Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Понятия и основные признаки права

27.06.2020 by admin

1. Сознательно-волевой характер. Право — проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Поэтому право может быть разным по содержанию: выражать доминирующую волю классов, социальных групп либо социальный компромисс на началах справедливости и разума.

2. Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и т. д.

Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права — произвол и беззаконие.

3. Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы — заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство в отличие от них придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, т. е. облекая в официальные формы выражения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах.

4. Обеспеченность государством. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: общеобязательность, стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становится частью существующего.

5. Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное право, состоящее из социально — правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное ,право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства.

Принципы права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, для отдельных его отраслей и крупных правовых институтов. Рассмотрим основные из них:

1. Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

2. Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

3. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

4. Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую, силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

5. Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.

Функции права.

— это основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяющие дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

2. Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору и т. д.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).

Содержание

  • 2.1 Определение понятия права
  • 2.1 Основные признаки права:
  • Общая характеристика права
    • Готовые работы на аналогичную тему
  • Признаки права
  • Социальное назначение как особый признак права

2.1 Определение понятия права

Право – один из видов регуляторов общественных отношений, система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

По мере развития общества у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений

Идеи и основные положения естественного права нашли своё отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции Российской Федерации предусмотрено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17 ч.2). Это значит, что они не даруются и не устанавливаются свыше, а возникают и существуют в силу естественных ни от кого не зависящих причин. Право всегда выражает и закрепляет, прежде всего, волю и интересы стоящих у власти социальных классов, слоев, групп, прослоек. Оно всегда конкретно и реально.

В юридической литературе, отечественной и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен.

2.1 Основные признаки права:

· Системность и упорядоченность;

· Нормативность;

· Императивный, чаще — государственно-волевой, властный характер;

· Общеобязательность, общедоступность;

· Формальная определенность;

· Проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам;

· Обладание регулятивным характером;

· Всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

1) Обратим внимание, прежде всего на то, что право — это, прежде всего совокупность, а точнее система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выделенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это — система. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой.

2) Право — это не простая система норм, а система норм, подавляющее большинство которых установлено или санкционировано государством. Создавая нормы права, государство действует через свои уполномоченные на то органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.

3) Право всегда выражает государственную волю, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

4) Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с ней развивается и изменяется, и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

5) Право охраняется и обеспечивается, прежде всего, государством, а в случае нарушений требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам им издаваемым или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и их гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.

Закон— это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

4) он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

— по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);

— по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. п.);

— по характеру (материальные и процессуальные);

— по сроку действия (постоянные законы и временные);

— по сферам действия (общефедеральные и региональные);

— по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — УК РФ, ГК РФ и т. п.);

— по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т. д.) и иные законы.

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного закона РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера).

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и т. п.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписания,

принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

— общефедеральные;

— нормативные акты субъектов Российской Федерации;

— нормативные акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

— нормативные акты неопределенно-длительного действия;

  • временные нормативные акты.

Право- это совокупность исходящих от гос-ва общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности и призванных регулировать поведение людей, в целях стабильного функционирования и развития общества. Признаки права: 1) носит волевой характер,т.к. выражает гос.волю; 2) общеобязательность,т.е. все принимаемые нормы П распр-ся на всех и каждого; 3) нормативность, П состоит из общ. правил поведения, рег-х значит. Круг общ. отношений; 4) связь с государством, П принимается, применяется и обеспечивается гос. властью; 5)формальная определенность, нормы П имеют внешне выраженную письменную форму; 6) системность, П представляет собой внутр. согл-ый, упорядоченный орг-зм, где юрид. предписания взаимосвяз., распол. опред. иерархич. образом, груп-ся по отраслям и институтам. Формы П(способ выражения гос. воли, юрид. правила поведения): 1) НПА ,2) прав. обычай 3) юр.прецедент, 4) норм. договор. Выражение идеи справедливости и свободы в праве.

Право выражает идеи справедливости и свободы. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу

Справедливость и свобода — извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество.

Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека — его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе.

Свобода — неотъемлемое свойство человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих возможностей. Истории известны законы, ограничивающие свободу, например, законы, разрешающие рабство. «Однако последние,—по словам Гегеля,— являются лишь позитивными законами и правами, и притом такими, которые противны разуму и абсолютному праву»

Волевой характер права

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономи- ческими и духовными, а также национальными, религиозными, демо-1 графическими, природными и другими условиями его жизни. I

Через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания. Стремясь к смягчению и преодолению существующих противоречий, компромиссу между различными социальными слоями, государство учитывает и корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной.

Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля – право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли.

Только когда воля -«выражена как закон, установленный властью»2, она становится государственной.

Специфические внешние формы выражения права

В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (нормативные предписания, институты, отрасли). Под внешней – объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Формы внешнего выражения права имеют богатую историю от казуистических предписаний, зафиксированных на камне, коже или бересте, до современных, логически выверенных и грамматически точных системных правовых актов, отраженных на электронных носителях правовой информации. Именно из них люди черпали и черпают необходимые сведения о содержании права.

Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуют следующие признаки: а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непосредственно населением путем референдума; б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их; в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством; г) имеет вид письменного документа с уста- новленной структурой и необходимыми атрибутами; д) носит легитимный характер.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРАВА — признак права, означающий, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью. Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным. Право с этой точки зрения есть совокупность правовых норм, закрепляемая в законе или признаваемая иным способом государством. Государство издает или закрепляет в законе нормы поведения либо санкционирует их, удостоверяя их своим авторитетом и силой и обеспечивая тем самым реализуемость права, в т.ч. средствами принудительного воздействия. «Близость» права к государству — это то, что отличает его от морали, корпоративных норм и иных социальных регуляторов.

Общая характеристика права

Вопрос о том, что в конечном итоге представляет собой право, занимает умы ученых-юристов на протяжении тысячелетий. Более того, на современном этапе также не выработаны единообразные понятие и признаки права, существует множество теорий и концепций правопонимания, в большей или меньшей степени одобряемые научных сообществом. В этой связи сохраняется необходимость как можно более глубокого анализа и исследования вопроса о признаках права, совокупность которых, в результате, дает представление о сущности права в целом.

Одной из превалирующей в современной научной литературе посвященной исследованию вопросов юриспруденции выступает точка зрения о следующем определении права:

Определение 1

Право – это предопределяемая природой человека и общества система регулирования возникающих и существующих общественных отношений, которую отличает ряд, присущих только данной системе признаков.

Из приведенного определения может быть, прежде всего, сделан вывод о системном характере права и существовании ряда уникальных для права признаков, которые будут рассмотрены ниже.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Признаки права 410 руб.
  • Реферат Признаки права 250 руб.
  • Контрольная работа Признаки права 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Признаки права

Как было отмечено выше, существующие в правовой доктрине попытки определения действительного содержания права чаще всего проводится через рассмотрение тех признаков, существование которых делает право универсальным регулятором общественных отношений. Соответствующий подход представляется верным, поскольку позволяет осуществлять максимально широкое рассмотрение различных аспектов права, как системного явления.

Переходя к рассмотрению признаков права необходимо отметить то, что в литературе, в зависимости от концепций и подходов правопонимания, разделяемых соответствующими авторами существует множество трактовок видов признаков права, в данной статье будут приведены основные из них и признаваемые большинством современных исследователей.

Итак, характеризуя право представляется целесообразным выделение следующих его признаков:

  1. Нормативность. Содержательно право представлено совокупностью установленных государством абстрактных общеобязательных правил поведения – юридических норм, действие которых рассчитано на неопределенный круг лиц и многократное применение;
  2. Системность. Как было отмечено в самом начале статьи, в юридической науке общепризнанным считается тезис о том, что право представляет собой определенную систему, то есть упорядоченную, согласованную внутри, организованную по различным уровням совокупность норм, обеспечивающих на основе выделения единых принципов детальную регламентацию тех общественных отношений, которые поддаются и нуждаются в соответствующем упорядочении;
  3. Регулятивность. В правовой доктрине также однозначным является тезис о том, что право выступает именно регулятором общественных отношений, поскольку предоставляет субъектам права абстрактные образцы их собственного поведения, устанавливает требования, которые могут быть предъявлены к иным участникам отношений, формулирует образцы возможных вариаций организации отношений между людьми и организациями. Таким образом, право как бы направляет деятельность субъектов в русло единообразного и законного осуществления субъективных прав и исполнения юридических обязанностей;
  4. Общеобязательность. Санкционируясь государством, правовые предписания становятся обязательными для соблюдения всеми участниками общественных отношений под угрозой применения юридической ответственности, виды которой различаются в зависимости от степени общественной опасности и характера совершенного деяния;
  5. Обеспеченность государством. Выделение данного признака обусловлено тем, что на всем протяжении «жизни» правовой нормы ее сопровождает деятельность компетентных органов государственной власти, выступающих от его имени и в интересах граждан. Так, правотворчество является прерогативой законодательных органов государственной власти (реже – органов исполнительной власти, применительно к подзаконным нормативно-правовым актам), в дальнейшем, реальное воплощение абстрактных нормативных предписаний реализуется при помощи системы государственных и муниципальных органов власти и управления, в том случае, когда возникает ситуация спора или нарушения правовой нормы, разрешение сложившейся ситуации относится к компетенции создаваемых в особом порядке юрисдиционных органов государственной власти, прежде всего – органов судебной системы РФ. Наконец, прекращение действия юридической нормы, по общему правилу, отнесено в сферу компетенции того органа, которым соответствующая норма была принята первоначально.
  6. Формальная определенность – юридическая норма должна быть выражена вовне и зафиксирована в актуальном источнике правового регулирования строго определенным образом, поскольку, в силу абстрактности правовых норм, любое изменение формы выражения изменяет действительный смысл и правовой содержание юридического предписания.

Социальное назначение как особый признак права

Социальное назначение права – это та роль, которую играет соответствующая система в жизни государства и общества. В современных условиях социальное назначение права может быть определено следующим образом: Социальное назначение права – будучи регулятором общественных отношений, система права призвана упорядочить отношения между людьми в самых разнообразных сферах общественной жизни.

Социальное назначение права ярче всего проявляется в тех функциях, которые реализуются рассматриваемой системой:

Определение 2

Функции права – основные стороны и направления воздействия права на отношения между членами общества, в процессе реализации которых выражается сущность и социальное назначение права.

Схематично, с точки зрения социально-юридического аспекта, собственно-юридические функции права могут подразделяться следующим образом:

интернет-биржа студенческих работ»>
Рисунок 1. Функции права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Post navigation

Previous Post:

Продовольственная безопасность России

Next Post:

Александр Михайлов жена

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes