Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Правовое регулирование аудиторской деятельности

01.06.2020 by admin

В самом начале государство жестко регламентировало формирование российской модели регулирования аудиторской деятельности. Большая законодательно-нормативная система широко раскрывает отношения между субъектами аудита, обозначает их права, ответственность и обязанности.

Содержание

  • Уровни регулирования аудиторской деятельности
  • Основы федерального закона «Об аудиторской деятельности»
  • Кто относится к уполномоченным федеральным органам государственного регулирования аудиторской деятельности?
  • Задачи Совета по аудиторской деятельности
    • Как проходит аттестация аудиторов
  • Саморегулируемые организации аудиторов
  • Права и обязанности аудитора
    • Гражданско-правовая ответственность (ст. 15 Гражданского кодекса РФ)
    • Уголовная ответственность
  • Права и обязанности заказчика

Уровни регулирования аудиторской деятельности

Объединение всей нормативной документации различных уровней, отражающих основные нюансы регулирования современной исторической ступени развития аудита в России, сегодня определяет нормативно-правовую основу аудита РФ.

Давайте рассмотрим систему нормативного регулирования аудиторской деятельности в России:

Рисунок 1. Система нормативного регулирования

Рассмотрим основные свойства каждого документа, работа с которыми необходима при регулировании аудиторской деятельности.

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» необходим при возникновении вопросов подходов, места, цели и задач аудита финансовой системы.
  2. Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ, законодательные и подзаконные нормативные акты необходимы при регулировании аудиторской деятельности. Также в них установлены общие нормы и положения, необходимые всем субъектам рынка аудиторских услуг.
  3. Нормативные документы министерств и ведомств необходимы при решении специфических особенностей проведения аудита страховых компаний, финансово-кредитных компаний, а также инвестиционных институтов.
  4. Информация по вопросам регулирования особенностей аудита СРО аудиторов указана во внутренних правилах аккредитованных профессиональных объединений.
  5. Внутрифирменными аудиторскими стандартами руководствуются при регулировании качества аудита и сопутствующих аудиту услуг в плоскости аудиторских компаний.

Вывод 1

Исходя из этого, мы можем сделать заключение, что нормативное регулирование аудиторской деятельности разработано таким образом, что помимо государственного контроля, есть направления саморегуляции, что в свою очередь отвечает запросам аудиторских объединений.

Основы федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» вступил в силу 30 декабря 2008 года.

Определение 1

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» – это один из основных документов регулирования аудиторской деятельности, в котором отражены правовые и нормативные вопросы аудиторской деятельности РФ.

Данный закон необходимо рассматривать вместе с другими важными правовыми документами: Гражданским и Налоговым кодексом РФ, Федеральными законами «О бухгалтерском учете» и «О саморегулируемых компаниях».

Рассмотрим ключевые моменты, которые отражены в рассматриваемом законе:

  • определены понятие и цель аудиторской деятельности;
  • обозначены обязанности аудиторов и аудиторских компаний;
  • обозначены обязанности и права аудиторов и аудируемых субъектов;
  • указан список предприятий, которые подлежат прохождению обязательного аудита в этом году;
  • отражены вопросы аудиторской тайны;
  • отражены вопросы независимости аудиторской проверки;
  • отражено понятие правил (стандартов) аудита и необходимость их применения;
  • указана информация по вопросам аудиторского заключения, а также предусмотренной ответственности в случае предоставления недобросовестного заключения;
  • отражены вопросы контроля качества аудиторской проверки;
  • указана информация по прохождению аттестации аудитора, а также определены ситуации, когда она аннулируется;
  • обозначены вопросы вступления в саморегулируемую организацию аудиторов;
  • обозначены параметры для саморегулируемой компании аудиторов, по которые обеспечивают вступление в необходимый государственный реестр.

Кто относится к уполномоченным федеральным органам государственного регулирования аудиторской деятельности?

Среди структур, которые занимаются вопросами регулирования аудиторской деятельности можно выделить:

  • уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, назначило которые Правительство России, в частности Министерство Финансов;
  • СРО, что расшифровывается как аккредитованная саморегулируемая организация аудиторов.

Государственным регулированием занимается уполномоченный федеральный орган.

Пункт 5 статьи 15 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяет следующие задачи на данный уполномоченный орган:

  • составление государственной политики, которая раскрывает сферу аудиторской деятельности;
  • регулирование на основе законодательства. А именно согласование федеральных правил аудиторской деятельности, стандартов, определяющих независимость аудитора и аудиторских компаний;
  • составление государственного реестра СРО аудиторов;
  • изучение и оценка состояния дел, происходящих на рынке аудиторских услуг РФ.

Замечание 1

В ходе исполнения задач Федерального закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченный федеральный орган вправе запросить у саморегулируемых аудиторских компаний копию решения органов управления, а также любую другую информацию, которая требуется.

Уполномоченный федеральный орган имеет Совет по аудиторской деятельности. Задача данного органа изучение проектов федеральных правил аудиторской деятельности, анализ работы саморегулируемых аудиторских компаний в ключе реализации внешнего контроля качества работы аудиторской компании или аудитора.

Задачи Совета по аудиторской деятельности

К исполнению данным органом относятся следующие задачи:

  • рассмотрение вопросов государственной политики аудиторской деятельности;
  • рассмотрение проектов, которые регулируют стандарты аудиторской деятельности, а также составляют рекомендации к их согласованию уполномоченным федеральным органом;
  • согласовывает план создания проектов федеральных правил аудиторской деятельности;
  • предлагает уполномоченному федеральному органу рассмотреть ряд предложений по порядку осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских компаний;
  • работает с обращениями и ходатайствами СРО аудиторов в направлении аудиторской деятельности и предлагает решения проблем, которые в дальнейшем рассматриваются уполномоченным федеральным органом.

Рассмотрим членов, входящих в Совет по аудиторской деятельности (далее САД):

  • десять людей, которые являются пользователями финансовой отчетности;
  • два человека от уполномоченного федерального органа;
  • один сотрудник федерального органа исполнительной власти, который осуществляет задачи выработки государственной политики в направлении, занимающимся развитием предпринимательской деятельности;
  • один сотрудник от федерального органа исполнительной власти, который осуществляет задачи согласования нормативных актов, контроль и надзор в направлении финансовых рынков;
  • одного сотрудника должен предоставить Центральный банк РФ;
  • два человека от СРО аудиторов.

Замечание 2

Членом Совета по аудиторской деятельности не может стать сотрудник рабочего органа Совета. Исключение: представители уполномоченного федерального органа.

Председателем САД становится человек, которого избрали на первом заседании Совета среди людей, которые пользуются бухгалтерской отчетностью, обязательно находящихся в составе САД.

Периодичность заседаний Совета определяется их необходимостью. Но обязательное правило – проводить заседания не реже одного раза в три месяца.

Решения на заседании принимаются путем голосования.

Замечание 3

Вся информация о работе САД является открытой и общедоступной.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Как проходит аттестация аудиторов

Каждый аудитор, занимающийся аудиторской деятельностью, должен в обязательном порядке пройти аттестацию, которая дает право на осуществление аудиторской деятельности.

Аттестацию должны пройти все аудиторы, независимо от того занимаются ли они частной аудиторской деятельностью, либо работают в аудиторской компании.

Перед началом прохождения аттестации аудитору необходимо пройти курсы в специальных учебно-методических центрах, которые утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В завершении аттестации аудитор должен пройти квалификационный экзамен.

Не любой аудитор может пройти аттестацию. Есть ряд обязательных требований. К примеру, наличие высшего образования, стажа работы в сфере аудита или бухучета сроком от трех лет. Также обязательно оплатить прохождение аттестации.

В случае получения положительного результата в ходе прохождения аттестации аудитор получает бессрочный квалификационный аттестат аудитора единого образца.

Замечание 4

Аудитору могут отказать в получении аттестата, в случае если он не прошел необходимое обучение в указанный срок. Решение всех спорных вопросов происходит в судебном порядке.

Рассмотрим причины, которые могут послужить поводом для аннулирования квалификационного аттестата аудитора в таблице:

Рисунок 2. Основания для аннулирования квалификационного аттестата

Саморегулируемая организация аудиторов может принять решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Саморегулируемые организации аудиторов

Закон №307-ФЗ, статья 18 определяет требования для аудиторов, при соблюдении которых можно вступить в СРО аудиторов.

Рассмотрим эти требования:

  • компания, которая хочет выступить в СРО не может быть открытым акционерным обществом или государственным / муниципальным унитарным предприятием;
  • в составе аудиторской компании, имеющей намерение вступить в СРО аудиторов должно быть не меньше трех сотрудников;
  • 51%, не менее, должна составлять доля уставного капитала коммерческой компании, принадлежащей аудиторской компании;
  • аудиторская компания или частный аудитор, который решил вступить в саморегулируемую организацию аудиторов должен иметь безупречную профессиональную репутацию;
  • обязательным требованием является соблюдение правил внутреннего контроля качества работы;
  • членство в СРО аудиторов подразумевает уплату взносов.

Замечание 5

Допускается членство исключительно в одной СРО.

Рассмотрим, какие документы необходимо предоставить частному аудитору или аудиторской компании для того чтобы вступить в СРО аудиторов:

  • подготовить заявление и вступлении;
  • предоставить учредительные документы компании;
  • ЕГРЮЛ;
  • перечень сотрудников компании, которые осуществляют свою деятельность на основании трудового договора;
  • перечень сотрудников, входящих в коллегиальный исполнительный орган компании, с обязательным выделением аудиторов;
  • перечень сотрудников компании, которые занимают руководящие должности;
  • рекомендательные письма, в которых отражена безупречная деловая репутация аудиторской компании.

Если частное физическое лицо, осуществляющее аудиторскую деятельность имеет желание вступить в СРО аудиторов, то ему необходимо предоставить:

  • заявление, в котором указать ФИО, реквизиты документов, удостоверяющих личность, адрес места жительства;
  • квалификационный аттестат аудитора;
  • рекомендательные письма;
  • справку, которая содержит информацию об отсутствии непогашенной судимости в области экономики;
  • ЕГРИП.

Решение о принятие либо отказе о вступлении в СРО аудиторов должно быть осуществлено в течение 30 рабочих дней с момента получения всех необходимых документов.

Факт вступления в саморегулируемую организацию аудиторов считает действительным с момента оплаты взноса в компенсационные фонды СРО аудиторов и всех других необходимых взносов.

Если взносы не оплачены в течении 180 календарных дней с момента принятия частного аудитора или аудиторской компании в члены СРО аудиторов, то решение о принятие в ряды СРО аудиторов аннулируется.

Существует ряд оснований, которые позволяют отказать в приеме в члены СРО аудиторов:

  • нет должного соответствия требованиям к членству, согласованным саморегулируемой организацией аудиторов;
  • некорректное предоставление документов на вступление в СРО аудиторов;
  • недостоверные сведения в документах на вступление в СРО аудиторов.

Отказ или прием в СРО аудиторов должны быть представлены в письменной форме в течении семи дней.

Замечание 6

В случае несогласия с решением СРО возможно решить вопрос в судебном порядке.

Права и обязанности аудитора

Закон №307-ФЗ, ст.13 определяют права и обязанности аудитора во время проведения аудиторской проверки. Рассмотрим подробнее.

К правам аудитора можно отнести:

  • самостоятельное определение метода и формы проведения аудита, основываясь на федеральных стандартах аудиторской деятельности;
  • обозначение персонального состава аудиторской группы, осуществляющей аудит;
  • изучение всех необходимых документов в ходе аудиторской проверки и проверка указанного в них фактического наличия имущества;
  • право получить у сотрудников аудируемой компании все необходимые разъяснения по необходимым вопросам, которые возникли в ходе проведения аудита;
  • принять решение о прекращении проведения аудита.

Определение 2

Под ответственностью аудитора принято подразумевать вопросы, которые регулируют неисполнение или ненадлежащее исполнение аудитором или аудиторской компанией обязательств, которые были заранее согласованы в заключенном с заказчиком договоре на оказание аудиторских услуг.

Рассмотрим обязанности аудитора и аудиторской компании во время проведения аудита:

  • предоставить заказчику информацию о том, что аудитор является членом саморегулируемой организации аудиторов;
  • предоставить всю необходимую информацию в случае требования заказчиком этого;
  • предоставить аудиторское заключение в сроки, оговоренные в договоре на оказание аудиторских услуг;
  • сохранить всю документацию, полученную и составленную во время проведения аудиторской проверки, сроком не менее пяти лет.

Существует несколько видов ответственности аудиторов.

Гражданско-правовая ответственность (ст. 15 Гражданского кодекса РФ)

Она определяет вопросы возмещения убытков. К ним относятся расходы, которые связаны с восстановлением нарушенного права, а также упущенная выгода.

Помимо этого в главе 25 Гражданского Кодекса РФ раскрыты вопросы ответственности за невыполнение обязательств, указанных в договоре.

При ситуациях, затрагивающих вопрос конфиденциальности, в этом документе отражена ответственность в виде возмещения причиненных убытков.

Уголовная ответственность

Регулируется статьей 202 Уголовного кодекса РФ «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами».

В случае использования аудиторской компанией или частным аудитором своих прав не в благих целях, а в целях получения выгоды для себя или других лиц, нанесение вреда, выписывается штраф размером от 100 000 рублей до 300 000 рублей. Либо штраф может измеряться заработной платой или другого дохода в период от одного года до двух лет. Также могут быть вменены принудительные работы сроком до трех лет с лишением права на осуществление профессиональной деятельности сроком до трех лет. Либо лишение свободы до трех лет.

Права и обязанности заказчика

В статье 14 Закона №307-ФЗ отражены права и обязанности аудируемого лица.

Заказчик вправе:

  • запросить у аудиторской компании, либо у частного аудитора объяснения по замечаниям и заключенному мнению аудиторской компании или частного аудитора;
  • заказчик вправе знать о том, состоит ли аудитор или аудиторская компания в СРО аудиторов;
  • заказчик вправе требовать получение аудиторского заключения ровно в срок, согласованный в договоре на оказание аудиторских услуг.

Но помимо прав аудируемое лицо также имеет и ряд обязанностей.

Рассмотрим обязанности аудируемого лица:

  • заказчик обязан всячески помогать аудиторской компании, обеспечивать своевременное и полное предоставление всей запрашиваемой информации;
  • организовать аудитору максимально комфортные условия для проведения аудита;
  • при необходимости запросить необходимую информацию у третьих лиц;
  • не препятствовать полному видению аудитором картины, происходящей в компании, не сужать круг вопросов, которые необходимо рассмотреть, не скрывать данные и документы, которые необходимы аудитору, дать возможность аудитору провести аудиторскую проверку согласно профессиональной этике аудиторов;
  • проводить оплату аудиторских услуг в установленном в договоре порядке и сумме. Не согласие с аудиторским заключением не является причиной для отказа в оплате исполнителю;
  • следовать согласно требованиям федеральных правил аудиторской деятельности.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Практика аудита часто опережала формирование нормативной базы. Большое число аудиторских фирм стремились к быстрому освоению аудиторского рынка, расширяли различные виды услуг, оказывали услуги самым разнообразным субъектам хозяйствования, что очень часто приводило к недостаточной требовательности к качеству проводимых аудиторских проверок, а иногда и к нарушениям правовых норм, выдаче аудиторских заключений за вознаграждение без проведения реального аудита. Это возложило на органы, регулирующие аудиторскую деятельность, очень важную задачу контроля за качеством аудиторских проверок. Возникала настоятельная необходимость в формировании единого нормативного документа. В августе 2001 г. Временные правила аудиторской деятельности были заменены полноценным Федеральным законом от 13.07.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». За восемь лет существования данного Закона в него было внесено множество существенных дополнений и изменений, приведших в конечном итоге к появлению в декабре 2008 г. нового Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Φ3 «Об аудиторской деятельности», который в настоящий момент является основным действующим документом, регулирующим аудиторскую деятельность.

В Законе «Об аудиторской деятельности» утверждены:

  • 1) определение аудита, аудиторской деятельности и перечень сопутствующих аудиту услуг;
  • 2) система органов и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • 3) определение аудитора, аудиторской организации, а также саморегулируемой организации аудиторов;
  • 4) порядок проведения аттестации аудиторской деятельности, а также обоснование необходимости ее проведения;
  • 5) критерии включения в реестр саморегулируемых организаций (СРО), а также членства аудиторских организаций и аудиторов в СРО;
  • 6) порядок ведения государственного реестра СРО, а также реестра аудиторов и аудиторских фирм;
  • 7) случаи проведения обязательного аудита;
  • 8) понятие и классификация аудиторских стандартов;
  • 9) права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц при проведении аудита;
  • 10) определение аудиторского заключения и его структура;
  • 11) порядок государственного надзора за деятельностью СРО, а также контроля качества работы аудиторских организаций.

Этот Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности. Для России это важно, поскольку исторически складывалось так, что государственный контроль был практически единственным видом контроля и необходимо было определить роль и место независимого вида финансового контроля, каким является аудит.

Закон «Об аудиторской деятельности» – это важный нормативный акт, но не только он определяет основополагающие требования к деятельности. В настоящее время в России принята концепция смешанного регулирования аудиторской деятельности, и законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Смешанная система регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций.

В системе правового регулирования аудита в России можно выделить четыре уровня нормативных актов (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Система нормативного регулирования в России

Уровень

регулирования

Документы

Органы

1 уровень

Федеральные законы, кодексы, указы

Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ

2 уровень

Постановления, приказы, федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности, кодекс профессиональной этики аудиторов

Правительство РФ, Минфин России, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

3 уровень

Кодексы профессиональной этики общественных организаций, стандарты общественных организаций, методические руководства и положения общественных организаций в пределах их полномочий

Саморегулируемые организации аудиторов

4 уровень

Внутрифирменные стандарты, правила осуществления контроля качества

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы

Первый уровень правового регулирования представлен ГК РФ, НК РФ, Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 01.12.2007 № 315 ФЗ «О саморегулируемых организациях», Законом «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др., а также нормативными актами государственных органов власти, такими как постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

На основании указанных нормативных актов осуществляется государственное регулирование аудита.

Второй уровень представляют национальный кодекс профессиональной этики аудиторов, федеральные стандарты аудиторской деятельности, а также нормативные акты и методические руководства, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности – Минфином России, такие как приказ Минфина России от 12.09.2002 № 93н «Временные положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации», «Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики», одобренное Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 30.10.2008, и др.

Поскольку в разработке указанных документов центральная роль принадлежит Совету по аудиторской деятельности, их можно отнести к нормативным актам смешанного регулирования аудиторской деятельности.

На третьем уровне находятся нормативные акты профессиональных аудиторских объединений. Они издаются объединениями в пределах своей компетенции и представлены кодексами профессиональной этики СРО, стандартами СРО аудитора, а также методическими руководствами и положениями, издаваемыми СРО в пределах своей компетенции.

К четвертому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами правила осуществления внутреннего контроля качества, а также внутренние стандарты и методики.

При помощи нормативных актов третьего и четвертого уровней осуществляется саморегулирование аудиторской деятельности.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Φ3 «О саморегулируемых организациях» регулирует отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), органов исполнительной власти.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» определяет:

  • • понятие саморегулирования и субъектов саморегулирования;
  • • предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций, а также общих критериев признания некоммерческой организации СРО. Содержанием саморегулирования являются разработка и установление стандартов и правил определенной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил;
  • • структуру органов управления, а также основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации;
  • • необходимость разработки и утверждения стандартов и правил СРО, а также создания специализированных органов для осуществления контроля за их соблюдением членами СРО;
  • • порядок осуществления контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов;
  • • способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Российские стандарты аудита носят название Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД).

Первые ФПСАД в количестве шести (ФПСАД первой очереди) вступили в действие с 2003 г., с тех пор стандарты постоянно совершенствуются и обновляются. Редактирование стандартов связано как с динамикой экономической активности в России, развитием рынка аудиторских услуг, так и с изменениями в международной практике аудита, выявлением и обобщением новых ситуаций, с которыми сталкивается аудитор при осуществлении профессиональной деятельности.

По состоянию на конец 2010 г. действовало тридцать четыре ФПСАД, принятых в соответствии с уже не действующим Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Указанные стандарты будут действовать до утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных новым Законом от 30.12.2008 № 307-Φ3 «Об аудиторской деятельности».

ФПСАД охватывают систему информации, необходимой для осуществления аудиторской деятельности как аудита, так и сопутствующих услуг. Они устанавливают единые требования к порядку оказания аудиторских услуг, оформлению их результатов, оценке качества аудиторских услуг.

Требования ФПСАД необходимы аудиторам и органам государственного регулирования для разработки и осуществления грамотной политики в области осуществления аудита в России. Соответствие российских стандартов международным обеспечивает доверие к заключению аудитора со стороны пользователей как внутри страны, так и за рубежом.

Безусловно большую роль в процессе разработки и совершенствования стандартов должно играть само аудиторское сообщество, оно должно стать активным участником процесса стандартизации аудита, а не простым пользователем, так как следование требованиям стандартов прежде всего затрагивает практикующих аудиторов.

Развитие аудита должно основываться на наилучших достижениях мирового аудита и практике функционирования российских предприятий и организаций, объединять в себе достижения специалистов в области аудита и консалтинга, способствовать дальнейшему самосовершенствованию аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительно к тем требованиям, которые установлены федеральными стандартами аудиторской деятельности и если они не противоречат федеральным стандартам аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемых организаций утверждают для своих членов правила, которые не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности и обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Регулирование аудита в России осуществляется при участии следующих субъектов аудиторской деятельности:

  • • уполномоченный федеральный орган (УФО) – государственное регулирование аудиторской деятельности;
  • • Совет по аудиторской деятельности при УФО, который осуществляет смешанное регулирование;
  • • саморегулируемые объединения аудиторов – осуществляют саморегулирование аудиторской деятельности;
  • • аудиторские организации и индивидуальные аудиторы – саморегулирование аудиторской деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложены на Минфин России, в рамках которого создан специальный Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган возлагаются следующие функции по государственному регулированию аудиторской деятельности:

  • • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • • нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, которая предусмотрена Законом «Об аудиторской деятельности»;
  • • ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
  • • государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
  • • внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит государственной собственности.

Созданный в рамках Минфина России департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности разрабатывает систему мер по государственному регулированию рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, осуществляет надзор над этой деятельностью, защищает интересы государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских организаций. Сотрудники департамента регулярно публикуют в СМИ рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций и применению законодательства в области учета и аудита. Такие публикации помогают аудиторам и аудиторским организациям в адекватном применении положений Закона «Об аудиторской деятельности» и ФПСАД, а кроме того, защищают интересы широкой общественности в качественном проведении внешнего независимого финансового контроля.

Рекомендации Минфина России содержат указание на наиболее актуальные вопросы, требующие изучения в процессе аудита. В частности, в условиях мирового финансового кризиса наибольшее внимание должно быть уделено факторам риска право- и дееспособности экономического субъекта, риска внутреннего контроля, риска непрерывности деятельности, риска проведения операций со связанными сторонами. Обратная связь с аудиторским сообществом осуществляется путем привлечения на договорной основе к участию в разработке проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность (в частности, стандартов), специалистов и экспертов, в том числе иностранных.

Относительно новой структурой в системе государственного регулирования аудита стал Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе – Минфине России. Данный орган был создан в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.

В состав Совета по аудиторской деятельности входят:

  • • 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • • два представителя уполномоченного федерального органа;
  • • по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;
  • • два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.

В целях подготовки решений Совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган. Состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом. В состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности», представители уполномоченного федерального органа, а также представители научной и педагогической общественности.

Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе Совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70% общего числа членов рабочего органа Совета.

Положение о Совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе Совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент Совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа Совета по аудиторской деятельности утверждаются Советом по аудиторской деятельности.

Сведения о деятельности Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными, в частности через сеть Интернет – официальный web-сайт Минфина России.

Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

  • • рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • • рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
  • • одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также Кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • • оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
  • • вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • • рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  • • осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о Совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Аудиторскую деятельность могут осуществлять индивидуальные предприниматели (аудиторы) и юридические лица (аудиторские организации) на основании лицензии и после внесения соответствующих сведений в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на 5 лет. Индивидуальному предпринимателю лицензия выдается при выполнении следующих условий:

Ø государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, единственным видом деятельности которого является оказание аудиторских услуг;

Ø наличие квалификационного аттестата аудитора;

Ø стаж работы в аудиторской организации и (или) в системе внутреннего аудита не менее 2 лет в должности аудитора и (или) 2 года работы в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя из последних 5 лет перед получением лицензии.

Для получения лицензии коммерческой организацией необходимо выполнение таких условий, как:

Ø государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности, единственным видом деятельности которого является оказание аудиторских услуг;

Ø наличие в штате не менее чем трёх аудиторов, включая руководителя;

Ø не менее 50% работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на её территории, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75%.

Субъектам, занимающимся аудиторской деятельностью, запрещено заниматься другими видами предпринимательской деятельности, т.е. они являются носителями исключительной хозяйственной компетенции.

Существуют две формы аудита:

Ø внешний, т.е. независимый, осуществляемый аудиторской организацией (аудитором);

Ø внутренний, проводимый по инициативе ведомства или самого субъекта хозяйствования.


Виды аудита:

1. в зависимости от вида деятельности:

Ø банковский;

Ø страховщиков;

Ø общий;

2. в зависимости от оснований проведения аудита:

Ø инициативный;

Ø обязательный.

Юридическим фактом возникновения правового отношения при проведении инициативного аудита является договор на оказание аудиторских услуг, заключаемый между субъектом предпринимательской деятельности и аудиторской организацией (аудитором).

По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор – индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Форма договора – простая письменная.

Существенные условия договора:

Ø предмет договора;

Ø сроки выполнения аудиторских услуг;

Ø права и обязанности сторон;

Ø ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

Ø иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При осуществлении обязательного аудита основанием возникновения правоотношения является юридический состав: предписание законодательства и договор на оказание аудиторских услуг.

По результатам аудита составляется аудиторское заключение, которое представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетностью, составленный по результатам аудиторской проверки и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Оно может содержать безусловно положительное аудиторское мнение и (или) быть модифицированным. Заключение считается модифицированным, если указывает на установленные аудитом факторы, которые не влияютна безусловно положительное юридическое мнение, но характеризуются в заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой бухгалтерской отчетности, не повлияют на аудиторское мнение и способствуют выражению условно-положительного или отрицательного аудиторского мнения, а также отказу от его выражения. В законодательстве закреплено понятие «заведомо ложное аудиторское заключение». Таковым признается заключение, составленное без проведения аудита либо не соответствующее его результатам. Аудиторское заключение может быть признано заведомо ложным только по решению суда. Если аудитор подписал заведомо ложное заключение, его квалификационный аттестат аудитора аннулируется по решению Министерства финансов.


Аудиторское заключение состоит из 2-х частей – аналитической и итоговой, подписывается по каждой части в отдельности аудитором, проводившим проверку, и заверяется печатью аудиторской организации (аудитора).

Понятие и виды цен.

Цена в качестве экономической категории представляет собой денежное выражение стоимости товара. По отношению к работам и услугам употребляется термин «тариф». При формировании цены как экономической категории учитывается её взаимосвязь с различными факторами рыночной среды (с потребителями, с государством, с другими производителями, с конкуренцией и др.).

Как юридическая категория цена представляет собой прежде всего денежную сумму, в которой оплачивается исполнение договора. Ст. 394 ГК гласит:

«1. Расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

2. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством либо в установленном законодательством порядке.

3. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги».

Действующее законодательство предусматривает систему цен, включающую следующие их виды:

1. в зависимости от участия государства в процессе ценообразования:

Ø свободные цены. Свободная цена – цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

Ø регулируемые цены. Регулируемая цена – цена, устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом предпринимательской деятельности с учетом установленных этими органами определенных ограничений. Регулируемые цены в Республике Беларусь применяются на:

ü товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республике Беларусь и включенных в государственный реестр;

ü отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республике Беларусь.

2. в зависимости от наличия контроля за применением предусмотренного порядка ценообразования:

Ø контролируемые цены;

Ø неконтролируемые цены.

При этом установление контроля зависит от того, является цена регулируемой или свободной. Установление и применение регулируемых цен подлежит контролю со стороны государства. Контроль за установлением и применением свободных цен осуществляется, как правило, в отношении отдельных субъектов предпринимательской деятельности (например, за уровнем цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке);

3. в зависимости от рынка:

Ø оптовые цены. Оптовая цена уплачивается организацией розничной торговли производителю или оптовому посреднику;

Ø розничные цены. Розничная цена – это цена, по которой товар продается конечному потребителю;

4. в зависимости от территории формирования и применения цен:

Ø государственные цены. Государственные цены формируются и применяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Ø мировые цены. Мировые цены формируются на основе данных биржевых котировок;

5. в зависимости от отрасли:

Ø оптово-отпускные цены – применяются в промышленности;

Ø тарифы – применяются в транспортной деятельности;

Ø сметная стоимость – применяется в строительстве;

Ø закупочные цены – применяются в сельском хозяйстве.

20. Права субъектов предпринимательства в области ценообразования.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона «О ценообразовании» процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования именуется ценообразованием.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь выступают:

— юридические лица и предприниматели;

— республиканские органы государственного управления;

— областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Субъекты предпринимательской деятельности устанавливают цены (тарифы) на товары (работы, услуги) в белорусских рублях. Установление цен (тарифов) в иностранной валюте допускается в случаях, предусмотренных законодательством.

Субъект предпринимательской деятельности имеет право:

Ø самостоятельно или по согласованию с покупателем установит цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;

Ø обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании.

При установлении и применении цен субъект предпринимательской деятельности обязан:

Ø выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;

Ø соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;

Ø представлять соответствующим государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

21. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования.

Основаниями ответственности предпринимателей в сфере ценообразования являются:

Ø нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен, завышение или занижение цен, в т.ч. предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;

Ø применение свободных цен, торговых надбавок (скидок) на товары, в отношении которых применяется государственное регулирование;

Ø нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров при определении цен;

Ø нарушение установленного порядка декларирования и применения цен.

К предпринимателям, допустившим перечисленные нарушения, применяются одновременно такие административные взыскания, как:

Ø взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен, ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием;

Ø штраф в размере взысканной выручки.

То же нарушение, совершенное в течение года после применения указанной санкции, влечет наложение такого же штрафа в двойном размере.

Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен в Республике Беларусь» предусматривает аналогичные меры ответственности предпринимателей с конкретизацией размера за:

Ø превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары при их реализации без регистрации цен в установленном порядке;

Ø реализацию товаров с нарушением установленного порядка регистрации цен, а также при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен;

Ø нарушение установленного порядка формирования и применения цен; отсутствие экономических расчетов при определении уровня отпускных цен на реализуемые товары.

При совершении первых двух правонарушений субъектом ответственности выступает организация и индивидуальный предприниматель. Совершение двух остальных правонарушений влечет применение административной ответственности к должностному лицу и индивидуальному предпринимателю. Совершение первых двух правонарушений повторно в течение года после применения мер ответственности является основанием для принятия решения о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) хозяйственным судом.

Отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен, влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров. Освобождены от составления экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), юридические лица и индивидуальные предприниматели: а) в случае изменения ими отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) в размерах, не превышающих установленных Советом Министров предельных индексов; б) при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

Первый уровень — Закон «Об аудиторской деятельности», приня­тый Государственной Думой 24 декабря 2008 г. № 307-ФЗ — это ос­новной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации.

К документам второго уровня относятся постановления Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и разъясне­ния Минфина РФ и Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Третий уровень системы нормативного регулирования аудитор­ской деятельности представлен Федеральными правилами (стандар­тами) аудиторской деятельности, основное назначение, которых заключается в установлении норм аудита, однозначно интерпрети­руемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень — методики аудиторской деятельности, рег­ламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок при­менительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам нало­гообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавлива­емые саморегулируемыми организациями аудиторов для своих чле­нов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоя­щее время идет активная разработка данных стандартов.

Пятый уровень — внутрифирменные документы аудиторских организаций, необходимые для реализации требований нацио­нальных стандартов на практике. В первую очередь к документам этого уровня следует отнести внутрифирменные стандарты аудитор­ских организаций. Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актов, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные проце­дуры проведения аудита. При этом требования правил аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудито­ров не могут противоречить требованиям ФПСАД и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются.

Требования к информации из внешних источников, используемой аудитором для получения аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №18

Аудиторские доказательства, полученные аудитором благодаря подтверждающей информации из внешних источников, независимых от аудируемого лица, при их рассмотрении по отдельности или совокупно с аудиторскими доказательствами, полученными в результате других процедур, могут способствовать снижению аудиторского риска, связанного с предпосылками подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, до приемлемо низкого уровня.

Внешнее подтверждение — это процесс получения и анализа аудиторских доказательств посредством направления третьей стороной аудитору (по требованию аудируемого лица) ответа на запрос аудируемого лица о предоставлении информации относительно какой-либо определенной статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказывающей влияние на предпосылки ее подготовки. При принятии решения относительно целесообразности и особенностей использования внешних подтверждений аудитор должен учитывать область деятельности аудируемого лица и опыт рассылки запросов, а также получения и обработки полученных ответов. Внешние подтверждения используют, как правило, для проверки остатков на синтетических и аналитических счетах. Однако использование внешних подтверждений не всегда должно ограничиваться только этой областью.

Надежность аудиторских доказательств, полученных благодаря внешним подтверждениям, зависит:

а) от применения аудитором соответствующих процедур при подготовке запроса о внешнем подтверждении;

б) от выполнения процедур внешнего подтверждения;

в) от оценки результатов процедур внешнего подтверждения.

На надежность полученных подтверждений влияют:

а) средства контроля, применяемые аудитором в ходе подготовки запросов о внешнем подтверждении и при анализе ответов;

б) особенности третьих сторон, составляющих ответ;

в) ограничения, имеющиеся в ответе или наложенные руководством аудируемого лица.

Аудитор может использовать запросы о предоставлении позитивных и (или) негативных внешних подтверждений.

В запросе о позитивном внешнем подтверждении содержится просьба ответить аудитору в любом случае путем указания на согласие отвечающего с предоставленной информацией (конкретными числовыми значениями) либо путем внесения информации (самостоятельного указания числовых значений).

Как правило, ответ на запрос о позитивном подтверждении является надежным аудиторским доказательством. Однако существует риск того, что лицо, составляющее подтверждение, ответит на запрос, не убедившись в правильности информации.

Аудитор может снизить этот риск, если отправит запрос о позитивном подтверждении, не указывая в запросе конкретный показатель либо сумму (или другую аналогичную информацию), с просьбой внести этот показатель либо сумму (привести определенную информацию). Однако использование запроса о внешнем подтверждении в форме бланка, предполагающего самостоятельное заполнение, может привести к снижению количества ответов, так как при этом от лиц, составляющих ответ, требуется приложение дополнительных усилий.

Запрос о негативном внешнем подтверждении подразумевает, что лицо, составляющее такое внешнее подтверждение, направит ответ только в случае несогласия с информацией, изложенной в запросе. Однако если ответ на негативное внешнее подтверждение не получен, то аудитор должен понимать, что не получит однозначных аудиторских доказательств факта получения запроса третьей стороной, а также того, что третья сторона проверила правильность содержащейся в запросе информации.

Характеристика информации аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита согласно федерального правила (стандарта) № 22

Аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.
Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника, как правило, отражает:

а) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;

б) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

в) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;

д) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;

е) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

з) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);

и) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

Характеристика ключевых положений Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008.

ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года.

ФЗ определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. ФЗ- концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Конституции РФ, Гражданского и Налогового Кодексов РФ, ФЗ «О БУ», ФЗ «О саморег-х орг-ях» и др.

ФЗ №307 пришел на смену ФЗ 7.08.01 N 119-ФЗ «Об ауд.д-ти». Изменились законодательные подходы к основополагающим категориям: аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам; существенно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности. Новый закон предусматривает переход на кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование.Лицензирование аудиторской деятельности отменено с 1 января 2010 года. Одновременно введено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. На эти объединения возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Введен единый квалификационный аттестат аудитора, который дает аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики. Детально регламентирован порядок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Закон включает 26 статей, в которых отражены основные понятия, права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг; порядок осущ-я контроля качества ауд орг-ций и инд-х аудиторов и др.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Ауд-я д-ть (ауд-е услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Ауд-я орг-ция– коммерч. орг-ция, явл-ся членом одной из саморегулир-х орг-ций аудиторов.

Аудитор– физ. лицо, получившее квалификационный аттестат(выдается СОА) аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Определены основания ауунлир-я квалиф. аттестата.

СОА – некоммерч-я орг-я, созд-я на условиях членства в целях обеспеч-я условий -я ауд-й д-ти.

Независимость – ФЗ определяет случаи, когда аудит не может осуществляться.

Аудит-я тайна- любые сведения и документы, полученные/составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также инд-м аудитором и раб-ми, с кот-ми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, за исключ.: сведений, разглашенных аудитруемым лицомлибо с его согласия; сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обяз-го аудита; сведений о величине оплаты ауд-ких услуг.

В законе прописаны случаи проведения обязательного аудита (ст.5): ■если ОАО; ■если ценные бумаги допущены к обращению на организованных торгах; ■если организация является кредитной организацией,являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, негос-м пенсионным или акц-ным инвестиц-м фондом и пр.; ■если объем выручки от продажи продукции за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;■если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;■ в иных случаях, установленных федеральными законами.

В законе прописано понятие аудиторского заключения — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.Определены основные реквизиты данного документа.Заведомо ложное ауд. заключение — составленное без проведения аудита или составленное по рез-там аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита (признается по решению суда).

Post navigation

Previous Post:

Безвестно отсутствующим ГК

Next Post:

Как продать долю ООО?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes