Регулирование рынка
Как всякая экономическая система, рынок должен отвечать на вопросы «Что?», «Как?», и «Для кого производить?». Рыночная экономика отвечает на эти вопросы посредством своих встроенных механизмов, проявляющихся на поверхности в виде цен, являющихся главным инструментом рыночной координации. Так что можно по-разному относиться к рынку, но никакой другой механизм не сможет его заменить с той же эффективностью.
Однако, как показывает практика, даже такой эффективный механизм как рынок, имеет пределы своих возможностей. Было бы неправильно в данном случае говорить о недостатках рынка в буквальном их понимании,- речь скорее идёт о том, что не является рыночным по своей природе. Эти пределы получили название «провалов» или «фиаско» рынка. Иными словами, эти понятия затрагивают те сферы хозяйственной жизни, где рынок не срабатывает.
Прежде всего, это наиболее ярко проявляется в «нейтральности» рынка по отношению к социальным и моральным нормам. Несложно представить себе ситуацию, когда, из-за чрезмерно высоких цен на продукты питания, большинство населения вынуждено переходить на потребление консервов для собак и кошек, из-за недоступности других продуктов. В то же время, семьи, сохранившие высокий доход, кормят этими консервами своих хвостатых любимцев. С точки зрения норм морали и этики, такая ситуация неприемлема, однако, с точки зрения рынка она не противоречит его принципам, и более того, вполне естественна, поскольку рынок, в данном случае разместил ресурсы в соответствии с покупательной способностью потребителей.
Следовательно, чтобы устранять недостатки рынка, необходим другой институт, который бы взял на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство, которое берет на себя решение, в первую очередь, социально-экономических проблем.
1. Прежде всего, рынок не рассматривает в качестве своих субъектов индивидов, не получающих дохода. Но даже в странах с развитой рыночной экономикой таких людей очень много: это малоимущие, инвалиды, лица пожилого возраста, дети, неработающие студенты и т.п. Таким образом чисто рыночное распределение исключает все эти категории граждан из потребления, как не получающие дохода. Это не может считаться справедливым, так как препятствует не только достойному существованию этих людей, но и составляет угрозу их жизни. Рынок как таковой не имеет рычагов, обеспечивающих социальную защиту малоимущих граждан. Он добровольно не выделяет средств на воспроизводство благ коллективного пользования: зон отдыха, культурных центров.
Более того, законы рынка жёстки – тому, что не приносит дохода, нет места на рынке. Рынок игнорирует эффекты «перелива», т.е. результаты, достигаемые не по месту финансирования затрат. А ведь именно такими эффектами характеризуется социальная сфера: народное образование, здравоохранение. При чисто рыночных методах управления социальной инфраструктурой роль ее недооценивается. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений путём перераспределения созданного во всей экономике дохода насущно необходимо.
2. Рыночный механизм порождает также так называемые «внешние эффекты» или экстерналии. Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Эти эффекты также называют «эффектами соседства» по причине их происхождения.
Например, вы проживаете недалеко от аэропорта, и шум взлетающих или идущих на посадку самолётов нарушает покой всех жителей вашего района. Это пример отрицательного внешнего эффекта, поскольку жителям навязываются дополнительные затраты, связанные с мерами по шумоизоляции (остеклению лоджий и балконов, установкой стеклопакетов), что приводит к сокращению других потребляемых ими товаров и услуг.
Положительные внешние эффекты называются так потому, что приносят пользу. Например, при строительстве нового дома в старой части города происходит мощение тротуаров, прилегающие территории приводятся в надлежащий вид, открываются новые магазины, организуются автомобильные стоянки.
Однако проблему в экономике и обществе создают в основном именно отрицательные внешние эффекты, поскольку порождают конфликт «между соседями» на почве получения выгод одними за счёт других, и именно для компенсации этих потерь требуется вмешательство государства. Как правило, это достигается с помощью налогов.
3. Не все потребности населения находят выражение в индивидуальном платежеспособном спросе. Иными словами, люди хотят потреблять некоторые товары и услуги, но не хотят за них платить. Проще говоря, есть товары и услуги, которые нужны всем, но каждый конкретный потребитель не желает их оплачивать. Это национальная оборона, государственное управление, фундаментальная наука, защита окружающей среды, освещение улиц в тёмное время суток и т.п. Эти товары и услуги получили название «общественных благ», так как потребление блага одним индивидом не исключает из потребления никого другого. Но, поскольку никто не хочет оплачивать «общественные блага», рыночная экономика не станет их производить. Таким образом, задача обеспечения «общественных благ» полностью ложится на плечи государства и оплачивается за счёт обязательного налогообложения.
4. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики необходимым количеством денег (рублей, евро, долларов и т.п.). Следовательно, важнейшей функцией государства является организация денежного обращения в стране.
Организация денежного обращения — это государственная монополия на выпуск денег и регулирование денежной массы в строгом соответствии с остальными экономическими параметрами.
5. Кроме вышеперечисленного, рыночный механизм не решает возникающих региональных проблем — экономических, демографических, социальных, экологических. Данные проблемы характерны практически для всех стран и вызываются, как правило, следующими основными причинами:
а) недостаток природных ресурсов (регион становится непривлекательным для капиталовложений, что приводит к снижению уровня жизни его жителей);
б) невозможность полного использования возможностей региона из-за недостатка капитала (к сожалению, сегодня это относится к большинству регионов России);
в) плачевное состояние или упадок предприятия ключевой отрасли региона, которое приводит к росту безработицы, крайне низким доходам, высоким показателям эмиграции, неразвитой инфраструктуре и социальной напряженности. В России это положение, к сожалению, встречается часто: это Урал, некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока, центральная часть России.
Исправить положение за счёт рыночного механизма абсолютно невозможно, более того рынок только его усугубит. Цены, выступающие в виде сигналов, лишь уведут из этих регионов то, что там ещё остается — капитал, рабочую силу, природные ресурсы. Поэтому в таких случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику, путём размещения в этих регионах части своих заказов и сместив в его пользу приоритеты в проведении таких общественных работ как строительство школ, новых дорог, медицинских учреждений. Ответственность за это лежит на соответствующих государственных министерствах и ведомствах.
6. В своей экономической деятельности государство и фирмы зачастую сталкиваются с противоположностью своих интересов. В самом деле, предприниматель, создавая своё предприятие преследует цель в виде собственной выгоды, и приложит все усилия с тем, чтобы её не упустить. Ориентированной на получение прибыли рыночной системе присуща склонность к монополизации, поэтому для поддержания рынка и сохранения информативности ценовых сигналов государство проводит антимонопольную политику.
Интересом и задачей государства является достижение экономической стабильности в рамках страны. Поэтому, далеко не всегда то, что является благом для части, является и благом для целого, и наоборот, не всегда то, что является благом для целого, равножелательно и для его части. Иными словами, развитие национальной экономики ставит перед собой иные задачи, чем отдельный предприниматель или отдельная фирма.
Вопросы сбалансированности национальной экономики, достижение макроэкономического равновесия являются основными в экономической политике государства, однако вовсе не являются приоритетными для отдельного предприятия. Отсюда — необходимость вмешательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия.
Для рыночной экономики характерна определенная нестабильность, повсеместно проявляющаяся в виде инфляции, безработицы и экономических кризисов. Следовательно, проведение антиинфляционной политики, политики в области занятости, антициклической политики, также являются важнейшими функциями государства.
7. Механизм рынка не в состоянии реализовывать национальные экономические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование экономической деятельности государством становится объективной необходимостью.
Для того чтобы иметь возможность оказывать влияние на экономику, государство должно иметь собственные методы и средства. Самыми эффективными являются методы, основанные на использовании государственных финансов. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются:
1) налоги и субсидии;
2) регулирование цен путем установления их верхних или нижних пределов;
3) регулирование объема обращающихся на рынке товаров.
Налоги представляют собой основной источник, формирующий государственную казну. Без налогов государство лишается необходимых ему централизованных накоплений. Без налогов нет источника и для субсидий. Налоги считаются самым мягким орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма. Налоги не изменяют условия протекания рыночных процессов, не лишают свободы действия рыночных субъектов. Действуя как ценоудорожающий фактор, налоги сдвигают точку рыночного равновесия.
Влияние налогов на рыночное равновесие проследим на примере акцизного поштучного налога, уплачиваемого продавцом (рис. 6.14).
После введения налога кривая предложения сдвигается вверх на величину налога T. Для сохранения той же выручки за вычетом налога продавец вынужден запрашивать большую цену. Собственно выручка продавца после введения поштучного налога формируется на базе цены за минусом налога, то есть: Pт-Т.
Для покупателя товар подорожал. Равновесное состояние теперь будет соответствовать точке А, а не точке Е. Новому равновесному состоянию рынка соответствует теперь объем продаж Qт вместо исходного Q*. Причем Qт<Q*. Цена для покупателя возрастет с P* до Pт.
Итоги сделок для заинтересованных сторон следующие: общие расходы покупателя: Pт х Qт ; поступления в пользу продавца: (Pт-Т) х Qт ; налоговые поступления государству: Т х Qт.
Рис. 6.14 Последствия введения поштучного акцизного налога
Несмотря на то, что формально плательщиком акцизного налога государству является продавец, налоговое бремя распределяется между ним и покупателем. Отрезку АБ на графике соответствует штучный налог, уплачиваемый покупателем, отрезку БВ- уплачиваемый продавцом. Распределение налогового бремени, очевидно, зависит от эластичности спроса и предложения. При эластичном спросе больше теряет продавец, при неэластичном-покупатель.
Уяснив последствия введения поштучного акцизного налога, несложно разобраться с субсидиями. Их можно рассматривать как отрицательные налоги или как налоги «наоборот». Налоги отрицательно влияют на рыночную конъюнктуру, субсидии — положительно. Но налоги — та жертва, без которой экономика не способна развиваться нормально.
Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок считается регулирование цен. Оно способно разрушить сам рыночный механизм координации. Установление государством «потолка» или «пола» цены, как показал опыт нашей страны, себя не оправдывает. Искусственно низкие цены на продукты питания в СССР были таковыми для всех, включая и самых состоятельных граждан. Цены невозможно сделать избирательно действующими в отличие от субсидий. Цены, пропускавшие плановые убытки в производстве, разрушали отношения нормального эквивалентного обмена, не способствовали рациональному использованию ограниченных ресурсов.
Для отраслей естественной монополии и после 1992 года сохранено прямое государственное регулирование цен (тарифов). Решение ныне представляется спорным. Переход к рынку очень сложно дозировать. Преобладание свободных рыночных цен требует регулярного пересмотра и цен (тарифов), назначаемых государством. Например, на железнодорожном транспорте тарифы приходится пересматривать с периодичностью индексации заработной платы. Транспорт трудоемок и всякое повышение заработной платы приводит к росту полных издержек, являющихся базой тарифа.
В целом, вопросы, касающиеся взаимоотношений государства и рынка являются, пожалуй, самыми сложными и проблемными в экономической теории. Очевидно, что государство должно вмешиваться, но какая степень этого вмешательства необходима и достаточна? Существует ли чёткая граница, за которую не должно переступать государство и, если существует, то где она? Различные экономические концепции не дают однозначного ответа на данный вопрос.Но, так или иначе, развитие рыночной экономической системы ведёт к её усложнению, и доказательством этому являются социально ориентированная рыночная экономика и те интеграционные процессы, которые происходят сегодня в Европе. Всё это предполагает усиление, или скорее изменение роли государства, но не объясняет, до какой степени это может происходить, чтобы не стать угрозой существованию самого рыночного механизма.
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Содержание
- Государственное регулирование экономики – определение термина
- Роль государства в экономике
- Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
- Основы финансирования
- Структура рынка
- Функции и инструменты рынка
- Государственное регулирование рынка
- Основные задачи и механизм регулирования
- Регулирование рынка в РФ
- Гарант финансовых инвестиций
- Актуальность темы исследования. В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.
- Цель финансового регулирования — установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.
- Цель и задачи исследования. Главная цель данной курсовой работы — обобщить и систематизировать знания о финансовых механизмах воздействия на экономику страны.
- Объект исследования. Объектом исследования в данном курсовом проекте является государственный аппарат регулирования финансовых отношений.
- Работа состоит из введения, двух разделов, вывода, списка используемой литературы, приложения. Основной текст работы изложен на 21 странице машинописного текста.
- Теоретико-методические основы регулирования экономики
- 1.1 Финансовый механизм, его составные звенья и элементы
- 1.2 Система финансовых рычагов и стимулов
- Выводы раздела 1
- Перестройка финансового механизма в условиях рыночной экономики
- 2.1 Сущность, задачи и цели перестройки в условиях рыночной экономики
- 2.2 Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Методы ГРЭ:
- прямые;
- косвенные.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
3 0 0 0 2 Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 27 971 просмотр Расскажите друзьям: Подпишитесь на Bankiros.ru
Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.
Основы финансирования
Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.
Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.
Структура рынка
Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.
Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.
Функции и инструменты рынка
Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.
В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.
На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:
- увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
- перераспределение бюджетных средств;
- снижение циклов торговли;
- экономия обращения;
- поддержка непрерывного процесса воспроизводства.
Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.
Государственное регулирование рынка
Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.
Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент. Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.
Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:
- выполнение только в соответствии с законодательством;
- отсутствие монополии;
- обязательное лицензирование деятельности;
- контроль транзакций посредников;
- защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.
Основные задачи и механизм регулирования
В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:
- Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
- Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).
Регулирование рынка в РФ
Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.
Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:
- ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
- ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.
- Центробанк. Устанавливает правила ведения финансовых транзакций. Контролирует все виды валютных и кредитных операций.
Гарант финансовых инвестиций
Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.
В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.
Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методические основы регулирования экономики
1.1 Финансовый механизм, его составные звенья и элементы
1.2 Система финансовых рычагов и стимулов
РАЗДЕЛ 2. Перестройка финансового механизма в условиях рыночной экономики
2.1 Сущность, задачи и цели перестройки в условиях рыночной экономики
2.2 Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.
Цель финансового регулирования — установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.
Цель и задачи исследования. Главная цель данной курсовой работы — обобщить и систематизировать знания о финансовых механизмах воздействия на экономику страны.
Объект исследования. Объектом исследования в данном курсовом проекте является государственный аппарат регулирования финансовых отношений.
Работа состоит из введения, двух разделов, вывода, списка используемой литературы, приложения. Основной текст работы изложен на 21 странице машинописного текста.
Теоретико-методические основы регулирования экономики
1.1 Финансовый механизм, его составные звенья и элементы
В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.
Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера.
Оно определяет методы распределения валового внутреннего продукта, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов.
При этом используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и пере распределительных финансовых отношений.
Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства.
Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.
Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые-экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.
Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.
Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механизма, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества.
Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались.
Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как известно, свой «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.
Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества:
ь финансовое обеспечение;
ь финансовое регулирование.
Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.
Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах:
Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг.
Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций — важнейшая задача финансовых работников всех рангов.
Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на определённом этапе.
Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.
Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они, по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.
Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.
При налоговом методе сумма дохода распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов.
Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, амортизационные отчисления и т. п.).
Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.
Функционирование финансового механизма обеспечивается через определенные организационные структуры.
К ним относятся: правовое регламентирование, планирование (прогнозирование) и управление. Правовое регламентирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовой деятельности, осуществляют органы государственной власти.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом — составление различных видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.
Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны — поощрение и санкции.
В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.
Схематически финансовый механизм хозяйствующих субъектов можно представить в следующем виде (см. Приложение А).
С созданием современной экономической модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства.
Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты.
С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности.
Наряду с действием финансового механизма в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере.
Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании.
Перестройка финансового механизма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств.
Действующий финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг.
Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования — переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей.
Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).
Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.).
Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжении организаций, учреждений.
1.2 Система финансовых рычагов и стимулов
Все мероприятия финансовой политики, направляемые к упорядочению бюджетного устройства, корректированию денежного обращения, организацию кредита, совершенствованию ценообразования не в состоянии преодолеть экономический кризис, составляющий основу кризиса финансов.
Выход состоит в повышении производительности труда в сфере материального производства, в увеличении емкости рынка, как за счет крупного производства, так и за счет увеличения товарного предложения со стороны мелких предпринимателей, производящих промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Таким образом, укрепление финансов зависит от развития производства и товарооборота, а устойчивость финансов, бездефицитность бюджета и стабильность денег в свою очередь являются важнейшими факторами успешного развития народного хозяйства.
Инструментами же формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода являются финансовые рычаги.
В их состав входят: прибыль, налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций различных форм собственности, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, налоги с населения, страховые платежи и т. п.
При расходовании фондов финансовых ресурсов как централизованных, так и децентрализованных используются финансовые рычаги, связанные с финансированием капитальных вложений, расходованием оборотных средств, фондов экономического стимулирования, дотаций, пенсионных источников, сумм страховых возмещений по всем видам страхования, пособий, стипендий и др.
Каждый финансовый рычаг выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны между собой и представляют целостную систему показателей, используемых при организации и регулировании финансовых отношений.
Участвуя в формировании и использовании фондов денежных ресурсов, финансовые рычаги должны воздействовать на экономическую деятельность хоз. органов, стимулировать экономический рост, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, выполнять все другие задачи, связанные с организацией производства в условиях коммерческого расчета.
Воздействие финансовых рычагов на развитие общественного производства зависит от функций, которыми они наделены, и от реализации этих функций на практике.
Так, исторический опыт показывает, что налоги при правильном их применении приносят огромную пользу государству, а при ошибочном — непоправимый вред. Даже технический момент в налоговой практике играет очень важную роль. Классическим примером этого в истории советской экономики является факт замены продразверстки продналогом.
В результате этого налог стал взиматься в другой форме и это привело к положительным результатам, хотя тяжесть обложения сохранилась почти на прежнем уровне. Отсюда вывод — все финансовые рычаги требуют к себе самого внимательного отношения, как при их разработке, так и при применении.
Важное значение играет как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство.
Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений в механизм управления рыночной экономикой, усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов — поощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за нарушения.
Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различных льгот предусмотрен по налогам, взимаемым в бюджет путем частичного или полного освобождения предприятий от их уплаты.
Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием производства, с социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции (работ, услуг). При сокрытии же доходов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.
Льготы и санкции применяются и при организации финансирования и кредитования производственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Например, они могут быть применены за не целевое использование средств, несвоевременное погашение банковских ссуд.
Важное значение имеет и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и пр.
Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных и исполнительных органов, связанных с применением финансовых рычагов и стимулов, разработкой норм и нормативов, является оперативный учет изменений хозяйственных процессов и своевременное воздействие на них, направленное на повышение эффективности экономического развития государства.
Выводы раздела 1
Финансовый рычаг — инструмент формирования и использования финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. В их состав входят:
1) прибыль;
2) налог на прибыль;
3) амортизационные отчисления;
4) отчисления на социальное страхование;
5) налоги с населения.
Роль финансовых рычагов в условиях перехода от административно-командных к рыночным методам хозяйствования существенно возросла. Финансовые рычаги стали важнейшим инструментом стимулирования народного хозяйства.
С помощью финансовых рычагов решаются задачи:
1) регулирования общего уровня финансовых ресурсов в сфере производства;
2) ограничения монопольной деятельности;
3) регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий, пропорции распределения денежных средств, инвестиционных и инновационных процессов.
Наибольшую роль играют налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятия. Изымая часть накоплений, государство создает у предприятия стимул к изысканию дополнительных резервов роста прибыли, прежде всего за счет повышения эффективности производства. С переходом к рыночным отношениям преобладают налоговые методы изъятия доходов предприятий.
Налог на сверхприбыль, применяющийся в ряде стран, способствует ограничению монополий.
Подоходный налог с населения играет определенную роль в повышении трудовой активности работников.
В условиях рыночной экономики система финансовых рычагов воздействует на развитие производства и через прямое регулирование пропорции между денежными фондами, участвующими в производственном процессе. Чтобы не допустить сбоев в работе, предприятие широко использует финансовые нормы и нормативы, резервные фонды и т. д.
Через изменение соотношения между фондами накопления и потребления финансовые рычаги непосредственно влияют на экономический рост.
Финансовый стимул — организационная форма финансовых отношений, с помощью которой можно влиять на материальные интересы хозяйствующих субъектов.
Выделяют:
1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, благодаря чему расширяются возможности выпуска продукции с высокой отдачей, создаются условия для развития новых технологий;
2) поощрительные фонды. Используются на предприятии с целью повысить заинтересованность работников в более интенсивном и эффективном труде;
3) бюджетные стимулы. Субъектом стимулирования выступает государство. Это система платежей в бюджет и система бюджетного финансирования;
4) система финансовых льгот и санкций. Льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных средств в производство и создают благоприятные условия для его роста. К ним относятся разрешение на ускоренную амортизацию, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на научно-технические разработки или природоохранные мероприятия. Санкции усиливают материальную ответственность субъектов за конечный результат деятельности, нарушения требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.
Перестройка финансового механизма в условиях рыночной экономики
2.1 Сущность, задачи и цели перестройки в условиях рыночной экономики
Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не соответствующая требованиям объективных законов развития общества, стали питательной средой для внеэкономических методов перераспределения национального дохода, развития «теневой» экономики.
В противоречии с потребностями развития материального производства и укрепления финансов находились и кредитные отношения.
Все это открывало дополнительные каналы для разбухания денежного оборота, развития инфляции и обесценивания денежной единицы, обусловливая и углубляя кризис финансовой системы.
Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.
Современный финансовый механизм призван не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.
Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:
ь использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);
ь стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;
ь развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.
Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозорганов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.
Финансовый рынок является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т. п.
Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов.
2.2 Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов
Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как единая, строго заданная система рычагов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов.
Эффективность финансовых рычагов и стимулов — способность их обеспечить экономику надежными и устойчивыми источниками роста, финансовую устойчивость народного хозяйства, повысить экономическую отдачу в производстве товаров и услуг.
Наибольшее значение имеют:
1) финансовое регулирование и стимулирование производства;
2) финансирование научно-технического прогресса;
3) страховая защита общественного производства.
Направления повышения эффективности:
1) налоги. Налоговый механизм оказывает на предприятие двойственное влияние. Система налоговых льгот способствует ускоренному обновлению производственной базы, росту расходов на научно-технические и опытно-конструкторские работы, стимулируя повышение эффективности производства. Однако высокий общий уровень налогообложения предприятия резко ограничивает его финансовые возможности по наращиванию производства, а частый пересмотр видов налогов и условий их взимания ослабляет действенность налоговых льгот. Необходима устойчивая налоговая система с отлаженным контролем за полнотой и своевременностью уплаты налогов, с таким порядком исчисления размера платежа, который заинтересует плательщика в лучших результатах деятельности, во включении режима экономии ресурсов;
2) финансовые санкции и льготы используются очень мало. Перечень льгот по налоговому законодательству был резко уменьшен с введением 25 гл. Налогового кодекса, особенно в части реинвестирования прибыли, отсутствует их дифференциация по территории страны, нет системы льгот, ориентирующей предприятие на приоритетные отрасли. Бюджетное финансирование в качестве финансовой льготы не рассматривается, что послужило причиной распространения иждивенчества при формировании финансовых ресурсов предприятия.
Система финансовых санкций также нуждается в коренной перестройке.
Чтобы они стали реально действующими и эффективными, необходимо изменить содержание заключаемых между партнерами договоров, предусмотрев значительное усиление материальной ответственности за невыполнение принятых обязательств.
Действенность финансовых санкций во многом зависит от эффективной работы органов финансового контроля, экономических, судебных и арбитражных органов. Повысить эффективность действующих финансовых санкций можно путем оздоровления экономики, арбитражных служб, пересмотрев сами санкции в сторону ужесточения;
3) прибыль — обобщающий измеритель работы предприятия, в котором находят отражение качественные и количественные результаты хозяйственной деятельности. Среди них снижение себестоимости, рост объема производства.
Выводы раздела 2
Задача финансового регулирования — обеспечить оптимальные размеры и соотношения между фондами возмещения, потребления и накопления и рациональные пропорции между денежными фондами, входящими в их состав.
Эффективность финансовых рычагов и стимулов — способность их обеспечить экономику надежными и устойчивыми источниками роста, финансовую устойчивость народного хозяйства, повысить экономическую отдачу в производстве товаров и услуг.
Наибольшее значение имеют:
1) финансовое регулирование и стимулирование производства;
2) финансирование научно-технического прогресса;
3) страховая защита общественного производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бегугин, Ю.М. Сберегательное дело; М.: Финансы, 2008. — 256 c.
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория; Высшее образование, 2008. — 400 c.
3. Брейли, Р.; Майерс, С. Принципы корпоративных финансов; М.: Олимп-Бизнес, 2002. — 787 c.
4. Гальперин, В.М.; Гребенников, П.И.; Леусский, А.И. Макроэкономика; СПб: СПбУЭФ, 2007. — 719 c.
5. Голосовский, С.И. Эффективность научных исследований в промышленности; М.: Экономика, 2008. — 160 c.
6. Градобитова, Л.Д.; Пискулов, Ю.В. Экономика и дипломатия; М.: Наука, 2011. — 160 c.
8. Колесников, В.И.; Кроливецкая, Л.П. и др. Банковское дело; М.: Финансы и статистика, 2005. — 480 c.
9. Колесников, В.И.; Кроливецкая, Л.П. и др. Банковское дело; М.: Финансы и статистика, 2001. — 480 c.
10. Котлер, Филип Основы маркетинга; М.: Прогресс, 2005. — 736 c.
11. Липсиц, И.В. Экономика без тайн; М.: Дело ЛТД, 2012. — 352 c.
14. Мицкевич, А.А. Сборник заданий по экономике; М.: Вита-Пресс, 2006. — 527 c.
16. Романова, М.В. Банковская деятельность: налоговый аспект; М.: БДЦ-пресс, 2004. — 312 c.
17. Севрук, В.Т. Банковские риски; Дело ЛТД, 2005. — 557 c.
18. Сокольников, Г.Я. Новая финансовая политика на пути к твердой валюте; М.: Наука, 2003. — 336 c.
19. Хейне, Пол Экономический образ мышления; М.: Дело; Издание 2-е, стер., 2011. — 704 c.
20. ред. Шанин, Т. Неформальная экономика. Россия и мир; М.: Логос, 2008. — 576 c.