Примеры профессий
Похожие презентации
краткое содержание других презентаций на тему слайда
«Профессии XXI века» — Специалист по медиапланированию. Дизайнер. Сомелье. Логистик. Психолог по потреблению. Мерчендайзер. Специалист по защите компьютерной информации. Маркетолог. Промоутер. 500 новых специальностей. Джоббер. Трейдер. Клипмейкер. Новые профессии. Рекрутер. Пейджмейкер. Колорист. Имиджмейкер. Валеолог. Аквизитор.
«Человек в мире профессий» — Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Объединение людей 12. А рыбака – по улову. Придумать профессии и специальности, начинающиеся со следующих букв: К Р Ф П. Боится. Возможности личности в профессиональной деятельности («МОГУ»). Определяет занятие человека 13. Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии или специальности.
«Профессии урок» — Материал для учащихся для самостоятельном изучения. Методы и приемы организации образовательного процесса. I. Методы и приемы организации образовательного процесса II. Определить наиболее популярные профессии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Пример оценки эффективности поиска пути в выборе профессии.
«Профессии в школе» — Итого. К слову сказать, училась с большим удовольствием. И с подружками тоже была учительницей. Дисциплина всегда была хорошая. Считаю свою профессию самой благородной и нужной обществу. Когда училась в школе, меня окружали хорошие учителя. И я сделала свой выбор: поступила в БГПИ. 11 класс. Другая учительница, соседка по квартире, давала проверять тетради начальной школы.
«Человек и профессии» — День открытых дверей. Типы профессий: Профессии в географии. Надо уметь: Детские мечты. Все работы хороши, выбирай на вкус! Морские метеороло ги. Групповой проект создания образа будущего профессионала. Повар. «Каждые руки по-своему хватки, во всякой голове- свои задатки.». Готовьте себя к выбору профессии…
«Золотые руки работника» — Труд и зарплата. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры. «Уроки прошлого». Высококвалифицированный труд. Антонио Страдивари . Искусство золотого дерева Хохломы. Тема: «Золотые руки работника». Хохлома. МАСТЕР — квалифицированный работник, который трудится быстро и качественно. Изделия ювелиров аула КУБАЧИ.
В социологии класс понимают в двух смыслах— широком и узком.
В широком значении под классом понимают социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса — рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением — и здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи.
В узком значении класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства также в отечественной.
Отсюда можно сделать очень важный вывод: в историческом смысле классы — самый молодой и самый открытый тип стратификации.
Действительно, принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально — правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей, что называется, приписывали к той или иной социальной страте.
В классовом обществе дело обстоит иначе. Никого никуда не приписывают. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер — общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить количество классов в той или иной стране, принадлежность людей к классам очень сложно.
Сверху вниз в обществе расположены страты богатых, зажиточных (средний класс) и бедных людей, внутри классов которых мы можем обнаружить более мелкие подразделения, которые собственно и называются слоями, или стратами.
Богатые занимают самые привилегированные должности и самые престижные профессии. Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств составляют элиту общества. К зажиточным слоям, составляющим средний класс, в современном обществе относят врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшим слоям — неквалифицированных рабочих, безработных, нищих. Рабочий класс, согласно современным представлениям, составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное между средним и низшим классами положение.
В высший класс входит старая родовая аристократия и нувориши, пришедшие из рядов финансистов, торговцев недвижимостью, королей нарко и порнобизнеса. Обычно богатые — не одиночки, а семьи и семейные кланы.
Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования. Таким образом, к доходу как главному критерию стратификации добавляются престиж профессии (занятия), объем власти и уровень образования.
Класс богатых разбивается на верхний (очень богатых, миллиардеров) и нижний (просто богатых, миллионеров) слои. Средний класс состоит из трех слоев, а низший, или бедный, класс — из двух. Самый нижний слой именуют еще андерклассом, или «социальным дном».
Типология классов
Какие только типологии классов ни придумывали ученые и мыслители. Первыми свою модель предложили античные философы Платон и Аристотель.
Сегодня в социологии предлагают разные типологии классов. Первую типологию классов США предложил в 40-е годы XX века американский социолог Лойд Уорнер. Она включала шесть классов. Кроме этой предлагались и другие схемы, например: верхний — высший, верхний — низший, верхний — средний, средний — средний, нижний — средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний — средний, средний и нижний — средний класс, верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество, но важно уяснить себе два принципиальных положения:
• основных класса, как бы их ни называли, только три: богатые, зажиточные и бедные;
• неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.
С тех пор как Л. Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.
Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.
Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».
Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.
Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.
Нижний — средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ жизни.
Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.
Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом.
Чаще всего их ряды рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т. П.
В социологии критерием отнесения человека к тому или иному слою выступают не только доход, но также объем власти, уровень образования и престиж занятия, которые предполагают специфический образ жизни и стиль поведения. Можно получать очень много, но все деньги неумело потратить или пропить. Важен не только приход денег, но и их расход, а это уже образ жизни.
Особую роль, стабилизирующую социальную и политическую обстановку в обществе, играет средний класс, который в индустриально развитых странах составляет 60-80% населения. Как правило, к среднему классу относятся врачи, преподаватели, инженерно-техническая интеллигенция (включая всех служащих), средняяимелкаябуржуазия(предприниматели),высококвалифицированные рабочие, руководители (менеджеры).
Костяк среднего класса составляют представители малого бизнеса: менеджеры (руководители высшего и среднего звена); фермеры; кадровые военные (старшие офицеры); техническая интеллигенция, гуманитарная интеллигенция; квалифицированные рабочие; работники сферы торговли, услуг и транспорта; служащие (госслужащие и служащие коммерческих структур).
Как показали социологические исследования, представители верхнего слоя среднего класса не только живут заметно лучше окружающих и в значительно большей степени удовлетворены своей жизнью, но и их взгляды на будущее отличает гораздо больший социальный оптимизм. Что же касается среднего слоя среднего класса, т. е. собственно среднего класса, то он не столь оптимистичен, хотя половина его все же рассчитывает на сохранение достаточно высоких статусных позиций. Слои же, занимающие в социальной иерархии более низкие позиции, отличаются гораздо большей неудовлетворенностью своей нынешней жизнью и пессимизмом в отношении будущего.
В научной литературе по составу среднего класса принято различать «традиционные», или «старые» средние слои, объединяющие мелких частных собственников (сфера мелкого и среднего бизнеса, фермеры и т. д.), и «новые» средние слои, включающие лиц, владеющих интеллектуальной собственностью, развитыми навыками сложной трудовой деятельности: менеджеров, интеллигенцию, лиц свободных профессий, служащих, высококвалифицированных рабочих и т. д. Общая закономерность динамики социальной структуры западного общества такова: сокращение удельного веса «традиционных» и рост «новых» средних слоев.
Так называемый старый средний класс, который начал формироваться в XVIII—XIX веках и существовал до середины XX века, состоял, прежде всего, из собственников — мелкой и средней буржуазии. Во второй половине XX века ему на смену пришел так называемый новый средний класс, включающий самонанятых. Ресурсы власти «новых средних» связаны не с собственностью, а с профессиональной деятельностью.
Ядро старого среднего класса составляют мелкие предприниматели (представители малого бизнеса) — это владельцы небольшой мастерской или фабрики, ресторанчика, фермеры-арендаторы, самозанятый водопроводчик или строитель и т. п. Ядро нового среднего класса составляют представители свободных профессий и менеджеры: инженеры, программисты, врачи, адвокаты, ученые и преподаватели и т. д. Если на стадии индустриального общества главенствовал старый средний класс, то на стадии постиндустриального общества ведущие позиции в классовой структуре общества занимает новый средний класс. Такова историческая логика эволюции западного общества. А какова логика развития среднего класса в России, если учесть, что за годы советской власти, т. е. в период с 1917 по 1991 гг., мелких и средних предпринимателей уничтожили, фазу индустриального развития общества завершить не удалось, хотя удельный вес нового среднего класса (пусть и нерыночного типа), а именно ученых, врачей, преподавателей, инженеров и руководителей, был очень значительным (не случайно страна гордилась тем, что ученых и врачей у нас на душу населения было больше всех в мире)?
Сегодня к среднему классу относят научных и инженерно-технических работников, управленческий, административный персонал, не занимающий высоких постов, работающую по найму интеллигенцию, городских и сельских мелких собственников, в том числе большую часть крестьянства и фермерства, рабочих высокой квалификации, работников сферы обслуживания и др.
В России эволюция среднего класса имеет более сложную динамику. Наше общество и здесь демонстрирует свой уникальный путь, на этот раз в формировании среднего слоя. Во второй половине XX века можно выделить два этапа (первый этап относится к дореволюционной России): 1) 60—80-е годы отмечены становлением и усилением советского среднего класса, социальные гарантии и материальное положение которого зависело от государственной собственности; 2) в 90-е годы начинается формирование нового, рыночного типа среднего класса, который связан с частной собственностью и его можно именовать постсоветским. Приватизация государственной собственности, возникновение частных капиталов на руинах общенародной собственности служит причиной перехода от одного типа среднего класса (нерыночного) к другому, рыночному.
Переход от советского к постсоветскому типу среднего класса происходит в период, когда в России не завершено построение индустриального общества, когда эта исторически предшествующая стадия еще не исчерпала своих ресурсов, а уже намечается переход к следующему и более высокому типу общества, постиндустриальному. Однако в 90-е годы Россия окончательно не вступила в постиндустриальную стадию. У многих исследователей возникают сомнения, смогла ли страна удержаться на индустриальной стадии, поскольку промышленный потенциал в значительной степени был подорван.
Средний класс в России
Чтобы раскрыть проблему среднего класса, прежде всего, необходимо внести ясность в его определение. Изрядная доля неразберихи вокруг «среднего класса», который то ли еще не родился, то ли уже погиб, связана с тем, что разные авторы исходят из совершенно различных подходов к определению среднего класса.
Наиболее часто встречающиеся подходы к определению среднего класса в России можно свести к следующим:
-Средний класс фактически отождествляется со средними слоями и рассматривается как сугубо статистическое понятие: совокупность лиц с душевым доходом (вариант – с текущим потреблением) в интервале между прожиточным минимумом (бедные и «новые бедные») и практически неограниченными финансовыми возможностями («новые богатые»). Представителям подобного подхода задавать вопрос о том, есть ли в России средний класс и какова его специфика, бессмысленно, поскольку они считают, что в любом обществе и всегда есть «низы» и «верхи», то между ними всегда имеется и более или менее обширная «середина». Их интересует единственный вопрос – насколько велика была эта «середина» в современном российском обществе до августа и что с ней произошло потом.
-Под средним классом понимаются преимущественно малое предпринимательство и близкие к нему группы (самозанятые и т.д.). Сторонники такого подхода исходят из неявной парадигмы, что российское общество совершает догоняющую модернизацию и проходит стадию классического индустриального общества; поэтому основные характеристики среднего класса в их понимании так или иначе связаны со специфическим характером собственности на средства производства и стратегиями поведения, в основе которых – стремление к прибыли, деньгам как мерилу успеха.
-Упор делается на «новый» средний класс как движущую силу постиндустриализации; при этом в центре внимания оказываются главным образом интеллектуалы, обладатели дорогостоящего «человеческого капитала», который может быть востребован в условиях динамично развивающегося частного сектора экономики и «третичного сектора». В основе поведения этого среднего класса – «новая рациональность», т.е. стремление не к деньгам и материальному благополучию самому по себе(оно рассматривается как нечто саморазумеющееся), а к самореализации через процесс инновации и продукт инновации.
Наличие в обществе среднего слоя и его значительный количественный вес стабилизируют социально-политическую обстановку, создают гарантии демократического пути развития общества. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения — от 60 до 80%. К среднему классу принято относить врачей, преподавателей и учителей, инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и мелкую буржуазию (предпринимателей), высококвалифицированных рабочих, руководителей (менеджеров). В российском обществе, считающимся переходным, а потому нестабильным, доля среднего класса не очень высока и составляет по разным оценкам от 12 до 25%. По мере развития промышленности и подъема экономики нашей страны удельный вес среднего класса будет возрастать.
Опорные схемы по классификации профессий
Схема «Классификация профессий (типы профессий) по предметам труда (ПТЧЗХ.О)» (рис. 1)
Предмет труда — это вещь или комплекс вещей, которые подвергаются воздействию человека в трудовом процессе. Выделяют два вида предметов труда: первый — это материалы, непосредственно добываемые в природе и превращающиеся в продукт (уголь, руда, рыба и т.д.); ко второму виду относят материалы, подвергшиеся предварительной обработке (сырье), например пряжа, металлы и др. В приведенной схеме профессии представлены с позиций следующих пяти ведущих предметов труда.
«Человек — Природа» (П). Главный предмет труда — живая природа (растения, животные, микроорганизмы, биологические процессы).
«Человек — техника» (Т). Главный предмет труда — техника, материальные объекты, виды энергии.
«Человек — Человек» (Ч). Главный предмет труда — люди.
«Человек — знаковая система» (3). Главный предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки.
«Человек — художественный образ» (Х.О.). Главный предмет труда — произведения искусства, литературы, архитектуры.
Схема «Классификация профессий (классы профессий) по целям труда (ГПИ)» (рис. 2)
Цель труда — прогнозирование и планирование результатов деятельности. В зависимости от цели труда в схеме выделены три класса профессий — гностические, преобразующие, изыскательские.
Гностические профессии (Г). Название их происходит от латинского «гнозис» — знание, познание. Они связаны с познавательным трудом. Цели этого вида труда — многообразны: сортировать, проверять, оценивать по заранее известным признакам. Примеры: контролер, нормировщик, сортировщик, корректор. Гностические можно встретить среди любого из пяти типов профессий: (П) — сортировщик яиц, химик-лаборант бактериологического анализа; (Т) — контролер аппаратуры, осмотрщик вагонов; (Ч) — санитарный врач, нормировщик; (Х.О.) — контролер музыкальных инструментов, литературный критик. Профессии этого класса предъявляют определенные требования к работнику. Важны достаточно ярко выраженная наблюдательность, устойчивость внимания, памяти и мышления.
Преобразующие профессии (П) связаны с преобразованием предметов труда. Причем цели его многообразны: преобразование материалов, различных видов энергии, информации и процессов. Класс преобразующих профессий широко представлен во всех их типах: (П) — полевод, зоотехник; (Т) — токарь, сварщик; (Ч) — официант, медсестра; (3) — редактор, телеграфист; (Х.О.) — композитор, чеканщик. Для них важны достаточно выраженное восприятие, мышление и воля.
Изыскательские профессии (И) необязательно связаны со специальными изысканиями (например, археологическими, геологическими, океаническими и др.) или научными исследованиями (например, космическими). Этот класс профессий близок к классу преобразующих. Цель труда здесь — постановка задачи и поиск ее решения в условиях ограниченного промежутка времени. Примеры: раскройщик, паркетчик, разметчик. Класс изыскательских профессий широко представлен в любом из пяти их типов: (П) — агроном, микробиолог; (Т) — конструктор, проектировщик; (Ч) — стилист, педагог; (3) — программист, экономист; (Х.О.) — дизайнер, флорист. Для них требуются достаточно выраженные восприятие, воображение и мышление.
Следует сказать, что классификация профессий по трем классам условная. Многие профессии в разной степени сочетают в себе признаки двух или даже трех классов. Так, профессия учителя относится к классу преобразующих. Но в процессе аттестации, когда необходимо оценивать знания учащихся, цель его труда становится преимущественно гностической. Работа слесаря включает познавательную, изыскательскую и преобразующую цели. К подобным же профессиям относятся, например, профессии модельера, программиста, селекционера, флориста и др.
Схема «Классификация профессий (отделы профессий) по орудиям, средствам труда (РМАФ)» (рис. 3)
Орудия труда — важнейшая часть средств производства, посредством которой осуществляется непосредственное воздействие на предметы труда (станки, оборудование, приборы, двигатели и т.д.). В зависимости от использования орудий труда в данной схеме профессии разделены на четыре отдела.
Профессии, связанные с использованием ручного труда (Р). Представители этих профессий используют ручные и механизированные орудия и средства труда: ножницы, отвертку, скальпель, рейсфедер, электрическую дрель, краскораспылитель, пневматический отбойный молоток, рубанок и др.
Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М). Работники этих профессий используют автомобили, станки, тепловозы, самолеты, электровозы, тракторы, комбайны и т.д.
Профессии, связанные с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (А). Представители этих профессий в зависимости от степени автоматизации производства выполняют разные функции: управление прокатным станом, автоматической линией, энергосистемой или химическим производством и др.
Профессии, в которых преобладают функциональные средства в виде орудий труда (Ф). Это атрибуты поведения и речи человека: жесты, произношение звуков, слов, фраз, смысловые интонации, пауза, мимика лица.
Схема «Классификация профессий (группы профессий) по условиям труда (БОНМ)» рис. (рис. 4)
Условия труда — совокупность конкретных особенностей, образующих среду для осуществления трудовой деятельности человека или группы людей. Например, освещенность, влажность, температура, атмосферное давление, а также социально-экономические и организационные условия. В данной схеме профессии распределены по следующим четырем типичным условиям труда.
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (Б). Представители этих профессий трудятся в условиях, благоприятных для организма: нормальные физические нагрузки, оптимальный микроклимат (давление, температура, освещенность), отсутствие шума, запыленности, вибраций и пр.
Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (О). При работе по профессиям данной группы на организм временно влияют неблагоприятные умеренные или непостоянные производственные факторы (низкая или высокая температура, повышенная влажность).
Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в космосе, горячих цехах с неизбежными вредными производственными процессами (Н). На организм работников этой группы профессий постоянно влияют неблагоприятные производственные факторы (замкнутое или ограниченное пространство, перепады давления, влажности и температуры, повышенная запыленность, шум и вибрация и пр.).
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, большие общественные, материальные ценности (М). Профессии этой группы требуют от людей развитых гражданских качеств (нравственная позиция, социальная активность и чувство ответственности, доброжелательное отношение к окружающим, положительная направленность к деятельности).
Схема «Профессии и специальности (предметы труда, примеры профессий и специальностей)» (рис. 5)
Важным вопросом для профориентации является раскрытие понятий «профессия», и «специальность» по предметам труда и назначению деятельности в основных сферах общественного производства.
Профессия — это группа родственных специальностей. В переводе с латинского данный термин означает «официально указанное занятие», «объявляю своим делом». Например, профессии: токарь, учитель, врач и др. Однако нет вообще токаря, учителя или врача, а есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал. Нет учителя вообще, а есть учитель русского языка, учитель математики, учитель физики, учитель технологии и т.д., относимые к группе «педагогическая профессия». То же самое надо сказать относительно «профессии врача»: терапевт, стоматолог, хирург, окулист, невропатолог и др.
Специальность — это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для . определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-конструктор, инженер-строитель, инженер-технолог, врач-терапевт, врач-кардиолог, врач-хирург, учитель биологии, учитель физики, учитель истории и т.д.) и приобретенных путем соответствующей подготовки и опыта работы.
Схема «Условия оптимального выбора профессий» (рис. 6) строится на основе четырех модальностей: «Хочу», «Могу», «Надо», «Есть». «Хочу» — изучение направленности личности, ее стремлений. Конкретно это проявляется в мотивах, интересах, склонностях и профессиональных намерениях. «Могу» — изучение способностей и здоровья. Функциональность «Надо» указывает на требования рынка труда к профессиям, потребность в кадрах. Если заниматься каким-либо делом, на которое нет спроса на рынке труда, то прилагаемые усилия теряют всякий смысл. «Есть» — изучение характерологической совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в самооценке поведения, отношении к окружающей действительности и труду. Эти условия определяют программу изучения личности и являются ориентиром для формирования профессионального самоопределения.
Опорные схемы следует использовать на занятиях по технологии, а также в качестве источника самостоятельного приобретения учащимися знаний профориентацион- ного характера.
И.П.Арефьев,
проф. Шуйского госпедуниверситета,
д-р пед. наук
Классификация профессий Климова
Бесплатные тесты на профориентацию
Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:
-
«человек — живая природа»,
-
«человек — техника»,
-
«человек — человек»,
-
«человек — знаковая система»,
-
«человек — художественный образ».
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:
Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.
Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/
Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль — то есть, к какомутипу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии» предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.
Базовая классификация профессий |
|||||
Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации — и соответствующие им типы профессий. |
|||||
Предмет труда |
Природа |
Техника |
Человек |
Знак |
Худо- жественный образ |
Условия труда |
Бытовые |
НаОткрытом воздухе… |
Необычные |
C повышенной Моральной ответст- венностью |
|
Средства труда |
Ручные |
Машины |
Автоматизи- рованные |
Функци- ональные |
|
Цели труда |
Гностичес- кие |
Преобразую- щие |
Изыскатель- ские |
|
|
1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
В действительности, это — очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело — таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.
«Ч Е Л О В Е К — П Р И Р О Д А»
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа «человек -природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу…
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов — растения и их среда существования.
C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
«Ч Е Л О B Е К — Т Е Х Н И К А»
Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.
Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:
-
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
-
профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
-
профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
-
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
-
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
-
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
-
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
-
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
-
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
«Ч Е Л О В Е К — Ч Е Л О В Е К»
Здесь главный, ведущий предмет труда — люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
-
профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
-
профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
-
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
-
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
-
профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
-
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
-
устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
-
потребность в общении,
-
способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
-
умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
-
умение находить общий язык с разными людьми.
«Ч Е Л О В Е К — З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы»
Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Профессии типа «человек — знаковые системы» включают:
-
профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
-
профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
-
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
«Ч Е Л О В Е К — Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З»
Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа «человек -художественный образ» включают:
-
профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
-
профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
-
профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
-
профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа «человек -художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий
-
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
-
Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
-
Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
-
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).
3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела
-
Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
-
Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
-
Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
-
Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий
-
Гностические: распознать, различить , оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
-
Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
-
Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)
Пример формулы профессии: Юрист
Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов — Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета — в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий — задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным — Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера — за необычные условия, а физика-теоретика — за изыскательские цели).