Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Продовольственная безопасность России

27.06.2020 by admin

В марте российские компании уже нарастили экспорт в денежном выражении почти на треть до 2,2 млрд долл. (к аналогичному периоду прошлого года), следует из данных ФТС. При этом в тройке лидеров — пшеница (плюс 245 млн долл.), подсолнечник (плюс 114 млн долл.), подсолнечное масло (плюс 88 млн долл.).

По оценке Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка», в 2020 году экспорт сельхозпродукции превысит плановый (25 млрд долл.). Этому способствует как ослабление рубля, так и меры господдержки АПК. Кроме того, увеличить присутствие России на мировом рынке поможет разрыв существовавших раньше глобальных цепочек поставок — наша страна расположена к рынкам Дальнего и Ближнего Востока и Средней Азии ближе, чем большинство других экспортеров продовольствия.

Кризис 2020 года продемонстрировал, как внезапный разрыв производственно-логистических связей может вызвать беспричинный дефицит продукции в одной стране и затоваривание в другом регионе мира, говорит начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.

Например, в феврале Австралия не смогла доставить урожай авокадо на традиционный рынок Китая, в Испании полностью не убрали и не продали клубнику, приводит примеры эксперт. 94% компаний из списка Fortune 1000 (список самых крупных компаний США) сообщили о сбоях в поставках из-за COVID-19.

Но дальнейшие последствия пандемии могут быть гораздо страшнее. По прогнозам Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН, режим самоизоляции и экономическая рецессия, вызванная COVID-19, может привести к голоду «библейских масштабов», если человечество не обеспечит продовольственную безопасность. По данным ВПП, уже до конца 2020 года с острой нехваткой продовольствия в мире могут столкнуться 265 млн человек — вдвое больше, чем в прошлом году.

Однако нашей стране проблема продовольственной безопасности не грозит, уверены эксперты. По большинству ключевых позиций потребности внутреннего рынка обеспечиваются либо полностью, либо почти полностью. Так, удельный вес российской продукции в общем объеме ресурсов внутреннего рынка по итогам 2019 года по зерну превышал 99%, сахару и картофелю — 95%, мясу и мясопродуктам — 90%. По многим позициям внутреннее производство продуктов питания превышает пороговые значения, указанные в Доктрине продовольственной безопасности страны. Например, по сахару оно составляет 90%, по зерну — 95%, мясу — 85%. При этом надо учитывать наличие госрезерва на случай каких-либо катаклизмов.

Сельское хозяйство — одна из немногих отраслей, которую пандемия не затронула напрямую, признает член аграрного комитета Госдумы Аркадий Пономарев. По всем направлениям АПК в России наблюдается рост. И на этот сезон у нас также складывается благоприятный прогноз по валовому сбору зерновых, масличных культур. Увеличены посевные площади под гречиху, рис, кукурузу, овес, овощи и картофель. «Сорвать эти планы смогут, думаю, лишь супернеординарные обстоятельства. Поэтому относительно объемов производимой в стране и ввозимой продукции населению волноваться не стоит», — уверен депутат.

С ним согласна и директор Института аграрных исследований Евгения Серова. Однако она отмечает, что у продовольственной безопасности страны, кроме физической доступности продовольствия, есть еще две характеристики — экономическая доступность (то есть способность населения купить это продовольствие), а также безопасность и качество продовольствия. И в этом смысле у нас могут возникнуть проблемы. Уже сейчас понятно, что после пандемии доходы большинства населения во всем мире упадут. И меры, которые нужно предпринять в этом направлении, лежат уже в плоскости социальной политики — необходимо поддержать население, уверена эксперт.

Согласен в ней и Аркадий Пономарев: в этой ситуации необходимо поддержатьспрос, а заодно простимулировать экономику. И в этом смысле пока ничего более действенного, чем программы продовольственной помощи малоимущим и закупок для государственных нужд, не изобретено, уверен он. Напомним, программу продовольственных карточек была предложена еще в 2015 году, но так и не была реализована из-за отсутствия средств в бюджете. В апреле руководители отраслевых ассоциаций призвали российские власти вернуться к этой идее. По расчетам экспертов, чтобы карточки на сумму 10 тыс. руб. ежемесячно смогли получить 10 млн россиян, до конца года потребуется 800 млрд рублей. Между тем, пока никакой реакции от федеральных властей пока не последовало.

Что касается самого российского АПК, последствия COVID-19 отрасли могут сулить большие перспективы для развития. В отдельных сегментах еще сохраняется импортозависимость — например, в производстве говядины, сырого молока, молочных продуктов, овощей, отмечает руководитель Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка» Андрей Дальнов, Ослабление курса рубля делает импортную продукцию менее привлекательной и, тем самым, повышает инвестиционную привлекательность проектов в этих отраслях внутри страны. По оценке эксперта, для самообеспеченности российского рынка по молоку потребуется ввести в эксплуатацию ферм общей мощностью 3 млн т сырья в год. А чтобы обеспечить себя фруктами, нужно посадить 60 тыс. га садов интенсивного типа.

Эксперты допускают, что последствия COVID сделают российскую продукцию АПК еще более популярной и на мировом рынке. Наши ключевые экспортные товары — сельскохозяйственное сырье, рыба и морепродукты, масла и масличные агрокультуры, хорошую динамику показывает экспорт мяса птицы и свинины, отмечает Дарья Снитко. Евгения Серова называет «чудом» недавнее начало экспорта мяса птицы, свинины и даже говядины. «Страна, которая никогда не производила мясной скот, вдруг начала экспортировать говядину. Это аналогично тому, что Вьетнам, никогда не производивший кофе, вдруг стал вторым экспортером этого продукта», — удивляется эксперт.

Вместе с тем, преувеличивать потенциал российского агроэксперта не стоит, считает Снитко. По оценке Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, экспорт товаров в текущем году не может не упасть, так как мировая торговля сократится на 6-7% минимум. «В этих условиях рост экспорта, в том числе аграрного, будет очень большой удачей», — считает Дарья Снитко. Возможно, доля зерна вырастет в общей экспортной выручке, но кардинального скачка ждать не нужно, говорит Евгения Серова. В последние пару лет агроэкспорт составлял около 24 млрд долл. Тогда как экспорт продукции ТЭК — 290 млрд долл. И даже обвал цен и объема в этом году снизил показатель до 130-150 млрд долл., что в пять с лишним раз больше агроэксопорта. Экспорт зерна в 2019 году составил менее 8 млрд долл. «Поэтому вряд ли зерно может стать товаром номер один», — резюмирует Дарья Снитко.

«Нам не стоит уповать на любую иную сырьевую иглу. Экономика должна развиваться дифференцированно», — говорит Аркадий Пономарев. Безусловно, по возможности мы должны «эксплуатировать» и зерно. Но при этом надо понимать, что будущее за производными от зерна, с более высокой добавленной стоимостью. «Наукоемкая продукция и станет валютой будущего», — уверен эксперт.

Введение. Одним из наиболее востребованных направлений современной экономической науки является изучение проблемы продовольственной безопасности, важной составляющей национальной безопасности страны. Обеспечение населения продовольствием является базовым элементом экономической, социальной и политической безопасности любой страны, сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики.

Ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны играет развитие агропромышленного комплекса (АПК), являющегося структурообразующим фактором в системе народного хозяйства. Его способность обеспечивать сбалансированность и устойчивость экономического развития, отражает уровень продовольственной безопасности во всех её проявлениях. При этом существенное значение для продовольственной безопасности имеет обеспечение оптимального соотношения внутреннего производства и импортных поставок продуктов питания, позволяющего обеспечить продовольственную независимость страны.

Основная часть. Под продовольственной безопасностью понимается такое состояние экономики страны, при котором государством гарантируется физическая и экономическая доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для активного и здорового образа жизни. Значимость данного вопроса сложно переоценить, ведь обеспечение населения продовольствием — это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности.

По степени обеспечения продовольственной безопасности все страны могут быть условно разделены на четыре группы:

— независимые — 100% обеспечивающие населения основными продуктами питания собственного производства;

— относительно независимые — основные объемы продуктов питания производятся самостоятельно, а небольшие – импортируются;

— зависимые — значительное количество продовольствия импортируется.

— полностью зависимые — не имеющие возможности производить самостоятельно достаточное количество пищевой продукции.

Россию при таком делении можно отнести к группе относительно независимых стран. В отличие от многих стран, Россия, имея все необходимые ресурсы, остается крупнейшим мировым импортером сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья. Это связано с тем, что темпы роста производства продовольствия в стране не успевают за возрастающими потребностями населения. Главная причина значительной доли продовольственного импорта — несовершенство аграрной политики, проводимой государством и низкая производительность во многих секторах АПК.

Агропромышленный комплекс (АПК) — сложная социально-экономическая система, включающая большое разнообразие структурных элементов, образующая его подсистемы, Центральным звеном АПК является сельское хозяйство, которое является фундаментом обеспечения продовольственной безопасности, как глобальной, так и национальной.

В настоящее время благополучие граждан России, социальная и экономическая стабильность в стране во многом зависит от уровня конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики. Эффективное развитие АПК является задачей стратегической важности, от решения которой зависит перспектива обеспечения продовольственной безопасности России. Это особенно актуально в условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса, связанного с падением мировых цен на нефть, ростом военного напряжения в мире, экономических санкций .

Адаптировать аграрный сектор экономики к трансформирующимся рыночным отношениям возможно только при наличии эффективного механизма управления. Относительно низкая инвестиционная привлекательность АПК обусловлена высокими производственно-финансовыми рисками и недостаточным уровнем финансовой обеспеченности отечественных товаропроизводителей. Недостаточный уровень оказания бюджетной поддержки российским аграриям, высокие кредитные процентные ставки, большая доля устаревшей техники, отсутствие возможности осваивать инновации не дают большинству сельскохозяйственных организаций производить конкурентоспособную продукцию. Сложившиеся условия требуют роста уровня профессионализма менеджмента организаций АПК, который выражается в способности оперативно реагировать на меняющиеся экономические условия. На современном этапе основными проблемами развития АПК являются:

недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

диспаритет цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;

монополизм перерабатывающих предприятий и торговых сетей;

технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации;

отток трудоспособного населения из сельской местности.

Без решения указанных проблем дальнейшее развитие агропромышленного комплекса невозможно.

Для увеличения объема и качества сельскохозяйственной продукции и продовольствия необходим перевод агропромышленного комплекса на инновационный путь развития, повышение его инвестиционной привлекательности, освоение интенсивных технологий, обновление технической базы на основе восстановления и развития российского сельскохозяйственного машиностроения, мелиорация земель и введение в оборот неиспользованных сельскохозяйственных угодий.

Государственная аграрная политика в целях достижения продовольственной безопасности должна быть направлена на достижение:

экономической доступности продовольствия для всех групп населения;

физической доступности продовольствия;

повышения качества продовольствия;

повышение уровня развития сельского хозяйства;

институциональных преобразований;

эффективной внешнеэкономической деятельности.

Для повышения экономической доступности продовольствия особое внимание должно быть направлено на снижение уровня бедности, обеспечение поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, а также повышение конкуренции в сфере производства и реализации продуктов питания.

Физическая доступность продовольствия должна быть обеспечена путем поддержки регионов, в которых отсутствует местное производство продовольственной продукции, а также путем насыщения розничной торговой сети максимально широким ассортиментом продовольственных товаров различных торговых марок и производителей. Необходимо обеспечить комфортные условия для доступа в розничную торговую сеть владельцев крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм сельскохозяйственного производства, а также малых предприятий по производству продовольствия.

В части улучшения качества продовольствия должны быть разработаны и применены на практике меры для совершенствования системы обеспечения безопасности пищевых продуктов на протяжении всего производственного цикла: хранение, транспортировка, переработка и реализация. Необходимо введение в действие национальных стандартов качества для основных групп продовольственных товаров и обеспечение их соблюдения всеми участниками агропродовольственного рынка.

Для реализации целей повышения качества продовольственной продукции должна быть создана современная инструментальная и методическая база организационного структурного контроля над качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Эффективность внешнеэкономической деятельности, как показывает мировая практика, основывается на правильно организованной системе внешнеэкономического регулирования в сфере агропромышленного комплекс, и является одним из наиболее значимых средств достижения продовольственной безопасности и импортной независимости. С точки зрения ведущих экономистов, недостаточно регулируемая внешняя торговля представляет собой угрозу продовольственной безопасности страны .

Внешнеторговая политики в продовольственной сфере должна с одной стороны обеспечивать защиту отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от конкуренции со стороны зарубежных поставщиков, с другой способствовать насыщению отечественного рынка продовольствия качественной продукцией, поддержанию внешнеторговых компаний и созданию условий для защиты потребителей.

Несовершенная внешнеторговая политика государства способствовала созданию условий, при которых Россия превратилась в крупного импортера продовольствия, Согласно оценкам отдельных исследователей, импорт продовольствия в стране составляет на сегодняшний день 25-35 %, при этом доля импорта в крупных мегаполисах страны достигла примерно 50-60 %. . Такое положение дел привело к ослаблению позиций ряда отечественных отраслей, таких как, животноводство и птицеводство, растениеводство и производство сельхозтехники к ухудшению положения большого числа отечественных товаропроизводителей. Необоснованная импортная зависимость страны оказывает влияние и на состояние национальной экономической безопасности, так как создает условия для неоправданного использования валютных резервов страны.

На этот счет обоснованным является мнение многих российских экспертов (Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. и других) о необходимости «перехода от политики либерализации внешней торговли продовольственными товарами к политике аграрного протекционизма, на основе взвешенного внешнеторгового защитного механизма и государственной поддержки отечественного рынка продовольственных товаров» .

Сложившиеся в настоящее время условия жесткой конкуренции с зарубежными товаропроизводителями актуализируют вопрос совершенствования мер государственного регулирования внешней торговли как инструмента защиты российского продовольственного рынка и достижение в итоге продовольственной независимости России. С этой точки зрения необходимо применение эффективных способов защиты национального рынка продовольствия, таких как:

— таможенно-тарифное регулирования с целью рационализации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

— использование экономических и административных защитных мер при растущем импорте сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

— снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта технологий, техники, машин и оборудования.

Следует отметить, что на протяжении последних лет, с целью повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса и поддержанию продовольственной безопасности, в России были приняты многие законодательные акты. В их числе Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства», Доктрина продовольственной безопасности, направленная на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Государством реализуется программа социального развития села и концепция устойчивого развития сельских территорий. Однако, не смотря на это сельское хозяйство, остается низкодоходной и малопривлекательной для инвесторов отраслью .

Решать многочисленные проблемы развития АПК и продовольственной безопасности становится проблематично в условиях сложившихся в настоящее время экономических и политических обстоятельствах. Рассмотрим некоторые из них .

1. Вступление России во Всемирную торговую организацию. Для АПК это означает снижение размеров прямой государственной поддержки, повышает открытость отечественного агропродовольственного рынка путем снятия барьеров для доступа на него иностранных компаний и создает условия для усиления действия негативных процессов, создающих дополнительные риски для устойчивого развития аграрной сферы экономики.

2. Возникшая в связи с введением зарубежных санкций и прекращением импортных поставок отдельных видов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, необходимость импортозамещения по основным видам продукции. Однако восполнить недостаток продовольствия за счет увеличения собственного производства при сложившемся уровне развития АПК невозможно. Это приводит к необходимости поиска новых импортеров продовольствия, переориентированию на другие государства, тем самым вновь поделив между ними российский рынок продовольствия. Кроме того, ускоренное импортозамещение за счет дополнительного производства отечественной сельскохозяйственной продукции невозможно без одновременного развития сельских территорий.

3. Усиление мировой политической и экономической напряженности усложняет существующие системные проблемы в аграрной сфере экономики.

Выводы. В совокупности данные обстоятельства создают новую социально-экономическую ситуацию в аграрной сфере, которая не укладывается в рамки действующей национальной аграрной политики, результаты которой не позволяют России достойно ответить на внешние вызовы. Это приводит к росту напряженности в экономике аграрной сферы, нестабильности в надежном обеспечении населения отечественным продовольствием.

Известно, что Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации базируется на приоритете продовольственной независимости страны, то есть такого состояния агропродовольственного сектора, при котором самообеспечение основными видами продовольствия достигает 80 процентов и более. Под продовольственной независимостью, в данном случае, следует понимать устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах, не меньше установленных пороговых значений. Это становится осуществимым только при достаточном уровне развития аграрной сферы, достигнуть которого, по результатам прогнозных расчетов на период до 2030 года, возможно при применении стратегии инновационного развития.

Таким образом, главной задачей российской аграрной политики стала необходимость разработки действенных мер по снижению импортной зависимости от зарубежных производителей. Экономика страны, прежде всего, должна быть ориентирована на самостоятельное продовольственное обеспечение. Требуется переход к новой парадигме обеспечения продовольственной безопасности, основанной на рациональном использовании внутренних производственных ресурсов страны, учитывая преимущества международного разделения труда.

Список литературы

Продовольственная безопасность является составной частью национальной безопасности страны, сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, системы жизнеобеспечения, необходимым условием обеспечения здоровья, физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения страны.

Стратегической целью продовольственной безопасности Российской Федерации является надежное обеспечение населения страны безопасной и качественной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий являются:

  • достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте в соответствии с установленными рациональными нормами потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни;
  • устойчивое развитие отечественного производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
  • обеспечение безопасности и качества потребляемых пищевых продуктов;
  • предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях и формирования стратегических запасов качественных и безопасных пищевых продуктов.

Состояние продовольственной безопасности Российской Федерации и меры по ее обеспечению.

Объем валовой продукции сельского хозяйства растет десятый год подряд и за этот период увеличился на 40 процентов. В девяностые годы объем производства упал вдвое.

Еще более высокими темпами развивалась последние годы пищевая и перерабатывающая промышленность.

Очень важно, что за этот период улучшилось финансово-экономическое положение сельскохозяйственных организаций. Если десять лет тому назад 88% предприятий отрасли были убыточными, а абсолютная сумма убытков приближалась к 40 млрд. руб., то в прошлом году 75% предприятий стали рентабельными, прибыль составила 101 млрд. руб.

Россия за эти годы вошла в число крупнейших стран экспортеров зерна.

Значительное влияние на развитие отечественного сельского хозяйства и стабильность агропродовольственного рынка оказала реализация в 2006-2007 гг. приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Государственная программа развития сельского хозяйства

С этого года аграрная политика страны опирается на закон «О развитии сельского хозяйства» и пятилетнюю Государственную программу развития сельского хозяйства. Впервые в стране осуществляется комплексный подход с увязкой на региональном и муниципальном уровнях.

Основные направления Программы — это устойчивое развитие сельских территорий, создание общих условий функционирования сельского хозяйства, развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, достижение финансовой устойчивости хозяйств, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Предварительные итоги работы в нынешнем году показывают, что положительные тенденции, сложившиеся в ходе реализации приоритетного национального проекта, сохраняются.

Объем производства продукции сельского хозяйства за девять месяцев вырос на 6,5%, в том числе в растениеводстве — на 9,0%., а в животноводстве — на 4%.

Собран самый большой урожай зерна за последние пятнадцать лет. По уточненным оценкам хлеборобы намолотили более 100 млн. тонн зерна в чистом весе. В результате полностью удовлетворены внутренние потребности страны в продовольственном зерне и кормах для животноводства, возрастает потенциал экспорта зерно продуктов.

Неплохие производственные показатели и в животноводстве. По оценке Минсельхоза России, в 2008 году в хозяйствах всех категорий произведено 9 млн. 300 тыс. тонн скота и птицы на убой или 108,2% к уровню предыдущего года. Наиболее высокие темпы прироста достигнуты в производстве мяса птицы — 16,5% и свинины — 8%.

Молока произведено 32 млн. 700 тыс. тонн (101,6%). Надой молока на одну корову в сельхозорганизациях составит около 4000 кг. Это на 200 кг больше уровня прошлого года и на 1220 кг выше уровня 1990 года, который являлся лучшим в советский период (2781 кг.).

Вместе с тем, нужно признать, что в отрасли остается еще немало проблем. И главное — низкие закупочные цены, что приводит к нулевой рентабельности, а порой и к убыточности ряда под отраслей. Ярким примером является производство мяса птицы в текущем году, Правительству пришлось принимать меры.

Анализ экономической ситуации показывает, что реализация Государственной программы сегодня происходит в совсем иных макроэкономических условиях по сравнению с теми показателями, которые использовались при её разработке.

Существенно выросли цены на основные ресурсы. Так, в январе-сентябре т.г. цены на минеральные удобрения повысились по сравнению с декабрем предыдущего года на 70,0%, дизельное топливо — на 30 процентов. Мировой финансовый кризис вызвал дефицит кредитных ресурсов и существенное их удорожание. Сегодня организации АПК начинают ощущать трудности с получением краткосрочных и долгосрочных кредитов.

С учетом новых реалий, Правительство совместно Федеральным Собранием предпринимают необходимые меры для дополнительной поддержки отечественного сельского хозяйства. За последние месяцы к бюджету 2008 года было добавлено около 60 млрд. руб. (плюс 75% к плановому объему).В том числе:

  • Для преодоления дефицита кредитных ресурсов на увеличения уставного капитала «Россельхозбанка» направлено 31,5 млрд. рублей.
  • Принято решение о дополнительном выделении финансовых средств на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд. рублей и на комбикорма для свиноводства и птицеводства — 10 млрд. рублей, а также еще 10 млрд. рублей на компенсацию затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями дизельного топлива. Кроме того, решен вопрос о выделении «Россельхозбанку» субординированного кредита в объеме 25 млрд. руб.

Обеспечение продовольственной безопасности

Переходя непосредственно к вопросам обеспечения продовольственной безопасности, следует отметить, что несмотря на предпринимаемые меры, потенциал агропромышленного комплекса страны использован далеко не полностью, а состояние продовольственной безопасности вызывает серьезные опасения.

Сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. За его счет сегодня формируется 36% товарных ресурсов на продовольственном рынке. Остро стоит проблема зависимости от импорта на рынке животноводческой продукции. Доля импорта в товарных ресурсах мяса оценивается в 41%, молока — в 27 процентов.

Тенденция к росту существенной доли импорта сохраняется, а по животноводческой продукции — даже усиливается. Например, импорт свинины с начала этого года вырос на 29%, а сухого молока — почти в 2 раза. Все это заметно увеличивает зависимость продовольственного рынка и серьезно ущемляет интересы российского сельского хозяйства.

К сожалению, темпы роста отечественного производства сельскохозяйственной продукции в последние годы остаются существенно ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров. Это ведет к сужению возможностей развития российского аграрного бизнеса и дестабилизирует положение в ряде отраслей АПК.

В то же время потребление населением некоторых видов продуктов питания значительно ниже рекомендуемых норм. Обеспеченность основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным нормам их потребления составляет по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам — 80%, рыбе и рыбопродуктам — 55, овощам — 75, фруктам и ягодам — 77 процентов.

Возрастает влияние на обеспечение продовольственной безопасности России внешних факторов, поскольку продовольствие все большее становится одним из основных факторов политической и социально-экономической стабильности любого государства.

Особенно очевидно это стало в конце прошлого — начале нынешнего года, когда на мировых рынках произошел резкий скачек цен на продовольствие, за год они выросли на 40%, а за период с 2005 года цены почти удвоились.

По прогнозам международных организаций мировая продовольственная ситуация в ближайшие десять лет будет обостряться по ряду известных причин.

Складывающаяся ситуация была обстоятельно в текущем году рассмотрена на самых представительных международных форумах, включая Конференцию высокого уровня по всемирной продовольственной безопасности, проведенную ФАО в Риме в июне этого года и XII международный экономический Форум в Санкт-Петербурге.

Детально этот вопрос обсуждался и на заседании Совета Безопасности в июне текущего года.

Цели и задачи продовольственной безопасности

В российском законодательстве до сих пор не раскрыто само понятие «продовольственная безопасность», ее цели и задачи.

Опираясь на международный опыт, следует выделить здесь три составляющие:

  • Первое, — это такое состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость и стабильность.
  • Второе, — населению страны, любому человеку гарантируется физическая и экономическая доступность к продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами.
  • И третье, — это качество и безопасность потребляемых продуктов питания.

Стратегической целью продовольственной безопасности является надежное обеспечение населения страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность преимущественно внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых запасов, в том числе резервных фондов.

При разработке системы продовольственной безопасности страны Минсельхоз учитывает опыт зарубежных стран.

В развитых государствах применяются два основных подхода к обеспечению продовольственной безопасности: первый -приоритет поддержки национального сельскохозяйственного товаропроизводителя (страны ЕС); второй — равная поддержка как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия (США). Мы предлагаем использовать в России поддержку и потребителей, и сельхозтоваропроизводителей. Хотя, следует признать, что мы очень сильно отстаем от развитых стран.

Для примера, на сегодня средний уровень бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в России (в расчете на 1 рубль произведенной продукции) меньше, чем в США в 2,7 раза, странах ЕС — в 5,4 раза. При этом природно-климатические условия для производства сельскохозяйственной продукции в России значительно сложнее.

Ключевое значение для осуществления политики продовольственной безопасности имеют четкие критерии и показатели продовольственной безопасности. Критерии можно сгруппировать в три группы: в сфере потребления, производства и управления.

Показатели обеспечения продовольственной безопасности.

  1. уровень производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на душу населения;
  2. уровень потребления основных видов продовольствия на душу населения;
  3. энергетическая ценность пищевого рациона населения;
  4. потребление продуктов питания по отдельным группам населения;
  5. удельный вес импорта основных продуктов питания в товарных ресурсах;
  6. размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными требованиями;
  7. индикативные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции.
  8. Риски и основные механизмы обеспечения продовольственной безопасности

Государственная политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности должна учитывать риски и угрозы, которые могут существенно ее ослабить. Сюда вошли и такие факторы, как дефицит квалифицированных кадров, ценовые диспропорции, современные системы наблюдений за состоянием продовольственного рынка.

Продовольственная безопасность нашего государства может считаться обеспеченной, если, в случае прекращения поступления на территорию страны пищевых продуктов из-за рубежа, не возникает продовольственный кризис, что достигается за счет высокой доли в потреблении отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия: картофель — 95%, зерно, молоко и молокопродукты — 90%; соль пищевая — 85%; мясо и мясопродукты — 85%, рыба и рыбопродукты, сахар, растительное масло — 80%.

Если сопоставить эти ориентиры с тем, что мы имеем сегодня, то наиболее сильно нарушен баланс в обеспечении населения продукцией животноводства, прежде всего мясной и молочной.

В целях достижения продовольственной безопасности государственная политика должна осуществляться по следующим основным направлениям

В сфере повышения экономической доступности продовольствия для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных прежде всего на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.

В части физической доступности продовольствия предстоит более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, в которых недостаточно производится продовольствия или оказавшихся в экстремальных ситуациях.

В области улучшения качества должны быть приняты меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания по всей цепочке — производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации (поле-магазин, ферма-тарелка).

Необходимо создать современную инструментальную и методическую базу, организационную структуру контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Значительное внимание должно быть уделено вопросам создания эффективных механизмов обеспечения продовольственной безопасности.

Они должны являться составной частью государственного прогноза социально-экономического развития, а также входить в целевые и ведомственные программы на федеральном и региональном уровнях.

Для Обеспечения Продовольственной безопасности страны необходима синхронизации усилий Совета Безопасности, Правительства, Федерального Собрания и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что развитие агропродовольственного сектора в темпах, обеспечивающих решение такой фундаментальной задачи, потребует от государства новых масштабов при формировании социально-экономической политики в аграрном секторе.

Чтобы приблизиться к уровню развитых стран нам предстоит решать одновременно несколько взаимосвязанных и весьма капиталоемких задач:

  1. технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;
  2. формирования кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;
  3. проведение работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, в том числе увеличения посевов примерно на 15 млн. га;
  4. создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий (жилье, дороги и др.), переход к политике сельского развития ХХI века.

Выделю в отдельную задачу — обеспечение финансово-экономической стабильности сельскохозяйственного производства. В этих целях необходимо постоянно проводить мониторинг ценового паритета между сельскохозяйственным сектором и другими секторами экономики, использовать индикативные цены для своевременного принятия мер по обеспечению рентабельности производства мяса, молока, зерна, сахара и других жизненно важных продовольственных товаров.

Для решения продовольственной проблемы, важно понять пути её возникновения и конечный результат. Многие примеры мировой продовольственной проблемы связываются с высоким уровнем инфляции, когда отстающие в инфляционной гонке группы людей становятся жертвами голодной смерти. Таким образом, предупреждение жёсткой и неравномерной инфляции является важной частью политики, направленной на достижение продовольственного обеспечения. Забота об этом должна дополняться стремлением избегать значительного уровня безработицы.

Немаловажную роль играет взаимозависимость между макростабильностью и продовольственной стабильностью.

Человечество платит за дешёвое продовольствие, то есть за использование новейших технологий в земледелии, производстве продуктов сокращением населения в деревни, истощением почв, усилением использования гербицидов и пестицидов, а следовательно ухудшением окружающей среды и здоровьем людей. Поэтому нельзя исключить что на определённом этапе мировому сообществу придётся серьёзно вмешиваться и воздействовать на производство и потребление продовольствия.

Post navigation

Previous Post:

Облагается ли алиментами налоговый вычет?

Next Post:

Понятия и основные признаки права

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes