Послевузовское образование
Илья КУРЦЕВ
СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организация системы послевузовского профессионального образования дает возможность более детально изучить отдельные его виды, что помогает выявить его недостатки.
Ключевые слова:
право, послевузовское образование, подготовка и переподготовка кадров; law, postgraduate education, training and retraining.
Послевузовское профессиональное образование играет важнейшую роль в подготовке и переподготовке кадров высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Замыкая систему профессионального образования, эта разновидность образовательной деятельности направлена на обеспечение и самообеспечение всей образовательной системы методиками передачи новейших, узкопрофильных специальных знаний, на интеграцию практики и образования, на развитие, распространение достижений в области науки (п. 2 ст. 8 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»)1.
Таким образом, послевузовское профессиональное образование выполняет несколько функциональных назначений:
— дает высшую образовательную квалификацию, основанную на освоении программ сверх вузовской подготовки;
— позволяет приобрести статус педагогического работника для ведения образовательной деятельности в системе главным образом высших учебных заведений;
— развивает научную деятельность и осуществляет подготовку кадров для науки;
— позволяет получить образование по какой-либо иной специальности (переподготовка) на условиях, отличных от получения высшего образования впервые;
— охватывает любые образовательные отношения, усовершенствующие профессиональную основную подготовку в связи с развитием науки и общественно-техническим прогрессом.
Кроме того, «состояние национальной системы образования и науки определяет направление и темпы развития страны. Поэтому стратегические решения в области образования и науки могут определить будущее России на ближайшие десятилетия»2.
В развитие положений действующей тогда союзной Конституции, а впоследствии — и Конституции РФ, 10 июля 1992 г. был принят за-
КУРЦЕВ
Илья
Владимирович — капитан юстиции, помощник командира в/ч № 52946 по правовой работе Ьотом-зіІа@уап-dex.ru
2 Бердашкевич А.П. Правовые проблемы финансового обеспечения государственной политики в области образовательной и научной деятельности высших учебных заведений : автореф. дис… к.ю.н. — Саратов, 2002, с. 3.
кон РФ «Об образовании», действующий в редакции от 13 января 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями1. В преамбуле данного закона дается понятие образования, а далее в п. 5 ст. 27 закона РФ «Об образовании» перечисляются образовательные уровни (образовательные цензы), а именно:
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование»2.
Таким образом, послевузовское профессиональное образование — это один из образовательных уровней в системе таковых.
В то же время само профессиональное образование также представляет собой определенную систему.
В системе профессионального образования выделяют: начальное, среднее, высшее, послевузовское (аспирантура, ординатура, адъюнктура и другие формы), дополнительное (факультеты, курсы по повышению квалификации, центры профессиональной ориентации) образование и другие его формы3. Таким образом, послевузовское профессиональное образование — это одна из составных частей системы профессионального образования.
Оно делится на две основные организационные формы: послевузовское в системе высших учебных заведений, обеспечивающее, прежде всего, потребности самих вузов в научных и научно-педагогических кадрах, и более специфичное, или «специальное» послевузовское профессиональное образование, которое решает вопросы подготовки в рамках профессиональнонаучных или профессионально-образовательных квалификационных задач.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В системе вузовской подготовки возможно ступенчатое образование с присвоением квалификации бакалавра, дипломированного специалиста и магистра.
1 СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 33, ст. 3348; № 30, ст. 3120; 2002, № 7, ст. 634; Российская газета, 2002, 28 июня.
2 Там же.
3 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право : учебное пособие. —
Саратов : СГАП, 2000, с. 224.
Система высшего образования неоднородна и дает основание полагать, что фактически послевузовское образование начинается уже в вузе при переходе с одной (более низкой, менее качественной) ступени на другую. С другой стороны, эта ситуация может быть оправдана тем, что по различным направлениям подготовки (специальностям) возможны разные сроки обучения. Это было и раньше, однако всем выпускникам вузов выдавался диплом единого образца. В то же время такое разделение, видимо, позволяет некоторым вузам «выживать» в тяжелых условиях. На наш взгляд, это неоправданный подход к высшему образованию. Ступенчатое образование порождает недоверие к высшему образованию (к более низким его ступеням) и фактически берет на себя функции послевузовского.
На сегодняшний момент может возникнуть ситуация, когда лицо, имеющее квалификацию бакалавра, поступит в аспирантуру и получит диплом кандидата наук, в то время как его однокурсники по вузу будут стремиться овладеть магистерскими программами.
Наша российская система высшего образования должна готовить специалистов-профессионалов не для того, чтобы им создать сложности с трудоустройством и затратами времени и материально-финансовых средств для доучивания, а для того, чтобы создать разнообразные, разновариантные возможности в области именно послевузовского образования.
Послевузовское образование — это часть более общих правовых понятий: комплекса образовательных правоотношений и соответствующей системы государственного управления в области образования.
Образование в целом как группа устойчивых и повторяющихся социальных интересов и взаимоотношений при регулировании его правовыми средствами проявляется как комплексный объект, состоящий из взаимосвязанных частей. Совсем по-иному образование проявляет себя в качестве предмета (объекта) управления. Оно разделяется на отрасли: послевузовское, общее, дополнительное, высшее и др., каждая из которых «представляет собой достаточно автономную систему»4. Механизм взаимодействия управленческих и правовых средств в образовании,
4 Там же, с. 223.
а точнее в послевузовской его ступени, предстоит раскрыть, точнее, установить особенности его административно-правового регулирования. Это позволит предусмотреть дальнейшие шаги в развитии одного из наиболее важных направлений государственной политики.
Послевузовское образование не является настолько централизованной отраслью государственного управления, как оборона, иностранные дела, внутренние дела или внутренняя безопасность. Тем не менее оно, так же как и любая отрасль или сфера, нуждается в системе организационных действий со стороны государства. В этом отношении оно является частью предмета административно-правового регулирования. Однако организационный аспект послевузовского образования позволяет говорить о его «врастании» в отрасли науки или даже о «срастании» с ней, что само по себе делает затруднительным, а зачастую — невозможным прямое государственное руководство производством и воспроизводством знаний в процессе своеобразного научно-педагогического творчества1.
Несомненная и главная черта послевузовского образования состоит в его предназначении. С помощью послевузовского образования осуществляется подготовка кадров наивысшей квалификации: научных работников; преподавателей профессиональной системы образования; специалистов с более высокой профессиональной квалификацией (переподготовка, некоторые виды дополнительного образования, различные формы повышения квалификации).
Для действующего образовательного законодательства не имеет значения сам факт послевузовского обучения для признания его послевузовским профессиональным образованием. Важно то, какая программа при этом осваивается: она может быть и высшей, и дополнительной, и послевузовской.
Таким образом, если понимать послевузовское образование в широком смысле, как уровень образовательных отношений,
1 Реже послевузовское образование понимается как вид социального обслуживания определенных потребностей общества, как своеобразная услуга. Представляется, что его сущность намного шире, чем удовлетворение собственно образовательных потребностей. Хотя в качестве безусловной доминанты закон признает за ним именно это направление.
строящийся всегда над высшим образованием, то оно расходится с существующим понятием. И такой широкий подход не находит признания в действующем законе. Так, послевузовским образованием не является подготовка в рамках второй ступени высшего образования — магистратуры, получение второго высшего образования, переподготовка и повышение квалификации и иные формы послевузовских образовательных отношений.
Как представляется, в этом отношении юридическая сторона иногда препятствует управленческой, интересам единой государственной политики в области образования. Управление наиболее эффективно при однородности и четкой структурированности объекта.
В искомом понятии послевузовского образования нельзя не учитывать его целевое предназначение, сами послевузовские формы и, конечно, как это делается в действующем законодательстве, исходить из видов реализуемых программ на основе единого стандарта. То есть, требуется комплексный и в то же время более конкретный взгляд на существующую проблему определения послевузовского профессионального образования. Нами разделяется именно широкая трактовка понятия, что будет отражено в настоящей работе. Послевузовским образованием предлагается считать вид образовательных отношений, складывающихся после формального окончания обучения в рамках вузовской подготовки, после реализации программ высшего образования независимо от времени и последовательности их освоения. Все оставшиеся программы нами предлагается считать послевузовскими или дополнительными. Соответственно, послевузовским образованием не может и не должно быть получение второго высшего образования, магистерская ступень высшего образования.
Для более точного описания системы послевузовского профессионального образования, для уточнения понятия необходимо остановиться на рассмотрении его ветвей — основных видов. Для этого следует основываться, прежде всего, на установлениях действующего закона.
Закон «Об образовании» разделяет послевузовское профессиональное образование на две разновидности (по видам образовательных программ): послевузовское профессиональное образование;
дополнительное профессиональное образование. Эта же линия сохраняется в федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (см. напр., ст. 18). Соответственно, послевузовское профессиональное образование — это образовательная деятельность, направленная на реализацию программ непосредственно послевузовского (или, как его характеризует Н.М. Конин, «научного послевузовского») профессионального образования и части программ дополнительного профессионального образования, предусматривающая наличие у граждан высшего профессионального образования1.
Первым и важнейшим, а также основным, т.е. не дополнительным, видом послевузовского профессионального образования является послевузовское «научное» профессиональное образование. Н.М. Конин отмечает, что «разновидности послевузовского профессионального образования не являются взаимообусловленными или альтернативными. Единственным условием, дающим право на получение любого из этих видов послевузовского профессионального образования, является наличие документально подтвержденного высшего профессионального образования»2. Это в полной мере относится к подготовке кадров высшей научной квалификации.
Особый теоретический интерес представляет собой анализ иных форм после-
1 Конин Н.М. Некоторые проблемы совершенствования правового регулирования послевузовского профессионального образования в системе разработки концепции развития образовательного права : материалы конференции «Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути ее решения. — Саратов, 2001, с. 140—142.
2 Российское административное право (часть особенная) : учебник. — Волгоград, 2002, с. 184— 185.
вузовского профессионального образования. Этот интерес обусловлен неясностью законодательного определения и противоречивостью практического применения не научных форм послевузовской подготовки.
Речь идет о так называемом профессионально-квалификационном, а по терминологии действующего закона — дополнительном образовании.
В основном вопросы осуществления послевузовского дополнительного профессионального образования регулируются подзаконными нормативными актами, что является негативной тенденцией, так как эти акты определяют правовой статус субъектов, участвующих в соответствующих правоотношениях.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Образовательные учреждения повышения квалификации перечислены в п. 8 Типового положения. К ним относятся: «…академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования); институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные; курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости».
Видами дополнительного профессионального образования являются: повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка. Это установлено п. 7 указанного Типового положения.
Таким образом, существующая система послевузовского образования не лишена недостатков, устранение которых возможно лишь после глубокого изучения проблем, существующих в данной области правоотношений, и внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Послевузовское профессиональное образование — это программа, в основе которой лежит научно-исследовательская работа специалиста с высшим образованием, направленная на повышение уровня подготовленности. По ее результатам соискателю присваивается соответствующая ученая степень или определенная профессиональная квалификация.
Содержание
- Ступени в академической карьере
- Законодательная база послевузовского образования
- Условия поступления в докторантуру и аспирантуру
- Преимущества послевузовского образования
- Магистратура vs бакалавриат и специалитет
- После вуза: куда пойти учиться
- На каком основании: закон о послевузовском профессиональном образовании
- Аспирантура (адъюнктура): стать кандидатом
- Ординатура
- Ассистентура-стажировка
- Докторантура: научные вершины
Ступени в академической карьере
Сегодняшнее послевузовское образование включает две ступени:
- Адъюнктура, или аспирантура. На этом этапе образования студенты занимаются подготовкой диссертации, основанной на самостоятельных исследованиях. По результатам защиты работы присваивается ученая степень кандидата наук. Если соискатель прикреплен к научной организации или высшему учебному заведению для работы над диссертацией, то срок подготовки к защите не ограничивается.
- Докторантура. На этом этапе работа направлена на соискание степени доктора наук.
До вступления в 2013 году в силу Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ступени послевузовского образования отличались от существующих сейчас. Как и в СССР, в России к послевузовскому образованию до 1 сентября 2013 года относились аспирантура, докторантура, интернатура, ординатура и ассистентура-стажировка.
Современное послевузовское образование включает отдельные специализированные формы подготовки:
- Ассистентура-стажировка. Рассчитана на имеющих высшее образование в сфере искусств представителей творческих профессий и педагогов творческо-исполнительских направлений.
- Адъюнктура. Аспирантура вузов, занимающихся подготовкой служащих силовых структур — МЧС, МВД, Вооруженных Сил РФ, ФСНК и т. д.
- Ординатура. Специализированное послевузовское профессиональное образование врачей и фармацевтов — выпускников медицинских и фармацевтических вузов. Проходит на базе медвузов, научно-исследовательских заведений или институтов усовершенствования с целью углубленной подготовки высококвалифицированных врачей и фармацевтов. После ординатуры первые получают право самостоятельно оказывать специализированную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения или в виде частной практики, вторые – занимать определенные должности фармацевтических работников.
Таким образом, с 2013 года в адъюнктуре, ассистентуре и ординатуре ведется подготовка профессионалов высшей квалификации, в докторантуре – научных сотрудников.
Законодательная база послевузовского образования
Закон об образовании в редакции 2014 года защищает права будущих кандидатов наук. Согласно его положениям аспиранты имеют право:
- на отсрочку от призыва на военную службу;
- сохранение за собой занимаемой до поступления в аспирантуру должности и предоставление отпуска без потери заработной платы в случае необходимости повышения квалификации;
- ежегодное пособие в размере двух стипендий, предназначенное для покупки учебных материалов;
- место в общежитии на время работы над диссертацией и сдачи экзаменов;
- минимум один оплачиваемый выходной (тариф – половина дневной заработной платы);
- стипендию (те, кто обучается на бюджетной основе).
Также Федеральный закон № 273-ФЗ, заменивший два действовавших до 2013 года закона – «Об образовании» в прежних редакциях и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», защищает и права тех, кто обучается в докторантуре. Соискатели степени доктора могут:
- получать ежегодное пособие и стипендии, в случае если они обучаются на бюджете;
- бесплатно использовать лаборатории, библиотеки и пособия, предоставляемые высшим учебным заведением;
- сохранить за собой место работы.
Все вопросы, связанные с материальным обеспечением будущих кандидатов и докторов наук, решаются местными и федеральными органами власти.
Условия поступления в докторантуру и аспирантуру
Поступление в аспирантуру и докторантуру также регламентируется законом об образовании. Право повысить свою квалификацию в аспирантуре предоставляется лицам, уже получившим высшее образование по программам специалитета или магистратуры, в докторантуре – обладателям степени кандидата наук.
Для приема в докторантуру соискатель должен иметь:
- трудовой стаж (минимум год) в направляющей организации;
- научные достижения, исследования, патенты и т. д.
- план подготовки диссертации.
Послевузовское обучение в аспирантуре и докторантуре осуществляется как на платной, так и на бесплатной основе. Сроки подачи документов регулируются образовательным заведением. Все сведения об экзаменах и пакете необходимых документов образовательные организации публикуют в свободном доступе.
Преимущества послевузовского образования
Послевузовское профессиональное обучение дает возможность полностью реализовать личностный творческий потенциал. Послевузовское профессиональное образование врачей, педагогов, деятелей искусства и сотрудников правоохранительных органов – обязательный этап, без которого получить работу на серьезной должности просто невозможно.
Как правило, обучение в аспирантуре, докторантуре или по дополнительным программам занимает два-три года, и только для некоторых специальностей технических и естественных отраслей наук срок может быть увеличен до 4–5 лет. Этого времени вполне достаточно, чтобы способные молодые люди смогли зарекомендовать себя как перспективные сотрудники и после окончания аспирантуры, ординатуры или докторантуры получить хорошую должность.
Уже более десяти лет в России применяется болонская — двухуровневая — система высшего образования, предполагающая базовую (три–четыре года) подготовку по программе бакалавриата или специалитета и следующую за ней дополнительную, углубленную учебу в магистратуре (длительностью, как правило, два года). Целью перестройки основ образовательного процесса был плавный переход к единым европейским стандартам и расширение научных и карьерных возможностей обучающихся.
На сегодняшний день дипломы бакалавров и магистров получили уже сотни тысяч выпускников российских университетов. Но родителям сегодняшних абитуриентов, получавшим образование по классической вузовской модели, по-прежнему сложно разобраться в тонкостях новой системы образования. У них возникает масса вопросов. Какая разница между первой и второй ступенью современной высшей школы? Нужна ли их ребенку учеба в магистратуре? Какие преимущества она дает? Нередко подобные вопросы задает себе и только получивший диплом бакалавра выпускник. Попробуем ответить на них.
Магистратура vs бакалавриат и специалитет
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 29.07.2017) программы бакалавриата и специалитета считаются первой ступенью высшего образования. Бакалавриат предполагает развитие у студентов базовых профессиональных компетенций в выбранной сфере.
По завершении обучения выпускники получают законченное высшее образование с присвоением квалификационной степени бакалавра. Далее дипломированный специалист может начинать трудовую деятельность либо на конкурсной основе поступать в магистратуру для углубленного изучения профессиональных предметов.
Квалификации бакалавра или специалиста достаточно для осуществления линейных должностей, предполагающих исполнительские функции в соответствующей профессиональной сфере. Этого достаточно для старта карьеры в продажах, рекламе, гостиничном бизнесе и т.д. Правда, бакалавру учиться предстоит 4 года, а специалисту — 5.
Деление на бакалавриат и магистратуру — своего рода естественный отбор. До 50% студентов покидает стены университета с дипломом бакалавра. В то же время наиболее способные и целеустремленные студенты продолжают обучение до получения магистерской степени. При этом они могут как развиваться в ранее выбранном направлении, так и сменить вектор и пройти обучение другой специальности, если успешно сдадут вступительные экзамены.
Учеба в магистратуре развивает узкопрофильные и аналитические компетенции, готовит фундамент для научной или управленческой карьеры. С такой квалификацией легче устроиться на престижную работу и осуществить карьерный взлет с более высокой стартовой позиции. При прочих равных, специалисты по подбору персонала скорее сделают выбор в пользу кандидата с магистерской степенью. Кроме того, диплом о прохождении магистратуры — обязательное требование для тех, кто планирует учиться в аспирантуре (адъюнктуре), программах ординатуры, продолжать исследования и стать частью научного сообщества.
Интересный факт
Процесс по сближению и стандартизации систем образования стран Евросоюза был начат еще в середине 1970-х годов. Но официальной датой его начала считается 19 июня 1999 года, когда в итальянской Болонье министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования». Россия присоединилась к болонской декларации в 2003 году.
Нужна ли магистратура бакалаврам?
Двухступенчатая система дает великолепную возможность получить за шесть лет два диплома и стать более конкурентоспособным на рынке труда. Например, получив степень бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью, а магистра — в гостиничном и ресторанном бизнесе, вчерашний студент становится востребованным специалистом в индустрии туризма и ресторанного дела. Ранее для получения двух дипломов и освоения всей необходимой образовательной базы потребовалось бы порядка восьми–девяти лет: пять–шесть лет для получения первого диплома и еще два–три года — для второго. Кроме того, второе высшее образование обязательно платное. В то время как в магистратуре (если студент поступает после бакалавриата или специалитета), предоставляющей те же карьерные перспективы, возможно обучение как на платной, так и бесплатной основе.
При этом достаточно специальностей, где диплом бакалавра может обеспечить успехи на профессиональном поприще. Например, молодой дизайнер или представитель другой творческой профессии, получив базовое образование, может предпочесть учебе свободный полет и самовыражение в любимой работе, едва отучившись три–четыре курса.
На решение остановиться на первой ступени высшей школы могут повлиять личные обстоятельства: необходимость работать, создание семьи, переезд в другой город и т.д. Тем, кто сомневается, требуется ли ему продолжение учебы после бакалавриата, можно провести анализ плюсов и минусов каждого варианта, сделать прогноз своей карьеры в первом и во втором случаях, а затем принимать решение.
Как поступить в магистратуру в Москве?
Магистратуру можно рассматривать еще и как дополнительный шанс попасть в престижный московский вуз. Например, для тех, кто по каким-либо причинам не прошел туда отбор на программы специалитета и бакалавриата — это возможность взять реванш у конкурсной комиссии.
Согласно закону об образовании, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. №1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» предписывает подтверждать факт наличия высшего образования соответствующим документом о квалификации установленного образца (т.е. вузовским дипломом). Пакет документов включает также:
- заявление о приеме в университет (выдается в приемной комиссии или доступно для скачивания на сайте университета);
- ксерокопию паспорта;
- 2 фотографии (3?4 см).
Подача документов, как правило, возможна 3 способами: лично, отправкой по почте либо дистанционно, при регистрации в личном кабинете на интернет-ресурсе вуза.
Но перед этим важно определиться, в какой институт подавать документы. Выбор следует делать исходя из имеющихся в вузе программ магистратуры и наличия на них бюджетных мест, репутации учебного заведения, его места в отраслевых рейтингах, взаимодействия с зарубежными университетами для участия в международных стажировках и программах обмена.
Чтобы попасть на заветное бюджетное место, следует основательно подготовиться к вступительным испытаниям: ознакомиться с программой предстоящего обучения, восполнить пробелы в сферах, которые не изучались ранее, проверить свои силы, выполнив экзаменационные задания прошлых лет. Многих может мотивировать то, что очная учеба в магистратуре имеет такие преимущества, как наличие места в общежитии, льготный проезд по студенческому билету и другие бонусы.
Большинство льгот распространяется как на бюджетную, так и платную форму обучения. По данным сервиса magistratura.su, стоимость года учебы в очной магистратуре составляет в среднем от 65 000 до 120 000 рублей. Стоимость зависит от престижности вуза, дополнительных преимуществ (таких, как двойной диплом совместно с иностранным вузом-партнером), конкурса на место, проходных баллов.
Как проходит учеба в магистратуре?
Учебные программы магистратуры формируются из курсов, стирающих грань между теорией и практикой. Студенты учатся, разбирая реальные кейсы, проходят стажировки, решают задачи, аналогичные тем, которые будут возникать на рабочем месте.
В магистратуре возможны очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная формы обучения. Кроме того, некоторые университеты, например, «Синергия», дают студентам возможность обучаться в магистратуре дистанционно — с прохождением курсов и сдачей аттестационных работ через интернет.
Что делать после окончания обучения?
По окончании магистратуры выпускник снова оказывается на перепутье: продолжать грызть гранит науки, готовя себя к роли преподавателя или ученого или найти практическое применение полученным навыкам, начав работать в компании в статусе менеджера или открыв собственный бизнес.
Обучение в магистратуре открывает новые возможности для развития карьеры и новые горизонты получения знаний. У резюме магистра куда больше шансов попасть на рассмотрение к директору, а у его владельца — получить интересную и хорошо оплачиваемую работу. А шанс получить второе высшее образование по своей дисциплине или смежной — еще один весомый плюс в пользу магистерской программы.
Детский сад, школа, техникум или вуз – традиционные ступени образовательного пути для большинства россиян. Знакомство с азами научных дисциплин, последующая специализация в определенной сфере являются необходимыми этапами становления ученика, а затем студента как личности и профессионала. Следующей стадией выступает послевузовское образование. Какие еще ступени включает образовательная лестница, и можно ли добраться до самого верха?
После вуза: куда пойти учиться
Если взять на вооружение термины теории материализма, то диплом о высшем образовании будет выступать неким базисом, тогда как последующие этапы повышения своего уровня – надстройкой. То есть получить послевузовское образование можно только после окончания вуза по программам специалитета или магистратуры. Основной задачей становится подготовка профессиональных научных кадров и будущих университетских преподавателей. На сегодняшний день в категорию «наивысшего» образования входят:
- аспирантура (адъюнктура),
- ординатура,
- ассистентура-стажировка.
Равнозначные по уровню, они относятся к различным профессиональным сферам, давая возможность продолжить академическое обучение выпускникам:
- гражданских вузов;
- системы вооруженных сил, МВД, МЧС;
- медицинских вузов;
- университетов, реализующих программы в области искусств.
На каком основании: закон о послевузовском профессиональном образовании
До 2013 года основные категории и принципы послевузовского обучения определялись двумя нормативными актами. Это закон «Об образовании» 1992 года и Федеральный закон «О послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. В настоящее время они считаются утратившими силу. Ключевой законодательной базой является Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно его положениям, подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в рамках программ аспирантуры/адъюнктуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Ранее, в соответствии с ФЗ «О послевузовском образовании», в эту систему входили также интернатура и докторантура. Последняя в настоящее время полностью отнесена к сфере науки.
Осваивающие программы аспирантуры (очная форма обучения) имеют право на:
- сохранение занимаемой должности и предоставление отпуска;
- отсрочку от армейской службы;
- место в общежитии;
- получение стипендии (+ ежегодное пособие для приобретения научной литературы).
Аспирантура (адъюнктура): стать кандидатом
Наличие ученой степени или, как говорят в народе, «корочек», продолжает оставаться престижным подтверждением определенного статуса. И имеет значительный вес в профессиональных и академических кругах, повышая уровень конкурентоспособности претендента на должность. Защита кандидатской диссертации является логическим завершением обучения в аспирантуре, одном из ключевых компонентов системы послевузовского образования.
Образовательная деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры) может осуществляться вузами или научными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Обучение может проходить в очной и заочной форме. Правила поступления определяются Порядком, утвержденным Министерством образования, а также локальными нормативными актами организации. Срок обучения в аспирантуре составляет 3 года (4 – для заочной формы). Абитуриент проходит три вступительных испытания:
- специальность;
- иностранный язык;
- философию.
В процессе обучения соискатель обязан сдать кандидатские экзамены по специальности, истории и философии науки, иностранному языку, подготовить текст диссертации и выйти на защиту.
Ординатура
Высшее врачебное образование продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких. Стать специалистом в области медицины или фармацевтики действительно непросто. Более того, достичь квалификации высокого уровня только в ходе получения высшего образования зачастую не удается. Ординатура является важной ступенью в системе подготовки специалиста-медика, позволяющей углубить знания в сфере медицинских наук и приобрести необходимые навыки для самостоятельной практики. Зачисление проходит на конкурсной основе, срок обучения составляет два года, в некоторых случаях он может быть продлен до пяти лет.
Врачи-ординаторы занимаются на основании сформированного научным руководителем индивидуального плана, помимо практики предусматривающего сдачу зачетов по выбранной специальности.
Ассистентура-стажировка
Именно в этом формате осуществляется послевузовское образование выпускников, получивших творческую специальность в области искусства. Обучение проходит в очной форме, срок – 2 года. Для поступления необходимо сдать вступительный экзамен по специальной дисциплине и иностранному языку. Учебный процесс организуется на основании индивидуального плана. Он создается руководителем ассистента-стажера. Завершением обучения становится итоговая аттестация после успешного выполнения индивидуального плана.
Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности представляет собой подготовку и проведение публичного выступления, спектакля, концерта и прочего.
Докторантура: научные вершины
В результате того, что Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в 2013 году утратил свою силу, докторантура окончательно перешла к сфере подготовки научных кадров. Фактически это наивысшая точка академического профессионального развития. Сейчас основой нормативного регулирования для докторантов является «Постановление о докторантуре», утвержденное Правительством РФ в 2014 году. Для поступления необходимо отвечать ряду требований:
- обладать степенью кандидата наук;
- иметь достаточное количество научных достижений, патентов, публикаций (в том числе, монографии);
- стаж работы в направляющей организации (ученый совет и руководитель которой принимают решение о рекомендации к поступлению);
- примерный план подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Поступление не предусматривает сдачу экзаменов, решение о зачислении принимается коллегиально ученым советом принимающей организации. План исследований для подготовки диссертации рассчитан на 3 года.