к уполномоченному лично. Жалобу все равно следует подать в письменной форме. Записаться стоит заранее.
- Отправить обращение по электронной почте, на e-mail.
- Написав обращение через социальные сети, лично на страницу уполномоченного.
Это — все способы, которыми вы можете воспользоваться.
Юристы рекомендуют подавать жалобы в письменном виде, так как вам обязательно должны будут ответить, причем письменно.
А вот электронные способы подачи, безусловно, удобны, но присутствует риск неправильной отсылки сообщений.
Если вы являетесь начинающим пользователем ПК, то лучше воспользоваться старыми способами, без привлечения компьютерных технологий.
Приемные Уполномоченного по правам ребенка в Москве и Санкт-Петербурге – адреса, контактная информация
Расскажем, куда обратиться, подать жалобы в России – в Москве и Санкт-Петербурге.
Теперь вы знаете, куда обращаться в случае нарушения прав детей.
Не бойтесь обращаться напрямую к омбудсмену. Он сможет вам помочь разрешить конфликт, обойдя бездействующие органы и организации.
Дети — это наше будущее, и по этой причине они особенно нуждаются в защите. Сегодня в рубрике «Правовой статус «Родитель» речь пойдет о детском омбудсмене — человеке, для которого защита прав детей — это прямая обязанность.
Кто такой омбудсмен?
Омбудсмен — это чиновник или должностное лицо, назначенное на эту должность для совершения контроля над деятельностью министерств, ведомств и других правительственных органов. Он действует как по жалобам граждан, так и по собственной инициативе и руководствуется не только законодательством, но и справедливостью.
Например, омбудсмен в России — это Уполномоченный по правам человека. Такая должность предусмотрена в очень большом количестве стран, и она предполагает решение вопросов, касающихся невыполнения своих обязанностей или злоупотреблении полномочиями, в результате которых возникают споры между гражданином и властями.
Кто может обращаться к омбудсмену?
Омбудсмен по правам человека рассматривает жалобы от частных лиц, которые являются гражданами страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые имеют разрешение на жительство или просто находятся на территории государства. Принимаются жалобы людей, которые до этого обращались суд или административные органы, но не согласны с вынесением решения или же заметили какие-либо нарушения, подвергались дискриминации, недовольны полным бездействием.
В список основных задач уполномоченного по правам человека входят:
• Восстановление справедливости и прав, которые были нарушены;
• Ведение деятельности, направленной на развитие международных отношений в области прав человека;
• Просвещение граждан относительно их прав;
• Совершенствование правового законодательства страны относительно граждан;
• Контроль над работой государственных структур.
А можно более подробно о деятельности омбудсмена именно в России?
В нашей стране должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка была введена 9 сентября 2009 года в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в стране.
Долгое время эта должность прочно ассоциировалась с Павлом Астаховым, но с 2016 года эту должность занимает Анна Кузнецова.
Если упростить, то детский омбудсмен — это защищающий права и интересы граждан посредник между пострадавшей стороной и должностными лицами.
Детские омбудсмены стоят на защите прав несовершеннолетних граждан страны: проводят расследования, собирают информацию о грубых нарушениях или полном бездействии каких-либо органов.
Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от нее Президентом Российской Федерации. Для выполнения своих правозащитных обязанностей омбудсмен наделен широкими полномочиями. В частности, он имеет право:
• запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
• беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
• проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
• направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
• привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод ребенка в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам ребенка в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.
Для изложения видения ситуации в сфере обеспечения прав ребенка омбудсмен ежегодно готовит итоговые доклады о деятельности, в которых говорится о проделанной работе, приоритетных направлениях деятельности и демонстрируется картина в целом по стране.
Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав ребенка, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).
Существует два варианта обращения по поводу возникшей проблемы: либо к уполномоченному субъекта, либо к уполномоченному на федеральном уровне. В случае, если первым шагом было обращение к местному специалисту, то возможно дальнейшее обращение к федеральному уполномоченному.
Список должностных обязанностей именно детского омбудсмена достаточно широк:
• Защита и восстановление прав ребенка;
• Консультации, просвещение, обучение детей относительно их прав;
• Работа с федеральными органами, органами местной и государственной власти по запросам и получению необходимых сведений или документов;
• Посещение организаций и органов власти для получения разъяснений, проверки их деятельности, связанной с правами и свободами детей;
• Подготовка и направление в соответствующие органы рекомендации по улучшению их работы относительно соблюдения прав ребенка;
• Привлечение специалистов для проведения аналитических работ, которые касаются защиты прав детей.
В некоторых странах предусмотрена должность школьного омбудсмена. Он оказывает помощь всем участникам образовательного процесса: детям, преподавателям и родителям. К нему могут обращаться все, кто считает, что происходят нарушения прав учеников в процессе обучения. Это может быть непонимание между преподавателем (администрацией школы, классным руководителем) и школьником, а также необходимость в консультации относительно прав ребенка в рамках школы, разъяснение организационных вопросов, гигиенических норм, нормативов, прочего. Также, обратившись к омбудсмену, можно вносить свои предложения относительно усовершенствования учебного процесса и заведения. Уполномоченный по правам в школе работает в таких направлениях:
• Активное участие в Школьном совете, целью которого является улучшение работы органов управления;
• Работа, направленная на профилактику вредных привычек школьников;
• Контроль за соблюдением всех прав и свобод учеников;
• Работа с родителями и родительским комитетом, направленная на улучшение отношений в семье;
• Психологическая и правовая поддержка школьных сотрудников, направленная на профилактику эмоционального выгорания.
Подводя итог, стоит сказать, что должность детского омбудсмена чрезвычайно важна для нашего государства. Ведь дети — это будущее нашей страны, и отстаивать их права — значит заботиться об этом самом будущем.
В статье использованы материалы с сайта fb.ru
Уполномоченный по правам ребенка — должность, введенная в России относительно недавно. Кто такой этот уполномоченный, в чем состоит его роль в системе органов власти и кто может к нему обратиться?
Права ребенка в РФ: общие и особенные
Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.
При этом законодательство предусматривает и ряд особых прав, которыми могут пользоваться только дети, которые подлежат особой защите — в том числе и со стороны уполномоченного по правам ребенка.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Особые права несовершеннолетних детей в России
Применительно к детям в нашей стране особо закреплены следующие права:
- На семью: ребенок должен жить со своей семьей до тех пор, пока это не препятствует его законным интересам, а также получать воспитание от родителей.
- На общение: несовершеннолетние не могут лишаться возможности общаться как со своими матерью и отцом, так и другими родственниками. Находятся ли родители в браке, проживают ли совместно или раздельно, в данном случае неважно.
- На защиту — в том числе от родителей, угрожающих его жизни, здоровью или просто злоупотребляющих своими возможностями по отношению к нему.
- На мнение: при решении любых вопросов, связанных с его интересами, ребенок должен быть выслушан. Даже некоторые действия опеки или суда допустимы только с согласия самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет.
- На полное имя, включающее в себя личное имя, фамилию и отчество.
Помимо этих прав, закрепленных в семейном законодательстве, ребенок вправе рассчитывать на учебу, лечение, защиту от неравенства и т. п.
Защита прав ребенка в России
Поскольку права существуют, они должны защищаться. Применительно к детям их защитой занимаются сами родители, органы опеки, суды, прокуратура и т. д. И существенным элементом этой системы являются уполномоченный по правам ребенка на федеральном уровне и его коллеги, действующие в регионах России.
Подпишитесь на рассылку
Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан.
Задачами уполномоченного по правам ребенка являются:
- Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних.
- Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей.
- Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе).
Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается.
Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.
Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ
Помимо уполномоченного по правам ребенка при президенте страны в России существуют и другие аналогичные должности. Они вводятся на основании местных законов и имеют аналогичные полномочия — но не на федеральном, а лишь на местном уровне.
Несколько лет назад в Российской Федерации была введена новая должность – уполномоченный по правам ребенка. Лица, назначаемые на эту должность, получали особые полномочия и осуществляли защиту прав детей, не достигших совершеннолетия. По закону перед омбудсменом ставились конкретные задачи и определенные обязанности.
В данной статье мы постараемся подробно рассмотреть вопросы, касающиеся того, чем занимается уполномоченный, какие задачи и функции он выполняет, а также каким образом к нему можно обратиться за помощью.
Какими правами наделяется ребенок?
Поскольку по закону ребенок в РФ – это полноценный гражданин, он при рождении наделяется определенными правами.
Его права защищаются конституционно и Декларацией прав ребенка. Малолетний гражданин в силу обстоятельств (возрастных ограничений) не имеет возможности защитить собственную жизнь, здоровье или обеспечить себя материально, поэтому такое право ложится на взрослого – его родителя или опекуна.
Помимо общих прав, прописанных в действующем законодательстве, ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации, подпадает под особую защиту со стороны уполномоченного. Рассмотрим, какие дети могут получить помощь от омбудсмена в РФ.
Особые права малолетних граждан в РФ
За детьми в государстве закреплено несколько прав, которые соблюдаются в обязательном порядке. К таким относятся:
- ребенок должен проживать в собственной семье, пока это не противоречит его интересам, и получать воспитание от матери и отца;
- если родители несовершеннолетнего находятся в разводе и проживают раздельно, то ребенок имеет право общаться со всеми родственниками независимо от их личных взаимоотношений;
- малолетний гражданин может получить защиту от государства при угрозе жизни и здоровью, а также при нарушении его прав и интересов (в том числе и от родителей);
- ребенок всегда должен быть выслушан. Некоторые процедуры и действия производятся только с его согласия после достижения 10-летнего возраста;
- малыш должен получить при рождении свое имя, а также фамилию (одного из родителей) и отчество отца или по усмотрению матери.
Уполномоченный осуществляет деятельность по защите всех указанных прав ребенка, а также ряда других моментов, обозначенных в семейном праве. Дополнительно несовершеннолетний может рассчитывать на получение образования, медицинского обслуживания, защиту от неравенства и дискриминации, а также ряда других нарушений.
Как назначается уполномоченный по правам ребенка?
В целом, механизм, позволяющий защитить ребенка от возможных негативных воздействий, достаточно прост. Данные функции возложены на различные социальные и исполнительные органы, а также непосредственно на родителей.
Уполномоченный является элементом общей системы и, соответственно, наделен специальными полномочиями и выполняет конкретные функции. Следует отметить, что уполномоченный – это не один человек.
Данная должность существует на федеральном и региональном уровнях. При этом на федеральном уровне ответственное лицо назначается лично президентом РФ, а на региональном — местными властями. Некоторые уполномоченные осуществляют деятельность на общественных началах (к примеру, в Ивановской области).
Значимым моментом является то, что омбудсмен, назначенный на федеральном уровне, обладает неприкосновенностью до того момента, пока не отрешен от должности. Иными словами, он не может быть привлечен к ответственности, помещен под арест или обыскан.
Задачи и полномочия омбудсмена
Законом определены задачи, которые ставятся перед уполномоченным по правам ребенка. В общий перечень входят следующие:
- Осуществлять контрольную функцию за соблюдением положений Конституции РФ, а также ряда международных и российских правовых актов, которые касаются прав и интересов малолетних граждан.
- Составлять документы рекомендательного характера для местных органов власти по поводу устранения имеющихся нарушений прав ребенка.
- Изучение и обобщение имеющейся юридической практики с привлечением специалистов и консультантов на основе специального договора.
Данные задачи могут быть достигнуты путем наделения ответственного лица определенными полномочиями. Омбудсмен может посещать любую организацию и знакомиться с ее деятельностью. Кроме того, уполномоченный может потребовать объяснений у должностных лиц и запросить любую информацию.
При введении на территории субъекта или государства чрезвычайного положения омбудсмен продолжает заниматься своей деятельностью.
Дополнительно стоит указать, что уполномоченный не может выносить окончательные решения по вопросам проживания ребенка.
Такое право есть только у судебной инстанции, однако он может обратиться с исковым заявлением или с законодательной инициативой. Как правило, у омбудсмена есть своя общественная приемная, куда может прийти любой гражданин, в том числе ребенок, для подачи заявления на оказание помощи.
Уполномоченный по правам ребенка- это лицо, которое занимается защитой прав и интересов детей в любых сферах деятельности и жизни. Омбудсмен наделен определенными правами и полномочиями, а также имеет полную неприкосновенность в правовом поле до момента снятия с должности.
Основные направления работы Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в контексте 5 лет работы:
Обращения
В среднем в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка поступает 30 тысяч обращений от граждан в год (в т.ч. в электронном виде и через соцсети). Большинство из них касается вопросов соблюдения жилищных прав, усыновления детей, выплаты пособий, гражданства детей, социального обеспечения, охраны здоровья, защиты родительских прав, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Инспекционные поездки
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка и его «детский спецназ» посетили с инспекционными поездками около 3,5 тыс. детских учреждений во всех 85 регионах России. П.Астахов лично проинспектировал более тысячи детдомов и интернатов. По итогам инспекционных проверок за 5 лет к ответственности привлечены несколько сотен чиновников, нарушавших права детей.
Разработана собственная методика, позволяющая собирать и анализировать количественные и качественные показатели детского неблагополучия более чем по 400 позициям, в том числе отсутствующим в официальной статистике. Создана Единая информационная база положения детей в регионах Российской Федерации.
По итогам каждой инспекционной проверки губернаторам представлялись рекомендации по совершенствованию системы защиты прав ребенка в регионе.
Основные тенденции в области профилактики социального сиротства
В 2015 году на учете в государственном банке данных находились сведения о 70,8 тыс. детей. В 2011 году их численность составляла 128,7 тысяч детей-сирот на конец года.
В сравнении с 2014 годом сократилась численность детей:
- оставшихся неустроенными к началу отчетного года – на 45,1 %;
- выявленных и учтенных за отчетный год – на 5,6 %;
- в том числе социальных сирот (детей, оставшихся без попечения при живых родителях) – на 7,0 %.
Положительной тенденцией является также последовательное, из года в год, сокращение доли социальных сирот от общей численности выявленных детей и подростков: в 2011 г. – 83,8 %, в 2012 г. – 83,0 %, в 2013 г. – 81,6 %, в 2014 г. – 79,6, в 2015 г. – 78,5 %.
В результате проведенной активной работы по сокращению масштабов социального сиротства в стране на 34,2 % снизилось число родителей, лишенных родительских прав. Если в 2011 году таких родителей было более 50 тыс., то в 2015 г. их стало 33,4 тыс. чел.
Продолжается положительная тенденция снижения числа отказов матерей от новорожденных детей: с 2012 г. по 2015 г. оно сократилось на 29,5 % (с 6230 до 4395 чел.).
На 14,5 % снизилось количество отмененных решений о передаче детей на воспитание в семью (с 6677 в 2011 г. до 5707 в 2015 году). При этом на 47,0 % увеличилась численность усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых ими на воспитание в семью (с 66 до 97 чел.).
Нельзя не отметить успехи в области устройства в семьи детей с особенностями развития. Численность таких детей, переданных на семейные формы устройства, за последние 5 лет возросла на 58,4 % (с 1250 чел. в 2011 году до 1980 чел. в 2015 году).
На 3,3% увеличилось число детей с инвалидностью, переданных на усыновление, а усыновленных российскими гражданами – в 3,8 раза.
Более чем в 2 раза (на 139,7 %) увеличилось количество кандидатов в усыновители и приемные родители, состоящих на учете в органах опеки и попечительства (с 12 881 в 2011 году до 30 875 в 2015 году). Аналогичная тенденция зафиксирована по региональным банкам данных, где число состоявших на учете семей, желающих принять ребенка на воспитание в семью, на конец отчетного года, возросло на 89,7 %(с 5590 до 10 602 семей).
По данным Минобрнауки России, число находящихся в детских учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за последние пять лет в России на 43,1 % (со 105 688 детей в 2011 г. до 60 162 детей в 2015 г).
Количество учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 22,4 % (с 1387 до 1076 ед.); численность их воспитанников снизилась более чем на 38,9 %.
За один только год с 2013 / 2014 по 2014 / 2015 учебные годы, число учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 10,1 %, а численность содержащихся в них детей – на 23,2%.
Доступность дошкольного образования
На 1 февраля 2016 года показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в среднем по Российской Федерации составил 99,23%. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет около 100% (от 99,90% до 100%) обеспечили 66 субъектов Российской Федерации, в 12 субъектах доступность от 99% до 99,90%, в 3 субъектах доступность – от 95% до 99%. В числе регионов со сложной ситуацией (4 региона) – республики Тыва, Дагестан, Ингушетия и Забайкальский край (доступность менее 95%).
Региональные Уполномоченные по правам ребенка
Удалось добиться, чтобы в каждом регионе России была введена должность Уполномоченного по правам ребенка. Под эгидой Уполномоченного регулярно проходят информационные кампании: Всероссийская кампания против насилия и жестокости в СМИ, проект «Безопасный двор», акция «Никогда не оставляй ребенка в машине одного #Непаркуйребенка».
Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка
При содействии Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка регулярно проходят благотворительные акции:
- На сборы от благотворительного концерта «Дмитрий Хворостовский и друзья – детям» удалось оказать помощь 101 тяжелобольному ребенку из числа подопечных РУСФОНДА.
- Экспедиция «На лыжах к Северному полюсу» доказала, что границ не существует: Павел Астахов и 7 подростков, среди которых были воспитанники коррекционных школ и детских домов, за 8 дней преодолели путь в 180 км и достигли Северного полюса.
- В рамках акции «Елка — в Новороссию» собрано 500 тонн подарков, которые были переданы детям ЛНР и ДНР.
- В рамках акции «День знаний – в Новороссию» собрано 250 тонн школьных принадлежностей, мебели и учебников для детей Донбасса. Благодаря акции каждый первоклассник Донбасса получил школьные принадлежности и подарки. Также в рамках акции был проведен ремонт школы Иловайска и детского сада Луганска. В соответствии с обращениями оказывается гуманитарная помощь: так, в детский дом-интернат для детей с инвалидностью г. Краснодонска ЛНР поступили специальные инвалидные коляски.
- Социальный проект «Продукты – в помощь маме» помогает малоимущим многодетным семьям получить свежие продукты питания (запущен в Москве, Брянской области, Красноярском и Краснодарском крае). Также помощь была оказана осужденным с детьми в СИЗО-6.
- 2015 год был объявлен годом литературы в России, поэтому большое внимание уделялось открытию библиотек в социально значимых учреждениях для детей (библиотеки открыты в больницах и школах Ростова-на-Дону, Кузбасса, Чеченской Республики, Новосибирска, Республики Крым, Республики Татарстан).
«Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям»
Важным направлением деятельности Уполномоченного стало выполнение Поручения Президента Российской Федерации от 20 января 2015 года № Пр-65 по выработке механизма взаимодействия государственных органов с Ассоциацией организаций и граждан по оказанию помощи пропавшим и пострадавшим детям «Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям» (далее – Национальный центр).
Он был создан в 2014 году в целях объединения усилий организаций и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием Интернета, по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Школа для родителей детей с хроническими прогрессирующими заболеваниями
В марте 2015 года стартовал совместный проект Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова и Детской городской клинической больницы имени З.А.Башляевой. Основная задача школы — поддержать семьи, в которых воспитывают дети с хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, хроническая почечная и сердечная недостаточность, эпилепсия и многие др.
Участие в работе по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в интересах детей
Уполномоченным даны заключения на свыше ста проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, основная часть которых поступила из Государственно-правового управления Президента РФ.
Уполномоченный участвовал в разработке более 30 проектов федеральных законов, многие из которых приняты, включая федеральные законы:
- от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- от 21 июля 2011 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- от 3 декабря 2011 года № 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»;
- от 29 февраля 2012 года № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» (в него включен в значительной части принятый 1 июня 2011 года во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят разработанный при непосредственном участии Службы Уполномоченного проект федерального закона № 349188-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних»);
- от 5 апреля 2013 года № 58 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»;
- от 29 июня 2013 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей»;
- от 28 декабря 2013 года № 432-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (по вопросу усиления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, отбывшими наказание за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних);
- от 21 июля 2014 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
После Госсовета по безопасности дорожного движения поддержана инициатива Уполномоченного в части запрета оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица (соответствующие поправки в ПДД подготовлены МВД РФ).
Уполномоченным также проводится активная работа над проектами федеральных законов в целях защиты детей от посягательств сексуального характера и сексуальной эксплуатации:
- № 113185-6 «О внесении изменений в статью 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях противодействия обороту порнографической продукции с использованием несовершеннолетних и (или) среди несовершеннолетних и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы С.В.Железняком, О.Ю.Баталиной, О.Г.Борзовой и другими, а также членом Совета Федерации Е.Б.Мизулиной (принят Государственной Думой в трех чтениях).
Законопроектом предусмотрено внесение в статью 242.1 УК РФ законодательного определения термина «детская порнография», включающее любое (в том числе анималистическое) изображение или описание в сексуальных целях несовершеннолетнего, как реально совершающего, так и имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера, а также изображение или описание аналогичных действий, совершаемых в отношении ребенка или с его участием, либо таких же действий совершеннолетнего лица, имитирующего ребенка. Законопроект исключает признание порнографическими материалов (предметов), содержащих изображение или описание половых органов ребенка, если они имеют особую историческую, художественную или культурную ценность, научное или медицинское назначение либо предназначены для использования в учебном и образовательном процессе в установленном законом порядке.
Уполномоченный последовательно добивался в течение последних 5 лет принятия этого законопроекта и участвовал в его разработке. Попытки введения в уголовный закон определения «детской порнографии», разработанного с учетом современного зарубежного опыта при участии ведущих специалистов, ученых и практиков (в том числе работников правоохранительных органов, судебных экспертных организаций, сотрудников аппарата Уполномоченного), неоднократно предпринимались в течение последних 15 лет.
- № 822714-6 «О внесении изменений в статьи 135 и 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях уточнения норм об уголовной ответственности за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» (внесен Е.Б. Мизулиной в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы). В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 ноября 2015 г. № 266 законопроект включен в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2016 года и направлен Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Названный законопроект предусматривает: 1) отнесение в части третьей статьи 135 УК РФ использования информационно-телекоммуникационных сетей к числу квалифицирующих признаков «развратных действий», с наказанием в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет с применением дополнительного наказания (в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) на срок до 20 лет; 2) поправку в часть 2 статьи 242.1 УК РФ, предусматривающую использование информационно-телекоммуникационных сетей в качестве самостоятельного квалифицирующего признака данного преступления, тогда как в действующей редакции это допускается только в форме интернет-издания (СМИ). Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит снизить риски сексуального растления детей в сети Интернет, сократить число преступлений, связанных с сексуальным насилием и сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних.
По просьбе Верховного Суда Российской Федерации Уполномоченный представлял замечания и предложения по проекту постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2014 № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности».
Участие Уполномоченного в правотворческой деятельности в международной сфере
Служба Уполномоченного принимала участие в мероприятиях по выполнению Плана Правительства РФ по обеспечению готовности Российской Федерации к подписанию Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (Лансаротской конвенции), ратифицированных федеральными законами от 07.05.2013 № 75-ФЗ и № 76-ФЗ.
Уполномоченный принимал также участие в разработке Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних», направленного на реализацию в российском законодательстве положений Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающихся борьбы с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией (в части ответственности юридических лиц) и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.
Уполномоченный принимал участие в подготовке к присоединению Российской Федерации к Европейской Конвенции об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. и Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года, а также в подготовке федеральных законов:
- от 28.07.2012 № 150-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей»;
- от 28.07.2012 N 148-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей»;
- от 08.03.2015 N 28-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей».
Сотрудники Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в соответствии с Программой сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2011 – 2013 годы принял участие в разработке проекта изменений и дополнений в модельные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы для государств-участников СНГ по вопросам борьбы с торговлей людьми (совместно с НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ), одобренных МПА СНГ.
При участии Уполномоченного разработаны документы стратегического планирования Российской Федерации, касающихся прав и законных интересов детей:
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
- Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р);
- Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации и предложения по его совершенствованию;
- Концепции информационной безопасности детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 №2471-р);
- Плана первоочередных мероприятий на 2015 – 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденного Правительством Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р;
- Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации и др.
- Планов работы Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на 2015 и 2016 годы;
- Плана мероприятий на 2015 — 2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Плана мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.
Текст доклада (скачать).
Источник: пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка