Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Правовой режим земель

01.07.2020 by admin

Содержание

  • Правовой режим земель
  • Видео по теме
      • Понятие правового режима земель
        • Виды правового режима земель:
        • Элементы правового режима земель:
      • Единство и дифференциация правового режима земель

Правовой режим земель

Видео по теме

Уяснение понятия «правовой режим земель» является необходимым для выявления сути земельного права как регу­лятора земельных отношений, поскольку именно через дан­ное понятие отражается особый характер регулирования об­щественных отношений, возникающих по поводу земли.

В науке земельного права под правовым режимом земель понимается совокупность правовых норм, определяющих сущ­ность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, управления в сфере охраны и использова­ния земель, правовой охраны земель, а также мер юридической ответственности за земельные правонарушения.

В практическом смысле правовой режим земель можно определить как установленный в законодательстве порядок их охраны и использования.

Понятие «правового режима земель» применимо как ко всем землям Российской Федерации (общий правовой режим земель), для отдельных категорий и видов земель (особый пра­вовой режим) и для конкретных, индивидуально определен­ных земельных участков.

Объектом общего правового режима являются все земли Российской Федерации и он означает определенный режим законности и правопорядка, т.е. земельный правопорядок2. Например, согласно первому принципу земельного законода­тельства, закрепленному в ст. 1 (п. 1) Земельного кодекса РФ, все земли, вне зависимости от целевого предназначения, фор­мы собственности, вида разрешенного использования, ведом­ственной принадлежности рассматриваются как основа жизни и деятельности человека, природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Данный принцип нашел развитие в ст. 12 ЗК РФ, в соответствии с которой ис­пользование земель должно осуществляться способами, обес­печивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Объектом особого правового режима являются земли опре­деленной категории или вида земель: земли сельскохозяйст­венного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, обороны, безопасности и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Деление земель по целевому назначению на категории является принципом земельного законодательства (пп. 8, п. 1, ст. 1 ЗК РФ), означающим, что правовой режим земель опре­деляется исходя из их принадлежности к той или иной кате­гории и разрешенного использования в соответствии с зони­рованием территорий и требованиями законодательства. Аналогичная норма содержится в ст. 7 (п. 2) ЗК РФ, согласно которой правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавли­ваются федеральными законами и требованиями специаль­ных федеральных законов.

Понятие «правовой режим земель определенной катего­рии» дает возможность определить порядок охраны и использо­вания конкретной категории земель, возможность использования земель на основании различных титулов (постоянное (бессроч­ное) пользование, безвозмездное временное пользование, аренда и др.), особенности осуществления различных управленческих функций в отношении соответствующей категории земель и т.д.1

Необходимо отметить, что 21 декабря 2004 года Государ­ственной Думой принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О пе­реводе земель или земельных участков из одной категории в другую», регулирующий отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких зе­мель из одной категории в другую.

Средством уточнения и детализации правового режима определенной категории земель служит зонирование терри­тории (территориальное зонирование), предусмотренное зе­мельным и градостроительным законодательством РФ. Зони­рование территорий в России представляет собой дополни­тельный по отношению к подразделению земель на категории способ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий.

В соответствии со ст. 83 (п. 2) Земельного кодекса РФ, поря­док использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в преде­лах его административных границ делится на территориальные зоны, причем документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного само­управления (правилами землепользования и застройки).

Статья 85 Земельного кодекса РФ определяет, что в со­став земель поселений в соответствии с градостроительными регламентами могут входить следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; ин­женерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назна­чения; военных объектов; иные территориальные зоны.

Ныне утративший силу Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. (ст. 1) определял территориальное зонирова­ние как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определе­нием видов градостроительного использования установлен­ных зон и ограничений на их использование. Действующий Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ вместо понятия «территориальное зонирование» использует термин «градостроительное зонирование», означающий зо­нирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градо­строительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градострои­тельные регламенты.

Зонирование как метод регулирования использования земель впервые был применен в США. В начале двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту со­оружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безо­пасности населения. Ордонансы по зонированию, как прави­ло, определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения. Применитель­но к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, вы­соты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требова­ниями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки.

Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например нацио­нальных природных парков. В соответствии со ст. 15 Феде­рального закона от 14.03.95 г. № 33-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.), на территориях национальных парков устанавливается диффе­ренцированный режим особой охраны с учетом их природ­ных, историко-культурных и иных особенностей. На их тер­риториях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познаватель­ного туризма, рекреационная, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей и др.

Выделяют также экологическое зонирование, которое предусмотрено Федеральным законом от 01.05.99 г. № 94-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.) «Об охране озера Байкал».

Элементом понятия «правовой режим земель» является и разрешенное использование земельного участка, однако оно применимо для тех категорий земель, в отношении которых осуществляется территориальное зонирование1. В действую­щем законодательстве не дается определения понятия «раз­решенное использование». В то же время, оно крайне важно для лица, непосредственного использующего земельный уча­сток. Когда на основании территориального зонирования оп­ределены виды разрешенного использования, то лицо, ипользующее земельный участок, вправе выбрать любой вид разрешенного использования без каких-либо дополнитель­ный разрешений и согласований.

В науке земельного права выделяют «смешанный зе­мельно-правовой режим»1. Это обусловлено тем, что земли одного целевого назначения могут находиться в составе зе­мель другого назначения. Так, в состав земель поселений мо­гут входить земельные участки иного целевого назначения, например — сельскохозяйственного использования.

Понятие правового режима земель

Земельные ресурсы — вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации — это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом. И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.

Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

Виды правового режима земель:
    1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);
    2. особенный (особый — присущий отдельным категориям земель);
    3. специальный (конкретный — присущий конкретным земельным участкам).
Элементы правового режима земель:
    • определение границ его распространения (наличие объекта — категории земель или земельного участия);
    • порядок государственного регулирования использования земель;
    • наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;
    • содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;
    • наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.

Подробнее

Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

    1. органы, осуществляющие это регулирование: государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.
    2. формы регулирования земельных отношений на конкретных землях: установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования; контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле; вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.

Круг субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима можно подразделить на следующие группы:

    • лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования;
    • лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

    1. объекта земельно-правового режима (так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению);
    2. от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима (например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий);
    3. от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий (так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно);
    4. от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент (так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования — ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений подразумевает наличие:

    • мер юридической ответственности за нарушения правового режима;
    • правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель;
    • правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Единство и дифференциация правового режима земель

Единство и дифференциация правового режима земель заключается в том, что общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима.

Общий правовой режим земель устанавливается для всех земель Российской Федерации, а особенный — для определенных категорий земель и местностей. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.

Например, в местах проживания и деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен особый правовой режим использования земель; в целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться зоны с особыми условиями (режимом) использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и другие зоны).

На землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на

    • обычный;
    • пограничный (поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц).

Объектом особого правового режима являются (ст. 7 ЗК РФ):

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель. Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

Страница 1 из 4

Правовой режим земель в российском законодательстве определяется, как правило, по их основному целевому назначению, являющемуся господ­ствующим среди других целей. Например, главной целью использования категории земель сельскохозяйственного назначения является производ­ство растениеводческой или животноводческой продукции, а размещение строений и сооружений на этих землях имеет вспомогательный характер. Для категории же земель поселений, наоборот, господствующей являет­ся цель размещения строений и сооружений согласно их генеральным планам.

Частные интересы в использовании земель противоположны публич­ным интересам, хотя и совпадение их возможно при оптимальном пра­вовом управлении. Например, в рациональном использовании сельско­хозяйственных угодий одинаково заинтересованы как фермер, так и го­сударство, предоставившее ему эти угодья (ст. 2, 8, 9 Конституции РФ).

Сферу частного в использовании земель представляют земли, при­надлежащие гражданам, что и вызывает необходимость в выделении их в особый вид по правовому режиму и более детальном изучении.

Особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам, выражаются в следующем.

1. Основное влияние на правовой режим этого вида земель оказывает субъектный состав, по которому и выделяется данный вид земель. Поскольку субъектами данных отношений являются граждане, то данный вид землепользования представляет частный сектор с множеством разновидностей и комбинации. Например, в нем можно выделить и индивидуальное, и коллективное землеполь­зование, и нахождение земельных долей граждан в предприятиях смешанной формы собственности, и нахождение земельных участ­ков в объединениях граждан, не обладающих правом собственно­сти на данные участки.

Поскольку субъектами прав на землю являются граждане, облада­ющие единым правовым статусом (ограничение правоспособности и дееспособности их допускается только по особым законным основа­ниям), то правовой режим рассматриваемого вида земель является единым. В частности, имеются нормативно-правовые акты, устанавли­вающие единый порядок и основания прав граждан на землю, дискри­минация которых является существенным нарушением закона, влеку­щим ответственность для виновных в этом лиц.

Разумеется, из этого правила, единообразного для всех граждан России, права на землю, равного доступа к осуществлению хозяйство­вания на земле, есть исключения. Например, право на служебный зе­мельный надел возникает, во-первых, лишь у работающих в определен­ных сферах общественно полезной деятельности; во-вторых, только на период выполнения работы. При этом в исключительных случаях право на служебный земельный надел у работника сохраняется после пре­кращения трудовых отношений. Однако это особое исключение из всеобщих прав на землю продиктовано интересами стимулирования притока работников в те сферы, в которых испытывается недостаток рабочих рук. Не каждый, к примеру, пойдет на работу в лесоохрану, на отдаленные полустанки железных дорог, на находящиеся в безлюд­ных местах посты рыбоохраны и f.д. В силу этого применение инсти­тута служебных земельных наделов не противоречит конституцион­ному равноправию граждан на земельные права.

2. Определенное влияние на правовой режим земель, принадле­жащих гражданам, оказывает и категория земельного фонда, в ко­торой находится участок, принадлежащий гражданину. В частности, на землях сельскохозяйственного назначения участки предоставля­ются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, для сенокошения и т.д.; на землях
поселений — под строительство индивидуальных жилых домов; на землях специального назначения (промышленности, транспорта и
т.д.)— под служебные земельные наделы.

3. Круг объектов земельных правоотношений, в которых граж­дане обладают правом на землю, значительно шире, чем в земель­ных правоотношениях с участием других субъектов. В частности, в круг объектов земельных правоотношений, где субъектами являются граждане, обладающие правами на землю, входят и земельные доли, и права на’ земельные доли и на земельные участки, которые могут быть вкладом в хозяйственное общество и товарищество.

Если земельные участки как объекты прав граждан на землю опреде­лены в натуре на местности, имеют границы, обладание участками реаль­но осязаемо (ограничением допуска на этот участок, установлением осо­бого режима охраны участка и т.д.), то земельные доли, принадлежащие гражданам, а также права на них имеют условный характер и обретают реальные черты при выделе земельной доли в натуре на местности.

4. Характер использования земельных участков гражданами, которым принадлежат эти участки, сводится к двум основным видам: товарному и потребительскому.

Товарный характер использования земель выражается в использо­вании земельных участков для удовлетворения предпринимательских интересов гражданина. Например, крестьянское (фермерское) хозяйство создается для производства сельскохозяйственной продукции (выращи­вания сельскохозяйственных культур, производства мяса и молока) и последующей реализации’ее потребителям; хозяйственное общество, принадлежащее гражданину, осуществляет на производственных мощ­ностях, расположенных на определенных участках, производство тех или иных изделий, ремонт техники и оказание определенных услуг другим, гражданам и организациям (потребителям). Собственник фермерского хозяйства и производственных мощностей получает лишь прибыль от реализации продукции, производства работ и оказания услуг, результа­ты же его труда идут на удовлетворение нужд других лиц.

Потребительский характер использования земель выражается в том, что все или основные результаты такого использования предназнача­ются для удовлетворения личных потребностей граждан, которым при­надлежат используемые участки. Например, использование земли в качестве личного подсобного хозяйства в виде индивидуального ого­родничества; использование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и т.д.

При этом грань между товарным и потребительским использова­нием земель довольно относительна.

В практике хозяйственных отношений бывает, что граждане про­дают всю произведенную в личном подсобном хозяйстве продукцию. В таком случае отличие потребительского использования земель от товарного определяется, во-первых, степенью повторяемости (система­тичности) такой формы использования; во-вторых, наличием или от­сутствием государственной регистрации такой деятельности, посколь­ку незарегистрированная предпринимательская деятельность являет­ся незаконной.

Здесь можно также выявить два основных вида использования зе­мель: растениеводческий и нерастениеводческий.

Как сельскохозяйственный, так и несельскохозяйственный харак­тер нерастениеводческого использования гражданами земельных уча­стков выражается в том, что почвенный покров земли здесь не экс­плуатируется, а поэтому при строительстве соответствующих строений и сооружений он подлежит снятию и направлению для сельскохозяй­ственных целей в установленном законом порядке.

Однако в сельскохозяйственном нерастениеводческом использова­нии земель, в отличие от несельскохозяйственного, присутствуют нор­мы, имеющие аграрно-правовое содержание. В частности, содержание скота должно соответствовать ветеринарно-санитарным нормативам; складирование кормов должно отвечать растениеводческим правилам; складирование минеральных удобрений — нормативам охраны окру­жающей среды и т.д.

Суммируя изложенное, можно сделать следующие основные выводы:

  1. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам, облада­ет единством правового содержания, обусловленным единством правового статуса граждан Российской Федерации.
  2. Этот правовой режим имеет специфические черты, позволя­ющие выделять его в самостоятельный вид.
  3. Специфические черты правового режима земель, принадлежащих гражданам, обусловлены субъектным составом. Вместе с тем опре­деленное влияние оказывают на них и особенности правового режима той категории земель, в которой расположены участки граждан.
  4. Содержание правомочий граждан в отношении использова­ния принадлежащих им земельных участков зависит от того, ис­пользуются эти участки для товарного производства продукции или в потребительских целях, имеют растениеводческий или не­ растениеводческий характер.
  5. Объекты земельных правоотношений, участниками которых являются граждане, обладающие земельными участками, включа­ют в себя не только земельные участки, но и земельные доли и земельные права как на участки, так и на эти доли.

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ

Правовой режим земель — это установленный нормами земельного права порядок должного поведения к земле в её триединстве со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, направленный на выполнение задач земельного законодательства.

Признаки правового режима земель:

1) правовой режим земель — это определённый порядок

2) порядок выражается в должном поведении к земле в её триединстве
(соблюдение требований и норм)

3) должное поведение к земле должно иметь местно не только со стороны
землепользователей (граждан и юридических лиц), но также и со стороны органов,
осуществляющих управление земельными ресурсами

4) данный порядок закрепляется нормами земельного, гражданского и иных отраслей
права

5) правовой режим земель направлен на выполнение задач земельного законодательства.

Правовой режим земель зависит от следующих факторов:

1) форма собственности

В советское время была закреплена только одна форма собственности — государственная. В настоящее время закреплено множество форм собственности (в том числе и на землю).

2) экономическая роль земель
Земля выступает как:

1) всеобщий предмет труда

2) главное средство производства (в сельском и лесном хозяйстве)

3) пространственный операционный базис (в иных сферах экономики страны).
3) экологический фактор

Земля — это

1) главная часть природного комплекса

2) основной природный ресурс

3)основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

4) характер экономических, политических и социальных отношений в обществе, а также стоящие перед обществом задачи.

Правовой режим земель должен быть таким, чтобы наилучшим образом служить выполнению задач земельного законодательства.

В условиях рыночной экономики по существу идёт процесс формирования нового земельного строя России => формируется также и новый правовой режим земель.

Новые черты:

1) включение земли в рыночный оборот, признание её объектом купли-продажи

2) дальнейшее продвижение земельно-аграрной реформы как составной части экономической реформы

3) земельные отношения стали имущественными, а земля признана имуществом (пусть и особого рода)

4) в современном земельном законодательстве более чётко ограничен круг вопросов, по которым государство может вмешиваться в регулирование земельных отношений и хозяйственную деятельность субъектов землепользования.

На правовой режим земель и его динамику влияют следующие тенденции земельных правоотношений:

1) возрастание роли земли под влиянием развития производительных сил

Всё больше требуется земель для строительства различных объектов и иных (несельскохозяйственных) нужд => в настоящее время стоит задача — обеспечить экономное, разумное использование земельных ресурсов для этих целей.

2) возрастание необходимости усиленной охраны почв

Почва — мотор биосферы.

Задача — сберечь почву в хорошем состоянии для будущих поколений.

3) сочетание землепользования с жизнеустойчивостью (жизнеспособностью) фауны (животного мира) и флоры (растительного мира).

Необходимо создавать специальные ландшафты.

Ландшафты — это земельные участки, в основу которых могут быть положены аграрный, лесной, рекреационный, экологический и иные ландшафты.

Человек, взаимодействуя с природой в рамках ландшафтов, сохраняет природу, окружающую среду.

4) создание рекреационных зон, выделение особо охраняемых территорий

Задача — обеспечить восстановление экологического равновесия в природе.

Земельные ресурсы — вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации — это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом. И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

5.1.1 Виды правового режима земель:

1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации). Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на обычный и пограничный, поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц.

2. особый (присущий отдельным категориям земель). Объектом особого правового режима являются земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

3. специальный (конкретный — присущий конкретным земельным участкам). Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель. Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

5.1.2 Элементы правового режима земель:

1.определение границ его распространения (наличие объекта — категории земель или земельного участия). Поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий. Например, на землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

2.порядок государственного регулирования использования земель,в котором можно выделить следующие аспекты:

2.1 органы, осуществляющие это регулирование — государственные органы общей и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.

2.2 формы регулирования земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие формы регулирования:

— установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования.

— контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю, по осуществлению хозяйствования на данной земле. Например, контроль за строительством, которое осуществляется по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранительными органами;

— вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей. Например, органы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; земельные участки могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд; права лиц, использующих землю, могут быть ограничены в интересах других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

3.наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:

3.1 лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования. Например, если собственники земель обладают всеми правомочиями, предусмотренными ЗК РФ, то землевладельцы лишены некоторых прав, предусмотренных этим кодексом. Конкретные права землевладельцев и землепользователей по использованию земельных участков, устанавливаются договором, по которому получен земельный участок;

3.2 лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель. Так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах (дороги, свалки мусора и т. п.).

4.содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

4.1 объекта земельно-правового режима. Так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению;

4.2от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима. Например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий;

4.3от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно;

4.4от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент. Так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования, а на земельных массивах, объявленных зонами экологического бедствия, ограничиваются все виды природопользования.

5. наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений, которые выражаются в следующем:

5.1наличие мер юридической ответственности за нарушения правового режима. Так, в случае систематического нарушения установленных режимов использования земель право собственности, землевладения, землепользования и аренды на них может быть прекращено; в случае нарушения законодательства, которым установлен тот или иной режим земель, наступает соответствующая юридическая ответственность;

5.2наличие правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в нарушение установленного правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения;

5.3наличие правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер. Так, в целях предотвращения химического, бактериального, радиоактивного и другого загрязнения почв законом устанавливаются нормативы ПДК в почве, что позволяет предотвратить ущерб, причиняемый земле неизбежными отходами производства.

Post navigation

Previous Post:

Как подать в суд заявление?

Next Post:

Субъектами добровольного медицинского страхования являются

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes