Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Принцип стандартизации

11.07.2020 by admin

В ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 12) устанавливаются принципы, в соответствии с которыми осуществляется стандартизация. Принципы стандартизации- основные правила, существенные признаки, применяемые при установлении норм и характеристик объектов. Эти принципы классифицируются на три группы:: правовые, научные и организационные.

Правовые: а) добровольность применения стандартов;

б) взаимовыгодность – max учет интересов всех заинтересованных лиц;

в) приоритет применения международных стандартов;

г) единообразие применения стандартов;

д) недопустимость создания препятствий производству и обращению объектовстандартизации (товаров и услуг);

е) недопустимость противоречий с техническим регламентом.

Научные:

а). эффективность

б). Динамичность

в). Комплексность

г). Перспективность

д). Опережаемость

Оганизационные:

а). Экономичность

б). Управление многообразием

в). Совместимость

г). Взаимозаменяемость

д). Применимость

е). Проверяемость и однозначность требований

А) Добровольность применения стандартов основывается на установлении в них требований, выполняемых только на добровольной основе. Обязательные требования в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» устанавливаются техническими регламентами. Однако соблюдение требований на добровольной основе может стать обязательным при следующих условиях:

-если при заключении договоров поставки (или купли-продажи) в них указываются, на основании каких документов будет осуществляться приемка товаров по качеству (или требованиям каких документов должен соответствовать товар);

— при указании на маркировке сведений о ГОСТ Р, ГОСТ, ТУ и других НД.

В данном случае такая информация необходима для создания потребительских предпочтений, а также уверенности получателя в том, что он получит на основании заключенного договора товары надлежащего уровня качества и конкурентоспособности.

Б) Взаимовыгодность состоит в максимальном учете при разработке стандартов законных интересов всех заинтересованных лиц, обеспечивающих проектирование, производство и товародвижение объектов до конечного потребителя. Именно этот принцип обуславливает достижение эффективности результатов стандартизации, экономии ресурсов, применимость. В то же время на этом принципе базируются другие принципы: комплексность, совместимость, проверяемость требований.

Примером взаимовыгодности может служить ограничение i iдопускаемых отклонений минимальным уровнем, не влияющим существенно на качество. Регламентация таких отклонений учитывает интересы и возможности производителей, не ущемляя при этом интересов
потребителей Например технические возможности производства крупы не позволяют предотвратить механическое разрушение и полную отбраковку битых ядер. Допуск их в пределах min допустимых норм не ухудшает значительно качество каш из таких круп.

В) Приоритет применения международного стандарта как основы для разработки национального стандарта обусловлен необходимостью гармонизации стандартов разных уровней для облегчения товарообмена и взаимопонимания. Этот принцип имеет определенные ограничения:

невозможность применения междунар. стандартов из-за национальных, климатических, и геогра-фических, технологических или иных особенностей России; нераспространение на стандарты организаций.

Г) Единообразие применения стандартов состоит в их использовании в соответствие с заданной областью применения и сферой распространения. Так, ГОСТ Р на свежие овощи для реализации нельзя применять для заготавливаемых овощей, а установленные в них дифференцированные характеристики показателей качества для продукции в местах назначения нельзя применять для реализуемой продукции.

Д) Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции и иных объектов заключается в том, что требования стандартов не должны затруднять производственную, коммерческую и иную деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления любых ограничений, кроме обязательных или отсутствие которых ухудшает качество объекта. Например, необоснованны ограничения выпуска и реализации продукции, если у производителя или продавца имеются все необходимые для этого условия.

Е) Недопустимость противоречий требований стандартов требованиям технических регламентов означает, что требования на добровольной основе не должны создавать ситуацию, когда их выполнение приводит к утрате безопасности и других обязательных требований. Например, регламентацию таких условий и сроков хранения, при соблюдении которых происходит порча скоропортящихся продуктов питания.

Научные принципы

А) Принцип эффективностизаключается в том, что разработка правил и характеристик стандартов осуществляется с целью достижения максимально возможного социального, технического и экономического эффекта при условии соблюдения установленных требований . Например установление в стандартах определенных допусков и различий в значениях качества имеет социальный и экономический эффект, так как позволяет устанавливать разные цены и учитывать запросы потребителей, в т.ч. и к уровню цен.

Б) Принцип динамичностисостоит в том, что разработанные и принятые правила и характеристики систематически пересматриваются, дополняются, изменяются, а при необходимости и заменяются новыми для обеспечения их соответствия современным достижениям науки, техники и технологии, а также передового отечественного и зарубежного опыта. Гак, в 90-х годах многие ГОСТ Р были пересмотрены, изменены и дополнены, либо отменены, так как з них были включены обязательные требования. В период до 2010 года многие стандарты будут вновь пересмотрены и из них будут исключены обязательные требования после разработки соответствующих технических регламентов.

В) Комплексность стандартизацииобусловлена разработкой правил и характеристик взаимосвязанных объектов, включая метрологическое обеспечение, путем согласования требований к этим объектам и увязкой сроков введения нормативных документов по стандартизации. Так, разработке стандартов па продукцию должна предшествовать или сопутствовать разработка стандартов на термины, сырье, процессы упаковки и маркировки.

Г)Перспективность заключается в том, что при разработке нормативных документов по стандартизации в них включаются оптимальные требования не только на современном этапе, но и в будущем . Особенностью этого принципа является достижимость этих требований на момент их разработки.

Д) Опережаемостьсостоит в том, что в НД устанавливается определенная часть завышенных требований. Это стимулирует совершенство технологий с целью обеспечения этих завышенных требований.

Цели, принципы и задачи стандартизации

Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкреизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:

• безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

• совместимость и взаимозаменяемость изделий;

• качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

• единство измерений;

• экономию всех видов ресурсов;

• безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;

• обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Согласно закону РК «О стандартизации» стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих целей:

— безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

— обороноспособность и мобилизационная готовность страны;

— техническая и информационная совместимость, а так же взаимозаменяемость продукции;

— единство измерений;

— качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

— экономия всех видов ресурсов

Принципы стандартизации.

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Можно выделить 10 важнейших принципов стандартизации.

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию(услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги с одной стороны и требования потребителя — с другой, должны найти консенсус, который принимается как общее согласие — стремление учесть мнение всех сторон.

2. Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение данного объекта как части более важной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает СОВМЕСТИМОСТЬ всех элементов сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально действующие закономерности в хозяйстве страны. Однако, научно-технический процесс вносит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 5 тг., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 50 тг. прибыли.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствия требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Важное требование к стандарту — это пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.

6. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

8. Соответствие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов. При разработке стандартов и других нормативных документов необходимо обеспечивать их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля.

Например, в основополагающий стандарт по Государственной системе стандартизации — ГОСТ Р 1.0—92, введенный 01.01.93, были внесены изменения в целях реализации норм Закона РК «О стандартизации», принятого 10.07.93 и подвергшегося изменениям, внесенным Республиканским законом от 27.12.95.

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1998 гг. в Закон РК «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 взамен Правил по проведению сертификации в Республике Казахстан от 16.02.94, были утверждены новые Правила от 10.05.00.

9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.

Рассмотренный принцип реализуется в программах комплексной стандартизации.

10. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.

Задачи стандартизации.

Основными задачами стандартизации являются:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

— установление метрологических норм, правил, положений и требований;

— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

— установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;

— создание и ведение систем классификации и кодирования технико экономической информации;

— нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов.

— создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

— содействие реализации законодательства РК методами и средствами стандартизации.

Эталоны, их классификация

Эталон — это высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее размера другим средствам измерений. От эталона единица величины передается разрядным эталонам, а от них — рабочим средствам измерений. Эталоны классифицируют на первичные, вторичные и рабочие.

Первичный эталон – это эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в данной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным (государственным) и международным. Национальный эталон утверждается в качестве исходного средства измерения для страны национальным органом по метрологии. В Казахстане национальные (государственные) эталоны утверждает Госстандарт РК.

Международные эталоны хранит и поддерживает Международное бюро мер и весов (МБМВ). Важнейшая задача деятельности МБМВ состоит в систематических международных сличениях национальных эталонов крупнейших метрологических лабораторий разных стран с международными эталонами, а также и между собой, что необходимо для обеспечения достоверности, точности и единства измерений как одного из условий международных экономических связей. Сличению подлежат как эталоны основных величин системы СИ, так и производных. Установлены определенные периоды сличения. На пример, эталоны метра и килограмма сличают каждые 25 лет, а электрические и световые эталоны — один раз в 3 года.

Первичному эталону соподчинены вторичные и рабочие (разрядные) эталоны. Размер воспроизводимой единицы вторичным эталоном сличается с государственным эталоном.

Вторичные эталоны (их иногда называют «эталоны-копии») могуч утверждаться либо Госстандартом РК, либо государственными научными метрологическими центрами, что связано с особенностями их использования.

Рабочие эталоны воспринимаю размер единицы от вторичных эталонов и в свою очередь ел у жат для передачи размера менее точному рабочему эталону (или эталону более низкого разряда) и рабочим средствам и измерений.

Самыми первыми официально утвержденными эталонами были прототипы метра и килограмма, изготовленные во Франции, которые в 1799 г. были переданы на хранение в Национальный архив Франции, поэтому их стали называть «метр Архива» и «килограмм Архива». С 1872 г. килограмм стал определяться как равный массе «килограмма Архива». Каждый эталон основной или производной единицы Международной системы СИ имеет свою интересную историю и связан с тонкими научными исследованиями и экспериментами.

Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия

Метрологическое обеспечение испытаний — это установление и применение научных и организационных основ, технических средств, метрологических правил, необходимых для получения достоверной измерительной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции и услуг.

Цели и задачи метрологического обеспечения испытаний:

— создание необходимых условий для получения достоверной измерительной информации при испытаниях;

— разработка методик испытания, обеспечивающих получение результатов с погрешностью и воспроизводимостью, не выходящих за пределы установленных норм;

— разработка программ испытаний и проведение метрологической экспертизы программ и методик испытания;

— обеспечение поверки СИ, используемых в сферах ГМКН и применяемых для контроля параметров испытуемой продукции;

— обеспечение аттестации испытательного оборудования в соответствии с установленными требованиями (по ГОСТ Р 8.568);

— обеспечение калибровки СИ, не подлежащих ГМКН;

— подготовка персонала испытательных подразделений к выполнению измерений и испытаний, техническому обслуживанию оборудования. Основные требования к метрологическому обеспечению испытаний. На предприятиях, где проводят испытания для целей обязательной сертификации (декларирования соответствия), должна быть создана метрологическая служба или иная организационная структура по ОЕИ.

Типы СИ, применяемые для проведения испытаний, должны быть утверждены Госстандартом России. Экземпляры СИ, используемые при проведении испытаний, в частности при контроле характеристик испытуемой продукции, контроле параметров опасных и вредных производственных процессов, состояния окружающей среды, должны быть поверены.

Экземпляры СИ, используемые для целей добровольной сертификации (в сферах, на которые не распространяется ГМКН), сертифицируют и калибруют.

Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов, используемые при проведении испытаний для целей обязательной сертификации, должны быть утвержденных типов в соответствии.

Результаты испытаний фиксируют в протоколе, в котором в числе прочих сведений должны быть указаны:

— наименование объектов испытания;

— наименование и обозначение документов, регламентирующих методику испытаний;

— характеристики условий испытаний и внешних воздействующих факторов;

— результаты испытаний (с указанием характеристики погрешности);

— наименования, типы или основные характеристики эталонов и СИ, использованных при испытаниях;

— реквизиты испытательного подразделения.

Испытательные лаборатории

Требования к испытательным лабораториям в России регулируются государственными стандартами, положения которых разработаны с учетом соответствующих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относящихся к деятельности испытательных лабораторий (EN 45001, EN 45002 и EN 45003). Эти требования учитываются при создании, аккредитации и функционировании испытательной лаборатории; в процессе взаимодействия лаборатории с аккредитующим органом и с органами по сертификации; при заключении соглашений с зарубежными партнерами о признании протоколов испытаний; их также принимают во внимание эксперты, осуществляющие инспекционный контроль за работой аккредитованной лаборатории.

Большинство отечественных лабораторий отличается от зарубежных признанием их технической компетентности, в то время как зарубежные аккредитованы как независимые. Ситуация, когда признается только техническая компетентность, сложилась в России вследствие того, что практически все действующие в настоящее время лаборатории были созданы как структурные подразделения тех или иных организаций, научно- исследовательских институтов и предприятий.

Испытательная лаборатория имеет право на субподряд другой аккредитованной лаборатории, если она не располагает каким-либо видом оборудования, необходимым для проведения, испытаний конкретной продукции. Объем работ по субподряду не должен превышать 25% стоимости всех испытаний, а договор субподряда не является основанием для расширения области аккредитации.

Аккредитацию испытательных лабораторий, деятельность которых связана с обязательной сертификацией, организует и проводит Госстандарт России и уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Любая лаборатория, которая удовлетворяет требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51000.3 — 96 и дополнительным требованиям конкретной отрасли по ее заявлению, имеет право на аккредитацию.

Общие требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации в РФ соответствуют рассмотренным в гл. 14.

Обязанности аккредитованной испытательной лаборатории. Аккредитованная испытательная лаборатория обязана поддерживать свое соответствие требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51000.3—96 и другим критериям, которые применены аккредитующим органом при ее аккредитации:

• заявлять о проведении только тех испытаний, которые включаются в область аккредитации;

• оплачивать все расходы, связанные с аккредитацией и инспекционным контролем;

• прекращать деятельность сразу по истечении срока действия аттестата аккредитации;

• при заключении контрактов (договоров) с заказчиками испытаний указывать, что ни аккредитация, ни протоколы испытаний не должны считаться гарантией соответствия продукции установленным требованиям;

• следить за соблюдением требований аккредитующего органа в отношении использования заказчиками протокола испытаний в целях своей рекламы;

• информировать аккредитующий орган об изменениях в организации, которые могут повлиять на соответствие лаборатории критериям аккредитации.

В системе сертификации ГОСТ Р аккредитовано около 2 тыс. лабораторий, в том числе около 60 зарубежных. Более 700 аккредитованных лабораторий занимаются испытаниями продуктов питания и пищевого сырья; более 300 — испытаниями электротехнических приборов, более 270 продукции машиностроения.

Среди аккредитованных испытательных лабораторий более 100 представляют собой акционерные общества и около 60 — общественные объединения. Таким образом реализовано положение Закона «О сертификации продукции и услуг» о привлечении к практике сертификации юридических лиц любой формы собственности.

Применение нормативных документов и характер их требований

Руководство 2 ИСО/МЭК рекомендует два основных способа применения нормативного документа:

• непосредственное использование в соответствующей области (производстве, испытаниях, сертификации и т.д.);

• введение его в другой нормативный документ.

Последнее предполагает включение полного текста или части данного нормативного документа в другой нормативный документ. Посредством этого второго документа он становится применимым в производстве, торговле и т.д. либо переносится в еще один нормативный документ. Например, международное правило (норма) вводится в национальный стандарт, который может применяться непосредственно на предприятии, либо правила (нормы), содержащиеся в этом национальном стандарте, включаются в стандарт предприятия. Необходимо различать термины «принятие» и «применение». Изложенное выше касается применения, в то время как принятие — это официальное опубликование нормативного документа уполномоченным на то государственным органом. Так, если говорить о принятии международного стандарта в национальной системе стандартизации (т.е. в национальном стандарте)1 , то следует понимать это как «опубликование национального нормативного документа, основанного на соответствующем международном стандарте». Кроме того, может быть опубликовано официальное подтверждение статуса международного стандарта в системе национальной стандартизации с указанием, что его статус аналогичен национальному нормативному документу. Применение международного стандарта может быть прямым и косвенным.

Прямое применение международного стандарта не связано с его принятием в нормативном документе, действующем в национальной системе стандартизации. В таком случае международный стандарт применяется в том виде, как он издан соответствующей международной организацией на языке оригинала или в переводе (официальном) на соответствующий язык, либо он может быть принят «методом обложки», т.е. содержание стандарта полностью сохраняется, а обложка оформляется в соответствии с национальными нормами, но на титульном листе обязательно указаны реквизиты международного нормативного документа наряду с номером и шифром национального стандарта.

Косвенное применение международного стандарта — использование его в соответствующей области посредством включения в национальный нормативный документ. Здесь могут быть варианты полного и частичного применения, т.е. соответственно внесение в другой нормативный документ полного содержания международного стандарта или отдельных его положений (требований).

Применение нормативных документов в РК. Вопросы применения нормативных документов в Казахстане касаются:

• использования национальных стандартов и других нормативных документов отечественными организациями и субъектами хозяйственной деятельности;

• применения международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РК;

• применения нормативных документов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также использования отечественных стандартов зарубежными странами.

Российские нормативные документы применяют государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности. В зависимости от объекта стандартизации и вида деятельности пользователя нормативные документы необходимы при выполнении различного рода работ или оказании услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов деятельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цикла любого объекта стандартизации. Могут быть такие ситуации, когда продукция была освоена и выпускается предприятием раньше принятия нового или пересмотра государственного (отраслевого) стандарта. Российское законодательство в таких случаях допускает нераспространение новых нормативных документов на данную продукцию, если в них содержатся соответствующие указания (примечания).

Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрактом, но возможны исключения, обусловленные законодательством РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. допускаются изготовление и поставка продукции за рубеж в соответствии с требованиями международных, региональных стандартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фиксируется в контракте.

Для импортируемой продукции российское законодательство устанавливает следующие правила. Импортируемая продукция не может быть реализована или передана для реализации, если она не соответствует обязательным требованиям на такую продукцию в отечественных действующих нормативных документах. Подтвердить это соответствие необходимо путем сертификации. Если импортируемая продукция подлежит обязательной сертификации по российскому законодательству, она должка сопровождаться сертификатом соответствия и знаком соответствия. Сертификат и знак соответствия должны быть либо выданы российским уполномоченным на то органом, либо признаны этим органом в порядке, соответствующем Закону РФ «О сертификации продукции и услуг».

Применение международных, региональных и национальных стандартов других стран в России возможно на основе международных соглашений о сотрудничестве, а также по разрешению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме правовой основы, нужно учитывать и целесообразность применения указанных нормативных документов, которая прежде всего диктуется потребностями внутри страны либо во внешнеэкономической деятельности. Очень важно также, что требования указанных выше стандартов должны способствовать научно-техническому прогрессу, не уступать нормам и требованиям отечественных стандартов и со ответствовать условиям их выполняемости российскими предприятиями и организациями.

Международные, региональные стандарты, правила, нормы ЕЭК ООН и других международных организаций, занимающихся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через принятие государственного стандарта РК. В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учета специфики внутренних потребностей и др. Российское законодательство допускает также применение международных, региональных, зарубежных национальных стандартов, правил и норм, разработанных международными организациями, отечественными отраслями, предприятиями и общественными объединениями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов.

Необходимо иметь в виду, что действующие стандарты любого уровня могут содержать ссылки на другие стандарты. В ситуации принятия в национальный стандарт международных и других указанных выше стандартов на содержащиеся ссылки необходимо обратить особое внимание, чтобы они не ввели в заблуждение пользователей нормативного документа.

Ссылки могут носить двоякий характер:

• в том стандарте, который решено применить, могут быть ссылки на другие стандарты, которые уже применяются в стране. Тогда нужно убедиться, аналогичны ли их требования соответствующим государственным стандартам. Если это так, то в оформляемом нормативном документе должна быть ссылка на государственный стандарт;

• ссылка может указывать на стандарт, который не принят в России. В этом случае принятие международного стандарта осложняется, поскольку требуется решение вопроса о возможности и целесообразности использования того стандарта, на который ссылаются.

Разновидность региональных стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к этим стандартам, то они применяются на ее территории без переоформления и вводятся постановлением Госстандарта РФ или Госстроя РФ. Применение российских стандартов другими странами предусмотрено отечественным законодательством, что не противоречит правовым международным нормам в данной области. Юридические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими нормативными документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, правовой основой могут служить и официальные разрешения, полученные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших нормативный документ.

Характер требований нормативных документов. Нормативные документы могут содержать: обязательные требования (Mandatoryrequirement), подлежащие обязательному выполнению в соответствии с законом или действующим регламентом (техническим регламентом), альтернативные требования (Optionalrequirement) и положения.

Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, рекомендации — в сослагательном, требования содержат критерии, которые должны быть соблюдены.

Альтернативные требования представляются в форме выборочных либо дополнительных норм. Альтернативные требования могут рассматриваться как обязательные в договорных отношениях, а также при сертификации продукции на знак соответствия национальному (или другой категории) стандарту, когда подтверждается полное соответствие всех характеристик испытуемого изделия всем требованиям нормативного документа.

В сущности положение — обобщающее понятие, оно может быть изложено в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования.

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

— безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

— повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

— технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции

— качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии.

— рационального использования ресурсов;

— единства измерений

— безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций

Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству.

Принципыстандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях — принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Можно выделить следующие важнейшие принципы стандартизации.

1 .Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями продавцами, приобретателями).

2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требований международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

3. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

4. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию. Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения.

5. Системность стандартизации. Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной

6. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться кпроисходящим переменам.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.

Чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

8. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

10. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

11. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов полуфабрикатов и комплектующих изделий. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.

12. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.

Функции стандартизации. Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

Функция упорядочения — преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению.

Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.

Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью малых, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Цивилизирующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. уровень цивилизации.

Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами — эталонами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).

Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

Основными задачами стандартизации являются:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно- унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

— установление метрологических норм, правил, положений и требований;

— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

— установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;

— нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, o6opoна, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасное населения и т.д.).

3. Организации по стандартизации в Республике Беларусь
Виды стандартов

Активное вхождение Республики Беларусь в рыночную экономику потребовало полного осознания необходимых мер, гарантирующих высокое качество продукции и услуг по всему спектру жизнеобеспечения населения.

В стране принят закон «О сертификации продукции, работ и услуг”, а также приняты в качестве национальных международные стандарты ИСО серии 9000.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей” вводится сертификация продукции для внутреннего рынка, а также экспортируемой и импортируемой продукции, в том числе, по требованиям безопасности и экологической чистоты.

Комитет Республики Беларусь по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) формирует и реализует в новых экономических условиях государственную политику по стандартизации, метрологии и сертификации.

Госстандарт обеспечивает, на основе развития нормативной базы, единства измерений и контроля соответствия защиты интересов государства, хозяйствующих субъектов и потребителей в вопросах безопасности и качества продукции, работ и услуг, экономию всех видов ресурсов. Госстандарт ведет постоянную деятельность по конкурентоспособности продукции, по устранению барьеров во внешней торговле.

Объект стандартизации — продукция, услуга или процесс, подлежащий или подвергнувшийся стандартизации. Объектом стандартизации может быть любой материал, компонент, оборудование, система, их совместимость, правила, процедура, функция, метод или деятельности, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Законом Республики Беларусь «О стандартизации” учрежден Государственный контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов:

— на стадиях разработки;

— подготовки продукции к производству;

— изготовления продукции;

— реализации (поставки, продажи);

— использования (эксплуатации);

— хранение, транспортирования;

— утилизации.

Любая система сертификации базируемая на стандартах: национальных, стандартах фирмы, стандартах предприятия, а также на технических условиях и т.д. Представляется интерес практика фирмы, когда стандартизация внедряется на всех стадиях жизненного цикла продукции. Стандарты подразделяются на обязательные, приоритетные, рекомендательные и справочные.

Нормативный документ (НД) — документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты).

Решение задач стандартизации фиксируются в НД, которые могут быть сгруппированы:

— по нормативному характеру (обязательные и рекомендуемые),

— по уровню управления (предприятие, отрасль и др.), т.е. то, что принято считать категорией стандарта,

— по аспекту или содержанию стандартизации — вид стандарта.

Стандарт — НД по стандартизации, разработанный на основе соглашения заинтересованных сторон и утверждений признанными органом или предприятием.

Разработка государственных стандартов выполняется техническими комитетами (ТК) по стандартизации — структурными подразделениями Госстандарта. По согласованию с Госстандартом в ТК могут входить предприятия и организации зарубежных стран.

Международный стандарт — стандарт, принятый соответствующей международной организацией по стандартизации (ИСО, МЭК).

Межгосударственный стандарт — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом госстандартизации одной страны (например, в Беларуси — СТБ).

Порядок разработки к утверждения стандартов установлен в СТБ 1.2-96 и распространяется на:

— технические комитеты (ТК) по стандартизации,

— предприятия, ассоциации, акционерные общества,

— межотраслевые и другие объединения независимо от форм собственности,

— граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью,

— министерства и другие органы управления Российской Федерации.

В зависимости от назначения и содержания разрабатываются стандарты следующих видов:

основополагающие;

на продукцию и услуги;

на работы (процессы);

на методы контроля.

Основополагающий стандарт — нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий стандарт в широко смысле имеет объекты межотраслевого значения: система государственной стандартизации, система конструкторской документации, единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качество надежность, упаковка) и пр. Основополагающий стандарт в узком смысле—стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов конкретной системы,

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы; требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации; общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического обеспечения производственных процессов (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точности оборудования); требования технической эстетики и эргономики.

Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуге).

На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов: стандарт общих технических условий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей I природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр.

Стандарты па методы контроля (испытания, измерений, анализа) должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности.

Важнейшими принципами стандартизации являются системность, комплексность, принцип опережающего развития и гармонизации.

Суть принципа системности заключается в рассмотрении каждого объекта стандартизации как части более сложной системы (совместимость тары и транспортных средств).

Принцип комплексности стандартизации состоит в том, что качество изделий, применяемых в отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также других сферах деятельности, является функцией качества составляющих его элементов – сырья, материалов, комплектующих узлов и деталей. Только система взаимосвязанных показателей качества этих элементов, оговоренных стандартами, может служить надежной базой для обеспечения стабильности свойств конечной продукции.

Государственная система стандартизации определяет понятие «комплекс стандартов» как совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих требования к взаимоувязанным объектам стандартизации. В программу комплексной стандартизации сложных объектов включается также оптимизация методов разработки (проектирования и конструирования) изделия, методов подготовки и организации производства, совершенствования технологий. Программа должна предусматривать увязку сроков подготовки комплекса соответствующих нормативных документов (стандартов, технических условий) и своевременного введения их в действие. Решающим критерием выбора объектов комплексной стандартизации и одновременно ее очередности является экономически оптимальный уровень качества будущего изделия. Развитие теоретических и методических основ комплексной стандартизации способствует созданию важнейших для отраслей народного хозяйства видов перспективной продукции.

Принцип опережающего развития стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время и которые отвечали бы достижениям научно-технического прогресса путем периодической их корректировки.

Опережающая стандартизация в зависимости от масштабов работ и объектов стандартизации проводится как путем разработки отдельных стандартов, так и их комплексов, устанавливающих перспективные основные требования к подлежащим разработке новым системам машин, оборудованию и важнейшим видам продукции (или их новым поколениям), их комплектующим узлам, материалам, методам контроля или ступенчатых основных показателей, определяющих технический уровень и качество как выпускаемой продукции, так и подлежащей разработке и освоению в будущем.

Важнейшим условием проведения опережающей стандартизации является наличие времени упреждения производства комплектующих изделий, новых материалов во вспомогательной продукции повышенного качества по отношению к времени производства конечного изделия. Опережающая стандартизация проводится одновременно с проведением научных исследований.

Научно-техническую базу опережающей стандартизации составляют достижения прикладных научных исследований, открытия и изобретения, подлежащие реализации, методы оптимизации параметров объектов стандартизации, методы прогнозирования технического прогресса и роста потребностей народного хозяйства и населения страны в целом.

Принцип эффективностистандартизации состоит в том, что применение стандартных решений всегда должно давать экономический или социальный эффект, стандарты должны вести к экономии ресурсов, повышению качества и надежности изделий. В других случаях стандарты должны обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, экологическую безопасность, т. е. обеспечить социальный эффект.

Под эффективностью работ по стандартизации следует понимать соотношение общественного (хозяйственного) эффекта использования результатов работ по стандартизации в различных отраслях и затрат, связанных с их подготовкой и применением. Эффективность работ по стандартизации включает экономическую, технологическую, информационную и социальную эффективность.

Под экономической эффективностью стандартизации понимают выраженную в денежном или натуральных показателях экономию живого или овеществленного труда в производстве в результате внедрения стандарта с учетом необходимых затрат. В зависимости от целей определения экономической эффективности и других факторов выделяют общую (в отраслях производства в масштабах страны), сравнительную (преимущество одного варианта над другим), проектную (ожидаемую) и фактическую (реально достигнутую) эффективность. Источником получения экономического эффекта является:

экономия, достигнутая в результате улучшения качества выпускаемой продукции и повышения ее конкуренто-способности на мировых рынках;

экономия, достигнутая в результате отбора из всех вариантов оптимального (ведет к росту серийности), за счет сокращения излишних типов и видов изделий, составных частей, сборочных единиц и деталей;

экономия, достигнутая в результате совершенствования качества организационных решений.

Показателем экономической эффективности стандартизации является годовой экономический эффект, который представляет собой абсолютную величину суммарной экономии всех производственных ресурсов (труда, материалов и производственных ресурсов), полученных от проведенных мероприятий по стандартизации.

Технологическая эффективность работ по стандартизации выражается в относительных показателях (емкость производства, повышение ресурса, надежности изделий).

Информационная эффективность работ по стандартизации выражается через достижение необходимого для общества взаимопонимания, единства восприятия информации, например, стандарта.

Социальная эффективность работ по стандартизации выражается в положительном влиянии результатов внедрения стандартов или их комплексов на уровень жизни и здоровья населения, улучшении психологического климата в коллективах.

Принцип гармонизациизаключается в разработке государственных нормативных документов, идентичных документам, относящимся к одному и тому же объекту стандартизации, принятым международными организациями.

Принципами стандартизации являются:

– взаимное стремление всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижению общего согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес;

– программно-целевое планирование работ по стандартизации и преемственность при применении нормативных документов по стандартизации;

– соответствие требований документов по стандартизации современным достижениям науки, техники, передового опыта, а также законодательным актам, нормам, правилам органов, выполняющих функции госнадзора.

Повышение научно-технического уровня стандартов достигается путем исследования свойств объекта стандартизации, наличием фундаментальной и методической базы и основанных на ней нормативных и методических документов, организационных мероприятий, направленных на быстрое и полное внедрение передовых достижений науки и техники при разработке и корректировке действующих стандартов. Повышение научно-технического уровня стандартов является неотъемлемой частью государственной системы стандартизации, которая включает теоретические, методические и организационные мероприятия. Первая группа включает мероприятия по программированию государственной стандартизации важнейших объектов производства с включением научных исследований и экспериментальных работ, проведение научной экспертизы проектов стандартизации, дальнейшую их разработку и внедрение. Вторая группа мероприятий направлена на обеспечение научно-технического уровня стандартов на всех этапах их прохождения, начиная с разработки технического задания и до утверждения и внедрения. Значительная роль в обеспечении соответствующего уровня стандартов на завершающей стадии их разработки принадлежит научно-технической, экономической, правовой и, в определенных случаях, терминологической экспертизам. Организация-разра-ботчик несет всю полноту ответственности за научно-технический уровень разработанных стандартов, организация-эксперт отвечает за научно-технический уровень проэкспертированных стандартов. Третья группа мероприятий направлена на обеспечение разработчиков стандартов и экспертов необходимой информацией о действующих международных, зарубежных и национальных стандартах передовых в техническом отношении стран и данными об уровне качества продукции, выпускаемой за рубежом, на всех этапах разработки, согласования и экспертизы стандартов;

– взаимосвязь и согласованность нормативных документов по стандартизации всех уровней, т. е. предупреждение их дублирования;

– открытость информации о действующих нормативных документах программных работ по стандартизации;

– утверждение стандартов на основе достижения согласия всех заинтересованных сторон и их пригодность для применения в целях сертификации.

В стандартизации широко применяются математические методы, методы прикладных, технических и экологических наук, методы социологии и др. Собственными методами стандартизации являются методы ограничения (симплификации), типизации, унификации, агрегатирования.

Метод ограничения, или симплификации, заключается в отборе из существующего излишнего для данной области применения множества общих по назначению объектов народного хозяйства одного или некоторого числа объектов, способных обеспечить решение того же объема задач, что и заменяемое множество. Эффективность метода носит экономический характер и проявляется в сокращении расходов материальных и финансовых средств за счет уменьшения номенклатуры покупных изделий и материалов.

Метод типизациизаключается в разработке для определенной области применения универсального документального решения с оптимальными параметрами и в последующем создании на этой базе с необходимой доработкой некоторого числа разновидностей объектов народного хозяйства.

Типовые здания и сооружения, типовые технологические конструкции, структуры управления, письма – это примеры типовых решений на основе метода типизации. Эффективность метода проявляется в сокращении времени на создание новых объектов, улучшении их качества, уменьшении трудовых и финансовых затрат и носит, таким образом, технико-экономический характер.

Метод унификации заключается в разработке рациональной номенклатуры объектов народного хозяйства с оптимальными параметрами, способной обеспечить в определенной области применения решение всего объема задач в соответствии со своими назначениями. Унификация – это рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения. Термин «унификация» часто имеет общее значение, охватывающее работы, присущие всем методам стандартизации при одновременном их применении. В этом плане различают внутриобъектовую и межобъектовую, отраслевую и межотраслевую унификацию. Количественно уровень унификации изделий оценивается коэффициентом применяемости, который рассчитывают по формуле

, (2.1)

где n – общее число деталей в изделии, шт.

nо – число оригинальных, разработанных впервые при создании данного изделия деталей, шт.

В общее число деталей входят стандартные, унифицированные, заимствованные из других конструкций, покупные детали. Эффективность метода проявляется в ускорении новых разработок, сокращении неоправданного числа новых объектов одного и того же или подобного назначения, их вариантов или типоразмеров и носит, как и метод унификации, технико-экономический характер.

Сущность метода агрегатирования сводится к разработке универсального комплекса структурных составляющих объектов народного хозяйства (узлов, модулей, отдельных деталей), обладающих размерной и функциональной взаимозаменяемостью, для последующего создания путем их комбинирования широкого ряда конкретных объектов. Идеальной целью такого метода в машиностроении было бы создание рационального набора стандартных узлов и деталей, из которых путем изменения характера их соединения или пространственного сочетания можно было бы получить широкий диапазон машин и механизмов разнообразного назначения (силовая установка «Гомсельмаша», которая в комбинации с разными агрегатами может быть использована для уборки зерновых культур, уборки трав, в качестве транспортного средства).

Всем вышеперечисленным методам присущи определенные недостатки: ограниченность симплексногоо метода, сложность в создании надежной системы информации о существующих решениях, возможность отклонения в конкретных условиях от принятого решения, отсутствие государственного надзора за соблюдением принятых решений. Эти недостатки сводятся к невозможности достижения оптимального конечного результата. Только в некоторых случаях межотраслевая унификация, агрегатирование и отдельные типовые решения способны обеспечить эффект, близкий к оптимальному.

Метод стандартизациисвободен от этих недостатков. Данный метод заключается в разработке на базе методов унификации, типизации, агрегатирования и ограничения рациональной номенклатуры объектов с оптимальными для народного хозяйства параметрами и последующем введении результатов разработки в норму, оформляемую в виде стандарта. Взаимосвязь рассмотренных методов показана на рис. 3.

Рис. 3. Связь и последовательность упорядочения неоправданного

многообразия объектов народного хозяйства

Эффективным методом предупреждения неоправданного многообразия изделий является метод, при котором выбор размеров машин, узлов, деталей и материалов осуществляется по закономерным рядам предпочтительных чисел, что создает условия для широкого развития унификации и стандартизации. Метод известен с глубокой древности. Предпочтительными числа называются потому, что они рекомендуются при конструировании и расчетах, при стандартизации и унификации. В стандартизации нашли применение ряды чисел, построенные по арифметической или геометрической прогрессии. Для рационального сокращения номенклатуры изделий (типов, видов, моделей) используется разработка параметрических рядов (ГОСТ 8052–84 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел»). Таковыми являются ряды габаритных длин автобусов, ряд номинальных мощностей электрических машин и т. д.

  1. I. Договоры товарищества. Понятие, типы и виды
  2. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  3. I. Прокурор: понятие, положение, функции и профессиональные задачи.
  4. II. Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
  5. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
  6. II. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
  7. III. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
  8. Абсолютная тупость сердца: понятие, методика определения. Границы абсолютной тупости сердца в норме. Изменения границ абсолютной тупости сердца в патологии.
  9. Адаптивные или органические организационные структуры
  10. Адаптивные организационные структуры.
  11. Адаптивные организационные структуры: достоинства, недостатки, особенности применения на практике
  12. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 1 страница

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируются на исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации – основные правила, существенные признаки, применяемые при установлении норм и характеристик объектов. Различают правовые, научные и организационные принципы стандартизации:

Правовые

· добровольность применения стандартов

· взаимовыгодность (максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц)

· приоритет применения стандартов

· единообразие применения стандартов (состоит в их использовании в соответствии с заданной областью применения и сферой распространения)

· Недопустимость создания препятствий производству и обращению объектов стандартизации (требования стандартов не должны затруднять производственную, коммерческую и иную деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления любых ограничений, кроме обязательных или отсутствие которых ухудшает качество объекта стандартизации)

· Недопустимость противоречий техническим регламентам (означает, что требования на добровольной основе не должны создавать ситуацию, когда их выполнение приводит к утрате безопасности и других обязательных требований)

Научные

· эффективность (заключается в том, что разработка правил и характеристик стандартов осуществляется с целью достижения максимально возможного социального, технического и экономического эффекта при условии соблюдения установленных требований)

· динамичность (состоит в том, что разработанные и принятые правила и характеристики систематически пересматриваются, дополняются, изменяются, а при необходимости и заменяются новыми для обеспечения их соответствия современным достижениям науки, техники и технологии, а также передового отечественного и зарубежного опыта)

· комплексность (обусловлена разработкой правил и характеристик взаимосвязанных объектов, включая метрологическое обеспечение, путем согласования требовании к этим объектам)

· перспективность (заключается в установлении требований в стандартах, соответствующих достижениям науки, техники и технологии с учетом имеющихся ограничений по их реализации. Особенностью этого принципа является достижимость таких требований на момент их разработки)

· опережаемость

· предпочтительность (является теоретической базой современной стандартизации; согласно этому принципу устанавливают несколько рядов значений стандартизируемых параметров с тем, чтобы при их выборе первый ряд предпочесть второму, второй – третьему.

Организационные

· управление многообразием (обеспечивается за счет достижения оптимальной степени упорядочения в различных областях народного хозяйства посредством установления положений для всеобщего и многократного применения)

· совместимость (пригодность объектов к совместному выполнению установленных требований, не вызывающему нежелательных взаимодействий и последствий при использовании в заданных условиях)

· взаимозаменяемость (пригодность одного объекта для использования вместо другого в целях выполнения одних и тех же требований)

· применимость (обусловлена целесообразностью разработки стандартов с позиций их социальной, технической и экономической значимости, необходимости и возможности применения)

· четкость и ясность изложения для обеспечения однозначности требований (достигается за счет доступной формулировки требований по стандартизации; недопустима вольная трактовка таких требований с учетом интересов отдельных сторон, приводящая к нарушению принципа взаимовыгодность; кроме того, реализация этого принципа обеспечивается применением стандартизированных и/или общепринятых терминов)

· доступность предоставления информации по стандартам (достигается представлением официальной информации о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах; заинтересованные лица могут приобретать утвержденные стандарты за определенную плату или ознакомиться с ними в Информационном фонде стандартов, в библиотеке и на сайте Ростехрегулирования)

· исключение дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты (Данный принцип предусматривает, что не должны разрабатываться национальные стандарты и стандарты организаций на близкие по назначению объекты, даже если в них не будет противоречия, поскольку один из аналогичных стандартов на близкие объекты может содержать заниженные требования)

· достижение консенсуса при разработке и принятии стандартов (заключается в учете мнений заинтересованных лиц, которые до конца могут и не совпадать; сущность консенсуса состоит в отсутствии разногласий у заинтересованных лиц по наиболее принципиальным положениям и сближении противоположных интересов)

· обеспечение возможности объективного контроля (предполагает включение в стандарты номенклатуры таких показателей, по которым возможно получение достоверных и объективных значений; объективность контроля обеспечивается разработкой и применением методов контроля, позволяющих получать достоверные и воспроизводимые результаты; для этих целей в стандарты на методы испытаний иногда вводят арбитражные методы)

Post navigation

Previous Post:

Все о пенсионном фонде

Next Post:

Демо это что такое

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes