Религиозная группа
Понятие религиозного объединения
Религиозные объединения – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— вероисповедание;
— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Виды религиозных объединений
Религиозные объединения могут создаваться в форме:
— религиозных групп и
— религиозных организаций
Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на
— местные и
— централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая
— не менее чем из десяти участников,
— достигших возраста восемнадцати лет и
— постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. В России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, поскольку Российская Федерация – светское государство. В России религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее:
а) Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
б) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
в) обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
а) создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;
б) не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
в) не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
Третье направление в истолковании приоритетов между элементами религиозного комплекса связано с развитием социологии религии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система — это прежде всего система коллективных действий. Коллективные же действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, организации, поэтому на базе культовых действий и отношений формируется религия как социальный институт.
Социальные институты — это исторически сложившаяся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становление религии как социального института представляет собой процесс институционализации религиозных культовых систем.
Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.
Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объему совпадала с другими социальными группами — племенем, родом, соседской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.
Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.
Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общиной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере монополизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации религии приводит к формированию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины.
Как отмечает немецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако, здесь еще имеет место совпадение религиозной и социальной общности.
Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителей культа — жреческие корпорации.
Жреческая корпорация — это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству. В других странах это сословие образует замкнутую касту, занимающую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).
Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является составной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создает основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное «государство в государстве».
В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в становлении государственной правовой системы общества. Однако эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюрк-гейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент.
Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы. Идеологическое регулирование носило синкретическую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характер религиозного и государственно-правового регулирования.
По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.
Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов.
Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций:
1) Выработка систематизированного вероучения;
2) Разработка систем его защиты и оправдания;
3) Руководство и осуществление культовой деятельностью;
4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм;
5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих — служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов, В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы.
Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.
Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности. Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.
Церковь — это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.
Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ — можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношения различных типов религиозных организаций представлено в таблице 1.
Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразовательные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превратиться в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты. Подробнее эти процессы оцерковливания и сектообразования будут освещены при рассмотрении конкретных религиозных объединений.
Церковь | Деноминация | Секта | Культ | |
Пример | Римский католицизм. Англиканская цсрквь. | Методизм. Конгрсгациализм. | Свидетели Иеговы; «Христианские науки» (раннего периода) | Отца небесного; Храм людей; Церковь Единения |
Источник членства | Все или боль-шинство членов общества преданы церкви. | Набор путем обращения в веру детей членов общины; в некоторой мере обращение в веру новых людей. | Братство преданных верующих; обращение в веру на основе убеждения | Братство преданных верующих; обращение в результате эмоционального кризиса |
Отношение к государству и Другим религиям | Тесно связана с государством и нерелигиозными организациями | В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру | Выступает против других религий, а также государственных и светских органов власти | Отрицание других религий, а также государственных и светских органов власти |
Тип руководства | Профессиональные священники, работающие полный рабочий день. | Профессиональные свя-щенники | Непрофессиональные лидеры, имеющие слабую подготовку | Харизматические лидеры | |
Тип вероучения | Формальная теология. | Терпимость к различным точкам зрения и спорам | Упор на чистоту вероучения и возврат к изначальным принципам | Новые принципы откровение и проникновение в духовную сущность |
Вовлеченность членов | Сведено до минимума или совсем не требуется для многих членов. | Незначительная вовлеченность, разрешается иметь и другие обязательства | Необходимо глубокое чувство преданности | Необходима полная преданность |
Тип религиозного действия | Наличие ритуалов. | Наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность | Глубокая эмоциональность | Глубокая эмоциональность |
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента — религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляется в процессе их функционирования. Поэтому настало время перейти к анализу этого процесса, посмотреть как воздействует религия на индивида и общество.
Литература
Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.
Создание религиозной группы
Инна Загребина Адвокат, главный редактор журнала «Юридическое религиоведение»
10 марта 2010 г. вступило в силу Постановление Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) по делу «Кимля и другие против России». Данным Постановлением было установлено, что требование части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», о необходимости подтверждения существования религиозной группы не имеющей подтверждения о вхождении ее в централизованную религиозную организацию на протяжении не менее 15 лет, не соответствует положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По мнению ЕСПЧ данная норма не отвечала критерию необходимости в демократическом обществе, который является одним из условий правомерного ограничения прав и свобод человека.
Поскольку в соответствии с часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17 Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с международными договорами Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы, то они должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений.
На этом основании норма о 15-летнем «стаже» для религиозных групп должна была быть отменена, что и было сделано. Однако правовое регулирование деятельности религиозных групп, на наш взгляд, только ужесточилось.
Начнем по порядку. Право на создание и деятельность религиозных групп является одной из форм реализации конституционных прав граждан. В соответствии со статьи 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статьей 30 Конституции РФ предусмотрено право граждан на объединения без какой-либо государственной регистрации, разрешения или уведомления.
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться как в форме религиозных групп, так и форме религиозных организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной группой признается добровольное объединении граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации. Право граждан исповедовать и распространять свою веры без государственной регистрации является существенным признаком, отличающим религиозную группу от религиозной организации. Государственная регистрация является правом, а не обязанностью религиозного объединения.
Государственная регистрация связанна исключительно с приобретением правоспособности юридического лица и ее никак нельзя рассматривать как разрешение на деятельность. Иначе это бы вступало в противоречие с 28 статьей Конституции РФ. Поскольку гарантированное статьей 28
Конституции право на совместное вероисповедание является непосредственно действующим, и не связано с какой-либо регистрацией.
Уведомление о создании и продолжении деятельности
В силу все того пункта 2 статьи 7 вышеуказанного закона в новой редакции, все без исключения религиозные группы обязаны подавать уведомления в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы о начале и продолжении своей деятельности. Следует отметить, данная норма подразумевает не право, а обязанность религиозных групп. Обязанность в свою очередь должна поддерживаться мерой государственного принуждения. Что уже само по себе нарушает конституционный принцип свободы совести.
Уведомления вправе подавать руководители (представители) религиозной группы, а также, в случае вхождения религиозной группы в структуру централизованной религиозной организации, руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации.
Из вышеуказанной нормы следует, что религиозные группы могут входить в структуру централизованных религиозных организаций. Следовательно, могут являться делегатами ее общего собрания.
Следует обратить внимание, что Уведомление имеет определенную форму, утвержденную органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации. Но в обязательно порядке, в силу закона должно содержать в себе следующие сведения:
- об основах вероисповедания;
- о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- о руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.
После введения обязательности уведомления логично задуматься, что будет тем, кто не уведомил и как обезопасить себя «домашним» группам, да и просто домашним посиделкам верующих за чаем, которые не являются по своей сути религиозными группами. К сожалению, в связи с нововведениями имеющееся в законе определение термина «религиозная группа» перестает нести в себе правильную правовую нагрузку в связи с широким толкованием. Под имеющееся толкование на сегодняшний день попадают все без исключения собрания верующих вне культовых сооружений.
Например, собрались единоверцы дома у кого-то вечером среди недели помолиться – это религиозная группа. Собрались несколько верующих семей для совместного общения, также религиозная группа и.т.п. Между тем, если граждан при реализации ими своих прав в вышеописанных ситуациях представители органов государственной власти будут пытаться привлечь к ответственности по факту не подачи уведомления, следует иметь в виду, что создание религиозной группы не может происходить иначе, как при наличии субъективного намерения участников образовать религиозную группу.
Только лишь факт осуществления несколькими лицами совместных религиозных действий не может рассматриваться как создание религиозной группы. Фактическое участие физического лица в совместном исповедании и распространении веры с другими лицами не может отождествляться с выражением сознательного намерения выступить создателем объединения. Таким образом, верующие имеют право, как осуществлять совместную религиозную деятельность по исповеданию и распространению веры без образования религиозной группы, так и учредить религиозную группу. Иное толкование, согласно которому религиозная группа признается возникшей при наличии объективных признаков, определенных в вышеуказанной ст. 6 Закона, в том числе формально выраженного волеизъявления участников образовать религиозное объединение противоречило бы ч. 2 ст. 30 Конституции. Между тем, в случае спора с представителями органов государственной власти данную истину придется доказывать не исключено, что путем обращения в судебные органы.
Не совсем понятно, как при обнаружении подобной группы граждан поведут себя органы государственной власти. Но, в случае привлечения к ответственности граждан за подобные «правонарушения», на наш взгляд, необходимо обращаться в суд за защитой своих прав, чтобы судебная практика в вопросах частной жизни граждан оставалась положительной.
В случае если религиозная группа будет действовать без уведомления, ее действия (бездействие) будут квалифицироваться по статье 19. 7 КоАП РФ, согласно которой ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет за собой:
- предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей;
- на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Между тем, в целях избежания недоразумений и путаницы между религиозными группами действующими без статуса юридического лица и домашними группами, являющимися служением религиозной организации при нынешней действительности будет целесообразно религиозным организациям рассмотреть в протоколах одним из пунктов проведение богослужений по определенным дням по конкретным адресам. А также выдать служителю домашней группы пакет документов, включающий в себя копию свидетельства о регистрации религиозной организации, копию устава, выписку из вышеуказанного протокола, а также документ подтверждающий принадлежность священнослужителя к религиозной организации. В противном случай данный факт придется доказывать в суде.
Следует обратить внимание, что законом установлены сроки подачи уведомления. Религиозная группа обязана представлять уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.
Также следует обратить внимание на еще один казус. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
Вышеуказанная норма делает сложно выполнимым требование об указании в уведомлении всех мест проведения богослужений, обрядов и ритуалов. По сути, если строго следовать букве закона, получается необходимо перечислить все адреса места жительства участников религиозной группы, а также, имеющееся у них недвижимое имущество, включая дачи, где тоже в летний период могут проводиться богослужения.
Невольно возникает вопрос, а что делать, если вдруг группа сменила место встречи, а адрес не указан в регистрации? А как быть с ритуалами, неужели, на всякий случай, необходимо будет прописать в уведомлении все кладбища и крематории того или иного города, где тоже могут проводится ритуалы погребения. И в случае если все же эти места не будут указаны за это тоже будет предусмотрена юридическая ответственность?
Следует отметить, что законом не предусмотрено ни наличие в религиозной группе каких-либо учредительных документов, ни требований о формировании у религиозной группы каких-либо органов управления.
Основное требование законодательства к религиозным группам — это соответствие религиозной группы целям и признакам религиозного объединения установленных ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, целями религиозной группы являются исповедание и распространение веры. Признаками: наличие вероисповедания, проведение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозной воспитание своих последователей.
Участники религиозной группы
В религиозную группу могут входить как граждане Российской Федерации, так и иные лица (иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации, что прямо закреплено в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». При этом Закон не содержит в себе какие-либо количественные критерии, он не устанавливает и не ограничивает численность участников группы. Это могут быть как 2 человека, так и 2000 человек.
Инна Загребина Адвокат, главный редактор журнала «Юридическое религиоведение»
10 марта 2010 г. вступило в силу Постановление Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) по делу «Кимля и другие против России». Данным Постановлением было установлено, что требование части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», о необходимости подтверждения существования религиозной группы не имеющей подтверждения о вхождении ее в централизованную религиозную организацию на протяжении не менее 15 лет, не соответствует положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По мнению ЕСПЧ данная норма не отвечала критерию необходимости в демократическом обществе, который является одним из условий правомерного ограничения прав и свобод человека.
Поскольку в соответствии с часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17 Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с международными договорами Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы, то они должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений.
На этом основании норма о 15-летнем «стаже» для религиозных групп должна была быть отменена, что и было сделано. Однако правовое регулирование деятельности религиозных групп, на наш взгляд, только ужесточилось.
Начнем по порядку. Право на создание и деятельность религиозных групп является одной из форм реализации конституционных прав граждан. В соответствии со статьи 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статьей 30 Конституции РФ предусмотрено право граждан на объединения без какой-либо государственной регистрации, разрешения или уведомления.
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться как в форме религиозных групп, так и форме религиозных организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной группой признается добровольное объединении граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации. Право граждан исповедовать и распространять свою веры без государственной регистрации является существенным признаком, отличающим религиозную группу от религиозной организации. Государственная регистрация является правом, а не обязанностью религиозного объединения.
Государственная регистрация связанна исключительно с приобретением правоспособности юридического лица и ее никак нельзя рассматривать как разрешение на деятельность. Иначе это бы вступало в противоречие с 28 статьей Конституции РФ. Поскольку гарантированное статьей 28
Конституции право на совместное вероисповедание является непосредственно действующим, и не связано с какой-либо регистрацией.
Уведомление о создании и продолжении деятельности
В силу все того пункта 2 статьи 7 вышеуказанного закона в новой редакции, все без исключения религиозные группы обязаны подавать уведомления в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы о начале и продолжении своей деятельности. Следует отметить, данная норма подразумевает не право, а обязанность религиозных групп. Обязанность в свою очередь должна поддерживаться мерой государственного принуждения. Что уже само по себе нарушает конституционный принцип свободы совести.
Уведомления вправе подавать руководители (представители) религиозной группы, а также, в случае вхождения религиозной группы в структуру централизованной религиозной организации, руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации.
Из вышеуказанной нормы следует, что религиозные группы могут входить в структуру централизованных религиозных организаций. Следовательно, могут являться делегатами ее общего собрания.
Следует обратить внимание, что Уведомление имеет определенную форму, утвержденную органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации. Но в обязательно порядке, в силу закона должно содержать в себе следующие сведения:
- об основах вероисповедания;
- о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- о руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.
После введения обязательности уведомления логично задуматься, что будет тем, кто не уведомил и как обезопасить себя «домашним» группам, да и просто домашним посиделкам верующих за чаем, которые не являются по своей сути религиозными группами. К сожалению, в связи с нововведениями имеющееся в законе определение термина «религиозная группа» перестает нести в себе правильную правовую нагрузку в связи с широким толкованием. Под имеющееся толкование на сегодняшний день попадают все без исключения собрания верующих вне культовых сооружений.
Например, собрались единоверцы дома у кого-то вечером среди недели помолиться – это религиозная группа. Собрались несколько верующих семей для совместного общения, также религиозная группа и.т.п. Между тем, если граждан при реализации ими своих прав в вышеописанных ситуациях представители органов государственной власти будут пытаться привлечь к ответственности по факту не подачи уведомления, следует иметь в виду, что создание религиозной группы не может происходить иначе, как при наличии субъективного намерения участников образовать религиозную группу.
Только лишь факт осуществления несколькими лицами совместных религиозных действий не может рассматриваться как создание религиозной группы. Фактическое участие физического лица в совместном исповедании и распространении веры с другими лицами не может отождествляться с выражением сознательного намерения выступить создателем объединения. Таким образом, верующие имеют право, как осуществлять совместную религиозную деятельность по исповеданию и распространению веры без образования религиозной группы, так и учредить религиозную группу. Иное толкование, согласно которому религиозная группа признается возникшей при наличии объективных признаков, определенных в вышеуказанной ст. 6 Закона, в том числе формально выраженного волеизъявления участников образовать религиозное объединение противоречило бы ч. 2 ст. 30 Конституции. Между тем, в случае спора с представителями органов государственной власти данную истину придется доказывать не исключено, что путем обращения в судебные органы.
Не совсем понятно, как при обнаружении подобной группы граждан поведут себя органы государственной власти. Но, в случае привлечения к ответственности граждан за подобные «правонарушения», на наш взгляд, необходимо обращаться в суд за защитой своих прав, чтобы судебная практика в вопросах частной жизни граждан оставалась положительной.
В случае если религиозная группа будет действовать без уведомления, ее действия (бездействие) будут квалифицироваться по статье 19. 7 КоАП РФ, согласно которой ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет за собой:
- предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей;
- на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Между тем, в целях избежания недоразумений и путаницы между религиозными группами действующими без статуса юридического лица и домашними группами, являющимися служением религиозной организации при нынешней действительности будет целесообразно религиозным организациям рассмотреть в протоколах одним из пунктов проведение богослужений по определенным дням по конкретным адресам. А также выдать служителю домашней группы пакет документов, включающий в себя копию свидетельства о регистрации религиозной организации, копию устава, выписку из вышеуказанного протокола, а также документ подтверждающий принадлежность священнослужителя к религиозной организации. В противном случай данный факт придется доказывать в суде.
Следует обратить внимание, что законом установлены сроки подачи уведомления. Религиозная группа обязана представлять уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.
Также следует обратить внимание на еще один казус. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
Вышеуказанная норма делает сложно выполнимым требование об указании в уведомлении всех мест проведения богослужений, обрядов и ритуалов. По сути, если строго следовать букве закона, получается необходимо перечислить все адреса места жительства участников религиозной группы, а также, имеющееся у них недвижимое имущество, включая дачи, где тоже в летний период могут проводиться богослужения.
Невольно возникает вопрос, а что делать, если вдруг группа сменила место встречи, а адрес не указан в регистрации? А как быть с ритуалами, неужели, на всякий случай, необходимо будет прописать в уведомлении все кладбища и крематории того или иного города, где тоже могут проводится ритуалы погребения. И в случае если все же эти места не будут указаны за это тоже будет предусмотрена юридическая ответственность?
Следует отметить, что законом не предусмотрено ни наличие в религиозной группе каких-либо учредительных документов, ни требований о формировании у религиозной группы каких-либо органов управления.
Основное требование законодательства к религиозным группам — это соответствие религиозной группы целям и признакам религиозного объединения установленных ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, целями религиозной группы являются исповедание и распространение веры. Признаками: наличие вероисповедания, проведение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозной воспитание своих последователей.
Участники религиозной группы
В религиозную группу могут входить как граждане Российской Федерации, так и иные лица (иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации, что прямо закреплено в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». При этом Закон не содержит в себе какие-либо количественные критерии, он не устанавливает и не ограничивает численность участников группы. Это могут быть как 2 человека, так и 2000 человек.
Согласно Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»:
Статья 6. Религиозные объединения
1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Статья 7. Религиозная группа
1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 261-ФЗ)
2. Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы.
В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.
Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 261-ФЗ)
3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Группа — это больше чем 1 человек. То есть — минимум 2 человека.
Для создания религиозной группы необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Министерство юстиции РФ в вашем субъекте федерации.
Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы.
На настоящий момент органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации является Минюст России (его территориальные органы).
В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.
Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.
Форма уведомления о начале деятельности религиозной группы утверждена приказом Минюста России от 05.10.2015 № 234.
См: Приказ Министерства юстиции РФ от 5 октября 2015 г. N 234 «Об утверждении формы уведомления о начале деятельности религиозной группы»
Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.
После подачи документов, Минюст пришлет вам информационное письмо, в котором будет содержаться информация о регистрации вашего заявления и о присвоении ему учетной записи, которая и будет считаться реквизитами вашей группы, которые нужно будет указывать при осуществлении деятельности.
Если у вас возникли вопросы по созданию религиозной группы, напишите мне и я постараюсь помочь и послужить вам.
Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Образец ответа на «требование» прокуратуры и Закон Яровой: что записать в протокол об административном правонарушении
Поделись Константин АндреевСледовать