Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Признаки исполнительной власти

21.07.2020 by admin

В пределах ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч.2 ст.77 КРФ).

Республики в конституциях самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти, в уставах прочих субъектов РФ закрепляются соответствующие звенья системы исполнительных органов.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» допускает возможность использование в одном значении терминов «исполнительные органы государственной власти субъекта РФ» и «органы исполнительной власти субъекта РФ»

Субъект исполнительной власти – орган исполнительной власти.

Органы исполнительной власти – органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность.

Орган исполнительной власти – структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Признаки органов исполнительной власти:

1) звенья государственного аппарата, сопутствующие органам законодательной власти в системе разделения властей;

2) составная часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой (практическая реализация задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной, административно-политической жизни);

3) носители определенного объема государственно-властных полномочий (выражаются в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами);

4) разновидность государственных организаций (обладающих государственно-властными полномочиями);

5) трудовые коллективы (формируемые государством в соответствии с их целевым назначением на базе определенной организационной структуры) (внутренне построение, предполагающее наличие совокупности государственных должностей, распределение между ними обязанностей и ответственности, определение объема полномочий каждого должностного лица);

6) обладают оперативной самостоятельностью (границы устанавливаются закрепленной за ними компетенцией, которая определяет основы правового положения данного органа) (в рамках компетенции исполнительные органы совершают юридически значимые действия, выражающие их административную право- и дееспособность);

7) должностные лица действуют от их имени и представляют их в конкретных управленческих отношениях;

8) каждый орган исполнительной власти имеет законодательно определенный территориальный масштаб деятельности;

9) образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ

Исполнительная власть в системе органов государственной власти занимает особое положение. Во-первых, она исполняет политические решения, формулируемые Президентом Российской Федерации и законодательными органами, при этом ее деятельность находится под контролем судебной власти и под надзором прокуратуры. Во-вторых, исполнительная власть обеспечивает деятельность законодательной и судебной властей, а также органов прокуратуры. В-третьих, исполнительная власть как субъект законодательной инициативы направляет в Государственную Думу Российской Федерации проекты федеральных законов, осуществляет экспертизу проектов федеральных законов, разработанных другими субъектами законодательной инициативы.

Исполнительную власть отличает ее подчиненное положение, так называемая, «вторичность» по отношению к законодательной и судебной власти. Исторически сложилось так, что исполнительная власть предназначалась для реализации монарших повелений. В современных демократических правовых государствах исполнительная власть вторична, прежде всего, по отношению к закону. По отношению к другим ветвям государственной власти исполнительная власть, несмотря на то, что она осуществляется самостоятельно, сохраняет подчиненное положение. Это проявляется, например, в том, что органы исполнительной власти не могут изменять или отменять акты органов законодательной или судебной власти и обязаны строго их исполнять.

При этом органы исполнительной власти организуют реализацию законодательных установлений, а также приговоров и решений судов, создают, поддерживают и обеспечивают сложную систему общественных связей в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах. Исполнительная власть претворяет в жизнь политические решения (идеи), вырабатываемые Президентом, Советом Безопасности, Федеральным Собранием Российской Федерации, создает практические механизмы реализации идей, определяет конкретных исполнителей, обеспечивает условия, в том числе, финансовые и материальные, распределяет полномочия и ответственность между субъектами управления, координирует и контролирует их деятельность.

В отличие от законодательной и судебной власти исполнительная власть осуществляется постоянно,непрерывно, повседневно, решая текущие вопросы. Законодательные и судебные процессы, в отличие от деятельности исполнительной власти, конечны, завершаются принятием федеральных законов, вынесением приговоров и иных решений.

Исполнительная власть универсальна. Во-первых, она обеспечивает решение широчайшего круга разнообразных вопросов, связанных с государственным управлением (промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, торговля, услуги, транспорт, образование, здравоохранение, наука, культура, охрана общественного порядка, оборона и общественная безопасность). Во-вторых, она использует обширный арсенал средств управления, опосредующих управленческое воздействия на волю людей: поощрение, убеждение, принуждение и др.

В ведении органов исполнительной власти находятся огромные ресурсы – правовые, информационные, финансовые, технические, идеологические, организационные и пр. Можно говорить, что исполнительная власть распоряжается всей государственной мощью.

При этом сама исполнительная власть эти ресурсы не использует, не лечит, не учит, не производит. Она лишь организует производство, образование, здравоохранение и т.д. В процессе подобной организации органы исполнительной власти издают огромное количество правовых актов индивидуального и нормативного характера в виде: постановлений, распоряжений, приказов, положений, инструкций, правил, уставов, наставлений. Названные акты издаются во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, судебных актов, а также в пределах полномочий исполнительной власти самостоятельно, по своей инициативе.

Такую деятельность принято называть распорядительной. Поэтому, говоря об исполнительной власти, часто упоминают об исполнительно-распорядительных органах, ее осуществляющих. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, органы государственной безопасности, полиция, специальные принудительные учреждения. При этом особенно важно то, что исполнительная власть распоряжается названными ресурсами самостоятельно, ей дано право применять меры принуждения во внесудебном порядке.

Сложность и разнообразие решаемых исполнительной властью задач, ее универсальность, возможность распоряжаться всеми государственными ресурсами и силами принуждения обусловливают необходимость формирования сложной, разветвленной, иерархически построенной государственной администрации – системы органов исполнительной власти. Законодательная власть в нашей стране представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух независимых палат, каждая из которых имеет свои полномочия, а также законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, самостоятельно решающими отнесенные Конституцией РФ к их ведению задачи. Судебная власть состоит из трех ветвей (конституционные и уставные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды) и двух уровней (федеральный уровень и уровень субъектов Российской Федерации). При этом каждый суд самостоятелен в своих решениях, и никто не вправе вмешиваться в процесс осуществления правосудия.

Исполнительную власть в России осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации).

Непосредственно полномочия органов исполнительной власти осуществляют должностные лица – государственные служащие, численность которых многократно превышает численность депутатов законодательных органов, судей, прокуроров и других представителей государственной власти вместе взятых. Исполнительная власть – власть чиновников.

Исполнительная власть как сложная, разветвленная, иерархически построенная система органов, каждый из которых, в свою очередь, является коллективом государственных служащих, – живой организм, подчиняющийся универсальным законам, описанным, например, Сирилом Норткотом Паркинсоном в середине прошлого века. Изучая новейшую историю английского военного флота, он обнаружил, что с 1914 по 1928 гг. количество боевых кораблей уменьшилось на две трети, зато количество чиновников адмиралтейства за те же годы выросло вдвое.

Исполнительная власть стремится к безграничному расширению своего влияния, увеличению числа полномочий, и своей численности, к большей самостоятельности в распоряжении государственными ресурсами (надо признать, что первый опыт организации государственной власти в соответствии с принципом разделения властей показал, что этим грешит каждая ветвь власти, поэтому необходимо создавать в стране систему сдержек и противовесов). Бесконтрольность исполнительной власти угрожает бюрократизацией общества, коррупцией, административным произволом.

В этой связи обязательными признаками исполнительной власти являются ее подзаконность и подконтрольность, вторичность по отношению к закону. Действия чиновников не могут противоречить закону, они должны быть направлены на его исполнение.

Контроль за деятельностью исполнительной власти осуществляют Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации, органы законодательной власти и образуемые ими Счетная палата Российской Федерации и аналогичные органы в субъектах Российской Федерации, суды, Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека (и по правам ребенка) в субъектах Российской Федерации. Повысить эффективность такого контроля призван общественный контроль, осуществляемый политическими и другими общественными объединениями, в том числе, профессиональными союзами, средствами массовой информации и отдельными гражданами. Поэтому открытость, прозрачность (транспарентность) исполнительно-распорядительной деятельности – обязательное условие эффективности и законности осуществления государственными органами исполнительной власти своих задач и функций. И напротив, закрытость исполнительной власти от общества следует расценивать как мощнейший коррупциогенный фактор, негативно влияющий на состояние государственного управления.

Сказанное позволяет сформулировать следующие признаки исполнительной власти:

1) подзаконность, вторичность по отношению к законодательной и судебной власти;

2) организующий, исполнительно-распорядительный характер деятельности органов исполнительной власти;

3) постоянное, непрерывное, непосредственное осуществление ими государственно-управленческой деятельности;

4) универсальность;

5) возможность распоряжаться огромными ресурсами;

6) возможность использования государственного принуждения, опора на силу;

7) единая, разветвленная, иерархическая структура;

8) огромная численность служащих – чиновников;

9) подконтрольность государству и обществу.

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды)государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть –ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признакиисполнительной власти:

• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

9. Функции исполнительной власти.1. Исполнительная, т. е. исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.2. Прогнозирование — предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной. 3. Планирование — определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности. 4. Организация — создание органов управления, определение их функций и т. д. 5. Правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур. 6. Общее руководство и оперативно-распорядительная работа. 7. Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций. 8. Контроль, т. е. проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов. 9. Учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. 10. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа. 11. Методическое руководство. 12. Кадровое, МТО, финансирование и т. д.

10. Принципы исполнительной власти. Принципы исполнительной власти — это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.1. Принцип народовластия — народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.3. Принцип разделения и взаимодействия властей.4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.5. принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.7. Принцип федеративного устройства. 8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.Централизация — сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти. Децентрализация — закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.9. Принцип плановости выражается в развитии разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т. д.10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.

11. Государственное управление. Государственное управление — это целенаправленное организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства. Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления. 1. Широкое понимание — это регулирующая деятельность государства в целом, т. е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры. В этом понимании государственное управление — более широкое понятие, чем исполнительная власть. 2. Узкое понимание — это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т. д. В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.

12. Структура административно-правовых отношений. Элементами структуры административно-правовых отношенийявляются:субъекты (участники);объекты (то, по поводу чего возникли отношения);содержание правоотношения. Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты. Субъекты административно-правовых отношений— это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участниковправоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. В современной теории права описаны две концепции. Первая — «монистическая» — провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию. Вторая — «плюралистическая» — считает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения Иными словами — это либо блага, ценности, вещи, то есть объекты имущественных отношений, либо те самые действия, поведение людей, то есть объекты неимущественных отношений, ради которых субъекты вступают в правоотношения.В содержании административного правоотношения различают две стороны: 1) материальную (поведение субъектов); 2) юридическую (субъективные права и юридические обязанности).

13. Административно-правовой статус граждан. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции). Административно-правовой статус гражданинаэто юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.Элементы административно-правового статуса граждан:1) принципы административно-правового статуса граждан;2) гражданство;3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;5) административная ответственность граждан;6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан: • Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.; • Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.; • ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»; • ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; • ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; • ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; • Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан: 1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами; 2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.); 3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей. Принципы: социальное равенство, гуманизм, народовластие, презумпция невиновности, законность.

14. Права граждан в сфере государственного управления. Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Видыправ граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

15. Обязанности граждан в сфере государственного управления. Обязанности граждан в сфере государственного управления –это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны:соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

Административно-правовые обязанности граждан Российской Федерации, подразделяются на два вида:

§ абсолютные — возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);

§ относительные — возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т.п.).

Обязанности граждан Российской Федерации как субъектов административного права заключаются в следующем:

§ платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

§ сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);

§ защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);

§ не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);

§ соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Как видно из приведенного нами перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в Основном Законе — Конституции Российской Федерации.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. В этом случае, при наличии достаточных к тому оснований, граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

16. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства- возникает при его взаимодействии с органами государственной власти РФ при въезде и нахождении на территории РФ.Нормативно-правовые акты, регулирующие административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства:ФЗ «О порядке въезда и выезда в РФ»иФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства».Общее правило – иностранцы пользуютсяся в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ:

· ФЗ от 25.07.2002 «О правовом пол-нии иностранных граждан в РФ»

· КРФ

· иные ФЗ

· международные договоры

Выделяют 4 группы иностранцев, находящихся в РФ:

1 – временно пребывающие

2 – временно проживающие

3 – постоянно проживающие

4 — «транзитники» (ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 18.07.1996)

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 711 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

УДК 34

Содержание

  • ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
      • №12, 24.04.2018
    • Юридические науки
        • Андрианова Кристина Алексеевна
  • Список литературы

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

№12, 24.04.2018

Юридические науки

Андрианова Кристина Алексеевна

Ключевые слова: ГОСУДАРСТВО; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ДВОЙНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ; ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ; ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ; STATE; EXECUTIVE BRANCH; EXECUTIVE AUTHORITIES; STATE MANAGEMENT; DUAL REPORTING LINE; AREAS OF FEDERAL RESPONSIBILITY; AREAS OF SUBJECT RESPONSIBILITIES.

Аннотация: Статья посвящена комплексному исследованию особенностей и ролей органов исполнительной власти. На основе анализа структур органов исполнительной власти, в статье выявлены основные проблемы работы данных органов, а также предложены пути их решения. Государство часто претерпевает различные изменения, но, как мы все знаем, органы исполнительной власти — это основные каналы осуществления государственного управления. Если органы исполнительной власти работают неэффективно, то на практике государство сталкивается с широким спектром проблем. Проблема, обсуждаемая в статье, наиболее актуальна на сегодняшний день в нашей стране.

Особенности и роль органов исполнительной власти в системе государства играют весомую роль. Государство и его система часто претерпевают разнообразные нововведения и изменения, поэтому вопросы, затрагивающие данную тематику, очень популярны и интересны. Актуальность данного исследования заключается в особых изменениях как самих структур органов исполнительной власти, так и их ролей. Вопросы реорганизации деятельности или её не глобальных изменений часто обсуждаются как в СМИ, так и на уровне государства.

В своей работе я выявила признаки и сущность исполнительной власти, эффективность её деятельности, а также попыталась сформулировать некоторые её недостатки и пути их решения.

Государственное управление осуществляется непосредственно через органы исполнительной власти. Следовательно, исполнительная власть — это независимое единое направление государственное власти, которое постоянно взаимодействует с законодательной и судебной властью. Согласно ст.10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»

В ст.110-117 Конституции РФ описана сущность исполнительной власти. С одной стороны, сущностью исполнительной власти является практическая реализация законов, а с другой стороны — государственное управление, основывающееся на принципе законности, которое реализуется на практике в соответствии с компетенцией органа, выполняя общие и специальные управленческие функции.

Исполнительная власть имеет свои отличительные признаки. Основными являются:
1. существование государства;
2. принцип разделения властей;
3. единый вид государственной власти;
4. управление через органы исполнительной власти;
5. исполнительная власть ответственна за принимаемые решения и действия.

Исполнительная власть — это фундамент правового государства, потому что она выполняет различные и необходимые для государства функции, а также наделена определенными обязанностями.

Исполнительная власть реализуется на практике через органы исполнительной власти, которые в свою очередь являются органами управления, специально-сформированы, имеют свои специальные полномочия, но не относятся ни к органам законодательной, ни к органам судебной власти. Из Конституции РФ и других законодательных актов, где распределяются предметы ведения и полномочия органов исполнительной власти, вытекает данная особенность.

В современной системе органов исполнительной власти присутствует принцип «двойного подчинения», отражающийся в разграничении ведения Федерации и её субъектов. Данный принцип неразрывно связан с признаком единства системы исполнительной власти, но нигде в законодательстве нашей страны не упомянут этот принцип. Однако, в доктрине административного права считается, что принцип «двойного подчинения» следует из части 2 статьи 77 Конституции РФ. Ст.77 Конституции РФ: «…В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.»

«Двойное подчинение» базируется на том, что органов исполнительной власти подразделяются на 2 подсистемы: федеральные и региональные, но некоторая часть вопросов их ведения совпадает, что влечет и к совпадению целей, а значит действия органов исполнительной власти должны быть точно скоординированы, во избежание повторения поставленных задач. Повторение поставленных задач разными органами ведет к неэффективности их работы, а также истощению ресурсов. Все эти факторы негативно сказываются на работе государства в целом, подрывают стабильность его развития.

Правовые статусы органов исполнительной власти в субъектах РФ единообразно не оформлены, что ведет к несогласованности и разобщенности действий федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Рассмотрим данную проблемы на примере Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Данное Министерство не имеет право осуществлять функции по надзору и контролю, однако такие функции вправе осуществлять Министерство здравоохранения Московской области.

Исходя из «Положения о Министерстве здравоохранения Московской области», утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 № 790/28, Министерство Московской области имеет право осуществлять контрольные функции над государственными учреждениями здравоохранения Московской области, а также занимаются контролем соблюдения стандартов качества оказания медицинской помощи.

Для более широкого анализа возьмем еще один субъект и рассмотрим функции Министерства здравоохранения, находящегося на его территории. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Пермского края: «Осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность…», то есть Министерство в данном субъекте имеет право на контроль за ценами на лекарственные препараты.

Как мы видим, на примере заметна несогласованность правовых статусов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть органы исполнительной власти субъектов имеют в какой-то степени большую самостоятельность, чем федеральные органы, что с одной стороны хорошо, но с другой, единство и системность определяют иерархию работы органов, что упрощает жизнь как государству, так и гражданам.

Для достижения высокого уровня управляемости страной с учетом непростого механизма административно-территориального устройства Российской Федерации создание единой системы исполнительной власти. Данная система должна учитывать разграничение предметов ведения федерации и субъектов, содержать единые критерии разграничения органов и их полномочий, а также установить соответствующие правовые статусы органов исполнительной власти.

На мой взгляд, решение данной проблемы есть. Одним из вариантов может быть установление трехступенчатой системы органов исполнительной власти в субъектах, которая бы включала в себя министерства, службы, агентства, идентичные с федеральными органами исполнительной власти.

Я предлагаю дать федеральным органам больше контроля, а органам субъектов меньше самостоятельности. Тем самым, рассматривая мой пример, было бы логично увеличить полномочия Министерства здравоохранения Москвы, то есть дать возможность конечного контроля и надзора, но не забирать данные полномочия у органов субъекта. В том числе при реализации проектов в области государственно-частного партнерства.

Данная систему упростит организацию работы не только на территории субъектов, но и во всей стране, но самое главное облегчит взаимодействие федеральных органов с органами субъектов. Правильно разграниченные полномочия залог стабильного и успешного развития государственного управления, а в следствие этого и государева в целом. Я считаю, что контрольными функциями должны обладать федеральными органами, а не как в рассмотренном мной случае исполнительные органы субъектов. Субъекты должны и могут иметь самостоятельность, но не в разграничение полномочий органов исполнительной власти субъектов.

Я понимаю, что мое предложение требует серьезного пересмотра системы управления, ужесточения разграничения полномочий органов исполнительной власти субъектов, а также больших усилий и затрат. Но, как мне кажется, несмотря на затраты данный вопрос является одним из самых важных в настоящее время, он требует каких-либо решений. Россия на современном этапе развития в какой-то степени страдает именно от неоднозначности распределения функций и полномочий в органах исполнительной власти. В следствие этого, многие решения, нововведения или изменения занимают огромного количества времени, средств и человеческих сил, но в итоге ничего не выходит. Грамотно и эффективно организованная система органов исполнительной власти характеризует уровень развития государства, а также его место в современном мире.

Еще одной немаловажной причиной является отказ от вертикального единства государственной власти. На мой взгляд, в такой огромной и настолько разной стране, как наша, совсем неплохо имеет единую систему органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти непосредственно организуют нормальную работу государства, а также реализуют его потенциала на практике. Единая система государственной власти часто ассоциируется с жесткой директивной системой и полным контролем, но это ведь совсем не так. Единая система государственной власти может быть организована по-разному, мы можем организовать однотипные структуры для всех субъектов, но это не обозначает, что субъекты потеряют свою самостоятельность. Мы введем единые стандарты на функционирование и разграничения полномочий, но не ограничим самостоятельность субъектов полностью.

Для реализации потенциала на мировой арене необходима эффективно работающая система органов государственной власти. Дезорганизованная система приведет только к разобщенности, хаосу и полнейшему спаду развития нашей страны.

В заключение, хотелось бы подвести итог и сказать, что органы исполнительной власти — это залог жизнедеятельности государства. Каждый отдельный орган исполнительной власти— это клетка большого и сложного организма, который нуждается в постоянной поддержке и работе каждой из его клеток. Если хотя бы одна из них начинает работать неправильно, разрушается весь организм. Давайте не дадим разрушить наш организм, а просто о нем позаботимся и оживим его с целью его дальнейшего процветания.

Список литературы

  1. Ахметшин Э.М. Развитие государственного финансового контроля в России // Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. 2015. С. 86-89.
  2. Игитян М.Ю., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов – М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.
  3. Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. — 208 с.
  4. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  5. Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.
  6. Павлюк А.В., Камолов С.Г., Игитян М.Ю. Терминологический справочник по электронному правительству. — М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 48 с.
  7. Положение о Министерстве здравоохранения Пермского края. Утверждено Постановлением Правительства края от 24.07.2006 N 4-п// Собрание законодательства Пермского края № 10, 19.10.2006
  8. Российский Б.В., Старилов Ю.Н.: «Административное право». 4-е издание, пересмотренное и дополненное. Издательство НОРМА, Москва, 2009, 905 с.

Государство представляет собой сложную социальную систему. И хотя сам термин – это юридическая абстракция, тем не менее, все мы чувствуем, видим и знаем, что оно есть, что оно постоянно функционирует и развивается.

Важнейшим условием существования любого государства является публичная власть, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации принадлежит народу и осуществляется государственными органами, составляющими аппарат государственного управления. Эти органы выступают главными исполнителями функций государства, обеспечивая как его устойчивость, так и приспособление к постоянно меняющимся условиям политического, экономического и социального развития.

Система государственных органов построена на началах разделения властей. В рамках административного права нас в наибольшей степени интересует именно исполнительная ветвь власти.

Исполнительная власть – это относительно самостоятельная (в функционально-компетенционном смысле) ветвь единой государственной власти, занимающаяся правоприменительной и правотворческой деятельностью, содержанием которой является непосредственная повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства.

При этом правоприменение может носить как позитивный, (предоставление прав), так и негативный (принудительный) характер. Этим исполнительная власть отличается от судебной. От законодательной исполнительная власть отличается тем, что ОИВ также могут осуществлять правотворческую деятельность, но она будет иметь подзаконный характер.

Значимость этой ветви власти подтверждается тем, что в ее распоряжении находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти, а именно: финансы, коммуникации (транспорт и связь), армия, милиция, служба внутренней и внешней безопасности государства, учреждения исполнения наказаний и т.д.

Орган исполнительной власти – структурное подразделение государственно-властного механизма, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Признаки органа исполнительной власти:

1. Функционирует на уровне Российской Федерации, ее субъектов. В Конституции РФ не содержится норм, определяющих, какие именно государственные органы являются субъектами исполнительной власти. Ст. 110 Конституции РФ закрепила, что исполнительную власть в стране осуществляет только Правительство РФ. Но фактически, кроме Правительства РФ существует большое количество иных ОИВ. Единого федерального закона о порядке организации и деятельности исполнительной власти в государстве не существует. В настоящее время система и структура органов исполнительной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ определяется различными нормативными правовыми актами, в том числе подзаконного характера.

2. ОИВ – составная часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления различными сферами общественной жизни.

3. ОИВ являются носителями определенного объема государственно- властных полномочий. Эти полномочия выражаются прежде всего в издании правовых актов в пределах своей компетенции и в обеспечении их исполнения при помощи имеющихся в распоряжении данного органа средств, включая принуждение.

4. ОИВ рассматриваются как юридические лица и, следовательно, должны руководствоваться не только административным и финансовым законодательством, но и гражданским законодательством при реализации функций юридического лица.

5. ОИВ – разновидность государственных организаций, в число которых входят также государственные учреждения и предприятия, но последние не являются носителями государственно-властных полномочий, поскольку представляют собой не органы государства, а трудовые коллективы, основным назначением деятельности которых является создание материальных ценностей, оказание услуг населению или осуществление социальных функций.

6. ОИВ имеют свою внутреннюю структуру, штаты (совокупность государственных должностей), между которыми распределяются обязанности и ответственность за выполнение определенных функций. При этом сердцевину штатной характеристики ОИВ составляют государственные служащие.

7. ОИВ обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией. Круг полномочий каждого органа регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами (Конституция РФ или субъектов РФ, уставы субъектов РФ, федеральное и региональное законодательство, а также положения об ОИВ, утвержденные Президентом РФ или Правительством РФ).

8. Каждый ОИВ имеет определенный территориальный масштаб деятельности, учитывающий федеративное устройство РФ.

9. Образование, реорганизация и ликвидация ОИВ осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством РФ и ее субъектов, Президентом РФ, высшими должностными лицами субъектов РФ.

Итак, орган исполнительной власти – это составная часть государственного аппарата, представляющая собой организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции решает задачи, стоящие перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого полномочиями государственно-властного характера.

Post navigation

Previous Post:

Условия мирового соглашения в гражданском процессе

Next Post:

Адреса кладр

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes