Природоохранная зона реки
Водоохра́нные зо́ны ‒ территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим ведения хозяйственной и иной деятельности. Водоохранные зоны ‒ своеобразный барьер, защищающий водный объект от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
На территории водоохранных зон, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, запрещено использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; не разрешается размещать кладбища, скотомогильники; складировать отходы производства и потребления, химические, взрывчатые, токсичные, отравляющие и ядовитые вещества; нельзя располагать пункты захоронения радиоактивных отходов и использовать авиацию в борьбе с вредными организмами. Запрещены движение и стоянка транспортных средств, размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов; станций технического обслуживания, мойка транспортных средств; применение пестицидов и агрохимикатов и размещение их хранилищ; сброс сточных, в т.ч. дренажных, вод; практически не разрешены разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование и строительство хозяйственных объектов только при условии их оборудования сооружениями (централизованные системы канализации, ливневые системы водоотведения и т.п.), обеспечивающими охрану водных объектов.
На территориях водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы с дополнительными ограничениями хозяйственной деятельности: не разрешаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации водоохранная зона рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ устанавливается от границы водного объекта, а водоохранная зона моря ‒ от линии максимального прилива. Ширина водоохранной зоны рек и ручьёв зависит от их протяжённости от истока до устья и составляет: 50 м ‒ при длине водотока менее 10 км; 100 м ‒ при длине 10‒50 км; 200 м ‒ при длине 50 км и более. Ширина водоохранной зоны озёр и водохранилищ, за исключением водоёмов площадью менее 0,5 км2, равна 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, равна ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны моря 500 м.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 40 м для уклона до 3°, 50 м для уклона 3° и более. Для рек, озёр и водохранилищ, имеющих важное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), ширина прибрежной защитной полосы составляет 200 м независимо от уклона прилегающих земель.
Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются на местности с помощью специальных информационных знаков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
И.Л. Григорьева
Хостинг-провайдер, предоставляющий услуги колокейшн (провайдер размещает оборудование клиента на своем сервере и подключает его к каналам с высокой пропускной способностью), не несет ответственность за содержание информации, размещенной на его сервере третьими лицами. Однако когда владельцы интернет-сайтов одновременно осуществляют услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере, подключенном к Интернету, ответственность за незаконное размещение объектов авторских прав должна быть распределена между интернет-провайдерами и пользователями. Соответственно, интернет-провайдеры должны нести солидарную ответственность за размещение пронар-котической информации на их серверах третьими лицами, арендующими указанное дисковое пространство.
Информационная профилактика наркомании в Интернете, создание безопасного интернет-пространства, а также совершенствование россий-
ского законодательства в части разграничения ответственности участников интернет-отношений за размещение пронаркотической информации положительно повлияют на наркоситуацию в стране.
Библиографический список
Иванов В. П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. № 3.
Клочкова А. В. Проблема нормативного регулирования пропаганды наркотических средств // Наркоконтроль. 2006. № 1.
Развитие наркоситуации в Российской Федерации: по материалам заседания Коллегии ФСКН России 27 февраля 2010 г. // Наркоконтроль. 2010. № 2.
Ролик А. И. Государственная антинаркотическая политика России и противодействие незаконному обороту наркотиков в Дальневосточном федеральном округе // Наркоконтроль. 2010. № 4.
Правовой режим водоохранной зоны
КОЛЕСОВА Ольга Николаевна,
доцент кафедры теории и истории государства и права института права Самарского государственного экономического университета, кандидат юридических наук
Введенный в дейстие с 1 января 2007 г. Водный кодекс РФ (далее — ВК РФ) существенно изменил правовой режим водоохранной зоны. Водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда (ст. 102 ЗК РФ)1. Теперь такие зоны могут
1 В ВК РФ установлено понятие «водный
фонд», а понятие «земли водного фонда» отсутствует.
быть установлены на землях любой другой категории при условии, что такие земли примыкают к водному объекту. Согласно ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Из этого определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам. В связи с этим на них возникает особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется. Таким образом, водоохранные зоны — зоны с особыми условиями использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности. Такое понимание правовой природы водоохранной зоны утвердилось и в юридической литературе2.
Земельным кодексом РФ такие зоны отнесены к ограничениям прав на землю (ст. 56). Следовательно, его общие нормы об ограничении прав на землю должны применяться и к водоохранным зонам, так как они являются частным случаем охранной зоны с особым режимом использования и хозяйственной деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 56).
Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Ограничения прав на землю, установленные актами органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 56 ЗК РФ). При этом Закон не содержит указания на иной порядок установления и отсылок к иному законодательству. Однако для установления водоохранной зоны не
требуется издания акта органа государственной власти или местного самоуправления. Водоохранные зоны являются установленными в силу ст. 65 ВК РФ на основании самого факта примыкания территории к соответствующему водному объекту. Территориальные пределы ограничений (границы водоохранных зон и береговой полосы) также определяются указанной статьей и не могут быть установлены иначе ни на основании подзаконных нормативных актов Российской Федерации, ни на основании законодательства субъекта РФ3. В части 18 ст. 65 ВК РФ указывается на необходимость определения Правительством РФ порядка установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос4, так как установление самих водоохранных зон полностью определяется на законодательном уровне.
Требование земельного законодательства о необходимости государственной регистрации подобных ограничений вполне обоснованно и базируется на принципе земельного права, в соответствии с которым земля одновременно является природным объектом, природным ресурсом и объектом недвижимого имущества. Необходимо учитывать, что объектом недвижимого имущества в земельных отношениях является земельный участок, а не земля. Законодатель требует внесения сведений в государственный реестр прав в отношении каждого конкретного участка в качестве обременения. При этом возникают вопросы: каковы последствия отсутствия государственной регистрации такого ограничения? Является ли это основанием для признания неустановленны-
3 См., например, определение ВС РФ от 28 мая 2008 г. № 33-Г08-5.
4 См. постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
ми соответствующих ограничений в использовании?
Природа ограничений прав в водоохранных зонах водных объектов является не гражданско-правовой, а земельно-правовой, так как эти ограничения не связаны с правами третьих лиц (как, например, сервитут, аренда или залог), а проистекают из природных факторов и необходимости учета при определении правового режима земельного участка его значения как природного объекта, тесно связанного с другими природными объектами. Эта связь является объективной, правовой режим определяется законодательно и не зависит от условий договора. Водоохранные зоны формируются по правилам ст. 65 ВК РФ, и их размер зависит от вида водного объекта и его протяженности, но не определяется тем, сформированы или нет земельные участки на соответствующей территории и какие права на них закреплены. Содержание ограничений так же одинаково для собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков. Кроме того, земельные участки могут быть сформированы в любой момент, даже когда водоохранная зона на данной территории уже существует, т. е. земельный участок образовывается в пределах водоохранной зоны. Законодательством не определено, кто, в каком порядке должен обратиться за государственной регистрацией ограничения прав и на каком этапе предоставления земельного участка. Может ли являться отсутствие государственной регистрации ограничения права основанием для оспаривания сделки с таким земельным участком и признания ее недействительной? При возникновении таких споров суды исходят из установления факта нахождения земельного участка в пределах водоохранной зоны, но не из наличия или отсутствия государственной регистрации ограничения права. К тому же в пределах водоохранной зоны может нахо-
диться не весь земельный участок, а только его часть. В этом случае можно говорить об ограничении права только на часть земельного участка, находящуюся в пределах водоохранной зоны. Эти вопросы требуют детальной разработки и конкретизации в законодательстве.
Данные проблемы могут быть разрешены посредством указания на необходимость государственного кадастрового учета водоохранной зоны, а также ее частей. Внесение сведений в кадастр, в том числе описание границ водоохранной зоны в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) к описанию границ, может служить необходимым и достаточным правовым закреплением установленных ограничений в использовании земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных названным Законом сведений. Состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий устанавливается ст. 10 Закона о кадастре.
Создание единой информационной системы об объектах недвижимого имущества и правах на них должно исключить двойной учет, чреватый потерей и искажением юридически значимой информации, а также неоправданными бюрократическими издержками и проволочками при
оформлении сделок с недвижимым имуществом. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность получить полную информацию о правовом режиме земельного участка из единого информационного ресурса, каковым и должен быть кадастр объектов недвижимости.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Однако для достижения этой цели требуется соотнести нормы водного и земельного законодательства. В упомянутом постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» указывается, что установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос. Данным постановлением разграничивается компетенция органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в регулируемой области и регламентируется, что в целях установления границ органы государственной власти обеспечивают:
а) определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 ВК РФ;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных за-
щитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Указанный объем работ позволяет внести необходимые сведения в кадастр недвижимости. Однако п. 5 данного постановления органам государственной власти вменяется в обязанность в месячный срок представить в Федеральное агентство водных ресурсов сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр. Соответственно, в ч. 7 ст. 15 Закона о кадастре на орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, возлагается обязанность в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о водных объектах представлять документы о них в орган кадастрового учета. Однако о необходимости предоставить сведения в государственный кадастр недвижимости о прохождении водоохранных зон ни один из этих документов не упоминает.
Состав содержащихся в этих документах сведений о данных природных объектах регламентируется Правительством РФ. Такие сведения предоставляются в порядке информационного взаимодействия и их состав определяется Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 618. Пунктом 13 этого Положения определено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень ко-
ординат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий. Эта норма должна относиться и к предоставлению сведений о водоохранной зоне. В то же время очевидно, что установление водоохранных зон и их учет имеют ряд следующих особенностей, которые должны быть отражены в специальных нормах.
1. Неоднородность водоохранных зон по составу. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ). При этом в законодательстве отсутствуют указания на необходимость государственного кадастрового учета прибрежных защитных полос. Между тем земельный участок может полностью находиться в прибрежной защитной полосе, частично в прибрежной защитной полосе, но полностью в водоохранной зоне, либо полностью или частично в водоохранной зоне и не затрагивать прибрежную полосу. Любой вариант существенно меняет правовой режим земельного участка. Кроме того, в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы выделяется береговая полоса (ч. 6 ст. 6 ВК РФ), которая находится в режиме общего пользования, и в силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах береговой полосы приватизации не подлежат. Однако законодательство не определяет порядок установления границ береговой полосы и ее кадастрового учета ни самостоятельно, ни в составе водоохранной зоны.
2. Необходимость определения органа, обязанного предоставить такие сведения и установить сроки их
предоставления. Ни один специальный нормативный правовой акт водного законодательства не обязывает ни органы, устанавливающие границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, ни орган государственной власти по ведению водного реестра предоставить сведения в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет.
3. Изменение правового режима водоохранной зоны в сторону смягчения повлекло фактическое уменьшение ее размера по сравнению с ранее действующим Водным кодексом РФ. Остаются не урегулированными вопросы переходного периода для тех случаев, когда сведения о водоохранной зоне уже внесены в государственный кадастр недвижимости на основании ранее действующего законодательства. Кто, в каком порядке, в какие сроки должен внести изменения в сведения кадастра? Может ли сам правообладатель земельного участка обратиться за такими изменениями? С какого момента меняется правовой режим земельного участка: с момента вступления в силу ВК РФ или внесения изменений в сведения земельного кадастра? А может быть, с момента внесения изменений в сведения водного реестра? Влияет ли на правовой режим земельного участка наличие или отсутствие информационных знаков на местности?
В условиях правового вакуума суды вырабатывают собственную позицию, исходя из системного анализа норм земельного и водного законодательства.
Показательным в этом отношении является решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 марта 2010 г. по делу № А56-60282/2009 в связи с иском ООО «Ортофрутта» к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Кировский муниципальный район» Ленинградской области. Истец требовал от органа местного самоуправления вернуть излишне упла-
ченные суммы арендных платежей в связи с тем, что с момента введения в действие ВК РФ, изменившего ширину водоохранной зоны, земельные участки, арендуемые истцом, оказались за ее пределами. Однако суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что так как истцом не было представлено доказательств того, что в кадастровые паспорта арендуемых земельных участков были внесены изменения, свидетельствующие об отсутствии специального режима землепользования, и, напротив, в материалах дела находится кадастровая выписка, согласно которой спорные земельные участки имеют особый режим использования — водоохранной зоны, арендная плата истцу в размере, установленном законом, начислялась на законном основании, следовательно, оснований для удовлетворения иска нет. Данное судебное решение обжаловалось во всех вышестоящих судебных инстанциях, вплоть до ВАС РФ, и не претерпело изменений.
При таком подходе вопрос отражения в кадастре сведений, необходимых для опредления правового режима земельного участка, требует более детальной регламентации и определенности.
Между тем по своей сути отношения по использованию и охране земель в пределах водоохранных зон являются земельными отношениями, что следует из смысла п. 1 ст. 3 ЗК РФ. И хотя их правовой режим обусловлен тем, что они непосредственно граничат с водными объектами, он этим не исчерпывается. Земельные участки в пределах водоохранных зон не изымаются из хозяйственного оборота, хозяйственная деятельность на них не запрещена, она лишь ограничена. Ограничения не касаются вида использования (вида разрешенного использования в земельно-правовом смысле этого понятия). Законодатель устанавливает запреты на совершение определенного вида деятельности в рамках разрешенного вида использования. Нарушители требований, установ-
ленных ст. 65 ВК РФ, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 8.13 КоАП РФ5.
Помимо запретов, установленных ч. 15 ст. 65 ВК РФ, в ч. 16 определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Отношения, связанные с проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией различных объектов, регулируются Градостроительным кодексом РФ. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства осуществляется на всех этапах строительства при утверждении необходимой для осуществления строительства разрешительной документации. Однако законодатель предусматривает некоторые случаи, когда разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию для создания объекта недвижимости и возникновения права собственности на него не требуются. К таким объектам относятся индивидуальные жилые дома (до 1 января 2012 г.), садовые и дачные домики, индивидуальные гара-жи6. Таким образом, размещение зон индивидуальной жилой застройки или дачных, садовых, даже гаражных кооперативов в пределах водоохранной зоны позволяет осуществлять бесконтрольную застройку, хотя такие виды использования
5 См., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 января 2009 г. по делу № А05-7870/2008.
6 См. ст. 253 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
представляются наиболее опасными, противоречащими целям установления такой зоны, определенным в ч. 1 ст. 65 ВК РФ, и их размещение может привести к тем нежелательным последствиям, для предотвращения которых водоохранная зона и устанавливается7. В настоящее время судами признается, что не допускается размещение капитальных объектов недвижимости в пределах береговой полосы8.
Представляется, что введение дополнительных ограничений на размещение объектов недвижимого имущества хотя бы в пределах прибрежной защитной полосы является необходимой мерой для защиты водных объектов.
Важным является вопрос оборо-тоспособности земельных участков, находящихся в пределах водоохранных зон, возникающий, как правило, при приватизации земельных участков. Большинство исследователей приходят к мнению, что запрет на приватизацию распространяется на земельные участки в пределах береговой полосы водоохранной зоны. За пределами береговой полосы, но в пределах водоохранной зоны запрета на приватизацию земельных участков нет (исходя из анализа ст. 27, 28 ЗК РФ, ч. 6 ст. 6 ВК РФ, ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Так, установив в судебном разбирательстве факт нахождения испрашиваемого земельного участка вне пределов береговой полосы, но в пределах водоохранной зоны, суд признал бездействие органа государственной власти, уполномочен-
7 См., например: Боголюбов С. А. Правовая защита российских природных ресурсов // Журнал российского права. 2005. № 12.
8 Показательным в этом отношении является определение ВАС РФ от 3 февраля 2009 г. № 160/09 «Об отказе в передаче в
Президиум ВАС РФ» по делу № А53-19261/ 2007-С2-50.
ного на предоставление земельного участка, незаконным9.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В тех случаях, когда только часть испрашиваемого земельного участка находится в пределах береговой полосы, это делает невозможным предоставление всего испрашиваемого земельного участка в собственность. Судебная практика подтверждает такую позицию. Нахождение части земельного участка в пределах береговой полосы водоохранной зоны является также препятствием для переоформления гражданином права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения в порядке, установленном Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В силу п. 91 ст. 3 этого Закона переоформление ранее предоставленного права (до введения в действие ЗК РФ) гражданином осуществляется в упрощенном порядке, кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что невозможно само образование земельного участка в пределах береговой полосы.
К такому выводу пришел Кировский суд г. Самары, вынося решение от 13 июня 2010 г. по иску гражданина в том числе к Управлению Росреестра по Самарской области с требованием признать незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков и, соответственно, снять их с кадастрового учета (дело № 2-1714/2010). Исковые требования были удовлетворены. При этом в ходе судебного заседания выявились многочисленные нарушения порядка постановки на кадастровый учет спорных земельных участков, одним из которых явилось то, что часть земельных участков находилась в береговой полосе водоохранной зоны Саратовского водо-
9 См. решение Октябрьского районного суда г. Самары от 31 мая 2010 г. по делу № 2-2799/10.
хранилища. Данный факт был установлен на основании ответа отдела водных ресурсов по Самарской области НижнеКамского бассейнового водного управления по запросу суда с предоставлением координат характерных точек земельных участков. Таким образом, при постановке на кадастровый учет спорных земельных участков и последующей государственной регистрации права собственности на них факт их нахождения в пределах береговой полосы не мог быть установлен, так как соответствующие сведения отсутствовали в государственном кадастре недвижимости.
Анализ судебных актов показывает, что при рассмотрении споров, связанных с определением правового режима воодохранных зон, суды, как общей юрисдикции, так и арбитражные, не связывают наличие ограничений в праве с фактом их государственной регистрации. Напротив, кадастровые сведения в судебных спорах имеют доказательную силу.
Таким образом, водоохранные зоны — это зоны с особыми условиями использования земель, являющиеся
основанием для установления ограничений прав на землю. Ограничения возникают в силу ст. 65 ВК РФ, которая также определяет их содержание, и подлежат кадастровому учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В составе водоохранной зоны выделяются защитные прибрежные полосы и береговые полосы, границы которых подлежат кадастровому учету. Границы земельного участка не могут пересекать границы береговой полосы. Государственная регистрация ограничения права, связанного с нахождением земельного участка в пределах водоохранной зоны, не требуется.
Библиографический список
Боголюбов С. А. Правовая защита российских природных ресурсов // Журнал российского права. 2005. № 12.
Липатова В. И. Проблемы применения законодательства по вопросам водоохранной зоны // Вестник ВАС РФ. 2006. № 12.
Сиваков Д. О. Режим водоохранных зон: охрана вод и лесов // Законодательство и экономика. 2008. № 10.
К природоохранным зонам (особо охраняемым природным территориям — ООПТ) относятся территории требующие особой охраны в следствие своих природных, научных, рекреационных, культурных и других особенностей. Сейчас в мире существует около 150 000 природоохранных зон с различными уровнями защиты.
К природоохранным зонам относятся — заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, природные заказники, памятники природы, а также водоохранные зоны рек и водоемов. Данные территории по решению органов государственной власти полностью или частично изъяты из хозяйственного использования с установлением на них особо охранного режима.
Содержание
Заповедники
Красноярский заповедник «Столбы»Запове́дник — термин, используемый в трёх тесно связанных значениях:
- Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами;
- Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» государственный природный заповедник — одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, полностью изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных;
- Одноимённое соответствующему заповеднику федеральное государственное учреждение, имеющее цель сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем на переданной ему в постоянное (бессрочное) пользование территории или входящей в границы заповедника акватории.
История заповедников
Казахстан. Аксу-Жабаглинский государственный природный заповедникИстория заповедников уходит далеко в глубь веков. Принято считать, что первый закон о защите дикой природы и охране окружающей среды был принят ещё в III в до н.э. на Шри-Ланке. В это же время царём Деванампиятиссом в Михинтале был основан первый в мире природный заповедник.
Первое же упоминание о природоохранном статусе территории относится к XIII веку, тогда правящей династией Хавсидов () в местечке известном сейчас как Национальный парк Икшёль (север современного Туниса) была запрещена охота в окрестностях одноименного озера.
В средневековой Европе знать под свои охотничьи угодья специально отводила участки, на которых для восстановления популяций животных временно запрещалась любая охотничья деятельность.
В нашей стране, первый заповедник создал в XIII веке князь галицко-волынских земель Даниил Галицкий издавший указ, согласно которому создавался «великий заповедник у межах сучасных» Цуманской и Беловежской пущ.
Национальные парки
Казахстан. Чарынский государственный национальный природный парк В отличие от заповедников, к национальным паркам относятся территории, на которых деятельность человека в целях охраны окружающей среды частично ограничена. На их территорию допускаются туристы и даже может быть разрешена в ограниченных масштабах хозяйственная деятельность.
Например, в Законе г. Москвы №48 от 26 октября 2001г. «Об особо охраняемых природных территориях в Москве», определение национального парка Москвы дано как:
Национальный парк — особо охраняемая природная территория федерального значения, расположенная на территории города Москвы и имеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс, превосходящий по площади 500 гектаров, отличающийся высоким природным разнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и уязвимых видов растений и животных. Использование территории национального парка допускается в природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах. — ст. 19 Закона
Природные заказники
Киргизия. Биосферная территория Иссык-Куль.Зака́зник — в отличие от заповедников и национальных парков на их территории под охраной находится не сам природный комплекс, а его часть — либо растения, либо животные, или их отдельные виды, либо геологические объекты, или отдельные историко-мемориальные памятники.
1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
3. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
…
5. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных органов Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.
На территориях заказников так же, как и в национальных парках запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности способные причинить вред объектам охраны, но при этом разрешены другие виды деятельности, не причиняющие вред охраняемым объектам.
Природные парки
Природный парк «Налычево» на Камчатке.К природным паркам относятся обширные охраняемые участки природного или культурного ландшафта используемые для рекреационных (организованный туризм), природоохранных, просветительских и различных других целей. В отличие от заповедников, заказников, резервантов и других природоохранных территорий режим их охраны наименее строгий. Первый природный парк был создан в Германии в 1909г.
В России природные парки находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников.
Водоохранная зона
Амурское побережье.К водоохранным зонам относятся территории примыкающие к береговой линии водоемов (ручьев, рек, каналов, водохранилищь, озер и морей). На данных территориях для предотвращения загрязнений, засорений, заиливания или высыхания вод, а так же для сохранения растительного и животного мира с их средой обитания, устанавливается спец. режим хозяйственной или другой деятельности человека.
К водоохранным зонам не относятся пруды, затопленные карьеры, болота, родники, гейзеры, ледники и снежники.
Братское водохранилище. На территории водоохранных зон запрещается:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) распашка земель;
6) размещение отвалов размываемых грунтов;
7) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Ширина водоохранных зон для ручьев и рек:
- до десяти километров — 30, 40, 50 метров (водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой);
- от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
- от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.
Для озер и водохранилищь — 30, 40, 50, 200 м, для морей — 500м. Ширина данной области зависит от уклона берега и степени ценности водного объекта.
Ширина водоохранных зон каналов (с каждой стороны) устанавливается равной ширине самого канала, но не превышает 35м с каждой стороны.
Водные объекты России — это 2, 5 млн. больших и малых рек, 2 млн. озер, не считая водохранилищ и морей. Согласно ВК РФ по берегам всех водоемов страны устанавливается водоохранная зона (ВОЗ) с особыми правилами поведения внутри неё. Владельцам всех видов транспорта полезно знать эти правила, чтобы досадный штраф не испортил удовольствия от рыбалки или отдыха на природе. Объекты недвижимости на водоемах должны соответствовать строгим нормам Водного кодекса, иначе им будет грозить снос. Земельные участки вблизи водных объектов также должны соответствовать этим нормам, иначе владельцам будет отказано в праве владения.
Что такое водоохранная зона (ВОЗ)
Понятие «водоохранная зона» появилось у нас в 1936 году. Тогда по берегам крупных рек была запрещена вырубка лесов. Ширина запретной территории колебалась от 4 до 20 км. Времена были строгие – нарушителям закона грозило уголовное наказание.
Что такое водоохранная зона в современной трактовке, объясняет Водный кодекс РФ, принятый в 2007 г. Он констатирует, что хозяйственная деятельность людей на берегах водоемов загрязняет их, истощает животный и растительный мир. Для сохранения природы берега водных массивов объявлены землями с ограниченным правовым режимом. Параметрам этих земель посвящена статья 65 – «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы».
Составляющие части ВОЗ
Угодья, охраняемые законом, описываются следующей терминологией.
- Береговая линия – место, где кончается вода и начинается суша. Для моря – это линия максимальной отметки во время приливов; для рек и озер – это урез воды в теплое время года, для водохранилищ и прудов – нормальный подпорный уровень. С береговой отметки начинается отсчет протяженности водоохранной зоны. Инспектор Росприроднадзора может измерить расстояние, отделяющее припаркованную машину от черты берега, чтобы определить, нарушены ли границы заветной земли.
- Береговая полоса – место общего пользования, на ней не должно быть заграждений, мешающих проходу людей. Ширина общедоступного берега — от 5 до 20 метров, в зависимости от размеров водоема.
- Прибрежная защитная полоса (ПЗП) – начинается сразу за береговой полосой, имеет строгие ограничения. Ширина ПЗП зависит от уклона местности — на плоских берегах с низкой поймой она составляет 30 метров. Если берег понижается в сторону водоема с уклоном до 3° — защитная полоса увеличивается до 40 м, на более крутых берегах ПЗП расширяется до 50 м. Особо ценные водоемы с питьевыми и биологическими ресурсами имеют санитарную полосу максимальной протяженности – 200 м.
- Водоохранная зона (ВОЗ) – самая широкая защитная полоса по берегам водоемов, включающая в себя все вышеописанные части. Что можно, и что нельзя делать внутри этой территории, определяет 65-я статья ВК РФ. Правила установления водоохранных зон и полос прописаны в Правительственном Постановлении №17 от 2009 г.
Порядок установления ВОЗ
Защитные зоны крупных водоемов определяются Федеральным агентством Росводресурсов и его представительствами – БВУ (бассейновое водное управление). Действия специалистов, которые устанавливают водоохранные зоны, подчиняются определенному порядку:
- на основании ст. 65 ВК РФ они определяют величину всей защитной зоны и составляющих ее участков: береговой полосы и ПЗП;
- с помощью координат характерных точек указывают границы на карте;
- направляют материалы для регистрации ВОЗ в органах местной администрации, в Федеральном Водном реестре и в ЕГРН;
- готовят распорядительные акты о параметрах охранных территорий;
- в местах отдыха населения, в точках пересечения охранных зон с дорогами устанавливают знаки «Водоохранная зона».
Стоит отметить, что отсутствие знаков – не повод для нарушения запретов. Нарушители штрафуются в любом случае.
Ширина водоохранной зоны
Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.
Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.
Водный объект |
Размер водоохранной |
Река/ручей длиной меньше 10 км |
50 м |
Озеро/водохранилище |
50 м |
Озеро Байкал |
200 м |
Границы водоохранной зоны не обязательно будут отмечены знаком, но, зная примерную длину реки, нетрудно подсчитать, на сколько метров от берега простирается территория со штрафными санкциями.
Запреты в границах ВОЗ и ПЗП
На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
- полив огородов и садов сточными водами;
- захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
- хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
- строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.
Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:
- к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
- у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
- а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.
В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.
Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.
Надоело читать? Сэкономьте время, задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО:
Строительство в водоохранной зоне
Строительство дома в водоохранной зоне законом не запрещается, но необходимо соблюдать все требования закона. Ограничения по строительству касаются как земельных участков, так и необходимых сооружений, которые должны иметь постройки.
Требования к участку
Не все участки береговой зоны пригодны для индивидуального жилищного строительства (ИЖС):
- Если водоем является источником питьевой воды для населения или местом нереста и разведения ценных пород рыбы – любое строительство на полосе шириною 200 м от берега законодательством запрещается, она является санитарной охранной зоной. Этот факт должен быть обязательно указан в кадастровом паспорте на участок: земельные участки 1 и 2 пояса санитарной зоны не подлежат продаже и не сдаются в аренду.
- В пределах ВОЗ есть особая береговая полоса, которая по закону должна быть доступна любому человеку, желающему подойти к водоему. Участок у воды шириной от 5 м (у маленьких речушек) до 20 м (у больших водоемов) не подлежит приватизации и сдаче в аренду, на нем запрещено индивидуальное строительство. Все заборы и ограждения на береговой полосе являются противозаконными.
- Вторая полоса в водоохранной зоне реки – прибрежная защитная полоса шириной от 20 до 200 м. На этой территории ничего строить тоже нельзя, но в аренду участки сдаются, их можно обустроить для комфортного отдыха на берегу реки. Статус таких участков нужно уточнять в муниципалитете: если они входят в 3-й пояс санитарной зоны, потребуется согласование строительства с Роспотребнадзором и территориальным агентством по рыболовству.
- За пределами прибрежной защитной полосы земли продаются в частную собственность, на них можно строить дома, соблюдая при этом нормы Водного кодекса (читаем далее).
Нормы строительства в водоохранной зоне
Строить в водоохранной зоне разрешено лишь владельцам или арендаторам земельных участков на этой территории. Собственникам необходимо получить разрешение на строительство в водоохранной зоне от местной администрации. К основным санитарным и противопожарным нормам строительства прибавляются ограничения водного кодекса РФ. Принципиальные пункты в проекте дома в водоохранной зоне — источник водоснабжения и тип канализации.
Строящийся объект должен иметь сертифицированные сооружения для защиты вод близлежащего водного объекта. К разрешенным вариантам относятся:
- подключение к центральной канализации и ливневым системам;
- создание водонепроницаемых резервуаров для стока жидких органических отходов;
- устройство собственных очистных сооружений;
- приспособления для сбора мусора и отходов, сделанные из водонепроницаемых материалов.
Подъездные пути, стоянки автотранспорта в прибрежной зоне должны иметь твердое покрытие – асфальт, бетон, гравий.
Строительство в водоохранной зоне без разрешения местной администрации и согласования с природоохранительными организациями – это риск получить штрафные санкции, остаться без дома, потерять право на землю и даже подвергнуться уголовной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.
Как узнать статус земельного участка
Приобретая земельный участок для ИЖС в водоохранной зоне, важно знать, что его использование ограничено. Еще раз повторим основные ограничения:
- на береговой полосе запрещено ставить ограждения;
- земельный участок не должен находиться в пределах санитарной защитной полосы;
- в прибрежной защитной полосе нельзя строить объекты недвижимости;
- строения в пределах ВОЗ должны иметь соответствующие нормам очистные сооружения, подъезд и стоянки с твердым покрытием.
Кадастровый паспорт участка должен содержать сведения о его статусе. Если их нет, можно заказать выписку из ЕГРН, где зафиксированы объекты ВОЗ и перечислены ограничения.
С помощью публичной кадастровой карты можно выяснить ограничения по своему участку самостоятельно.
ВНИМАНИЕ: Росреестр обновил сайт Публичной кадастровой карты в марте 2020, теперь ссылка выглядит так: https://pkk.rosreestr.ru. Интерфейс изменился, некоторые функции пока работают неустойчиво.
Вот краткая инструкция:
- Ввести номер участка в поле «Найти объекты», например этот: 36:16:1601030:23.
- Получив начальную информацию об участке, в меню карты выбираем «Слои» и отмечаем: «Зоны с особыми условиями использования территории» (ЗОУИТ), «Космические снимки». Водоохранные зоны будут выделены светло-зеленым цветом (наш участок оказался полностью в водоохранной зоне).
- Чтобы получить сведения о зоне, в выпадающем меню вместо «Участки» надо выбрать «ЗОИТ» — на карте будет показан вся зона и сведения о ней. В графе «Ограничение» может быть указана информация об особых условиях использования земли, реквизиты законодательного акта, вводящего ограничения.
Более подробная информация о публичной кадастровой карте представлена в другой нашей статье.
Обратите внимание: если водоем небольшой, существует определенная вероятность, что его прибрежная зона не внесена в Государственный реестр. Для полной безопасности параметры участка следует уточнять в местных органах власти, на сайте водных ресурсов своего региона (БВУ).
Не зная статуса земельного участка, вблизи воды опасно не только строить вслепую, но и владеть уже готовой недвижимостью. Рано или поздно нарушение водного законодательства будет обнаружено и санкции найдут виновников.
Как изменить границы водоохранной зоны
Может случиться так, что из-за неточных координат характерных точек границы водоохранной зоны на карте не соответствуют положению на местности. Фактически участок лежит дальше опасных пределов, а по карте он подлежит ограничениям. В таком случае требуется корректировка водоохранной зоны с помощью кадастровых инженеров. Они действую по установленному алгоритму:
- уточняют координаты характерных точек береговой линии на местности;
- корректируют ширину ВОЗ в ходе камеральных расчётов;
- описывают словами и графически изображают новое положение 200-метровой защитной зоны водоема;
- согласуют материалы с территориальным БВУ;
- передают органам Росводресурсов электронную версию изменений ВОЗ для внесения в государственные реестры.
Возможно лишь уточнение границ водоохранной зоны, но не изменение их в интересах владельцев земельных участков.
Штрафные санкции
Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:
- проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
- распашка земель вблизи водных объектов;
- грунтовые отвалы;
- выпас/водопой/купание скота и т. д.
В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.
Протоколы о нарушении вправе составлять сотрудники полиции, инспектора Росприроднадзора, Рыбнадзора.
Знание и соблюдение буквы закона поможет избежать финансовых потерь во время пребывания на берегах российских водоемов. Надеемся, эта статья поможет вам избежать неприятностей.
Если у вас остались вопросы, задайте их по бесплатным телефонам горячей линии:
8 (800) 350-84-32 для регионов РФ
8 (499) 938-49-63 для Москвы
8 (812) 425-60-96 для С-Петербурга
или воспользуйтесь формой для бесплатной консультации: