Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Производство кукол

11.08.2020 by admin

Кукла Э. Дега «Маленькая танцовщица.»

Авторская кукла — художественная кукла любого вида (фигурка, подвижная кукла, или BJD) выполненная мастером кукол вручную, в единственном экземпляре (OOAK), или ограниченным тиражом (limited edition). Также авторскими считаются куклы, изготовленные по эскизу художника компанией-производителем ограниченной партией.

Авторская кукла может быть создана в любой технике (лепка, литье, резьба, пошив и т.д.) и из огромного разнообразия доступных материалов (фарфор, дерево, папье-маше, горячий и холодный пластик, ткань, фоамиран и прочие). Результатом творчества автора могут стать интерьерная кукла, фэшн кукла с дополнительным аутфитом, шарнирная кукла и другие. Как и прочие, авторские куклы так же могут подразделяться на множество жанров (например, реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы», портретная и т. д.).

В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей.

Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы. Например, крупнейшая выставка кукол в России — Искусство куклы, проходящая в Москве под новый год. Первой в России и на сегодняшний день самой крупной в Европе галереей современной авторской художественной куклы является Кукольная Галерея Вахтановъ.

Содержание

  • Тиражность и коллекционная ценность
  • История возникновения
  • Известные художники по куклам
    • Российские художники
    • Зарубежные художники

Тиражность и коллекционная ценность

Для современного коллекционера ценны не только старинные куклы, но и работы современных мастеров. Каждая коллекционная кукла должна иметь маркировку с указанием имени автора или названия фирмы-производителя, лимитации (общего тиража) и порядкового номера экземпляра. Такая «печать» ставится, как правило, на спину или затылочную часть головы куклы. Коллекционная кукла имеет и сертификат с примерно той же информацией, что и на маркировке: автор, лимитация, номер экземпляра, материалы, из которых сделана кукла, и личная подпись мастера. При изготовлении кукол ограниченным тиражом автор сам принимает решение об их количестве в партии (как правило, от трех до двадцати штук, максимально установленное количество для таких кукол — пятьдесят штук) и указывает эту информацию в ежегодном каталоге. После отливки заявленного количества экземпляров, форма, в которой отливались куклы, публично разбивается. Кукол, выполненных по эскизу художника компанией-производителем отличают большие тиражи (от двухсот пятидесяти до пяти тысяч экземпляров). Но, несмотря на серийное производство, они пользуются спросом среди коллекционеров. Также мастерами могут изготавливаться куклы-репликанты — точные копии старинных кукол известных фирм, ставших в наше время антикварными. Такие куклы не являются подделкой, и в их сертификате обязательно указывается как стандартная для маркировки информация, так и данные об антикварном оригинале.

История возникновения

Первой авторской художественной куклой условно считают куклу французского художника Эдгара Дега, выполненную им в 1881 году. Она была представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже. Это была восковая статуэтка «Petite Danseuse» («Маленькая танцовщица»), одетая в настоящее платье из ткани. Однако, согласно определению, к авторским куклам можно отнести любых кукол ручной работы, вплоть до отдельных античных, египетских и более древних, а также кукол, созданных до эпохи фабричного производства. И даже после появления промышленного производства авторские куклы продолжали создаваться. Например, в 1672 году в Англии была выпущена партия кукол неизвестного автора из папье-маше тиражом всего в 12 экземпляров.

Известные художники по куклам

Перечень известных российских и зарубежных художников по куклам по мнению различных изданий и организаций, включая Кукольную Галерею Вахтановъ.

Российские художники

  1. Аванесова Анна
  2. Андреева Ирина
  3. Андрианова Ольга
  4. Беляева Алла
  5. Бирюкова Татьяна
  6. Боева Яна
  7. Божченко Ирина
  8. Бугаева Марина
  9. Вельте Ирина
  10. Вельчинская Наталья
  11. Воронина Наталья
  12. Генсицкая Надежда
  13. Головина Елена
  14. Горбунова Наталья
  15. Григорьева Анна
  16. Гринева Елена
  17. Гурина Татьяна
  18. Гусева Марина
  19. Дейнеко Ирина
  20. Дима ПЖ
  21. Динец Виктория
  22. Дроздова Маргарита
  23. Дубодел Светлана
  24. Егупец Ольга
  25. Ежова Светлана
  26. Ерошенко Наталья
  27. Жаворонкова Марина
  28. Журавлева Светлана
  29. Захарова Галина
  30. Захарова Ирина
  31. Зинченко Александр
  32. Зотова Наталья
  33. Каменева Светлана
  34. Касьяненко Мария
  35. Качарава Ирина
  36. Ким Элла
  37. Колегова Мария
  38. Кукинова Александра
  39. Кукурика Даша
  40. Кукурика Лариса
  41. Кунина Елена
  42. Липихина Екатерина
  43. Мацегора Наталья
  44. Минаева Наталья
  45. Михайлова Светлана
  46. Никульшина Светлана
  47. Новикова Елена
  48. Овчинникова Людмила
  49. Овчинникова Татьяна
  50. Ожегова Татьяна
  51. Осминина Елена
  52. Пахомова Ирина
  53. Писарева Елена
  54. Победина Наталья
  55. Ральникова Юлия
  56. Решедько Ольга
  57. Рудой Светлана
  58. Саксонова Галина
  59. Сетрова Паша
  60. Сукач Ольга
  61. Сычева Татьяна
  62. Тарасова Екатерина
  63. Филиппова Алиса
  64. Харитонова Анна
  65. Чернявская Инесса
  66. Чуркина Лариса
  67. Швайликова-Цебойти Аллана
  68. Шустров Роман
  69. Яргин Сергей

Зарубежные художники

  1. Анжелетти Нита (США)
  2. Ардис (США)
  3. Билл Бухвальдер Майя (Швейцария)
  4. Везер Сильвия (Германия)
  5. Верхельст Марлен (Голландия)
  6. Галлея Элиза (Италия)
  7. Гетц Ханна
  8. Грутедде Нэл (Голландия)
  9. Гюнцель Хильдегард (Германия)
  10. Даанен Анки (Голландия)
  11. Дэйл Люси (США)
  12. Завьерушински София и Генри (США)
  13. Казе-Лепп Уте (Германия)
  14. Камербек Тина (Голландия)
  15. Кемнитц-Бунтен Габриэла (Германия)
  16. Кого Вильфрид (Франция)
  17. Котаска Гудрун (Германия)
  18. Криди Бердин (США)
  19. Лаура Скаттолини (Италия)
  20. Липинлауски Надин (Франция)
  21. Пастор Амалия (Германия)
  22. Пфистер Сусанна (Германия)
  23. Скилле Сиссиль (Норвегия)
  24. Сью Линг Ванг (Германия)
  25. Торнтон Шелли
  26. Трани Джузеппина
  27. Флипс Ивонна (Голландия)
  28. Фридеричи Джудит и Лючия (США)
  29. Химштедт Аннет (Германия)
  30. Чарлсон Джилли (Англия)
  31. Шольц Вера (Германия)
  32. Элоиз (Франция)
  33. Энгелер Марлин (Голландия)
  34. Янас-Шлоссер Силке (Германия)

* В расчетах используются средние данные по России

На протяжении последних нескольких лет отечественные производители игрушек переживают не лучшие времена. Хотя, в целом, условия для развития отрасли эксперты оценивают как благоприятные. Согласно статистике, в нашей стране проживает свыше 25 млн. детей в возрасте до 14 лет. Емкость российского рынка детских товаров оценивается в $8,5 млрд. в год, а годовой оборот на рынке игрушек составляет свыше $160 млн. По прогнозам российской ассоциации производителей игрушек, эта цифра будет увеличиваться на 20% ежегодно в течение ближайших нескольких лет. Хотя темпы роста лет пять назад были выше: отечественных производителей игрушек «подкосил» кризис.

Чаще всего игрушки покупают родители детей в возрасте от трех до шести лет (45%). На втором месте идут родителей детей в возрасте от нуля до трех лет (44%). Правда, эта целевая аудитория покупает, в основном, погремушки, развивающие игрушки, мобили, подвески для колясок и кроваток. А вот куклы для таких малышей практически не приобретаются.

Главные любители кукол – дети в возрасте от семи до двенадцати лет. Согласно данным на 2011 год, жители столицы тратят на игрушки для своих детей свыше 25 тысяч рублей в год. По другим городам-«миллионникам» этот показатель раза в два ниже. По данным зарубежных исследовательских групп российские семьи с уровнем дохода ниже среднего тратят на игрушки для своих детей большую долю своего дохода, нежели потребители с уровнем дохода выше среднего.

Доля кукол и мягких игрушек на российском рынке детских товаров составляет 40%, 22% — это конструкторы и развивающие игрушки, 10% — технические игрушки, 10% — настольные игры, пазлы, головоломки.

В нашей стране ведет свою деятельность национальная ассоциация производителей детских игрушек, в которую входят многие производственные и торговые предприятия. Среди крупнейших отечественных производителей кукол можно назвать следующие фабрики: ОАО «Весна» (г. Киров), завод игрушек ОАО «Огонек» (г. Москва), ЗАО «Кругозор» (Московский завод игрушек). Доля продукции этих производителей на российском рынке совсем невелика. Лидирует, как всегда, Китай (45% от общего объема импорта). На втором месте с небольшим отрывом (около 42%) идут зарубежные производители, известные во всем мире: Mattel, Zapf Creations, Gotz, Corelle, MGA Entertainment и др. Оставшиеся 13% — это продукция российских производителей (в основном, в ценовом сегменте ниже среднего).

В качестве материала для производства кукол во всем мире чаще всего используется винил – полимеризованное производное этилена, который был открыт больше 150 лет назад российским ученым Бутлеровым. Этот материал пластичен и легко поддается обработке, он надежен и устойчив ко многим активным средам. Самое большое его преимущество заключается в полной безопасности для человека. Опасность могут представлять только запрещенные добавки в составе винила и неправильные условия изготовления игрушек.

При производстве виниловых игрушек используется так называемое «литье под давлением»: с помощью специального оборудования жидкий по консистенции винил заливается в кукольную форму, а затем затвердевает и извлекается из нее. Эта технология легко автоматизируется, не требует использования сложного оборудования и относительно дешевая. Особая фактура материала позволяет делать из него максимально реалистичных кукол.

Производство кукол – это сложный процесс. Прежде всего, художник придумывает образ будущей игрушки и создает эскизы. В некоторых случаях используется фотография настоящего ребенка. Так, например, испанская компания Paola Reina выпускает куклу Leonor, которая сделана по образу инфанты – старшей дочери наследного принца Испании. У этого же производителя есть другая портретная кукла со звуковым чипом в 32-х сантиметровой линейке под названием Клеопатра Стратан. Она копирует образ одноименной самой юной молдавской певицы. Одежда этих кукол также является уменьшенной копией настоящих нарядов их «прототипов».

Затем эскиз или фотография передается мастеру, который работает над созданием 3D-модели лица будущей куклы. После этого специалист на кукольной фабрике создает глиняные модели всех твердых частей куклы. Кукла может быть полностью выполнена из пластика или винила, либо иметь отдельные твердые элементы (как правило, голова, руки, ноги) и мягконабивное тряпичное тело. В последнем случае тело изготавливают на последнем этапе. Глина, которую использует мастер, специально предназначенная для скульптурных работ. Она бывает различных цветов. По этим деталям изготавливаются модели частей тела куклы. В качестве материала для них используется специальный пластик (но не тот, из которого будет изготовлена настоящая кукла).

После этого, согласно предварительному эскизу, выбираются глаза, которые будут вставляться кукле. Они могут быть закрывающимися или нет. Чаще всего используются акриловые и реже стеклянные глаза. У недорогих кукол глаза, как правило, рисованные. К вставным глазам подбираются ресницы (пластмассовые или более реалистичные в виде ленты). На этом же этапе «кукольные стилисты» определяются с цветом и длиной волос, а также с прической куклы. Все это примеряется непосредственно на форме. Причем последний вариант может сильно отличаться от первоначального замысла.

Когда окончательный вид куклы будет, наконец, утвержден, по деталям изготавливаются пресс-формы, которые потом используются для отливки всех твердых частей куклы. До сборки мастера с помощью специального оборудования прошивают кукле волосы (как правило, используются волосы из синтетических материалов) и стригут их, делают прически и укладки, вставляют глаза, клеят ресницы, рисуют губы, брови, румянец, веснушки (делают так называемый «мейкап» с помощью аэрографа). После чего все части куклы собираются воедино.

Если кукла с мягконабивным телом, то после покраски и прошивки головы, шьется туловище, которое набивается синтепоном и соединяется с помощью специальных креплений или резинок с остальными деталями. Очередность этапов может меняться. Иногда кукла прошивается и окрашивается уже в собранном виде.

Параллельно в швейном цеху раскраивается и сшивается одежда, изготавливается обувь для кукол. Обувь может быть пластмассовой (более дешевый и быстрый вариант за счет использования специальных форм для отливки) или сшитой. В последнем случае технология производства кукольной обуви схожа с технологией, по которой изготавливается обувь для людей: отдельно выкраивается подошва и детали, которые затем сшиваются и склеиваются. При необходимости ставятся люверсы или приклеиваются декоративные элементы. Кукла одевается и обувается, аккуратно прикрепляется к подложке и упаковывается в коробку, после чего игрушка отправляется на склад.

Как в случае с другими детскими игрушками, качество производимых вами кукол имеет решающее значение. Тем более что продукция отечественного производства, по мнению потребителей, практически всегда уступает западной. Переубедить покупателей будет непросто. Зарубежные производители контролируют процесс производства кукол на каждом этапе. Впрочем, даже у них процент брака зачастую довольно высокий.

Вторая после качества проблема – ценообразование. Конкурировать по цене с китайской продукцией российские производители не могут, так как даже с условием расходов на доставку и таможенные пошлины оптовая цена кукол, импортированных из Китая, все равно оказывается на порядок ниже оптовой стоимости отечественных игрушек. Не говоря уже о том, что качество их примерно одинаковое.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1013 от 13 августа 1997 года, все детские игрушки должны пройти обязательную сертификацию. Наличие сертификата подтверждает безопасность игрушки для ребенка. В процессе сертификации проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза и сертификация соответствия. Всего сертифицируемая игрушка проверяется более чем по ста показателям.

Проверку проходит и производство игрушек, и игрушки, которые поступили в розничную продажу. Основные требования, которые предъявляются к детским игрушкам: безопасность материалов, из которых они изготовлены (она подтверждается специальным паспортом, который свидетельствует о том, что игрушка не вызывает аллергии и не токсична); отсутствие неприятного запаха, цветовое решение. Также продукция оценивается на наличие мелких и потенциально опасных для ребенка деталей.

Существуют и международные стандарты качества ISO 9001, которыми руководствуются зарубежные производители. Эти сертификаты понадобятся, если вы собираетесь импортировать свою продукцию за рубеж. Согласно этому стандарту, все компоненты, которые добавляются в винил и пластик, краски, лаки, синтетические материалы и пр. проходят сложную систему тестирования на медицинскую и экологическую безопасность, на отсутствие компонентов, вызывающих аллергию, и представляющих угрозу для здоровья ребенка. Сами предприятия проходят проверку на соответствие квалификационным требованиям GMP (международный стандарт оборудования и работы предприятий, которые производят медицинские, детские и пищевые товары).

Продукция всемирно известных брендов стоит намного дороже и китайской, и российской. Для сравнения: средняя розничная стоимость куклы китайского или отечественного производства составляет 350-500 рублей, в то время как игрушка известной торговой марки, произведенная в Европе или Америке (или в Китае, но под западной торговой маркой), обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей. Но и в этом случае цена не может стать конкурентным преимуществом кукол, произведенных в России, так как большинство родителей предпочитает покупать пусть и дорогие игрушки, но известные и широко разрекламированные.

Большую роль играет и тот факт, что кукол приобретают, в основном, для девочек младшего школьного возраста, руководствуясь их пожеланиями. По данным исследования КОМКОН «Новое поколение», более 80% детей Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 4 до 12 лет участвуют в выборе игрушек, а самостоятельно выбирают игрушки около трети детей в возрасте 4-6 лет и больше половины детей 10-12 лет. Разумеется, дети отдают предпочтение тем игрушкам, которые они видят в рекламе. Отечественных кукол покупают, в основном, ностальгирующие родители.

Очевидно, что тратить на рекламу несколько миллионов долларов в год, как крупнейшие мировые компании, российские производители не могут. Но небольшие компании-производители находят выход из этого положения.

В этом плане показательна история куклы Blythe, которая появилась в 1972 году в студии Марвина Гласса. Работая над дизайном лица Блайз, художница Элисон Кацман (Alison Katzman) черпала вдохновение в картинах Маргарет Кин (Margaret Keane), которая рисовала девочек и животных с непропорционально большими глазами. В том же году права на производство Блайз приобрела японская компания Tomy.

Тем не менее, странные куклы не понравились ни детям, ни их родителям, и в 1973 году производство кукол прекратилось. Возможно, эти игрушки так бы и канули в небытие, если бы в 1997 году телепродюсер Джина Гаран не увидела Блайз. Она увлекалась фотографированием и использовала куклу в качестве модели. Путешествуя по всему миру, женщина брала с собой куклу и фотографировала ее. В 2000 году издательство Chronicle Books выпустило альбом «Это Блайз» (This is Blythe) с фотографиями Гаран. К тому времени права на забытую куклу перешли к компании Hasbro, но когда Джина обратилась к ней с просьбой разрешить ей использовать изображения игрушки, представители компании даже не поняли, о какой именно кукле идет речь.

После того, как в 2000 году Джина совместно с коллегой Джунко Вонг (Junko Wong) запустила рекламную кампанию для японской сети супермаркетов «Parco» с участием Блайз, кукла стала невероятно популярна в Японии. Через полгода компания Takara приобрела у Hasbro лицензию на производство новой версии Блайз и выпустила свою первую куклу. Лимитированный выпуск в количестве 1000 штук был распродан за несколько часов. Теперь куклы Блайз позиционируются как коллекционные и продаются по всему миру по цене около 3,5-5 тысяч рублей за каждую.

Организация собственного производства кукол обойдется в сумму не менее 7 млн. рублей. Сюда входит покупка необходимого оборудования, аренда производственных и складских помещений, закупка первой партии сырья. Штат сотрудников для небольшого производства составит минимум 30 человек (рабочие для обслуживания линий, художник, дизайнер-конструктор, швеи и пр.). Это все сопряжено с большими расходами, финансовыми и бюрократическими трудностями. Поэтому большинство российских и зарубежных производителей игрушек размещают свои заказы на заводах в Китае.

Перевод производства в Поднебесную позволяет значительно сократить расходы и сосредоточиться на продвижении своей продукции на российском рынке. А вот конструирование и изготовление пресс-форм, как правило, заказывают в европейских странах, как и разработку молдов. Молд (от англ. Mould – «отливать») – это техническое обозначение лепки лица той или иной модели куклы.

Лилия Сысоева

Подписаться на новости

Такие куклы являлись отображением целой эпохи и представляли собой настоящее произведение искусства, хранящее тепло рук и частичку души мастера. Однако несмотря на неповторимость и определенную романтику, заключенную в авторских куклах, их постепенно начали вытеснять более практичные и актуальные игрушки.

С появлением в XIX в. и в Европе, и в России заводов по изготовлению кукол, авторская игрушка на долгие годы канула в лету. Официально считается, что первая авторская кукла была создана художником Эдгаром Дега в 1881 году во Франции. Это была восковая статуэтка «Petite Danseuse» (Маленькая танцовщица).

Исторические события первой половины XX в., к сожалению, никоим образом не способствовали возникновению новых шедевров в виде авторских кукол. Поэтому «вторым рождением» данного вида искусства можно считать 1950-й год, когда немецкий мастер Аннет Химштедт создала свою первую куклу. С этого момента в Европе начался настоящий кукольный бум, а коллекционирование авторских кукол стало основным увлечением как у детей, так и у взрослых.

Безусловно, работы Аннет Химштедт хоть и стали определенным глотком свежего воздуха, новым веянием, но, увы, открытием не являлись, поскольку коллекционированием авторских кукол
интересовались и до этого. Так, например, до 50-х годов знатоки и любители собирали старинные куклы, часто не зная даже имени их создателя. Первые коллекции появились в конце 19 – нач. 20 века, и тогда же начала создавать свою коллекцию Дина Верни — модель А.Матиса, А.Майоля и П.Боннара. Мода на коллекционирование авторских кукол долетела и до России, где обладателями одного из самых ярких собраний являлись Н.Бартрам и его супруга Е.Лосева. Именно их коллекция впоследствии стала основной для создания Музея Игрушки в Москве в 1918 г.

Немаловажной особенностью частных коллекций являлась подлинность авторских кукол и принадлежность к конкретному мастеру. Однако зачастую установить авторство было очень и очень непросто, поэтому с определенного момента на затылках, спинах или пятках кукол начали ставить определенные маркировки, содержащие информацию об имени, авторстве, годе создания, серийности и номере куклы в серии. Современные же авторы нередко снабжают свое творение и специальным сертификатом подлинности.

На сегодняшний день существует два основных вида авторских кукол: «one-of-a-kind» (единственная в своем роде) и «limited edition» (ограниченное количество). Авторские куклы, относящиеся к первому виду, изготавливаются в одном-единственном экземпляре, чаще всего на заказ. В настоящий момент в мире около 200 мастеров-кукольников занимаются созданием уникальных произведений искусства (Merylin Stivers, Tatyana Baeva, Lisa Lichtenfels и др.), цена на которые нередко доходит до 55 000 долларов. Другой же вид кукол («limited edition») выпускается ограниченным тиражом от 10 до 20 экземпляров (не более) а исходная модель после создания серии торжественно разбивается в присутствии свидетелей. Основной материал для создания таких кукол — фарфор, а их стоимость составляет 1500-20 000 долларов.

Процесс создания авторской куклы поистине великолепен и многогранен, и тот факт, что данный вид искусства, имея за плечами богатую историю, живет и процветает по сей день – говорит о многом.

Публикации

Post navigation

Previous Post:

Освоение человеком воздушного пространства

Next Post:

При аресте

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes