Понятие субъектов административного права
В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.
Субъект административного права — это физическое лицо или организация, обладающая правами и обязанностями в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Иными словами субъектами можно называть физические лица и организации, обладающие правосубъектностью.
Виды субъектов. Индивидуальные и коллективные субъекты:
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).
Коллективные субъекты — различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.
Государственные организации — это органы исполнительной власти государственного управления, предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.д.).
Негосударственные организации — это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения. Вышесказанное позволяет выделить разновидности субъектов:
-Граждане.
-Иностранцы.
-Лица без гражданства.
-Президент РФ.
-Президенты субъектов РФ.
-Федеральные органы исполнительной власти.
-Органы исполнительной власти субъектов РФ.
-Федеральные государственные служащие.
-Муниципальные служащие.
-Государственные предприятия, учреждения, организации.
-Негосударственные предприятия, учреждения.
-Органы местного самоуправления.
-Муниципальные предприятия, учреждения.
-Общественные организации, объединения.
-Религиозные объединения.
-Совместные и иностранные учреждения, предприятия, организации.
Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды.
Административно-правовая норма – это установленное государством правило поведения, призванное регулировать общественные управленческие отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе реализации исполнительной власти.
Черты :
· направлены на обеспечение публичных интересов, укреплению законности и дисциплины
· несут организующее начало в хаос общественной жизни
· односторонность властного воздействия, юридическое неравенство сторон, принудительность
· регулируют отношения, прежде всего в сфере ИВ
· их цель обеспечение — функционирования системы ИВ
· закрепляют правила поведения всех участников управленческих отношений. Меры должного и возможного поведения участников
· огромное количество этих норм, не поддающееся учёту и кодификации
· в основном, устанавливаются ИВ, а не законодательной
· имеют собственный арсенал средств принуждения
· широко регулируют отношения других отраслей права (ФП, ЗП, ТП и др.)
· особенности их структуры : в них , как правило, отсутствует гипотеза, а в некоторых отсутствует санкция (отсылочная норма).
Виды :
По содержанию :регулятивные ; охранительные
По форме предписания : императивные, диспозитивные
По юридической направленности:
· Материальные – закрепляют права, обязанности и ответственности субъектов АП
· Процессуальные – устанавливают механизм реализации материальной нормы, её правила, порядок, процедуру.
По юридическому содержанию:
· Обязывающие – предписание на определённое действие
· Запрещающие – требование к воздержанию от определённого действия
· Разрешительные – возможность выбора между определёнными действиеми
· Уполномочивающие – предоставляют уполномоченному органу государственно-властные полномочия
· Стимулирующие – их реализация которых связанна с материальным или моральным поощрением
· Рекомендательные – предлагают адресату тот или иной вариант поведения
По адресату нормы : нормы для ОИВ ; МСУ ; гос. служащих ; должностных лиц ; общественных организаций ; предприятий и учреждений ; некоммерческих организаций ; граждан
По масштабам действия : федеральные ; региональные ; территориальные ; местные
По объёму регулирования : общие ; межотраслевые ; отраслевые ; внутриотраслевые
По времени действия : срочные ; бессрочные
По способу реализации : соблюдение, исполнение, использование, применение
Структура АП норм : всё как обычно : гипотеза, диспозиция, санкция. Как правило, нет гипотезы.
Содержание
Понятие субъекта административного права
Вопросу о составе субъектов административного права в административно-правовой литературе уделяется традиционно много внимания. Практически каждый учебник и учебное пособие содержит специальный раздел, освещающий проблемы правового статуса различных субъектов административного права. Однако следует иметь в виду, что теоретическая часть приводимого материала, как правило, невелика, в то время как основное содержание составляет подробное изложение основных норм административного права, закрепляющих правовой статус этих субъектов.
Понятие субъекта права достаточно полно разработано в теории права. Субъект административного права — это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм. Субъект административного права — это участник, активный или пассивный, процесса государственного управления, наделенный в связи с этим комплексом прав и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус.
Как и в любой другой отрасли права, субъект административного права — это человек (физическое лицо) или коллектив (организация), которые наделены специфическим статусом, превращающим человека или коллектив людей в гражданина (иностранного гражданина, лицо без гражданства), организацию, объединение и орган исполнительной власти.
В литературе зачастую предпринимаются попытки детализировать перечень субъектов административного права, за счет анализа различных административно-правовых статусов. Так, например, что в качестве специального субъекта выделяют гражданина или орган исполнительной власти. Однако нужно иметь в виду, что понятие «гражданин» — это лишь набор прав и обязанностей, отражающий взаимоотношения физического лица с государством в том случае, если он отвечает требованиям, необходимым для соответствия этому статусу. Одно и то же физическое лицо может быть в разные периоды своей жизни и иностранным гражданином, и лицом без гражданства, и, наконец, российским гражданином. При этом он не на минуту не перестает быть субъектом административного права.
Точно так же дело обстоит и с таким субъектом административного права, как юридическое лицо. Термин «юридическое лицо» введен и описан нормами гражданского права, в силу чего его отвергают многие административисты. Однако и «физическое лицо» — это тоже термин, нашедший свое определение именно в рамках отрасли гражданского права. Тем не менее, по нашему мнению, и тот и другой термины имеют универсальное значение и предназначены для правовой идентификации индивидуальных и коллективных субъектов права. Как изначальные базовые характеристики они чрезвычайно удачно отражают сущность явлений.
Таким образом, юридическое лицо — это группа индивидов, приобретшая определенный гражданско-правовой статус. Как субъект административного права юридическое лицо также является носителем разнообразных административно-правовых статусов, многие из которых, кстати, совпадают с гражданско-правовыми. Так, в административном праве в качестве субъектов фигурируют некоммерческие организации (учреждения, фонды, партии, общественные объединения и т.п.). В этой связи представляется, что статус некоммерческой организации (учреждения) имеет двойственную природу: и как статус гражданско-правовой, и как статус административно-правовой.
В то же время существуют и специфические субъекты административного права, среди которых особо выделяются различного рода органы государственной власти, которые участвуют в государственном управлении и наделены специфическими правомочиями управленческого характера. «Орган исполнительной власти» — это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица.
Из вышесказанного следует, что ключевым вопросом в вопросе о субъектах административного права, является проблема их правового статуса. Для методологических целей в несложной системе субъектов необходимо выделить несколько наиболее ключевых групп субъектов, описав которые мы сможем представить себе наиболее характерные административно-правовые статусы, которые свойственны субъектам административного права.
Однако для начала необходимо разобраться, что такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации — это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права. Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности.
Административно-правовой статус, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.
По нашему глубокому убеждению, у субъектов административного права нет единого общего административно-правового статуса. Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного права также изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса. Например, правоспособность юридического лица как лицензиата возникает с момента получения лицензии и прекращается, как правило, с истечением срока ее действия. Правоспособность этого же юридического лица в качестве налогоплательщика возникает с момента регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и прекращается с ликвидацией.
Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:
- управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
- наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления;
- юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
- реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;
- обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане;
- юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке.
Однако, думается, что даже невооруженным взглядом видно, что указанные признаки, действительно, являются наиболее специфичными в системе административного права, но отнюдь не свойственны правоспособности всех субъектов административного права.
То же самое можно сказать и в отношении дееспособности (включая деликтоспособность) субъекта административного права. Его способность, в частности, нести административную ответственность — это, пожалуй, единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения.
В отличие от трудового права, где вариантов правового статуса не так уж и много (субъект выступает либо в качестве работника, либо в качестве работодателя, хотя имеются и другие правовые статусы: бригадир, профсоюз и т.д.) и где, следовательно, субъекты исследуются в контексте всех возможных статусов, свойственных этим субъектам, административное право предлагает множество административно-правовых статусов, простое перечисление которых займет немало времени и печатного пространства. Многие из них являются многоуровневыми, предполагающими наличие первичных административно-правовых статусов. В частности, не вызывает сомнений, что физическое лицо первоначально для целей административного права — это либо гражданин России, либо иностранец, либо лицо без гражданства. Такого рода первичный статус имеет принципиальное значение для большинства административно-правовых отношений, в которые вступает физическое лицо.
Так, государственным гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, т.е. правосубъектность физического лица как государственного служащего связана с наличием у него административно-правового же статуса гражданина. В свою очередь, военнослужащий (офицер) является государственным служащим в силу закона, следовательно, офицер наделен одновременно, как минимум, тремя административно-правовыми статусами: гражданин, государственный служащий, военнослужащий.
Другой пример. Возьмем обычный государственный университет. У этого субъекта административного права одновременно присутствует статус некоммерческой организации в форме учреждения, статус бюджетной организации (бюджетополучателя) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, статус образовательного учреждения в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», статус учреждения высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», статус налогоплательщика в соответствии с Налоговым кодексом РФ и т.д. Тем не менее в самой своей основе вуз — это юридическое лицо, т.е. коллективный субъект права, отвечающий определенным признакам юридической обособленности.
Таким образом, мы видим, что административно-правовой статус — это не нечто стабильное и обобщающее, что присуще всем без изъятия субъектам административного права, это то, что определяет место конкретного субъекта в системе конкретных административно-правовых отношений, отражает совокупность прав и обязанностей субъекта административного права, выступающего в конкретном качестве.
Виды субъектов административного права
Вопрос о классификации субъектов административного права имеет скорее прикладное значение, поскольку ответ на него помогает определить представительный состав потенциальных участников административных правоотношений, без претензии на какую-либо его обязательность или однозначность. Авторы многочисленных учебников и учебных пособий по административному праву предлагают разнообразные классификации субъектов административного права. Приведем наиболее типичные.
В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин и З.А. Багишаев разделяют субъектов административного права на две группы: физические лица и организации (в основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса (одно лицо и коллектив лиц), так и в наборе, комплексе полномочий субъектов). Физические лица, в свою очередь, подразделяются авторами на четыре вида, за основу выделения которых приняты связь лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица:
- личность;
- гражданин;
- иностранный гражданин;
- лицо без гражданства.
Организации как субъекты административного права также разделены на виды и группы:
- государственные (выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством): органы государства, государственные предприятия и учреждения;
- негосударственные (не выполняют государственных задач и функций, не финансируются государством и им не управляются): общественные объединения граждан (профсоюзы, спортивные организации и другие), кооперативные объединения, объединения по другим интересам и т.д.
Ю.А. Старилов предлагает аналогичную классификацию субъектов. В ней субъекты подразделяются, прежде всего, на индивидуальные и коллективные субъекты административного права. Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также государственный служащий или должностное лицо. Коллективные субъекты административного права понимаются автором как группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными). Организация — это совокупность людей, обладающая следующими признаками: осуществление деятельности в соответствии с установленными задачами; определение цели и задач организации; наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений); соответствующие процедуры (правила) деятельности; формирование структуры (образуемые подразделения); нормативное установление компетенции и полномочий соответствующих должностных лиц (служащих, сотрудников). Все организации также подразделяются автором на государственные и негосударственные, при этом к числу первых относятся государственные органы.
Однако в литературе встречаются внешне схожие с вышеприведенными, но отличные в принципе классификации субъектов административного права. Так, Д.Н. Бахрах, подразделяя субъектов административного права и административного правоотношения на индивидуальных и коллективных, мотивирует это неадекватностью термина гражданин для определения состава индивидуальных субъектов (что вполне закономерно), а также тем, что помимо организаций в административных правоотношениях участвуют также трудовые коллективы и структурные подразделения юридических лиц. Следовательно, автором чрезвычайно расширен перечень субъектов административного права, что, на наш взгляд, не совсем оправдано. Отмечая для себя то обстоятельство, что ни факультет, ни таможенный пост, ни общественный суд не обладают правоспособностью вообще, поскольку не могут быть юридически идентифицированы в качестве субъектов права, мы, тем не менее, вынуждены признать, что такие, например, коллективные субъекты административного права, как некоторые общественные объединения, приобретают административно-правовой статус независимо от статуса гражданско-правового.
С другой стороны, можно встретить и такую классификацию, которая, как кажется, и вовсе не стремится отразить реальный спектр субъектов административного права. Так, Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский считают, что достаточно в учебных целях объединить субъекты административного права в следующие группы:
- органы государственной власти;
- общественные объединения;
- администрации предприятий и учреждений;
- граждане (физические лица).
Думается, что классификация субъектов, произведенная совсем без классификационного критерия, вряд ли отвечает целям образовательного процесса.
Итак, субъекты административного права — это:
физические лица, наделенные конкретным административно-правовым статусом или их совокупностью (гражданин, государственный служащий, пенсионер, преподаватель и т.п.);
юридические лица, наделенные конкретным административно-правовым статусом (орган исполнительной власти, политическая партия, средство массовой информации и т.п.), и другие коллективные субъекты административного права.
В современном административном законодательстве (или системе источников административного права) все чаще встречается вместо устаревшего «предприятия, учреждения и организации» более корректное с точки зрения юридической техники «юридические лица». Такую трансформацию законодательной терминологии следует рассматривать как положительную тенденцию в рамках правовой системы России, поскольку нормативно-правовой акт должен отличатся четкостью формулировок, а в целом хорошо организованная система права характеризуется единством понятийного аппарата. И нет ничего особенного в том, что термины «юридическое лицо», «физическое лицо» имеют гражданско-правовые истоки. Частное право всегда идет в авангарде правовой системы, поскольку на него возложена нелегкая задача регулирования самых простых и важных — бытовых — взаимоотношений между людьми. Административное право должно подхватить установившуюся терминологию и использовать ее с пользой для системы отрасли и всей системы права страны.
В дальнейшем в настоящей главе мы будем рассматривать не субъектов административного права, а наиболее характерные для административного права правовые статусы его субъектов.
Среди статусов физических лиц наибольший интерес представляют статусы гражданина Российской Федерации и лица без гражданства, поскольку они лишены режимной организации в рамках административного права и, следовательно, не могут быть проанализированы в рамках особенной части настоящего курса. Среди статусов юридических лиц и других коллективных субъектов административного права — статусы:
а) в отношении государственных органов и организаций, наделенных властными полномочиями в сфере государственного управления:
- органов исполнительной власти, а именно: Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, региональных органов исполнительной власти);
- органов и организаций, наделенных отдельными властными полномочиями в сфере государственного управления (местных исполнительных органов, выполняющих государственные функции; некоторых организаций);
б) в отношении негосударственных коллективных субъектов:
- коммерческих организаций;
- некоммерческих организаций (общественных объединений, благотворительных организаций, религиозных организаций);
- средств массовой информации;
- налогоплательщиков;
- бюджетных организаций;
- некоторые другие.
Особое место в системе административно-правовых статусов занимает статус Президента РФ, который, являясь физическим лицом, одновременно выступает в качестве органа государства, причем стоящего несколько в стороне от всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации. О нем речь пойдет в одном ряду со статусами органов исполнительной власти.
Следует четко отдавать себе отчет в том, что перечень указанных статусов ни в коем случае не является исчерпывающим. Существует множество совмещаемых и пересекающихся административно-правовых статусов, которые невозможно привести к единому классификационному знаменателю. Лишь последовательное изучение сформированных в рамках административного права административно-правовых режимов позволит оценить многообразие статусных сочетаний. Именно поэтому указанные статусы не нужно воспринимать как виды или группы субъектов административного права, хотя в конкретный момент времени определенная группа субъектов, безусловно, является бюджетными учреждениями, благотворительными организациями и прочее.
План:
- Понятие и классификация
- Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
- Коллективные субъекты
- Индивидуальные субъекты
- Ф.З. «Об основах гос. службы»
- Ф.З. «Об общественных объединениях»
- У.П. «О структуре Федеральных органов исполнительной власти»
- У.П. «О системе федеральных оргаов исполнительной власти»
Понятие и классификация
Субъект – это физические или юридические лица, способные вступать в правоотношения.
Субъект административного права – это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.
Признаки субъектов:
- вступают в правоотношения в сфере гос. управления
- отношения между ними урегулированы нормами административного права
- субъектами могут быть как физические, так и юридические лица
- не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права
Административная правоспособность – это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.
Административная дееспособность — это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.
Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.
Субъекты административного права:
- Индивидуальные
- Граждане
- Граждане РФ
- Иностранцы
- Лица без гражданства
- Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом
- должностные лица
- военнослужащие
- беженцы
- вынужденные переселенцы
- инвалиды
- Коллективные
- Организации
- Предприятия
- Учреждение
- Структурные подразделения этих организаций
- Трудовые коллективы
Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
1. Полномочия на формирование Федеральных органов исполнительной власти
- выдвижение на должность премьера
- указы и распоряжения обязательные для Правительства
- является Верховным главнокомандующим
2. в экономической сфере
3. в социально – культурной сфере
4. в административно – политической сфере
Президент – глава государства, но фактически он глава и исполнительной власти.
Коллективные субъекты
1. Органы исполнительной власти
Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)
Признаки органа исполнительной власти:
- исполнительно – распорядительный характер деятельности
- подзаконный характер деятельности
- повседневный характер деятельности
Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 — х сферах.
Органы исполнительной власти:
- Федеральные органы исполнительной власти
Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)
Законодательные полномочия:
— право законодательной инициативы
— издание подзаконных н.п.а.
— одобрение проекта закона
- Органы исполнительной власти субъектов
— Правительства
— Администрации
- Территориальные органы исполнительной власти
С точки зрения особенностей административно-правового статуса имеет смысл говорить о двух классификациях субъектов административных правоотношений.
Первая классификация опирается на особенности формирования и выражения воли участника правоотношения. Эта классификация предполагает разделение на индивидуальные и коллективные субъекты. К индивидуальным субъектам относятся физические лица, участвующие в административных правоотношениях в различном качестве – граждан, в том числе иностранцев, государственных служащих и должностных лиц. К коллективным субъектам относятся государственные органы, иные государственные организации, некоммерческие и коммерческие юридические лица. Правомочия коллективных субъектов на практике реализуются действиями физических лиц, так как любое коллективное образование относится к числу юридических фикций. Нормами административного права могут не устанавливаться правомочия конкретных лиц, но фиксироваться правомочия всего коллективного субъекта (например, государственного органа). Это означает, что действия органа могут быть представлены только действиями его руководителя. Если же нормативным актом непосредственно установлено, кто имеет право действовать в конкретных правоотношениях от имени коллективного субъекта, тем самым уполномочивая иных лиц (напр., протокол об административном правонарушении от имени органа исполнительной власти может быть составлен должностным лицом, наделенным контрольными и надзорными полномочиями). Вопрос о возможности внутреннего распределения функций и передача права представлять коллективный субъект руководителем какому-нибудь работнику этого органа или организации остается, как правило, неурегулированным.
Вторая классификация предполагает разделение по критерию того, какой интерес отстаивает субъект в административных правоотношениях. Все субъекты делятся на лиц, действующих в административных правоотношениях от имени государства (напр., государственные органы) и действующих в частных интересах (напр., юридические лица). Выше уже указывалось (см. § 2), что правовой режим для этих категорий участников административных правоотношений различен. Лица, действующие от имени государства, связаны публичными интересами, которыми они не могут распоряжаться по своему усмотрению, отстаивая этот интерес, они требуют соответствующего поведения от частных лиц, и наделяются для этого, как правило, определенными принудительными полномочиями.
Совершенно очевидно, что картина была бы неполной, если бы не было указано на взаимосвязь первой и второй классификации. Они предполагают возможность совместного, перекрестного использования. Среди действующих от имени государства, как и среди частных лиц, можно обнаружить индивидуальных и коллективных субъектов. Наглядно эта взаимосвязь может быть продемонстрирована с помощью таблицы:
действующие от имени государства | частные лица | |
Индивидуальные | должностные лица, государственные служащие | граждане РФ, иностранцы |
Коллективные | государственные органы, государственные учреждения | общественные объединения, коммерческие и некоммерческие юридические лица |
quest3Административно-правовой статус индивидуальных частных лиц складывается из таких элементов как административные права, обязанности, гарантии обеспечения прав и осуществления обязанностей, и гражданство. Гражданство является тем составляющим административного правового статуса, посредством которого определяется разновидность и объем административных прав и обязанностей индивидуальных частных лиц административного права.
Наиболее широким по своему содержанию административно-правовым статусом по сравнению с иными индивидуальными частными лицами обладают граждане. Граждане наделены широким перечнем основных — конституционных — прав и обязанностей, а также производными от них отраслевыми административными правами и обязанностями.
quest4В перечне основных прав, определяющих возможности участия граждан в административных отношениях, следует отметить право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства; право на равный доступ к государственной службе; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право на судебную защиту; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Указанные и некоторые другие основные права получили конкретизацию в административном законодательстве и стали фундаментом для развития других административных правовых возможностей граждан.
Посредством установления обязанностей граждан определяются пределы их дозволенного поведения и задаются направления общественно-полезной деятельности. В перечне основных обязанностей граждан, имеющих особое значение для публичного управления, следует отметить обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; обязанность платить законно установленные налоги и сборы; обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; обязанность нести военную службу и некоторые другие. Указанные обязанности также как и основные права граждан получают свое развитие в текущем административном законодательстве, например, обязанность соблюдать установленные административные правила, не совершать административных правонарушений и т.д.
Реализация прав граждан в административных отношениях обеспечивается юридическими (материальными и процессуальными) и организационными гарантиями (самостоятельная судебная система, административная защита, создание специализированных органов защиты прав граждан, например, Уполномоченный по правам человека, и т.д.).
По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Однако следует отметить, что в области публичного управления правовые возможности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также обязанности значительно урезаны. Например, они не имеют права на доступ к государственной, муниципальной службе, не обладают правом на беспрепятственный въезд на территорию России, не обязаны нести воинскую службу и т.д.
quest5Основные права и обязанности граждан принадлежат и коллективным частным субъектам, если по своей природе они могут быть их носителями. Так, и граждане и коллективные частные лица обладают правом на частную собственность, на судебную защиту, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц и др.
Отдельные права граждан и коллективных частных лиц имеют близкое содержательное значение. Например, граждане имеют право на защиту своей чести и доброго имени, а коллективные частные лица обладают правом на защиту своей деловой репутации.
Вместе с тем коллективные частные лица в силу своей природы не могут быть носителями таких прав, как право на свободу передвижения, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе и пр.
Точно также обстоит дело и с основными обязанностями коллективных частных лиц. Так, указанные лица также как и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В тоже время коллективные частные субъекты по своей природе не могут быть носителями воинской обязанности, защищать Отечество и т.д. В целом можно отметить, что административные права и обязанности коллективных частных лиц обладают экономическим содержанием.
Что касается гарантий обеспечения прав коллективных частных лиц и исполнения ими своих обязанностей, то и здесь тоже существует своя специфика. Так, судебная защита прав коллективных частных лиц дополняется специализированной системой арбитражных судов, а исполнение ими своих обязанностей обеспечивается особыми мерами административного принуждения (административное приостановление деятельности, отзыв лицензии и пр.).
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 3554 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствии с законодательством обязано защищать права и свободы граждан, а в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.
Субъекты административного права могут рассматривать дела и о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в предпринимательской, налоговой, финансовой, таможенной, бюджетной сферах, в строительстве, в сфере общественного порядка и т.д.
Существует и другая классификация субъектов административного права — индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относят: граждан России, иностранцев и лиц без гражданства; государственных служащих или должностных лиц. Коллективными субъектами административного права считаются группы людей, объединенные в различные организационно-правовые формы, которые позволяют им действовать во внешних правоотношениях самостоятельно от своего имени. При этом законодательство возлагает на них определенные обязанности (например, нести юридическую ответственность за свои неправомерные действия).
Субъект административного права выступает в качестве одной из сторон публичной управленческой деятельности и является участником управленческих отношений. В рамках этих отношений он наделяется официальными правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения.
11.Административно–правовой статус гражданина РФ
Административно-правовой статус гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Элементами административно-правового статуса граждан являются:
административная правоспособность — предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;
административная дееспособность — реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста — обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте — право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста — возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.);
права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными — для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими — для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).
Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.). Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими. Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.). В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т.д.). В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).
Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.
Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.
Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.
12.Особенности административно–правового статуса иностранных граждан в РФ
Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и так далее, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
По своему объему и конкретному содержанию административная право субъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.
Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.
Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т.д.
Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата (не желательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т.д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного взыскания — выдворение за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.
Кроме дипломатов, не подведомственных российской юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по российским законам, а территория посольств экстерриториальна и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия российского законодательства и подлежат ответственности по российским законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться в административном порядке в случаях совершения правонарушений, граничащих с преступлениями.
Административно-правовой статус иностранцев достаточно полно урегулирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства четко регламентируется в главе IV Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 3825 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов