Признание гражданина безработным
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствующих документов.
Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.
Гражданин признается безработным, если он:
— трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);
— не имеет работы и заработка (дохода);
— зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынужденные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);
— ищет работу и готов к ней приступить.
Безработными не могут быть признаны граждане:
— не достигшие 16-летнего возраста;
— которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
— осужденные к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;
— отказавшиеся б течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, учебы (подходящей работой признается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места. При этом не имеет значения, является ли такая работа временной или постоянной);
— не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы;
— не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.
Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через две недели.
Правовой статус безработного
Правовой статус безработного гражданина определяется принадлежащими ему правами и обязанностями. Государство гарантирует безработным;
— выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
— выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Кроме того, время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.
Правовой статус безработного характеризуется также тем, что при определенных условиях гражданин, признанный безработным, имеет право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на содержании, органами службы занятости может быть оказана материальная и иная помощь.
- Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ . - Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости:
· паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих;
· документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию,
· справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы,
· для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Безработными не могут быть признаны граждане:
· не достигшие 16-летнего возраста,
· которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие),
· не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
· лица, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
· граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды.
Безработным гражданам в России предоставляется ряд социальных гарантий – от оказания психологической поддержки до содействия в поиске работы и выплаты пособия по безработице. Однако для получения такой помощи в полном объеме необходимо официальное оформление лица в качестве безработного, которое возможно только при соблюдении определенных условий. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным, но не имеющим работы и заработка, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущим работу и готовым к ней приступить (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости населения). Во-вторых, гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, для принятия решения о признании его безработным должен представить органам службы занятости по месту жительства паспорт и трудовую книжку или заменяющие их документы, а также документы, удостоверяющие его квалификацию, и справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 закона о занятости населения). Лица, впервые ищущие работу и не имеющие квалификации, представляют паспорт и документ об образовании.
С судебной практикой по делам
об оспаривании отказов в признании граждан безработными можно ознакомиться
в Энциклопедии судебной практики
интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
КРАТКО
Реквизиты решения: Постановление КС РФ от 6 октября 2015 г. № 24-П.
Требования заявителя: Признать неконституционной норму, закрепляющую обязательность представления гражданами, в том числе бывшими индивидуальными предпринимателями и лицами, не работавшими на протяжении долгого времени, справки о среднем заработке по последнему месту работы для признания их безработным.
Суд решил: Само по себе установление определенного перечня документов, необходимых для признания лица безработным, не нарушает прав граждан. При этом органы службы занятости не вправе отказать лицам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность или неработавшим длительное время, в признании безработными только по причине непредставления ими сведений о заработке по последнему месту работы.
Непредставление какого-либо из документов, в частности справки о заработке с последнего места работы, нередко становится основанием для отказа в признании гражданина безработным (определение Московского городского суда от 14 мая 2015 г. № 4г-5122/15, решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 27 февраля 2012 г. по делу № 2-555/2012). Рассмотрев дело об одном из таких отказов, КС РФ установил, в каких случаях органы службы занятости не вправе отказать в регистрации гражданина в качестве безработного даже при отсутствии справки о среднем заработке (Постановление КС РФ от 6 октября 2015 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М. В. Чайковского»; далее – Постановление).
Фабула дела
Поводом для проверки конституционности п. 1 и п. 2 ст. 3 закона о занятости населения стало обращение в КС РФ Чайковского М. В. (далее – заявитель). 21 октября 2013 года заявитель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которую осуществлял с января 2006 года. 5 ноября 2013 года он обратился в центр занятости населения по месту своего жительства, чтобы последний признал его безработным и оказал содействие в поиске работы. Вместе с заявлением он предъявил копию свидетельства о государственной регистрации в качестве ИП, уведомление о снятии с учета в качестве ИП, диплом и трудовую книжку. Центр занятости указал, что регистрация гражданина в качестве безработного невозможна без представления им справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (учитывается только работа по трудовому договору). Но письменного отказа в признании безработным заявителю выдано не было.
Заявитель (истец) обратился в суд с иском о признании незаконным отказа центра занятости в регистрации его в качестве безработного, возмещении материального ущерба в размере невыплаченного пособия по безработице и компенсации морального вреда. Решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 24 марта 2014 г., оставленным без изменения апелляционной инстанцией (определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 июля 2014 г. по делу № 33-3511), в удовлетворении иска ему было отказано.
Суды подчеркнули, что требование о признании незаконным отказа центра занятости в регистрации истца в качестве безработного не может быть рассмотрено, поскольку документально оформленного отказа нет. При этом они так же, как и орган занятости, посчитали, что для признания гражданина безработным необходимо предъявление всех указанных в п. 2 ст. 3 закона о занятости населения документов, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Довод истца о том, что данную справку невозможно получить в связи с ликвидацией последнего места работы – а им согласно трудовой книжке заявителя является Воронежская городская общественная организация «Общество по охране и защите интеллектуальной собственности» (в 2001-2002 годах он замещал в ней должность исполнительного директора) – суды не приняли. Как отметил Воронежский областной суд (апелляционная инстанция), сведения о среднем заработке можно получить, помимо работодателя, у архивной организации, если она располагает этими данными (п. 20 информации Минтруда России от 5 марта 2013 г.). Информации об обращении в такую организацию истец не предоставил, поэтому говорить о невозможности представления справки о заработке в силу объективных причин нельзя. Соответственно, не может быть удовлетворено и требование истца о взыскании пособия по безработице.
В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции заявителю было отказано (определение Воронежского областного суда от 26 сентября 2014 года, определение ВС РФ от 2 декабря 2014 года).
Позиция КС РФ
КС РФ напомнил, что конституционное право граждан на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) обеспечивается путем осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости, нейтрализации нежелательных последствий, связанных с утратой работы, и социальной поддержки тех, кто официально признан безработными. В целях реализации указанных мер законом о занятости населения гражданам гарантированы следующие права:
- на бесплатное содействие в подборе подходящей работы, трудоустройство при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 12 закона о занятости населения);
- на бесплатную консультацию, бесплатное получение в органах службы занятости информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, для выбора сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (п. 1 ст. 9 закона о занятости населения);
- на участие в оплачиваемых общественных работах (п. 2 ст. 24 закона о занятости населения). Это право имеют те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Указанные права предоставляются всем гражданам РФ вне зависимости от того, зарегистрированы они в качестве безработных или нет, подчеркнул Суд. Тем же, кто официально получает статус безработного, социальная поддержка оказывается в большем объеме. Речь идет о пособии по безработице, праве на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства (с оказанием соответствующей финансовой поддержки), по профессиональной ориентации и психологической поддержке, праве на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12, ст. 22.1, ст. 23, п. 1 ст. 28 закона о занятости населения).
КС РФ отметил, что само по себе законодательно установленное требование о представлении определенных документов для признания безработным гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поэтому не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, ни как умаление государственных гарантий реализации этого права. Однако при формировании перечня необходимых документов законодатель должен учитывать, что их истребование должно помогать органам службы занятости оказывать надлежащую поддержку безработным и не создавать при этом необоснованных затруднений в реализации права граждан на защиту от безработицы (абз. 2 п. 3 Постановления).
Так, паспорт или заменяющий его документ необходим для идентификации личности лица, обратившегося в органы занятости, трудовая книжка, содержащая информацию о трудовом стаже, содержании и условиях трудовой деятельности, – для определения основания и давности прекращения этой деятельности и подбора гражданину подходящей работы. По общему правилу подходящей считается работа, в том числе временная, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, а также транспортной доступности рабочего места (п. 1 ст. 4 закона о занятости населения). Более подробные требования к подбору подходящей работы установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891). Согласно этим требованиям при подборе работы необходимо учитывать профессию (специальность) гражданина, должность, вид деятельности, уровень образования и квалификации, опыт и навыки работы, размер среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортную доступность рабочего места, а также требования работодателя к кандидатуре работника (они содержатся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях).
О необходимости учета размера среднего заработка при подборе гражданину новой работы говорится и в самом законе о занятости населения – в нем установлено, что предлагаемая работа, если заработок по ней будет ниже среднего заработка по последнему месту работы, не может считаться подходящей, за исключением случаев, когда среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе (п. 4 ст. 4 закона о занятости населения). Именно поэтому органы службы занятости и требуют справку о среднем заработке. Кроме того, данная справка нужна для определения размера пособия по безработице (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 22 закона о занятости населения), а также стипендии, которая выплачивается во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости (п. 1 ст. 29 закона о занятости населения). Размер данных выплат представляет собой определенную долю (в процентах) от среднего заработка безработного, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
При этом для некоторых категорий граждан, в том числе тех, кто прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также тех, кто хочет снова начать работать после длительного (более одного года) перерыва, установлены другие критерии подходящей работы и иной размер пособий по безработице и стипендий. Для таких лиц подходящей считается почти любая работа. Главные требования – она должна оплачиваться и соответствовать нормам трудового законодательства (п. 3 ст. 4 закона о занятости населения). Пособие же по безработице выплачивается указанным гражданам в минимальном размере (п. 2 ст. 30 и п. 1 ст. 34 закона о занятости населения). КС РФ уже неоднократно указывал ранее, что эта дифференциация основана на объективных критериях (таких, как отсутствие предшествующей трудовой деятельности или продолжительность перерыва в работе), учитывает различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и лиц, являющихся ИП, и не может расцениваться как нарушение принципа равенства или ограничение права на защиту от безработицы (Определение КС РФ от 21 декабря 2006 г. № 559-О, Определение КС РФ от 29 мая 2012 г. № 1002-О, Определение КС РФ от 24 сентября 2013 г. № 1329-О и др.).
Размер стипендии, выплачиваемой безработным гражданам во время прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, для неработавших длительное время лиц равняется минимальной величине пособия по безработице (абз. 3 п. 1 ст. 29 закона о занятости населения). Указания на то, как определяется размер такой стипендии для бывших ИП, признанных безработными, в законе нет. КС РФ считает, что в этом случае применяется порядок расчета величины стипендии для тех, кто ищет работу после большого перерыва, но только если до начала предпринимательской деятельности такие граждане работали по трудовому договору. Если же нет, то они приравниваются к лицам, впервые ищущим работу, размер стипендии которых также равняется минимальному размеру пособия по безработице (абз. 5 п. 4 Постановления). Получается, что в любом случае безработным гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, будет выплачиваться минимальная стипендия.
Таким образом, размер заработка по предыдущему месту работы не влияет ни оценку допустимости предлагаемой бывшим ИП и лицам, ищущим работу после длительного перерыва, оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни на величину выплачиваемого им пособия по безработице, ни на размер стипендии, подчеркнул КС РФ. При этом законодательно установленный закрытый перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными (п. 3 ст. 3 закона о занятости населения), не включает в себя лиц, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости сведения о размере среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы. Поэтому гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, которые отвечают критериям признания безработными (п. 1 ст. 3 закона о занятости населения), не может быть отказано в оформлении этого статуса только на основании непредставления справки о заработке, решил Суд (абз. 2 п. 5 Постановления).
Стоит отметить, что непредставление сведений о заработке по последнему месту работы не предусмотрено в качестве основания для отказа в признании безработным и Правилами регистрации безработных граждан, притом что закрепленный в них перечень случаев, в которых принимаются решения о таком отказе, закрытый (п. 9 указанных правил). Именно с такой мотивировкой некоторые суды признавали отказ органов службы занятости в признании граждан безработными из-за отсутствия у них справки о заработке незаконным (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 июля 2015 г. по делу № 33-6642/2015).
Кроме того, КС РФ постановил, что органы службы занятости не вправе уклоняться от принятия решения по вопросу признания безработным зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина, прекратившего индивидуальную предпринимательскую деятельность, или лица, которое хочет снова начать работать после большого перерыва, по причине непредставления им справки о среднем заработке по последнему месту работы (абз. 1 п. 5 Постановления). Подобное уклонение приводит к неопределенности правового положения таких лиц в отношениях с органами службы занятости и создает препятствия для реализации их права на защиту от безработицы, как это и произошло в случае с заявителем.
МНЕНИЕ
Сергей Маврин, заместитель председателя КС РФ:
«Органы службы занятости не вправе отказать гражданам, прекратившим предпринимательскую деятельность, а также лицам, не работавшим более года, в признании их безработными лишь из-за отсутствия у них справки о размере среднего заработка с последнего места работы. При этом не имеет значения, по какой причине гражданин не может представить такую справку – будь то ликвидация организации, где он ранее работал, и невозможность получения соответствующих сведений в архиве, отсутствие предшествующей трудовой деятельности или какие-то иные обстоятельства. Истребование от бывших индивидуальных предпринимателей и длительное время неработавших граждан справки об их среднем заработке лишено практического смысла, поскольку размер их среднего заработка не имеет значения ни при решении вопроса об оценке предлагаемой им работы в качестве подходящей, ни при начислении пособия по безработице или стипендии на период обучения по направлению органов службы занятости».
Данное толкование п. 1 и п. 2 ст. 3 закона о занятости населения является общеобязательным. Именно оно, и никакое другое, должно использоваться в правоприменительной практике.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.
Это происходит не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Тем, кто впервые ищет работу, не имеет профессии необходимо предъявить паспорт и документ об образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте, органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Безработный человек является трудоспособным гражданином, который в настоящий момент не имеет работу и заработок, оформлен в службе занятости, находится в поиске подходящей работы для себя, то есть готов приступить к ней в любой момент, но имеются определенные нюансы, которые препятствуют этому. В данной статье мы подробно рассмотрим понятие безработного. Порядок признания граждан безработными осуществляется согласно закону Российской Федерации «О занятости населения». При этом учитываются и другие нюансы. В нашем непредсказуемом мире многие вопросы приходится делегировать органам власти местного или государственного уровня. Как происходит этот процесс, мы и постараемся сегодня выяснить.
Содержание
- Что подтверждает факт нетрудоустроенности человека?
- Категория граждан, которым не присваивается статус безработного
- Порядок оформления безработных граждан
- Первичное оформление нетрудоустроенных граждан
- Регистрация нетрудоустроенных лиц с целью поиска подходящей работы
- Оформление лиц в качестве безработных граждан
- Перерегистрация нетрудоустроенных граждан
- Безработные граждане, их правовой статус
- Обязанности безработных лиц
- Выплаты по безработице
- Ограничения в сумме пособия по безработице
Что подтверждает факт нетрудоустроенности человека?
Решение о порядке признания гражданина безработным и правовой статус безработного принимают органы службы занятости по месту проживания не позднее одиннадцати дней с момента предоставления следующих бумаг:
- паспорта;
- трудовой книжки;
- диплома о высшем или среднем образовании;
- справки о доходе за три крайних месяца на работе;
- для лиц, которые ищут первую свою работу (ранее нигде не работали) или не имеют профессии, нужен паспорт и документ об образовании.
Собрать пакет документов нужно в полном объеме. Если одного из них не будет хватать, то в регистрации могут отказать. Если биржа занятости не может предоставить подходящую работу в течение 10 дней с момента регистрации, то таких граждан признают безработными с первого дня предоставления документов. Решение о признании инвалидов безработными возложено на органы службы занятости по закону. Определить порядок и условия признания гражданина безработным во всех остальных случаях мы попытаемся далее. Также статья разрешит некоторые вопросы касаемо денежных выплат, сумм и порядка начисления.
Категория граждан, которым не присваивается статус безработного
Порядок и условия признания гражданина безработным не действуют на следующие категории:
- лица, в возрасте до 16 лет;
- лица, которые получают пенсию по старости (возраст) или за выслугу лет;
- категория, которая отказалась от двух предложенных вариантов соответствующей работы в течение 10 дней с момента регистрации в службе занятости, включая предложения о временной работе;
- категория граждан, которые в поисках первой работы (ранее не работали) не имеют профессию (специальность) и отказываются от двух предложений профессиональной подготовки, или отказываются от оплачиваемой работы, включая временное трудоустройство;
- категория лиц, которая не является в течение 10 суток без уважительной причины с момента регистрации для рассмотрения предложений о подходящей работе;
- категория граждан, которая не является в срок, устанавливаемый органами служб занятости для того, чтобы зарегистрировать их в качестве лиц без работы;
- те, кто по решению суда осужден к исправительным работам, без лишения свободы либо при наказании в виде лишения свободы;
- те, кто предоставляют заведомо ложные документы с содержанием сведений об отсутствии работы и заработка или другую недостоверную информацию для признания их безработными.
После отказа в признании гражданина безработным можно обратиться в органы служб занятости повторно. После действия моратория должен пройти срок в один месяц. Как определить порядок признания гражданина безработным? Об этом далее.
Порядок оформления безработных граждан
Существующий порядок регистрации людей без работы регулируется Постановлением правительства страны. Оформление неработающих лиц осуществляет служба занятости в определенной последовательности:
- первичное оформление нетрудоустроенных граждан;
- регистрация нетрудоустроенных лиц для облегчения поиска работы;
- оформление безработных в порядке признания;
- перерегистрация нетрудоустроенных граждан.
При каждом этапе регистрации служба проводит отдельный учет граждан, которые уже признаны безработными.
Первичное оформление нетрудоустроенных граждан
Первичная регистрация проводится с целью учета общего количества безработных граждан, которые обратились в службу занятости по месту их проживания для получения нужной информации по содействию в вопросе занятости без предоставления документов. На данном этапе в регистрационный лист заносится только следующая информация: Ф.И.О гражданина, который обратился, адрес проживания, пол, возраст, образование, профессия (специальность), отношение к занятости.
На такой консультации гражданам предоставляется следующая информация:
- положение рынка труда на интересующей территории;
- обсуждаются вакантные рабочие должности, зарплата и иные вопросы по условиям трудоустройства с целью подбора желаемой вакансии;
- вопросы о том, как можно пройти профессиональную подготовку или переподготовку, а также повысить квалификацию;
- правила регистрации для поиска подходящей вакансии;
- вопросы о праве и ответственности в сфере защиты населения от безработицы.
Регистрация нетрудоустроенных лиц с целью поиска подходящей работы
Регистрация нетрудоустроенных граждан для поиска для них подходящих вакансий выполняется службой занятости по месту проживания с момента их обращения с полным пакетом документов. Со дня регистрации обратившемуся в течение 10 суток должны по возможности предоставить на выбор два варианта вакансий, включая временную работу. Для содействия в трудоустройстве гражданину могут предложить план по самостоятельному поиску работы. Помощь в поиске со стороны служб осуществляется за счет информационного банка данных с действующими вакансиями на рынке.
Нетрудоустроенным гражданам, которые зарегистрировались в поисках работы, могут также предложить поучаствовать в общественных работах, которые, конечно, будут оплачиваемыми. На каждого зарегистрированного безработного в порядке признания гражданина оформляется личное дело. В нем производят необходимые записи обо всех предложениях, которые предоставляются, в том числе по поиску подходящих вакансий, о данных по направлению к работодателям для трудоустройства, данных о направлении на профессиональное обучение и прочих действиях, связанных с поиском работы, а также обо всех согласиях и отказах граждан.
Оформление лиц в качестве безработных граждан
Регистрация людей в качестве безработных осуществляется по решению службы занятости, которое принимается не позже одиннадцати календарных дней с момента оформления в целях поиска вакансии (должности), которая окажется подходящей. Датой регистрации считается день, когда биржа занятости приняла решение о признании гражданина безработным. Но этим дело не заканчивается. Регулярно необходимо проходить перерегистрацию.
Перерегистрация нетрудоустроенных граждан
Нетрудоустроенное лицо, в отношении которого было принято решение о признании гражданина безработным, должен проходить перерегистрацию в установленные службой занятости сроки, но не менее двух раз в месяц, а на территориях, признанных напряженными с точки зрения рынка труда, – не менее одного раза в месяц.
Согласно Постановлению правительства, граждане без работы обязаны способствовать своему трудоустройству, соблюдать нормы и порядки регистрации и перерегистрации, своевременно информировать учреждение службы занятости о самостоятельном поиске и его результатах.
Безработные граждане, их правовой статус
Граждане без работы имеют ряд прав и обязанностей. Ядром данного статуса являются гарантии государства социальной поддержки безработным. А именно:
- регулярно выплачиваемое пособие по безработице, а также в течение временной нетрудоспособности гражданина;
- выплачиваются стипендии во время профессиональной подготовки, при повышении квалификации или переподготовке по инициативе служб занятости, а также в период временной нетрудоспособности;
- возмещаются затраты при добровольном переезде в другую окрестность для трудоустройства по предложению биржи занятости.
Обязанности безработных лиц
Одновременно, как уже было упомянуто выше, наравне с правами и порядком признания безработный гражданин должен:
- своевременно и в установленные сроки перерегистрироваться в органах службы занятости;
- своевременно посещать биржу труда, чтобы получить направление на работу или учебу;
- при направлении на переговоры с работодателем вовремя приходить.
Выплаты по безработице
Данные выплаты являются распространенным видом государственной поддержки граждан, которые находятся в поиске работы. Если на другие социальные выплаты со стороны государства человек может рассчитывать лишь при соответствии определенным условиям, то на данную поддержку имеет право практически каждый человек, в отношении которого было принято решение о порядке признания гражданина безработными. Однако не стоит забывать, что период подобных выплат не безграничен.
Величина ежемесячных выплат зависит от срока, в течение которого человек не работал, а также от того, работал ли гражданин до обращения на биржу труда. Категории граждан, которых уволили из организаций на любом основании в течение года, предшествующему началу безработицы, выплаты по безработице начисляются так:
- в первые 3 месяца без работы – 75 % от среднемесячного заработка, который гражданин получал на последнем месте работы;
- в следующие 4 месяца – в размере 60 %;
- дальнейшие месяцы — в размере 45 %.
В этом есть определенный резон. Человек не должен бездействовать. Ему необходимо подыскивать себе новое место работы. Чем скорее он устроится, тем быстрее восстановится его материальное положение. Пока длятся первые три месяца вполне реально найти работу.
Ограничения в сумме пособия по безработице
Итоговая сумма пособия во всех случаях выплат не может превышать прожиточный минимум и быть меньше 20 % данной величины. Длительность периода выплат пособия, как правило, не превышает 12 месяцев, а в суммарном начислении — 18 месяцев. В ситуациях, когда подходящую работу не предоставили на протяжении 18 календарных месяцев, безработный может рассчитывать на повторные пособия, только уже в размере двадцати процентов от величины прожиточного минимума. После того, как гражданин (в порядке признания — безработный) трудоустроится в соответствии с законом РФ, выплата пособий прекращается. А также одновременно с прекращением выплат гражданин снимается с учета в службе занятости.