Принципы налогового права
9. Принципы налогового права РФ.
В юридической науке под принципами принято понимать закреп¬ленные в действующем законодательстве основополагающие ру¬ководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих обществен¬ных отношений. Принципы налогового права представляют собой систему ко-ординат, в рамках которой оно развивается, и, одновременно, ¬вектор, определяющий направление развития данной отрасли, что особенно актуально для налогового права в целом в усло¬виях продолжающейся налоговой реформы. В условиях, когда еще окончательно не выработана общепринятая концепция по-строения и развития налоговой системы РФ, не определены на государственном уровне ориентиры налоговой политики стра¬ны, принципы налогового права становятся ценностными ори¬ентирами, вектором развития такого сложного социально¬экономического феномена как налоговая система. Принципы налогового права -это основополагающие и руково¬дящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права. Эти общие начала находят свое выражение непосредст¬венно в нормах налогового права.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть ус¬тановлены федеральным законом. В 1997 году в постановлении по одному из дел о проверке кон¬ституционности актов законодательства о налогах и сборах Конституционный Суд РФ отметил, что «общие принципы на¬логообложения и сборов относятся к основным гарантиям, ус¬тановление которых федеральным законом обеспечивает реали¬зацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации»1. Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на общеценностную и гуманитарную правовую природу отраслевых принципов налогового права. 2* Принципы налогового права включают в себя и общие принци¬пы налогообложения (как экономические, так и юридические). Но не все экономические принципы реализованы в законода¬тельстве. Например, в настоящее время не нашли своего за¬крепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий, содержание которых заключается в том, что бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор. Как от¬мечается экономистами, сегодня названному принципу не от¬вечают такие налоги, как налог на имущество физических лиц и налог на наследование или дарение.
3* Принципы налогового права делятся на два вида: социально-правовые (как правило, имеют общеправовое зна¬чение); специально-правовые принципы. К социально-правовым принципам относят присущие и другим отраслям права принципы: законности, гуманизма, демокра¬тизма, равенства. специально-правовые принципы (в литературе их именуют так¬ же отраслевыми принципами) определяют специфику налого¬вого права. В отдельных случаях в литературе выделяются экономические принципы налогообложения, принципы налогового права и 1 Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституцион¬ности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года» от 21.03.97 № 5-П, п. 3. принципы организации налоговой системы.
Однако при этом следует учитывать, что важнейшие для юридической науки экономические принципы налогообложения (например, прин¬цип экономического основания налогообложения) и организа¬ционные принципы налоговой системы (например, принцип ее единства) являются и принципами налогового права.
4. К основным (базовым) принципам налогового права относят:
принцип законности налогообложения;
принцип всеобщности и равенства налогообложения;
принцип справедливости налогообложения;
принцип взимания налогов в публичных целях;
принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
принцип экономического основания налогов (сборов);
принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противо¬речий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
принцип определенности налоговой обязанности;
принцип единства экономического пространства РФ и единст¬ва налоговой политики;
принцип единства системы налогов и сборов и др.
Стр 1 из 10
Общие положения
Принципы налогового права (юридические принципы) — это основные исходные положения в системе финансово-правовых норм, развивающие конституционные начала и реализуемые в процессе установления налогов.
Принципы налогового права могут быть как общими для налоговой системы в целом (например, принцип установления налогов и сборов законами), так и специфическими, влияющими на ее отдельные элементы (например, принцип однократности налогообложения). Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены федеральным законом. Эти принципы должны развивать, наполнять смыслом такие конституционные начала, как равенство прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства, признание и защита государством всех форм собственности и т. д. Общие принципы налогообложения служат основой для разработки федерального, регионального и местного законодательства. Эти принципы призваны гармонизировать фискальные интересы государства и кошелек налогоплательщика, соблюдать справедливость, соразмерность этих отношений. Конституционные начала должны соблюдаться законодателями, государством в лице фискальных органов, судебными и иными инстанциями, являющимися участниками налоговых отношений.
По своему содержанию юридические принципы налогообложения можно подразделить на группы (рис. 5).
Принципы налогового права, отражающие сущность налога
К этой группе принципов налогового права относятся следующие принципы.
1. Принцип публичной (общественной) цели взимания налогов означает, что налоговые доходы должны расходоваться государством только на общественные потребности (оборону, правосудие, социальные программы и т. д.). Этот принцип развивает конституционное положение (ст.7 Конституции РФ) о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых людей и т. д., и тесно взаимосвязан с правилами, заложенными в основу бюджетного права.
2. Принцип приоритета фискальной направленности налогообложения. Согласно этому принципу финансированию бюджета принадлежит главенствующее значение. Регулирование экономики — вторичная составляющая налогов. Именно налоги и сборы, а не другие принудительные платежи в виде санкций, являются источниками бюджета и носят постоянный характер.
3. Принцип абстрактности налоговых платежей. В большинстве своем налоги не должны иметь целевой направленности, т. е. финансировать конкретные расходы. Такой подход дает возможность разрабатывать государственный бюджет более гибко, исходя из общественных приоритетов. Существование целевых налоговых платежей обусловлено положениями Конституции.
Принципы, используемые в ходе разработки налогового законодательства
В эту группу входят следующие принципы.
1. Принцип установления налогов и сборов законами — конституционный принцип (ст. 57, ч. 3 ст. 75). В п. 1 ст. 3 Налогового кодекса указано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие законы. Федеральные налоги и сборы в соответствии с настоя-
щей статьей устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом.
2. Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре означает, что внесение законопроектов о налогах должно пройти определенные, строго оговоренные в Конституции стадии (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).
3. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
Во многих отраслях права, в том числе и в налоговом праве, обратная сила закона ограничивается (ст. 5 НК РФ).
4. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.
5. Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отношении установления обязательных элементов налога рассматривается в ст. 17 Кодекса.
Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков
1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков закреплен в ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ. Этот принцип означает, что нельзя устанавливать различные условия налогообложения в зависимости от таких критериев, как, например:
* форма собственности (в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности);
* раса, пол, национальность, язык, имущественное и должностное положение, принадлежность к общественным объединениям и другие обстоятельства (все граждане равны перед законом и судом, при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина);
* местонахождение налогоплательщика (на территории РФ каждый ее гражданин обладает всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ).
Раздел I. Концептуальные положения налогового права
Глава 4. Налоговое право
Согласно п. 2 ст. 3 Налогового кодекса налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
2. Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предполагает экономическое равенство плательщиков. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. «Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 6 (ч. 2) и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов»1.
3. Принцип всеобщности налогообложения заложен в Конституции РФ (ст. 57), согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Нельзя устанавливать индивидуальные и иные льготы в уплате налога, не обоснованные конституционными началами. Этот принцип также закреплен в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса — законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
4. Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это неравенство проявляется, например, в неравноправном положении плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов.
Принципы налогообложения, обеспечивающие соблюдение федеральных основ государства
1. Принцип единства налоговой политики развивает принцип единства экономического пространства, отраженный в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П. (п. 5).
территории России товаров (работ, услуг) или денежных средств (п. 4 ст. 3 Кодекса).
2. Принцип равенства правовых статусов субъектов РФ. В основу построения налоговой системы положен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги). Согласно Конституции, в ведении РФ находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы ((п. «з») ст. 71), а в совместном ведении РФ и ее субъектов — установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ ((п. «и») ст. 72).
Самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере налогообложения ограничена. С другой стороны, их право на установление налогов и сборов производно, так как субъекты Федерации и органы местного самоуправления связаны общими принципами налогообложения.
3. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 4 Кодекса). Запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом.
Принципы налогового права очень важны. Они имеют не столько теоретическую ценность, сколько практическую. Реализация в полной мере юридических принципов означает демократический подход публичной власти к частным интересам.
Статья 3 НК РФ. Основные начала законодательства о налогах и сборах
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Абзац третий утратил силу.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Абзацы первый — второй утратили силу.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Существующие принципы налогового права представляют собой базис, на котором строится вся система налогообложения и сборов, и подразделяются на две основные группы:
- Социально-правовые принципы. Представлены принципами, универсальными для всех отраслей права: равенства, демократии, законности и пр.;
- Специально-правовые принципы. Включают в себя принципы, более узкие по значению, отражающие специфику конкретной области права (в данном случае – налогового). К данной группе относятся принципы:
- правомерности налогообложения;
- равенства и всеобщности налогообложения;
- справедливости налогообложения;
- экономического основания налоговых сборов;
- определенности налоговой обязанности;
- взимания налоговых сборов в целях общественного значения;
- соблюдения необходимой правовой процедуры при установлении налогов и сборов;
- толкования возможных противоречий, неоднозначных положений законодательных актов, сомнений и пр. в пользу налогоплательщика;
- единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики на всей ее территории;
- единства действующей системы налогов и сборов.
Содержание
- Принцип правомерности налогообложения
- Принцип равенства и всеобщности налогообложения
- Принцип справедливости налогообложения
- Принцип экономического основания налогов и сборов
- Принцип определенности налоговой обязанности
- Принцип взимания налоговых сборов в целях общественного значения
- Принцип соблюдения необходимой правовой процедуры при установлении налогов и сборов
- Принцип презумпции толкования возможных противоречий, неоднозначных положений законодательных актов, сомнений и пр. в пользу налогоплательщика
- Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики на всей ее территории
- Принцип единства действующей системы налогов и сборов
Принцип правомерности налогообложения
Принцип законности налогообложения, по сути, является общеправовым, основой которого служит законодательный запрет (Конституция РФ, ч.3, ст.55) на ущемление прав и свобод человека и гражданина (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
Фактически возложение обязательства по уплате налогов представляет собой ограничение права собственности. Однако это ограничение является правомерным, закрепленным в Конституции (ст. 35) и посредством финансирования нужд государства реализующим в общем смысле правовые нормы. При этом Налоговый Кодекс РФ содержит в себе положение о правомерности взимания с лиц лишь тех налогов и сборов, что установлены законодательно (ст.3).
Принцип равенства и всеобщности налогообложения
Основой данного принципа также служит Конституция РФ, в ст. 57 которой закреплено положение об обязанности каждого гражданина вносить на государственный счет установленные законодательно налоги и сборы. При этом Конституция же в ст. 6 закрепляет равенство гражданских обязанностей, предусмотренных законом.
С опорой на принцип всеобщности и равенства реализуется обязательство всех членов общества в равной степени для каждого принимать участие в финансировании общественных расходов государства:
- принцип взимания налогов на основе всеобщности заключается в применении общего правила и единых принципов при установлении налоговой обязанности для всех лиц, объединенных определенными признаками. Так, земельный налог будет взиматься со всех лиц, являющихся собственниками земельных участков;
- понятие равенства налогообложения опирается на закрепленный Конституцией принцип равенства всех граждан страны перед законом (ст. 19), т.е. в разрезе налогообложения это означает, что налоги и сборы не подлежат различному начислению и взиманию в зависимости от возможных различий между налогоплательщиками расового, национального, социального и иного характера.
Замечание 1
В целях реализации принципа всеобщности и равенства Налоговый Кодекс РФ устанавливает запрет на использование льгот и дифференциацию в применении налоговых ставок на основании различных форм собственности, гражданства, места происхождения капитала.
Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание
Принцип справедливости налогообложения
Ранее в законодательстве РФ (Постановление Конституционного Суда РФ№ 9-П (04.04.1996 г.)) принцип справедливости предлагалось реализовывать путем учета реальной способности к уплате налоговых соборов, соразмерной и справедливой их дифференциацией. В дальнейшем принцип справедливости вновь нашел свое отражение в Налоговом Кодексе РФ в п.1, ст.3, гласящем о необходимости справедливо учитывать возможности налогоплательщика при установлении размера налога.
Принцип экономического основания налогов и сборов
Законодательство о налогах гласит, что установленные налоги и сборы «не могут быть произвольными», а также должны иметь экономическое основание (НК, п.3, ст.3). Т.е. налоговые платежи не могут быть чрезмерно затруднительными для налогоплательщиков, подлежат начислению только согласно конкретным, экономически обоснованным схемам и не должны служить препятствием для граждан в реализации своих конституционных прав.
Принцип определенности налоговой обязанности
В Налоговом Кодексе данный принцип отражен в п. 6, ст. 3: все существующие законодательные акты, регламентирующие установление налогов и сборов, должны составляться и приниматься в формулировках, способных должным образом, ясно и точно донести до сведения налогоплательщиков информацию о перечне подлежащих к уплате налогов и сборов, порядке их начисления и сроках выплат.
Принцип взимания налоговых сборов в целях общественного значения
Данный принцип предусматривает стремление к достижению баланса интересов отдельных граждан, выступающих в роли плательщиков налогов, и в целом общества. В связи с чем Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 20-11 (17.12.1996 г.) в п. 3 указало, что государство имеет право и обязательство разрабатывать способы и реализовывать меры, направленные на урегулирование правоотношений в сфере налогообложения, защищать права и интересы как налогоплательщиков, так и иных членов общества.
Замечание 2
Обоснование публичности цели взимания налоговых платежей содержится в доктринах различных отраслей права и конституционно закреплено в правовых системах многих зарубежных стран.
Принцип соблюдения необходимой правовой процедуры при установлении налогов и сборов
Конституцией РФ определен запрет на установление налогов и сборов, противоречащее или не соответствующее закрепленным законодательным нормам. Некоторые государства применяют также специальную схему вынесения на рассмотрение законопроектов в сфере налогообложения (Конституция РФ, ст. 104).
Принцип презумпции толкования возможных противоречий, неоднозначных положений законодательных актов, сомнений и пр. в пользу налогоплательщика
В п. 7, ст. 3 Налогового Кодекса установлено, что возникшие сомнения и противоречия относительно налогообложения подлежат разрешению в пользу плательщиков налогов и/или страховых взносов, налоговых агентов.
Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики на всей ее территории
Законодательство в сфере налогообложения содержит запрет на установление налогов и сборов, способных нарушить единство экономического пространства РФ, ограничить свободу в перемещении товаров и/или финансовых средств по территории страны, препятствовать законной экономической деятельности физических и юридических лиц (Налоговый Кодекс, п.4, ст. 3).
Принцип единства действующей системы налогов и сборов
Как уже было отмечено выше, одной из задач государства является поиск баланса интересов граждан и общества. В данном случае уточним, что решение задачи по достижению равновесия между необходимостью сохранять единство экономического пространства России, правом субъектов РФ устанавливать налоговые с боры в публичных целях и правом граждан реализовывать свои законные интересы требует унификации налоговых изъятий. В связи с чем перечень налогов, закрепленных законодательно, имеет закрытый и исчерпывающий характер.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться
Конституционные основы налогообложения в Российской Федерации базируются на нормах статьи 57 Конституции РФ, определяющей, что «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Конституционный Суд определил, что устанавливать налог или сбор может только Федеральный закон.
Кроме того, статьи 71, 72 и 73 разграничивают компетенцию Федерации и ее субъектов в сфере налоговых правоотношений:
Ст. 71 п. з): «В ведении Российской Федерации находятся: …федеральные налоги и сборы…».
Ст. 72 п. и): «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: …установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации…».
Ст. 73. «Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти».
Под принципом налогового права понимают исходное нормативно-руководящее начало, определяющее общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений.
Базовые принципы налогового права основываются на Конституции РФ и развиваются исходя из содержания норм об основах конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства Российской Федерации, полномочий и функций Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти, местного самоуправления.
Непосредственное использование норм Конституции РФ, касающихся защиты прав и свобод человека и гражданина, позволяет реализовать на практике конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых
Правовые принципы в науке подразделяются на: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.
К общеправовым принципам относятся: законность, справедливость, юридическое равенство, гуманизм, неприкосновенность личности и сфер её жизнедеятельности, презумпция добросовестности, демократизм, гласность, ответственность за вину, защита прав и свобод личности.
Межотраслевые принципы налогового права: принцип предельного ограничения права собственности ФЗ; регулирования общественных отношений нормативными правовыми актами, принятыми по особой процедуре, запрет на нарушение единого экономического пространства РФ.
К отраслевым относят принципы: запрета на немедленное вступление в силу актов законодательства о налогах; запрета обратной силы закона, ухудшающего положение налогоплательщика; указания исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов в ФЗ.
Рассмотрим подробнее межотраслевые и отраслевые принципы.
Принцип предельного ограничения права собственности ФЗ. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства. (Постановление Конституционного Суда от 17.12. 1996 № 20-П). Поскольку налог – ограничение прав собственности, предельный размер налогового бремени должен устанавливаться федеральным законом. Соответственно в п.2 ст. 1 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. В других отраслях права также (уголовное, административное).
Регулирования общественных отношений нормативными правовыми актами, принятыми по особой процедуре. В ФКЗ РФ «О референдуме РФ» установлен запрет на вынесение на федеральный референдум вопросов, касающихся уплаты налогов (ч. 5 ст. 6); а в ст.1 и ст. 12 НК РФ сказано, что региональные (местные) налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) в соответствии с НК РФ и ФЗ РФ. Т.е. регулирование только на основе нормативных правовых актов.
Но порядок принятия налогов содержит дополнительные условия по сравнению с другими нормативными актами. Так в ч.3 ст. 104 Конституции устанавливается, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождения от их уплаты, а также предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть вынесены при наличии заключения Правительства РФ. В силу ст. 106 Конституции принятые Государственной Думой РФ законопроекты по вопросам налогов и сборов подлежат рассмотрению в Совете Федерации.
В ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (1999 года) законопроекты о введении или отмене налогов, освобождения от их уплаты рассматриваются органами государственной власти субъектов по представлению высшего должностного лица субъекта либо при наличии его заключения. В соответствии с ч. 12 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 года) нормативные акты, регулирующие налогообложение также рассматриваются только по инициативе главы администрации или при наличии его заключения.
Запрет на нарушение единого экономического пространства РФ. Часть 1 ст. 8 Конституции гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Соответственно в п. 4 ст.3 НК РФ установлено, что не допускается устанавливать налоги сборы, нарушающие единое экономическое пространство. Единство обеспечивается, например, наличием единых правил лицензирования.
Принцип запрета на немедленное вступление в силу актов законодательства о налогах. Он даёт возможность субъектов права оценить налоговые последствия своей деятельности и спланировать её. Законодатель определяет разумный срок для введения нового налога. Законодатель не может устанавливать период времени менее 1 месяца от официального опубликования акта законодательства о налогах до его вступления в силу (Определение КС РФ от 2003 года №159-О). В ст. 5 НК РФ для региональных и местных налогов ещё более жёсткие требования и длительные сроки для их вступления в силу.
Запрет обратной силы закона, ухудшающего положение налогоплательщика. Данный запрет позволяет обеспечить стабильность и устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам.
Указание исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов в ФЗ. Статья 75 ч. 3 Конституции предусматривает, что система налогов устанавливается ФЗ РФ. Подпункт 1 п. 2 ст.1 НК РФ — все виды налогов и сборов предусмотрены в НК РФ. П 5 ст. 3 НК РФ «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, иные платежи, не предусмотренные в НК РФ». Действующий перечень федеральных, региональных и местных налогов закреплён в ст. ст. 13, 14, 16 НК РФ. Особые виды федеральных налогов и специальные налоговые режимы в ст. 18 НК РФ.