Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Принцип федерализма

18.07.2020 by admin

ФЕДЕРАЛИЗМ — способ (принцип) территориальной организации государства, выраженный в характере взаимоотношений субъектов федерации между собой и федеральными органами государственной власти. Ф. как сочетание самоуправления и разделения властей выполняет две главные функции: 1) децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали. Считается поэтому, что по сравнению с унитаризмом Ф. есть более демократический принцип организации государства, поскольку допускает децентрализацию власти ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры; 2) интегрирует территориальные сообщества, т. е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования — единого целостного государства. Как воплощение принципа Ф. федеративное государство хотя и состоит из отдельных субъектов, однако представляет собой единое, целостное государство, которому присущи те же свойства, что и унитарному государству: единая территория, население, живущее на этой территории, власть, действующая на всей территории государства. Как принцип государственного устройства Ф. включает в себя способ урегулирования разногласий и объединение сообщества людей на государственном уровне; определяет разделение государственной власти по вертикали территориальными образованиями различного уровня в едином государстве. В западной науке Ф. понимается как процесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечивать наиболее целесообразные в данных условиях методы управления. В качестве принципа конституционного строя Ф. выступает и как способ государственного территориального устройства страны, и как конституционная основа исторически сложившегося государственного единства многонационального народа России, являющегося юридической (и фактической) гарантией государственной целостности РФ, целостности ее территорий, а также территорий, входящих в РФ. Конституция РФ (ч. 3 ст. 5) прямо указывает на то, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти». Возведение Ф. в ранг конституционного принципа означает, что в РФ национальный вопрос и вопрос о территориально-политической организации общества и государства, разграничении предметов ведения между союзом и составляющими его частями (субъектами) решается на основе принципа Ф. Изначально Ф. опирается на строгое, двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач. Субъекты РФ имеют собственную территорию, конституции или уставы и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости; предметами ведения Федерации являются важнейшие вопросы государственной жизни: организация высших органов власти, внешняя политика, оборона страны, финансы, федеральные налоги, федеральные энергетические системы, транспорт, информация, связь, правовые основы единого рынка и др. В ведение субъектов РФ входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единого (общегосударственного) регулирования. Во многих сферах Федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют, обеспечивая политическую, правовую, экономическую и другую интеграцию государства в слаженно работающий единый организм. Субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом. Действующая Конституция РФ, как и предыдущая, не говорит о том, что субъекты Федерации являются суверенными. Особенно важно, что они лишены права на сецессию — свободный (односторонний) выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в международных отношениях. Субъекты РФ не обладают верховенством на своей территории в том смысле, что действие федерального права распространяется на всю Федерацию и ни один из субъектов Федерации не вправе препятствовать его законному применению (ч.1 и 2 ст. 15 Конституции РФ).

Принято различать две основные модели Ф. — дуалистический и кооперативный. Дуалистический Ф. базируется на идее равновесия между Федерацией и ее субъектами, которые имеют свои предметы ведения и не вмешиваются в дела друг друга (эта модель Ф. характерна для США). Концепция кооперативного Ф. основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества (эта модель Ф. используется, в частности, в ФРГ).

Принцип Ф., определяющий сложный (многосоставный), союзный характер государства, находит воплощение в территориальной организации федеративного государства.

От понятия «Ф.» необходимо отличать «псевдофедерализм» — термин (введенный И.А. Ильиным), характеризующий процесс внедрения принципов Ф. в государствах, не имеющих достаточных социокультурных и социально-экономических предпосылок для его формирования, определяющий его сложный (многосоставный), союзный характер.

(В.Ч.)

Определение 1

Федерализмом называют тип организации системы государственных органов власти, который согласуется с федеративной формой устройства государства.

Основной целью федерализма можно назвать оптимальное сочетание как большого, так и малого в чем-то целом.

Содержание

  • Основы принципа федерализма Конституции
  • Проблемы обеспечения равноправия субъектов государства
  • Планирование и координация исполнительной власти
      • Принцип государственной целостности
      • Единство системы государственной власти
      • Разграничение предметов ведения
      • Равноправие и самоопределение народов РФ
      • Равноправие субъектов Федерации
      • Наличие единого гражданства
      • Принцип национально-территориального устройства
      • Конституционно-договорный способ закрепления федеративных связей

Основы принципа федерализма Конституции

При рассмотрении принципа федерализма Конституции Российской Федерации можно выделить несколько основных частей.

В качестве первой можно отнести единство системы власти государства. К ведению РФ относится формирование системы федеральных органов всех трех ветвей власти, а также единых принципов организации органов власти субъектов государства (согласно статьям 71 и 77 Конституции).

Ко второй части относится разграничение полномочий и предметов ведения федеральных органов госвласти и органов госвласти субъектов государства, включая муниципальные органы.

Проблемы обеспечения равноправия субъектов государства

Главно й целью федеративных основ государства РФ является обеспечение равноправия всех его субъектов. Однако при практической реализации принципа равноправия возникают объективные трудности. Так, статусные различия субъектов могут быть подтверждены:

  • дифференциацией социального и экономического развития;
  • численностью населения;
  • различиями в наличии сырьевых и пищевых ресурсов.

К субъективным критериям, которые являются фактическим подтверждением дифференциации правового положения субъектов государства, относятся различия в культурном развитии и национальном самосознании.

Согласно Конституции народы/народности, которые ведут кочевой образ жизни и граждане, проживающих в урбанизированных регионах должны иметь равные права. Но национальный уклад является источником препятствий в достижении указанного равноправия. Помимо этого в Конституции закреплены объективные юридические критерии, которые являются свидетельством различия правового положения субъектов РФ.

Замечание 1

Согласно статье 5 Конституции правовое положение государства в составе Федерации имеется только у республик. Однако им не предоставляется статус суверенного государства.

Поэтому о равноправии субъектов не может идти и речи. Исходя из этого, в составе РФ как федеративного государства находятся 21 государство и 62 субъекта (которые не имеют государственно-правовых полномочий).

Также нельзя рассматривать с позиции равноправия договорные отношения исполнительных федеральных органов власти и исполнительных органов власти субъектов государства, так как такие взаимоотношения создаются внутри единой системы исполнительной власти. Подобное служит почвой для объективных различий в полномочиях федерального уровня и полномочиях уровня субъектов государства. Подобный аспект прописан в части 4 статьи 5 Конституции, согласно которой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты являются равноправными между собой.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Планирование и координация исполнительной власти

Существенные позиции в реализации исполнительной власти занимают планирование и координация.

Определение 2

Планированием называют исследование целей, возможностей и других показателей функционирования, которое базируется на аналитических исследованиях.

Функции планирования являются базовыми для сферы управления.

Определение 3

Координацией называют согласованное взаимодействие исполнительных органов власти и территориальных органов публичных учреждений/организаций, которые подведомственны им.

Функции планирования и координирования продолжили быть актуальными даже в период становления рыночной экономики. Можно сказать, что именно они являются воплощением государственного регулирования в области частноправовых отношений.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Конституция РФ закрепляет принцип федерализма в качестве одного из базовых для конституционного строя. Федерализм позволяет обеспечить децентрализацию государственной власти и управления, эффективное распределение полномочий между центром и субъектами на основе сотрудничества и взаимной ответственности сторон.

Государственное (федеративное) устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе входящих в основы конституционного строя.

Принципы федеративного устройства РФ:

  • государственная целостность РФ;
  • единство системы органов государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • равноправие и самоопределение народов в РФ.

В этом ряду следует выделить еще принцип — национально-территориального устройства. А ст. 69 Конституции содержит принцип свободного развития коренных малочисленных народов.

Принцип государственной целостности

Это один из основных принципов федеративного устройства России. Россия является не просто суммой составных частей, а единым, целым государством, которое сложилось в результате длительного исторического развития. Субъекты Федерации выступают в качестве его частей, которые стремятся к единству в государственной, политической, социально-экономической и иных областях. Государственная целостность обеспечивается деятельностью всего государственного механизма, а также отсутствием у субъектов одностороннего права выхода (сецессии) из состава Федерации.

Единство системы государственной власти

Этот принцип определяет характер осуществления власти в федеративном государстве. Наряду с распространением власти Российской Федерации на всей ее территории, на территорию каждого из субъектов Федерации распространяется власть этого субъекта. Осуществление власти на каждом уровне осуществляется в соответствии с принципами разделения властей, а также разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Единство обеспечивается также наличием в составе федерального парламента одной из палат (Совета Федерации), которая представляет интересы субъектов Федерации, и закрепленным в Конституции Российской Федерации единством системы исполнительной власти по вопросам исключительного федерального, а также совместного ведения. Эту систему образуют органы исполнительной власти обоих уровней — Федерации и ее субъектов.

Разграничение предметов ведения

Важнейшим принципом федерализма является конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72, 73). В российской модели федеративного государства установлено три сферы компетенции: федеральная, субъектов Российской Федерации и совместного ведения.

По вопросам исключительного ведения Российской Федерации правовое регулирование и практическое осуществление властных полномочий осуществляются федеральными органами государственной власти. К этой группе полномочий ст. 71 Конституции РФ. в частности, относит принятие и изменение Конституции России и федеральных законов, федеративное устройство и территорию, управление федеральной собственностью, федеральный бюджет, внешнюю политику, оборону и безопасность, уголовное, гражданское законодательство и некоторые другие вопросы.

По вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов работа осуществляется совместно, причем приоритет в случае возникновения разногласий принадлежит Российской Федерации. К таким вопросам ст. 72 Конституции России относит обеспечение соответствия законодательства субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, административное законодательство, кадры правоохранительных органов, защиту прав и свобод человека и гражданина, природопользование, координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и другие.

В сферу исключительного ведения субъектов Федерации входят все иные вопросы, не вошедшие в две предыдущие. Здесь субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование и осуществление власти (например, административно-территориальное устройство субъекта), а в случае противоречия с федеральным законом действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

Конституция РФ определила три способа правового регулирования объема полномочий Федерации и ее субъектов: конституционный, законодательный и договорной (ч. 3 ст. 11, ст. 76).

Равноправие и самоопределение народов РФ

Равноправие в государственном устройстве как принцип государственного устройства означает равноправие, во-первых, народов, а во-вторых, субъектов Федерации.

Россия — многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

Более 170 народов, проживающих на территории России, пользуются равными правами во всех областях государственного строительства и общественной жизни. Право на самоопределение выражается в праве самостоятельно и свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. В то же время реализация народом права на самоопределение не может ущемлять права человека или нарушать территориальную целостность и политическое единство суверенного государства.

Равноправие субъектов Федерации

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все они равны и никакой субъект не должен иметь преимуществ перед другими.

Наличие единого гражданства

Определяет единство статуса гражданина Российской Федерации вне зависимости от факта его проживания на территории того или иного субъекта Федерации. Единое гражданство в федеративном государстве способствует его суверенитету и целостности.

Принцип национально-территориального устройства

Российская Федерация создана на основе смешанного национально-территориального принципа и включает шесть видов субъектов. Соответственно по национальному принципу образованы республики и автономная область; по территориальному принципу — края, области и города федерального значения. Ко времени вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация состояла из 89 субъектов, но в последнее время состав субъектов Российской Федерации претерпел существенные изменения в связи с начавшимся процессом объединения субъектов Российской Федерации и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации. С 1 января 2008 г. в составе Российской Федерации находится 83 субъекта. В 2019 году в России насчитывается 85 регионов — субъектов Российской Федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Конституционно-договорный способ закрепления федеративных связей

Взаимоотношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами могут строиться не только на основе конституционных положений, но и на основе договоров. Среди таковых можно отметить Федеративный договор от 31 марта 1992 г., а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеразьными органами государственной власти и органами власти конкретных субъектов Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛИЗМ — (фр. federalisme, от лат. feodus — договор, союз) способ (принцип) территориальной организации государства, выраженный в характере взаимоотношений субъектов федерации между собой и федеральными органами государственной власти.
Принципы:
Государственная целостность Российской Федерации.
Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права.
Единство системы государственной власти.
Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов Российской Федерации.
Равенство субъектов Российской Федерации.
Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации.
Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Самоопределение народов не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России.
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Взаимоотношение между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности.
Верховенство федерального права.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ.

Post navigation

Previous Post:

Менеджер проекта обязанности

Next Post:

Выслуга лет в бюджетных учреждениях

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes