Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Порядок прекращения юридического лица

23.08.2020 by admin

Содержание

  • Ликвидация в процедуре банкротства
    • Ликвидируем АО и ООО – добровольное прекращение деятельности
    • Как происходит добровольная ликвидация предприятия
  • Введение

Ликвидация в процедуре банкротства

В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основной признак банкротства — неспособность предприятия выполнить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей, которые в совокупности составляют не менее чем 300 тыс. руб.

По истечении трех месяцев кредиторы имеют право обратиться в арбитражный суд для признания предприятия-должника банкротом.

Предпосылки наступления банкротства могут быть внутренними и внешними.

Внутренние факторы — это ошибки руководства или персонала:

  • некомпетентность руководства;
  • ухудшение качества продукции;
  • снижение спроса на продукцию;
  • высокая себестоимость продукции;
  • низкая рентабельность продукции;
  • длительный цикл производства;
  • наращивание долгов и т. д.

Внешние факторы возникают вне предприятия и обычно находятся вне сферы его влияния:

  • инфляция;
  • изменение банковских процентных ставок и условий кредитования;
  • изменение налоговых ставок и таможенных пошлин;
  • изменения законодательства и т. д.

На основании заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом (может подать и сам должник) проводятся процедуры банкротства:

1. Наблюдение.

Основные задачи — сохранить имущество и проанализировать финансовое состояние должника.

Эту процедуру проводит арбитражный управляющий.

Работа арбитражного управляющего не заменяет работу руководства предприятия — оно продолжает руководить финансово-хозяйственной деятельностью, но уже под контролем временного управляющего, согласовывая с ним все сделки.

Основная задача временного управляющего — поиск источников для восстановления платежеспособности должника.

На основании отчета временного управляющего о проделанной работе арбитражный суд может вынести заключение о признании должника банкротом с дальнейшей процедурой ликвидации или перейти к другим процедурам, которые могут позволить восстановить платежеспособность должника.

2. Финансовое оздоровление.

Цель — восстановить платежеспособность и погасить задолженность в соответствии с утвержденным графиком. Эту процедуру называют еще реабилитационной, так как она способствует сохранению должника.

На данном этапе важно определить источники финансирования и сроки, в течение которых предполагается восстановить платежеспособность.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает решение:

  • о прекращении производства по делу о банкротстве, если нет непогашенной задолженности;
  • о введении внешнего управления, если есть вероятность восстановления платежеспособности;
  • о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для прекращения производства по делу о банкротстве или введения процедуры внешнего управления.

3. Процедура внешнего управления (реабилитационная процедура, направленная на восстановление платежеспособности).

Платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, неисполненных более чем три месяца.

Задача внешнего управления — найти возможность рассчитаться или реструктурировать обязательства, исполнение которых уже просрочено.

В рамках внешнего управления арбитражным судом назначается внешний управляющий, полномочия руководителя предприятия-должника прекращаются, управление предприятием переходит в руки временного управляющего.

Если процедура не принесла положительного результата, выносится ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

4. Конкурсное производство.

Применяется к должнику, признанному банкротом, ее конечный результат — ликвидация предприятия-должника.

Ликвидация происходит путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Процедура вводится сроком на один год, но может быть еще продлена на шесть месяцев.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов путем продажи активов.

Сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежат обязательному опубликованию в официальном издании, определенном правительством Российской Федерации.

Конкурсный управляющий обязан:

  • привлечь независимого оценщика для оценки имущества;
  • уведомить работников о предстоящем увольнении;
  • проанализировать финансовое состояние;
  • сформировать конкурсную массу (имущество).

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия-должника.

Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение о прекращении судебных споров и взаимных уступках.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Антикризисное управление

Для корректного антикризисного управления и формирования его стратегии необходимо проводить анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Цель такого анализа — установить степень краткосрочной и долгосрочной платежеспособности.

Финансовая устойчивость организации характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции на основе роста прибыли.

Платежеспособность характеризует возможности организации своевременно расплачиваться по своим обязательствам.

Основные источники информации для проведения анализа вероятности банкротства любого предприятия — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности).

Система показателей, используемая для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости организации на основании Методологических рекомендаций по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных Госкомстатом России 28.11.2002:

1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:

К1 = (Заемные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1400 ф. 1 + стр. 1500 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными. Рекомендуемое значение — меньше или равно 100 %.

2. Коэффициент автономии:

К2 = (Собственные средства / Валюта баланса) x 100 % = (стр. 1300 ф. 1 / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.

Характеризует степень зависимости от внешних источников финансирования. Рекомендуемое значение — 50 %.

3. Коэффициент маневренности:

К3 = (Собственные оборотные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.

Определяет долю собственных средств, вложенную в наиболее маневренные активы. Рекомендуемое значение — 50–60 %.

4. Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными активами:

К4 = (Собственные оборотные средства) / Запасы x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / (стр. 1210 ф. 1 + стр. 1220 ф. 1)) x 100 %.

Рекомендуемое значение — 60 %. Если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов.

5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами:

К5 = (Собственные оборотные средства / Оборотные активы) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1200 ф. 1) x 100 %.

Рекомендуемое значение — 10 %. При значении коэффициента менее 10 % структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным. Более высокое значение показателя (до 50 %) свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия и возможности проводить независимую финансовую политику.

6. Долг к капитализации:

Рост показателя — негативная тенденция, означающая усиление зависимости от внешних факторов.

7. Коэффициент финансовой стабильности:

К7 = (Собственные средства + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1) / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.

Характеризует долю источников финансирования, используемых организацией длительное время. Рекомендуемое значение — 50 %.

8. Коэффициент абсолютной ликвидности:

К8 = (Денежные средства + Финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на конкретную дату. Рекомендуемое значение — 20 %.

9. Коэффициент ликвидности:

Характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет денежных средств и ожидаемых поступлений. Рекомендуемое значение — 80–100 %.

10. Коэффициент текущей ликвидности:

К10 = (Краткосрочные активы / Краткосрочные обязательства) x 100 % = (стр. 1200 ф.1 / стр. 1500 ф.1) x 100 %.

Характеризует, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Рекомендуемое значение — 200 %.

Негативные тенденции — опережающий рост краткосрочных обязательств по сравнению с оборотными активами, снижение ликвидности (реализуемости) активов, снижение чистых активов и оборотного капитала.

Недостаток коэффициентов ликвидности заключается в том, что указанные показатели предполагают, что организация в один момент должна погасить свои долги, т. е. когда начат процесс банкротства. Для нормально функционирующих организаций значение показателей может быть ниже рекомендуемых (например, для организаций с высокой оборачиваемостью активов).

Рассмотрим порядок оценки вероятности банкротства на примере.

Пример

ООО «Альфа» производит автомобили, предоставляет услуги по их ремонту и техническому обслуживанию, а также проводит научно-исследовательскую работу в области методических рекомендаций по ремонту автомобилей и их составных частей, разработке новейших методик в области диагностики их состояния.

Исходные данные для анализа динамики изменения представлены в табл. 1.

Таблица 1. Исходные данные для анализа вероятности банкротства предприятия ООО «Альфа» за 2013–2016 гг.

Показатель

Строка бухгалтерской отчетности

Значение показателя 2013 г., тыс. руб.

Значение показателя 2014 г., тыс. руб.

Значение показателя 2015 г., тыс. руб.

Значение показателя 2016 г., тыс. руб.

Долгосрочные обязательства

1400 ф. 1

Краткосрочные обязательства

1500 ф. 1

12 879

18 959

40 420

46 741

Собственный капитал

1300 ф. 1

12 872

22 142

Валюта баланса

1700 ф. 1

24 642

23 912

53 292

68 883

Внеоборотные активы

1100 ф. 1

Запасы

1210 ф. 1

17 083

16 774

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1220 ф. 1

Оборотные активы

1200 ф. 1

24 537

23 159

46 863

63 179

Денежные средства и денежные эквиваленты

1250 ф. 1

33 215

Финансовые вложения

1170 ф. 1

Дебиторская задолженность

1230 ф. 1

18 167

26 158

29 286

Кредиторская задолженность

1520 ф. 1

12 879

18 959

39 770

42 391

Прибыль до налогообложения

2300 ф. 2

11 759

12 454

Выручка

2110 ф. 2

15 324

37 695

79 420

188 537

Рассчитаем значения показателей финансовой устойчивости и ликвидности для ООО «Альфа» за четыре года (табл. 2).

Таблица 2. Расчет показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия ООО «Альфа» за 2013–2016 гг.

Наименование показателя

Нормативное значение, %

Значение показателя 2013 г., %

Значение показателя 2014 г., %

Значение показателя 2015 г., %

Значение показателя 2016 г., %

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

735,1

644,64

314,01

211,1

Коэффициент автономии

7,11

12,3

24,15

32,14

Коэффициент маневренности

50–60

94,01

74,19

50,05

74,24

Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными активами

27,67

12,75

38,38

2424,48

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами

6,71

9,42

13,75

26,02

Долг к капитализации

Коэффициент финансовой стабильности

7,11

12,3

24,15

32,14

Коэффициент абсолютной ликвидности

3,31

10,36

9,71

71,08

Коэффициент ликвидности

80–100

144,37

31,95

74,43

133,73

Коэффициент текущей ликвидности

190,52

122,15

115,94

135,17

Вывод

Наблюдается положительная тенденция уменьшения соотношения заемных средств к собственным из года в год, что свидетельствует об улучшении финансовой стабильности анализируемого предприятия.

Предприятие зависит от заемного капитала — коэффициент автономии во все рассматриваемые периоды ниже нормативного значения.

Отметим тенденцию увеличения значений показателя, что в целом положительно характеризует финансовую политику предприятия.

Значение коэффициента маневренности во все отчетные периоды превышает нормативное значение.

Значение коэффициента обеспеченности собственными материальными оборотными активами с 2013 по 2015 гг. ниже нормативного значения, что говорит о том, что величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности и собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов. Но в 2016 г. показатель резко возрастает за счет сокращения размера запасов.

Значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными активами в 2013–2014 гг. ниже нормы, что свидетельствует о неудовлетворительной структуре баланса.

Предприятие можно назвать неплатежеспособным, кроме того, низкое значение данного коэффициента говорит о том, что большая часть оборотных активов предприятия сформирована за счет заемных источников.

Но начиная с 2015 г. значение коэффициента становится выше нормативного, что свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия и о возможности проводить независимую финансовую политику.

Значения коэффициента абсолютной ликвидности в 2013–2015 гг. не удовлетворяют нормативному значению, предприятие не могло сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам.

В 2016 г. значения показателя достигли норматива, и можно сделать вывод, что ежедневно подлежали погашению 70 % краткосрочных обязательств ( очень хороший показатель).

Значение коэффициента ликвидности удовлетворяет нормативному только в 2013 и 2016 гг. На 2016 г. предприятие обладает высокой способностью выполнять краткосрочные обязательства за счет быстрореализуемых активов. Значение коэффициента текущей ликвидности не удовлетворяет нормативному ни в один из анализируемых периодов, данный коэффициент показывает превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательства, которое обеспечивает резервный запас для компенсации убытков.

Предприятие обладает достаточной платежеспособностью и способно частично наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Рассмотрим модель диагностики вероятности банкротство Э. Альтмана.

Отметим, что ориентирована она на зарубежные страны, где абсолютно другая налоговая система, другие темпы инфляции и т. д.

В России она применяется в отношении акционерных обществ, акции которых имеют высокую рыночную стоимость.

Итак, пятифакторная модель Э. Альтмана, также называемая индексом кредитоспособности:

Z5 = 0,717К1 + 0,847К2 + 3,107К3 + 0,42К4 + 0,995К5,

Если Z < 1,8 — очень высокая вероятность банкротства,

1,81 < Z < 2,7 — высокая вероятность,

2,71 < Z < 2,99 — возможная вероятность банкротства,

Z > 3,0 — очень низкая вероятность банкротства.

Обратите внимание!

Нормативные значения в этой модели рассчитаны исходя из финансовых условий, сложившихся в США. Следовательно, она не адаптирована для российских условий, поэтому ее применение на практике возможно лишь в качестве дополнительного инструмента оценки кредитоспособности предприятия.

Рассчитаем значения показателей (табл. 3).

Таблица 3. Расчет показателей для пятифакторной модели Э. Альтмана

Как видим, с 2013 по 2015 гг. вероятность банкротства была очень высокой, одна из основных причин — зависимость предприятия от заемных источников финансирования. Но на конец 2016 г. вероятность банкротства ООО «Альфа» низкая.

На конец 2016 г. предприятие находится в достаточно стабильном положении. Но были обнаружены и проблемные зоны, в первую очередь — проблемы с заемным капиталом.

Мы рекомендуем

Чтобы предприятие было платежеспособным, необходимо:

1) сокращать долю заемного капитала;

2) анализировать расходы и составлять графики платежей (наиболее важные — платежи за сырье, материалы и комплектующие изделия, чтобы не останавливать производственный цикл, и расчеты по оплате труда);

3) анализировать причины снижения объема производства и обоснованность общехозяйственных расходов, в том числе расходов на административно-управленческий аппарат;

4) разработать программу улучшения финансового состояния предприятия.

Улучшить финансовое состояние могут реструктуризация отдельных подразделений, контроли расходов и их сокращение, изменение структуры себестоимости продукции, сокращение номенклатуры продукции или смена сегмента, а также улучшение маркетинговой деятельности.

📌 Реклама

Новый университет

Экономика и право 2016. № 9-1 (67)

ISSN 2221-7347

Л.А. Збарацкая*, Б.А. Збарацкий ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Ликвидация юридического лица представляет собой прекращение функционирования юридического лица посредством внесения определенной записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При ликвидации юридического лица происходит утрата гражданской правоспособности .

Выделяют два вида оснований ликвидации юридических лиц: добровольные и принудительные. При добровольной ликвидации юридических лиц сама ликвидация осуществляется посредством положительного решения учредителей организации, при принудительной ликвидации юридических лиц — посредством решения суда. Судебное дело в данном случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Порядок ликвидации юридического лица регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях».

В литературе представлено мнение о том, что Гражданский кодекс РФ в статье 61 устанавливает приблизительный перечень оснований для ликвидации юридических лиц. Принудительная ликвидация юридических лиц возможна, например, при :

— нарушении законодательства при образовании юридических лиц в случае, если данные нарушения являются неустранимыми;

— осуществлении работы без соответствующей лицензии;

— грубых или неоднократных нарушениях законодательства РФ;

— нарушении некоммерческими организациями целей их создания.

С мнением Т.В. Масленниковой трудно согласиться, поскольку при добровольной ликвидации перечень оснований установлен пунктом 2 статьи 61 ГК РФ, при принудительной ликвидации перечень оснований ограничен законом.

Таким образом, принудительная ликвидация юридического лица возможна по решению суда, в частности в случае грубого нарушения закона, допущенного при его создании, если это нарушение носит неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

© Збарацкая Л.А., Збарацкий Б.А., 2016.

*Збарацкая Лариса Анатольевна — к.ю.н., доцент, судья Арбитражного суда Хабаровского края (г. Хабаровск, Россия)

*Збарацкий Богдан Анатольевич — студент 4 курса очного отделения ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» (г. Хабаровск, Россия).

New university

Economics & Law 2016. № 9-1 (67)

ISSN 2221-7347

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ООО «Алия» о ликвидации общества и возложении обязанностей по ликвидации на его учредителя. Управлению Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в удовлетворении исковых требований отказано. При рассмотрении дела судами установлено, что в связи с поступившими в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю жалобами граждан о фактах нарушения ООО «Алия» прав потребителей при выполнении договорных обязательств при изготовлении, поставке и монтаже мебели, постановлениями Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 03.12.2012 г. №1598, от 03.12.2012 г. №1592, от 18.02.2013 г. № 1708, от 17.05.2013 г. № 545 ООО «Алия» признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения и наложения административных штрафов, которые обществом в добровольном порядке не исполнены.

Суд пришёл к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае предусмотренных статьей 61 ГК РФ оснований для ликвидации общества в принудительном порядке, поскольку управление не обосновало неустранимый характер допущенных обществом нарушений, не доказало нарушения прав и законных интересов третьих лиц, а также наступления иных негативных последствий эти нарушений.

В силу пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учётом требований данного Федерального закона и устава общества, а также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Конституционный Суд Российской Федерации изложил правовую позицию в Постановлении от 18.07.2003 г. №14-П, в соответствии с которой отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, статья 61 ГК РФ предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволили арбитражному суду — с учётом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, —

Новый университет

Экономика и право 2016. № 9-1 (67)

ISSN 2221-7347

принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, само по себе нарушение закона не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путём его ликвидации при условии, что допущенные нарушения носят устранимый характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суд пришел к обоснованным выводам о том, что допущенные обществом нарушения не могут быть отнесены к числу грубых нарушений, которые носят неустранимый характер .

В некоторых нормативных актах указываются прочие основания, по которым может произойти принудительная ликвидация юридического лица. В частности, к ним относят нарушение юридическим лицом Федерального закона от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», Приказа Минфина России от 28.08.2014 г. №84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов» и др.

В литературе можно найти мнение, в соответствии с которым банкротство является одним из способов принудительной ликвидации юридического лица.

О.М. Свириденко полагает, что банкротство представляет собой единственный законный способ прекращения деятельности предприятия, которое обладает большим количеством задолженностей и не способное их погасить .

Мнение, высказанное О.М. Свириденко, вызывает интерес, поскольку банкротство и ликвидация сами по себе преследуют одну и ту же цель — прекращение деятельности юридического лица и исключение его из реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основаниями добровольной ликвидации могут послужить, в том числе решение учредителей юридического лица, достижение целей, поставленных при его учреждении, утрата интереса в сфере деятельности юридического лица, убыточная деятельность и так далее.

При добровольной ликвидации юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Главное, чтобы это решение принималось и было оформлено без нарушения законодательства РФ.

Так, ликвидация акционерных обществ возможна при условии, если её одобрят не менее 75% голосов общего собрания акционеров .

После того как решение о ликвидации принято и оформлено надлежащим образом, необходимо уведомить об этом налоговый орган в течение трёх дней. В противном случае в соответствии с частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях последует административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб. К указанному уведомлению необходимо приложить решение о ликвидации. Налоговый орган, получив данные документы, должен внести эти данные в ЕГРЮЛ и выдать соответствующее свидетельство. С данного момента запрещается вносить какие бы то ни было изменения в учредительные документы. Помимо этого, ликвидируемое юридическое лицо не может выступить как учредитель прочих юридических лиц.

Сопоставление добровольной и принудительной ликвидации позволяет выделить критерии их отграничения. В отличие от добровольной ликвидации, при которой уполномоченное лицо отправляет в налоговый орган заявление о ликвидации юридического лица, принудительная ликвидация инициируется судебным решением.

Ликвидация юридических лиц, являясь достаточно громоздкой процедурой, содержит много вопросов и проблем. Так, инспекторы налоговых органов при проведении массовых проверок организаций обнаружили большое число «спящих» организаций, которые были формально зарегистрированы, но фактически не осуществляли деятельность, не имели активов и не

New university

Economics & Law 2016. № 9-1 (67)

ISSN 2221-7347

сдавали отчётность. В имущественном обороте появился новый термин — «пассивная ликвидация» .

Но не только инспекторы налоговых органов стараются избавиться от «спящих» юридических лиц. Учредившие их предприниматели, как правило, тоже стараются расстаться с ними. Юридические лица-однодневки, создаваемые для разовых и незаконных сделок, как правило, закрываются именно таким образом. Все активы организации передаются договорами займа или купли-продажи с отсрочкой платежа иным организациям, а работников увольняют. Далее юридическое лицо «бросают» с непогашенными долгами на балансе. Поэтому учредителям «мёртвых» юридических лиц с большими долгами весьма выгодна «массовая» ликвидация юридических лиц. Ведь организацию «исключат» из ЕГРЮЛ, не создавая ликвидационную комиссию без налоговых проверок, без расчётов с кредиторами по долгам. Следует обратить внимание и на то, что вся процедура проводится государственным органом за счёт государства. Данный способ ликвидации юридических лиц, при всей своей простоте и эффективности, характеризуется серьёзными недостатками. Статья 61 Гражданского кодекса РФ не указывает на возможность ликвидации юридического лица, лишь исключив его из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов. Помимо этого, без решения учредителей прекратить деятельность юридического лица возможно лишь через суд. Поэтому, «мёртвое» юридическое лицо не сможет уйти от своих долгов даже после исключения его из государственного регистра .

К характерным чертам, свойственным исключительно процедуре ликвидации относятся полное и безвозвратное прекращение существования юридического лица, прекращение обязательств ликвидированного юридического лица, кроме тех, которые предусмотрены законодательством, отсутствие любого возможного правопреемства.

Ликвидация юридических лиц — это способ прекращения юридического лица, осуществляемый по решению его учредителей, государственного органа или суда, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, в результате проведения которого юридическое лицо полностью прекращает своё существование.

Список источников

Ламанов М.С. Судебное возрождение ликвидированных организаций // ЭЖ-Юрист. 2012. № 12.

Масленникова Т.В. Некоторые аспекты правовой природы ликвидации юридического лица // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 25.

Архив Арбитражного суда Хабаровского края 2013. Дело № А73-7280/2013.

Бусмакова Э.М. Современные проблемы ликвидации юридического лица // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 6.

Васнецов Л.Т. Проблемы восстановления ликвидированного юридического лица // Закон. 2012. № 8.

Способы прекращения юр лиц:

1)реорганизация, т.е. прекращение юр л с переходом прав и обязанностей др юр.л.

2)ликвидация, т.е. без перехода прав и обязанностей др юр.л.

Основания прекращения юр лиц:

• добровольные — прекращение по решению орг юр лица.

• распорядительные:

по решению учредителей юр л;

по решению компетентного гос орг;

по решению суда.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента гос регистрации его реорганизации или ликвидации.

Виды реорганизации:

• слияние – 2 юр л образуют новое юр л, а сами прекращают свое существование. После регистрации слияние завершено;

• присоединение – в состав первоначального юр л входит новое юр л и прекращает свое существование. Конец процедуры – исключение из реестра второго юр л;

• разделение – первоначальное юр. Л прекращает свое существование. Все права и обязанности переходят вновь созданному;

• выделение – из одного юр л выделяется другое. Первоначальное юр л сохраняет свое существование, но часть своих прав и обязанностей передает вновь созданному юр л. С момента гос регистрации нов юр л будет завершено выделение;

• преобразование – смена организационно-правовой формы юр л. Изменение вида юр л. После принятия решения учредители в 3 дн срок обязаны уведометь регистрирующий орг. Затем сообщение в СМИ (для кредиторов).

Понятие, способы и порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация юр л — т.е. прекращение юр л с переходом прав и обязанностей др юр.л

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей или орг юр л по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда (ст 61 ГК ):

1) по иску гос орг или орг МСУ в случае признания гос регистрации юр л недействительной, в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона;

2) в случае осуществления юр л деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;

3) в случае осуществления юр лицом деятельности, запрещенной законом;

4) в случае систематического осуществления юр л деятельности, противоречащей ее уставным целям.

5) по иску учредителя юр л в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Процедура: Сначала созд ликвидационная комиссия в юр л учредителем. Она сообщает в печать для уведомления кредиторов; затем составление промежуточного ликвидационного баланса (деньги, материальные средства); удовлетворение требований кредиторов в 4 очереди:


1)граждане, перед котор юр л несет ответственность за вред, причененный жизни или здоровью; осуществляется за счет капитализации временных платежей. Если ликвидирутся банки – граждане вкладчики

2)расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда и выплате по результатам интеллектуальной деятельности

3)расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды

4)все оставшиеся кредиторы

После удовлетворения требований всех кредиторов составляется окончательный ликвидационный баланс и имущество либо распределяется между участниками коммерческих организаций, либо направляется на цели, для которых была созд некоммерческая организация. Затем вносится запись о прекращении юр л в единый гос реестр.

Общие положения о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.

Специальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ст. 65 ГК. Юр л по решению суда может быть признано несостоятельным. За исключением

-казенного предприятия,

-учреждения,

-политической партии

-религиозной организации,

Государственная корпорация или компания может быть признана несостоятельной, если это допускается ФЗ, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание юр л банкротом судом влечет его ликвидацию.

  • Главная
  • →

  • Полезная информация
  • →

  • Добровольная ликвидация юридического лица

Процедура добровольного прекращения деятельности юридического лица называется ликвидацией. В отличие от реорганизации с правопреемством путем слияния, присоединения или преобразования, в добровольной ликвидации предприятия правопреемство отсутствует.

Способы / стоимость / сроки

Добровольная ликвидация (официальная)

17500 / 3 мес.

Ликвидация через смену (продажу)

35000 / 1 мес.

Ликвидация через банкротство

250000 / 12 мес.

По желанию учредителей проводится добровольная ликвидация юридического лица. Решает высший орган управления компании или иные структуры, уполномоченные уставом на такие действия. Конкретные причины добровольной ликвидации бывают различными, и участники не обязаны публично заявлять, почему решили ликвидировать общество. Главное в данном случае – соблюдение законодательства РФ, о чем должны позаботиться юристы, сопровождающие процесс.

ДОБРОВОЛЬНАЯ
ЛИКВИДАЦИЯ

официальная
процедура

17 500 р.
Срок: 3 мес.
БАНКРОТСТВО
ликвидация фирм
с долгами

250 000 р.
Срок: 12 мес.
ПРОДАЖА
КОМПАНИИ

смена учредителей
и директора

35 000 р.
Срок: 1 мес.

Ликвидируем АО и ООО – добровольное прекращение деятельности

Большая часть юрлиц в России относится к следующим категориям:

  • общества с ограниченной ответственностью (ООО);
  • акционерные общества (АО) – публичные и непубличные;

В зависимости от соответствующего типа, несколько различается порядок добровольной ликвидации юридического лица. Различия в основном касаются состава персон, ответственных за решение прекратить деятельность. Решение о добровольной ликвидации ООО принимают организаторы, среди них могут быть как другие организации, так и отдельные граждане.

Юридическое лицо принимает решение о ликвидации в добровольном порядке всеми участниками единогласно, о чем прописано в уставе. При постановке вопроса на голосование указывают, почему инициирована добровольная ликвидация фирмы, но от посторонних акционеры вправе скрыть настоящие мотивы. Как правило, это низкая прибыльность или убытки, понесенные инвесторами. Однако, на рынке известие о потере коммерческой привлекательности нередко вызывает падение котировок акций, ущерб для имиджа торговой марки, и прочие отрицательные последствия.

Истинная причина добровольной ликвидации ООО обычно известна лишь узкому кругу личностей. Следует отметить, что ликвидировав компанию, собственники продолжают нести ответственность перед кредиторами, государством и другими заинтересованными сторонами, в соответствии с законом.

Как происходит добровольная ликвидация предприятия

Когда принято решение ликвидировать компанию, необходимо в течение 3-х дней известить об этом налоговую инспекцию. Вообще, нужно соблюдать сроки ликвидации ООО в добровольном порядке, как и АО, в противном случае государственные органы отказываются регистрировать документы. Также за нарушения сроков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Начавшаяся процедура добровольной ликвидации юридического лица является законным препятствием для внесения изменений в устав. Кроме того, ликвидируемое предприятие не имеет права учреждать какие-либо еще субъекты права.

Получив уведомление, официальный регистратор заносит сведения в ЕГРЮЛ, также выдает заявителю свидетельство соответствующего образца. На это законодатели, установившие сроки добровольной ликвидации юридического лица, выделяют 5 рабочих дней.

Зачастую налоговая служба инициирует внеочередную проверку ликвидируемой компании. Ликвидация юридического лица в добровольном порядке вызывает у налоговиков больше подозрений, чем откровенное банкротство. Вероятно, после проверки произойдет доначисление налогов. Также добровольная ликвидация предприятия часто связана с выплатой штрафов и пени. Владельцам следует иметь это в виду, и заранее подготовить денежные средства.

Несколько проще происходит добровольная ликвидация ООО с нулевым балансом, давно не ведущего активную деятельность. Отсутствуют претензии кредиторов, требования по выплате зарплаты, и прочие препятствия для скорейшего закрытия. Добровольная ликвидация организации завершается в кратчайший срок. Это заметно облегчает работу ликвидационной комиссии.

Приблизительно так проходит добровольная ликвидация ООО 2020 года. Аналогичным образом закрывают АО. В другой статье подробнее описана добровольная ликвидация ООО – пошаговая инструкция для ликвидаторов, выполняющих свою трудную задачу.

‘

Введение

Проблема прекращения деятельности юридических лиц актуальна в силу того, что при этом происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права, вследствие чего необходимо решить вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее деятельность юридическое лицо, а также показать и раскрыть виды прекращения юридических лиц, их возможности и состояние, положение, что я и попыталась сделать в данной курсовой работе.

Рассмотрение данной темы считается актуальной, так как проблема прекращения деятельности юридического лица в последние годы стала довольно распространенной, особенно в России.

Объектом исследования в данной работе является прекращаемая деятельность, а предметом – отражение в отчетности информации о прекращении деятельности.

Целью выполнения работы является раскрытие понятие прекращения деятельности предприятием и рассмотрение порядка учета информации о прекращении деятельности в бухгалтерской отчетности предприятия, изучение категории «юридическое лицо».

Исходя из этого, в процессе работы, будут стоять следующие задачи:

1. Раскрыть понятие реорганизации и охарактеризовать процедуру ее проведения;

2. Дать характеристику прекращения деятельности юридическим лицом путем реорганизации;

3. Пояснить организационные этапы учета информации по прекращаемой деятельности;

4. Выяснить порядок отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

Юридические лица – субъекты публичного права могут использовать государственные правомочия (например, издавать административные акты или применять меры принудительного характера). Они находятся под государственным контролем, который возложен на компетентные органы государственного управления.

Существование большинства юридических лиц не ограничено какими-либо временными рамками. Тем не менее в определенных случаях юридические лица могут быть прекращены (по принятой в юридической литературе терминологии говорят о прекращении самого юридического лица, а не его деятельности). Прекращение деятельности юридических лиц может повлечь за собой различные последствия.

1.1. Основания прекращения деятельности юридических лиц.

Основаниями прекращения деятельности юридического лица яв­ляются:

— решение учредителей или органа юридического лица (т. е. в добровольном порядке);

— решение суда (т. е. в принудительном порядке).

Решение учредителей или органа юридического лица о прекращении его деятельности возможно:

— в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

— в связи с достижением цели, для которой было создано юридическое лицо;

— в связи с уменьшением (увеличением) числа членов ниже (выше) предусмотренного законом (для юридических лиц данного вида) или уставом;

— в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании неустранимых нарушений нормативных актов;

— в связи с несостоятельностью (банкротством);

— в связи с уменьшением стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала; по иным основаниям.

Решение суда о прекращения деятельности юридического лица возможно:

— в связи с осуществлением деятельности, запрещенной законом;

— в связи с неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— в связи с систематическим осуществлением вне уставной деятельности общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом;

— в связи с несостоятельностью (банкротством);

— в связи с уменьшением стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала;

— в иных случаях, указанных в законе.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его:

а) реорганизации;

б) ликвидации.

Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.

Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам — его правопреемникам.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица (частичное (сингулярное) правопреемство возможно только в виде исключения) переходят к иным субъектам права, т. е. происходит универсальное правопреемство.

Можно выделить 2 основания классификации разновидностей прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное (распорядительное) прекращение деятельности.

Добровольным основанием является решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п.2 ст. 61, п.1 ст. 68 ГК). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст.57, п.2 ст.61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов. Из анализа ст. 113-115, 120, 294 – 300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казеные, основанные на праве оперативного управления, так и основанные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований. Достижением является то, что прекращение по решению уполномоченных государственных органов допускается только в случаях, установленных законом, по закрытому перечню актов, предусмотренных только ГК (п. 2,3 ст. 57, п. 2 ст. 61, п.1,3 ст. 65 ГК). С точки зрения последствий прекращения юридических лиц различают реорганизацию – относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию – абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

1.2. Порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Решение о реорганизации может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его организационно-правовой формыi. В акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью этот вопрос отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров или участников. В ряде случаев для реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования может потребоваться согласие Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ).

Законодательство о конкуренции и монополистической деятельности допускает принудительную реорганизацию в форме разделения и выделения. Решение о необходимости реорганизации принимается ГКАП РФ и его территориальными управлениями. Юридические лица, получившие его предписания, обязаны провести реорганизацию в установленный срок. В противном случае суд по иску ГКАП РФ должен назначить внешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему провести реорганизацию. Учредительные документы вновь создающихся организаций, а также разделительный баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

ГЛАВА II. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА КАК ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Post navigation

Previous Post:

Просроченная кредиторская задолженность

Next Post:

Банковская система Китая

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes