Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Принципы и гарантии законности

10.06.2020 by admin

Ваш комментарий о книге

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ

из книги Энциклопедия юриста

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ — комплекс организационных,экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства.

Среди общих условий, создающих благоприятную среду Г.з.: экономические, политические,идеологические, социальные и общественные условия.

Экономические условия — это прежде всего обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, ритмичная работа всего хозяйственного механизма, полная и своевременная оплата труда и т.д.

Политические условия включают развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, обеспечение многопартийности и свободного развития общественных организаций, гласность, внедрение идей парламентаризма и т.д.

Идеологические условия предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями. Это развитие правосознания, широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыкав и уме-. ния использовать правовые нормы в повседневной жизни.

Социальные условия предполагают высокий жизненный уровень населения, заботу о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрану прав и свобод личности.

Общественные условия — это активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений, создание атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или способных переступить требования закона.

Специальные юридические гарантии как совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права включают: исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации; улучшение качества законодательства, его совершенствование; установление специальных институтов и процедур, направленных . на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.), тщательную разработку процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел; установление мер ответственности (юридических санкций) за правонарушение;

четкую и эффективную деятельность правоохранительных органов — суда, прокуратуры, милиции, специальных инспекций, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности:контрольно-надзорную деятельность специальных органов — КС, судебных, прокурорских и следственных органов; контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, совершенствование юридической службы государственных, частных и иных учреждений и организаций.

ПиголкинА.С:

Цель лекции: характеристика принципов и гарантий законности, определение понятия правопорядка, анализ структуры, видов и причин правонарушений, особенностей юридической ответственности.

План лекции

  1. Законность: понятие и принципы.
  2. Гарантии законности.
  3. Правопорядок: понятие, основные черты, соотношение с законностью.
  4. Понятие и признаки правонарушения.
  5. Субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения.
  6. Виды правонарушений. Причины правонарушений.
  7. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности.

1. Законность: понятие и принципы. Законность – строгое, неуклонное соблюдение, испол­нение норм права участниками общественных отношений. Законность проявляется в конкретном поведении, деятельности ука­занных субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выража­ющийся в том, что большинство участников общественных от­ношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

Принципы:

1. верховенство закона. Правовое государство неразрывно связано с законностью, которая основывается на законах. Этот принцип означает приоритет закона в отношении других нормативно-правовых актов.

2. равенство людей перед законом. Обязательность соблюдения законности для всех без исключения. Перед законом все должны быть равны. Каждый из нас призван делать то же, что и другой: неукоснительно соблюдать и исполнять законы государства.

3. приоритет прав граждан. Обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных международными актами и внутригосударственными нормативными актами.

4. единство законности в масштабах всего государства. Этот принцип означает единообразное понимание и исполнение законов государства, недопустимость посягательства на общие интересы путем абсолютизации особенных и т.д.

2. Гарантии законности. Гарантии законности — это соответствующие экономические, социальные, духовные условия и специальные юридические средства, которые обеспечивают строгое и неуклонное выполнение закона всеми субъектами права.

Выделяют следующие общие и специально-юридические гарантии законности.

Общие:

1) социально-экономические;

2) политические (демократизм, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей);

3) организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов);

4) общественные (сложившийся в стране комплекс профи­лактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);

5) идеологические (правосознание, юридические знания, уважение к требова­ниям права).

Специально-юридические:

1) Прокурорский надзор. Надзор за законностью деятельности государственной администрации проводится в форме проверок. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями – наличие правонарушений, требующих прокурорского реагирования. Выявив нарушение действующего законодательства, прокурор применяет специальные меры прокурорского реагирования: протест; представление; заявление о признании правового акта недействительным; предостережение.

2) Судебный контроль. Может осуществляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, а также по инициативе самих судов. Результат рассмотрения – судебное решение или определение. Суды предупреждают нарушения, санкционируя властные действия, вынося частные определения; восстанавливают нарушенные права; взыскивают причиненный имущественный и моральный ущерб; признают нормативные акты незаконными; привлекают нарушителей к ответственности.

3) Внутриведомственный контроль – контроль за подчиненными органами. Особенность этого контроля – проверка не только законности, но и целесообразности. Последствия контроля – отмена актов государственного органа или должностного лица, наложение дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения.

3. Правопорядок: понятие, основные черты, соотношение с законностью. Правопорядок — это итог правового регулирования; реализованная законность; порядок в общественных отношениях, который основывается на нормах права.

Основные черты:

1. Правопорядок складывается из правомерного поведения людей. Преступления сюда не входят.

2. Правопорядок стимулирует издание совершенных, эффективных норм права.

3. Правопорядок – часть общественного порядка, который складывается из норм морали, общественной организации. Выступает итогом законности.

Соотношение с законностью. Нельзя добиться правопорядка иными способа­ми, кроме совершенствования правового регулирования и обес­печения законности. Укрепление законности закономерно и неиз­бежно приводит к укреплению правопорядка. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержа­ния законности.

Законность – это необходимая предпосылка правопорядка, ведь правопорядок – это реализованная законность.

4. Понятие и признаки правонарушения. В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим о том, что они поступают правомерно. Правомерное поведение — это социально-полезное явление, и оно справедливо считается предпосылкой нормального функционирования общества, содействуя его благополучию и эффективному развитию.

Антиподом правомерного поведения является правонарушение.

Правонарушение — это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Правонарушение характеризуется следующими признаками.

1) Правонарушение — это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, какими бы «черными” они не были, до тех пор, пока они не выразились в конкретных противоправных действиях. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные обязанности, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, если он обязан был это сделать, не выполнил служебные обязанности, не заплатил налоги и т.п.)

2) Правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им. На что в конечном итоге посягает правонарушение? Прежде всего, на интересы других лиц, находящихся под защитой закона. Однако не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не всегда может быть противоправным. Так, конкуренция умаляет чьи-то частные экономические интересы, но правонарушения здесь нет.

3) Правонарушения совершаются только людьми. Это верно и тогда, когда ответственность несут организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, находящиеся в коллективе организаций. Истории известны случаи, когда субъектами правонарушения признавали животных и судили их по всей строгости закона. Но это были времена средневековья. Однако не всякий человек может быть признан правонарушителем, а лишь тот, кто отдает отчет в своих действиях и может собой руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.

4) Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то деяние правонарушением не признается, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, случайное лишение жизни). Виновным человек будет признан, если установят, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был выбор: совершат его или воздержаться от этого, что свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями.

5) Правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом. Наиболее опасные из них признаются преступлениями.

6) Правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения.

5. Субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения. Юридический состав правонарушения – это совокупность необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства условий или элементов (и их признаков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения.

Объективную сторону правонарушения образует противоправное деяние, выраженное вовне в форме фактических противоправных действий либо в противоправном несовершении предписанного законом поведения. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившиеся, не признаются действующим законодательством объектом преследования. В этом находит проявление гуманистическая направленность права. С позиции правового подхода только действием (бездействием) либо в отдельных случаях вербальной активностью (оскорблением, клеветой) может быть причинен ущерб защищаемым правом интересам.

К элементам объективной стороны правонарушения относятся причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред.

Объектом правонарушения являются явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и т.п.

Субъективная сторона правонарушения воплощена в понятии деликтоспособности правонарушителя. Это означает, что правонарушением признается лишь виновное деяние, т.е. такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли — возможности выбрать иной (правомерный) вариант действий вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и прочего — является юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно и имело вредные последствия.

Для признания противоправных действий правонарушением законодательство предъявляет к их субъекту определенные требования. Это, прежде всего, наличие определенного возраста, с достижением которого физические лица становятся деликтоспособными. Так, уголовная ответственность (основанием которой является совершение преступления) наступает с 16 лет, а за отдельные виды — с 14, административная — с 16 и т.д.

Не все вопросы, касающиеся субъекта правонарушения, решены в юридической теории и практике однозначно. Имеются расхождения в понимании субъекта правонарушения в уголовном и гражданском праве.

Если в уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают (т.е. ответственности подлежит физическое лицо, совершившее данное преступление), то в гражданском праве имущественную ответственность может нести не только совершивший гражданско — правовой деликт. Достаточно сложным является вопрос относительно признания субъектом правонарушения коллектива людей. В действующем уголовном праве этот вопрос решается однозначно — таковым является физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил лично, и не связан солидарной ответственностью. Что касается иных отраслей права, то здесь мнения специалистов разделились. Одна группа ученых склонна признавать коллектив людей субъектом правонарушения, другая — исходит из противоположного мнения. В любом
случае действия коллективных субъектов при определенных условиях могут признаваться противоправными и соответственно влечь за собой некоторые правоограничения.

Юридическим составом правонарушения охватывается еще один компонент — установление в законодательстве санкций (неблагоприятных последствий) за совершение правонарушений, являющееся непременным условием применения к правонарушителю мер юридической ответственности. Справедливо замечено, что там, где не предусмотрена юридическая ответственность, там нет правонарушения.

Итак, правонарушение — это общественно вредное (или общественно опасное) противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность.

6. Виды правонарушений. Причины правонарушений. Виды правонарушений или их классификация — это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

По областям регулируемых отношений правонарушения делятся на:

1) гражданские — правонарушения в области гражданского законодательства.

2) трудовые — правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.

3) уголовные — правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность.

4) административные — правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

5) процессуальные.

По общественной опасности правонарушения принято делить на:

1) преступления

2) иные правонарушения (проступки, деликты) — административные, дисциплинарные, гражданско — правовые.

Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политических отношений общества.

В связи с этим различают три вида правонарушений:

1) в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и другие);

2) в области социально — бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок);

3) в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Можно также различать правонарушения, посягающие на:

1) духовные или материальные блага;

2) общественные или личные интересы.

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций. Так, например, кража имущества руководителем предприятия влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материального ущерба, административную (отрешение от должности) и уголовную ответственность.

Самым опасным видом правонарушений является преступление. Что есть преступление, определяет закон (Уголовный кодекс РФ), принимаемый высшим законодательным органом. Законодатель, решая вопрос, отнести ли деяние к категории преступлений, руководствуется следующими критериями:

а) значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, собственность, государственная безопасность, порядок управления обществом, основные права и свободы граждан и др.);

б) размер причиненного ущерба. Так, если в результате дорожно-транспортного происшествия имеется имущественный ущерб, но нет причинения вреда жизни, здоровью людей, то деяние не будет считаться преступлением;

в) способ, место и время совершения противоправного деяния;

г) личность правонарушителя.

Вторую очень многочисленную группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Проступки как разновидность правонарушений крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, на которые они посягают, делятся на восемь разновидностей.

1) Административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с выполнением служебных обязанностей.

2) Дисциплинарные проступки — это правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы коллективов предприятий, учреждений, организаций. Ослабляя трудовую дисциплину (служебную, воинскую, учебную), дисциплинарные проступки способствуют дезорганизации работы организаций и снижению ее эффективности. Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение трудовых обязанностей и др.

3) Материальные проступки — правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации, в которой правонарушитель находится на службе (порча инструментов, недостача материальных ценностей, их неправильное хранение и др.)

4) Гражданские проступки — правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство) и защищаются с помощью средств гражданского права. Гражданские правонарушения выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного или морального вреда (неисполнение договорных обязательств, причинение вреда источником повышенной опасности, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, и др.)

5) Финансовые проступки — правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов, недоплата налогов, нарушение финансовой отчетности и др.)

6) Семейные проступки — это правонарушения в области брачно-семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания или воспитания детей и др.)

7) Конституционные проступки — это нарушения, выражающиеся, в частности, в издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат Конституции.

8) Процессуальные проступки — это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе. Примером такого проступка может быть неявка свидетеля по вызову в следователя, прокурора, суда, за что может последовать наложение штрафа, или неявка подсудимого в суд, являющаяся основанием изменения меры пресечения на более суровую (например, вместо подписки о невыезде — арест).

В.В. Лазарев в качестве особого вида правонарушений выделяет международные правонарушения. Он пишет, что это противоречащие нормам международного права или собственным обязательствам действия или бездействия субъектов международного права, причиняющие ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу. Различают международные преступления и международные деликты. К преступлениям относят работорговлю, пиратство, международный терроризм и др.; к иным международным деликтам относят неприятие мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, нарушение торговых обязательств и др.

Причины правонарушений делятся на:

— социальные;

— биологические.

Социальные причины — это социальные явления, порождающие противоправное поведение.

Биологические причины — это передаваемые по наследству (генетически) предрасположенности личности к совершению противоправных поступков.

Виды социальных причин:

1) Экономические: низкий уровень жизни (бедность) значительной части населения, рост безработицы и др.

2) Нравственные — состоят в том, что в результате переоценки моральных ценностей стали «оправдывать” нарушение юридических норм для достижения каких-либо целей;

3) Культурные — выражаются в формуле — чем ниже культурный уровень населения, тем выше статистический уровень правонарушений;

4) Правовые — проявляются тогда, когда имеют место противоречия между требованиями юридических норм и объективными законами развития общества;

5) Эффективность деятельности правоохранительных органов — проявляются в закономерности; чем ниже эффективность, тем больше совершается правонарушений;

6) Пьянство, наркомания, токсикомания.

7. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности. Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между го­сударством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствую­щие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное право­нарушение.

Признаки юридической ответственности:

1. Имеет ретроспективный характер, то есть представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение, на поведение прошлое.

2. Поведение должно содержать признаки правового нарушения, быть виновным поведением. Без вины не может быть и юридической ответственности.

3. Юридическая ответственность всегда связана с государственным и об­щественным осуждением (негативной оценкой) поведения правонарушителя.

4. Имеет штрафной характер. Правонарушение есть юридический факт, который вызывает появление охранитель­ного правоотношения.

5. Юридическая ответственность имеет особую обязанность — претерпеть лишения личного, имуществен­ного и другого плана.

6. Порядок возложения юридической ответственности регламентируется правом, то есть закон устанавливает определенные процедурные формы этого процесса.

Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:

1) справедливость, призванная соразмерно наказывать виновного; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечить возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;

2) гуманизм;

3) законность;

4) обоснованность, заключающаяся в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания;

5) неотвратимость наступления юридической ответственности;

6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяющая индивидуализировать санкции.

Виды юридической ответственности

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность. Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

Дисциплинарная ответственность. Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (начальника). Основными дисциплинарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с работы.

Административная. Выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (предупреждения, штрафа, административного ареста).

Гражданско-правовая. Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.

Уголовная ответственность. Характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия. Она применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Материальная ответственность. Это возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.

Контрольные вопросы и задания

1. Что относится к принципам законности?

2. Что такое правонарушение и каковы его признаки?

3. Назвать виды правонарушений.

4. Перечислить принципы юридической ответственности.

Литература

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.,2000. с.93-94.

Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.,1994. с.199-201.

Малеин Н.С. Правонарушение; понятие, причины, ответственность. М.,1994. с.113-115.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Указ. соч. с.95-96.

Лазарев В.В. Указ.соч. с.202-204.

Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М.,1998. с.182.

1. Законностьэто режим реального действия права в государстве.

Основными формами проявления законностиявляются:

• воплощение в конституции, законах лучших правовых идей настояще-го и прошлого, приоритет прав и свобод человека, справедливость конституции и законов, их соответствие желаниям и интересам народа;

• верховенство закона, соответствие всех законов конституции основному закону, а всех подзаконных актов законам;

• неукоснительное соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми членами общества и в первую очередь государственными органами и должностными лицами (реализация права в действиях государственных органов и должностных лиц);

• эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов.

2. Новеллами современного понимания законностиявляются:

• ее понимание не только как соблюдение законов и подзаконных актов, но и как их соответствие правовым идеалам, международно признанным стандартам;

• понимание законности как соблюдение права в первую очередь государственными органами и должностными лицами.

3. К основным принципам законностиотносятся:

единство одинаковый режим законности для всех страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей; всеобщность соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права и государственным органами, должностными лицами и гражданами (если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качествоиз нарушения правопорядка перерастают в нарушение законности);

целесообразность закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.

4. В качестве примеров нарушения режима законностиможно привести:

• прямое нарушение конституции и законов высшими органами государственной власти;

• несоблюдение законов и подзаконных актов государственными органами и должностными лицами;

• несоблюдение прав и свобод человека;

• принятие государственными органами неконституционных законов, не соответствующих закону подзаконных актов и деятельность, основанная на них;

• неправильное применение права;

• совершение преступлений должностными лицами при исполнении служебных обязанностей.

Не являются нарушением законности:

• уголовные преступления, административные правонарушения, совершенные гражданами, не относящимися к должностным лицам (данные преступления и правонарушения считаются нарушением не законности, а правового порядка);

• мелкие, незначительные, несистематические нарушения конституции -и законов, совершенные государственными органами и должностными лицами, которые не затрагивают прав и свобод человека и существенно не влияют на регулируемые правоотношения.

Это объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Естественно, что общественная жизнь, ее правовое регулирование осуществляется не в вакууме, а при определенных условиях. Одни из них способствуют эффективности права, его реализации, другие – затрудняют правовое регулирование, делают его менее эффективным. Первые и определяются как гарантии законности, т. е. как условия, обеспечивающие ее претворение в жизнь. Анализ этих условий имеет важное значение. Речь идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

К общим гарантиям (условиям) относятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые.

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние законности. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т. д. И напротив, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции, роста цен возрастает напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту правонарушений, т. е. к снижению состояния законности.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии или силовых структур, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть – это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, которая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию своих велений, расцвета бюрократизма, коррупции, законность не только не укрепляется, но, напротив, снижается, причем до опасного предела.

Важным условием укрепления государства (а значит, и укрепления законности) является демократия. Демократическое государство – не слабая, аморфная власть, это система сильной, и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования. Именно в условиях демократического (а не тоталитарного или авторитарного) режима возможно наличие демократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. В частности, она предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, к закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но, в первую очередь, государственного служащего, правоприменителя, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, культа силы в межличностных отношениях, вседозволенность на пути к обогащению и др.).

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся – необходимые условия укрепления законности. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказывается на уровне законности, провоцируют граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. Для обеспечения необходимого уровня законности законодательство должно отвечать объективным потребностям и быть технически совершенным. При его формировании нужно использовать современный юридический инструментарий, оно должно иметь четкую структурную организацию, основываться на современных прогрессивных принципах. Расплывчатые формулировки, пробелы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за собой нарушение правовых предписаний, ущемление законности. Однако для обеспечения режима законности важное значение имеет не только формально-юридическая, техническая, но и содержательная сторона права, действующего законодательства.

Прежде всего, законодательство только тогда может быть базой законности, когда оно является подлинно «правовым», когда в нем находят отражение идеи гуманизма, справедливости, закреплены естественные права человека, когда оно соответствует основным принципам международного права.

Гарантии законности представляют собой комплекс организационных, политических, экономических, идеологических факторов и юридических мер, которые занимаются обеспечением соблюдения законов, прав граждан и интересов общества и государства.

Существуют общие условия, которые создают благоприятную среду гарантии законности. К ним относятся политические, экономические, идеологические, социальные и общественные условия.

Экономические условия представляют собой обеспечение равноправного наличия различных форм собственности, утверждение и охрану частной собственности, устойчивую денежную систему и налоговую политику, свободу частного предпринимательства, полную и своевременную оплату труда, ритмичную работу всего хозяйственного механизма и т. д.

К политическим условиям относятся развитие и совершенствование демократических устоев общества, разделение властей и их сотрудничество между собой, формирование правового государства, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, гласность, обеспечение многопартийности и свободного развития общественных организаций, внедрение идей парламентаризма и т. д.

Идеологические условия подразумевают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, которая базируется на уважении к закону, внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями. Сюда относятся широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, развитие правосознания, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умений использовать правовые нормы в повседневной жизни.

Социальные условия обусловливают высокий жизненный уровень населения, заботу о социально не защищенных слоях общества, обеспечение и охрану прав и свобод личности.

Общественные условия представляют собой активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, профилактике правонарушений, формирование атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или могущих переступить закон.

Специальные юридические гарантии являются совокупностью установленных законодательством способов и средств, которые направлены на устранение, предупреждение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. Эти гарантии включают:

1) улучшение качества законодательства, его совершенствование;

2) эффективное и исчерпывающее регулирование правовыми средствами всех отношений, нуждающихся в юридической регламентации;

3) эффективную и четкую деятельность правоохранительных органов – прокуратуры, суда, специальных инспекций, милиции, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности, контрольно-надзорную деятельность специальных органов – КС, судебных, прокурорских и следственных органов;

4) контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, усовершенствование юридической службы государственных, частных и иных учреждений и организаций;

5) принятие специальных институтов и процедур, которые направлены на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, и др.), тщательную разработку процессуальных норм при анализе уголовных, гражданских и иных дел;

6) принятие мер ответственности (юридических санкций) за правонарушение.

Post navigation

Previous Post:

Вид вооружения

Next Post:

Аудит виды

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes