Публичные слушания
К числу наиболее важных и широко распространенных форм участия российских граждан в местном самоуправлении (МСУ) относятся публичные слушания или общественные обсуждения. Несмотря на упоминание в №131-ФЗ обоих указанных терминов, практическое применение положений Федерального закона касается, главным образом, первого из них. Именно проведение публичных слушаний призвано сегодня обеспечить учет мнения населения страны при решении вопросов, отнесенных к полномочиям органов муниципальной и местной власти. Достаточно высокую эффективность такой формы МСУ подтверждает ежегодное назначение и организация нескольких десятков тысяч подобных мероприятий на территории РФ.
Содержание
- Определение термина «публичные слушания»
- Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний
- Цель проведения и основные функции
- Организаторы и инициаторы
- Вопросы, решаемые на публичных слушаниях
- Подведение итогов
- Пошаговый порядок организации и проведения
- О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве
- Приложение. Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве
- Приложение 1 к Положению. Оповещение о проведении публичных слушаний
- Приложение 2 к Положению. Форма книги учета посетителей и записи предложений и замечаний при проведении экспозиции
- Приложение 3 к Положению. Форма книги регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний, работающих на предприятиях района …
- Приложение 4 к Положению. Форма книги регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний, правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений в районе …
- Приложение 5 к Положению. Форма книги регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний — представителей органов власти
- Приложение 6 к Положению. Форма книги регистрации жителей района …
- Приложение 7 к Положению. Форма листа записи предложений и замечаний по обсуждаемому проекту участвующих в собрании участников публичных слушаний
- Приложение 8 к Положению. Протокол публичных слушаний …
- Приложение 9 к Положению. Заключение по результатам публичных слушаний по проекту
Определение термина «публичные слушания»
Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.
Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.
Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний
Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:
- Конституция РФ. Положения главного нормативно-законодательного акта российского государства неоднократно подтверждают права граждан на местное самоуправление. В частности, ст. 130 предусматривает возможность осуществления МСУ путем прямых форм волеизъявления, одной из которых выступают публичные слушания;
- №131-ФЗ. Как уже было отмечено выше, определение, принципы и порядок публичных слушаний составляют основное содержание ст. 28 данного Федерального закона;
- нормативно-правовые акты регионального уровня. В каждом субъекте РФ разработаны и введены в действие собственные законы о МСУ. Например, в столице России необходимость и правила организации публичных слушаний определяются двумя основными документами: Законом №28, который был принят 25.06.2008 года (в ред. от 28.06.2017), и Постановлением столичного Правительства №1258-ПП, датированным 30.12.2008 года (в ред. от 29.05.2018). Аналогичные правовые акты, содержащие положение о публичных слушаниях приняты и в других регионах Российской Федерации;
- уставы МО, постановления глав МО и решения их представительных органов МСУ. Эти нормативные документы принимаются на местном уровне и не могут противоречить законодательным актам более высокого уровня. Фактически, они мало отличаются от правовых актов, приведенных выше для Москвы, которая является городом федерального значения и отдельным субъектом РФ.
Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:
- стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
- происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
- отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.
Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления.
Цель проведения и основные функции
Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:
- информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
- определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
- реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.
Не нужно путать с публичными слушаниями также достаточно часто организуемые на муниципальном уровне депутатские слушания. Последние относятся к деятельности местного органа МСУ, так как в них принимают участие не рядовые граждане, а избранные в этот орган представители. Помимо этого, мероприятия имеют различную правовую базу. Слушания среди депутатов регламентируются уставом МО и изданными на муниципальном уровне документами, о такое мероприятие как общественное публичное слушание выступает правом граждан, гарантированным на уровне федерального законодательства.
Организаторы и инициаторы
В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:
- граждане, которые проживают в границах МО;
- представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
- глава администрации МО.
В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:
- письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
- правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
- предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
- дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
- другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.
Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.
В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.
Вопросы, решаемые на публичных слушаниях
К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.
Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:
- Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав. Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
- Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету. При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
- Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.
Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.
- Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.
Подведение итогов
По результатам проведения рассматриваемого мероприятия оформляется протокол публичных слушаний. В него заносятся принятые во процессе общественного обсуждения решения, резолюции, обращения, которые могут быть адресованы:
- органам госвласти как федерального, так и регионального уровня;
- гражданам, которые проживают на территории МО;
- главе администрации МО;
- представительного органу МО;
- отдельным предприятиям, организациям или учреждениям, осуществляющим свою деятельность на территории МО.
Как уже отмечалось выше, любое решение, резолюция или заключение публичных слушаний носят характер рекомендаций и не становятся обязательными ни для одного из перечисленных выше возможных адресатов. Несмотря на это, подобные документально оформленные резолюции нередко становятся серьезным фактором жизни отдельных МО и даже субъектов РФ.
Пошаговый порядок организации и проведения
Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.
Этап №1. Назначение мероприятия
Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:
- повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
- дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
- состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.
Этап №2. Подготовка
Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.
Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.
Этап №3. Проведение публичных слушаний
Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.
Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.
Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.
Этап №4. Подведение итогов мероприятия
Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.
Это новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Ранее она применялась в некоторых муниципальных образованиях «в инициативном порядке», теперь же становится обязательной, открывая новый канал влияния территориального сообщества на функционирование муниципальной власти.
Публичные слушания — это обсуждения проектов муниципальных правовых актов с участием жителей муниципальных образований с целью выяснения и учета их мнения при принятии решений органов местного самоуправления.
Большое значение имеет то, что Федеральный закон N 131-ФЗ определил перечень вопросов, проекты решений по которым должны обязательно выноситься на публичные слушания. Это: проект устава муниципального образования и проекты правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав, проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования; вопросы о преобразовании муниципального образования; проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территории и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Во всех этих случаях вопрос об инициаторах проведения слушаний не возникает — они организуются в силу предписаний закона органами местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие решений по соответствующим вопросам. Без проведения слушаний по ним принимать соответствующие решения запрещено. Но слушания могут проводиться и по другим вопросам, и инициаторами их могут быть, согласно Закону, не только органы местного самоуправления, но и население.
Слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а проводимые по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должны, согласно Закону, предусматривать меры, обеспечивающие участие в слушаниях жителей муниципального образования и опубликование (обнародование) результатов слушаний. Эти требования воспроизводятся в тех правовых актах о публичных слушаниях, которые к настоящему времени приняты в ряде муниципальных образований.
Например, в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Томске, принятом Думой города 31 января 2006 г., говорится, что решение о проведении публичных слушаний по инициативе Думы может приниматься Думой города по любым вопросам местного значения. При рассмотрении проектов муниципальных актов, внесенных в Думу в порядке правотворческой инициативы населения, Дума обязана рассмотреть вопрос о проведении публичных слушаний по проекту данного акта до его рассмотрения. В случае если мэром города Томска вносится в Думу проект решения Думы, проведение публичных слушаний по которому обязательно, мэр города Томска обязан по своей инициативе провести публичные слушания по данному вопросу до внесения проекта решения в Думу.
По инициативе населения публичные слушания могут быть назначены решением Думы города по проектам муниципальных правовых актов, по которым принято решение одного из комитетов Думы о вынесении их на рассмотрение собрания Думы, либо указанных в опубликованном проекте повестки собрания Думы.
Для реализации инициативы населения по проведению публичных слушаний каждый избиратель или группа избирателей города вправе образовать инициативную группу в количестве не менее пяти человек, которая имеет право обратиться в Думу с заявлением о проведении публичных слушаний, подписанным всеми членами инициативной группы. В заявлении инициативной группы должно содержаться полное наименование акта, который выносится на рассмотрение собрания Думы. К заявлению прилагается подтверждающий образование инициативной группы протокол собрания инициативной группы.
Председатель Думы не позднее чем на следующий день после поступления заявления о регистрации инициативной группы издает распоряжение о ее регистрации, а в случае нарушения требований
Положения — об отказе в регистрации инициативной группы. Члены инициативной группы в день подписания распоряжения о регистрации инициативной группы вправе получить копии этого распоряжения, которые являются документом, подтверждающим право членов инициативной группы осуществлять сбор подписей.
Сбор подписей осуществляется путем заполнения подписных листов. Затраты по сбору подписей осуществляются за счет собственных средств членов инициативной группы. Для сбора подписей предоставляется десять дней с момента регистрации инициативной группы. В случае если до истечения срока сбора подписей за проведение публичных слушаний высказалось не менее 400 избирателей, инициативная группа вправе передать собранные подписи в Думу.
Подписные листы с подписями граждан направляются в Томскую городскую муниципальную избирательную комиссию для проверки. Проверка подписей осуществляется по правилам, применяемым на выборах и референдумах.
Инициатива населения о проведении публичных слушаний рассматривается на очередном собрании Думы, на котором принимается решение о назначении публичных слушаний или об отказе в проведении публичных слушаний.
Основаниями для отказа в проведении публичных слушаний по инициативе населения могут служить: недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, высказавшихся за проведение муниципальных слушаний; превышение установленной предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (25% от числа собранных подписей).
Не позднее чем за десять дней до проведения публичных слушаний решение Думы (правовой акт мэра города Томска) о проведении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию. В этом решении в обязательном порядке указываются время и место проведения публичных слушаний, наименование муниципального правового акта, по которому проводятся публичные слушания, должностные лица, ответственные за организацию и проведение публичных слушаний.
Должностные лица, ответственные за организацию и проведение публичных слушаний, обязаны обеспечить заблаговременное ознакомление населения с проектом муниципального правового акта, довести до сведения населения, где и в какое время население может ознакомиться с проектом муниципального правового акта. Ознакомление населения может осуществляться путем размещения проекта акта в Интернете на сайтах Думы и администрации города Томска, предоставления возможности ознакомиться с проектом акта в помещении Думы и администрации города Томска, направления проекта муниципального правового акта в библиотеки. Допускается также ознакомление населения с проектом муниципального правового акта путем его опубликования в печатных средствах массовой информации.
Жители города Томска, желающие выступить на публичных слушаниях, обязаны не позднее 5 дней до даты проведения слушаний подать в письменном виде в Думу города Томска или администрацию города Томска соответственно заявление об участии в слушаниях. Организатор проведения публичных слушаний составляет список желающих выступить на слушаниях. До начала публичных слушаний выступающие вправе ознакомиться со всем списком выступающих.
В случае если помещение, в котором проводятся публичные слушания, не может вместить всех желающих, может быть организована трансляция слушаний по радио или телевидению.
В случае необходимости допускается проведение публичных слушаний в течение нескольких дней, а также объявление перерывов в публичных слушаниях на несколько дней. В этом случае о продолжении публичных слушаний, времени и месте их проведения председательствующий объявляет, завершая работу на публичных слушаниях, в течение текущего дня.
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более одного месяца.
На публичных слушаниях ведутся протокол и аудиозапись слушаний. Выступления в средствах массовой информации по вопросу, вынесенному на публичные слушания, опубликованные в период с момента назначения слушаний и до их завершения, в случае направления их автором в Думу или администрацию города Томска соответственно приобщаются к материалам слушаний.
Все присутствующие на публичных слушаниях во время их проведения имеют право вносить председательствующему в письменном виде свои замечания и предложения по обсуждаемому муниципальному правовому акту, письменный текст своего выступления, которые приобщаются к протоколу слушаний. Перед завершением слушаний проводится голосование их участников по вопросу о поддержке принятия муниципального правового акта. Решение участников слушаний «Поддержать принятие муниципального правового акта, обсужденного на публичных слушаниях» или «Не поддерживать принятие муниципального правового акта, обсужденного на публичных слушаниях» носит рекомендательный характер и учитывается при принятии данного акта. Каких-либо иных решений на публичных слушаниях не принимается.
Администрация города обязана не позднее трех дней с момента проведения публичных слушаний и получения их материалов провести анализ выступлений, поступивших предложений и замечаний и подготовить заключение о возможности и целесообразности их учета.
До рассмотрения результатов слушаний не допускается принятие проекта муниципального правового акта, по которому эти слушания проводились.
В Думе города результаты слушаний подлежат обсуждению на собрании Думы при принятии проекта решения Думы, рассмотренного на публичных слушаниях.
Этот порядок касается большинства слушаний, проводимых по проектам решений органов местного самоуправления. Его можно считать «обычным». В зависимости от характера обсуждаемого вопроса подготовка и проведение публичных слушаний может иметь свои особенности, затрагивающие состав участников слушаний, порядок подготовки материалов слушаний и их доведения до сведения участников слушаний, сроки подготовки слушаний, оформления их итогов и т.д. Особенности процедуры подготовки и проведения публичных слушаний по некоторым вопросам фиксируются федеральными законами, и их соблюдение обязательно для органов местного самоуправления. Такая процедура предусмотрена, например, ст. 28 Градостроительного кодекса РФ.
Если «обычные» публичные слушания проводятся на всей территории муниципального образования с участием всех его жителей, то слушания по проектам генеральных планов поселений и городских округов проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территории которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.
При проведении таких публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть поделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации, исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Глава муниципального образования с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом Генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта Генерального плана и о направлении его на доработку.
Если «обычные» публичные слушания проводятся за счет местного бюджета, то в некоторых случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, расходы, связанные с организацией слушаний, несет заинтересованное физическое или юридическое лицо.
О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2008 года N 1258-ПП
О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве
(с изменениями на 17 июня 2020 года)
В целях реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» в части взаимодействия Правительства Москвы с жителями города Москвы, их объединениями, органами местного самоуправления, правообладателями земельных участков и объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 23 июня 2020 года постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2020 года N 809-ПП.
постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве (приложение).
2. Установить, что проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Москве (ч.1 ст.68 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы») осуществляется в соответствии с утвержденным Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве (пункт 1 настоящего постановления), за исключением случаев проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии с утвержденным Правительством Москвы Порядком проведения в городе Москве эксперимента по организации и проведению публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности с использованием общегородских информационных сервисов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 октября 2015 года постановлением Правительства Москвы от 8 октября 2015 года N 653-ПП; в редакции, введенной в действие с 23 июня 2020 года постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2020 года N 809-ПП.
3. Признать утратившим силу распоряжение Мэра Москвы от 22 января 1998 года N 54-РМ «О Порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий».
4. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке в газете «Тверская, 13» и в журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы».
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Бочкарева А.Ю.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 сентября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2011 года N 395-ПП; в редакции, введенной в действие с 23 июня 2020 года постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2020 года N 809-ПП.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение. Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 30 декабря 2008 года N 1258-ПП
(с изменениями на 17 июня 2020 года)
1. Публичные слушания проводятся в соответствии с Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» (далее — Градостроительный кодекс города Москвы) в целях учета интересов физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июня 2020 года постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2020 года N 809-ПП.
2. Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства производится в целях обеспечения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на участие граждан и общественных объединений в решении затрагивающих их интересы вопросов при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве.
3. Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее — городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее — окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний.
4. Организатор подготовки документации — лицо, самостоятельно осуществившее разработку (подготовку) документации, подлежащей обсуждению на публичных слушаниях, или являющееся заказчиком в договоре на такую разработку, заключаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации, или осуществляющее полномочия учредителя государственного бюджетного или автономного учреждения города Москвы, государственным заданием которого предусмотрена подготовка указанной документации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июня 2020 года постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2020 года N 809-ПП.
5. Пункт утратил силу с 7 сентября 2013 года — постановление Правительства Москвы от 20 августа 2013 года N 552-ПП..
6. Полномочия городской и окружных комиссий определяются положениями о городской и окружных комиссиях в соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы.
6(1). Дата публикации оповещения о проведении публичных слушаний, даты открытия и закрытия экспозиции проекта, дата проведения собрания участников публичных слушаний и дата опубликования заключения по результатам проведения публичных слушаний определяются Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы с учетом сроков, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом города Москвы и настоящим Положением для проведения публичных слушаний, по обращению уполномоченных органов по проведению публичных слушаний.
(Пункт дополнительно включен с 23 июня 2020 года постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2020 года N 809-ПП)
7. Опубликование оповещения о проведении публичных слушаний осуществляется уполномоченными органами по проведению публичных слушаний в порядке, установленном Градостроительным кодексом города Москвы.
8. Публикация оповещения о проведении публичных слушаний по проектам территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.
9. Публикация оповещения о проведении публичных слушаний по предоставлению разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется за счет заинтересованного лица.
10. Форма оповещения о проведении публичных слушаний установлена приложением 1 к настоящему Положению.
11. Организатор подготовки документации представляет в уполномоченный орган обязательный экземпляр документации в течение семи дней с момента публикации оповещения о проведении публичных слушаний.
12. Уполномоченный орган по проведению публичных слушаний:
12.1. Организует экспозицию документации.
12.2. Представляет документацию, а также демонстрационные материалы для проведения обсуждения участниками публичных слушаний.
12.3. В период работы экспозиции организует консультации для посетителей, распространение информационных материалов о рассматриваемом проекте.
12(1). Городская комиссия определяет место проведения собрания участников публичных слушаний и размещения экспозиции в случаях проведения публичных слушаний в целом по городу Москве.
(Пункт 12(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2016 года N 235-ПП)
13. Префектуры административных округов:
13.1. Предоставляют помещение для размещения экспозиции, а также помещение для проведения собрания участников публичных слушаний на безвозмездной основе.
13.2. Обеспечивают возможность участникам публичных слушаний представлять свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту.
Форма листа записи предложений и замечаний участников публичных слушаний установлена приложением 7 к настоящему Положению.
13.3. Оказывают содействие уполномоченному органу в материально-техническом обеспечении деятельности (предоставление мебели, оборудования, телефонной связи, канцелярских товаров).
14. Публичные слушания проводятся в общественных зданиях, находящихся в границах территории района(ов) города Москвы или поселения города Москвы, в отношении которой осуществлена разработка (подготовка) документации, или в общественных зданиях, ближайших к указанной территории.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июня 2020 года постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2020 года N 809-ПП.
15. Форма книги учета (регистрации) участников публичных слушаний установлена приложениями 2, 3, 4, 5, 6 к настоящему Положению.
16. Форма протокола публичных слушаний установлена приложением 8 к настоящему Положению.
17. Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более 7 дней со дня, следующего за днем истечения срока, установленного пунктом 18 настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июня 2020 года постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2020 года N 809-ПП.
18. Участники публичных слушаний вправе в течение недели после проведения собрания участников публичных слушаний представлять в письменном виде свои аргументированные предложения и обоснованные замечания для включения в протокол публичных слушаний (пункт в редакции, введенной в действие с 13 сентября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2011 года N 395-ПП.
19. Форма заключения по результатам публичных слушаний установлена приложением 9 к настоящему Положению.
20. Уполномоченный орган направляет организатору подготовки документации протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний не позднее чем через 15 дней со дня проведения публичных слушаний.
21. Хранение протоколов публичных слушаний, письменных обращений граждан и юридических лиц и заключений по результатам публичных слушаний осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном для хранения официальных документов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июня 2020 года постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2020 года N 809-ПП.
21(1). Заключение по результатам публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, аналогичном порядку официального опубликования нормативных правовых актов города Москвы, и размещается на официальных сайтах органов исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) в информационных системах города Москвы в соответствии с частью 23 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 23 июня 2020 года постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2020 года N 809-ПП)
22. Правительство Москвы или уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы с учетом протокола публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний по документации принимает решение об утверждении документации или об отклонении такой документации и направлении ее организатору подготовки документации на доработку с учетом указанных протокола и заключения, а в отношении предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства о предоставлении или отказе в предоставлении соответствующего разрешения.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2018 года N 490-ПП.
Приложение 1 к Положению. Оповещение о проведении публичных слушаний
Приложение 1
к Положению
На публичные слушания представляется проект |
|||||||||||||||||||
(наименование проекта) |
|||||||||||||||||||
Информационные материалы по теме публичных слушаний представлены на экспозиции по |
|||||||||||||||||||
адресу |
|||||||||||||||||||
Экспозиция открыта с |
(дата открытия экспозиции) по |
||||||||||||||||||
(дата закрытия экспозиции). Часы работы: |
|||||||||||||||||||
(дата, время) на выставке проводятся консультации по теме |
|||||||||||||||||||
публичных слушаний. |
|||||||||||||||||||
Собрание участников публичных слушаний состоится |
(дата, время) |
||||||||||||||||||
по адресу |
. Время начала регистрации участников |
||||||||||||||||||
(не менее чем за 30 мин. до начала собрания). |
|||||||||||||||||||
В период проведения публичных слушаний участники публичных слушаний имеют право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством: |
|||||||||||||||||||
— записи предложений и замечаний в период работы экспозиции; |
|||||||||||||||||||
— выступления на собрании участников публичных слушаний; |
|||||||||||||||||||
— внесения записи в книгу (журнал) регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний; |
|||||||||||||||||||
— подачи в ходе собрания письменных предложений и замечаний; |
|||||||||||||||||||
— направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в окружную комиссию. |
|||||||||||||||||||
Номера контактных справочных телефонов окружной комиссии: |
|||||||||||||||||||
Почтовый адрес окружной комиссии: |
|||||||||||||||||||
Электронный адрес окружной комиссии: |
|||||||||||||||||||
Информационные материалы по проекту |
|||||||||||||||||||
(наименование проекта) размещены на сайте |
Приложение 2 к Положению. Форма книги учета посетителей и записи предложений и замечаний при проведении экспозиции
Приложение 2
к Положению
N |
Фамилия, |
Место житель- |
Место работы (запол- |
Правоуста- |
Орган власти (заполняется депутатом) |
Предло- |
Подпись, дата |
|||
Приложение 3 к Положению. Форма книги регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний, работающих на предприятиях района …
Приложение 3
к Положению
N |
Фамилия, имя, отчество |
Место работы |
Иные сведения |
|||
Приложение 4 к Положению. Форма книги регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний, правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений в районе …
Приложение 4
к Положению
ФОРМА
книги регистрации участвующих в собрании участников
публичных слушаний, правообладателей земельных участков,
объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений
в районе _______________ города Москвы
N |
Фамилия, имя, отчество |
Правоустанавливающие документы |
Иные сведения |
|||
Приложение 5 к Положению. Форма книги регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний — представителей органов власти
Приложение 5
к Положению
N |
Фамилия, имя, отчество |
Принадлежность к соответствующему органу власти |
Иные сведения |
|||
Приложение 6 к Положению. Форма книги регистрации жителей района …
Приложение 6
к Положению
N |
Фамилия, имя, отчество |
Адрес места жительства |
Иные сведения |
|||
Приложение 7 к Положению. Форма листа записи предложений и замечаний по обсуждаемому проекту участвующих в собрании участников публичных слушаний
Приложение 7
к Положению
Фамилия, имя, отчество
Место жительства (заполняется жителями района
города Москвы)
Место работы (заполняется работающими на предприятиях района
города Москвы)
Правоустанавливающие документы (заполняется правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений района)
Орган власти (заполняется депутатом)
Предложение, замечание по обсуждаемому проекту:
Подпись
Дата
Приложение 8 к Положению. Протокол публичных слушаний …
Приложение 8
к Положению
(в редакции, введенной в
действие с 23 июня 2020 года
постановлением Правительства Москвы
от 17 июня 2020 года N 809-ПП, —
см. предыдущую редакцию)
Приложение 9 к Положению. Заключение по результатам публичных слушаний по проекту
Приложение 9
к Положению
«УТВЕРЖДАЮ» |
||||||||||||||||
(подпись, печать) |
||||||||||||||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
||||||||||||||||
(наименование проекта) |
||||||||||||||||
Общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания: |
||||||||||||||||
территория разработки |
||||||||||||||||
сроки разработки |
||||||||||||||||
организация-заказчик (наименование, юридический адрес, телефон, адрес электронной почты) |
||||||||||||||||
организация-разработчик (наименование, юридический адрес, телефон, адрес электронной |
||||||||||||||||
почты) |
||||||||||||||||
Сроки проведения публичных слушаний |
||||||||||||||||
Формы оповещения о проведении публичных слушаний (название, номер, дата печатных |
||||||||||||||||
изданий и др. формы) |
||||||||||||||||
Сведения о проведении экспозиции по материалам (где и когда проведена, количество |
||||||||||||||||
предложений и замечаний, внесенных в журнал) |
||||||||||||||||
Сведения о проведении собрания участников публичных слушаний (где и когда проведено, состав и количество участников, количество предложений и замечаний) |
||||||||||||||||
Сведения о протоколе публичных слушаний (когда утвержден) |
||||||||||||||||
Предложения и замечания |
Количество |
Выводы Окружной комиссии |
||||||||||||||
Выводы и рекомендации окружной комиссии по проведению публичных слушаний по проекту: |
||||||||||||||||
Члены комиссии: |
(Ф.И.О.) |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»