Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Процедура отказа в пользу государства

03.06.2020 by admin

Отказ в пользу государства – таможенная процедура, встречающаяся в таможенном законодательстве многих стран, в том числе в законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В 1973 году была принята Международная (или по месту принятия – Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Один из пунктов договора определяет условия, которые необходимо соблюдать сторонам при отчуждении права собственности на товары в пользу государства. В 1999 году Всемирной таможенной организацией была принята обновленная редакция международного договора. Наша страна подписала Киотскую конвенцию в 2010 году, и тем самым вывела свое законодательство в таможенной сфере на новый уровень. Оно стало более прозрачным и понятым для представителей отечественного и иностранного бизнеса.

Содержание

  • Передача имущества в пользу государства
  • Особенности таможенной процедуры отказа в пользу государства
  • Оформление процедуры отказа в пользу государства
  • Сроки и стоимость оформления процедуры отказ в пользу государства
      • Узнать стоимость оформления таможенной процедуры
  • Иностранные товары
  • Принципы
  • Таможенное оформление
  • Причины помещения под процедуру:
  • Кто и когда может им воспользоваться
  • Хватит искать!
      • Всё что Вам нужно у нас уже есть!
    • Надежда Федорук
      • Статья 128. Помещение товаров под таможенную процедуру
      • Статья 129. Завершение, прекращение, приостановление и возобновление действия таможенной процедуры
  • Подача декларации
  • Акт передачи
    • Таможенные режимы отказа в пользу государства и уничтожения товара
    • Особенности правового регулирования режима уничтожения
    • Особенности правового регулирования таможенного режима отказа в пользу государства

Передача имущества в пользу государства

При отказе от собственности в пользу государства на таможне участвуют государство и собственник груза (предприниматель, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность). Владелец товара вправе отказаться от личного участия в процедуре таможенного оформления товара, для этого он может прибегнуть к услугам таможенного брокера.

От лица государства в процедуре участвуют представители таких ведомств как ФТС, ФССП, Росимущества. Напомним, что передача предпринимателем своих прав на товар происходит добровольно. Только владелец груза дает старт данной таможенной процедуре путем подачи на таможню заявления. Документ составляется декларантом и имеет произвольную форму. В заявлении на передачу товара в пользу государства обязательно должны указываться следующие сведения:

  • Характеристики товара (название, количество, таможенная стоимость, код ТН ВЭД);
  • Место хранения груза;
  • Причины, по которым владелец вынужден отказаться от товара в пользу государства.

Все сведения должны быть подкреплены документально. Вместе с заявлением предоставляются товаросопроводительные документы и разрешение, полученное в Росимуществе. Последний документ содержит оценку экономической целесообразности отчуждения декларируемого имущества для бюджета, а именно какой объем затрат понесет государство, как новый собственник, при хранении и последующей продаже полученных товаров и будут ли при этом возмещены понесенные им расходы.

Проанализировав полученные данные, таможня должна в письменной форме уведомит владельца груза о том, будет ли принят товар, либо государство от него откажется.

Если предоставленных сведений оказалось недостаточно для принятия решения, то таможня может инициировать досмотр товаров. Декларант сможет приступить к оформлению товаров только после получения письменного разрешения таможни! В таможенной декларации в данном случае необходимо указать код 94, именно он присвоен процедуре отказа в пользу государства.

После выпуска таможенными органами товары утрачивают свой статус зарубежных товаров и получают статус товаров Союза. Затем они направляются в Росимущество. На усмотрение экспертов государственного органа товары могут быть направлены на перепродажу, либо уничтожены, или переработаны (утилизированы).

На товары, выпущенные под данной таможенной процедурой, распространяется принцип иммунитета, который защищает государство как нового собственника товаров от возможных претензий со стороны третьих лиц. Вся юридическая ответственность за возможные негативные последствия использования товаров третьими лицами переносится на декларанта.

Особенности таможенной процедуры отказа в пользу государства

Особенности процедуры отказа в пользу государства заключаются в следующем:

  • В рамках процедуры можно задекларировать только товары, произведенные за рубежом;
  • Не декларируются запрещенные к ввозу товары (наркотики (прекурсоры), оружие, донорские органы, кровь и ее компоненты, специальные технические средства, товары с истекающим сроком годности, товары, не соответствующие действующим регламентам и госстандартам, отходы производства, опасные химические соединения, способные нанести экологии, здоровью людей, озоноразрушающие вещества);
  • При процедуре действует принцип материальной выгоды – таможенные органы не выпустят товары, хранение и реализация которых будет стоить государству дороже возможной выгоды.

Процедура отказа в пользу государства является одной из 17 применяющихся сегодня таможенных процедур, но на практике встречается не часто. По статистике, предоставленной ФТС РФ, общий объем поданных под данной процедурой таможенных деклараций (ДТ) занимает менее 0,1% от всей массы выпущенных ДТ.

Суть данной процедуры заключается в том, что участник ВЭД отказывается от прав на товары, ввезенные им ранее из-за рубежа и передает их в собственность государства. Право собственности передается по личной инициативе собственника безвозмездно, при этом на таможне не выплачиваются пошлины и сборы.

Что побуждает компании добровольно передавать свои товары в пользу государства? Некоторые компании переоценивают свои возможности, или недооценивают сформировавшуюся на рынке конъюнктуру. Например, повышение ставок ввозных таможенных пошлин, приводит к повышению розничной цены ввезенных товаров, они становятся менее конкурентоспособными и привлекательными в глазах покупателей. Желая переждать неблагоприятные рыночные условия, предприниматели вынуждены оплачивать складские услуги СВХ, что требует определенных денежных вливаний. Не оплатив услуги СВХ, можно получить штраф. В конце концов встает дилемма, когда отказ от товаров с полным освобождением от таможенных платежей выглядит более выгодным, нежели их декларирование под любыми другими таможенными процедурами для последующей переработки или вывоза за рубеж.

Оформление процедуры отказа в пользу государства

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является официальным таможенным представителем. В качестве таможенного брокера мы выполняем оформление товаров под процедурой отказ в пользу государства на всех таможнях и таможенных постах страны: в аэропортах, на железнодорожных станциях, автомобильных СВХ, морских портах. Работаем со всеми участниками ВЭД:

  • Физическими лицами
  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Сроки и стоимость оформления процедуры отказ в пользу государства

Срок оформления процедуры отказ в пользу государства в течение нескольких часов!

Стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой отказ в пользу государства в нашей компании является одной из минимальных на рынке. Цена таможенного оформления данной процедуры зависит от поставленных клиентом задач.

Мы уверены, что станем надежным партнером на таможне!

Узнать стоимость оформления таможенной процедуры

ГлавнаяТаможенные процедурыОтказ в пользу государства

Отказ в пользу государства – таможенная процедура, встречающаяся в таможенном законодательстве многих стран, в том числе в законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В 1973 году была принята Международная (или по месту принятия – Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Один из пунктов договора определяет условия, которые необходимо соблюдать сторонам при отчуждении права собственности на товары в пользу государства. В 1999 году Всемирной таможенной организацией была принята обновленная редакция международного договора. Наша страна подписала Киотскую конвенцию в 2010 году, и тем самым вывела свое законодательство в таможенной сфере на новый уровень. Оно стало более прозрачным и понятым для представителей отечественного и иностранного бизнеса.

Иностранные товары

К товарам, которые декларант может поместить под отказ в пользу государства (таможенную процедуру, позволяющую снизить затраты, как мы выяснили выше), относятся следующие:

  • Не помещенные ни под какой режим.
  • Помещенные под такие режимы, как торговля без взимания пошлины, переработка на территории таможни или для внутреннего потребления, а также допуск и склад.
  • Перевезенные через границу представительствами дипломатов, консульствами и другими официальными представительствами государств, организаций международного масштаба, их персоналом, а также необходимых для личного использования отдельными категориями иностранцев, которые пользовались привилегиями и/или иммунитетом, согласно международным соглашениям, действующим в нашей стране.

Принципы

При помещении товаров под процедуру отказа у декларанта сразу теряется право собственности, в то время как у страны, являющейся членом Таможенного Союза, оно, напротив, появляется. Для соответствующего отказа характерны следующие принципы:

  • Материальной выгоды. Он означает, что в процедуре может быть отказано, если выручка от реализации не покроет расходов либо реализация будет невозможна или ограничена.
  • Иммунитета нового собственника. Это уберегает государство от предъявления претензий со стороны других лиц. Данный принцип заключается в том, что юридическая ответственность за правомерность при распоряжении товарами возлагается на декларанта, а также имущественные претензии таможней не возмещаются.
  • Специальные принципы. Это: запрет изменять рассматриваемую процедуру на какую-либо другую, выгоды государства от применения отказа, а также освобождение таможни от удовлетворения требований третьих лиц в отношении имущества.

Таможенное оформление

Соответствующее оформление проходит в таможенном органе подразделения страны, являющейся членом Таможенного Союза, если законом не установлено иное. С этой целью декларанту следует предоставить грузовую декларацию или заявление. В последнем случае должностное лицо таможни переносит сведения, содержащиеся в заявлении, в грузовую таможенную декларацию. Это делается для статистики. Разрешение оформляется начальником подразделения таможни или его заместителем. А вот залогодателю не нужно подавать декларацию или заявление, если в договоре о залоге он заявил о помещении товаров под соответствующий таможенный режим.

Товары оформляются в месте нахождения таможни того региона, где они расположены. При этом осуществляется инвентаризация.

Товары обращаются в федеральную собственность, согласно акту передачи. Сразу после передачи они получают статус товаров, которые находятся в свободном обращении на таможне. С этого момента они считаются свободными от различных запретов и ограничений в части пользования и распоряжения.

Имущество, которое обращено в государственную собственность, передается Фонду Федерального имущества с целью учета, оценки и продажи. С этой целью таможенный орган уведомляет Фонд или территориальный орган исполнительной власти о месте расположения соответствующего имущества. Для процедуры перехода снова составляется акт передачи. Если в документе не прописывается учетная стоимость, то уполномоченный орган должен произвести оценку в течение месяца с момента передачи.

Причины помещения под процедуру:

Несмотря на то, что многие считают данную процедуру ненужной, довольно часто возникают такие ситуации, когда товар приходится отдавать государству, поскольку возвращать его обратно, уничтожать или растамаживать оказывается попросту невыгодно.

Чаще всего товар просто не имеет смысла реализовывать на внутреннем рынке Казахстана. И причиной оказывается следующее:

  • Слишком большая сумма таможенных платежей, подлежащих уплате и не позволяющих вернуть средства, затраченные на перевозку и реализацию;
  • Недостаточное количество средств для растаможки товара;
  • Существенное увеличение расходов на транспортировку (превышающее предполагаемые ранее значения);
  • В некоторых случаях причиной также может стать потеря актуальности товара во время доставки.

Причины могут быть самые разнообразные, но все они, по сути, сводятся только к одному — к экономически невыгодному результату.

Кто и когда может им воспользоваться

Чаще всего в международной торговой практике подобным режимом пользуются в тех случаях, когда оплаты пошлин, налогообложения, акцизов и таможенных сборов значительно превышают сумму, которую можно было получить в виде прибыли от продаж.

Также влияние на принятие решения об отказе в пользу страны, оказывают штрафные санкции за разного рода простои, при транспортировке продукции до места назначения. Они способны увеличить первоначальную стоимость продукции и сделать ее неконкурентоспособной на российском рынке. Поэтому их целесообразно поместить под этот таможенный режим.

Обязательные условия при осуществлении процедуры отказа

Хватит искать!

Всё что Вам нужно у нас уже есть!

  • Самая выгодная стоимость
  • Все страны и виды транспорта
  • Все виды грузов и товаров
  • Удобная и быстрая связь

+7 (495) 478-00-48

Надежда Федорук

Специалист по ВЭД

Статья 128. Помещение товаров под таможенную процедуру

Лица, указанные в статье 83 настоящего Кодекса, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную настоящим Кодексом, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров, либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ.

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.

Обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).

Если при введении меры нетарифного регулирования определены таможенные процедуры, под которые не допускается помещение товаров, в отношении которых вводится такая мера, то указанные товары не подлежат помещению под такие таможенные процедуры независимо от положений настоящего раздела.

Статья 129. Завершение, прекращение, приостановление и возобновление действия таможенной процедуры

Действие таможенных процедур подлежит завершению в случаях, порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом, а если это предусмотрено настоящим Кодексом, — Комиссией или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Действие таможенной процедуры считается завершенным до истечения срока действия таможенной процедуры, установленного таможенным органом, если таможенная декларация, поданная для помещения товаров под таможенную процедуру с целью завершения действия этой таможенной процедуры, зарегистрирована таможенным органом в предусмотренный для завершения действия таможенной процедуры срок, за исключением случая, когда таможенным органом отказано в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо таможенная декларация отозвана в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса.

В случае ликвидации лица, являющегося декларантом товаров, помещенных под таможенную процедуру, законодательством государств-членов может устанавливаться иной срок, до истечения которого должно быть завершено действие таможенной процедуры, чем предусмотренный настоящим Кодексом, а также могут определяться лица, на которых возлагается обязанность по завершению действия таможенной процедуры.

Действие таможенных процедур прекращается в случаях, порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом, а если это предусмотрено настоящим Кодексом, — Комиссией или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, товары, помещенные под таможенную процедуру, действие которой прекращено, а также товары, полученные (образовавшиеся),изготовленные (полученные) в рамках применения такой таможенной процедуры, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

Товары, помещенные под таможенную процедуру, действие которой прекращено, а также товары, полученные (образовавшиеся), изготовленные (полученные) в рамках применения такой таможенной процедуры, не задержанные таможенными органами в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, подлежат помещению на временное хранение в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.

Находящиеся на таможенной территории Союза иностранные товары, в отношении которых действие таможенной процедуры прекращено, для дальнейшего нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Товары, полученные (образовавшиеся), изготовленные (полученные) в рамках применения таможенных процедур, действие которых прекращено, для дальнейшего нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза или ввоза на такую территорию подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые в отношении этих товаров в зависимости от статуса, который они приобрели в период действия таможенных процедур, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Находящиеся за пределами таможенной территории Союза товары, в отношении которых действие таможенной процедуры прекращено, для дальнейшего нахождения за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые в отношении товаров Союза, а для ввоза на таможенную территорию Союза — под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров.

При помещении товаров под таможенные процедуры в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи после прекращения действия таможенных процедур в отношении таких товаров применяются положения настоящего Кодекса без учета особенностей исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предусмотренных настоящим Кодексом, которые применяются при помещении товаров под таможенные процедуры для завершения действия соответствующих таможенных процедур, за исключением особенностей, предусмотренных статьей 226 настоящего Кодекса.

Действие таможенной процедуры может быть приостановлено путем помещения товаров, помещенных под таможенную процедуру, либо продуктов переработки таких товаров под иную таможенную процедуру, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 133 настоящего Кодекса.

Таможенные процедуры, которые применяются для приостановления действия иных таможенных процедур, а также случаи, когда действие таможенной процедуры может быть приостановлено, определяются настоящим Кодексом, а если это предусмотрено настоящим Кодексом, — Комиссией.

Порядок приостановления и возобновления действия таможенных процедур в установленных случаях определяется Комиссией.

Подача декларации

Действующее законодательство недостаточно четко регулирует вопрос о возможности помещения товара под отказ в пользу государства. В таможенной процедуре необходимо устранить пробелы, так как кроме аукционов применяются и иные способы реализации товаров.

Правовое регулирование основывается на разрешительном принципе. Для получения соответствующего разрешения декларанту следует подать заявление или грузовую декларацию (ФТС).

При подаче заявления таможня, тем не менее, оформляет декларацию в статистических целях. Адресатом является начальник подразделения таможни или его заместитель, имеющий право давать разрешение на помещение товаров под таможенный режим (или процедуру). В заявлении прописывается следующая информация:

  • Название товара.
  • Индивидуальные особенности.
  • Количество.
  • Причины отказа.

Уполномоченное лицо расписывается в декларации, ставит печать и пишет: «Отказ разрешен».

Акт передачи

В содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства включается акт передачи, который подтверждает смену собственника. Эта бумага является документом строгой отчетности. По просьбе декларанта она может быть составлена в двух экземплярах. Один экземпляр передается прежнему собственнику.

В акте должна содержаться следующая информация:

  • Дата составления.
  • Название компании, которая передала товар.
  • Название органа, который его принял.
  • Наименование, индивидуальные особенности и количество передаваемых товаров. Акт удостоверяется подписями и печатями сторон.

Отказ в пользу государства — таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров таможенного союза.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещен­ных к обороту на территориях государств — участников таможенного союза.

Решением Комиссии таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения декларант, подает письменное заявление, в котором указываются наименование и код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, их количество, стоимость, место нахождения, а также краткое изложение причин, по которым декларант отказывается от товаров в пользу государства.

Таможенный орган рассматривает заявление на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и приложенные к нему документы и принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в такой выдаче в течение 10 дней со дня принятия заявления. Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона — таможенный режим, допускающий хранение, использование иностранных товаров, а также совершение операций переработки таких товаров, в том числе с использованием при таких операциях отечественных товаров, резидентом свободной экономической зоны в определенной для такого резидента свободной таможенной зоне в течение срока ее функционирования. Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров. Товары, образовавшиеся при совершении операций переработки таких товаров, приобретают статус иностранных товаров. Операции переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, включают: собственно переработку или обработку товаров; изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку, разборку и подгонку; ремонт либо техническое обслуживание товаров.

Перечень товаров, помещение которых не допускается, а также запреты и ограничения на отдельные виды операций в свободных таможенных зонах устанавливает Президент РБ или Правительство РБ.

Товары помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Под таможенный режим свободной таможенной зоны могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, которые после ввоза на таможенную территорию не помещались под иные таможенные режимы.

Декларантом может выступать только резидент свободной экономической зоны.

Таможенный режим свободной таможенной зоны прекращается:

— при помещении товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и (или) товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, под таможенный режим или под таможенную процедуру;— при задержании товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и (или) товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны; — при снятии товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с таможенного контроля в связи с наступлением обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля.

Товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, могут быть помещены под таможенные режимы реэкспорта, свободного обращения, уничтожения, отказа в пользу государства, а также под таможенный режим свободной таможенной зоны с целью размещения в иной свободной таможенной зоне.

Свободный склад

Свободными складами являются специально выделенные и обустроенные сооружения (помещения), используемые юридическими лицами, осуществляющими деятельность в качестве владельцев свободных складов, в целях размещения товаров на свободных складах, в том числе помещенных под таможенную процедуру свободного склада, для их хранения, а также использования путем совершения с ними операций в пределах территории свободного склада.

Сооружения (помещения), предназначенные для использования в качестве свободного склада, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы исключить возможность поступления товаров и изъятия их со свободного склада помимо таможенного контроля, доступа к товарам, находящимся на территории свободного склада, посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся на свободном складе, либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), обеспечить их сохранность, а также возможность свободного доступа к ним должностных лиц таможенных органов для проведения таможенного контроля, в том числе с использованием технических средств.

Сохранность товаров, находящихся на территории свободного склада, обеспечивается их круглосуточной охраной и инженерно-техническими средствами. Элементы, входящие в состав сооружений (помещений), предназначенных для использования в качестве свободных складов, должны быть обозначены.

На территории свободного склада допускается временное хранение товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру свободного склада и последующего нахождения на этом складе в соответствии с такой таможенной процедурой.

Свободные склады могут использоваться также для хранения товаров, задержанных либо изъятых таможенными органами в соответствии с законодательством РБ.

При помещении товаров на свободный склад таможенными органами вознаграждение за хранение и возмещение убытков владельцам свободных складов осуществляются за счет лиц, определенных законодательством РБ.

Свободный склад считается созданным со дня, следующего за днем включения заинтересованного лица, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде которого находятся сооружения (помещения), предназначенные для использования в качестве свободного склада, в реестр.

ЮЛ вправе осуществлять деятельность в качестве владельца свободного склада после включения в реестр.

Осуществление предпринимательской деятельности в качестве владельца свободного склада лицами, не включенными в реестр, запрещено и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами РБ.

Право на включение в реестр имеют юридические лица с местом нахождения в РБ, созданные в соответствии с законодательством РБ.

Включение юридического лица в реестр и исключение из него, а также приостановление деятельности в качестве владельца свободного склада и ее возобновление осуществляются Государственным таможенным комитетом в соответствии зак-вом.

78. Специальная таможенная процедура- таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Специальная таможенная процедура — процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному Комиссией Таможенного союза, ввозятся в РБ или вывозятся из РБ с полным освобождением таких товаров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Требования и условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, определяются Правительством РБ, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.

Возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождение от уплаты, возврат или возмещение налогов при помещении товаров под специальную таможенную процедуру не производятся, за исключением случая, если избранная специальная таможенная процедура изменена на таможенную процедуру экспорта.

Порядок таможенного декларирования товаров, перечень сведений, которые подлежат указанию в декларации на товары при их помещении под специальную таможенную процедуру, а также перечень документов, которые должны представляться декларантом одновременно с декларацией на товары, устанавливаются органами уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РБ о таможенном деле.

Категории товаров помещаемые под специальную таможенную процедуру в соответствии с Решением КТС:

-Товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств — членов таможенного союза за пределами таможенной территории таможенного союза

-Вооружение, военная техника, боеприпасы и иные материальные средства, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза между воинскими частями (учреждениями, формированиями) государств — членов таможенного союза, дислоцированными на территории таможенного союза и за пределами этой территории, перемещаемые с целью поддержания их боевой готовности, создания благоприятных условий для выполнения ими поставленных задач

-Товары, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи государственными органами, их структурными подразделениями или организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований

Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств и государств — членов таможенного союза, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и иные.

Таможенные режимы отказа в пользу государства и уничтожения товара

А.Н. Козырин,
профессор, доктор юридических наук

В таможенный кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ТК РФ) вошло всего несколько небольших статей, касающихся таможенных режимов отказа в пользу государства и уничтожения товара, давших самую общую характеристику их правового регулирования. Детально порядок их применения регламентирован в соответствующих положениях, утвержденных приказами ГТК России*1.
——
*1 Приказ ГТК России от 30.12.93 N 559 «Об утверждении Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства”, с изменениями от 5 июля 1994 года; приказ ГТК России от 18.05.94 N 203 «Об утверждении Положения о таможенном режиме уничтожения”

Непосредственно из текста нормативных актов трудно уяснить «привлекательность” этих таможенных режимов. С первого взгляда, они даже могут показаться «бесполезными” и лишенными практического смысла для участника внешнеторговой деятельности. Не сразу найдешь примеры таких ситуаций, когда владелец отказывается от своего товара, передавая его в одном случае в собственность государства, а в другом — вовсе уничтожая. Однако во внешнеторговой практике таможенные режимы отказа и уничтожения используются достаточно часто и приходят на помощь участникам внешнеторговой деятельности в самых сложных ситуациях.
Чаще всего импортер выбирает режим уничтожения, когда его товар после перемещения через таможенную границу утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (нередко подобное случается, когда товар длительное время хранится на таможенном складе). Уничтожив под таможенным контролем такой товар, участник внешнеторговой деятельности освобождается одновременно и от транспортных расходов по вывозу продукции с таможенной территории Российской Федерации, и от уплаты таможенных пошлин и налогов. Таможенный режим уничтожения применяется также в вы-ставочном деле: стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости самих стендов, рекламного оборудования и даже некоторых экспонатов, что и побуждает уничтожать их под таможенным контролем либо передавать в собственность государства. Просто «оставить”, «забыть” эти предметы участник выставки или ярмарки не может, так как ввозил их на таможенную территорию Российской Федерации под обязательство обратного вывоза, а следовательно, если не состоится перемещение груза за пределы таможенной территории Российской Федерации, его владелец (декларант) должен будет уплатить причитающиеся таможенные пошлины, налоги и сборы. Легальной возможностью не вывозить груз обратно и в то же время не уплачивать таможенные платежи является представление на таможню надлежащим образом оформленного акта об уничтожении товара под таможенным контролем либо отказе от него в пользу государства.
Использование режима отказа в пользу государства так же, как и режима уничтожения напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации импортного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа в пользу государства в связи со значительным повышением ставок ввозных таможенных пошлин. Резкое увеличение таможенных платежей может сделать импортный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию своего товара на российском рынке.

Если вывоз такого товара с таможенной территории Российской Федерации также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенные режимы отказа в пользу государства или уничтожения товара. Первый, как правило, выглядит предпочтительнее. Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера. Кроме того, уничтожение товара производится за счет заинтересованного в этом лица и приводит при прочих равных условиях к дополнительным для него расходам.
Правовое регулирование таможенных режимов отказа в пользу государства и уничтожения базируется на ряде общих и специальных принципов. Среди общих принципов выделим следующие. Во-первых, использование этих режимов не должно повлечь для государства каких-либо расходов (ст. 103, 106 ТК РФ). Во-вторых, декларирование режимов отказа и уничтожения допускается только с разрешения таможни (ст. 102, 105 ТК РФ). В-третьих, всю ответственность за правомерность заявления режимов отказа и уничтожения несет декларант.
К специальным принципам режима уничтожения относятся:
а) запрет применения режима в целях извлечения дохода;
б) ответственность лица, перемещающего товары, за соблюдение условий таможенного режима (за соблюдение правовых предписаний в отношении транспортных средств перед таможенными органами отвечает перевозчик);
в) соблюдение природоохранного законодательства;
г) обязательное помещение уничтожаемого товара и образовавшихся отходов (остатков) под таможенный контроль;
д) принцип предпочтительности режима отказа в пользу государства.
Последний принцип означает, что в случае возможности помещения товаров или транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства, таможня обязана предложить декларанту воспользоваться именно этим режимом. В этом случае таможенный орган выдает разрешение на уничтожение товара только при наличии веских причин, обосновывающих необходимость выведения товаров или транспортных средств из оборота.
Законность операций, проводимых при осуществлении режима уничтожения товара, предполагает соблюдение всех общих и специальных принципов. Если хотя бы один принцип нарушается, проводимые действия приобретают незаконный характер. Так, например, если таможенный орган не имеет возможности осуществить контроль за фактическим уничтожением товаров и транспортных средств, разрешение на использование этого таможенного режима не может быть выдано, поскольку нарушается принцип обязательного помещения уничтожаемого товара и образовавшихся отходов (остатков) под таможенный контроль. В соответствии с соблюдением природоохранного законодательства запрещается уничтожать товары под таможенным контролем, если это может причинить существенный вред окружающей среде. Кроме того, не допускается помещение под режим уничтожения животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Для подтверждения того, что уничтожение товаров не причинит существенного вреда окружающей природной среде, таможенный орган вправе обязать декларанта представить заключение органов государственного экологического контроля.

Кроме того, в случае если уничтожение товаров сопряжено с выбросом (захоронением, затоплением и т.п.) вредных, потенциально опасных, токсичных и радиоактивных отходов, предоставление режима уничтожения допускается только с разрешения государственных органов в области охраны окружающей среды и органов санитарно-эпидемиологического надзора.
В числе специальных принципов режима отказа в пользу государства можно назвать:
а) запрет изменения режима отказа в пользу государства на любой другой таможенный режим;
б) принцип материальной выгоды для государства от использования режима отказа;
в) освобождение таможенных органов от удовлетворения каких-либо имущественных требований третьих лиц в отношении товаров и транспортных средств, от которых декларант отказался в пользу государства.
Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:
1) стоимость товаров и транспортных средств не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;
2) возможность реализации товаров и транспортных средств таможенными органами ограничена.

Особенности правового регулирования режима уничтожения

В соответствии со ст. 10 ТК РФ уничтожение товаров — это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования и т.д.). Само уничтожение может осуществляться как путем полного уничтожения (сжигания, разрушения, захоронения и т.п.), так и путем приведения товаров в состояние, непригодное для использования (демонтаж, разборка, различные механические повреждения). В последнем случае таможня, контролирующая уничтожение товара, следит за тем, чтобы наносимые механические повреждения полностью исключали возможность последующего восстановления уничтожаемых товаров и использования их в первоначальном виде. Само применение данного таможенного режима допускается только в том случае, если в результате использования выбранного способа уничтожения товары полностью утрачивают свои потребительские свойства и стоимость.
Важной особенностью режима уничтожения является то, что помещаться под этот режим могут только фактически ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации иностранные товары и транспортные средства. Заметим, что в отличие от режима уничтожения действие режима отказа в пользу государства может распространяться как на иностранные, так и на отечественные товары.

Декларировать режим уничтожения товара может его владелец либо таможенный брокер. Заявлять об уничтожении транспортного средства может только перевозчик.
Законодательство запрещает помещать под таможенный режим уничтожения товары и транспортные средства:
запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию;
принятые таможенными органами в качестве предметов залога (до прекращения отношений залога);
изъятые по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, по делам о нарушении таможенных правил, в отношении которых таможенным органом или судом (судьей) принято решение о конфискации, а также предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран.
Для помещения товара под режим уничтожения заинтересованное лицо представляет таможенному органу грузовую таможенную декларацию (ГТД), заявление и, при необходимости, некоторые другие документы (накладные, коносаменты, счета-фактуры и др.). В заявлении заинтересованное в использовании данного таможенного режима лицо должно точно определить предмет, подлежащий уничтожению (наименование, количество и местонахождение товаров); причины выведения товара из оборота; способ, дату и место уничтожения, а также предоставить информацию об отходах (остатках), образовавшихся в результате уничтожения. Кроме того, заявитель берет на себя обязательство предоставить таможенному органу к установленному им сроку акт об уничтожении. Последний вместе с ГТД хранится в делах таможенного органа. Акт об уничтожении составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать следующие сведения:
1) дату составления;
2) наименование, индивидуальные признаки, количество товаров и транспортных средств;
3) способ, дату и место уничтожения;
4) наименование, индивидуальные признаки и количество образовавшихся остатков (отходов);
5) перечень лиц, присутствовавших при уничтожении.
Таможенный орган вправе установить, что уничтожение может быть произведено только в присутствии должностного лица таможни, что должно быть оформлено соответствующей надписью на заявлении декларанта.
Акт об уничтожении заверяется подписями и печатями уполномоченного представителя лица, перемещающего товары, а также должностного лица таможенного органа.

Местом таможенного оформления в связи с заявлением режима уничтожения является:
а) в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза, свободной таможенной зоны, свободного склада, реэкспорта — место расположения таможни, предоставившей такие товары в распоряжение лицу в соответствии с избранным таможенным режимом;
б) в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и ввезенных товаров, помещенных под таможенный режим транзита или перемещаемых в соответствии с правилами доставки под таможенным контролем, — место расположения таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся такие товары или транспортные средства.
Решение о предоставлении разрешения на помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим уничтожения принимает начальник соответствующего таможенного органа или лицо, его замещающее, если нормативным актом ГТК России не будет установлено иное. При принятии такого решения начальник таможенного органа руководствуется прежде всего таможенным законодательством.
Таможенный сбор, уплачиваемый за оформление товаров, помещаемых под режим уничтожения, взимается в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости и в иностранной валюте, курс которой должен котироваться Банком России, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров. При оформлении транспортных средств таможенный сбор взимается только в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной 15 долларам США за каждую единицу транспортного средства, но не более 0,1 процента их таможенной стоимости.
Специфика правового регулирования режима уничтожения проявляется в особом порядке таможенного оформления отходов (остатков), образовавшихся после уничтожения. Все такие отходы подлежат таможенному оформлению как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации в таком состоянии. Таможенный орган, давший разрешение на помещение товаров под режим уничтожения, определяет место таможенного оформления отходов по своему усмотрению. Он может установить, что отходы должны быть помещены на склад временного хранения. Срок подачи таможенной декларации — до 7 дней с даты фактического уничтожения товаров. Таможенные пошлины, налоги, а также сборы за таможенное оформление не взимаются, во-первых, если дальнейшее использование отходов (остатков) невозможно, поскольку они захоронены (затоплены, сожжены и т.д.), а во-вторых, если таможенная стоимость отходов не превышает сумму, равную 20 долларам США. В этих двух случаях само декларирование производится путем указания сведений об отходах в заявлении и акте об уничтожении.

Особенности правового регулирования таможенного режима отказа в пользу государства

В соответствии со ст. 105 ТК РФ отказ в пользу государства — это таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара в пользу государства без взимания таможенных пошлин и налогов и применения мер экономической политики.
Как уже отмечалось, в основание правового регулирования таможенного режима отказа в пользу государства положен разрешительный принцип. Для того чтобы получить разрешение на помещение товара под режим отказа, декларант, которым может быть как лицо, перемещающее товар, так и таможенный брокер, должен подать соответствующее заявление либо заполнить ГТД. В случае если декларант пишет заявление, таможенный орган все же оформляет ГТД на помещенный под режим отказа товар в целях ведения таможенной статистики. Заявление адресуется начальнику структурного подразделения таможенного органа (либо лицу, его замещающему), который вправе дать разрешение на использование режима отказа в пользу государства. В заявлении декларант указывает наименование товара (транспортного средства), его индивидуальные признаки и количественные характеристики, а также причины отказа.
Разрешение на помещение товаров под режим отказа оформляется с помощью надписи «Отказ разрешен” на заявлении (либо ГТД, если вместо заявления подается грузовая декларация), которая заверяется подписью начальника структурного подразделения таможенного органа и его личной номерной печатью.
Таможня обязана отказать в предоставлении данного режима в отношении:
1) товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из нее;
2) товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Российской Федерации или заявленных к реимпорту;
3) вооружения, боеприпасов, военной техники, ракетно-космических комплексов, систем связи военного назначения, урана, наркотических средств и ядовитых веществ, отходов радиоактивных материалов и взрывчатых веществ, электрической энергии и других товаров, поименованных в приложении N 1 к Положению о таможенном режиме отказа.
Таможенный орган может не предоставить режим отказа в пользу государства в случаях, обозначенных в данном Положении. Однако, как и в случае с режимом уничтожения, таможенники имеют право действовать фактически по собственному усмотрению, ссылаясь на «наличие достаточных оснований” для отказа в предоставлении режима (п. 2.3 Положения).

Лицо, отказавшееся от своих товаров в пользу государства, обязано за свой счет доставить эти товары в место, определенное таможенным органом.
Свидетельством, подтверждающим факт смены собственника товара, выступает акт передачи. Он является документом строгой финансовой отчетности и составляется по просьбе декларанта в двух экземплярах, один из которых хранится в таможенном органе, а другой передается лицу, отказавшемуся от товаров в пользу государства. Акт должен содержать следующие сведения:
1) дату составления документа;
2) наименование организации, передавшей товар;
3) наименование таможенного органа, принявшего товар;
4) наименование, индивидуальные признаки и количественные характеристики передаваемых товаров.
Акт заверяется подписями и печатями принимающей и передающей сторон, при этом акт от имени таможенного органа подписывает лицо, занимающее материально ответственную должность.
Местом таможенного оформления товаров, помещенных под режим отказа, становится место расположения таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся данные товары. Законодательство устанавливает, что при заявлении режима отказа в пользу государства сбор за таможенное оформление не взимается.
К финансово-правовым особенностям режима отказа следует отнести право декларанта требовать возврата некоторых денежных сумм. Во-первых, возвращаются суммы, внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Во-вторых, государство должно вернуть декларанту импортные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы, уплаченные при помещении товаров под таможенные режимы реэкспорта и переработки на таможенной территории. В-третьих, возврату подлежат суммы экспортных таможенных пошлин, уплаченные при помещении товаров под режим переработки вне таможенной территории. Наконец, декларант вправе рассчитывать на получение сумм экспортных пошлин, уплаченных им при заявлении режима экспорта и временного вывоза в случае, если товары не были фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации. При этом импортные пошлины, НДС и акцизы с временно ввезенных товаров, помещенных впоследствии под режим отказа, возврату не подлежат.

Post navigation

Previous Post:

Все о векселях

Next Post:

Фондоотдача, что это?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes