Просвещенный абсолютизм Екатерины
Содержание
- Кратко
- Таблица политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой
- Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой
- Сущность, понятие и зарождение «просвещённого абсолютизма»
- Признаки, цели и задачи новой политики
- Предпосылки эпохи просвещённого абсолютизма
- Влияние эпохи просвещения на формирование такого явления как «просвещённый абсолютизм»
- Эпоха просвещённого абсолютизма в разных странах
- Отличие европейского просвещённого абсолютизма от российского
- Итоги политики просвещённого абсолютизма
- Суть понятия просвещенный абсолютизм
- Страны
- Представители просвещенного абсолютизма
- Реформы
- Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России
- Результат Просвещения в России
- Политика просвещенного абсолютизма в государственной деятельности Екатерины II: сущность и приоритеты
Кратко
В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.
Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:
- Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
- Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
- Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
- Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
- Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.
Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II
Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской ИмперииАллегория с текстом «Наказа»
Основные положения:
- Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
- Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
- Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
- Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
- Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.
Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.
Таблица политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой
К политике просвещённого абсолютизма Екатерины II относится следующая деятельность:
Мероприятие | Цель | |
1763
Реформа Сената |
Императрица хотела единолично руководить процессом написания законов | Законодательная функция перешла лично к Екатерине II, Сенат превратился в главный судебный и административный орган |
1764
Секуляризация церковных земель и имущества |
Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель. | Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства |
1764 Ликвидация гетманства на Украине |
Укрепление вертикали власти | Вся власть перешла к Малороссийской коллегии и её президенту, генерал-губернатору П. Румянцеву, подчинённому лично Екатерине II |
1764
Начато строительство «воспитательного дома» для беспризорных детей |
Решение «сиротского» вопроса и популяризация женского образования. | Учреждения спонсировались из казны, также привлекались пожертвования дворян и деятелей. |
1765
Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества» |
Стимулирование экономики, продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии | Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства |
1765
Дворянам разрешено ссылать крестьян на каторгу |
Повышение лояльности правящего класса — дворян | Утверждено личным указом |
1765 Инаугурация Императорской Академии художеств |
Популяризация искусств | Академия получила официальный статус и отделилась от Московского университета |
1766-1768
Созыв и заседания Уложенной Комиссии |
Разработка нового, единого свода законов, улучшающих положение крестьян. | Попытка создания нового единого законодательного документа «Проект новаго уложения». Деятельность не была успешной, комиссия распущена в 1768. |
1767
Запрет крестьянам жаловаться на помещиков |
Удовлетворение запросов дворянства | Жалоба признавалась преступлением и каралась ссылкой на каторгу в Сибирь |
1768
Введение обязательного оспопрививания |
Развитие здравоохранения | Для пресечения слухов о пагубном действии процедуры, Екатерина II стала одной из первых кому поставили прививку от оспы. |
1771
Запрет на публичную продажу крестьян за долги помещика |
Попытка скрыть существующий рабовладельческий строй | Прямой запрет императрицы не имел особой силы, объявления о продаже крестьян продолжали появляться в газетах |
1775
Ликвидация Запорожской Сечи |
Создание единой системы воинских частей, подчиняющихся императору. | Исчезла угроза со стороны Крымского ханства, императрица опасалась повторной измены казаков после восстания Пугачёва и личным указом упразднила Сечь. |
1775
Губернская реформа |
Усиление власти императора и правящего класса – дворянства. Внедрение местного самоуправления. Разделение органов административной и судебной власти. |
Большая часть выборных должностей досталась дворянству. Генерал-губернаторы, назначаемые Екатериной II, получили практически неограниченную власть на вверенных им территориях. |
1775
Манифест о свободе предпринимательства |
Стимулирование экономики.
Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан) |
Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений.
Купечество освобождено от податного налога. |
1782
Полицейская реформа |
Усиление вертикали власти, предотвращение возможных беспорядков | Регламентирование иерархии и функций полиции в городах. |
1783
Введение крепостного права в Малороссии |
Создание единых правовых принципов рабовладения | Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян |
1783
Повторное открытие Академии наук |
Популяризация и развитие наук и изысканий | Было приглашено большое количество зарубежных преподавателей, курсы велись преимущественно на иностранных языках. |
1783
Разрешение на создание вольных типографий |
Показное снижение цензуры | Личный указ |
1785 Жалованная грамота дворянам |
Окончательное закрепощение крестьянства, обеспечение лояльности дворянства | Закрепление дворянства, как высшего сословия. Отменены все возможные налоги и необходимость военной службы. |
1785
Жалованная грамота городам |
Официальное оформление правового статуса мещан и купцов, передача им незначительных административных функций. | Введение разделения горожан на 6 разрядов, выборных органов – общей городской и шестигласной дум. |
1786
Создание народных училищ |
Популяризация образования в обществе | Создание главных и малых училищ в разных городах. |
1789 Арест Радищева |
Пресечение попыток распространения идей, ставящих под сомнение проводимые Екатриной II преобразования | Личным указом, за издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву |
1792 Арест Новикова |
Личным указом, за распространение «вводящих в заблуждение идей» | |
1796 Введение крепостного права в Новороссии |
Создание единой правовой концепции рабовладения | Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян |
Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой
Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности. Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде. Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам. Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.
Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.
Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи. Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий. Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.
Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении». Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II). Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство.
Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.
Внутренняя политика
Екатерины II Великой
Эпоха просвещённого абсолютизма – один из интереснейших и противоречивых периодов в истории развитии государств, что он собой представляет: политику, пытающуюся с помощью просветительских идей сохранить имеющиеся порядки, но при этом одновременно способствует развитию буржуазного общества, или это своеобразный этап эволюции абсолютизма.
Сущность, понятие и зарождение «просвещённого абсолютизма»
Сущность и понятие просвещённого абсолютизма
Во второй половине XVIII века в странах с абсолютистской формой правления повеяло переменами. Этот период в истории обозначили как эпоха просвещённого абсолютизма – новая политика абсолютизма, возникшая на переломе двух систем (феодальной и капиталистической), направленная на преобразование пережитков феодального общества.
Зарождение просвещённого абсолютизма
Идеи новой политики были заложены ещё знаменитыми общественными деятелями, философами эпохи Просвещения, однако истинным родоначальником считается король Пруссии Фридрих II. Хотя одновременно с Пруссией эти же процессы начались и в Австро-Венгерской империи, именной прусский монарх является первым, кто начал проводить в середине XVII века кардинальные на тот период реформы. Концом эпохи считает кровопролитная буржуазная революция во Франции 1789 года.
Признаки, цели и задачи новой политики
Признаки просвещённого абсолютизма
- Реформирование с заботой и пользой для государства и населения;
- Активная деятельность и участие в управлении государством монарха;
- Покровительство и развитие промышленности и торговли;
- Централизация власти, сохранение монархии;
- Ослабление влияния церкви;
- Ограничение деятельности цехов.
Цели и задачи
- Проведение рациональных прогрессивных преобразований, сохранив при этом основы абсолютизма;
- Устранение феодальных пережитков мирным путём;
- Ослабление влияние церкви;
- Поощрение и развитие торговли, образование.
Предпосылки эпохи просвещённого абсолютизма
Как и любое историческое явление этот период имеет свои истоки и предпосылки:
-
В ряде европейских стран длительный период назревал кризис абсолютизма, причиной которого было стремительное развитие капитализма, а старые абсолютистские порядки это развитие сдерживало. Во Франции, например, противоречия достигли пика – и вылились в революцию;
-
Эпоха Просвещения и её передовые идеи.
Влияние эпохи просвещения на формирование такого явления как «просвещённый абсолютизм»
Эпоха Просвещения и её видные деятели сформулировали в своих учениях основные принципы, на которых впоследствии и базировалась политика просвещённого абсолютизма: теория Монтескьё о разделение властей, теория общественного договора Гоббса, теория прав и свобод Локка. Многие из них
Эпоха просвещённого абсолютизма в разных странах
Государство |
Правитель |
Реформы |
---|---|---|
Пруссия |
Фридрих II |
|
Австро-Венгрия |
Мария Терезия и её сын Иосиф II |
|
Российская империя |
Екатерина II |
|
Отличие европейского просвещённого абсолютизма от российского
-
Самым главным отличительным признаком политики просвещённого абсолютизма в Российской империи от аналогичной политики в ряде европейским стран является её социально-политический консервативный уклон: если в Европе стремились к уничтожению крепостничества, то в России оно только укреплялось;
-
Он сформировался не на основе столкновения двух систем феодальной и буржуазной.
Итоги политики просвещённого абсолютизма
В результате политики просвещённого абсолютизма изменились взгляды на мир, общество, государство: если раньше люди руководствовались церковными правилами, то сейчас большую роль стало играть государство в регулировании множества сторон жизни людей, особенно это касается образование. Кроме того, во многих странах было упразднено крепостничество, были сделаны первые предпосылки к гражданскому обществу, однако всё равно в первую очередь отстаивались интересы дворян.
В VIII веке в Европе возникает новое политическое явление: просвещенный абсолютизм. Данная концепция появилась как следствие развития общества. С одной стороны, люди еще считали власть монарха от Бога. Но с другой — появилось убеждение, что не только подданные обязаны выполнять повеления государя, но сам король должен служить своему народу и стране. Эпоха просвещенного абсолютизма охватывает период с середины XVIII века до начала XIX века.
Суть понятия просвещенный абсолютизм
Понятие абсолютизма означает, прежде всего, неограниченную власть монарха. Крупные феодалы больше не имели права «казнить и миловать». Но «просвещенный» абсолютизм означает, что реформы проводятся в интересах всех слоев населения.
Новая политическая концепция, прежде всего, отвечала требованиям зарождающихся национальных государств и их буржуазии. Государствам нужны был грамотные люди, а еще нужно было создавать крупные армии и флот, что требовало развития производства.
Основные признаки:
- совершенствование управления с помощью аппарата государственных чиновников;
- уничтожение системы вассалитета, крупные феодалы становятся подданными монарха;
- появление крупных армий с высокой ролью артиллерии;
- возникновение прослойки капиталистов и зажиточных крестьян, заинтересованных в сильной власти короля;
- защита внутреннего рынка от иностранных товаров пошлинами, исчезновение внутренних таможен, поддержка отечественных производителей.
Страны
Просвещенный абсолютизм коснулся большинства европейских монархий, включая Австрию, Швецию, Пруссию и другие германские государства, Францию, Испанию, Данию, Португалию. Не обошел он и Российскую империю.
Рис. 1. Вольтер
Родоначальником концепции выступил английский философ Томас Гоббс. Его идеи развили французские мыслители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье.
Представители просвещенного абсолютизма
Среди наиболее ярких представителей просвещенного абсолютизма называют австрийского императора Иосифа II, шведского короля Густава III, прусского короля Фридриха II.
Рис. 2. Фридрих II
Среди русских монархов самым ярким примером считают Екатерину II.
Реформы
С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.
Можно выделить ряд основных изменений:
- Сословные. Ограничивались права дворян и духовенства. Больше прав получало третье сословие, зарождающаяся буржуазия.
- Экономические. Устанавливались пошлины на ввозимые товары, поощрялось развитие промышленности и торговли.
- Судебные. Были отменены или ограничены пытки, суду начала подлежать знать.
- Крестьянские. Впервые власти начали проводить меры по улучшению состояния крестьян. В Австрии отменили крепостное право.
- Образовательные. Начальная школа становится более доступной для низших сословий, появляются новые светские школы.
- Церковные. Упразднены в католических странах суды инквизиции, церковь отстранили от светских дел.
Рис. 3. Здание Академии Наук, построенное при Екатерине
Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России
В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.
Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.
Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.
Результат Просвещения в России
Лучше всего суть просвещения, как его понимала сама Екатерина II, выражает наказ Уложенной комиссии, принадлежащий перу императрицы.
Рис. 4. Екатерина пишет наказ
Основными идеями наказа были:
- самодержавие — единственная форма правления в России;
- «естественное» деление на тех, кто правит, и тех, кем управляют;
- главенство закона над всем сословиями;
- свобода для всех, разрешено все, что не запрещено законом, воля монарха направляет подданных в нужном направлении;
- долг государя заботиться о подданных.
В основном эти идеи остались только на бумаге. 90% подданных реформы вообще не коснулись — крестьянство осталось в крепостной зависимости, которое только усилилось.
ЕКАТЕРИНА II (1729 17911)
Российская императрица с 1762 г.
Внутренняя политика Екатерины II отмечена чертами «просвещенного абсолютизма».
Провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-1764), упразднила гетманство на Украине (1764).
Возглавляла Уложенную комиссию (1767-1769) для разработки свода законов Российской империи.
Издала Учреждение для управления губерний (1775), Жалованную грамоту дворянству (1785) и Жалованную грамоту городам (1785).
Екатерина II вела активную внешнюю политику. В результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791) Россия окончательно закрепилась на Черном море, к ней присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В 1772-1793, 1795 гг. осуществлены разделы Речи Посполитой.
Рис. 9.1. Портрет Екатерины II
Политика просвещенного абсолютизма в государственной деятельности Екатерины II: сущность и приоритеты
Вторую половину XVIII в. в истории развития большинства европейских стран и России принято называть эпохой «просвещенных монархий» («просвещенного абсолютизма»). Основным содержанием политики просвещенного абсолютизма стало преобразование наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение Церкви государству, проведение реформ в сфере суда, школьного обучения, крестьянской реформы, смягчение цензуры и др.) под воздействием требований времени. В своей деятельности просвещенные монархи (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии) опирались на идеи европейских философов-просветителей, общим положением философии которых было представление о необходимости разумного устройства общества на основе распространения просвещения как среди основной массы граждан, так и среди самих правителей. В литературе эта политика получила образное название «союз королей и философов» или «философ на троне». Типичным представителем этой политики в России была Екатерина II, которую европейские просветители за смелые проекты переустройства общества и преобразования общественных нравов называли «Северной Семирамидой», «Царскосельской Минервой», а сам Вольтер почитал ее за образец просвещенного монарха, радеющего за процветание Отечества, служащего для блага общества и народа.
С точки зрения конечной цели политика просвещенного абсолютизма призвана была преодолеть порожденный модернизацией социальный конфликт внутри традиционного общества. При этом считалось, что основным инструментом, разрешавшим этот конфликт, должна слить законодательная деятельность просвещенных монархов. Этот основополагающий принцип просвещенного абсолютизма строился на убеждении, что общество можно совершенствовать, не меняя характера его политического строя с помощью совершенной системы законодательства и эффективной, рационально организованной системы управления.
В то же время сама законодательная деятельность монархов не должна была сводиться к простому упорядочению уже существующих законов. Речь шла о необходимости создания принципиально новой системы регулирования общественных отношений. Центральным механизмом этой системы должна была стать кодификация законов, которая рассматривалась одновременно и как цель (создание новых современных законов, отвечающих духу времени и основанных на последних достижениях философской, политической и юридической науки), и как средство (средство внедрения в общество новых представлений о его идеальном устройстве).
Не случайно свое правление Екатерина II начала с созыва Уложенной Комиссии (1767) для составления нового свода законов (повой модернизированной версии Соборного уложения взамен принятого еще в 1649 г. при царе Алексее Михайловиче). В подготовленном для этой комиссии документе — «Наказе императрицы Екатерины II» утверждались новые представления о роли законов в государстве, о правах и свободах его граждан, пропагандировались политические и правовые идеи корифеев европейской мысли (Т. Гоббса, Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, итальянского просветителя и юриста Ч. Беккария, известного в Европе своим произведением «О преступлениях и наказаниях»). При составлении «Наказа» Екатерина II использовала также сведения из французской Энциклопедии. Важным подспорьем при разработке идеологии просвещенного абсолютизма стали сочинения немецкого философа и публициста И. Юсти, являвшегося одним из наиболее известных теоретиков европейского камерализма. Его капитальный труд «Основание силы и благосостояния царств, или подробное начертание всех знаний, касавшихся до государственного благочиния» (Ч. 1-4) был переведен на русский язык и издан российской Академией наук в 1772-1778 гг.
Ведущими идеями во всей идеологии Просвещения XVIII в. и политике просвещенных монархий были идеи естественного права и договорного происхождения государства, сыгравшие определяющую роль при переходе традиционных монархий к государствам Нового времени. В идеале эти идеи должны были разрешить проблему конфликта между обществом и государством, народом и властью и устранить тот дуализм, который изначально существовал между суверенитетом государства и нравами граждан. Признание договорного происхождения государства предполагало, что общество добровольно делегирует властные полномочия либо одному лицу, либо группе лиц (сословно-представительная форма правления, республика). Но своему содержанию установка на построение государства на основе общественного договора между гражданами и властью имела более радикальный характер, чем позитивная юриспруденция, так как в своей основе была ориентирована на будущие преобразования. Вместе с провозглашаемыми равенством людей от рождения (теория естественного права), неприкосновенностью частной собственности она закладывала основы будущего правового государства. В контексте политической практики XVIII в. эти теории воплощались в форме «истинной монархии» (Л. Монтескье), предполагавшей ограничение произвола власти основными законами государства, обязательными для всех.
В политике Екатерины II эти идеи нашли свое выражение в попытке императрицы юридически определить рамки верховной власти, наделить основные сословия набором гарантированных прав и обязанностей («Жалованные грамоты» дворянству и городам), поставить предел произволу чиновников. При Екатерине II была предпринята первая серьезная попытка разделения властей на уровне местной администрации. То, что не удалось сделать Петру I, более полно было реализовано Екатериной II: суд был отделен от администрации, создана система самостоятельных судов для каждого сословия в отдельности. Следуя традициям Петра I в части создания действенной системы законодательства и требования неукоснительного соблюдения законов в государстве, Екатерина II в то же время не считала правильными его методы управления государством, в духе просветительских идей выступала за сокращение вмешательства верховной власти в экономические отношения (экономический либерализм), в деятельность органов управления.
В период правления Екатерины II получил дальнейшее развитие процесс институциализации политики и государственного управления, основанный на разделяемом императрицей новом представлении о роли монарха в системе власти и управления, которое к тому времени широко было распространено в Европе. Согласно этому представлению монарх должен был ограничиваться общим «надзиранием» и не вмешиваться в сам процесс управления, делегируя функции управления государственному аппарату и сословным учреждениям.
К этому же времени относится первая серьезная попытка (инициированная еще Петром III) регламентировать процедуру выражения воли верховной власти и определить сферу устных царских распоряжений, которые очень часто ставили функционирование всей системы управления в зависимость от субъективных факторов (либо от личных капризов монарха, либо от его окружения). В частности, было установлено, чтобы все устные царские распоряжения императорскому Сенату передавались только через сенаторов и эти устные распоряжения не могли отменить прежние решения монарха, облеченные в письменную форму.
В русле общих принципов, которые утверждались в то время в Европе, находились взгляды Екатерины II на роль полиции и «полицейского права» в управлении государством. В своем стремлении учредить в России хорошую и точную полицию Екатерина II исходила из представлений о благотворном воздействии государства и государственной регламентации всех сторон жизни общества на состояние общественных нравов, с помощью полиции она рассчитывала внести порядок в повседневную жизнь общества, воспитать в нем уважение к закону и укрепить нравственность.
Нельзя сказать, что Екатерина II была здесь оригинальной. Петр I основывался на том же постулате, когда писал, что «полиция есть душа государства и всех добрых порядков и фундаментальной человеческой безопасности и удобности». Это наставление царя-реформатора предназначалось для Главного магистрата, в подчинении которого находились городовые магистраты, наделенные Петром I и полицейскими функциями. При Петре I была введена и первая полицейская должность генерал-полицмейстера, хотя власть его оставалась во многом неопределенной и ограничивалась Санкт-Петербургом. Однако Екатерина II пошла гораздо дальше Петра I в своем намерении установить твердый порядок в государстве. В ходе проведенных ею преобразований роль полиции в государстве не просто усилилась, сама полицейская деятельность приобрела качественно новое значение. При Петре I огромную роль в системе государственной администрации играли военные, армия, а «Табель о рангах» приравнивала гражданских чиновников к офицерским чинам, не делая большого различия между военной и гражданской службой. При Екатерине II армия стала выводиться из управления и заменяться полицией: во всех крупных городах империи были созданы новые полицейские должности и учреждения (учреждена Управа благочиния, введены должности городничих), в уездах также учреждалась постоянная уездная полиция (Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником).
Более настойчивой оказалась Екатерина II и в своем стремлении создать необходимые условия для развития в России среднего класса, упрочить положение городского промышленного и торгового класса, что вполне вписывалось в разделяемые императрицей идеи экономического либерализма. Показательно, что наряду с основной для абсолютной монархии проблемой укрепления дворянского сословия большинство заседаний Уложенной комиссии было посвящено вопросам развития городов, промышленности, торговли. В составленном Екатериной II для обсуждения на этой комиссии «Наказе» был выделен специальный раздел под названием «О среднего рода людей» (т.е. о городском сословии). В нем проводилась мысль о том, что благосостояние любого государства составляют прогресс и процветание ремесел, промышленности, торговли и что развитие городского сословия должно стать приоритетным в политике центральной власти. С этой целью была подготовлена и проведена новая городская реформа, в результате которой было в целом завершено начатое Петром I дело по организации русских городов и приданию им современного вида. Издание Жалованной грамоты городам (1785) призвано было подчеркнуть то особое значение, которое придавала центральная власть решению этой проблемы. Отныне городское население выделялось как самостоятельное и значимое для страны. Города получили сословную корпоративную организацию, впервые в России создавалось современное, на уровне европейских стандартов, городское самоуправление.
Основным противоречием просвещенного абсолютизма Екатерины II принято считать усиление сословного характера проводимой ею политики, результатом которого стало превращение России в дворянскую империю с господствующим положением дворянства во всех сферах экономической и общественно-политической жизни. По мнению большинства исследователей, такая направленность политики Екатерины II шла вразрез с заявлениями императрицы о своей приверженности идеям европейских просветителей, выступавших как раз за ликвидацию сословных различий и упразднение всяких сословных привилегий. Надо, однако, учитывать, что ко времени вступления Европы в Новое время большинство европейских стран прошли длительный период сословного развития, сословия на Западе рано получили широкие права и свободы, чего как раз не хватало России. Поэтому стремление Екатерины II очертить границы сословий, дать сословиям, в первую очередь дворянскому, более четкую организацию и наделить их установленными законом правами следует рассматривать скорее как заслугу, а не недостаток ее политики, которая вполне соответствовала ее представлениям о целях и задачах просвещенного монарха в России.
Есть основания полагать, что наряду с Жалованными грамотами дворянству и городам, Екатерина II готовила такую же грамоту и государственным крестьянам. Однако опасно станового дворцового переворота, зависимость царицы от дворянства, оказавшегося в условиях России одним из наиболее консервативных слоев населения, заставило Екатерину II отказаться от этих планов, так как это поставило бы на повестку дня и вопрос о статусе крепостных крестьян.
Вместе с тем в условиях России политика просвещенного абсолютизма не отличалась последовательностью: больше чем европейским монархам Екатерине II были свойственны двойственность действий и декларативность обещаний, расхождение между провозглашаемыми целями и средствами их достижения, между словом и делом. Именно при Екатерине II происходит дальнейшее усиление крепостного права, помещики получили неограниченную власть над своими крестьянами. Усилившаяся экспансия дворянства, претендовавшего на роль первого сословия в государстве, равно как и стремление власти заручиться его поддержкой, нередко лишали власть возможности проводить самостоятельную политику, делали ее вопреки объявленной цели достижения «всеобщего блага» заложницей сословных интересов дворянства.
Хотя Екатерина II декларировала принцип невмешательства царствующей особы в систему управления и судопроизводства и на словах выступала за введение законности в систему государственных отношений, однако, в условиях сохранения в руках императрицы абсолютной власти неизбежен был и произвол власть предержащих, и коррупция, и фаворитизм. Громко объявленное намерение ограничить произвол власти законом было сведено к ряду второстепенных и непоследовательных мер, направленных на ограничение произвола бюрократических учреждений.
Вопреки провозглашаемым идеям и принципам европейского Просвещения, установкам на разделение властей, обеспечение прав и взаимных обязанностей власти и народа Екатерина II, так же как и ее предшественники стремилась управлять страной самодержавно и не допускала ограничения своей власти. Даже весьма скромный проект графа Н. И. Панина о создании при императрице совещательного императорского совета был, как известно, отвергнут Екатериной II. По крайней мере, она нашла убедительными опасения своих советников, считавших, что создание нового высшего органа чревато установлением аристократического правления и что реализация проекта Панина превратит Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновной аристократии.
При Екатерине II усиливается личное начало в управлении. Так же, как и Петр I, Екатерина II предпочитала осуществлять управление государством через лично зависимых от нее, близко к ней стоящих и быстро схватывающих ее идеи уполномоченных лиц. Этой цели была в значительной мере подчинена предпринятая Екатериной II в начале своего правления крупная реформа Сената, результатом которой стало подчинение Сената единоличной власти генерал-прокурора, выполнявшего указания императрицы и контролировавшего все действия сенаторов. На этой же основе происходила перестройка центрального и местного управления, была проведена одна из самых мощных в истории России губернская реформа 1775 г., направленная па создание единообразной системы управления на всей территории Российской империи.
По мнению современных исследователей, эта реформа фактически устанавливала режим чрезвычайного правления на всей территории империи, который в целом соответствовал общему характеру правления Екатерины II. Эту особенность екатерининского правления очень тонко подметил Н. М. Карамзин в своей знаменитой «Записке о древней и новой России». По его словам, императрица предпочитала опираться не на абстрактные правила или какие-то совершенные учреждения, а на способных, честолюбивых и преданных лично ей помощников, которым предоставлялся большой простор для действий. Так, введя должность генерал-губернаторов на всей территории России, она назначала на эти должности людей, пользовавшихся ее безграничным доверием (князь Г. А. Потемкин-Таврический, граф П. А. Румянцев-Задунайский, Я. Брюс, Р. II. Воронцов и др.).
Введение.
Я выбрала именно эту тему для реферата, потому что считаю период «просвещенного абсолютизма» одним из ключевых периодов в истории Российской империи. Екатерина II является одной из ярчайших личностей в целой плеяде великих политиков России. Она умело продолжила дело Петра I и вывела страну на качественно более высокий уровень. Великая императрица умела выбирать людей, которые самоотверженно трудились на благо государства. В своей работе помимо самой политики «абсолютизма», я хотела бы рассказать и о великой императрице, ведь её человеческие качества тоже сыграли большую роль в укреплении новой политики в Российской империи. Цель данной работы — логично изложить основные моменты, касающиеся правления Екатерины II, и относящиеся к тому периоду её правления, который был назван «просвещенным абсолютизмом».
Основы просвещённого абсолютизма.
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась так: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа (от лат. reformare — преобразование, изменение, переустройство) должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.
Личность Екатерины II.
Вступая на престол, Екатерина поверхностно знала о состоянии дел в Российской империи, свои правительственные средства и ожидавшие её затруднения. Между тем, она должна была сгладить впечатление от переворота, приведшего её к трону, оправдать незаконное присвоение власти. Однако, даже король Фридрих II был прав, когда много лет спустя, говорил ехавшему в Петербург французскому послу Сегюру, что Екатерина была не столько виновницей, сколько орудием переворота: слабая, молодая, одинокая в чужой земле, накануне развода и заточения она отдалась в руки людей, хотевших её спасти, и после переворота не могла ещё ничем управлять.
«Екатерина совокупила в себе добрые качества Анны и Елизаветы с теми достоинствами, которые сделали её создательницею, чем самодержицею своей Империи. Она никогда не пускалась на удачу, как Пётр Великий, и ни в победах, ни в мире не имела ни одной неудачи» (А. М. Грибоевский. Записки о императрице Екатерине Великой).
Екатерина была сторонницей самодержавной формы правления, основанной на законе и взаимном соблюдении монархом и подданными обязанностей в отношении друг друга. Она была выдержанна, хорошо умела владеть собой, подавлять вспышки гнева, поддержать беседу, одновременно терпелива к недостаткам людей, но непримирима к противникам, умела быть жестокой. Екатерина имела достаточно развитое чувство юмора, в её переписке много язвительности и насмешливости.
Правление Екатерины продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 гг. Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
«Петру Первому — Екатерина Вторая» — такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника первому императору России работы Э. Фальконе. Екатерина II, деятельная и неординарная правительница, имела право на подобное сопоставление. Достижения и победы времени её царствования носят во многом отпечаток её личного участия, направляющего внимания. Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, она умела многое — и управлять огромной империей, к чему страстно стремилась со времени прибытия в Россию, и ладить с людьми, и, что важно, приближать к себе людей талантливых, одаренных, поручать им важные дела в соответствии с их способностями.
Просвещенный абсолютизм» в России.
В политике Екатерины II имелись качественные новшества, которые позволяют характеризовать ее время как период «просвещенного абсолютизма”. «Просвещенный абсолютизм” не был изолированным фактом русской политической жизни. В роли «просвещенных” монархов выступали и прусский король Фридрих II, и шведский — Густав III, и австрийский император Иосиф II. Историки по-разному оценивают цели и суть политики «просвещенного абсолютизма”. Так, Н. П. Ерошкин отождествляет ее с «пропагандой показного либерализма”. «Образ «просвещенной” государыни на троне России, — пишет он о Екатерине II, — должен был внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и России перед фактом узурпации престола, укрепить царистские настроения в среде крестьянства, внушить народным массам мысль, что взгляды и действия императрицы милосердны, справедливы и гуманны”. Н. М. Дружинин связывал политику «просвещенного абсолютизма” с развитием нового, капиталистического уклада и обострением классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством. В этих условиях, по его мнению, более проницательные и активные правители «сознательно искали совета и даже гласной поддержки крупных мыслителей эпохи для гибкого и постепенного приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям”.
Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.
Задачи «просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.
И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.
Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течение двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме «Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.
«Наказ” состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее «Наказ” является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма”.
«Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить”. На этом основании она предписывала: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала «право все то делать, что законы позволяют”. Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом — совершенно искажена. Французский философ представлял эти «посредующие власти” относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.
Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать”.
Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”. Одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма» был конкурс, объявленный Вольным экономическим обществом (ВЭО) в 1766г. Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века волнения охватили крестьян разных категорий — церковных, помещичьих, государственных. Особого накала достигла борьба приписных крестьян и работных людей заводов Урала.
Подавив крестьянское движение, Екатерина II все же вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости.
Одновременно с этим не менее остро стоял вопрос о том, как заинтересовать крепостного крестьянина в добросовестной и качественной работе на его барщине, что позволило значительно повысить доходы помещиков. Именно последнее было в центе внимания ВЭО, основанного под покровительством Екатерины II группой аристократов и сановников, в число которой также входили помещики-практики и академики-иностранцы. Они прежде всего делали ставку на совершенствование агротехники, орудий труда и применение новых культур.
Вскоре, по инициативе Екатерины, обществом был объявлен конкурс на тему: «Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?».
На конкурс было подано 162 работы. Конкурсный комитет отобрал всего 17 работ, разделив их на три класса.
Французские философы Вольтер и Мармонтель в своих конкурсных работах подошли к решению вопроса с позиций естественных прав человека на свободу и собственность, связав воедино вопрос о праве крестьян на собственность с освобождением их от крепостного рабства (французские просветитель не делали разницы между рабством и крепостной зависимостью). «Дух собственности удваивает силы человека. Люди работают на себя и на свою семью с большей энергией и удовольствием, чем на господина. У раба, который является собственностью другого, мало склонности к женитьбе. К тому же он часто не хочет производить подобных себе рабов. Его мастерство подавляется, душа огрублена и его силы никогда не используются во всем их многообразии»,- так писал Вольтер в своей работе. Именно теоретические, просветительские исходные позиции этих работ, несмотря на непоследовательность, противоречивость и готовность к компромиссу с дворянством, не устраивали конкурсный комитет ВЭО, и он отнес эти работы к «третьему классу», как не заслуживающие премии и опубликования.
Антикрепостнической направленностью, сочувствием к крепостному крестьянину выделялись работы русских авторов, которые в своих конкурсных работах исходили из незыблемости крепостничества, неограниченности прав дворян на личность и имущество крестьян, дворянской собственности на землю. «Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных с человечеством прав… Наши крестьяне печальным своим примером могут доказать, сколь пагубно конечное угнетение для людей. Я не нахожу беднейших людей, как наших крестьян, которые не имея ни малой от законов защиты, подвержены всевозможным не только в рассуждении имения, но и самой жизни обидами и претерпевают беспрестанные наглости, истязания и насильства, отчего неотменно должны они опуститься и придти в сие преисполненное бедствий как для них самих, так и для всего общества состояние, в котором мы их теперь действительно видим»,- выдержка из работы А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России».
Первая премия была присуждена французскому ученому Беарде де Л’Абею. Для его работы, как и для работы лифляндского помещика фон Мека, характерно использование идей Просвещения в интересах дворянства и в целях сохранения существующего порядка, хотя они также ссылаются на то, что «самая большая государственная польза состоит в том, чтобы крестьянин имел совершенную в земле собственность» Материалы по истории СССР. М., 1989г..
И все же Екатерина видела в крепостном праве «несносное и жестокое иго”, «человеческому роду нестерпимое положение”, чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и «генеральное освобождение” она считала несвоевременным и опасным, а для «приготовления умов” к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.
Еще в период работы над «Наказом” Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.
Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. «Наказ” был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: «Ответствую: на Великая — о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества — любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание”. Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её «Великой”.
Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.
При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд — в уездных. Горожан — соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян — верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты — гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.
Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, «иметь фабрики и заводы по деревням». Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.
Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.
Ряд мероприятий эпохи «просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.
Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож; Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы ставший академиком, преподавал в Академии художеств; Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.
Заключение.
К концу правления Екатерины Россия имела уже 52 губернии, было учреждено свыше 150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Для каждого были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития. Все это происходило под личным контролем Екатерины II.
Конечно, последствия созданных учреждений не всегда были однозначно хороши: время показало ненужность некоторых судебных инстанций, многократно, хотя и закономерно, возросла численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч. Образованность их была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма «свободные».
За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России.
Литература.
Буганов В.И. «История России. Конец XVII-XIX век». — М., 1995 г.
Горский А.Д. «Материалы по истории СССР». — М., 1989 г.
3. Ключевский «О русской истории». — М., 1993 г.
4. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории» журнал «Родина» N 1 за 1993 год.
5. Потемкин В.П. «История дипломатии». — М., 1941 г.
| | следующая лекция ==> | |
Религиозные конфликты в современном мире | | | Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины. |
Дата добавления: 2016-12-28; просмотров: 3840 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов