Профицит бюджета плюсы и минусы
Бюджетный профицит – превышение доходной части госбюджета над расходной. Т.е. ситуация, при которой поступления в казну (налоговые, таможенные, доходы госкомпаний и т.д.) выше, чем расходы (на национальную безопасность и оборону, социальную сферу, зарплаты, инфраструктурные проекты).
Содержание
- О профиците государственного бюджета простыми словами
- Профицит государственного бюджета по странам
- Почему образуется профицит государственного бюджета
- Виды профицита бюджета
- Последствия профицита бюджета
- ТОП-10 стран с профицитом бюджета
- ТОП-10 стран по размеру бюджета
- Бюджетный профицит России
- Бюджетный профицит Украины
- Бюджетный профицит Беларуси
- Зачем нужно знание бюджетного профицита
- Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V
- Характеристика бюджетной системы и основные статьи расходов
- Понятие дефицита
- Экономическая система и ее положение в государстве
- Бездефицитность разных уровней
- Отличия профицита и дефицита
- Последствия профицита платежного баланса
О профиците государственного бюджета простыми словами
Госбюджет – это знакомый всем семейный бюджет, только в гораздо большем масштабе. Он аккумулирует все доходы страны (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и прочие налоги, акцизы, таможенные пошлины, полученные кредиты, дивиденды госкомпаний и т.д.), чтобы из этих средств финансировать социальную сферу, оборону, выплачивать зарплаты, строить дороги и мосты, инвестировать в экономически выгодные проекты и т.д.
Например, более 50% акций одного из лидеров нефтяной отрасли компании «Газпром» принадлежит государству. Соответственно более половины начисленных дивидендов уходит в государственную казну. В то же время акции госкомпании торгуются на Московской бирже (фондовая биржа №1 России и №22 по капитализации в мире, подробней в авторском рейтинге Академии Masterforex).
Госбюджет формируется на год вперед, но подлежит коррекции, ведь некоторые доходы и расходы могут измениться в связи со сменой рыночных цен, котировок фондового рынка, экономическим кризисом, сокращением производства и другими факторами.
Если расходы госбюджета оказались меньше доходов, образуется бюджетный профицит. Обратная ситуация – если расходы превышают доходы, называется бюджетным дефицитом.
Итак, профицит бюджета – это ситуация, при которой государство заработало больше, чем потратило.
Профицит государственного бюджета по странам
Почему образуется профицит государственного бюджета
Профицит бюджета – явление редкое. Чаще всего наблюдается дефицит госбюджета. Свести дебет с кредитом не удается не только экономически отсталым «банановым республикам», но и таким монстрам экономики как США, Китай и другим.
На что может пойти правительство страны при бюджетном профиците:
- Увеличить расходы на возникший излишек.
- Перебросить излишние средства на расходы следующего года.
- Пополнить золотовалютный резерв (ЗВР), купив иностранную валюту или золото.
Виды профицита бюджета
Экономисты делят профицит бюджета на:
- Первичный бюджетный профицит.
- Вторичный бюджетный профицит.
Первичный бюджетный профицит учитывает расходы из казны без учета обслуживания долга, т.е. без возврата тела кредита и процентов по займам. Соответственно вторичный бюджетный профицит – это баланс казны уже со всеми расходами, включая оплату по внутреннему и внешнему долгу.
Последствия профицита бюджета
Как бы это странно ни звучало, но у профицита бюджета есть минусы.
«Как же так, неужели зарабатывать больше, чем тратить, может быть хуже, чем тратить больше, чем зарабатывать?», — воскликнет не связанный с экономикой человек.
Для семейного бюджета это так, ведь не нужно «затягивать пояса» или влезать в кредиты и вздрагивать при одном упоминании коллекторов, если вовремя не погасить долг.
Вот что говорят экономисты о минусах и плюсах профицита бюджета.
Минусы бюджетного профицита:
- Бюджетный профицит может сигнализировать о чрезмерно жесткой государственной экономической политике, например, о госрегулировании цен и других методах, популярных среди избирателей, но настороженно принимаемыми инвесторами.
- Бюджетный профицит может понизить ликвидность кредитно-финансовых учреждений, сократить оборотные средства в экономике страны.
- Английский экономист Джон Мэйнард Кейнс назвал профицит бюджета ограничивающим развитие экономики. Излишек денег в казне государство могло бы направить на увеличение закупок, что привело бы к росту производства, сокращению безработицы и как итог – росту ВВП. По его мнению, умеренный, контролируемый правительством дефицит лучше профицита влияет на экономику в перспективе.
Плюсы бюджетного профицита:
- Из-за отсутствия необходимости брать кредиты не растет госдолг.
- Излишек средств можно направить на пополнение ЗВР.
Простой вопрос: по вашему мнению, более мощная экономика США с бюджетным дефицитом -12,92% (2017 год) или Беларуси с бюджетным профицитом +1,25 (2017 год)?
ТОП-10 стран с профицитом бюджета
При оценке бюджета экономисты часто выводят дефицит или профицит не по прямому соотношению расходы/доходы, а по отношению получившейся разницы к ВВП, поскольку так лучше видно, какое давление оказывается на экономику.
Как мы уже отметили, стран с бюджетным профицитом меньше, чем государств с отрицательным сальдо.
ТОП-10 стран по профициту бюджета (% к ВВП, 2017 год):
1. Макао — +7,2.
2. Каймановы острова — +6,2.
3. Норвегия — +4,2.
4. Лихтенштейн — +1,6.
5-6. Гонконг и Сейшелы — по +1,0.
7-8. Швеция и Исландия — по +0,9.
9-10. Германия и Новая Зеландия — по +0,7.
…
13. Беларусь — +0,5.
- Макао – район КНР с особыми экономическими правами, 70% дохода его бюджета приносит запрещенный «на материке» игорный бизнес. При этом у самого Китая – второй экономики мира – бюджет дефицитный.
- Каймановы острова – заморская территория Великобритании. Это
- известный офшор, в который выводят капиталы бизнесмены РФ, Украины, США и многих других стран из-за льготного налогообложения. При населении порядка 62 тыс. жителей (в пять раз меньше белорусского Бреста, в 2,5 раза меньше российского Пятигорска и идентичного украинскому городу Коломыя) на Каймановых основах почти 100 тыс. компаний (более 1,5 компании на каждого жителя!), полтысячи банков, 5 тыс. ПИФов. Однако 70% ВВП обеспечивают совсем не офшоры, а туризм.
- Сейшельские острова, основной экспортный товар которых … консервированный тунец (около 92%). Как и Каймановы острова Сейшелы – офшорная зона и популярный среди туристов курорт. Туризм обеспечивает треть внутреннего валового продукта.
ТОП-10 стран по размеру бюджета
ТОП-10 стран с самым большим госбюджетом (2019 год):
1. США – $3,422 трлн.
2. КНР – $2,948 трлн.
3. ФРГ – $1,334 трлн.
4. Франция – $1,252 трлн.
5. Великобритания – $1,066 трлн.
6. Япония – $933 млрд.
7. Италия – $845 млрд.
8. Бразилия – $616 млрд.
9. Канада – $550 млрд.
10. Австралия – $445 млрд.
…
15. Россия – $304 млрд.
57. Украина – $39 млрд.
60. Казахстан – $36 млрд.
Госбюджет выше 1 триллиона долларов только у 5-ти государств. Кроме Китая остальные это США и их близкие союзники. Остальные страны в первой десятке тоже близкие союзники Вашингтона.
Бюджетный профицит России
Российский бюджет в разные годы был и дефицитным, и профицитным. Наиболее тяжелые периоды для бюджета РФ – глобальные кризисы. Поскольку в значительной степени наполнение казны зависит от продажи природного газа, нефти URALS, бензина, дизеля, падение цен на них на товарном и фьючерсном рынке, что характерно любому кризисному периоду (спрос резко понижается), оборачивается недопоступлениями. Как итог – большой бюджетный дефицит.
С 2007 по 2018 годы профицит бюджета РФ зафиксирован 4 раза – в 2007-2008 годах, 2011 и 2018 году.
Бюджетный профицит РФ в 2007-2018 годах (в %, по данным единого портала бюджетной системы РФ):
2007 – +23,06;
2008 – +18,43;
2009 – -31,33;
2010 – -21,80;
2011 – +3,89;
2012 – -0,3;
2013 – -2,48;
2014 – -2,31;
2015 – -14,35;
2016 – -21,96;
2017 – -8,82;
2018 – +14,09.
Бюджетный профицит Украины
Украинский бюджет в отличие от российского за аналогичный период времени ни разу не был профицитным.
Минимальный дефицит бюджета Украины (за период 2008-2018):
-4,23% в 2008 году;
-5,79% в 2017 году;
-5,97% в 2011 году.
Максимальный дефицит бюджета Украины (за период 2008-2018):
-26,14% в 2010 году;
-20,50% в 2014 году;
-19,96% в 2013 году.
Бюджетный профицит Беларуси
В 2017 году бюджет Беларуси был сведен с профицитом 0,5% к ВВП, что поставило ее на 13-е место среди всех стран с профицитным бюджетом. Если взять соотношение не к ВВП, профицит бюджета Беларуси в том году составил +1,2% (доходы – 22,8 млрд. рублей, расходы – 22,54 млрд. рублей).
На 2020 год правительство подготовило бюджет уже с дефицитом -4%. При ожидаемых доходах 24,4 млрд. рублей, запланированные расходы составят 25,4 млрд. рублей, т.е. на 1 млрд. рублей больше.
Зачем нужно знание бюджетного профицита
- Политики и чиновники бюджетный профицит используют для пропаганды, показывая, насколько успешно они управляют государством. Но вспомним Джона Мэйнарда Кейнса, который назвал профицит бюджета не таким хорошим для экономики страны, чем дефицит.
- Для Центральных банков – чтобы повышать или понижать (или не менять) ключевую ставку, влияющую на размер процентов банковских кредитов (смотрите таблицу ключевые ставки Центробанков мира).
- Для валютного рынка (форекс и биржи) данные по профициту бюджета или его дефициту – сигнал для формирования бычьего или медвежьего тренда, так как может привести к эмиссии фиатных денег, росту внешнего долга, соответственно инфляции и девальвации национальной валюты к доллару США, британскому фунту, швейцарскому франку, евро, иене и другим резервным валютам.
- Для международных доноров (Всемирный банк, МВФ, ЕБРР и др.) – как сигнал о скором обращении к ним за выделением кредита на льготных условиях (детальней в статье: Кредиторы или кому население планеты должно $244 трлн).
- Для фондового рынка – не пришло ли время пересмотра котировок национальных ценных бумаг и деривативов.
- Для инвесторов и акционеров – пора заводить или выводить капитал в связи с изменением доходности вложений в USD и EUR.
- Для крупных инвестиционных фондов – стоит ли пересмотреть инвестиционные портфели, добавив или удалив финансовые активы и квазиденьги.
Для аналитиков разбор государственного бюджета – один из важных показателей экономического состояния государства в текущий момент и оценки его потенциала.
Для фундаментального анализа также важны ВВП, размер внешнего долга, уровень безработицы и инфляции, размер ЗВР и другие факторы. Но это лишь часть необходимых знаний.
Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V
Грамотный анализ рынка – это объемная работа, без которой трейдеру, не будем обнадеживать, не стоит рассчитывать на стабильный профит.
В Академии Masterforex-V обучение трейдингу проводят только успешные практикующие трейдеры, в отличие от многих «учителей форекса» знающих не только на теории, но и на практике, как быть успешным на длинной дистанции.
Академия выставила в свободный доступ некоторые из своих авторских материалов:
- Могут ли трейдеры Академии Masterforex-V зарабатывать 2000% в месяц (факты);
- В чем корни слива 1.5 тыс. депозитов в 2015-2018гг по ТС Герчика и ее опасность для трейдеров?
- Мифы трейдинга: есть ли вакансии с огромной зарплатой для трейдеров?
- Беспроигрышные счета трейдеров Masterforex-V и их стратегии;
- Корреляция валютных пар: что изменил Masterforex-V;
- Свопы (swap): как заработать, а не потерять 3000 долларов за год.
Кликните на ссылку снизу и начните свое обучение прямо сейчас!
С уважением, wiki Masterforex-V — курсы бесплатного (школьного) и профессионального обучения Masterforex-V для работы на форексе, фондовых, фьючерсных, товарных и криптовалютных биржах.
Наличие Дефицита бюджета обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных издержек и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.
Обратное явление дефицита бюджета — профицит бюджета — означает превышение прибылей бюджета над издержками. Существует также понятие «первичный профицит», которое означает превышение выгод над затратами без учета издержек на обслуживание государственного займа.
Сокращать Дeфицит бюджeтa достаточно сложно в силу ряда причин. Объем долгов по осуществлению издержек, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти долга накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.
Согласно Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
- 1) внутренние источники следующих видов:
- — кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- — государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- — бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- 2) внешние источники следующих видов:
- — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- — кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте».
В теории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов:
- 1. Циклический дефицит госбюджета — результат действия встроенных стабилизаторов экономики. Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.
- 2. Структурный дефицит госбюджета — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой государства.
- 3. Операционный дефицит госбюджета — общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
- 4. Первичный дефицит госбюджета — разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
- 5. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета — существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций следует упомянуть:
- — финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
- — накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд, которые в итоге выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
- — финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.
Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.
По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.
По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.
По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
Наличие крупного Дефицита бюджета было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта (ВВП), более 28% от затрат бюджетной системы. Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. Российский рубль., что составляло 36% от объема издержек.
Бюджетный дефицит не относится к разряду чрезвычайных событий для государства. Еще Д.М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.
Следует отметить, что дефицит государственного бюджета не всегда покрывается только за счет увеличения абсолютного размера государственного долга.
Добавлено в закладки: 0
Что такое профицит бюджета? Описание и определение понятия.
Профицит бюджета — это понятие предполагает превышение уровня доходов над расходами. Данное экономическое понятие подразумевает, что доходная составляющая часть бюджета в значительной мере превышает расходную часть.
Один из наиболее главных составляющих оформления госплана прибыли и расходов – это сбалансированность бюджета. Если рассматривать экономические ситуации в их идеальном виде то суммы затрат, а также прибыли должны быть равны между собой. Однако в реальности эти показатели очень редко бывают полностью одинаковыми. Именно из-за этого возникают два понятия такие как дефицит и профицит бюджета, эти понятия характеризуют собой сложившуюся экономическую ситуацию в деятельности государства, однако каждое из этих понятий можно рассматривать двояко, поскольку долги не всегда могут повлиять негативно на ситуацию в стране, а выгоды зачастую достигаются не самым лучшим путем. Именно поэтому самый лучший залог успеха – это полная сбалансированность. Но для того, чтобы хорошо понять, а также осмыслить всю общую картину экономического положения страны, нужно рассмотреть эти два понятия: дефицит бюджета, его расходы, доходы, а также профицит.
Рассмотрим более детально, что значит профицит бюджета.
Характеристика бюджетной системы и основные статьи расходов
Если рассмотреть само понятие бюджетной системы, то мы увидим что это совокупность определенных частей и его составляющих. Если рассматривать бюджет страны, то стоит задуматься над тем, какие субъекты играют роль в его формировании, а также в его использовании. Самая маленькая единица рассматривая в системе – это местное финансирование средств, которые уходят в этот бюджет, и используется только в одном городе, в районе или в посёлке. Кроме всего этого, консолидация бюджета может в значительной степени отличаются от этих показателей, которые дают отдельные субъекты. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета, с одной стороны экономика расцветала и средств хватало для того, чтобы покрыть долги. Однако с другой стороны показатели консолидированного бюджета говорили о дефиците. Поэтому такая ситуация оценивалась двояко, некоторые придерживались мнения, что профицит – это достижение, другие же считали, что это упущение со стороны правительства.
Расход – это общая сумма всех затрат, которые нужно осуществлять для того, чтобы получить определенные блага. Каждый из нас знаком с таким понятием. Однако, на государственном уровне масштаб расходов огромен, экономисты конечно со своей стороны проделывают всю необходимую работу для того, чтобы рассчитать все статьи возможных расходов и самым лучшим образом составить план и добиться сбалансированности, а также избежать в следствии этого дефицита или профицита бюджета. Рассмотрим расходы страны. Затраты при этом можно разделить на следующие группы:
- военные;
- экономические;
- социальные;
- внешнеполитические;
- управленческие;
- чрезвычайные затраты.
В наше время в таком современном и напряженном темпе деятельности государства, величина затрат опережает все разумные выгоды, если рассмотреть высказывания Вагнера то можно согласиться с сделанным и выводом он сказал: «в странах где развита экономическая промышленность, расходы образуются намного быстрее, чем национальный доход».
Вся проблема в росте материальной прибыли государства скрывается в том, что основная часть уходит на налоговые сборы, 84% от общей величины федерального бюджета составляют как раз такие обязательные платежи со стороны граждан и юридических лиц, вся оставшаяся часть составляет прибыль от внешнеэкономической деятельности или собственности, которая остается в аренду.
Дефицит и профицит госбюджета целиком и полностью зависит от того, насколько своевременно поступают налоги, а также выплачена ли их полная сумма.
Понятие дефицита
Дефицит, как многие из нас знают — это отрицательная разница выявленная в сравнении между доходами и убытками. Современные государства в наше время существуют в условиях сумм, которые в значительной степени превышают затраты. Несмотря на то, что дефицит имеет явные недостатки в бюджете, очень многие экономисты считают его лекарством. Как они это объясняют? А объясняют таким образом, что недостаток средств является хорошим стимулом для правительства для того, чтобы пересмотреть планы развития. Именно это дает толчок для развития сельского хозяйства, промышленности, а также для увеличения объемов экспорта. Однако, нельзя забывать о том, что быстрый рост внешних долгов никогда не сможет превысить графу доходов и выгод в самой стране. Огромная разница и величина обязательств по сравнению со всеми доходами поражает объем уровня инфляции и часто такое явление считается следствием дефолта. Причины образования дефицита кроются во множестве факторов и чаще всего превышение доходов над расходами является следствием следующих ситуаций:
- упадок производства или его довольно таки и низкая производительность;
- значительный и стремительный рост безработицы в государстве;
- неконтролируемые расходы;
- значительные затраты выходящие на военное оружие и на администрации.
Стоит помнить, что не во всех случаях возникновения дефицита связано с отсутствием не проницательности или плохого планирования.
Экономическая система и ее положение в государстве
Часто причиной таких ситуаций являются военные действия или же природные катаклизмы, которые не всегда можно предвидеть и учесть. А ведь именно важно обратить внимание на то, куда тратятся средства. Рассмотрим способы для покрытия расходов в случаях, когда происходит чрезвычайные ситуации. Правительство должно правильно и безболезненно решать подобные проблемы. Однако, из-за того, что местные органы управления не имеют контроля, это приводит к тому, что возникает дефицит бюджета, который в следствии имеет отображение на всех показателях.
Рассмотрим что такое консолидация бюджета. Если посмотреть на мировую практику, то существуют сразу несколько методов для борьбы с кризисными ситуациями:
- Первый метод – государственный заем у страны-партнера;
- Второй метод – усиления налогового режима;
- третий метод – формирование резервов банков второго уровня.
Каждый из этих способов имеет конечно же своей как преимущества так и недостатки. Последние два метода упомянутые выше вызывают недовольство граждан, а также конфликты внутри государства и могут только на короткое время улучшить положение в стране. Способ поднятия налогов обычно приводит к тому, что растет уровень безработицы и граждане уходят в тень от выполнения обязательств перед государством. В конечном итоге всё заканчивается тем, что страна рискуют получить еще меньше средств, чем поступало до этого в основной бюджет. Заем материальных средств у других государств чаще всего наиболее подходящее решение для того, чтобы выйти из трудных ситуаций. Особенно это является хорошим способом, если трудности возникли из-за чрезвычайных происшествий и в скором времени баланс будет восстановлен.
Рассмотрим влияние профицита государства на бюджет. Мы рассмотрели как влияет дефицит средств на государство. Однако, что происходит в случаях, когда разница между доходами и расходами установится в плюсе. Можно ли говорить об остатке средств как о прибыли? Конечно, личные деньги это лучше чем растущие долги – подумает каждый гражданин. Однако, экономисты придерживаются другого мнения.
Профицит бюджета – это сэкономленные средства и они направляются в основном для погашения государственных долгов. Однако, при этом нельзя забывать о том, с помощью каких методов образовывается такой накопленный остаток. Если это является следствием того, что уменьшается отсутствие финансирования отдельных субъектов в экономике страны, то ничего хорошего в итоге это не принесет, ведь из-за этого начинает хромать отрасль, на которую было потрачено и вложено меньше денег, чем было необходимо. Однако, если средства были направлены на все отрасли и использовались в нужном объеме и суммах, то тогда сэкономленная часть не принесет ущерба деятельности и в тоже время принесет дополнительную пользу, результатом этого будет положительное влияние на бюджет страны.
Бездефицитность разных уровней
Показатели как самой экономической деятельности, так и административных подразделений может в значительной степени иметь существенное отличие. Например, на местном уровне средств может не хватать, и они могут образовать долги. Однако, в тоже время на общегосударственном уровне дела могут обстоять совсем иначе и может даже сформироваться положительный остаток, при этом получается что профицит бюджета еще ничего не говорит о безупречном состоянии, в котором находится экономика. Для того, чтобы провести качественный анализ, нужно рассмотреть показатели местного и регионального, а также Федерального и консолидированного бюджета. Полученная разница всех конечных результатов будет зависит от некоторых факторов: достаточное финансирование, рациональное использование, а также фактор коррупции. Как показывает реальность – в последнее время самые острые проблемы сбалансированности бюджета состоят именно в региональном и местном уровне. Возможность достигнуть сбалансированности и процветания является следствием соблюдения принципа сбалансированности бюджета.
Если происходит грамотное распределение средств, тогда удается не только избежать дефицита и профицита, но и даже исправить неудачные ситуации прошлого периода.
Тогда сбалансированность экономики будет приносить успех стране, для этого необходим четкий взгляд на следующие понятия: нельзя заранее завышать, а также занижать планку в местах, которые касаются экономики. Допущение фактора дефицита противоречит идеям хорошего планирования. Зная то, что профицит бюджета это тоже не самый лучший показатель, лучше и его обойти вовсе. Самая лучшая и единственная цель, к которой нужно стремиться для правильного распределения бюджета – это баланс.
Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается каждое государство, и которого еще никто не смог избежать. Исключительно только самый лучший и качественный анализ всех ситуаций, а также строгий контроль и регулирование местных, а также региональных органов в подтверждении с законодательными актами, могут уравновесить два противоположных друг другу состояния экономического развития. Немаловажно при этом и хорошо развитая налоговая система, которая не давала бы причин гражданам страны избегать уплаты налогов.
Профицит также является следствием товарного излишка, то есть превышение объема предложений над величиной спроса на товар со стороны граждан. В производстве профицит является превышением экспорта над импортом, поэтому важно рассмотреть вопрос о платежном балансе или превышении поступлений материальных средств над их расходами. Иначе говоря, это называется активным платежным балансом. Профицит также является следствием избытка какого-то одного ресурса или же фактора производства, когда обнаруживается фактор присутствия профицита, то он сокращается путем уменьшения доходов от продажи государственной и муниципальной собственности, а также доходов от продажи государственных запасов или ресурсов. Другой способ состоит в том, что средства могут направляться на погашение долгов или денежные средства могут частично направляться на другие уровни.
Отличия профицита и дефицита
Можно отдельно отметить отличия профицита и дефицита. Эти понятия абсолютно противоположны друг друга и возникают вследствие разных и совершенно противоположных причин. Единственное что их связывает, так это то, что они оба говорят о том, что внутри экономической политики отсутствует баланс. При этом дефицит может возникать в следующих случаях:
- кризисное явление;
- неспособности нынешнего правительства регулировать внутренние финансовые потоки;
- воины внутри страны или революции;
- стихийные бедствия;
- огромное количество национальных ресурсов уходит на укрепление обороны в мирное время;
- быстрые темпы роста издержек социального характера;
- реструктуризация производственной сетки страны.
На первый взгляд кому-то может показаться, что ситуация, в следствии которой расходы значительной степени превышают доходы, не является катастрофической и гораздо лучше когда денежных средств больше. Но на самом деле профицит, как мы уже коснулись этой темы выше, оказывает не менее пагубное влияние, чем дефицит. Кроме того, многие страны существуют и функционируют при самой острой сбалансированности доходов и расходов, и расходы при всем при этом, могут в значительно большей степени превышать доходы, поэтому государства имеют несбалансированный бюджет.
Профицит имеет разные виды. Если переводить этот термин с латинского языка, то он будет означать «рост» и «повышение», а повышаться в стране может что угодно. Особенно это касается бюджета страны, поскольку бюджет – это сводный план доходов и расходов домохозяйств и фирм, а также муниципальных образований утверждённый на 2 года. Профицит бюджета – это превышение доходов над затратами государства. Если посмотреть на это со стороны государственного бюджета, то это баланс доходов и затрат за определенный ограниченный период времени, чаще всего за год. Основной финансовый план страны, который был принят законодательным органом, и денежные потоки на территории государства, могут разделяться на 3 уровня:
- первый – федеральный бюджет;
- второй – региональный;
- третий – местный.
Доходы и издержки это две главных части любого бюджета, каждое правительство хочет достигнуть того, чтобы обе части были в полном равновесии между собой, что является на языке экономистов – балансом. На самом деле, как показала история, баланса достичь практически невозможно. Именно поэтому важно знать, что означают оба понятия и знать обо всех их плюсах и минусах.
Бюджетный профицит и его последствия за счёт дополнительной прибыли, полученной в условиях наиболее высоких экспортных цен, формируется изолированной частью федерального бюджета. Такая часть финансовых ресурсов называется – финансовый резерв. Источником его образования принято считать свободные остатки денежных средств федерального бюджета. Вследствие увеличения доходов и расходов госбюджета растут и количественные показатели общей денежной массы, которые повышают уровень жизни граждан, в результате чего хорошо развивается инфраструктура. Вследствие этого появляется ревальвация, или повышение курса национальной валюты в стране, а также дефляция. Также как и в случае, когда увеличение денежной массы происходит по причине притока национальной валюты, государство сталкивается с девальвацией, и соответственно этому инфляция с неизменным ростом стоимости цен на товары расчёт, а также анализ макроэкономических показателей в стране определяется профицитным платежом баланса, как значительной степени преобладания потока любых денежных средств с заграницы. Остаток с доходной части платежного баланса в стране является следствием, прежде всего, товарообмена в стране услугами, а также капитала между определённой страной и другими странами в мире.
По сути, это выглядит как балансовый отчет, в котором зафиксированы с одной стороны – внешней поступления, с другой стороны – отображаются платежи, производимые за границу. В течение определенного периода времени, структура платежного баланса – это своего рода показатель, который отображает существующую ситуацию и суммарные части всех валютных поступлений в страну, которые сами по себе превышают общий отток денежных средств за пределы страны.
Последствия профицита платежного баланса
Профицит платежного баланса вызывают следующие факторы:
- увеличение доходов и расходов бюджета государства;
- развитие инфраструктуры;
- повышение качества и уровня жизни граждан в стране;
- увеличение денежной массы в государстве;
- направлении денежных средств на поддержку хозяйственной деятельности.
Также необходимо отметить, что рост доходной части профицита торгового баланса в стране – это разница между ценой на экспорт и ценой на импорт за определенный отрезок времени.
Способов избавиться от ненужных товаров или излишков материальных средств достаточно много. Однако, их нужно направить в необходимое русло и сделать это необходимо, потому что избыточный товарный запас, например, требует значительных ресурсов компании, таких как хранения на складе, замороженные средства, инвентаризация, учет и анализ и так далее. Наибольшую опасность избыток товара предоставляет для компании в случае, когда она находится на стадии внедрения на рынок или же на той стадии, когда компания переживает периоды выживания, то есть в моменты, когда больше всего необходимы ресурсы и средства. Если для компании внешняя система менее важна, чем решение проблем внутри, то излишки могут быть смертельно опасными для всей компании.