Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Производственная санитария и гигиена труда

16.06.2020 by admin

Гигиена труда – медицинская наука, изучающая воздействие трудовой деятельности и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических нормативов и практических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий труда и обеспечение высокого уровня состояния здоровья и трудоспособности коллектива.

Производственная санитария – система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые.

Гигиена труда и производственная санитария являются основой для изучения организации труда и практической деятельности в области санитарной охраны труда. Они изучают:

• формы и методы организации трудовых процессов, изучение в процессе работы физиологических функций и работоспособности у работающих, режим труда и отдыха;

• особенности производственных процессов, оборудования и материалов, с которыми соприкасаются работающие, с точки зрения влияния на их здоровье;

• санитарные условия труда, состояние здоровья и заболеваемость рабочих коллективов и отдельных профессиональных групп, подвергающихся воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды;

• состояние и гигиеническая эффективность санитарно-технических устройств и установок (вентиляционные, осветительные, санитарно-бытовые устройства);

• состояние и эффективность средств индивидуальной защиты. На основе проведенных исследований разрабатываются:

• гигиенические требования к проектированию, рационализации технических процессов и оборудования, повышению эффективности

санитарно-технических установок, стандартизации сырья и готовой продукции и т.п.

• обоснования для гигиенического нормирования и законодательного регламентирования условий труда на производстве, устройства и содержания промышленных предприятий;

• мероприятия по физиологической рационализации трудового процесса и организации рабочих мест (режим труда и отдыха, рабочая мебель, рабочая поза, рационализация рабочих движений и т.д.);

• мероприятия по личной гигиене.

Личная гигиена работников.

Соблюдение правил личной гигиены является обязательным и должно быть нормой поведения каждого человека. При работе с опасными и вредными веществами личная гигиена работников особенно важна, так как при нарушении санитарных правил поведения возможны передача и заражение самих рабочих.

Каждый работник на работе должен постоянно носить спецодежду и спецобувь, при необходимости использовать средства индивидуальной защиты. Хранить личную и производственную одежду следует раздельно. В течение рабочего дня надо следить за чистотой рук, спецодежды, своего рабочего места, ежедневно менять полотенце для рук.

Перед посещением туалета работник должен вымыть руки, после посещения снова вымыть руки с мылом. Для этих целей в уборной должна быть установлена раковина с подводкой холодной и горячей воды, воздушная электросушилка, вешалки для полотенца.

Запрещается выходить в спецодежде за пределы производственных помещений, входить в производственные помещения без спецодежды, хранить в одном шкафу личную и производственную одежду, принимать пищу в производственных помещениях.

Уход за кожей и поддерживание ее чистоты являются одним из основных требований личной гигиены. Особое внимание следует обращать на состояние подногтевых пространств.

Рабочее время и время отдыха

Для поддержания длительной работоспособности человека и предупреждения утомления большое значение имеет режим труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха – режим, при котором достигаются высокая эффективность общественно полезной деятельности человека, хорошее состояние здоровья, высокий уровень работоспособности и производительности труда.

Монотонная или неритмичная работа вызывает утомление, в результате чего возможны несчастные случаи и снижение производительности труда. При прочих равных условиях наиболее высокая работоспособность в течение суток соответствует периоду от 8 ч утра до 6 ч вечера.

Недельный режим труда и отдыха устанавливается для предотвращения накопления утомления, которое может возникнуть из-за неполного восстановления сил в свободное от работы время суток.

Для поддержания длительной работоспособности человека имеют большое значение не только суточный и недельный режимы труда и отдыха, но и месячный. Законодательством о труде предусмотрен еженедельный непрерывный отдых длительностью не менее 42 ч.

Рациональный годовой режим труда и отдыха обеспечивается ежегодным отпуском. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения рабочего или служащего, не использовавшего отпуск.

Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях не может превышать 40 ч в неделю (ст. 112 Трудового кодекса). Режим работы может быть пятидневным с двумя выходными или шестидневным с одним выходным днем в неделю (ст. 124 Трудового кодекса). В предпраздничные дни рабочий день сокращается на 1 ч (ст. 116 Трудового кодекса).

При работе в ночное время установленная продолжительность работы сокращается на 1 ч с соответствующим сокращением рабочей недели. Ночным считается время с 22 до 6 ч (ст. 117 Трудового кодекса).

Сверхурочные работы (ст. 121-122 Трудового кодекса) могут производиться только в исключительных случаях и не должны превышать для каждого работника 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ не должна превышать 12 часов.

Общим выходным днем считается воскресенье. В исключительных случаях Президентом Республики Беларусь воскресенье может быть объявлено рабочим днем (ст. 136 Трудового кодекса). Работа в выходной день компенсируется предоставлением другого дня отдыха или оплачивается не ниже двойных сдельных расценок или двойных часовых ставок (ст. 69 и 143 Трудового кодекса).

Если выходной день совпадает с государственным праздником или праздничным днем (ч.1 ст. 147 Трудового кодекса), то он не переносится и другой день отдыха не предоставляется.

В течение рабочего дня работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст. 134 Трудового кодекса).

Для отдельных видов работ, наряду с перерывом для отдыха и питания, предоставляются дополнительные специальные перерывы. В рабочее время включаются перерывы: для кормления ребенка, для обогревания, для отдыха на погрузочно-разгрузочных работах (ст. 135 Трудового кодекса).

Работники имеют право на трудовые и социальные отпуска (ст. 149 Трудового кодекса).

К трудовым отпускам относятся: основной минимальный, основной удлиненный и дополнительный. Продолжительность основного минимального отпуска не менее 24 календарных дней. Государственные праздники и праздничные дни в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 150, 151 и 155 Трудового кодекса).

Социальные отпуска – это отпуска по беременности и родам, в связи с обучением без отрыва от производства, в связи с катастрофой на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС), творческие, по уважительным причинам личного и семейного характера (ст. 150 Трудового кодекса).

Основная задача производственной санитарии — предупреждение неблагоприятного воздействия на работающих вредных производственных факторов с целью обеспечения безопасных условий труда, устранения причин профессиональной и производственнообусловленной заболеваемости, а также преждевременной утомляемости.

На предприятии к вредным факторам, прежде всего, относятся факторы, влияющие на функционирование органов дыхания, системы кровообращения, нервной системы, органов зрения и слуха.

Поэтому производственная санитария на предприятии в первую очередь направлена:

-на обеспечение предусмотренной санитарно-гигиеническими нормами чистоты воздуха в производственных помещениях и на промышленных площадках:

-создание нормативных метеорологических условий в рабочей зоне:

-соблюдение освещенности на рабочих места, соответствующей выполняемым зрительным работам; обеспечение на рабочих местах нормативных уровней шума и вибраций; предупреждение инфракрасных и других излучений.

Энергетическое хозяйство завода

Водоснабжение и канализация.

Снабжение предприятия водой для производственных, хозяйственнопитьевых и противопожарных нужд организовано в соответствии с требованиями действующих санитарных норм. Вода, применяемая для технологических и хозяйственно-питьевых нужд, отвечает требованиям ГОСТ 2874-82. Водоснабжение предприятия бесперебойное, с устройством двух вводов от кольцевой городской водопроводной сети. Вся распределительная сеть водоснабжения и канализация нанесена на генеральном плане предприятия. Осмотр и проверка исправности всех водопроводных устройств, производится не реже одного раза в месяц в соответствии с графиком, утвержденным главным инженером предприятия. Производственные помещения предприятия в соответствии с технологическими нуждами н бытовые помещения обеспечены горячей и холодной водой с установкой, в точках расхода смесителей. Для обеспечения питьевого водоснабжения предусмотрены устройства для питьевого водоснабжения. Расстояние от рабочих мест до устройств питьевого водоснабжения не превышает 75 м.

Для удаления сточных вод (производственных и бытовых) предусмотрены канализационные устройства. Сточные воды сбрасываются в городскую канализационную сеть без предварительной очистки. Отработанные реактивы из лабораторий перед спуском их в канализацию обезвреживают средствами лаборатории.

Отопление и вентиляция.

Отопление и вентиляпия в помещениях предприятия отвечает требованиям СНиП. Отопление обеспечивает оптимальную температуру в рабочих помещениях. В производственных помещениях (кроме помещений с выделением пыли) применяется воздушная система отопления, совмещенная с приточной вентиляцией. В помещениях, где имеется мучная и сахарная пыль, а также в камерах для брожения теста в качестве нагревательных приборов применены гладкие трубы, в остальных производственных и складских помещениях — радиаторы с гладкой поверхностью. Отопительные приборы, размещенные в помещениях категории А и 1 з. имеют температуру теплоносителя не выше 1100С. а в помещениях категории В — не выше 130°С. Отопительные приборы ограждены и расположены таким образом, чтобы была обеспечена легкая и безопасная очистка нагревательных поверхностей от пыли. На лестничных клетках отопительные приборы располагаются в углублении. Во всех производственных, подсобных, складских административно-конторских и бытовых помещениях предусмотрена смешанная вентиляция. Вентиляционные установки создают в рабочей зоне производственных помещений необходимые санитарно- гигиенические условия. Кроме того, предусмотрена аварийная противодымная вентиляция для удаления дыма при пожаре. Подача воздуха к постоянным рабочим местам производится через душирующие патрубки. Отверстия для забора и выброса воздуха имеют предохранительные решетки. При этом выбросы из систем местных отсосов располагаются над высшей точкой кровли не менее чем на 2 м, а воздухозаборов на высоту не менее 2 м от уровня земли. Качество воздуха, подаваемого в помещения, соответствует санитарным нормам. В помещениях холодильных установок предусмотрена общеобменная вентиляция с искусственным побуждением. Приказом администрации предприятия назначены лица, ответственные за техническое состояние и бесперебойную работу вентиляционных систем. Контроль за состоянием воздушной среды в производственных помещениях проводится не реже двух раз в год, в зимний и летний периоды.

Освещение.

Естественное и искусственное освещение территории предприятия, производственных и вспомогательных помещений отвечает требованиям СНиП. Во всех производственных, бытовых и административно-конторских помещениях использовано естественное освещение. В производственных помещениях (кроме естественного) предусмотрено искусственное освещение. Во всех производственных, а также вспомогательных помещениях, непосредственно связанных с ведением технологического процесс а, светильники предусмотрены в закрытом исполнении. Для освещения производственных помещений применяется, в основном, общее. освещение. -В зонах размещения рабочих мест, кроме общего, используют дополнительное местное освещение. Для питания светильников общего освещения применяется напряжение 220 В переменного тока .. Местное освещение имеет индивидуальные выключатели. Светильники расположены на высоте 2,5 м. Напряжение питания ручных переносных светильников в помещениях с повышенной опасностью 42 В и особо опасных 12 В. Во всех производственных цехах и отделениях предусмотрено аварийное освещение. Осветительная арматура аварийного и эвакуационного освещения имеет отличительные знаки. Постоянный надзор за состоянием светильников, их очисткой возложен на электротехнический персонал, имеющий соответствующий допуск к данной работе. Светильники периодически очищаются. Сроки очистки светильников: для помещений с незначительным выделением пыли — 2 раза в год; для помещений со значительным выделением пыли — от 4 до 12 раз в год по необходимости. На предприятии не реже одного раза в год проводится контроль освещенности на рабочих местах. Измерение искусственной освещенности производится в вечернее или ночное время, чтобы исключить влияние дневного освещения. Вышедшие из строя люминесцентные и другие ртутные лампы утилизируются.

Гигиена труда – это область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм, разрабатывающая меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний. Задачи гигиены труда: определение предельно допустимых уровней вредных производственных факторов, классификация условий трудовой деятельности, оценка тяжести и напряженности трудового процесса, рациональная организация режима труда и отдыха, рабочего места, изучение психофизиологических аспектов трудовой деятельности и т. д.

При оценке качества окружающей среды необходимо изучить не только влияние различных параметров, но и их взаимодействие и выработать соответствующие комплексные показатели (например, показатель теплового стресса).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

  • степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;

  • нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;

  • эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;

  • монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;

  • режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Методы гигиены включают инструментальные исследования факторов окружающей среды, физиологические и клинические наблюдения, а также методы санитарного обследования и медицинской статистики.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды (Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»).

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Гигиена труда – отрасль гигиенической науки, изучающая воздействие самого трудового процесса и условий производственной среды на организм и разрабатывающая гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья трудящихся.

Производственная обстановка в одних условиях способствует выполнению работы, а в других оказывает отрицательное влияние на здоровье и работоспособность работающего человека. Важнейшей задачей профилактики профессиональных заболеваний является обеспечение оптимальных условий труда. Под условиями труда понимают совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека. Вредным производственным фактором называют фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение трудоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Все вредные производственные факторы делятся на следующие группы:

— физические факторы: особенности воздушной среды (температура, влажность, движение воздуха); электромагнитные поля; ионизирующие излучения; производственный шум; вибрация; пыль; освещение.

— Химические факторы, в том числе вещества биологической природы, получаемые химическим синтезом (антибиотики, витамины, белковые препараты).

— Биологические факторы: патогенные микроорганизмы, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах.

— Факторы трудового процесса: физическая тяжесть труда – нагрузка на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы человека, обеспечивающие его деятельность (сердечно-сосудистую, дыхательную и другие); напряжённость труда – преимущественно на ЦНС и органы чувств.

Безопасными условиями труда считают такие, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов. Под гигиеническими нормативами условий труда понимают уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе не более 40 часов в неделю в течение всего трудового стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений здоровья. Ещё одним важным понятием является профессиональный риск – вероятность нарушения здоровья с учётом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния условий труда.

Все условия труда подразделяются на 4 класса.

1. Оптимальные условия – при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2. Допустимые условия труда – уровни факторов среды и трудового процесса не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения состояния организма исчезают за время отдыха или к началу следующей смены. Они не должны оказывать неблагоприятного воздействия на здоровье в ближайшем и отдалённом периоде.

3. Вредные условия труда – вредные факторы превышают нормативы и неблагоприятно воздействуют на организм работающих или их потомство. По степени превышения гигиенических нормативов вредные условия труда подразделяются на 4 степени. 1-я степень – отклонения уровней вредных факторов вызывают изменения в организме, исчезают через большее время, чем к началу следующей смены. 2-я степень – производственные факторы вызывают признаки или лёгкие формы производственных заболеваний после продолжительной экспозиции (не менее 15 лет работы). 3-я степень – превышенные уровни вредных факторов приводят к развитию лёгких и среднетяжёлых профессиональных болезней в период трудовой деятельности, росту хронической патологии. 4-я степень – условия труда, при которых могут возникнуть тяжёлые формы профессиональных заболеваний и высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

4. Опасные условия труда – воздействие производственных факторов в течение смены создают угрозу для жизни, высокий риск острых профессиональных поражений.

Производственные факторы, в зависимости от их интенсивности могут вызывать у работающих профессиональные заболевания или отравления. Их симптомокомплекс специфичен. Все эти заболевания этиологически связанны с профвредностью и не возможны вне действия профессионального вредного фактора.

Вредные производственные факторы могут вызывать как развитие профессиональных болезней в результате длительного воздействия на организм, так и острые заболевания в виде производственных отравлений и травм.

Производственные яды и отравления.

Изучением действия на организм вредных химических веществ, встречающихся на производстве, занимается промышленная токсикология.

Производственные яды – вредные вещества, которые проникают в организм человека в сравнительно небольших количествах и обусловливают различные болезненные состояния. Многие из них обладают гонадотропным, эмбриотоксическим, тератогенным, канцерогенным действием. Кроме того, некоторые из них не вызывая заметных симптомов отравления, снижают защитные силы организма. Яды встречаются на производстве в виде сырья, средств обработки, промежуточных, побочных или готовых продуктов. Они могут быть в жидком, пылевидном, газообразном и парообразном состоянии.

Газообразные и парообразные яды действуют на организм в основном через дыхательные пути. Этот путь наиболее опасен, т.к. дыхательные пути трудно защитить, а в следствии большой суммарной поверхности альвеол создаются условия для быстрого всасывания ядов в кровь. Некоторые газо- и парообразные яды могут оказывать раздражающее действие на слизистые оболочки и кожу, особенно в местах, влажных от пота.

Пылевидные яды действуют тем же путём, что и газообразные, но могут проникать в организм человека через пищеварительный тракт.

Жидкие яды преимущественно влияют на кожные покровы тела. Те из них, которые хорошо растворяются в жирах, способны проникать в кровь через неповреждённую кожу. Некоторые жидкие яды образуют пары при комнатной температуре.

Поступившие в организм яды подвергаются различным химическим превращениям, в результате чего многие полностью обезвреживаются и выводятся. Важную роль в обезвреживании ядов играет печень. Некоторые яды способны накапливаться в организме и вызывать отравления с наступлением определённой концентрации.

Производственные отравления могут быть острыми и хроническими. Острыми называются такие отравления, которые наступают при воздействии яда на протяжении не более одной смены. В этих случаях в организм попадают большие дозы яда. Хронические отравления наступают в результате длительного действия на организм малых количеств отравляющих веществ. На ранних стадиях такие отравления трудно распознать, т.к. симптомы их мало специфичны: недомогание, повышенная утомляемость, нарушение сна и т.д.

Для своевременного выявления ранних стадий хронических отравлений проводятся периодические медицинские осмотры, к которым привлекаются врачи-специалисты в зависимости от характера действия яда. Кроме того, медицинские работники цеховых участков обязаны систематически контролировать содержание токсических веществ в воздухе производственных помещений. Совместно с представителями администрации и профсоюза ими проводится расследования всех случаев производственных отравлений. В соответствии с действующим законодательством, работникам ряда специальностей выдаётся специальное питание – молоко, сок, мармелад, которые способствуют выведению из организма производственных ядов. Занятым на вредных производствах сокращается рабочий день, предоставляются дополнительные отпуска.

Производственный травматизм.

К производственным травмам относят заболевания, вызванные внезапным влиянием на организм производственных факторов. Чаще всего на производстве встречаются механические травмы в результате различных аварий или нарушений техники безопасности при работе с движущимися механизмами и машинами. Они имеют характер ран, ушибов, переломов, внедрения инородных тел. Кроме механических травм, на производстве встречаются термические и химические ожоги, электротравмы. В ряде случаев происходит их сочетание.

В зависимости от причин, все случаи травматизма подразделяют на три группы. К первой группе относятся травмы в результате конструктивного несовершенства машин и защитных механизмов. В этих случаях основная причина травмы в наименьшей степени зависит от администрации и рабочих данного предприятия. Во вторую группу входят несчастные случаи в результате неисправности станков или машин, отсутствие или неисправность защитных приспособлений, отсутствие за контролем соблюдения правил техники безопасности и т.д. Ответственность за эти травмы лежит на администрации и техническом руководстве. Третья группа – это травмы, которые зависят от самого пострадавшего. Они могут возникнуть в результате неудовлетворительного физиологического состояния рабочего, переутомления, недисциплинированности и т.п. К этой группе относятся все случаи травматизма, при расследовании которых доказано отсутствие причин, относящихся к первой и второй группам.

Борьба с травматизмом – важнейшая часть работы цеховых медицинских участков. В первую очередь они оказывают первую медицинскую помощь на месте травмы. От того, насколько своевременно и правильно будет оказана первая медицинская помощь, зависит дальнейшее течение травмы, а часто и жизнь пострадавшего. В местах, удалённых от здравпункта, организуются санитарные посты, которые оснащаются всем необходимым для оказания первой помощи.

Профессиональные вредности медицинских работников.

Медицинские работники, в частности медицинские сёстры, в своей работе часто встречаются с производственными вредностями. По роду своей деятельности медицинским сёстрам приходится на протяжении смены длительно контактировать с различными медикаментами, в том числе с антибиотиками, которые могут вызвать аллергические реакции, развитие грибковых поражений кожи и дыхательных путей. При нарушений правил предстерилизационной обработки шприцов и других медицинских инструментов, при кипячении происходит испарение лекарственных веществ и их воздействие на дыхательные пути персонала. Определённую опасность представляет работа с кровью больного в плане возможного заражения такими заболеваниями, как сывороточчный гепатит, ВИЧ и другими гематогенными инфекциями.

Медперсонал инфекционных и туберкулёзных отделений подвергается опасности заражения при несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического режима. Сотрудники этих отделений получают дополнительную надбавку к зарплате. Определённые льготы и спецпитание имеют медицинские работники, занятые в рентгенкабинетах, лабораториях.

Педагоги.
Билет № 1
1.Требования по ОТ во время работы с воспитанниками.
2.Действия в случае возникновения пожара.
3.Первая помощь при ожогах
1.Требования по ОТ во время работы с воспитанниками.
1. Общие требования безопасности
1.1.К самостоятельной работе воспитателем допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2.При работе воспитатель обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленный режим труда и отдыха.
1.3.Воспитатель должен знать и выполнять:
-инструкцию и правила по охране жизни, здоровья воспитанников;
-санитарные нормы, правила, устройства содержания помещений дошкольного образовательного учреждения;
-правила пожарной безопасности, знать план эвакуации воспитанников на случай пожара, знать места расположения первичных средств пожаротушения;
-инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
1.4.При проведении работы воспитатель должен соблюдать установленные режимы дня, расписание занятий с воспитанниками.
1.5.При несчастном случае воспитатель обязан срочно оказать воспитаннику первую доврачебную помощь, сообщить медицинской сестре, заведующему, родителям (законным представителям) воспитанника о случившемся, при необходимости вызвать «скорую помощь».
1.6.В групповой комнате должна находиться медицинская аптечка с набором перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.
1.7.Воспитатель обязан выполнять требования личной гигиены, содержать в чистоте и порядке рабочее место.
1.8.В помещениях групповых комнат должны быть вывешены комнатные термометры для контроля температурного режима в помещениях.
1.9.При организации образовательного процесса возможно воздействие на воспитанников следующих опасных и вредных факторов:
-нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе детской мебели;
-нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности и непродуманном размещении «уголков книги», уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности;
-нарушение остроты слуха при неправильной организации жизнедеятельности воспитанников во время нахождения в группе, присутствии в группе постоянного длительного шума, громкой музыки, громкой речи и т.д.;
— поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании, ТСО;
-возможны разного рода травмы при неправильном хранении колющих, режущих, мелких предметов
1.10.Воспитатель, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по технике безопасности при работе с воспитанниками, привлекается к дисциплинарной ответственности и с ним проводятся внеплановый инструктаж и проверка знаний по технике безопасности.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1.Включить полностью освещение, убедиться в исправности выключателей, в работе светильников.
2.2.Убедиться в исправности электрооборудования в групповых, спальных и других помещениях:
2.3Убедиться в правильной расстановке детской мебели в групповой комнате:
-4-местные столы должны быть установлены не более чем в два ряда, 2-местные столы не более чем в три ряда; расстояние между рядами столов — не менее 0,5 м;
— расстояние первого ряда столов от наружной стены — не менее 1 м.
2.4.Проверить санитарное состояние всех помещений и проветрить их, открыв окна или фрамуги и двери.
2.5.Убедиться в том, что температура воздуха в помещениях соответствует установленным санитарным нормам.
2.6.Убедиться в том, что все стационарное детское оборудование закреплено во избежание его падения и травмирования воспитанников.
2. Действия в случае возникновения пожара.
2.1.В случае возникновения пожара действия работников ДОУ в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, их эвакуацию и спасение.
2.2.Каждый работник ДОУ, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.), обязан:
2.3.Немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес ДОУ, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
2.4.Задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации воспитанников из здания ДОУ согласно плану эвакуации;
2.5.Известить о пожаре руководителя ДОУ или заменяющего его работника;
2.6.Организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в ДОУ средствами пожаротушения.
Действия педагогов

  • прекратить занятия, обесточить электрические приборы и оборудование, выключить свет и закрыть окна;
  • с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации работников и воспитанников, в безопасную зону в кратчайший срок;
  • исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью воспитателям и другим работникам Учреждения нельзя оставлять воспитанников без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

.Эвакуация детей производится по указанию заведующей, а в случае ее отсутствия воспитатель группы действует немедленно, не ожидая указаний. Дети должны соблюдать спокойствие и выполнять все команды педагога.
-выполнять все правила безопасности при ускоренном движении, не допуская падения и ранения воспитанников;
-двигаться по намеченному маршруту плана эвакуации до ближайшего выхода.

  • вывести воспитанников на первый этаж и далее к основному или запасному выходам из ДОУ согласно утвержденному плану эвакуации при пожаре. Детей перевести в здание МОУ школа№ 13 .
  • Воспитатель должен проследить, чтобы никто из воспитанников не остался в группе, двигаться воспитанникам организованно по маршруту до эвакуационного пункта.
  • После выхода из здания педагог должен привести группу на сборный пункт и проверить наличие всех воспитанников. В случае отсутствия кого-либо из детей педагог должен сообщить об этом заведующему или дежурному администратору.
  • По прибытию в намеченное место, согласно маршруту, организуют сбор воспитанников. Наличие эвакуированных детей проверяются по списку лично воспитателем группы. Результаты проверки докладываются заведующей детским садом.
  • Контролируют посты безопасности, не допуская возврата детей в здание.
  • Находясь на эвакуационном пункте, воспитатели действуют по указанию заведующей ДОУ, в зависимости от обстановки.

3. Первая помощь при ожогах
При получении ожога ребенком необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, устранить воздействие на него повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью ребенка.
1Выполнять мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности: поддерживать основные жизненные функции пострадавшего ребенка до прибытия медицинского работника:
-как можно быстрее перенести ребенка в затененное прохладное помещение. Если есть возможность, погрузить обожженные участки тела в холодную воду на 5-10 мин — это позволит снизить степень ожога.
-наложить сухую стерильную салфетку, нельзя накладывать мази, компрессы.
-дать обезболивающее средство: Парацетамол, анальгин 1\4.
-дать обильное теплое питье.
2. При необходимости обратиться к врачу.
3.Сообщить об этом администрации учреждения, медицинской сестре, родителям (законным представителям), при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.Необходимо помнить об уголовной ответственности за несвоевременное сообщение о несчастном случае с воспитанником детского сада или промедление в оказании помощи, вызове «скорой помощи».
Билет № 2
1.Охрана жизни и здоровья детей во время прогулок и экскурсий
2.Гигиена труда на производстве.
3.Первая помощь при порезах
1.Охрана жизни и здоровья детей во время экскурсий
1.Общие требования по охране труда
1.1. К прогулкам, малым туристическим походам, экскурсиям допускаются дети старшего дошкольного возраста, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении прогулок, туристических походов, экскурсий возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:
— изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
— потертости ног при неправильном подборе обуви, при передвижении без обуви;
— травмы ног при передвижении без обуви;
— укусы ядовитыми животными и насекомыми;
— отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;
-заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
1.3. При проведении прогулок, походов, экскурсий группу детей должны сопровождать двое взрослых.
1.4. Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь мед. аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных материалов.
1.5. При несчастном случае пострадавший обязан немедленно сообщить руководителю группы.
1.6. Дети должны соблюдать установленный порядок проведения прогулки, похода, экскурсии и правила личной гигиены.
1.7. Воспитатели, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности.
2.Требования безопасности перед проведением прогулки туристического похода, экскурсии.
2.1.Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медосмотр и представить справку о состоянии здоровья.
2.2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки.
3. Требования по технике безопасности во время проведения прогулки, экскурсии.
3.1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя экскурсии, воспитателя, самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и не покидать место расположения группы.
3.2. Общая продолжительность прогулки и экскурсии составляет 1-4 часа.
3.3. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
3.4. Не трогать руками ядовитых насекомых, растений и грибов, опасных животных, а также колючих растений и кустарников.
3.5. Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую или кипяченую воду, которую необходимо брать с собой.
3.6. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах.
3.7. Уважительно и бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.
4. Требования по технике безопасности в опасных ситуациях.
4.1. При укусе животными, насекомыми немедленно оказать первую медицинскую помощь, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5. Требования по технике безопасности по окончании прогулки, экскурсии.
5.1. Проверить по списку наличие воспитанников в группе.
5.2. Вымыть лицо и руки с мылом.
1.Охрана жизни и здоровья детей во время прогулок.
1. Общие требования безопасности
1.1.При проведении прогулок на участке воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная)
1.2. При организации труда детей воспитатель напоминает им правила пользования инвентарем, правила личной гигиены, соблюдает порядок выполнения работ. При организации детского труда используют только исправный инвентарь.
1.3. При проведении прогулок, организации труда на детей возможны воздействие следующих опасных факторов:
-падение с горок, «шведских стенок», на ледяных дорожках в случае отсутствия страховки воспитателя;
-порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных сломанных игрушек;
-травмирования ног детей при движении без обуви, наличии ямок, и выбоин на участке, спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;
— укусы насекомых, животных (кошек, собак);
-заражение желудочно-кишечными болезнями при использовании грязного песка в песочницах, грязного выносного материала (в случае нарушения санитарных правил мытья игрушек, перекопки песка, несоблюдения питьевого режима);
-травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях, каруселях;
-травмы ушибы во время игр на хозяйственном дворе, возле складов, мусорных контейнеров (если воспитатель недосмотрел за детьми и допустил пребывание детей в запрещенных местах);
-солнечный и тепловой удары – в теплый период времени, обморожение, охлаждение – в холодный период года;
-самовольный уход детей за пределы детского сада.
1.4.Воспитатель должен уметь оказать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, поражениях электрическим током, солнечным ударом, при термических ожогах до прихода медицинского работника.
1.5.Воспитатель, допустивший невыполнение или нарушение Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников привлекается к ответственности.
2.Требования безопасности перед началом прогулки на прогулочном участке
2.1.При проведении прогулок предварительно осмотреть участок с целью безопасного пребывания детей (территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя),исправность игрового оборудования, малых архитектурных форм.
2.2.Проверить состояние игрушек, инвентаря для труда на предмет их травмоопасности для детей.
2.3.Осмотреть одежду, обувь детей на соответствие погодным условиям, В жаркие летние дни дети должны иметь светлые головные уборы.
3.Требования безопасности во время прогулки, труда детей на прогулочном участке
3.1. Для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности от подвижной к малой в зависимости от плана проведения прогулки.

3.2. обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.
3.3. Не допускается организации прогулки, экскурсии, труда на одном игровом участке (огороде, цветнике) одновременно двум группам воспитанников.
3.4.Не оставлять детей во время прогулок, труда без наблюдения воспитателя.
3.5.Не сжигать мусор, опавшие листья на участке . во избежание ожогов, пожаров.
3.6.Запрещается воспитанникам трогать руками опасных и ядовитых животных, колючие растения, пробовать на вкус какие-либо растения, грибы, плоды во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний.
3.7.Соблюдать питьевой режим.
3.8.Очистку почвы (от камней, осколков стекла, досок, мусора ) производить только с помощью граблей, метелок, совков, не собирать мусор незащищенными руками.
3.9.Солнечные ванны для детей проводятся только под наблюдением воспитателя.
3.10.Хождение босиком по траве, асфальту, песку на участке разрешается только после осмотра территории воспитателем на безопасность.
3.11.Игры с песком в песочнице допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.
3.12.Запрещаются игры с водой в ветреную и холодную погоду.
3.13.Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из помещения и спуска с крыльца.
3.14.Запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям.
3.15.Воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не бросать друг в друга песком, землей)

Гигиена труда– наука, изучающая воздействие окружающей производственной среды, характера трудовой деятельности на организм работающего. Особое внимание уделяется санитарным условиям уда, состоянию здоровья людей на производстве.

Производственная санитария– система организационных гигиенических и санитарно-технических мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

В перечень санитарно – гигиенических факторов условий труда входят: вредные вещества, шум, вибрации, инфра- и ультразвук, лазерноеизлучение, ионизирующие излучения, параметры микроклимата, статическая и динамичекская нагрузки, монотонность, сменность и др.

Тема 3. Микроклимат производственного помещения Влияние производственного микроклимата на производительность труда и здоровье человека

Организм человека постоянно находится в состоянии теплового обмена с окружающей средой. Основную роль в этом процессе играет терморегуляция организма — физический процесс поддержания темпе­ратуры тела в определенных границах (около 37 °С). Это обеспечивает сохранение установившейся последовательности , взаимо­связанности и скорости биологических процессов.

Отдача теплоты организмом человека в окружающую среду происходит в результате теплопроводности через одежду-15 %,конвекции(перенос тепла потоками воздуха) -30 %,излучения на окружающие поверхности,испарения влаги с поверхности кожи-20 %.Часть теплоты расходуется нанагрев вдыхаемого воздуха-3 % .

На процесс теплообмена оказывают влияние метеорологические условия среды (микроклимат) и характер работы.

Микроклимат производственных помещений- это совокупность метеорологических параметров внутренней среды этих помещений, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников. Он определяется дейст­вующими на организм человека следующими сочетаниями:

  • температура воздуха;T,0С, (термометр)

  • относительная влажность; В, % (психрометр)

Относительная влажность (В) — представляет собой отношение абсолютной к максимальной влажности при данной температуре, выра­женное в процентах.

В = ( А / М )*100, %

где А — абсолютная влажность это масса водяных паров, содержащихся в данный момент в определенном объеме воздуха.

М — максимальная влажность — это максимально возможное содержание водяных паров в воздухе при данной температуре (состоя­ние насыщения).

  • скорость движения воздуха;U, м/с (анемометр)

Скорость движения (подвижность) воздуха — вектор усредненной скорости перемещения воздушных потоков, измеряемый в м/с.

  • интенсивность теплового облучения от нагревательных поверхностей;I, Вт/м2(актинометр)

Микроклимат на производстве оценивается в рабочей зоне, т.е. пространстве высотой до 2м над уровнем пола или площадки, на которой находятся места пребывания работающих.

Производственный микроклимат оказывает существенное влияние на производительность труда и здоровье работающего человека, может быть причиной ряда физиологических сдвигов в организме работающих, патологических состояний и профессиональных заболева­ний. В частности:

Высокая температура воздуха способствует быстрому утомлению работающего, может привести к перегреву организма, тепловому удару и профзаболеванию (судорожная болезнь).

Низкая температура воздуха может вызвать местное и общее охлаж­дение организма, стать причиной простудного заболевания или обмо­рожения.

Избыточная влажность (более 80%) затрудняет испарение влаги с поверхности кожи. Это может привести к ухудшению состояния и сни­жению работоспособности человека. В сочетании с низкой температу­рой может привести к туберкулезу легких.

Пониженная влажность (менее 18%) вызывает ощущение сухости сли­зистых оболочек верхних дыхательных путей, ухудшение самочувствия и снижает работоспособность.

Скорость движения воздуха весьма эффективно способствует теплообмену, отдаче тепла испарениям. Полезна при высоких температурах, но при слишком большой скорости может быть простуда.

Post navigation

Previous Post:

Экологическое нормирование

Next Post:

Все виды ремонта автомобилей

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes