Развитый социализм
Развитой социализм Леонид Ильич Брежнев — символ застоя
Эпо́ха засто́я — обозначение периода в истории СССР, охватывающего примерно два десятилетия (1960-е — 1980-е). В советских источниках того времени этот период именовался развиты́м социализмом.
Содержание
- Общее
- Состояние экономики
- Политика
- Общество
- Основные события
- Эпоха застоя в других государствах
- Примечания
- См. также
- Ссылки
- Периодизация и главные черты периода 1964 — 1985 гг.
- Косыгинская экономическая реформа и ее провал
- Возвращение к жесткой административно-командной системе
- Укреплений позиций Л. И. Брежнева
- Принятие новой конституции СССР 1977г.
- Потепление международной обстановки
Общее
Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (середина 1980-х), а то и раньше (1980 г.), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни.
По данным энциклопедии Британника, во время эпохи застоя СССР достиг своего апогея, добился ядерного паритета с США и был признан супердержавой. Увеличился средний класс, владение предметами быта (холодильниками и машинами) стало реальностью для значительной части населения. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными по советским понятиям.
С другой стороны, зависимость от экспорта полезных ископаемых привела к отсутсвию необходимых реформ в экономике. К середине 1970-х годов рост нересурсных секторов экономики значительно замедлился. Признаками этого были отставание в высокотехнологических областях, плохое качество продукции, неэффективное производтво и низкий уровень производительности труда. Проблемы переживало сельское хозяйство, и страна тратила большие деньги для закупок продовольствия. Значительно выросла коррупция, а инакомыслие преследовалось по закону.
Михаил Сергеевич Горбачёв, автор термина «застой»
Сторонники обозначения указанного периода как «застойного» связывают стабильность советской экономики того времени с нефтяным бумом 1970-х . Эта ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом и слабым здоровьем высших руководителей. Фактически же в экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание от капиталистических стран. С падением цен на нефть к середине 1980-х у части партийного и хозяйственного руководства появилось сознание необходимости реформирования экономики. Это совпало с приходом к власти самого молодого на тот момент члена Политбюро ЦК КПСС — Михаила Горбачёва.
Состояние экономики
Положительные явления в экономике
По данным ООН за 1990 год, СССР достиг 26-го места по индексу развития человеческого потенциала (HDI=0.920). При этом среди стран Европы более низкие показатели имели лишь союзники СССР — Болгария, Польша, Венгрия и Румыния, а также Югославия и Албания, а так же Португалия. Советская экономика развивалась довольно высокими темпами. Так, к 1980 году производство и потребление электроэнергии в Советском Союзе выросло в 26,8 раза по сравнению с 1940 годом, тогда как в США за тот же период выработка на электрических станциях увеличилась в 13,67 раза .
СССР вышел на первое место по производству цемента. В 1980 году, то есть к концу «эпохи застоя», Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55 %, то через 20 лет, в 1980 г. — уже более 80 %. В настоящее время объём промышленного производства сократился по разным отраслям от 10 до 40 раз и составляет лишь 5 % от объёмов США (и то лишь благодаря сырьевому экспорту). В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России в те годы увеличилось на 12 млн человек. Напротив, в «демократической» России население сократилось на 9 млн человек и продолжает сокращаться на 700—800 тысяч ежегодно. Сюда также нужно отнести ввод в эксплуатацию при Брежневе 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн чел. При этом квартплата в среднем не превышала 3 % семейного дохода, правда при отсутствии конкурентного рынка жилья. Наблюдались успехи в других областях, например, в тракторостроении: Советский Союз экспортировал тракторы в сорок стран мира, главным образом социалистические и развивающиеся. . Предметом гордости советского руководства был постоянный рост обеспеченности сельского хозяйства тракторами и комбайнами. , однако урожайность зерновых была значительно ниже, чем в промышленно развитых капиталистических странах (в 1970 г. 15,6 ц/га в СССР против 31,2 ц/га в США, 50,3 ц/га в Японии и Австралийский Союз 11,6 ц/га ), причём повышения урожайности добиться не удалось — в 1985 году она составила 15 ц/га. Однако было большое различие по районам — так в Молдавии урожайность была 29,3 ц/га, в России — 15,6 ц/га, в прибалтийских республиках — 21,3 — 24,5 ц.га (все данные 1970 г.).
В целом для оценки эффективности сельскохозяйственного производства необходимо, разумеется, учитывать климатические условия. Тем не менее в РСФСР валовой сбор зерна (в весе после доработки) был в полтора-два раза выше, чем после перестройки, схожие пропорции просматриваются и в поголовье основных видов скота .
Стагнация в экономике
С другой стороны, имели место и негативные явления. Прежде всего, это неуклонное снижение темпов роста, стагнация в экономике:
Однако в последние 12—15 лет в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в восьмой пятилетке среднегодовой прирост его составлял 7,5 % и в девятой — 5,8 %, то в десятой он снизился до 3,8 %, а в первые годы одиннадцатой составил около 2,5 % (при росте населения страны в среднем на 0,8 % в год). Это не обеспечивает ни требуемых темпов роста жизненного уровня народа, ни интенсивного технического перевооружения производства.
Весьма характерно, что в 1970-е годы из советской пропаганды полностью исчез лозунг «догнать и перегнать».
Значительным было и отставание от Запада в развитии наукоёмких отраслей. Например, положение в вычислительной технике характеризовалось как «катастрофическое»:
Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим. Наши ЭВМ выпускаются на устаревшей элементной базе, они ненадёжны, дороги и сложны в эксплуатации, у них мала оперативная и внешняя память, надёжность и качество периферийных устройств — несравнимы с массовыми западными. По всем показателям мы отстаём на 5÷15 лет. … Разрыв, отделяющий нас от мирового уровня, растёт всё быстрее … Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития.
Хронической проблемой оставалось недостаточное обеспечение населения продуктами питания, несмотря на большие капиталовложения в сельское хозяйство (см. Продовольственная программа), принудительную отправку горожан на сельхозработы и значительный импорт продовольствия.
Но раз вы заговорили о колбасе, то я бы сказала, что в каком-то «метафизическом» смысле этот немудрёный продукт очень точно выбран. Не хлеб, не селёдка, а именно колбаса. Потому что она удовлетворяет одну из самых массовых потребностей, и возможность её покупать — действительно какой-то реальный порог благосостояния. … в 80-е годы одним из доказательств того, что «так жить нельзя», был именно дефицит недорогой и качественной колбасы. Если для широкой массы людей проблемой становится колбаса, то ясно, что это тупик.
- За первые 12 лет после смерти Сталина СССР реализовал через Моснарбанк свыше 3 тысяч тонн золота, причем солидную часть (1244 тонны) продали в 1963—1964 гг. .
По мнению экономиста, академика Олега Богомолова «именно стагнация советской экономики дала первый импульс перестройки».
Политика
Внутренняя политика
С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием — первым знаком этого был процесс Синявского — Даниэля, (1965).
Решительный поворот в сторону свёртывания остатков «оттепели» произошёл в 1968 году, после ввода войск в Чехословакию. Как знак окончательной ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г.
В таких условиях среди интеллигенции, разбуженной «оттепелью», возникло и оформилось диссидентское движение, жёстко подавлявшееся органами госбезопасности. По данным Д. А. Волкогонова, Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР.
Частью системы идеологического свёртывания оттепели был процесс «ресталинизации» — подспудной реабилитации Сталина. Сигнал был подан на торжественном заседании в Кремле 8 мая 1965 г., когда Брежнев впервые после многолетних умолчаний под аплодисменты зала упомянул имя Сталина. В конце 1969 г., к 90-летнему юбилею Сталина, Суслов организовал ряд мероприятий по его реабилитации и был близок к цели. Однако резкие протесты интеллигенции, включая её приближённую к власти элиту, заставили Брежнева свернуть кампанию.
С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.
После 1975 года за годами правления Брежнева прочно утвердилось определение: «Эпоха застоя».
Внешняя политика
Брежнев и Джимми Картер подписывают Договор о сокращении стратегических вооружений, 1979
В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (правда, с 1967 года начинается ускоренная установка межконтинентальных ракет в подземные шахты), которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979).
В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 году Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора (Пражская весна). В 1980 году готовилась военная интервенция в Польшу.
Попытки расширения советской сферы влияния на разных континентах (Никарагуа, Эфиопия, Ангола, Вьетнам, Афганистан и так далее) приводили к истощению советской экономики, финансированию неэффективных режимов.
Л. И. Брежнев на встрече с Ричардом Никсоном
Кадровый застой
Многие руководители различных ведомств и регионов занимали должности более 10 (зачастую и более 20) лет. Ряд случаев приведён в таблице.
N | Должность | Имя | Период руководства | ||
---|---|---|---|---|---|
Высшее руководство | |||||
1 | Генеральный секретарь ЦК КПСС | Брежнев, Леонид Ильич | 1964 — 1982 | ||
2 | Председатель Совета Министров СССР | Косыгин, Алексей Николаевич | 1964 — 1980 | ||
3 | Председатель Президиума Верховного Совета СССР | Подгорный, Николай Викторович | 1965 — 1977 | ||
Министры | |||||
4 | Министр внешней торговли | Патоличев, Николай Семёнович | 1958 — 1985 | ||
5 | Министр внутренних дел | Щёлоков, Николай Анисимович | 1968 — 1982 | ||
6 | Министр здравоохранения | Петровский, Борис Васильевич | 1965 — 1980 | ||
7 | Министр иностранных дел | Громыко, Андрей Андреевич | 1957 — 1985 | ||
8 | Министр культуры | Фурцева, Екатерина Алексеевна | 1960 — 1974 | ||
9 | Министр лёгкой промышленности | Тарасов, Николай Никифорович | 1965 — 1985 | ||
10 | Министр машиностроения | Бахирев, Вячеслав Васильевич | 1968 — 1987 | ||
11 | Министр морского флота | Гуженко, Тимофей Борисович | 1970 — 1986 | ||
12 | Министр связи | Псурцев, Николай Демьянович | 1948 — 1975 | ||
13 | Министр среднего машиностроения | Славский, Ефим Павлович | 1957 — 1986 | ||
14 | Министр торговли | Струев, Александр Иванович | 1965 — 1982 | ||
15 | Министр финансов | Гарбузов, Василий Фёдорович | 1960 — 1985 | ||
16 | Министр электротехнической промышленности | Антонов, Алексей Константинович | 1965 — 1980 | ||
Республиканские руководители | |||||
17 | Азербайджанская ССР | Алиев, Гейдар Алиевич | 1969 — 1982 | ||
18 | Армянская ССР | Демирчян, Карен Серопович | 1974 — 1988 | ||
19 | Белорусская ССР | Машеров, Пётр Миронович | 1965 — 1980 | ||
20 | Грузинская ССР | Шеварднадзе, Эдуард Амвросиевич | 1972 — 1985 | ||
21 | Казахская ССР | Кунаев, Динмухамед Ахмедович | 1964 — 1986 | ||
22 | Киргизская ССР | Усубалиев, Турдакун Усубалиевич | 1961 — 1985 | ||
23 | Латвийская ССР | Восс, Август Эдуардович | 1944 — 1974 | ||
24 | Литовская ССР | Снечкус, Антанас Юозович | 1969 — 1982 | ||
25 | Молдавская ССР | Бодюл, Иван Иванович | 1961 — 1980 | ||
26 | Таджикская ССР | Расулов, Джабар Расулович | 1961 — 1982 | ||
27 | Туркменская ССР | Гапуров, Мухамедназар Гапурович | 1969 — 1985 | ||
28 | Узбекская ССР | Рашидов, Шараф Рашидович | 1959 — 1983 | ||
29 | Украинская ССР | Щербицкий, Владимир Васильевич | 1972 — 1989 | ||
30 | Эстонская ССР | Кэбин, Йоханнес Густавович | 1950 — 1978 | ||
Областные руководители | |||||
31 | Москва | Гришин, Виктор Васильевич | 1967 — 1985 | ||
32 | Башкирская АССР | Шакиров, Мидхат Закирович | 1969 — 1987 | ||
33 | Бурятская АССР | Модогоев, Андрей Урупхеевич | 1962 — 1984 | ||
34 | Дагестанская АССР | Умаханов, Магомед-Салам Ильясович | 1967 — 1983 | ||
35 | Кабардино-Балкарская АССР | Мальбахов, Тимбора Кубатиевич | 1956 — 1985 | ||
36 | Калмыцкая АССР | Городовиков, Басан Бадьминович | 1961 — 1978 | ||
36 | Карельская АССР | Сенькин, Иван Ильич | 1958 — 1984 | ||
37 | Коми АССР | Морозов, Иван Павлович | 1965 — 1987 | ||
38 | Северо-Осетинская АССР | Кабалоев, Билар Емазаевич | 1961 — 1982 | ||
39 | Татарская АССР | Табеев, Фикрят Ахмеджанович | 1960 — 1979 | ||
40 | Удмуртская АССР | Марисов, Валерий Константинович | 1963 — 1985 | ||
41 | Красноярский край | Федирко, Павел Стефанович | 1972 — 1987 | ||
42 | Приморский край | Ломакин, Виктор Фёдорович | 1969 — 1984 | ||
43 | Хабаровский край | Чёрный, Алексей Климентьевич | 1970 — 1988 | ||
44 | Амурская область | Авраменко, Степан Степанович | 1964 — 1985 | ||
45 | Архангельская область | Попов, Борис Вениаминович | 1967 — 1983 | ||
46 | Астраханская область | Бородин, Леонид Александрович | 1967 — 1988 | ||
47 | Владимирская область | Пономарёв, Михаил Александрович | 1964 — 1983 | ||
48 | Волгоградская область | Куличенко, Леонид Сергеевич | 1965 — 1984 | ||
49 | Вологодская область | Дрыгин, Анатолий Семёнович | 1961 — 1985 | ||
50 | Иркутская область | Банников, Николай Васильевич | 1960 — 1979 | ||
51 | Калининградская область | Коновалов, Николай Семёнович | 1961 — 1984 | ||
52 | Калининская область | Корытков, Николай Гаврилович | 1964 — 1978 | ||
53 | Калужская область | Кандренков, Андрей Андреевич | 1964 — 1983 | ||
54 | Кировская область | Беспалов, Иван Павлович | 1971 — 1985 | ||
55 | Костромская область | Баландин, Юрий Николаевич | 1971 — 1986 | ||
56 | Курганская область | Князев, Иван Филиппович | 1966 — 1985 | ||
57 | Курская область | Гудков, Александр Фёдорович | 1970 — 1988 | ||
58 | Липецкая область | Павлов, Григорий Петрович | 1964 — 1984 | ||
59 | Московская область | Конотоп, Василий Иванович | 1964 — 1985 | ||
60 | Мурманская область | Птицын, Владимир Николаевич | 1971 — 1988 | ||
61 | Нижегородская область | Христораднов, Юрий Николаевич | 1974 — 1988 | ||
62 | Новгородская область | Антонов, Николай Афанасьевич | 1972 — 1986 | ||
63 | Новосибирская область | Горячев, Фёдор Степанович | 1964 — 1978 | ||
64 | Омская область | Манякин, Сергей Иосифович | 1964 — 1987 | ||
65 | Орловская область | Мешков, Фёдор Степанович | 1970 — 1985 | ||
66 | Пензенская область | Ермин, Лев Борисович | 1964 — 1979 | ||
67 | Пермская область | Коноплёв, Борис Всеволодович | 1972 — 1988 | ||
68 | Псковская область | Рыбаков, Алексей Миронович | 1971 — 1987 | ||
69 | Ростовская область | Бондаренко, Иван Афанасьевич | 1966 — 1984 | ||
70 | Сахалинская область | Леонов, Павел Артёмович | 1960 — 1978 | ||
71 | Смоленская область | Клименко, Иван Ефимович | 1969 — 1987 | ||
72 | Томская область | Лигачёв, Егор Кузьмич | 1965 — 1983 | ||
73 | Тульская область | Юнак, Иван Харитонович | 1964 — 1985 | ||
74 | Тюменская область | Богомяков, Геннадий Павлович | 1973 — 1990 | ||
75 | Челябинская область | Воропаев, Михаил Гаврилович | 1970 — 1984 | ||
76 | Ярославская область | Лощенков, Фёдор Иванович | 1964 — 1986 |
Общество
Большое внимание в СССР уделялось постоянному культурному развитию общества, но строго в рамках понимания культуры министром культуры Фурцевой, а также советской идеологической доктрины, формулируемой идеологическим отделом ЦК КПСС и социальному развитию общества.
В период застоя благодаря некоторой либерализации по сравнению с временами Сталина, появилось диссидентское движение, стали известными такие имена, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын.
В эпоху застоя происходил неуклонный рост потребления спиртных напитков (с 1,9 л чистого алкоголя на душу населения в 1952 г. до 14,2 л в 1984 г.).
Происходил и непрерывный рост числа самоубийств — с 17,1 на 100 000 населения в 1965 г. до 29,7 в 1984 году.
Криминальная обстановка в стране оставалась сложной:
За десятилетие с 1973 по 1983 год общее число ежегодно совершаемых преступлений увеличилось почти вдвое, в том числе тяжких насильственных преступлений против личности — на 58 %, разбоев и грабежей — в два раза, квартирных краж и взяточничества — в три раза. Количество преступных посягательств в сфере экономики за этот период возросло на 39 %.
В армии в это время расцвела дедовщина.
Рост смертности и алкоголизация населения
Потребление алкоголя в России (красный цвет) и некоторых странах Европы, в пересчете на чистый алкоголь, литров на человека в год, по даннымВОЗ и Госкомстата
Рождаемость и смертность в РСФСР и РФ (на 1 тыс. населения).
Показатель смертности на 1000 человек населения по России и некоторым странам Европы и постсоветским республикам, по даннымВОЗ.
Естественный прирост населения на 1000 жителей по бывшим республикам СССР, по даннымВОЗ.
В эпоху Брежнева в СССР, прежде всего в РСФСР и других республиках европейской части, появляется демографическая проблема и проблема массовой алкоголизации населения. Около 1965 года прекращается падение смертности и начинается её рост, шедший одновременно с падением рождаемости (впоследствии эти тенденции привели к русскому кресту). С 1960 по 1980 гг. рождаемость сократилась на 25 %, смертность повысилась на 47 %. Если процессы падения рождаемости были общими для всех индустриальных стран, то рост смертности составлял специфику СССР; он определялся возрастанием смертей от сердечно-сосудистых заболеваний среди молодых мужчин и ростом числа смертей от внешних причин (несчастные случаи, убийства, самоубийства).
Это происходило параллельно с заметным ростом потребления алкоголя на душу населения и, по мнению демографов, было прямо с ним связано. В 1965 г. регистрируемое потребление чистого алкоголя на душу населения составляло 4,5 литра, в 1970 г. — 8,3 литра, в 1980 — 10,5 литров и на этом уровне стабилизировалось вплоть до периода правления Горбачёва; это в 2,5 раза превышало среднемировой уровень. Фактически уровень потребления был ещё выше, так как официальная статистика не учитывала самогоноварения; по некоторым оценкам, он превышал 14 литров. В СССР насчитывалось 40 миллионов алкоголиков, то есть алкоголизмом был болен каждый седьмой житель. Громко стали раздаваться голоса о том, что рост пьянства угрожает самому физическому существованию русских как нации.
В то же время, доктор медицинских наук А. В. Немцов считает, что рост алкоголизации происходил и в других странах мира (в частности, во Франции в 1965 г. он достигал 17,3 л/чел., что привело Шарля де Голля к необходимости принятия антиалкогольных правительственных актов. Данный исследователь считает, что «после Второй мировой, приблизительно с середины 50-х годов, когда были залечены основные раны, во всем мире, но особенно в Европе и Северной Америке, вместе с ростом материального достатка начался неудержимый рост потребления алкоголя. Благополучнейшая тогда Швеция за 30 лет — с 1946 по 1976 г. — увеличила потребление на 129 %».
Потребление алкогольных напитков в отдельных странах (на душу, литров 100 % алкоголя), по данным «Российского статистического ежегодника» (М., 1994, стр. 200), составляло в период правления Брежнева следующие значения:
Страна | 1975 год | 1980 год |
---|---|---|
Россия | 9,9 л. | 10,5 л. |
Австрия | 11,1 л. | 11,0 л. |
Италия | 14,9 л. | 13,9 л. |
Франция | 17,2 л. | 15,8 л. |
Основные события
- Заключение Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (1963)
- Строительство БАМа
- В 1967 году вводится «Государственный знак качества»
- Заключение Договора о нераспространении ядерного оружия (1968)
- Разгром политического либерализма в Чехословакии Пражская весна (1968)
- Возобновление арестов писателей за их литературные произведения (Синявского, Даниэля и других)
- Впервые в мире пассажирский авиалайнер — советский Ту-144 преодолел звуковой барьер (5 июня 1969 г.)
- Соглашение «О мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США»(1969)
- Завершение программы «Луна» — по исследованию Луны, доставка лунного грунта, Луноход-1 и Луноход-2.
- Соглашение «О мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США».(1971)
- 16 мая 1972 г. было опубликовано постановление № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» (первая антиалкогольная кампания).
- Заключение Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г. (договор по ПРО)
- Космическая программа «Венера»
- «Разрядка международной напряжённости»
- Высылка А. Солженицына (1974)
- Обмен политзаключенных (Буковского на Корвалана (1976)
- Осуществление серии программ по пилотируемой космонавтике на орбитальных станциях «Салют» и разработка станции «Мир» и космического корабля «Буран»
- Подписание Хельсинкского заключительного акта СБСЕ, образование групп содействия его выполнению («Хельсинкские группы»), 1975
- Принятие новой Конституции СССР (1977) взамен Конституции 1936 года
- Ввод войск СССР в Афганистан, Афганская война (1979—1989)
- Ссылка академика А.Сахарова в Горький (1980)
- Летние Олимпийские игры 1980 года
- Разгром Московской Хельсинкской группы, 1981
- Похороны Брежнева 1982
- Инцидент с южнокорейским Боингом (1983)
- Похороны Андропова 1984
- Похороны Черненко 1985
Конец периода застоя часто неофициально именуют «эпоха пышных похорон»: в течение трех лет скончались три генеральных секретаря ЦК КПСС: Брежнев, Андропов, Черненко.
Эпоха застоя в других государствах
Примечания
- М. С. Горбачев. Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической Партии Советского Союза. // lib.ru
- Encyclopedia Britannica www.britannica.com
- http://www.jstor.org/pss/2534530 NBER paper by W. Easterley and S. Fischer. The Soviet Economic Decline: Historical and Republican Data
- http://www.nber.org/papers/w4735 William Nordhaus. Soviet Economic Reform: The Longest Road
- Heinrich Machowski. Changes in the Soviet Economic System?
- http://www.springerlink.com/content/8343j641546501x2/ Heinrich Machowski and Maria Elisabeth Ruban. Slowdown in the Soviet economy in 1977/78
- статья 70 УК РСФСР: антисоветская агитация и пропаганда http://kodeks.name/
- Encyclopedia Britannica http://www.britannica.com
- The Columbia Encyclopedia
- статья УК 190: распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй
- О попытках враждебных элементов использовать в антисоветских целях т.н. особую позицию руководства некоторых коммунистических стран по вопросу о демократии
- Апелляции к западным компартиям и необходимость продолжения подавления инакомыслия.
- Московская Хельсинкская группа http://www.mhg.ru/history
- См. исторический график цен на нефть
- Human Development Report 1990
- Human Development Report 1990
- Стерман Л. С. Тепловые и атомные электростанции М. 1982
- Название: Очерки истории вяжущих веществ от древнейших времен до середины XIX века Значко-Яворский И. Л. Издательство: АН СССР Год: 1963
- Родичев В. А., Родичева Г. И. Тракторы и автомобили.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Агропромиздат, 1987.
- 1 2 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТРАКТОРАМИ И КОМБАЙНАМИ http://www.gks.ru/free_doc/2006/b06_13/14-16.htm
- хозяйство Зерновое хозяйство // БСЭ
- http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi?pl=1416006 Поголовье основных видов скота в хозяйствах всех категорий, тысяча голов, значение показателя за год
- http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi?pl=1416003 Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тысяча центнеров, значение показателя за год
- Т. И. Заславская. О совершенствовании производственных отношений социализма и задачах экономической социологии (1983)
- А. С. Нариньяни. Рабочая записка «О советской программе форсированного развития ЭВМ» (1985)
- Русь — Тройка с минусом. Академик Заславская дает оценку событиям, произошедшим за последние 20 лет (2005)
- России снова нужна перестройка
- Волкогонов Д. А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР: В 2-х кн. М., 1995. Кн. 2.
- Я. Гилинский, Г. Румянцева. Основные тенденции динамики самоубийств в России
- Хабаров А. Россия ментовская
- Шесть постсоветских стран: смертность до и после распада СССР
- Демографические катастрофы ХХ века/ Глава из книги «Демографическая модернизация России, 1900—2000»
- А.Немцов. Алкоголь и смертность в России. Александр Немцов — доктор медицинских наук, психиатр
- 1 2 В. Г. Жданов. Правда и ложь об алкоголе. 1984 г.
- Оценка алкогольной ситуации в России
- Петр Дудочкин. Манифест трезвости
- http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/VV_SC4_W.HTM Есть такая наука — алкология А. В. Немцов, «Природа», № 11, 1995 г.
- Л. А. Кацва. История России. Советский период. (1917—1991) http://som.fio.ru/Resources/Drachlerab/2005/08/70.htm#_ftnref2
- Россия и СССР в войнах XX века, Потери вооруженных сил, Статистическое исследование, Под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева, Москва «Олма-Пресс», 2001 http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/
- Советско (российско)-американские соглашения в области контроля над вооружениями Виктор Стефанович КОЛТУНОВ генерал-майор в запасе, к.т. н., профессор Академии военных наук Стенограмма лекции В. С. Колтунова, состоявшейся 25 октября 2002г http://armscontrol.ru/course/lectures02b/vsk_021025.htm
- Приказ Минздрава СССР ОТ 24.08.1972 № 694 о мерах по дальнейшему усилению борьбы против пьянства и алкоглизма (там же приводится и постановление от 16 мая)
- Радио «Маяк»: Идейный компромисс для нетрезвеющего народа
- СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ. Хельсинки, 1 августа 1975 года. http://www.osce.org/documents/html/pdftohtml/4044_ru.pdf.html
- Тексты конституций онлайн, http://www.constitution.garant.ru/DOC_0000810003000.htm
- Как Сахарова высылали в Горький\\Из дневников Андрея Дмитриевича Сахарова\\Российская газета № 4071 от 19 мая 2006 г.
История России
Новгородская республика (1136—1478)
Владимирское княжество (1157—1363)
Княжество Литовское и Русское (1236—1569)
Московское княжество (1263—1547)
Российская республика (1917)
Советская Россия (1917—1922)
Альтернативные образования
Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия»
См. также
- Леонид Ильич Брежнев
- Завоевания социализма
- Берёзка (магазин)
- Бойкот Олимпийских игр
- «Сделано в СССР»
- Андрей Сахаров
- Александр Солженицын
- Пражская весна
- Доктрина Брежнева
- Афганская война (1979—1989)
- Эпоха пышных похорон
- Перестройка
Ссылки
- Р.Галис Август 1968: «вторжение русских стало для чехов шоком («Moje Noviny», Чехия)»
- СССР в период «застоя» и «перестройки»
Список наград • Автомобили • Награждение орденом «Победа» • Трилогия Брежнева • Л. И. Брежнев в филателии
Малая земля • Пражская весна • ОВД • Холодная война • ОСВ • Эпоха застоя • СЭВ • XXII летние Олимпийские игры
Характерными признаками социализма, точнее социалистического общества, на основе которого возникает и развивается соответствующий тип государства и права, являются такие, как: 1) преобладание «общественной собственности на средства производства при планомерном развитии всего народного хозяйства»; 2) отсутствие «эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком»; 3) сосредоточение власти в руках только тех, кто трудится – диктатура пролетариата в переходный период от капитализма к социализму и «общенародное государство» в период «развитого социализма»; 4) государственные гарантии права на труд (полная ликвидация безработицы), на отдых, на медицинское обслуживание, на образование, на социальное обеспечение и др.
Несколько по-иному трактуется «социализм», а вместе с ним, соответственно, и социалистическая система в зарубежных источниках.
Например, в известном словаре Вебстера «социализм» понимается как: а) «теория, согласно которой право собственности, право управления ею и распоряжения средствами производства и произведенной продукцией принадлежит не частным лицам, а всему обществу или же различным сообществам»; б) «политическое движение», ставящее своей целью построение социалистического общества; в) соответствующие доктрины, методы, идеи и пр., взятые на вооружение социалистическими партиями; и г) стадия развития общества, находящего-
488 Глава XVIII. Правовые системы социалистич. и постсоциалистич. стран
ся, «согласно коммунистической доктрине», на переходном этапе «от капитализма к коммунизму» и характеризующаяся упразднением частной собственности и установлением принципа «от каждого – по способности, каждому – по труду».
Социализм, согласно воззрениям западных авторов, «это скорее экономический, нежели политический феномен». Он имеет весьма растяжимый и относительный характер «и теоретически может быть установлен почти в любой стране». Например, указывается в одном из американских социологических словарей, в настоящее время «бесчисленные и самые разнообразные социалистические предприятия» в виде государственных школ, дорог, армии и флота, почтовых отделений и др. «уже существуют и функционируют в рамках экономической системы Соединенных Штатов».
Следует добавить, что социалистическими называют себя некоторые западные, «чисто» буржуазные, с точки зрения существовавших и существующих в России представлений, политические партии. Например, традиционно именует себя социалистической Лейбористская партия Великобритании, хотя в практическом плане, следует заметить ради справедливости, между ней и «чисто» буржуазной Консервативной партией страны разницы не больше, чем между двумя политическими близнецами.
К приверженцам социалистической политики и идеологии причисляют себя не только «традиционные» социалистические государства (Китай, Куба, Северная Корея), но и некоторые «традиционные» капиталистические государства. Например Португалия, в Конституции которой, наряду с другими целями Учредительного собрания, «одобрившего и узаконившего» ее 1 апреля 1976 г., ставится цель «открыть пути к социалистическому обществу».
Социалистических воззрений придерживаются также некоторые другие страны, партии и политические движения.
Вопрос при этом заключается лишь в том, какой смысл вкладывается в термин и понятие «социализм», как он понимается и расшифровывается. Ведь существует много различных форм и разновидностей этого феномена, которые к тому же далеко не всегда ясны и детально разработаны.
Как это ни парадоксально может звучать на фоне нынешних, далеко не всегда точных и приближенных к истине утверждений о «догма-
§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической системы 489
тах» и прочих связанных с ними грехах «советского социализма», но факт остается фактом, что один из наиболее убежденных российских социалистов В.И. Ленин, по наитию полагавший, что социализм создается «творчеством народных масс», не знал в деталях даже после Октябрьской революции, каким же будет в конечном счете провозглашенный ею строй.
В одном из своих выступлений в 1918 году он искренне признавался, что «дать характеристику социализма мы не можем, каков социализм будет, когда достигнет готовых форм, – мы этого не знаем, это сказать не можем». Можем лишь сказать, что «началась эра социальной революции», что «мы то-то сделали и то-то сделать хотим, – это мы знаем». Но «чтобы мы сейчас знали, как будет выглядеть законченный социализм, мы этого не знаем».
Аналогично обстоит дело, судя по программам и декларациям политических партий и движений социалистической ориентации, и с другими видами социализма.
Разница при этом заключается лишь в том, что первый из них, именуемый на Западе «коммунистическим социализмом», а в бывших соцстранах – «научным социализмом», по сравнению с последними теоретически более глубоко и разносторонне разработан, в том числе и в сфере государственно-правовой жизни. Больше того, в России и многих других странах на протяжении ряда лет его пытались реализовать практически. В то время, как другие виды и формы социализма лишь декларировались и время от времени публично обсуждались или же осуждались.
Памятуя об этом и учитывая определенное влияние различных видов и форм социализма на государственно-правовую жизнь в различных развитых и слабо развитых в промышленном отношении странах, остановимся на рассмотрении лишь «научного», марксистского варианта социализма, на марксистской концепции государственного и правового строительства.
Следует отметить, что теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В.И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях авторов, стоящих на марксистско-ленинских позициях.
С момента своего зарождения марксистское учение о государстве и праве вообще и социалистическом государстве и праве в особенности
490 Глава XVIII. Правовые системы социалистич. и постсоциалистич. стран
подверглось резким нападкам и критике со стороны представителей самых различных политических течений и идеологий. Подвергается оно им и в настоящее время. Это вполне естественно и понятно, если исходить из многократно подтвержденного жизненного тезиса о том, что любое учение о государстве и праве всегда отражает определенные, нередко весьма противоречивые политические взгляды и интересы, а также несовместимые друг с другом политические ценности и амбиции.
Марксистское учение о социалистическом государстве и праве в отличие от других учений и доктрин практически не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавших или ныне существующих государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты государства и права.
Марксисты всех оттенков и направлений говорят о научности и прогрессивности развиваемых ими идей о социалистическом государстве и праве. Их политические и идеологические оппоненты, естественно, утверждают обратное.
Однако независимо от оценок и подходов к изучению марксистского учения о социалистическом государстве и праве основные его постулаты и исходные положения остаются следующими.
Первое. Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникает не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов, говорилось в «Манифесте Коммунистической партии», является «ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти». А «первым шагом в рабочей революции» является «превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии».
В работах классиков марксизма-ленинизма обстоятельно разработана теория социалистической революции – ее цель, формы осуществления, основные направления, методы. Еще в ранних произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса развивались, например, идеи о необходимости соблюдения последовательности и непрерывности социалистичес-
§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической системы 491
кой революции. Наши интересы и наши задачи, писали они, заключаются в том, «чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти».
В более поздних их работах проводилась мысль о необходимости использования в процессе осуществления социалистической революции различных – мирной и немирной – форм. Восстание было бы безумием там, доказывал, в частности, Ф. Энгельс, «где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем». И далее: «Мы, «ниспровергатели», больше «преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота».
Используя марксистский тезис о непрерывности революции, В. Ленин разработал доктрину о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. » От революции демократической, – писал он, – мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию».
Второе. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.
Все перевороты, писал в связи с этим К. Маркс, лишь усовершенствовали старую государственную машину «вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе».
Развивая эту мысль, В.И Ленин убеждал, что «революция должна состоять не в том, чтобы новый класс командовал, управлял при помощи старой государственной машины, а в том, чтобы он разбил эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины».
На вопрос, как это сделать и все ли в старом государственном аппарате нужно разбивать, Ленин отвечал, что к слому старого, буржуазного аппарата нужно подходить строго дифференцирование, разноп-ланово. Дело в том, что в каждом буржуазном государстве наряду с преимущественно-угнетательскими органами и институтами в виде
492 Глава XVIII. Правовые системы социалистич и постсоциалистич. стран
армии, полиции, жандармерии и пр., которые подлежат немедленному слому, есть также такие органы, которые связаны с банками и синдикатами, выполняют учетно-регистрационные функции. «Этого аппарата разбивать нельзя и не надо».
Третье. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму.
Марксист лишь тот, писал В. Ленин, «кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма».
Что представляет собой диктатура пролетариата и что она означает? Если перевести это «историко-философское понятие» на более простой язык, разъяснял Ленин, то она означает то, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов». Диктатура пролетариата «есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся».
Четвертое. В своем становлении и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право, согласно марксистской теории, проходит несколько этапов, или ступеней эволюционного изменения.
В советской и зарубежной марксистской литературе длительное время велись споры о количестве проходимых им этапов, их последовательности, сущности и содержании каждого из них – их качестве, наконец, о соотношении каждого этапа в развитии государства с соответствующими этапами в развитии общества.
Возобладала и получила достаточно широкое распространение, а затем и официальное закрепление в СССР точка зрения, согласно которой вновь создаваемое после совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии: этап
§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической системы 493
существования государства диктатуры пролетариата, этап функционирования собственно социалистического государства и, наконец, этап развития общенародного государства.
Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно, этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. И наконец, этап развития общенародного государства соотносился с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества.
Данная концепция развития социалистического государства и права, находящаяся в неразрывной связи с теорией становления и развития социалистического общества, получила свое прямое отражение в конституционных актах социалистических стран и в текущем законодательстве. Так, в Конституции СССР 1977 г. утверждалось, что «выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным». Одновременно указывалось на то, что в обществе произошли огромные изменения и оно превратилось в «развитое социалистическое общество», в «общество зрелых социалистических общественных отношений».
Характерными особенностями общенародного государства являются: выражение интересов не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и «трудящихся всей наций и народностей страны»; сохранение их классовой сущности; развитие «подлинной» демократии в условиях нового общества и государства; усиление роли компартии; и др.
Пятое. Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Касаясь данного вопроса, Ф. Энгельс писал: «Маркс и я в течение сорока лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой…», однако она, «как всякая другая форма правления, определяется своим содержанием».
В переводе на язык политической практики это означает, что для социалистического государства приемлемой формой правления является лишь та республика, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием. Что же касается всех иных, несоциалистических форм, в частности, республиканской формы буржуазного государства, то она, по словам
494 Глава XVIII. Правовые системы социалистич. и постсоциалистич. стран
Энгельса, «так же враждебна нам, как любая монархия (если отвлечься от форм проявления этой враждебности)». В силу этого, делался вывод, «принимать ее за форму по существу социалистическую или доверять ей, пока она во власти буржуазии, социалистические задачи – это ничем не обоснованная иллюзия».
Развивая идеи о республиканской форме правления социалистического государства применительно к России, Ленин признавал в качестве таковой лишь Советы. На первых этапах развития государства это были Советы «рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху», а на последующих – Советы депутатов трудящихся и Советы народных депутатов.
Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма. При этом, как утверждал, в частности Ленин, демократический централизм «не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т.п., а, напротив, необходимо требует и того и другого».
Выдвигая на первый план унитарное государство, теоретики марксизма-ленинизма в то же время не отрицали возможности существования при определенных условиях и федеративной формы социалистического государства. В практическом плане попытки реализации федеративной формы организации государства предпринимались в СССР, Югославии и России.
Шестое. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право, оно является средством решения стоящих перед государством ближайших и стратегических задач.
Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. Если государство, по мнению основоположников научного коммунизма, «есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы», та «форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы – как вовне, так и внутри страны – взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы», то право есть то средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в государственную волю, проводятся в жизнь.
§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической системы 495
На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право, в соответствии с марксистской доктриной, выражают интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества – интересы всего народа.
Седьмое. Государство и право, согласно марксистскому пониманию, не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также отмирают.
Особенность марксистского представления о государстве и праве, в отличие от других представлений, заключается в том, что оно связывает напрямую с классами не только процесс возникновения и развития государственно-правовых институтов, но и процесс их отмирания.
Последнее не следует понимать вульгарно, как искусственно формируемый или насильственный процесс. Это, с марксистской точки зрения, естественный процесс, обусловленный такими же процессами развития экономики, общества, а вместе с ними – государства и права. Нам не следует подхлестывать, искусственно форсировать данный процесс, подчеркивал Ленин. Мы вправе говорить «лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания».
Что требуется для отмирания государства и права? Какие условия для этого необходимы? Отвечая на эти вопросы, сторонники марксизма указывают прежде всего на необходимость создания соответствующих материальных, социальных и иных условий, ведущих к стиранию классовых различий, а также – к формированию высокого уровня общественного сознания. Весьма важно для марксистов, в частности, научить людей работать на общество «без всяких норм права», без всяких принуждений; создавать все необходимые условия для того, чтобы «основные правила человеческого общежития» со временем стали для всех людей привычкой.
Эта благородная по своей природе, но и утопическая цель – освободить будущее человечество от государства и права, от любых форм государственно-правового давления и принуждения, сделать всех в высшей мере сознательными и свободными – не только объявлялась в теории, но и ставилась на практике. В Конституции СССР 1977 г.
496 Глава XVIII. Правовые системы социалистич. и постсоциалистич стран
(в преамбуле) провозглашалось, например, что «высшая цель Советского государства – построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».
Развитое социалистическое общество объявлялось «закономерным этапом» на пути построения бесклассового общества, а общенародное государство и общенародное право, согласно марксистским теоретическим разработкам, считались важными вехами на пути отмирания государства и права.
Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако иной была практика. Закрепляя, например в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, предоставляя их теоретически, практически государственная власть действовала совершенно по-иному. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невиновных свидетельствуют о глубоком противоречии, существовавшем в тот период между социалистической государственно-правовой теорией и практикой.
Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и общенародного права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически находились в руках правящих кругов; государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным.
Предыдущий | Оглавление | Следующий
Периодизация и главные черты периода 1964 — 1985 гг.
Более чем двадцатилетие жизни советского общества — 1964-1985 гг. — приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985-1991 гг. данному историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой — по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:
- 1964 — 1968 гг. — ранняя;
- 1968 — 1977 гг. — средняя;
- 1977 — 1985 гг. — поздняя.
Если ранняя и средняя брежневская эра — 1964 — 1977 гг. — в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:
- попытки экономических реформ;
- укрепление новой системы власти;
- отход от критики сталинизма.
Косыгинская экономическая реформа и ее провал
Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее проведения.
Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».
Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты — положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану — в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.
Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.
Возвращение к жесткой административно-командной системе
к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 — 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения — улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:
- административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;
- дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.
Данная политика первоначально приносила успех — «нефтедоллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глубокому кризису:
- в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;
- цены на нефть и газ в мире резко упали;
- Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;
- экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.
Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.
Укреплений позиций Л. И. Брежнева
В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:
-
фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин;
-
но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;
-
в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;
-
тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение — группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве — предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).
Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:
- Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;
- В.В. Щербицкий — в 1972 — 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;
- Д.А. Кунаев — в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;
- В.В. Гришин — в 1967 — 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;
- А А. Громыко — в 1957 — 1985 гг. министр иностранных дел СССР;
- Д.Ф. Устинов — в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;
- К. У. Черненко —. секретарь ЦК КПСС;
- М.А. Суслов — секретарь ЦК КПСС;
- иные.
Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов — в делах КГБ; Устинов — в оборонных вопросах; Кунаев — в Казахстане и т. д.). Это выгодно отличало его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев — Подгорный — Косыгин.
В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.
Принятие новой конституции СССР 1977г.
Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г.
Данная Конституция:
-
как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;
-
однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 — 1977 гг.;
-
СССР конституционно объявлялся общенародным государством;
-
в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.
Потепление международной обстановки
В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:
-
улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;
-
в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет — стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;
-
августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.