Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Порядок выборов депутатов

05.07.2020 by admin

Конспект лекции: Государственная Дума: порядок выборов, компетенция

В соответствии с ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ от 20.12.2002 №175-ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» депутаты избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (участие в выборах свободное и добровольное).

В ГД избирается 450 депутатов, выборы проходят на основе смешанной модели, сочетающей признаки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (в каждом округе избирается один депутат). Результаты голосования по одномандатным округам определяются по относительной мажоритарной системе (избранным считается депутат, получивший в округе больше голосов, чем любой другой кандидат). Единая норма представительства избирателей по одномандатным округам устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории РФ и зарегистрированных в качестве избирателей, на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

Другая половина ГД избирается по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства (избиратель голосует за список кандидатов, представленный избирательным объединением). В списках указываются фамилии кандидатов, депутатские мандаты распределяются пропорционально числу полученных избирательными объединениями голосов.

Порядок выборов депутатов ГД включает следующие стадии:

  • – назначение выборов;
  • – образование одномандатных избирательных округов и избирательных участков;
  • – формирование избирательных комиссий;
  • – составление списков избирателей;
  • – выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты;
  • – предвыборная агитация, голосование;
  • – подсчет голосов;
  • – определение результатов выборов;
  • – их опубликование.

Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты непосредственно или в составе федерального списка кандидатов (непосредственное выдвижение возможно путем самовыдвижения или выдвижения политической партией, избирательным блоком).

В одномандатных округах в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей (но не менее 1000 подписей), а по федеральному избирательному округу политическая партия или избирательный блок должны собрать в поддержку списка кандидатов не менее 200 тыс. подписей (в одном субъекте не более 14 тыс. подписей). Допускается внесение избирательного залога вместо сбора подписей.

Выборы депутата признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% избирателей, зарегистрированных по округу. Избирательное объединение или блок, выдвинувшее список кандидатов по федеральному округу, допускается к распределению депутатских мест в случае, если за список проголосовало не менее 5% избирателей, принявших участие в голосовании.

Основное направление деятельности ГД – принятие ФЗ и ФКЗ, законов о поправке к КРФ.

К ведению ГД относятся:

  • – дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • – решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • – назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;
  • – назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • – назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с ФКЗ;
  • – объявление амнистии;
  • – выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

​​В России республиканская форма правления, следовательно, высшие органы власти избираются. РФ относится к смешанной республике, где большую роль играет и парламент, представленный Федеральным Собранием, и Президент. Основные положения, связанные с процедурой выборов, прописаны в Конституции, но более подробно раскрыты в ряде Федеральных Законов.

Содержание

  • Нормативное регулирование выборов
    • 19-ФЗ о выборах Президента РФ
    • 67-ФЗ об избирательных правах
    • 20-ФЗ о выборах депутатов в Государственную Думу
    • 131-ФЗ о местном самоуправлении
    • 5-ФКЗ о референдуме
  • Муниципальные выборы
  • Изменения в федеральных законах о выборах

Нормативное регулирование выборов

Для нормативного подхода в законотворческом процессе характерно принятие акта уполномоченными лицами, а затем внесение в него корректировок. В связи с этим в России почти все законы стоит изучать с изменениями и дополнениями.

Когда происходит серьезное изменение в порядке или каком-либо процессе — принимается новый ФЗ, в котором используются положения предыдущего. На текущий момент в Российской Федерации выборы регулируются перечнем законодательных актов. Рассмотрим подробнее положения каждого из них.

19-ФЗ о выборах Президента РФ

Согласно данному нормативному акту, в России проходят демократические выборы, на которых избирается глава государства. У Президента перечень полномочий, прописанный в Конституции. Отметим, что основная задача человека, находящегося на должности — определение внутренней и внешней политики государства. Наряду с этим, он является верховным главнокомандующим и представителем страны на международной арене.

19-ФЗ был принят в 2003 году, рассмотрим основные положения документа по главам:

  1. Глава 1. Общие аспекты, связанные с проведением демократических выборов в России, а также принципы финансирования предвыборных кампаний;
  2. Глава 2. Формирование и деятельность избирательных комиссий, в том числе ЦИК. А также описывается роль и задачи иностранных наблюдателей;
  3. Глава 3. Организация избирательных участков, правила создания списков лиц, имеющих право голоса. Там же описана процедура организации голосования для россиян, находящихся за пределами страны;
  4. Глава 4. Принципы и возможности участия политических партий в выборах Президента;
  5. Глава 5. Процедура выдвижения кандидатов — самостоятельная или от политической партии. Отметим, что выдвиженцам от парламентских партий не требуется сбор голосов;
  6. Глава 6. Описание того, кого можно считать кандидатом, а также условия снятия человека с заявки;
  7. Глава 7. Порядок проведения агитационных мероприятий;
  8. Глава 8. Финансирование выборов, принципы отчетности;
  9. Глава 9. Описывает мероприятия, проводимые в день голосования, а также процедуру подсчета и определения итоговых результатов;
  10. Глава 10. Посвящена правилам и традициям вступления в должность нового Президента.

Две последние главы связаны с процедурой обжалования итогов голосования и подведением резюме по всем положениям ФЗ.

Полезно! В 11 главе представлен легальный способ подачи жалобы на факты несоответствия проведенных выборов заявленным принципам. За нарушения предусмотрены санкции.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

67-ФЗ об избирательных правах

В нормативном акте указаны категории граждан, которые вправе избираться и быть избранными в высшие органы власти РФ. Право участия в голосовании есть у людей, соответствующих следующим критериями:

  • дееспособны;
  • старше восемнадцати лет;
  • гражданство РФ.

Даже если подданный нашей страны проживает за пределами России, но сохранил гражданство, то он обладает правом голоса.

Что касается права быть избранным, например, Президентом, то оно есть у граждан России старше тридцати пяти лет. К выдвижению не допускаются:

  1. Лица с двойным гражданством;
  2. Граждане, осужденные в прошлом за тяжкие преступления;
  3. Люди с непогашенной судимостью или занимающиеся общественными работами в связи с наложением административной санкции.

В 67-ФЗ уточнены принципы демократических выборов и сделан акцент на том, что никто и ничто не вправе оказывать влияние на волю человека.

Важно! В67-ФЗ указано, что перед проведением выборов формируются списки избирателей, куда включаются все граждане, имеющие право голоса.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

20-ФЗ о выборах депутатов в Государственную Думу

В России помимо выборов Президента проходят и голосование за депутатов нижней палаты парламента. Принцип избрания базируется на партийных списках, то есть граждане голосуют за партию, а далее в соответствии с процентом набранных голосов распределяются места в Государственной Думе.

Структурно Федеральный закон № 20 выглядит так:

  • глава 1 — общие положения;
  • глава 2 — избирательные округа;
  • глава 3 — избирательные комиссии;
  • глава 4 — наблюдатели из других стран;
  • глава 5 — политические партии;
  • глава 6 — выдвижение кандидатов;
  • глава 7 — статус кандидатов;
  • глава 8 — информирование население и агитационная программа;
  • глава 9 — финансирование;
  • глава 10 — голосование;
  • глава 11 — подведение итогов.

Как видно, по структуре и содержанию 20-ФЗ схож с 19-ФЗ, связанным с выборами Президента. Наибольшая разница — принцип и порядок выдвижения кандидатов.

Важно знать! В течение двух месяцев после проведения выборов ЦИК публикует биографии всех избранных депутатов на официальном сайте ведомства и в печатном издании.

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

131-ФЗ о местном самоуправлении

В 131-ФЗ описаны принципы самоуправления в Российской Федерации, а также правила формирования местных органов власти. В первой главе описаны понятия, термины и полномочия муниципалитетов.

Вторая и третья главы посвящены спектру вопросов, которыми занимается местное самоуправление и в соответствии с какими принципами осуществляется управление.

Особого внимания заслуживает одиннадцатая глава, в которой описаны особенности формирования местных органов в разных субъектах России, а также в особых местах и зонах, например, в наукоградах, в «Сколково» или в свободном порту г. Владивостока.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5-ФКЗ о референдуме

Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 2004 году, он описывает основные принципы и правила проведения всеобщего голосования в РФ. К ключевым принципам референдума относятся:

  • равенство голосующих;
  • свободное участие;
  • прямое изъявление воли.

Все граждане России вправе принять участие в референдуме. Голос каждого равен одному, независимо от расы, полы, религии или социального статуса.

Полезно знать! Референдум может проводиться только на едином государственном языке страны — русском.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

Муниципальные выборы

23 статья 131-ФЗ посвящена понятию муниципальных выборов. В законе уточнено, что федеральный орган власти устанавливает не только гарантию проведения выборов, но и ряд других важных аспектов:

  1. Порядок проведения голосования и назначения кандидатов;
  2. Выбор и определение избирательной системы;
  3. Условия попадания в списки избираемых и избирателей.

Сроки проведения выборов назначаются органом, уполномоченным на это в соответствии с муниципальным уставом.

В муниципальных выборах вправе принимать участие граждане РФ, достигшие совершеннолетия. Они могут не только избирать, но и быть избранными. Отметим, что стать главой органа местного самоуправления вправе россиянин достигший двадцати одного года.

Внимание! Итоги и результаты выборов должны быть публично озвучены и опубликованы в местных изданиях.

Изменения в федеральных законах о выборах

Серьезные корректировки коснулись 67-ФЗ в 2017 году. Статья 33 нормативного акта была дополнена правилами привлечения и использования иностранных финансовых ресурсов при проведении агитации.

В этот же закон была внесена корректировка, связанная с избирательными участками — решение о месторасположении должно быть принято не позднее, чем за семьдесят дней до выборов.

В 2017 году было принято два Федеральных Закона (103 и 104), отражающие изменения в избирательном процессе. К базовым корректировкам относятся:

  1. Механизм голосования по месту пребывания. Если гражданин в день выборов не находится по месту прописки, то он вправе зарегистрироваться на иной участок. Нововведение упразднило открепительные талоны и досрочное голосование;
  2. Избирательные участки, сформированные сроком на пять лет, будут считаться безвременными, то есть существовать бессрочно;
  3. Корректировка подписных листов, в которых сократилась графа, связанная с адресом прописки.

Ужесточились и меры наказания за нарушение процедуры выборов, например, за повторное голосование, предумышленную подачу фальшивых бланков и так далее.

Внимание! В соответствии с 16 пунктом 20 статьи 67-ФЗ избирательные участки, у которых в числе голосующих есть инвалиды, обязаны оборудовать помещение, чтобы все граждане могли проголосовать.

В России, как в демократической стране с республиканской формой правления, на регулярной основе проходят выборы в высшие органы власти. Базовые принципы назначения и проведения выборов прописаны в Конституции, а подробно разъяснены в Федеральных Законах. Базовым документом, регулирующим проведение выборов Президента, является 19-ФЗ.

Федеральный закон от 01.06.2017 N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.06.2017 N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Обновлена система выборов депутатов Госдумы. Соответствующий закон подписан Президентом РФ Владимиром Путиным.

Документом предусматривается проведение выборов депутатов нижней палаты парламента на основе смешанной избирательной системы. В соответствии с ней 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ), а другая половина – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

При этом кандидаты-одномандатники смогут выдвигаться либо самостоятельно, либо от партий. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков (численностью от 200 до 400 кандидатов) будет осуществляться политическими партиями. Беспартийные кандидаты смогут выдвигаться по партийным спискам (в общефедеральную часть допускается включать не более 10 таких кандидатов).

Дополнен перечень ограничений пассивного избирательного права граждан. Так, депутатами Госдумы теперь не смогут стать осужденные к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (за исключением случаев снятия или погашения судимости по истечении 10 и 15 лет соответственно).

Для участия в выборах новым партиям потребуется собрать не менее 200 тыс. подписей граждан РФ (не более 7 тыс. в одном субъекте РФ). При этом от сбора подписей освобождаются партии, набравшие на предыдущих выборах не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также партии, которые были допущены к распределению мандатов на прошлых выборах в Госдуму.

По результатам выборов по федеральному избирательному округу к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие не менее 5% голосов избирателей.

Наблюдателям и представителям СМИ предоставлено право осуществлять в помещении для голосования фото- и видеосъемку. В день выборов на избирательных участках можно устанавливать средства видеонаблюдения и трансляции хода выборов и подсчета голосов в Интернете.

Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» вступил в силу сегодня, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

По словам Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, новый порядок формирования Госдумы повысит конкуренцию на выборах. Спикер отметила, что в Госдуму теперь смогут выдвигаться независимые кандидаты – активные люди, болеющие за страну, готовые участвовать в решении острых социальных, экономических и иных проблем. «Это приблизит депутатов Государственной Думы к избирателям, повысит их ответственность перед нашими согражданами за исполнение обещаний, данных на выборах», – подытожила она.

Post navigation

Previous Post:

Консалтинг бизнес

Next Post:

Языки в Испании

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes