Прокуратура функция
Содержание
Система органов прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование в «соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.
Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют прокуратура Российской федерации, прокуратуры федеральных округов, субъектов Федераций, районов и городов.
В системе прокуратуры функционируют и специализированные звенья прокурорской системы (органы Главной военной прокуратуры, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры и некоторые другие). Эти прокуратуры осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора и Законом о прокуратуре, являются составной частью централизованной прокурорской системы и руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора.
Верхнюю ступень в иерархической лестнице системы органов прокуратуры занимает прокуратура Российской Федерации — высшее звено прокурорской системы.
В основе построения системы прокурорских органов лежит федеративное и административно-территориальное устройство, установленное в Федерации и ее субъектах. Система территориальных прокуратур соответствует федеративному устройству. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В каждом из них есть соответствующая прокуратура. Имеются также прокуратуры федеральных округов. В прокуратурах субъектов Федерации действуют сообразно административно-территориальному делению прокуратуры районов и городов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов.
В ряде случаев наименование прокуратур отличается своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов Федерации. Так, в Республике Тыва имеются прокуратуры кожуунов, а не районов. В отдельных городах созданы административные округа. Соответственно с этим образуются прокуратуры административных округов. В большинстве же субъектов Федерации имеются только прокуратуры районов и городов. В ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратура, осуществляющие надзор на территории нескольких районов.
Специфику имеет и организация органов прокуратуры в Москве. Здесь в соответствии с Уставом города созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов, осуществляющие руководство межрайонными прокурорами и надзор за исполнением законов на подведомственной территории. Все эти прокуроры подчинены прокурору Москвы.
К специализированным прокуратурам относятся военные, транс- портные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно- территориальных образованиях и на режимных объектах.
Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая на правах структурного подразделения входит в Генеральную прокуратуру. Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора РФ. Структуру военной прокуратуры составляют: прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Федерации. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур районов и городов.
Систему транспортных Прокуратур возглавляет Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах прокуратуры РФ. В нее также входят транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее время упразднены транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. Сохранившиеся же транспортные прокуратуры на правах районных непосредственно подчинены прокурорам субъектов Федерации.
К числу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры войсковых частей, осуществляющие надзор за исполнением законов. закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством РФ. Они также подчинены прокурорам субъектов Федерации.
В систему этих прокуратур входят Второе управление прокуратуры РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором РФ.
Практически во всех субъектах Федерации образованы межрайонные. Природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные прокурорам соответствующих субъектов Федерации. Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.
В целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, функционируют прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Они имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. Прокуроры по надзору за соблюдением законов в ИТУ осуществляют надзор за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.
В систему органов прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения, являются юридическими лицами. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции возложены на Генерального прокурора. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускаются.
Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого числа голосов членов Совета Федерации, то Президент представляет этой палате новую кандидатуру. Срок полномочий Генерального прокурора составляет пять лет.
Генеральный прокурор руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.
егулирующие вопросы организации деятельности системы прокураты и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда он устанавливает штаты и структуру прокуратуры РФ, а также штаты и структуру подчиненных органов и Учреждений прокуратуры.
Прокуроры всех звеньев системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ Назначение прокуроров субъектов Федерации происходит по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.
Генеральный прокурор несет ответственность за выполнение задач, законодательно возложенных на органы прокуратуры. Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению.
В отсутствие Генерального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их выполнение возлагается на его первого заместителя. Если последний также отсутствует или в силу каких-то обстоятельств (болезни и др.) не может выполнять обязанности Генерального прокурора, то их выполняет один из его заместителей.
Заместители Генерального прокурора по его представлению назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания. Обязанности между ними распределяются Генеральным прокурором.
Коллегия прокуратуры РФ является совещательным органом. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы работы органов прокуратуры, актуальные проблемы, связанные с организацией надзора и управления, исполнения приказов и указаний Генерального прокурора, На основании ее решений Генеральный прокурор издает приказы, обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.
Прокуратуры федеральных округов, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные, иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокурором. Прокуроры федеральных округов, прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним иные, прокуроры подотчетны Генеральному прокурору и освобождаются им от должности. Они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором.
В названных прокуратурах образуются коллегии, возглавляемые соответствующими прокурорами. Коллегии на своих заседаниях рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, выполнение приказов и указаний Генерального прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и борьбе с преступностью, заслушивают отчеты начальников управлений и отделов, нижестоящих прокуроров, обсуждают вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты приказов.
Когда мы слышим слово «прокуратура”, то сразу представляем себе камеру предварительного заключения, зал судебного заседания или скамью подсудимых.
Однако ее работа заключается не только в расследовании уголовных дел. Основная задача прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на нашей территории.
Прокуратура работает на основании ст. 129 Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации”.
Органы прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность Советом Федерации РФ по предложению Президента РФ.
Генеральной прокуратуре подчиняются прокуратуры субъектов федерации, а им, в свою очередь, прокуратуры городов и районов.
Кроме того, есть специальные прокуратуры: военная во главе с Главной военной прокуратурой и Главным военным прокурором, транспортные, природоохранные и прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях.
Прокуратура занимается следующими вопросами.
1. Надзором за исполнением законов федеральными министерствами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контролирующими органами и их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону их правовых актов.
Заметьте, что надзор не распространяется на Федеральное собрание РФ, Президента РФ, Правительство РФ, и на граждан, которые не являются должностными лицами. Также, прокуратура не надзирает и за судами.
Прокурор может беспрепятственно входить на территории учреждений, за которыми он надзирает, знакомиться с документами, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений, а обнаружив, что было совершено преступление или административное правонарушение, возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.
Если у прокурора есть сведения о готовящихся незаконных действиях, он может дать потенциальному правонарушителю письменное предупреждение о недопустимости нарушений закона.
Если прокурор узнает, что каким-то органом издан нормативный или индивидуальный акт (об их различии смотрите главу 2), противоречащий закону, то он может принести в этот или в вышестоящий орган протест, т.е. обратиться с требованием об отмене этого акта или пойти с таким же требованием в суд.
Протест должен быть рассмотрен в десятидневный срок, и о результатах прокурор должен быть извещен немедленно.
Часто бывает так, что государственный орган не издает никаких письменных актов, а нарушает права граждан своими действиями. Например, начальник жилищной организации в нарушение законодательства не предоставляет инвалидам скидку с квартирной платы и коммунальных услуг в размере 50 процентов, но не подписывает никаких распоряжений, которые можно было бы опротестовать.
В этом случае прокурор может внести представление, (т.е. письменное требование) об устранении нарушений закона, которое должно быть рассмотрено немедленно, а меры по устранению нарушений должны быть приняты в течение месяца.
2. Второй вид прокурорского надзора — это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления и контроля и их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор обязан:
• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
• разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
• принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и к возмещению причиненного ущерба;
Здесь прокурор имеет те же полномочия, что и при надзоре за соблюдением законов. Т.е. если он узнает о совершении преступление, то возбуждает уголовное дело и принимает меры для привлечения виновных к уголовной ответственности. Если права гражданина нарушаются в результате совершения административного проступка, то он возбуждает производство по делу об административном правонарушении.
Если права или свободы человека можно защитить только в судебном порядке, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или по другим причинам не может сам отстаивать свои права в суде или если нарушены права и свободы большого количества людей, или по другим причинам нарушение имеет большое общественное значение, то прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Во всех остальных случаях граждане должны обращаться в суд самостоятельно.
Занимаясь надзором за соблюдением прав и свобод человека, прокурор может вносить протесты и представления.
3. Третий вид прокурорского надзора — это надзор за исполнением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Здесь прокуратура имеет значительно большие полномочия.
Определение. Предварительное расследование преступлений бывает двух видов: дознание и предварительное следствие. Слово «предварительное” используется здесь потому, что основное расследование дела проводится судом.
Дознание — это «облегченный” способ расследования, который включает в себя меньше формальностей. Обычно им занимаются те органы, которые созданы для выполнения других задач.
А предварительное следствие — это основная форма расследования. Оно производится профессиональными следователями по большинству уголовных дел.
Дознание проводится дознавателями (следователями):
1) органов внутренних дел Российской Федерации;
2) органов пограничной службы Российской Федерации;
3) органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации;
4) таможенных органов Российской Федерации;
5) органов Государственной противопожарной службы;
6) прокуратуры.
О том, какие уголовные дела они расследуют, можно узнать в п. 3 ст. 150 УПК РФ, а о правах, которыми обладает прокурор при надзоре за предварительным следствием и дознанием в п. 2 ст.37 УПК РФ.
Надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
Определение. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — это особая деятельность компетентных органов, которая проводится для защиты прав граждан, безопасности общества и государства от различных преступлений.
Она включает в себя опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемую поставку и оперативный эксперимент.
Заниматься ОРД могут органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, государственной охраны, пограничной службы, службы внешней разведки, Министерства юстиции РФ и таможенные органы.
Гражданин, считающий, что действия органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать их прокурору, в вышестоящий орган или в суд.
4. Надзор за исполнением законов судебными приставами — это четвертый вид прокурорского надзора, поскольку исполнение судебных решений является «узким местом” нашей правовой системы.
Занимаясь им, прокурор имеет те же права, что и при надзоре за исполнением законов.
5. Последний вид прокурорского надзора — это надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и применяющих меры принудительного характера, по назначению суда, а также администрациями следственных изоляторов и других подобных учреждений.
Здесь прокурор имеет очень большие полномочия, вплоть до того, что он может освободить своим постановлением любого, кто содержится в этих учреждениях незаконно.
6. Еще одной задачей прокуратуры является уголовное преследование, иначе говоря, предварительное расследование по уголовным делам, отнесенным к ее ведению.
Т. е. прокуратура не только надзирает за предварительным следствием, но и сама расследует некоторые преступления и при этом надзирает сама за собой. Перечень преступлений, относящихся к ведению прокуратуры можно найти в п. 2 ст. 151 УПК РФ. Это, например, дела об убийствах, изнасилованиях и т.д.
7. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, в уголовном процессе в качестве обвинителей, а в гражданском и арбитражном процессе в качестве лиц, участвующих в деле (т.е. не являющихся ни истцами, ни ответчикам, но заинтересованных в его исходе).
Думаю, что объяснять, что такое государственное обвинение не нужно, поскольку все знают, что в суде прокурор доказывает обвинение, предъявленное подсудимому, и предлагает для него меру наказания.
В гражданском процессе прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту государственных или общественных интересов, а также прав и интересов граждан.
Прокурор обязан вступить в гражданский процесс, чтобы дать заключение по существу спора, т.е. сообщить суду свое мнение о том, как он должен быть разрешен, по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и по некоторым другим категориям дел, которые указаны в законе.
Прокурор может обжаловать приговоры, вынесенные по уголовным делам и решения по гражданским и арбитражным делам, в рассмотрении которых он принимал участие, в вышестоящую судебную инстанцию, и в этом случае его жалобы будут называться представлениями.
Это важно. Как мы убедились, прокуратура занимается очень широким кругом вопросов, но имеет относительно небольшие полномочия. Поэтому обращение к ней не всегда приносит результат. К ее помощи нужно прибегать тогда, когда речь идет об уголовном деле, деле об административных правонарушениях или об исполнении уголовных и административных наказаний. Здесь прокуратура обладает большими правами и может оказать нам реальную помощь.
В остальных случаях беспокоить прокуратуру нужно только по поводу серьезных нарушений закона. Теоретически от нее можно требовать принятия мер и при отсутствии информации о режиме работы на соседнем магазине, и в случае продажи вам некачественного товара, поскольку и то и другое является нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей”, за соблюдением которого прокуратура также должна надзирать.
Но, учитывая, что защитой прав потребителей занимаются специальные органы, имеющие более серьезные полномочия по устранению подобных нарушений (госторгинспекции), обращение в прокуратуру по этому вопросу вряд ли является целесообразным.
С другой стороны, если нарушения достаточно серьезны, или касаются широкого круга лиц, или допускаются правоохранительными или контролирующими органами или если отсутствуют специальные органы, способные их устранить, помощь прокуратуры может быть достаточно эффективной.
Обращаясь в прокуратуру, нужно иметь в виду, что она принимает к рассмотрению только те обращения, которые не подведомственны суду, кроме случаев, когда они касаются защиты общественного интереса или прав социально незащищенных лиц.
Страница 1 из 4
Тема 11. Иные функции органов прокуратуры
11.1. Участие прокурора в уголовном преследовании
11.2. Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан
11.3. Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве
11.4. Участие прокурора в правотворческой деятельности
11.1. Участие прокурора в уголовном преследовании
Несмотря на принимаемые в последнее время решительные меры, направленные на активизацию борьбы с преступностью, рост ее тем не менее продолжается.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26.06.1997 № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью” в целях решительного усиления борьбы с преступностью и ее предупреждения, повышения действенности прокурорского надзора уполномоченные прокуроры должны исходить из того, что исчерпывающая реализация полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре, по осуществлению надзора за исполнением законов, направленных на защиту прав человека и гражданина, охраняемых интересов общества и государства от преступных посягательств, за расследованием и раскрытием, а также по уголовному преследованию и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью являются важнейшими направлениями в работе органов прокуратуры. Пресечение и предупреждение организованной преступности должно считаться основным направлением деятельности органов прокуратуры. Особое внимание прокуроры должны обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних, и прежде всего ее организованных форм. Прокуроры должны обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел в отношении подростков, принимать меры к охране их прав, предусмотренных действующим законодательством, активно использовать свои полномочия дня правовой защиты детства, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Принимая участие в совместной с другими правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, прокуроры обязаны сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков. Они должны бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности.
Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, особое внимание прокуроры должны обращать на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, нарушений порядка приобретения и использования оружия, безнадзорности несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы материалов о преступлениях.
Органы прокуратуры должны вносить предложения по укреплению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. При необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борьбы с преступностью.
Прокуроры должны участвовать в рассмотрении коллегиальными органами представлений, протестов. В случае неисполнения требований прокурора следует незамедлительно привлекать виновных к установленной законом ответственности.
При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового, банковского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства, обращать внимание на выявление и предупреждение уголовно наказуемых правонарушений. Установив признаки состава преступления, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направление материалов в органы предварительного расследования для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Органы прокуратуры обязаны обеспечить надзор за выявлением следователями и органами дознания при расследовании уголовных дел причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Используя свои полномочия, прокуроры должны добиваться при этом безусловного принятия реальных мер по их устранению; противодействовать попыткам укрытия преступлений от регистрации, принимать все меры к обеспечению своевременного и качественного расследования и раскрытия преступлений, к повышению эффективности в работе следователей, прокуроров-криминалистов, остро реагировать на бездеятельность в установлении и розыске преступников, факты необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел; расследование наиболее сложных и актуальных дел, как правило, поручать следователям
Следственного комитета при прокуратуре РФ. В необходимых случаях прокурорами создаются по согласованию с руководителями правоохранительных органов межведомственные следственные группы, в состав которых включены сотрудники оперативно-розыскных подразделений.
В своей деятельности руководители соответствующих прокуратур должны обеспечивать высокий уровень поддержания государственного обвинения в судах, опротестование каждого незаконного и необоснованного судебного постановления, определения и приговора. Выводы, вытекающие из результатов судебного рассмотрения уголовных дел, прокуроры должны использовать дня совершенствования прокурорско-следственной практики по борьбе с преступностью.
При проведении проверок соблюдения законности и режима содержания в местах лишения свободы принципиально реагировать на выявленные нарушения, не допускать послабления опасным преступникам. Особое внимание обращать на соблюдение требований, относящихся к режиму содержания организаторов и членов преступных групп.
Прокуроры должны стремиться всемерно расширять и укреплять сотрудничество с правоохранительными органами других государств, налаживать взаимодействие с ними в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений, обеспечивать строгое и неукоснительное исполнение международных договоров и соглашений, регулярно анализировать и обобщать практику исполнения международных поручений о правовой помощи, принимать необходимые меры к ее совершенствованию.
Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам улучшать постановку информационно-аналитической и методической работы. В этих целях необходимо системно использовать статистические и иные данные, материалы прокурорских проверок уголовных, гражданских и арбитражных дел, контролирующих органов, а также дел об административных правонарушениях, результаты проверок заявлений и жалоб граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации и другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку. Результаты анализа необходимо использовать при подготовке предложений по усилению борьбы с преступностью.
Анализ состояния преступности, условий и причин, ей способствующих, проводить не реже чем два раза в год. По полученным результатам принимать организационно-распорядительные решения, вносить предложения по усилению борьбы с преступностью. О фактах, требующих вмешательства федеральных органов законодательной и исполнительной власти, безотлагательно сообщать в Генеральную прокуратуру РФ.
В статье 1 основного на сегодняшний день закона для прокуратуры, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), в п. 2 определено, что целями прокуратуры является деятельность по:
- обеспечению верховенства закона,
- обеспечению единства и укреплению законности;
- обеспечению защиты прав и свободы человека и гражданина,
- обеспечения защиты охраняемых прокуратурой и законодательно интересов со стороны общества и государства.
Кроме этого, Конституцией РФ прямо предопределяется основная цель прокуратуры, заключенная в регулировании процессов обеспечения и укрепления законности на всей территории России.
Функция прокуратуры – это процесс, повседневной реализации в регламентируемых законами рамках, возложенных на прокуратуру полномочий, установленных указаниями вышестоящих прокуроров и федеральными законами.
Прокурорский надзор
Прокуратура РФ представляет собой полифункциональную систему, которая признает прокурорский надзор как главную цель деятельности.
Прокурорский надзор, который направлен на исполнение законов в процессе расследования преступлений на сегодняшний день — основная функция прокуратуры в досудебных стадиях всего уголовного судопроизводства, по той причине, что уголовное преследование и другие дополнительные функции прокуратуры должны быть реализованы через надзорную функцию, и способствовать достижению цели уголовного судопроизводства только при соблюдении условия их законности.
Данную функцию осуществляют не только органы государственной власти, военные органы, органы местного самоуправления и контроля, но и коммерческие и государственные учреждения, общественные организации, руководители, должностные лица и собственники.
Прокурорский надзор распространяется и на органы, проводящие ОРД, предварительное следствие и дознание, судебных приставов и на органы уголовно-исполнительной системы.
Уголовное преследование
В «Законе о прокуратуре» закреплены на сегодняшний день отдельные положения, которые касаются уголовного преследования, безусловно, что имеет явное положительное значение.
На основе законов подтверждено, что прокуратура стала основным органом в процессе уголовного преследования. При этом само уголовное преследование подразделено на две части:
- досудебная часть расследования и уголовного преследования;
- уголовное преследование непосредственно в суде.
Необходимо учитывать, что первая часть уголовного преследования должна быть осуществлена в форме расследования преступления, а вторая — в форме поддержания в суде государственного обвинения.
В соответствии с УПК РФ, прокурор является лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного производства, в пределах своей компетенции.
Само преследование выражается в принятии процессуально значимых решений и осуществлении ряда процессуальных действий в досудебном производстве.
Пример
Заключение с обвиняемым досудебного соглашения или поддержания государственного обвинения, оспаривание несправедливых приговоров и решений судов, и так далее.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
По отношению к деятельности различных правоохранительных органов понятие «координация» основано на совместной разработке и практической реализации мероприятий, которые направлены на решение проблем борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, которые актуальны на сегодняшний день, укрепления законности и правового порядка.
Законодательно, к числу правоохранительных органов относятся органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков и таможенные органы.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами
На основании положений «Закона о прокуратуре» и уголовно-процессуального кодекса можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью единой функции уголовного преследования, осуществляемого прокурором в сфере уголовного судопроизводства.
Поддержание государственного обвинения – отдельная функция прокуратуры, которая реализуется на основании общего уголовного преследования со стороны прокурора. При этом, являясь подчиненным направлением в деятельности прокуратуры, в процессе поддержания государственного обвинения проявляется присутствие автономного содержания, пределы и собственный субъектный состав.
Содержание формируется деятельностью государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовном процессе совершения лицом деяния, которое запрещено законодательством РФ. Являясь автономным видом уголовно-процессуальной в деятельности прокуратуры, она начинается в момент утверждения прокурором обвинительного заключения и при вступлении приговора в законную силу заканчивается.
Субъектами, которые имеют исключительное право в реализации функции государственного обвинения, являются:
- прокурор;
- заместители и помощники прокурора, которые реализуют указанные полномочия на основании требований действующего законодательства РФ.
Административное преследование
Прокурор, в рамках данной функции реализует полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, иными законными актами, а также способствует работе принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.
Пример
Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении и др., обращается в уполномоченные органы для снятия иммунитета с отдельных лиц, выполняющих государственные функции (депутатов, судей и др.), непосредственно санкционируя привлечение этих категорий субъектов к административной ответственности.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться