Подданство, что это?
В интернет-публицистике часто встречается детская, казалось бы, ошибка. Несмотря на ряд очевидных отличий, многие отождествляют понятия «подданство» и «гражданство». И ошибочно, ведь каждое из них имеет не только свой юридический смысл, но и отличную друг от друга правовую природу возникновения. Безусловно, нельзя отрицать и некоторые сходства, но существующая между ними разница уж точно не позволяет их отождествлять и подменять друг другом. Разберем, в чем отличие гражданства и подданства и какое к этому отношение имеет Петр I.
Содержание
- Гражданство: что это
- Подданство: что это
- В чем сходство и в чем отличие понятий «гражданство» и «подданство»
- Права и свободы граждан и подданных
- Правовой статус личности в России
- Как вступить в российское гражданство
- Определение термина подданство
- В каких странах используется термин?
- Гражданство и подданство: в чем разница?
- В чем еще отличие гражданства от подданства?
- Британские подданные
- Подданство Российской империи
- См. также
- Литература
Гражданство: что это
Достаточно хотя бы того, что гражданство, в отличие от подданства, имеет законодательное определение: согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года , это политико-правовая взаимосвязь гражданина страны и России как государственного образования, выраженная в возложенных на них по законодательству правах и обязательствах.
Суть такой взаимосвязи в том, что государство стоит на защите прав и свобод человека, предоставляет ему свое покровительство, когда тот находится за пределами страны, в обмен на что гражданин обязуется соблюдать Конституцию, законы и прочие предписания.
Совокупно все это составляет правовой статус гражданина, о котором мы расскажем немного позже.
Закон предусматривает несколько путей того, как можно стать гражданином России, среди них самые распространенные:
- рождение от россиян или на территории России от иностранцев, если страны гражданской принадлежности родителей не предоставляют ребенку индигенат по праву крови;
- натурализация – то есть прием в гражданство иностранцев и апатридов.
Хотя, возможны и другие варианты, например, крымская оптация – выбор гражданства в силу изменения территории страны.
Подданство: что это
В отличие от гражданства, нынешнее российское законодательство такого понятия, как «подданство», не предусматривает. Обычно под термином «подданство» понимается тоже политико-правовая связь физического лица – подданного непосредственно с монархом, как главой государства, а не как с территориальным образованием. При этом такая связь является односторонней: у монарха не возникает обязательств по отношению к подданным. Подданство теоретически возможно лишь в государствах с монархической системой правления, что и имело место в большинстве стран средневековой Западной Европы.
В своей истории институт подданства тесно связывают с феодализмом – когда землевладелец обладал властью над теми, кто находился на его земле. Оно, к слову, далеко не всегда находило какое-либо нормативное закрепление. Например, русское право до XVIII века вообще не определяло, что значит российское подданство, и не содержало конкретных отличий российских подданных от иностранцев. Только с 1700 года появилась возможность «натурализоваться», однако сделать это можно было лишь путем принятия православной веры. Факт рождения от иностранцев, пусть и на территории тогдашней России, ни о чем не говорил и подданным не делал.
Первую возможность «натурализоваться», то есть вступить в подданство, ввел Петр I.
С 1721 года он ввел такое определение, как «присяга на подданство». Ее мог принести всякий иностранец, желающий приобрести землю или усадьбу в России. Принятие присяги предполагало добровольное вступление на службу государю. Такой смысл присяги – как инструмента натурализации – сохранялся вплоть до начала XIX века.
Законодательство Российской империи XIX века уже различало русских подданных и иностранцев: последние имели значительные ограничения, в частности, в экономических правах из-за наличия иностранного подданства. Однако даже принятие присяги на верность российскому государю для них не означало того, что такое подданство иностранного государства трансформируется в подданство России. Даже после принятия присяги и натурализации они все равно не считались «полноценными» подданными, такими, как русские в результате рождения. Хотя и имели ряд привилегий в результате. Стоит отметить, что в те времена существовало несколько категорий подданных, среди которых были как природные, то есть по рождению, уроженцы Финляндии, инородцы и ряд других категорий.
Полноценное же уравнивание подданных в правах произошло лишь в середине 60-х годов XIX века. Подданство в дореволюционной России начинало приобретать уже некоторые характеристики гражданства. Так, несмотря на декларируемую верность государю как единому источнику власти, нравственный долг каждого русского человека заключался в пособничестве благосостоянию в первую очередь государства. После же падения монархического строя в России появился институт гражданства, хоть по своей сути он существенно отличался от современного понимания.
Сложно полноценно ответить, в каких странах подданство смогло сохраниться в том понимании, в котором оно зародилось. Дело в том, что многие монархические страны до сих пор употребляют его по отношению к своим гражданам, однако закладывают в него смысл гражданства, то есть связи с государством, а не с главой государства, что юридически неверно.
В чем сходство и в чем отличие понятий «гражданство» и «подданство»
Все вышесказанное позволяет нам конкретно сформулировать, чем гражданство отличается от подданства и чем эти понятия схожи. Сходство их, безусловно, в том, что оба они являют собой политико-правовую связь физического лица с субъектом верховной власти, определяющим правовое положение этого физического лица в рамках отношений с этим субъектом власти, другими физическими лицами и так далее. Нужно отметить, что в данном контексте многие языки мира обозначают и гражданство, и подданство одним словом, различая их лишь по контексту.
Тем не менее правовая природа и соотношение понятий гражданства и подданства позволяет нам выделить три главных различия:
- во-первых, это субъект, в отношениях с которым определена связь. В случае с подданством речь идет исключительно о правителе, который является единоличным воплощением власти, самодержавия. Гражданство же предусматривает связь с государством, причем в более широком смысле, так как гражданство является в первую очередь инструментом не власти, а гарантии прав;
- во-вторых, это характер связи – дело в том, что отношения подданства – это односторонняя связь, выраженная в верности правителю, преданность своим подданным со стороны монарха, в принципе, не предусматривалась. Граждане же могут рассчитывать на двустороннюю взаимосвязь с государством, в рамках которой на гражданина, ровно как и на государство возлагаются определенные права и обязательства;
- в-третьих, это, конечно же, режим правления – подданство возможно исключительно в странах с монархической формой правления, где источником власти является правитель, король или иной монарх.
Разница между гражданством в том, что последнее является характеристикой демократической страны, хотя возможно его использование и для тоталитарных режимов, и даже для той же монархии, что имеет место сегодня, например, в Саудовской Аравии или Великобритании. В последней, к слову, есть как граждане, так и подданные, которые воспринимаются в более широком смысле далеко за пределами самой страны.
Права и свободы граждан и подданных
Наиболее ярко институты гражданства и подданства отличают права, которые возникают в результате у граждан и подданных соответственно. Так, гражданство как институт демократии является инструментом приобретения широкого спектра равных прав для всех граждан независимо от их социального статуса, материального положения, вероисповедания, национальности или цвета кожи.
Граждане всегда обладают наиболее полным спектром прав, чем кто-либо, ведь государство воспринимает их в качестве наиболее близких к себе субъектов. При этом все права, которые предоставляются гражданам, гарантируются им на территории такого государства.
Что же касается подданства, то в классическом понимании связи с монархом оно вообще каких-либо прав не предусматривало, а заключалось лишь во взятой подданным обязанности оставаться верным государю. Однако по мере развития общества и деления его на классы (что было и в Российской империи) одним из главных критериев такой дифференциации стал комплекс прав: то есть менее привилегированные подданные имели меньше прав, чем более привилегированные. В современном же понимании страны, до сих пор называющие своих граждан «подданными», каких-либо ущемлений по отношению к ним не предусматривают.
Правовой статус личности в России
Нужно понимать, что правовой статус личности в России – куда более широкое понятие, чем статус гражданина. Если под последним понимается лишь связь определенных индивидов, то под правовым статусом личности – совокупность прав и обязанностей во взаимоотношениях с государством для любого лица. Закон различает такие понятия, как «личность» и «гражданин», воспринимая последнее в куда более узком смысле. Так, личностью может быть не только гражданин, но и иностранец или апатрид. Для этих категорий государство может предусматривать как общие метрики, так и частные особенности статуса.
Большинство гарантированных всем физическим лицам личных прав и свобод закреплены Конституцией. Среди них фигурирует право на жизнь, свободу, здоровье, защиту частной собственности и так далее. Вместе с такими гарантиями на каждую личность возлагаются определенные обязанности: соблюдать Конституцию и законы, права третьих лиц, платить налоги и так далее. Все это составляет основу правового статуса личности в России.
Как вступить в российское гражданство
Как мы уже сказали, единственный очевидный вариант получения гражданства для иностранцев – это натурализация (прохождение процедуры приема).
В общих случаях, когда иностранец не претендует на какие-либо льготы, согласно статье 13 Закона о гражданстве РФ, от него потребуется:
- прожить на основании вида на жительство в России на протяжении 5-летнего срока (прожив до этого еще 1 год на основании РВП);
- соблюдать Конституцию и законы РФ;
- иметь законный источник получения доходов;
- отказаться от своего прошлого гражданства или инициировать процедуру отказа;
- подтвердить знание русского языка на должном уровне.
При соответствии указанным критериям, иностранец или апатрид вправе ходатайствовать о предоставлении ему статуса «гражданин России». Его заявление будет рассматриваться в течение года и при отсутствии оснований для отказа кандидат получит положительный ответ.
Но если иностранец или апатрид относится к одной из льготных категорий, оговоренных в статье 14 Закона о гражданстве РФ, срок ожидания, как и количество критериев (в том числе и о пятилетнем сроке проживания по ВНЖ), можно сократить.
Упрощенным порядком приема в российское гражданство могут воспользоваться:
- носители русского языка;
- апатриды, имевшие гражданство СССР;
- супруги граждан РФ;
- дети граждан РФ, проживающих в Федерации (хотя бы один родитель);
- нетрудоспособные родители дееспособных граждан РФ от 18 лет и старше;
- родители-одиночки детей – граждан РФ, в том числе если дети являются недееспособными;
- высоквалифицированные специалисты, индивидуальные предприниматели, инвесторы (при определенных сроках трудовой деятельности в РФ, размерах уплаченных налогов/сборов, уставного капитала);
- те, кто получил профессиональное образование в РФ после 1 июля 2002 года и имеет трудовой стаж работы на ее территории не менее 3 лет.
Подытоживая все вышесказанное, можем выделить несколько очевидных отличий граждан от подданных. Во-первых, граждане верны государству, а подданные – монарху. Во-вторых, государство взаимно хранит верность своим гражданам, всячески покровительствуя им, чего нельзя сказать о традиционных отношениях между монархом и их подданным. В-третьих, подданство банально уже изжило себя, так как любое демократическое государство признает в качестве единственного источника власти своих граждан, а не правителя.
И даже, – тут герцог слегка понизил голос, – если господин возжелает жену своего подданного… «…оный подданный обязан доставить её господину, – раздался позади голос Горгарда Первого. – Если же подданный женится, в ночь свадьбы невеста навещает господина в его спальне.
Но если Иван подданный одной страны, а Петр — другой, то эта запись, не составляя части богатства человечества, может составить часть богатства страны, коей подданным состоит Иван.
Он-то и был как раз настоящим подданным, ведь настоящий подданный только и существует для того, чтобы им управляли, а это, собственно говоря, и составляло основное занятие господина Пиджакера.
Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным.
И так слился и стал одно-едино с подвластным повелитель, что нам всем теперь видится всеобщая беда – государь ли позабудет своего подданного и отрешится от него, или подданный позабудет своего государя и от него отрешится.
Любой его подданный мог оказаться в далеком родстве с ним; поэтому время от времени он казнил то одного, то другого, но это его вовсе не успокаивало: нельзя же быть королем без подданных, как же тут изведешь всех?
Так, если подданный одной из этих стран совершит в открытом море враждебное действие по отношению к другому их подданному, будучи нанятым для этой цели каким-нибудь иным государством, то это квалифицируется как пиратство.
Идея Конфуция о «выправлении имен» (пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, подданный — подданным: каждому на веки веков уготовано его место в системе общественных связей) была понятна Цао Чжи, и он считал ее незыблемой.
Хотя весь мир считает, будто в Великобритании каждый подданный ее величества ест овсянку, эти самые подданные очень даже уважают сэндвичи и съедают их в количестве, равном почти двенадцати миллиардам в год.
— юридическая связь между индивидом и государством. В области частного международного права П. определяет личный статут индивида за границею (синоним национальности); в этом смысле П. есть понятие нового времени, так как многие законодательства стоят еще на территориальной точке зрения (домициль). В древнем мире люди различались по племенному происхождению или по принадлежности к городам; в средние века племенное деление (система личных прав) уступило место территориальному началу, причем П. в государственном смысле не имело исключительного характера: члены высших сословий могли быть одновременно вассалами нескольких сюзеренов. В XVIII в. подданство имело еще важное значение в области гражданского права, так как оно гарантировало от применения droit d’aubaine (см. Права иностранцев). В настоящее время благодаря эмансипации иностранцев значение это исчезает, но зато в зависимости от роста требований государства к индивиду растет политическое значение П. В области государственного права П. определяет права и обязанности лица относительно государства. Во французской литературе встречается еще, как отражение взглядов XVIII в., представление о П. как о двустороннем договоре с правами и обязанностями на каждой стороне. В немецкой литературе распространено воззрение, что подданный есть объект государственной власти, но не в с мыслей имущественного объекта, а как субстрат этой власти; все субъективные права являются рефлексом П. (Gerber, Laband). Несомненно, что без подданных нет и государства; П. есть одно из необходимых юридических состояний, в которых находится лицо (как возраст, дееспособность, пол); но из представления о лице как об объекте власти нельзя вывести прав лица относительно этой власти. Другие (Heilborn) видят в П. отношение субъекта к субъекту, причем в одних случаях права всецело на одной стороне, в других — на другой. По-видимому, это воззрение разделяется теми законодательствами, которые (напр. норвежское) различают в своей терминологии «граждан», когда говорят о правах, и «подданных», когда говорят об обязанностях. Определить содержание П., по мнению некоторых (Seydel, Jellineck), совершенно невозможно. П. состоит в сумме притязаний и обязанностей индивида, основанных на законах страны; поэтому П. не имеет постоянного содержания: последнее изменяется с изданием каждого нового закона. Еще менее можно дать такое определение, которое годилось бы для П. во всех государствах.. Другие, наоборот, находят вполне возможным определить содержание П. Так, по Лабанду: 1) П. обязывает повиноваться государственной власти независимо от того, находится ли лицо на государственной территории или за границею; иностранцы же повинуются только пока находятся в стране. Повиновение означает не только пассивное послушание, но и активную деятельность, несение натуральных повинностей (в частности — воинской). 2) П. обязывает к верности, т. е. обязывает ничего не предпринимать во вред государству, иностранца можно также преследовать за действия во вред государству, но не за измену. П. создает, с другой стороны, права: 1) государственная власть обязана оказывать своим подданным защиту и вне государственной территории; 2) подданный имеет право находиться на территории своего государства; последнее обязано терпеть его, не вправе изгнать, не вправе требовать, чтобы другое государство терпело его у себя, обязано принять, когда другое государство возвращает его нищего или бродягу. Изгнание подданных как наказание встречается теперь только в немногих законодательствах. Выдача собственных подданных другому государству невозможна; исключение встречается в униях (Швеция и Норвегии) и в союзных государствах (баварца, напр., можно выдать Пруссии). В итоге, следовательно, подданный имеет право на пребывание в пределах государства и на защиту вне его. Все прочие притязания или нехарактерны для подданных, так как доступны и иностранцам, или возможны не во всяком государстве, а только на известных стадиях государственной жизни. Так, на защиту внутри страны, на обращение к судам и администрации имеет право и иностранец. Так назыв. основные права — свобода совести и слова, неприкосновенность жилища — не составляют субъективных прав, потому что им не соответствует какой — либо объект; эти лишь нормы деятельности государственной власти, одинаковые и относительно иностранцев. Политические права, т. е. участие в государственном управлении, доступны только подданным, но они не вытекают из существа государства, а характеризуют только конституционное государство. П. есть обыкновенно отношение к одному только государству; но в сложных государствах отношение усложняется. В Соед. Шт. Сев. Америки индивид — прежде всего гражданин федерации, а отсюда уже вытекает его П. тому из штатов, где он имеет местожительство. В Швейцарии, напротив, на первом плане стоит гражданство в кантоне; федеральное П. является уже производным. Поэтому в Соедин. Штатах Сев. Америки при натурализации лицо становится гражданином союза, а в Швейцарии — гражданином кантона. Аналогично с Швейцарией, в Германии индивид — прежде всего подданный одного из государств, входящих в состав империи, и лишь в силу этого подданный самой империи; только жители имперских земель — Эльзаса-Лотарингии и колоний — стоят в непосредственном П. империи; можно менять П. одного государства на другое, не переставая быть подданным империи, причем в отличие от иностранцев, которые могут просить о натурализации, перемена П. в пределах империи составляет право каждого подданного отдельного государства; можно быть даже одновременно подданным в нескольких государствах Германии. По имперской конституции, все подданные отдельных государств, входящих в состав империи, должны рассматриваться в других ее государствах как туземцы, т. е. ни одно государство Германии не вправе издавать законов во вред подданным других государств Германии.
П. приобретается, во-1-х, рождением. Понятно, что лицо, рожденное в стране от подданного, становится также подданным; но для лиц, рожденных за границей, вопрос осложняется. За исключением Дании, 10 южно-американских республик и С.-Доминго, все законодательства признают, что дети, родившиеся от подданных за границею, приобретают П. своих родителей. Больше разнообразия в нормах о П. детей, родившихся в стране от иностранцев: законодательства группируются вокруг принципов кровного (ius sauguinis, П. родителей) и территориального (ius soll, П. места рождения). 1) Кровное начало применяется безусловно в Германии, Австрии, Венгрии, Норвегии, Швейцарии, Румынии, Сербии и Гаити; дети иностранцев, родившиеся в одной из этих стран, остаются иностранцами и не пользуются никакими преимуществами при натурализации. 2) Территориальное начало действует, т. е. дети иностранцев становятся в силу своего рождения в стране ее подданными, в 10 южно-американских республиках, в Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе, Никарагуа, С.-Доминго, в Оранжевой республике, в Дании (если остаются жить здесь), в Голландии (дети неизвестных родителей), во Франции и Швеции (дети иностранцев, которые сами родились в стране), в Монако (дети иностранцев в четвертом поколении), в Соед. Штатах Сев. Америки (если родители имеют здесь оседлость и не пользуются экстерриториальностью). 3) В Бельгии, Франции, Италии, России, Испании, Люксембурге, Монако, Турции, Греции и вне Европы — в Коста-Рике, Японии, Персии и Конго родившиеся в стране от иностранцев могут в течение года по совершеннолетии вступить в П. места рождения, т. е. кровное начало ослаблено здесь облегчением натурализации. 4) При известных условиях рождение от иностранца не препятствует включению в число подданных страны, но только дает право в течение года по совершеннолетии принять П. родителей (во Франции, Италии, Голландии, Люксембурге, Португалии, Швеции, Монако, Болгарии, в Сальвадоре, Мексике и Конго). В Великобритании по common law действовало территориальное начало; теперь оно смягчено в том отношении, что против родины родителей оно не действует. В Соед. Штатах Сев. Америки ius soll не применяется к лицу, которое эмигрировало вместе с родителями. В споре о преимуществах принципов ius soll и ius sanguinis указывают на то, что при безусловном применении кровного начала получается много поколений, живущих в стране, но изъятых от тягостей в пользу своего фактического отечества и могущих претендовать на защиту со стороны иностранных держав. Поэтому целесообразно комбинирование обоих начал, как во Франции, где второе поколение, родившееся в стране, вводится в разряд подданных. Вместо избрания П. в год после совершеннолетия некоторые признают более целесообразным, чтобы отец в течение 6 месяцев после рождения определял П. ребенка (Бар). П. приобретается, во-2-х, легитимацией. В странах, где личный статут определяется П., легитимация обсуждается по законам страны отца, а не места вступления в брак; при коллизии законов отца и законов ребенка (напр. француз признает своего незаконнорожденного от русской ребенка) должен решать закон отца. У нас, по разъяснению сената, иностранец может узаконить, т. е. сделать русского подданного (по матери) подданным своей страны. П. приобретается, в-3-х, замужеством; за немногими исключениями (Эквадор, если жена осталась жить в стране) жена приобретает подданство мужа и не утрачивает его во вдовстве. П. приобретается, в-4-х, натурализацией (см.). По современным законодательствам П. не закрепощает индивида, и выход из П. вообще свободен; только русское законодательство требует высочайшего разрешения на выход из П., без чего он составляет преступление. Однако, признавая право индивида на перемену подданства, законодательства должны заботиться, чтобы, во-1-х, не было лиц бесподданных, и во-2-х, лиц с двойным П. I) Ввиду требований, предъявляемых государством к своим подданным, наличность в среде населения лиц бесподданных (Heimatlose) является совершенной аномалией: они пользуются преимуществами подданных (их нельзя изгнать) и не несут повинностей (в особенности — воинский). Эта категория лиц образуется вследствие несогласованности законодательств, так как по некоторым допускается простое увольнение из П., без справки о том, приобретено ли П. в другой стране. Напр. француз, вступивший в иностранную военную службу, может быть исключен из франц. П., не делаясь в то же время подданным другой страны. Против умножения класса бесподданных принимаются законодательные меры; напр. швейцарский закон 1850 г. распределяет бесподданных по кантонам и включает их в общины; в Бельгии 1870 г. и в Румынии 1876 г. бесподданных принудили к воинской повинности, но в подданные не зачислили. В Румынии, по статистике 1894 г., их было 248470 чел.; преимущественно это евреи, совмещающие в себе все условия для признания их румынскими подданными, но не допускаемые к натурализации; в 1897 г. проектировалось прекратить привлечение их к воинской повинности и заменить ее денежным сбором. Правильным путем для устранения аномалии было бы согласование законодательств на том, что всякий, кто не может доказать своего П., считается подданным того государства, где он живет, и что увольнение из П. возможно не раньше, чем обеспечено вступление в новое П. 2) Двойное П. также представляет аномалию, потому что требования, предъявляемые государством к своим подданным, часто не допускают совместительства П. (верность, воинская служба). Появление лиц с двойным П. возможно, между прочим, при параллельном действии кровного и территориального начал; напр. лицо, родившееся в России от датчан, будет считаться по нашим законам датским подданным, а по датским законам — русским подданным. Для устранения этой аномалии необходимо, чтобы по всем законодательствам вступление в новое П. обусловливалось представлением увольнительного свидетельства от прежнего государства или же чтобы со вступлением в чужое П. само собою прекращалось старое (франц. законодательство).
П. прекращается, во-1-х, увольнением по просьбе. В Германии, напр., в увольнении из государственного П. не может быть отказано, если проситель приобрел уже П. в другом германском государстве, увольнение из имперского П. не допускается, если лицо обязано воинскою повинностью; в мирное время отказать в увольнении можно только по этой причине. Просителю выдается увольнительное свидетельство, и П. утрачивается с момента выдачи этого свидетельства; в течение 6 месяцев нужно или приобрести местожительство в другом германском государстве, или эмигрировать из империи, иначе свидетельство теряет силу. Германский порядок неудобен тем, что не препятствует возникновению бесподданства. П. утрачивается, во-2-х, по определению правительственной власти — в случае отказа вернуться из-за границы к отбыванию воинской повинности, оставить иностранную государственную службу и т. п. В-3-х, по некоторым законодательствам П. прекращается в случае продолжительного пребывания за границей без имматрикуляции в консульстве (10 лет — по германскому, норвежскому, венгерскому, голландскому, шведскому закон.); однако, если лицо не вступило в чужое П., оно может во всякое время вновь приобрести утраченное П. В-4-х, путем легитимации выходят из П. незаконные дети, если отец иностранец. В-5-х, из П. путем замужества выходят женщины; иногда от иностранца, желающего вступить в брак с подданною, требуется удостоверение, что его отечество примет его жену и детей; русский православный допускается в Германии к заключению брака с германскою подданною только с дозволения русского правительства. В-6-х, в случае уступки территории одним государством другому жители естественно из одного подданства переходят в другое. Но практика международных договоров выработала обычай предоставлять жителям право оптировать за старое П., причем предполагается, что оптирующий никогда не выходил из П. уступающего государства и потому не может быть преследуем за проступки против нового государства. Так, по Франкфуртскому договору 1871 г. лицам, родившимся в Эльзасе и Лотарингии и там находившимся во время заключения мира, предоставлено было до 1 октября 1872 г. оптировать за французское П. и переселиться во Францию, не утрачивая прав на недвижимость. По договору 1890 г. Германии с Англией об уступке Гельголанда уроженцам острова до 1 янв. 1892 г. позволено было оптировать за британское П. В-7-х, в небольшом числе законодательств П. утрачивается изгнанием (Болгария, Португалия) или по судебному приговору, как мера наказания самостоятельная или сопутствующая другому позорящему наказанию (Португалия, Перу, Чили, Аргентина) вследствие злостного банкротства (в последних трех и в Парагвае), принятия монашества или работорговли (Перу). Ср. Bar. «Theorie u. Praxis des internationalen Privatrechts» (1889, I, стр. 164—281); Weiss, «Trait é théorique et pratique de droit international privé» (I, 1892; De la Nationalité); v. Martitz, «D. Recht der Staatsangehörigkeit» («Hirth’s Annaleu», 1875); Gercer, «Grundzüge eines Systems des deutschen Staatsrechts» (1869); Jellineck, «System der subjektiven Rechte» (1892); Heilborn, «System des Völkerrechts» (1896): Laband, «D. Staatsrecht d. Deutschen Reichs» (I, 1895); Cahn, «D. Reichsgesetz über die Erwerbung u. den Verlust der Reichs-und Staatsangehörigkeit» (1896); Коркунов, «Укоренение иностранцев и прекращение подданствам («Журн. Мин. юстиции» 1895, № 10).
M. Брун.
Определение термина подданство
Согласно теории права, подданство – это связь правителя страны и индивида, которая подразумевает обязанности и ответственность с обеих сторон.
Впервые это понятие возникло в монархических странах, где подданство – это связь с монархом.
Только в России слова «подданство» и «гражданство» имеют разное значение. В англоязычных государствах они обозначаются одним термином в словарях. Смысл его меняется в зависимости от контекста.
Что требуется, чтобы быть подданным той или иной страны? Рассмотрим на примере Российской империи.
- Право рождения. Если оба родителя были подданными, то и их ребенок автоматически это наследовал. Даже если он рождался за границей, все равно оставался подданным Российской империи.
- Вступление в брак. Если иностранка выходила замуж за подданного России, то она также получала этот статус. Причем не нужно было приносить присягу. При разводе этот статус сохранялся.
- Любой иностранец мог стать гражданином России. Для этого нужно было принять присягу. А также в дальнейшем существовало правило – прожить на российской земле не менее 5 лет.
Выйти из подданства можно было только по повелению императора.
Во многих зарубежных странах, где есть подданство, эти правила сохранились. Чтобы получить его, нужно принять присягу либо вступить в брак с представителем данной страны. Также преимущества, которые есть у подданного, появляются при сроке проживания от 5 до 10 лет.
В каких странах используется термин?
Во многих иностранных государствах термин подданство носит условный характер. Например, в Великобритании и Японии подданство и гражданство – равнозначны.
В государствах Арабского Востока и в Африке термин «подданство» имеет прямое значение. Подданный обязан быть лично верен монарху, нарушение обязанностей сурово наказывается.
В современном мире под данным термином во многом подразумеваются члены королевских семей, например, в Великобритании, Дании.
В Монако определение «подданный» – любой человек, получивший данный статус в этом государстве.
Большинство населения в других странах составляют граждане.
Гражданство и подданство: в чем разница?
Самое главное различие этих двух понятий в типах государств, где они используются. Гражданин принадлежит к демократическому государству, а подданный – монархическому.
Гражданин принадлежит стране. У него есть права, но есть и обязанности.
В чем еще отличие гражданства от подданства?
Первое понятие подразумевает быть верным монарху, не получая ничего взамен. Кроме того, в монархическом государстве подданные не могут властвовать в своей стране, тогда как сограждане – один из органов власти в государстве.
Правовой статус
Статус гражданина наделяет его правами и привилегиями, записанными в Конституции. К таким правам относятся: право на жизнь, на защиту государством его чести и достоинства, на неприкосновенность имущества.
Достоинство личности защищается государственным законом.
Обязанности гражданина как лица государства: платить налоги, защита Родины.
Со своей стороны государство обеспечивает человека всеми правами и свободами, которые записаны в Законах. Подданные же при монархии имеют низкий правовой статус. Они не могут участвовать в политической жизни страны, участвовать в забастовках. Они имеют больше обязанностей, чем прав. Гражданство и подданство — соотношение понятий заключается в следующем: у подданного меньше прав, чем у гражданина.
Права и обязанности
Права гражданина Российской Федерации следующие:
- право на жизнь, свободу, признание достоинства;
- право на неприкосновенность жилища;
- свобода вероисповедания, мыслей и убеждений;
- свобода слова,
- на доступ к ресурсам;
- охрану здоровья и медицинскую помощь;
- на образование;
- социальное обеспечение и так далее.
Обязанности гражданина в демократическом государстве:
- уважать права и свободы других лиц;
- платить налоги и сборы;
- заботиться о своих родственниках;
- охранять окружающую среду;
- сохранять историческое культурное наследие России и так далее.
Рассмотрим права подданных на примере государства Монако. Эти льготы предоставляются после 10 лет проживания в Монако.
- Отсутствие подоходного налога.
- Льготы в сфере бизнеса.
- Возможность посетить около 160 стран без визы, а также проживать и трудиться в любой из стран Европы.
- Бесплатное образование в лучших европейских учреждениях.
В Японии Конституция придает большое значение равноправию граждан. У подданных или иначе граждан есть права на равенство перед законом, недопустима дискриминация, рабство, принудительный труд, провозглашается равноправие полов, ликвидируются дворянские титулы.
Какие еще права есть у японских подданных? Право на труд, право на образование в соответствии со своими способностями, свободу научной деятельности. А также жизнь, свободу совести, неприкосновенность личности и жилища и так далее.
Как видите, гражданство и подданство – разные определения. Они имеют разные оттенки в разных государствах. Каждый статус имеет ряд преимуществ и в то же время ограничений, как и типы правления, к которым они относятся.
Мистер Додо, Журналист-реалист 6 статей на сайте О, я Додо, для всех Додо и для Вас, дорогой читатель, Додо, просто Додо.
Конституционно-правовой статус
физических лиц
Основные статусы
Гражданство
Подданство
Множественное гражданство
Иностранное гражданство
Лицо без гражданства
Постоянное проживание
Временное проживание
Временное пребывание
Дополнительные статусы
Беженец
Лицо, ищущее убежища
Нелегальный мигрант
Трудящийся-мигрант
Сопутствующие понятия
Натурализация
Депортация
Иммиграция
Гастарбайтер
Разрешение на работу
Миграционное право
Нелегальная миграция
Визовый режим
По́дданство — политико-правовая односторонняя связь физического лица и монарха.
Для науки российского права характерно разделение (сложившееся в результате особенностей языка) понятий «гражданство» и «подданство». Подданство ранее было характерно для большинства государств с монархической формой правления. В настоящее время в подавляющем большинстве монархий в результате проведённой политики ограничения монархии и демократизации общества институт гражданства целиком заменил собой институт подданства. Если, как отмечалось, под подданством понимается связь физического лица с монархом (и, соответственно институтами короны), то под гражданством понимается более широкая связь непосредственно с государством, а не его главой.
В прочих языках указанные термины могут обозначаться одним словом. Так, под английским «citizenship» в зависимости от контекста может пониматься как гражданство, так и подданство. Вместе с тем иностранные языки могут обладать специфическим разделением видов гражданства, отсутствующим в русском языке: например, английское «citizenship» (в большинстве случаев более узкое понятие) и «nationality» (как правило, более широкое понятие). При этом разделение понятий на широкое и узкое не универсально и может объясняться историко-политическими особенностями развития той или иной страны (например, гражданин Великобритании (то есть непосредственно Соединённного Королевства, коронных владений и заморских территорий) — «British citizen», под категорию «British nationals» попадают лица, входящие в категорию «British citizen», граждане государств Содружества и британские подданные; в то же время для широкого термина «гражданство Европейского союза» применяется термин «citizenship»).
- 1 Британские подданные
- 2 Подданство Российской империи
- 3 См. также
- 4 Литература
Британские подданные
Британскими подданными (British subjects) в соответствии с Актом о гражданстве 1981 года признаются определённые категории лиц, не являющихся ни гражданами Великобритании, ни гражданами Содружества.
В англоязычных странах принято разделять понятия «citizenship» и «nationality», то есть просто гражданство и гражданство в более широком смысле. Исторически понятие «citizenship» означало связь с определённой местностью, а «nationality» в целом с государством. В настоящее время для нужд британского права британскими гражданами в узком смысле (British citizens) признаются физические лица, имеющие связь непосредственно с Великобританией, то есть лица, населяющие Великобританию, Норманские острова и остров Мэн, а также британские заморские территории (до 2002 года их население было гражданами Британских заморских территорий, после указанной даты большинство приобрело статус британских граждан, хотя в ряде случаев статус граждан британских заморских территорий сохранился, к примеру, у граждан британской заморской территории Военная база Акротири и Декелия на Кипре). Указанные категории лиц вне зависимости от того проживают ли они на территории Евросоюза (непосредственно Великобритания, а также заморская территория Гибралтар) либо вне его пределов (Нормандские острова, остров Мэн, британские заморские территории, кроме Гибралтара) являются гражданами Евросоюза. Что касается британских граждан в широком смысле (British nationals), то ими признаются как указанные категории лиц (британские граждане в узком смысле), так и граждане британских заморских территорий, а также граждане государств-членов Содружества, граждане Ирландии, находящиеся на службе в государственных органах, учреждениях, организациях Великобритании.
Подданство Российской империи
Российское право до XVIII века не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является российским подданным и кто — иностранцем.
В представлении русских людей быть подданным значило быть православным, а стать подданным означало креститься в православную веру.
Натурализация российскому праву той эпохи была неизвестна. Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство».
«Вполне очевидно, что, при таких условиях, — указывал В. М. Гессен, — господство в Московской Руси территориального начала (juris soli) при определении подданства фактом рождения является, по самому существу своему, невозможным. Дети, рождённые на территории московского государства от иноземцев, остаются иноземцами до тех пор, пока они остаются иноверцами. Место рождения никакого значения не имеет».
Указ Петра I 1721 г. предусматривал возможность приобретения иностранцами поместий и вотчин не в результате крещения, а путём принесения присяги на «вечное подданство Российскому Государю». Впервые присяга на подданство как способ натурализации получает правовое закрепление в манифесте 1721 г., призывавшем пленных шведов к вступлению в русское подданство. Вступление в подданство должно было быть добровольным, причём вступающий должен был показать, «чем он честно пропитать себя чает». В тексте присяги не было прямого указания на вечный характер подданства. Однако уже сенатский указ от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть и никуда… за границу не отъезжать и в чужестранную службу не вступать». Текст этот оставался неизменным и в последующих указах: от 8 марта 1762 г. и 6 июля 1793 г. В соответствии с указами от 12 декабря 1796 г. и 18 апреля 1801 г. присягающий, не называя себя рабом, обещал тем не менее «верным, добрым, послушным и вечно подданным с моею фамилией быть». Текст этот перешёл, в конечном счете, и в Свод законов.
Этим же указом были впервые признаны допустимыми смешанные браки также при условии вступления иностранца в вечное подданство России. Это условие было подтверждено указом от 26 августа 1833 г.
Истории русского права известен только один акт, признающий за рождением на русской территории определённое влияние на подданство. Так, согласно ст. 61 главы I Регламента об управлении Адмиралтейства и Верфи от 5 апреля 1722 г. «кто из иностранцев и их детей пожелают учиться в Адмиралтействе какого мастерства, те должны прежде присягу учинить в вечное фазальство, а без того их не принимать. Иноземцы считаются те, которые приехали из иных государств и вступили в службу. А которые породились в России и приняли службу, те, яко россияне, почтены имеют быть». Этот текст полностью воспроизводит и Регламент об управлении Адмиралтейств и Флотов от 24 августа 1765 г. Текст этих документов свидетельствует о том, что не само по себе рождение в России, а поступление иностранца на государственную службу влекло за собой приобретение российского подданства.
Как способ натурализации, значение присяги на подданство в XIX в. изменилось. «С прекращением колонизаторской деятельности русского правительства, — указывал В. М. Гессен, — разрывается та связь, какая в предшествующую эпоху существует между присягой на подданство и водворением. С этого времени присяга на подданство становится для иностранцев средством освобождения от тех правоограничений, которые устанавливаются для них в интересах коренного населения. В частности, со времени издания Манифеста 1 января 1807 г., воспрещающего иностранцам, не присягнувшим на вечное подданство, вступление в гильдии, — натурализация, то есть присяга на подданство, становится для иностранцев единственным средством приобретения в России торговых прав, присвоенных гильдейскому купечеству. Само правительство на вступление в подданство смотрит как на особую форму вступления в гильдии; в официальных законодательных актах «вечно подданные иностранцы» так и называются «иностранцами, присягнувшими вступать в гильдии».
Закон 27 мая 1807 г. устанавливал довольно сложный порядок принесения присяги. Согласно этому закону иностранцы, желавшие вступить в гильдии, если они находились в столице, должны были явиться в Министерство коммерции и подать объявление о желании вступить в вечное подданство. Министерство после изучения сведений о поведении и занятиях иностранцев представляло Сенату заключение о допущении их к присяге, которая приносилась в Губернском правлении. В других местностях упомянутые обязанности Министерства возлагались на губернаторов, которые были обязаны представить свои заключения Сенату. Таким образом, принятие в подданство законом 1807 г. ставилось под контроль Правительствующего Сената.
Законом от 6 февраля 1826 г. этот порядок был существенно упрощен. Отныне приведение к присяге всех иностранцев, желающих вступить в гильдии, мещанство или в цех, осуществлялось распоряжением Губернских правлений после получения у них необходимых сведений об их поведении. Причём привидение к присяге должно было осуществляться в присутствии представителя Губернских правлений. Впоследствии губернатору было предоставлено право разрешать иностранцам принятие присяги в полиции, в городской думе или ином ближайшем присутственном месте.
Предоставление права принятия в подданство иностранцев Губернским правлениям означало, что государство не считало необходимым осуществление централизованного руководства и надзора делом натурализации иностранцев. Практически каждый «неопороченный по суду» иностранец имел право на вступление в русское подданство.
Это объяснялось отчасти тем, что, рассматривая натурализацию как способ приобретения определённых, преимущественно служебных и торговых прав, законодательство вплоть до 1864 г. не считало натурализованного иностранца действительным подданным, таким же подданным, как подданный по рождению. В результате между подданством, приобретаемым натурализацией, и прирождённым подданством существовало коренное и принципиальное различие: натурализованный иностранец оставался иностранцем, хотя и привилегированным. Как таковой, он обладал правами, которых был лишён прирождённый подданный, и был лишён тех прав, которыми обладал подданный прирождённый.
Действительное уравнение натурализованных иностранцев в правах с прирождёнными подданными было осуществлено законом от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства».
Российское законодательство различало несколько разрядов подданных, пользующихся различными правами: природные подданные, инородцы и финляндские уроженцы. В свою очередь, природные подданные и финляндские уроженцы подразделялись на сословные группы.
См. также
- Гражданство
- Двоеданство
- Авокатории
Литература
- О. Е. Кутафин Российское гражданство. — Юрист, 2004.

Фидуциарный договор • Свободы • Групповые права • Естественные и юридические права • Негативные и позитивные права • Суверенитет • Универсальность • Универсальная юрисдикция
и политические
Право на смерть (англ.) • Право на личную неприкосновенность • Свобода • Свобода передвижения • Свобода от рабства • Личность • Морфологическая свобода • Право на оружие • Равенство перед законом • Право на лечение • Свобода от произвольного ареста и задержания • Свобода от пыток и жестокого обращения • Право на судебную защиту • Право на юридическую помощь • Презумпция невиновности • Политическое убежище • Подданство • Свобода от изгнания • Неприкосновенность частной жизни • Свобода совести • Свобода вероисповедания • Свобода слова (свобода информации) • Свобода собраний • Свобода ассоциаций • Право на протест • Право голоса • Брачный союз • Семейная жизнь • Права меньшинств (англ.) • Право на жизнь • Политическая свобода
Планирование семьи • Сексуальное здоровье • Искусственный аборт • Свобода от насильственного обрезания женских половых органов
Гражданское население • Комбатант • Свобода от геноцида · Плен
Международное право прав человека • Международные институты и организации по правам человека